- Главное и зависимое слово в словосочетании
- Как строится словосочетание?
- Что такое главное и зависимое слово?
- Как определить главное и зависимое слово?
- Виды подчинительной связи в словосочетании
- Словосочетания со связью согласования
- Словосочетания со связью управления
- Словосочетания со связью примыкания
- Главное слово и тип словосочетания
- Видеоурок
- Виды связей в словосочетаниях
- Понятие словосочетания
- Основные виды словосочетаний
- Глагольные словосочетания
- Именные словосочетания
- Наречные словосочетания
- Примеры словосочетаний со связью согласования
- Примеры словосочетаний со связью управления
- Примеры словосочетаний со связью примыкания
- Справочные материалы к теме: «Типы связи слов в словосочетании»
Главное и зависимое слово в словосочетании
Главное и зависимое слово составляют словосочетание на основе подчинительной связи.
Как строится словосочетание?
В русском языке словосочетания складываются по смыслу и грамматически из отдельных слов, которые не выражают законченную мысль, как например предложение. Словосочетание состоит минимум из двух слов и называет предметы, признаки или действия более детально, чем одно слово, расширяя наше представление об окружающем мире:
- солнце — яркое солнце;
- красивый — очень красивый;
- плавать — плавать в реке.
Строительными кирпичиками для предложения являются словосочетания, которые в отдельности не выражают законченную мысль, а только объединившись с помощью интонации в высказывание о ком-то или о чём-то.
В небе ярко светит весеннее солнце.
Подлежащее и сказуемое — это равноправные члены предложения. Словосочетание строится на основе неравноправных отношений между словами.
Укажем словосочетания в предложении, отыскав их с помощью вопросов:
Что такое главное и зависимое слово?
В выделенных парах слов первое слово является главным. Его основным признаком является то, что от него можно задать вопрос к другому слову, поясняющему его смысл.
Второе слово поясняет, расширяет смысл главного слова и принимает такую грамматическую форму, которую ему диктует главное слово, то есть оно зависит от главного слова и подчиняется ему. Это зависимое слово в словосочетании.
Итак, в словосочетании можно указать главное и зависимое слово. Между ними нет грамматического равноправия. Зависимое слово подчиняется главному.
Как определить главное и зависимое слово?
Чтобы понять, какое слово является главным, а какое зависимым в словосочетании, имеем в виду, что главное слово обычно называет предмет, действие или признак. Оно выражает основной смысл словосочетания. От главного слова можно поставить вопрос к уточняющему его значение слову, которое связано с ним по смыслу и грамматически.
Зависимое слово дополняет, расширяет значение главного. Понаблюдаем:
- солнечный день — день (какой?) солнечный;
- гулять в парке — гулять (в чём?) в парке;
- совершенно новый — новый (в какой степени?) совершенно.
Виды подчинительной связи в словосочетании
В зависимости от способа соединения слов в словосочетание выделяют три вида подчинительной связи:
Словосочетания со связью согласования
В сочетании «весеннее солнце» оба слова имеют одну и ту же грамматическую форму единственного числа среднего рода именительного падежа. Если грамматическая форма зависимого слова совпадает с формой главного, между ними установилась подчинительная связь согласование. Образно говоря, как главное слово (солнце), так и зависимое (весеннее) согласны принять одну и ту же грамматическую форму.
При такой связи оба слова одновременно изменяются по родам, числам и падежам.
Подчинительной связью согласования объединяются в словосочетание главное слово, выраженное существительным, с зависимым в виде имени прилагательного, местоимения, порядкового числительного, причастия, к которому задаются вопросы какой? чей?
Словосочетания со связью управления
В словосочетании «светит в небе» главное слово требует от зависимого имени существительного грамматической формы предложного падежа единственного числа:
Главное слово руководит зависимым и присоединяет его с помощью подчинительной связи управления.
В словосочетаниях со связью управления от главного слова к зависимому ставятся вопросы косвенных падежей:
Главное слово может менять свою грамматическую форму, а зависимое сохраняет первоначальную:
- чита ю стих и ;
- чита ешь стих и ;
- чита ет стих и .
Связь управления укажем между главным и зависимым словом, выраженными частями речи:
- глагол + существительное (сшить платье);
- существительное + существительное (крыльцо дома);
- числительное + существительное (восемь томов, оба друга);
- деепричастие + существительное (открыв дверь).
Словосочетания со связью примыкания
В сочетании «светит ярко» зависимое слово не изменяется. Оно присоединяется к главному слову по смыслу и с помощью интонации. Такая подчинительная связь называется примыканием.
К главному слову, выраженному глаголом, существительным, наречием, примыкают зависимые неизменяемые слова в виде наречия, деепричастия или неопределенной формы глагола. К зависимому слову от глагольных форм и наречий ставятся обстоятельственные вопросы:
От главного слова существительного к зависимому слову зададим вопрос определения:
Рассмотрим классификацию словосочетаний в зависимости от способа выражения главного слова.
Главное слово и тип словосочетания
В словосочетании главное слово может быть выражено глагольной формой, именной частью речи или наречием. В зависимости от способа выражения главного слова различают три типа словосочетаний:
В глагольных словосочетаниях в качестве главного слова выступает любая грамматическая форма глагола, а также причастие или деепричастие:
В именных словосочетаниях главным словом является существительное, прилагательное, местоимение, количественное или собирательное числительное:
Для наречных сочетаний характерно, что к главному слову в виде наречия примыкает другое наречие. Главное слово может управлять зависимым местоимением или существительным.
Понаблюдаем:
Видеоурок
Источник
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Источник
Справочные материалы к теме: «Типы связи слов в словосочетании»
Справочные материалы к теме:
«Типы связи слов в словосочетании».
1. Словосочетание – это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.
Например: любить животных, летнее утро, быстро писать.
Словосочетания формируются в предложении и выделяются из него.
Любое словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Вопрос задаётся от главного слова к зависимому.
Например: в словосочетании весенний день (день (какой?) весенний) главное слово день, зависимое – весенний.
Существует три способа связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
При согласовании зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, то есть согласуется с ним в роде, числе, падеже. При изменении главного слова аналогично изменяется и зависимое слово.
Например: хорошее настроение, хорошего настроения, хорошему настроению.
Как правило, главным словом в словосочетаниях с согласованием бывает существительное, а зависимым – причастие, прилагательное, порядковые числительные или некоторые местоимения.
Например: действующее правило, светлый образ, второй сорт, наш дом.
Чаще всего согласуются определения.
При управлении зависимое слово ставится при главном в определённом падеже. Изменение формы главного слова не вызывает изменения формы зависимого слова.
Например: ведёт за руку, ведущий за руку, ведя за руку.
Управление выражается окончаниями зависимых слов и предлогами. В таких словосочетаниях главным словом бывает обычно глагол, глагольные формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное, а зависимым – существительное, местоимение, числительное в косвенном падеже.
Например: ваза из стекла, описывать местность, доволен тобой, очарованный песней.
Но! В сочетании слов типа три дерева (с неодушевлённым существительным) числительное в И. п. и В. п. управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним. В сочетании типа три дочери (с одушевлённым существительным) управление наблюдается только в И. п., а в остальных падежах – согласование.
В предложении управляются чаще всего дополнения.
Примыкание – это такой способ связи, при котором зависимое слово (обязательно неизменяемая часть речи или неопределённая форма глагола) связано с главным только по смыслу, а также интонацией.
Например: убежать далеко, очень милый, сказал волнуясь, желание учиться.
В таких словосочетаниях главным словом бывает глагол, причастие, деепричастие, наречие, прилагательное, существительное, а зависимым – любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма).
Например: яйцо вкрутую, рассказывать смеясь, стремление узнать, бегать быстрее.
Но! Притяжательные местоимения его, её, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием.
Например: его тетрадь, её слова.
В предложении чаще всего примыкают обстоятельства.
2. Не являются словосочетаниями:
— сочетание самостоятельного слова со служебным (с предлогом, частицей)
Например: благодаря помощи, около дома, пусть говорят;
— сочетания слов в составе фразеологизмов
Например: спустя рукава, бить баклуши;
— грамматическая основа предложения
Например: Взошло солнце.
Например: менее прекрасный, будет гулять.
3. Приёмы, помогающие найти словосочетания определённого типа в тексте:
1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо
— выделить в предложении слово, отвечающее на вопрос какой?, а затем найти слово, от которого оно зависит;
— изменить главное слово и посмотреть, изменяется ли зависимое слово;
— проанализировать структуру словосочетания.
2) чтобы найти словосочетание с управлением, надо
— найти слово (с предлогом или без), отвечающее на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?), а затем установить главное слово;
— изменить главное слово и посмотреть, изменяется ли зависимое слово;
— проанализировать структуру словосочетания.
3) чтобы найти словосочетание с примыканием, надо
— отыскать неизменяемое слово, а затем установить, от которого слова оно зависит;
— проанализировать структуру словосочетания.
3. Следует помнить, что компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В таком случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос.
Например: в предложении И голос у мамы был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен находим словосочетание с управлением –
созданный (для чего?) для песен.
Тренировочные упражнения по теме:
«Типы связи слов в словосочетании».
1. Определите способ связи и средства её выражения.
В поросших лугах, глядя из окна, к своим домам, быстро неслась, несколько книг, мой друг, кататься на коньках, какой-нибудь человек, играющий на улице, очень радуясь, четверо друзей, две тетради, её слова, откуда-то справа.
2. Выпишите из предложенных сочетаний слов те, которые не являются словосочетаниями.
Простояв на ветру, согласно пословице, идти по дороге, северный ветер, похожий на родителей, пусть светит, немного осталось, любой из нас, лампа горит, более доступный, каждый из друзей, сделать по-моему, что-то важное.
3. В каком ряду даны все словосочетания со связью согласование?
1) падающий снег, любимая игрушка, кто-то из нас;
2) разрисованная картина, любящие родители, развешанные на стенах;
3) удивительная тишина, у твоего дома, вымытый пол;
4) своё присутствие, некоторые наречия, придуманный мною.
4. В каком ряду даны все словосочетания со связью управление?
1) образованный от наречия, каждый из присутствующих, нашёл среди цветов;
2) увидеть из окна, любить жизнь, смотреть внимательно;
3) оба пенсионера, тревога усиливалась, долго молчали;
4) трое из нас, переходит через границу, смотреть вдаль;
5. В каком ряду даны все словосочетания со связью примыкание?
1) вкратце изложить, работать молча, сомневаюсь в этом;
2) откуда-то издалека, кофе по-турецки, яйцо вкрутую;
3) говорить невпопад, два рубля, любуясь собою;
4) сжечь дотла, говорить вполголоса, в пустую комнату.
6. Из предложения выпишите словосочетание со связью согласование:
Он пахал землю и тем задавал ей определённые габариты.
7. Из предложения выпишите словосочетание со связью управление:
Утренняя темнота скрывала детскую площадку.
8. Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание:
Недавно кто-то сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.
9. Укажите, какой тип связи используется в словосочетании УБИРАЛ ПРИГЛАЖИВАЯ в предложении:
Приглаживая землю, человек убирал в ней все резкие грани, бугры, камни.
10. Укажите, какой тип связи используется в словосочетании СОЗДАВАЛИ «ПОЛОСОНЬКИ» в предложении:
Хождения крестьянина за плугом, бороной не только создавали «полосоньки» ржи, но и ровняли границы леса, формировали его опушки.
11. Укажите, какой тип связи используется в словосочетании ТАКОЙ ОТТОЧЕННОСТЬЮ в предложении:
Такой же отточенностью обладают коньки на крышах деревенских северных изб.
Ключи к упражнениям по теме:
«Типы связи слов в словосочетании».
1. В поросших лугах – согласование, глядя из окна – управление, к своим домам — согласование, быстро неслась — примыкание, несколько книг — согласование, мой друг — согласование, кататься на коньках — управление, какой-нибудь человек — согласование, играющий на улице — управление, очень радуясь — примыкание, четверо друзей — согласование, две тетради — управление, её слова — примыкание, откуда-то справа — примыкание.
2. Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:
Согласно пословице, пусть светит, лампа горит, более доступный.
3. Все словосочетания со связью согласование в третьем ряду.
4. Все словосочетания со связью управление в первом ряду.
5. Все словосочетания со связью примыкание во втором ряду.
6. Словосочетание со связью согласование – определённые габариты.
7. Словосочетание со связью управление – скрывала площадку.
8. Словосочетание со связью примыкание – сказал недавно.
9. Используется тип связи примыкание.
10. Используется тип связи управление.
11. Используется тип связи согласование.
Контрольный тест по теме:
«Типы связи слов в словосочетании».
1. В каком ряду даны все словосочетания со связью согласование?
1) идти полем, блестящая идея, подъехал к нему, красный от мороза;
2) немного испугаться, зарабатывать популярность, вспоминая молодость, читающий статью;
3) дивный сон, дрожать от холода, убедиться в искренности, громко разговаривать;
4) низкорослая берёза, работающий прибор, первая зелень, сотая доля.
2. В каком ряду даны все словосочетания со связью согласование?
1) далеко от родных, известный всем, умытой листвой, справедливый приговор;
2) какого-то незнакомца, лисьи повадки, этот человек, первое место;
3) зелёная травка, незадолго до праздника, его друг, что-нибудь интересное;
4) кофе по-варшавски, нечто важное, другая сторона, каждый из присутствующих.
3. В каком ряду даны все словосочетания со связью управление?
1) обучать грамоте, отвечал не глядя, печь из муки, живущий рядом;
2) благодарить учителя, листья дуба, сообщить подробности, объяснять что-либо;
3) проанализировал ситуацию, уходить рано, посаженный отцом, дикий север;
4) возразить сыну, из нескольких компонентов, льётся отвесно, каждый человек.
4. В каком ряду даны все словосочетания со связью управление?
1) увидеть кого-нибудь, известный всем, моросящие дожди, тускнеющая на глазах;
2) трое в лодке, ваза из стекла, любой из уехавших, откуда-то из темноты;
3) прочитать роман, сверкая на снегу, остановившийся у дороги, трава на лугу.
4) четыре стены, переведённый на английский, заходящее солнце, во втором ряду.
5. В каком ряду даны все словосочетания со связью примыкание?
1) любуясь пейзажем, восходящая луна, сомневаюсь в успехе, песня весны;
2) неожиданно быстро, сделать умышленно, взойдёт непременно, рычать по-звериному;
3) открывая дверь, восход солнца, кто-то чужой, волчья пасть;
4) гармония чувств, поступить по-дружески, откровенное признание, удостоить внимания.
6. В каком ряду даны все словосочетания со связью примыкание?
1) рассказывая о книге, справа от аллеи, по-летнему жарко, основываться на фактах;
2) весьма занятно, искать впотьмах, очень занятно, критиковать за ошибки;
3) неожиданно заболеть, отдел кадров, идти вперёд, размышляя о будущем;
4) её признание, где-то вдали, далеко от дома, уехать зимой.
7. В каком ряду одно из сочетаний слов не является словосочетанием?
1) пробежав по полю, хлопочущая хозяйка, наша судьба, беспокоиться напрасно;
2) его пароль, что-то важное, пройти пешком, добрый совет;
3) бить баклуши, тревожиться о сыне, полюбить её, вялый из-за болезни;
4) дружеские отношения, благодаря за приём, пятый с краю, прекрасно понимая.
8. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование:
Давно я не читал книги, которая бы произвела на меня такое впечатление.
9. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление:
Наскоро поужинав, Егор вышел на двор.
10. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание:
Они быстро поднялись и вышли из комнаты, озадачив присутствующих своим поведением.
11. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление:
Эта встреча давала возможность поговорить наедине.
12. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание:
Песня, которую поют дети, звучит жизнеутверждающе.
13. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование:
К сожалению, я не помню, когда впервые мы встретились с этим человеком.
14. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление:
Николай ехал берегом озера, откуда вытекала речка.
15. Укажите, какой тип связи используется в словосочетании ЕГО ТАЧКА в предложении:
Слышно было, как в саду шагал дворник и как скрипела его тачка.
16. Укажите, какой тип связи используется в словосочетании ВОЗБУЖДЁННО ГОВОРЯ в предложении:
Егор, возбуждённо говоря и размахивая руками, входил в комнату.
17. Укажите, какой тип связи используется в словосочетании СИЛУ ПРИТЯЖЕНИЯ в предложении:
Земля, казалось, во много раз увеличивала силу своего притяжения.
18. Укажите, какой тип связи используется в словосочетании ОБВИТОЕ ВИНОГРАДНИКОМ в предложении:
Обвитое виноградником место было похоже на крытую беседку.
19. Укажите, какой тип связи используется в словосочетании НАША ВСТРЕЧА в предложении:
Впрочем, наша встреча происходила при весьма странных обстоятельствах.
20. Укажите, какой тип связи используется в словосочетании МЫСЛИ ГЛУБОКИЕ в предложении:
Звёзды, таящие мысли глубокие, силой какою вы душу пленяете?
Ключ к контрольному тесту
по теме: «Типы связи слов в словосочетании».
Источник