2.1. Общая характеристика сложноподчинённых предложений
1. Сложноподчинённые предложения (СПП) – это предложения, в которых есть главное предложение и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.
Придаточные предложения могут стоять перед главным предложением:
С тех пор как Нонна отказала Андрею, старик был с Нонной официально сух (Панова).
Придаточные могут стоять после главного предложения:
Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (Гончаров).
Придаточные предложения могут стоять в середине главного предложения:
И вечерком, когда все кошки серы , князь отправился подышать чистым воздухом (Лесков).
Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, то придаточное предложение отделяется от главного с двух сторон. |
2. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в главном или ко всему главному предложению.
К одному слову в главном предложении относятся следующие типы придаточных:
- придаточные подлежащные;
- сказуемные (по другой классификации подлежащные и сказуемные придаточные относятся к придаточным местоимённо-определительным);
- определительные;
- дополнительные (по другой классификации – изъяснительные);
- образа действия и степени.
Ко всему главному предложению обычно относятся следующие типы придаточных:
- придаточные места, времени, причины, следствия, сравнения, цели, условия, уступки (то есть обстоятельственные типы придаточных, кроме придаточных образа действия и степени).
Обстоятельственные придаточные, кроме придаточных образа действия и степени, как правило, относятся ко всему главному предложению, но вопрос к ним обычно задается от сказуемого.
Типология придаточных предложений даётся по учебнику: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5–9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений.
3. Средствами связи придаточного и главного предложений являются:
- в придаточном предложении – подчинительные союзы (что, чтобы, ибо, пока, когда, как, если и др.) или союзные слова (который, какой, кто, что, как, где, куда, откуда, когда и др.);
- в главном предложении – указательные слова (тот, такой, там, туда, потому, оттого и т.д.).
Союзы и союзные слова – главные средства связи в сложноподчинённом предложении.
Указательные слова в главном предложении могут быть, а могут и не быть.
Союзы и союзные слова обычно стоят в начале придаточного предложения и служат показателем границы между главным и придаточным.
Исключение составляет союз-частица ли , который находится в середине придаточного предложения. Обратите на это внимание!
Разграничение союзов и союзных слов
Союзы | Союзные слова |
---|---|
1. Не являются членами предложения, например: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину ( что – союз, не является членом предложения). | |
2. Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, ср.: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину. – Он сказал: сестра не вернётся к ужину. | |
3. На союз не может падать логическое ударение. | 3. На союзное слово может падать логическое ударение, например: Я знаю, что́ он будет делать завтра. |
4. После союза нельзя поставить частицы же , именно . | 4. После союзного слова можно поставить частицы же , именно , ср.: Я знаю, что же он будет делать завтра; Я знаю, что именно он будет делать завтра. |
5. Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоимённым наречием. | 5. Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоимённым наречием, ср.: Я знаю, что он будет делать завтра. – Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. – Я знаю: там он был вчера. |
Когда является союзом в придаточном времени (Отец мой скончался, когда мне был шестнадцатый год. Лесков) и в придаточном условия ( Когда нужно чёрта, так и ступай к чёрту! Гоголь).
Когда является союзным словом в придаточном дополнительном (Я знаю, когда он вернётся) и в придаточном определительном (Тот день, когда мы встретились впервые, я не забуду никогда; когда в определительном придаточном можно заменить основным для этого придаточного союзным словом который , ср.: Тот день, в который мы встретились впервые, я не забуду никогда).
Как является союзом во всех обстоятельственных придаточных, кроме придаточных образа действия и степени (ср.: Служите мне, как вы ему служили (Пушкин) – придаточное сравнительное; Как душа черна, так мылом не смоешь (пословица) – придаточное условия; можно заменить: если душа черна. – Делай так, как тебя учили – придаточное образа действия и степени).
Особенно внимательно разбирайте придаточные дополнительные: в них как и что могут быть как союзами, так и союзными словами.
Ср.: Он сказал, что вернётся к ужину (что – союз). – Я знаю, что он будет делать завтра (что – союзное слово); Я слышал, как за стеной плакал ребёнок (как – союз). – Я знаю, как она любит сына (как – союзное слово).
В придаточном дополнительном союз как можно заменить союзом что , ср.: Я слышал, как за стеной плакал ребёнок. – Я слышал, что за стеной плакал ребёнок.
2) Чем является союзом в двух случаях:
а) в составе двойного союза чем. тем :
Чем дальше в лес, тем больше дров; Чем ближе осень, тем грустнее на душе;
б) в придаточных таких сложноподчинённых предложений, которые имеют в главной части прилагательное, наречие в сравнительной степени или слова иной, другой, иначе .
Он оказался выносливее, чем мы думали; Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться (Крылов).
Проверить знания
пунктуации
поможет практикум
по русскому языку:
3) Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, который, какой, чей – союзные слова и не могут быть союзами.
Я знаю, где он прячется; Я знаю, куда он поедет; Я знаю, кто это сделал; Я знаю, почему он это сделал; Я знаю, зачем он это сказал; Я знаю, сколько времени у него ушло на ремонт квартиры; Я знаю, каким будет наш праздник; Я знаю, чей это портфель.
При разборе придаточного предложения как простого очень часто допускается следующая ошибка: значение придаточного переносится на значение союзного слова. Чтобы не допустить такой ошибки, попробуйте заменить союзное слово соответствующим указательным словом и определить, каким членом предложения это слово является.
Ср.: Я знаю, где он прячется. – Там он прячется.
Союзные слова который, какой, чей в определительном придаточном можно заменить существительным, к которому относится это придаточное.
Ср.: Расскажи мне ту сказку, которую мама любила (Герман). – Сказку мама любила; Стюарт Яковлевич – такой управитель, какого и на свете нет. – Такого управителя и на свете нет.
Возможна и обратная ошибка: значение союзного слова переносится на значение придаточного. Чтобы не ошибиться, ставьте вопрос от главного предложения к придаточному.
Я знаю (что?), когда он вернётся; Я знаю (что?), где он был – придаточные дополнительные; Он вернулся в город (в какой город?), где провел юность; Тот день (какой день?), когда мы познакомились, я не забуду никогда – придаточные определительные.
Кроме того, в определительном придаточном союзные слова где, куда, откуда, когда можно заменить союзным словом который .
Ср.: Он вернулся в город, где провёл юность. – Он вернулся в город, в котором провёл юность; Тот день, когда мы познакомились, я не забуду. – Тот день, в который мы познакомились, я не забуду.
4. Указательные слова находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов – быть предвестником придаточного предложения. Поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать вам, к какому типу относится придаточное предложение:
Он вернулся в тот город, где провёл юность ( тот – определение; придаточное определительное); Он остался с тем , чтобы доказать свою невиновность ( с тем – обстоятельство цели; придаточное цели); Прочтите так , чтобы никто не видел записки ( так – обстоятельство образа действия, меры и степени; придаточное образа действия и степени).
Способ выражения указательных слов
Разряд | Перечень слов | Примеры |
---|---|---|
1. Указательные местоимения и местоимённые наречия | Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др. | Так вот тот подарок, что он обещал ей сделать через десять лет (Паустовский). Прочтите так , чтобы никто не видел (Лесков). Нет величия там , где нет простоты, добра и правды (Л. Толстой). |
2. Определительные местоимения и местоимённые наречия | Весь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др. | Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам (Федосеев). Везде , где мы побывали, нам видны следы запустения (Солоухин). |
3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия | Никто, ничто, нигде, никогда и др. | Я не знаю никого , кто бы мог заменить старого графа (Лесков). |
4. Неопределенные местоимения и местоимённые наречия | Кто-то, что-то, где-то, когда-то и др. | По какой-то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шепотом и ходили чуть слышно (Лесков). |
5. Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями | При условии (что, если, когда), в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что) | А это удаётся в том случае , если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (Маршак). Я решил обедать один по той причине , что обед приходился на вахтенные часы Бутлера (Грин). |
► Читайте также более подробно о придаточных предложениях:
2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении
2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению
Источник
Типы связи придаточных предложений с главным.
До этого момента мы говорили о СПП с одним придаточным. Но мы знаем, что в СПП может быть два, три и больше придаточных.
– Какие вы знаете виды СПП с несколькими придаточными? (Два вида: 1) все придаточные присоединены непосредственно к главному. 2) первое присоединено к главному, второе – к первому придаточному и т.д.)
– Какие вы знаете типы связи придаточных частей с главной? (3 типа связи: последовательное подчинение, однородное и неоднородное (параллельное) соподчинение)
Задание:найдите и выпишите СПП с последовательным подчинением придаточных. Составьте схему. Текст показан через презентацию.
(Учащиеся должны продемонстрировать умение видеть способы связи придаточных предложений с главной частью)
Слайд 1 | Ответ ученика. |
В одну минуту дорога вздулась, как река. При свете молний Петя увидел потоки воды, кипящие вокруг него и сбивающие с ног. Нечего было и думать идти дальше. Петя побежал по колено в воде назад к станции, крестясь каждый раз, когда вспыхивала совсем близко молния и сейчас же за ней с пироксилиновым шорохом сыпались сухие обломки грома. И только провалившись в канаву, полную воды, Петя вдруг понял, что это именно та самая гроза, тот самый ливень, которых с такой надеждой ожидало семейство Бачей. Вокруг бушевала не просто вода, а именно та самая вода, которая должна вдоволь напоить сад, наполнить высохшую цистерну и спасти семейство Бачей от разорения. (В. Катаев) | Петя вдруг понял, что это именно та самая гроза, тот самый ливень, которых с такой надеждой ожидало семейство Бачей. |
Задание:найдите и выпишите СПП с однородными придаточными. Составьте схему.
Слайд 2 | Ответ ученика. |
Спустившись в овраг, медведь напился из ручья, поднялся на другую сторону и вдруг почуял запах дыма и услышал человеческие голоса. Потихоньку он пошёл на дым и скоро вышел к поляне, на которой ярко горел костёр, стояли две палатки и паслись стреноженные лошади. Это была научная экспедиция, но Тедди, конечно же, не знал этого и в величайшем изумлении присел, чтобы получше рассмотреть. (Ю. Казаков) | Потихоньку он пошёл на дым и скоро вышел к поляне, на которой ярко горел костёр, стояли две палатки и паслись стреноженные лошади. |
Задание: найдите и выпишите СПП с параллельным (неоднородным ) подчинением придаточным.
Слайд 3 | Ответ ученика. |
Про обезьянку Марию Ивановну отец написал маленький рассказ. Могу добавить, что назвал он её так, чтобы досадить одной неприятной даме, которая , рассердившись, перестала посещать наш дом, и таким образом цель была достигнута. Я помню Марию Ивановну баюкающей щенка. Она держала его головой вниз и нежно прижимала торчащий верх хвостик к своей мордочке. Щенок отчаянно визжал, но подойти к обезьянке в эти минуты было невозможно. Это поведение навело отца на мысль, что у неё кто-то, наверное, отнял детёныша. Чтобы отвлечь её от щенка, я отдавала Марии Ивановне все свои игрушки, которые она немедленно превращала в груду мусора. (По К.Куприной) | Чтобы отвлечь её от щенка, я отдавала Марии Ивановне все свои игрушки, которые она немедленно превращала в груду мусора. |
5.Задание: заполнить всю таблицу.
(Учащиеся должны продемонстрировать знания о средствах связи главного предложения с придаточным, знание , на какой вопрос отвечает каждое придаточное, умение различать союз от союзного слова)
Вид придаточного | Вопрос | Средство связи главного предложения с придаточным |
Определительные. | ||
Изъяснительные. | ||
Степени и образа действия. | ||
Сравнительные. | ||
Места. | ||
Времени. | ||
Цели. | ||
Причины. | ||
Следствия. | ||
Условия. | ||
Уступки. |
В конце работы должна получиться следующая таблица:
Источник