Способ существования религиозного сознания характеризующий его внутреннее состояние

Религия и вера, высшие силы

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) — такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний — «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний — «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Формирование искусственного (теоретического, художественного или другого) «мира», в отличие от мира реального, жизненного, предметного,— черта всех форм его духовного освоения людьми. Говорят: «мир научной теории», «мир сказки», «мир музыки». Специфика религии — в особом характере ее «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

Вера — способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ — система утвердившихся ритуалов, догматов. Общественно значимые представления, чувства, действия сочетаются в религии, как и в мировоззрении вообще, с индивидуальной сопричастностью людей ее идеям, образам, смыслам, с их личным творчеством. То и другое — обязательные «полюса», условия жизни религиозного сознания.

Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они — продукт исторического развития общества. Существовало и существует множество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, как христианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день имеют большое число приверженцев в разных странах. Религия — социально организованная (и организующая) вера человеческих сообществ, форма их поклонения «высшим силам», а тем самым воплощенным в них наиболее почитаемым данным обществом ценностям.

Природа религиозного мировоззрения сложна и требует тщательного изучения. До недавнего времени его оценка в нашей литературе крайне упрощалась и огрублялась; оно истолковывалось просто как система «невежественных» представлений о мире и человеке. Между тем религия — определенное явление духовной культуры, форма идеологии, имеющая социальную природу и функции. Идейное содержание и общественные роли религиозных учений неоднозначны, подвержены историческим переменам, переосмыслению. Какова же их самая общая суть?

Исследования показывают, что в фантастических религиозных представлениях об одушевленных силах, непомерно превосходящих силы человеческие, «естественные», отражено постоянное вторжение в жизнь людей «чуждых» им природных и общественных процессов, несущих в себе черты случайности, катастрофичности. Таинственные силы природы и истории (рока, судьбы) осмысливались как «высшие силы». Религия развивалась на почве сознания зависимости людей от таких неподконтрольных сил, как иллюзорное восполнение слабости общества перед ними. В представлениях о «высших силах» причудливо сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам. От кошмара злых духов верующие искали спасения в обращении к божественным силам.

Поклонение «высшим силам» постепенно приводит к понятию (образу) бога — высшего существа, достойного поклонения. В зрелых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него. По аналогии с отношениями «отец — сын» и другими бог мыслится как владыка и одновременно заступник, спаситель человека. Бог мыслится и как блюститель обычая, традиции, нравственности, связующих людей культурных уз, почитаемых в обществе духовных ценностей. Эгоистическое желание умилостивить богов, призвать их в помощники сочетается с бескорыстным их почитанием, стремлением следовать высокому образцу. С усилением этого момента связано развитие в рамках религиозного сознания — на высших его ступенях — этических представлений, идеалов, норм. Религиозно-этическое отношение к божеству нередко придает вере светлый, радостный характер, способствуя формированию высоких общечеловеческих ценностей.

Религия — сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое не укладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, непреходящих ценностей. Но в религиозном же мировоззрении могут выражаться и совсем другие настроения, идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом и настоящем. Опыт наших дней дает примеры непримиримой вражды и между разными группами людей одной веры. Но это, повторяем, не дает оснований однозначно оценивать социально-политическую роль религиозных взглядов вообще.

В рамках различных религиозных вероучений формировались единые образцы (каноны), нормирующие образ чувств, мыслей, поведения людей. Благодаря этому религия выступала как мощное средство социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения нравов, традиций, обычаев. Это важная культурно-историческая роль. Но в тех случаях, когда церковь выступала орудием социально-политического гнета, осуществляла монополию на духовную жизнь народов (католическая церковь в средние века, во многом православная церковь в царской России), вероучения принудительно навязывались миллионам верующих в качестве жесткого регулятора образа мышления и поведения, санкционировали существующий общественно-политический строй. Вместе с тем в религиозном сознании не раз складывались и оппозиционные, «еретические» настроения. Так, выступление Лютера против католицизма, преобразование им средневековой веры в новую форму, созвучную буржуазной эпохе (Реформация) Ф. Энгельс сравнивал с открытием Коперника. К. Маркс, также имея в виду Лютера, отмечал: в Германии «революция началась в мозгу монаха…». Не только опыт прошлого, но и современность свидетельствует о способности религии вносить весомый вклад в прогрессивные демократические движения.

Религия — явление многоплановое и многозначное. Она порождена специфическими закономерностями развития общества. Общественные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу. Сегодня, при всей уязвимости идей сверхъестественного мирового начала в свете достижений науки, при всей фантастичности форм, в которых выражается религиозное мировоззрение, влияние религиозных идей на общественное сознание разных стран и регионов все еще очень велико.

Это в значительной мере связано с тем, что «человеческий мир» религий по-своему отражает огромный реальный жизненный опыт человечества, хранит систему эмоционально-образных представлений и переживаний, ценностей, норм жизни, нравственных идеалов, которые так нужны современному человечеству. С помощью торжественной, праздничной обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга, справедливости и другие, стремясь придать им особую ценность, связать с переживанием возвышенного, священного. Возведя на пьедестал духовно-ценностную сторону жизни людей, религиозное сознание способствовало развитию духовности человека, этого и в самом деле «сверхприродного» в известном смысле аспекта человеческого бытия. Он социален и потому не улавливается посредством природных, «естественных» объяснений. Кроме того, он связан с идеальной стороной культуры, с человеческой субъективностью и потому не схватывается как нечто вещественное, осязаемое, слабее поддается рационально-теоретическому толкованию, регулированию.

Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они — общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть в общем числе глубоко религиозных людей. Для философской мысли характерно свободомыслие. Естественно, что мыслить свободно, самостоятельно во все времена способны были только наиболее образованные, интеллектуально развитые, сильные духом люди. Большинство же черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире.

В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Она выступила как поиск мудрости.

Читайте также:  Способы приготовления красного вина

Источник

РЕЛИГИЯ — ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Религия — это явление общественной жизни, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории. До сих пор она охватывает огромные массы людей. Всего в мире существовало и существует более пяти тысяч религий.

Общеобязательные элементы религии, следующие:

1) признание духовного надмирового Начала — Бога — причиной бытия всего существующего, в том числе и человека;

2) признание за человеком способности к общению, единению с Богом, которое осуществляется через веру. Вера — это не только убежденность в существовании Бога, но и особый образ жизни религиозного человека, соответствующий догмам и заповедям исповедуемой религии;

3) признание человека не просто биологическим, а в первую очередь духовным существом, обладающим бессмертной душой. Поэтому во всех религиях всегда содержится учение о загробном, посмертном существовании человека.

Таким образом, религияэто форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов.

Вераэто способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующие его внутреннее состояние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культсистема утвердившихся ритуалов, обрядов, религиозных специфических действий. Веру, культ и другие элементы религии объединяет религиозное сознание — совокупность взглядов, теорий, представлений, религиозных чувств, традиций, отражающих отношение верующих к сверхъестественным силам.

Важнейшую роль в религии выполняют религиозные организации, или объединения. В традиционных религиях выделяют две основные организации — церковь и секту. Церковь в переводе с греческого — Дом Господа. Церковь также означает собрание — широкое объединение людей, принадлежность к которому определяется,

как правило, не свободным выбором индивида, а традицией. Отсюда признание права каждого индивида стать членом церкви. В большинстве церквей существует строгое отделение служителей церкви, посвященных в таинство отправления культа и осуществляющих управление церковной деятельностью, от основной массы прихожан, верующих.

Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, избранность, а нередко — и тенденция к изоляционизму. Институт священства в секте отсутствует, подчеркивается равенство всех членов секты, провозглашается принцип добровольности объединения.

В вопросе происхождения религии можно выделить два противоположных подхода: богословско-теологический и научно-материалистический.

Согласно богословско-теологическому подходу человек был сотворен Богом и изначально находился с ним в полном единении. После грехопадения, совершенного первыми людьми Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился. Но человек не утратил своего богоподобия, не утратил способности познавать Бога. Стремление и действия человека по восстановлению единения, контакта с Богом и есть религия.

Материалистическая теория следующим образом объясняет возникновение религии. Первые религиозные верования появились в эпоху каменного века на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Однако низкий уровень развития производительных сил в этот период обусловил постоянную зависимость людей от природы. Они всегда были во власти грозных сил, неподвластных и непонятных им. Реальных средств, чтобы противостоять силам природы, у древних людей не было, и они вынуждены были обращаться к иллюзорным, воображаемым средствам. Таким образом, религиозные первобытные верования возникли в связи с практическим бессилием людей перед природой, их неспособностью найти реальные средства улучшения своего положения.

Ранними формами религии были тотемизм, магия, фетишизм и анимизм.

Тотемизмвера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами), животным и растительным миром, явлениями природы и неодушевленными предметами. Тотем — растение или животное — воспринимался как реальный предок, от которого магическим образом зависели жизнь и благополучие рода в целом и каждого его члена в отдельности.

Магияэто действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека. Исполнителями магических обрядов обычно становятся знахари, гадатели, колдуны, ведуны, ведьмы.

Фетишизмэто поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонения — фетишами — могут быть любые предметы естественного или искусственного происхождения.

Анимизм (от лат. anima — душа, дух) — вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них. Наиболее ранней формой анимизма была вера в духов. Высшей формой развития анимизма является вера в существование души, которая может переселяться в других людей, животных, растения, предметы.

В период древней истории господствующей формой религии было язычество, представлявшее собой обожествление сил природы. Язычество — это политеизм, т.е. многобожие. Каждый бог считался покровителем какой-либо сферы жизнедеятельности человека. На смену язычеству пришли монотеистические мировые религии (монотеизм — единобожие).

Мировые религии — понятие, которое применяется по отношению к буддизму, христианству и исламу. Они появились в периоды формирования «мировых империй», когда возникла потребность сплочения входящих в их состав многочисленных наций.

Исповедующим такую религию свойственен сильно выраженный прозелитизм, т.е. стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания, горячая преданность вновь принятой вере и пропагандистская активность. Их проповеди носят межэтнический характер и обращены к представителям разных социальных групп. Мировые религии проповедуют идею равенства и братства людей, что и обусловило их широкое распространение.

Самая древняя из трех мировых религий — буддизм, возникший в Индии в VI в. до н.э., основателем которой был Будда. Этим именем назвался царевич Гаутама. В 29 лет он ушел из дома и стал отшельником. Шесть лет он бродил по долинам реки Ганг, беседовал с мудрецами и проповедниками, вел аскетический образ жизни. К 35 годам у Гаутамы появилось предчувствие близкого открытия истины, и он погрузился в медитацию, в которой пребывал без еды и питья, по разным версиям, от четырех до семи недель. В процессе медитации он достиг просветления и стал Буддой, которому были открыты все законы мироздания. Впоследствии Будда в течение 45 лет ходил по стране и проповедовал свое учение. Умер он в возрасте 80 лет.

Согласно учению Будды, жизнь есть дар природы, а бесценным даром природы является сознание. Поэтому жаль человека, который из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудностей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за материальными благами.

Эти идеи Будды были сформулированы в виде четырех основных положений его учения:

1) сущность жизни есть страдание;

2) причина страданий — желания, привязанности, страсти;

3) чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желания, привязанности и страсти;

4) для этого необходимо жить по законам правильного поведения и нравственного знания, через которое достигается нирвана.

Нирвана в переводе с санскрита означает «затухание», «угасание». Этим понятием обозначается полное исчезновение, освобождение от земных уз, высшее состояние духа, в котором все земные привязанности преодолены, нет никаких желаний и страстей. В этом состоянии угасают все чувства человека, а вместе с ними и окружающий мир. «Мудрые, — говорил Будда, — угасают, как лампады».

В буддистском учении в процессе его развития появилась идея о двух путях спасения: хинаяна и махаяна.

Хинаяна — монашеская форма буддизма: Будда почитается не как божество, а как человек — великий учитель, указавший людям путь к спасению; состояние нирваны может достигнуть только монах в процессе монашеской жизни.

Основная идея махаяны заключается в том, что спастись (достичь нирваны) может не только монах, как утверждает хинаяна, но и любой мирянин, стремящийся к духовному совершенству, соблюдающий обеты, возносящий молитвы, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их.

Читайте также:  Способ крепления стропил у конька

Христианство возникло в I в. н. э. Основу христианства составляет учение о богочеловеке Иисусе Христе сыне божьем, спасителе мира, который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть за грехи человеческие, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.

Основная идея христианства — спасение человека от того, что порождает несчастья, страдания, болезни, войны, все зло в мире. Причиной зла в христианстве считается грех, т.е. акт личности, направленный против совести, Бога, против нравственного закона, который дан только человеку среди мира живых существ.

Один из основных догматов христианства — учение о троице. Его суть заключается в том, что Бог — не только личное существо, но и духовная сущность. Он выступает в трех лицах (ипостасях) — Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности. Бог-Отец не рождается и не исходит от другого лица. Им из ничего созданы мир видимый и мир невидимый, первый человек Адам и из его ребра первая женщина Ева. Сотворив человека, Бог распространил на него свой промысел, свою заботу. Творец сохраняет людей, пресекает зло. Он предопределил спасение людей через своего Сына, воплощенного в богочеловека Иисуса Христа. Христос — тоже истинный Бог, существующий «прежде всех век». Третьей ипостасью является Дух Святой. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх Божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и мудрость.

Вероучение христианства изложено в Библии, которая состоит из двух частей — Ветхого Завета, или Священного писания, и Нового Завета. В них представлена история человечества, начиная с сотворения мира и человека и кончая описанием конца света в Апокалипсисе. Граница между Ветхим и Новым Заветами — рождение Иисуса Христа. Это событие положило начало Новой эре.

Разновидности христианства составляют православие, католицизм и протестантизм.

Православие в переводе с греческого — «правильное учение». Это означает признание в качестве истинных только тех положений вероучения, которые были утверждены первыми семью Вселенскими Соборами (в IV—VIII вв.). В XI в. Римско-католическая церковь в одностороннем порядке внесла в общецерковное исповедование веры принципиально новое положение о Святой Троице, что послужило одной из причин «Великого раскола». Восточные церкви с того времени стали называться православными, а все западные епархии, подчиненные Риму, оказались в Римско- католической (или просто католической) церкви.

Главные положения православия (догматы) зафиксированы в двух источниках: Священном писании (Библии) и Священном предании (положениях Вселенских и поместных Соборов IV— VIII вв., трудах церковных авторитетов того времени, называемых «святыми отцами», древней богослужебной практике). Основу православия составляет Никео-Царьградский символ веры. Это учение о Троице, предусматривающее веру в исхождение Святого Духа только от Бога-Отца, догматы Боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа как богочеловека, признание святости единой апостольской церкви, необходимости крещения и упование на грядущее общее воскресение мертвых.

Хотя все христианские вероисповедания основываются на Библии, понимание ее учения в целом различно у христианских ветвей. Критерием верного понимания Священного писания для католиков выступает в конечном счете слово Папы, для протестантов — убеждение основателя данной конфессии, для православных — Священное предание.

Православие отличается от западного христианства (католицизма и протестантизма) также своим толкованием понятия «Царствие Божие». Западное христианство понимает Царствие Божие как место, где христианин, чьи грехи искуплены Христом, получит от Бога после всеобщего воскресения возможность бесконечного блаженства. Православие под Царствием Божиим (спасением) понимает не награду за добрые дела, а состояние души, очищенной от всякого зла.

В отличие от православия, которое признает решения только первых семи Вселенских Соборов, католицизм продолжал развивать свою догматику на последующих Соборах. Поэтому основу учения католической церкви составляет не только Священное писание, но и Священное предание, которое образуют постановления 21 собора, а также официальные документы главы католической церкви — Папы Римского.

Важной чертой католицизма, отличающей его от православия, выступает догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога- Отца, но и от Бога-Сына. Православное учит, что души людей в загробном мире попадают в рай или ад. Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище, в которое попадают души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но и не отягощенные смертными грехами. Они горят там в очищающем огне.

С догматом о чистилище связано учение о запасе добрых дел. Согласно ему, церковь располагает запасом «добрых дел». Этот запас накопился у церкви за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римско-католической церкви. Церковь распоряжается этим запасом «добрых дел» по своему усмотрению и распределяет их среди тех, кто в них нуждается. На основе этого учения в Средние века была широко распространена практика продажи индульгенций — папских грамот об отпущении грехов.

Специфической особенностью католицизма выступает также положение о главенстве Папы Римского над всеми христианами. Он провозглашается наместником Христа на земле, преемником апостола Петра, который, по христианскому преданию, был первым римским епископом. В развитие этих положений на I Ватиканском соборе (1870 г.) был принят догмат о непогрешимости Папы Римского. Иначе говоря, во всех официальных документах, в публичных выступлениях устами Папы говорит сам Бог.

Протестантизм возник в Северной Европе в начале XVI в. в ходе Реформации, в рамках которой антифеодальные выступления широких народных масс и движение нарождающейся буржуазии приобрели религиозную окраску. От католицизма откололась значительная часть верующих, образовавших новое направление западного христианства. Протестанты отвергают догмат о спасающей роли церкви и настаивают на личной связи человека и Бога. Поэтому они отрицают роль священников как посредников между человеком и Богом. Единственным источником учения в протестантизме признается Священное писание. Авторитет Священного предания отвергается. Библия, по мнению протестантов, должна переводиться на национальные языки. Самостоятельное чтение и толкование Библии считается обязанностью каждого верующего.

Одним из принципов протестантизма является положение о всеобщем священстве. Каждый христианин, будучи крещенным, получает посвящение на общение с Богом, право проповедовать, совершать богослужение. Служитель культа в протестантизме лишен права исповедовать и отпускать грехи. Большинство протестантских церквей не признает поклонения святым, почитания мощей, икон, скульптурных изображений.

Важный принцип протестантизма — положение о том, что спасение человека достигается не добрыми делами, а только исключительно личной верой в Бога. Вследствие грехопадения человек утратил способность совершать добро. Поэтому он не может заслужить спасение своими добрыми делами. Спасение — результат избранности человека, божественного вмешательства. В протестантизме культ, обряды и облик церкви удешевляются и упрощаются. Отвергаются элементы помпезности и роскоши в богослужении, убранстве храма, одежде священнослужителей. Богослужение сводится к проповеди пастора, совместной молитве и совместному пению псалмов на родном языке. Структура построения протестантской церкви отличается демократизмом. Она выстраивается снизу-вверх на фундаменте общего собрания всех членов общины (секты), где каждый может принять участие в обсуждении как богословских, так и материальных вопросов.

Протестантизм имеет ряд течений. Одним из направлений ранней Реформации западной церкви стало лютеранство. Лидером этого направления был католический священник Мартин Лютер (1483—1546), который в 1517 г. обнародовал 95 тезисов, обосновывающих необходимость реформ католицизма. Основная цель лютеранского учения направлена на разрушение власти церкви. Лютер перевел Библию на немецкий язык, и каждый верующий получил возможность ее самостоятельно читать и толковать. Лютер отверг господство церковной власти над светской и выдвинул лозунг подчинения церкви государству.

Читайте также:  Виды препятствия способы их преодоления

Следующее направление протестантизма — кальвинизм. Его основателем был французский теолог Жан Кальвин (1509—1564). Он наиболее последовательно выражал буржуазную направленность Реформации, интересы и настроения борющейся за власть буржуазии. В центре его учения стоит доктрина об абсолютном предопределении, согласно которой все люди делятся на избранных и осужденных. Ни своей верой, ни добрыми делами человек не может повлиять на свою судьбу. Профессиональные успехи в торговле и предпринимательстве, накопление богатства служат свидетельством избранности данного человека. Другим важным тезисом кальвинизма стало провозглашение необходимости повиновения народа законной власти.

Третьей крупной разновидностью протестантизма выступает англиканство. Оно по своей структуре и вероисповеданию ближе других направлений реформаторства стоит к Римско-католической церкви. Это направление сохранило католическую обрядность и церковную иерархию. В его доктрине наряду с католическим учением о спасающей роли церкви существует положение о спасении личной верой.

Англиканская церковь является государственной. Ее глава — английский монарх.

Ислам — самая молодая из всех мировых религий, возникшая в конце VI в. в Аравии. Одним из важнейших хозяйственных и духовных центров Аравии того времени была Мекка, в которой располагалась святыня, почитавшаяся большинством племен, — языческий храм Кааба, окруженный изваяниями различных племенных богов. Именно в Мекке были произнесены первые проповеди новой религии — ислама — его основателем пророком Мухаммедом. В 610 г. он выступил с проповедью учения о едином боге, которое назвал исламом (в переводе с арабского — «покорность», «предание себя богу»). Последователи ислама — мусульмане — «покорные». Мухаммед провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле, служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства справедливости и мира на Земле.

При жизни пророка его высказывания, воспринимаемые как прямые слова Аллаха, передавались устно. Лишь спустя два десятилетия после смерти Мухаммеда было собрано и переписано то, что говорилось им в проповедях. Это и составило текст священной книги мусульман Корана.

Несколько позднее Корана появились хадисы — рассказы о деяниях и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников, составившие сборники под названием «Сунна». На основе Корана и Сунны мусульманские богословы разработали шариат — свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ритуалов, призванный охватить всю жизнь мусульманина от рождения до смерти. В нем встречаются нравственные нормы общечеловеческого значения: не убий, не прелюбодействуй, не лги, будь честным, добрым, чти отца и мать своих. Однако есть наставления чисто исламские, проповедующие покорность Аллаху и власти, ибо она от бога.

В исламе наиболее последовательно проводится принцип монотеизма, чем в других мировых религиях. Вера в единого бога Аллаха — основа ислама. Аллах сотворил все сущее, он — высший, всемогущий, мудрый верховный судья.

В исламе проповедуется бессмертие души. После смерти она покидает тело и воскресает в день страшного суда. Как и в христианстве, утверждается существование ада и рая в загробном мире. Ислам утверждает веру в божественное предопределение. Все подчинено воле Аллаха.

Основные культовые требования ислама выражены в пяти «столпах веры». Каждый правоверный мусульманин обязан их неукоснительно соблюдать. Первое культовое требование (предписание) — произнесение краткой формулы, которая содержит основную суть ислама: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». Второе — ежедневная пятикратная молитва (намаз). Третье — соблюдение поста (уразы) в течение месяца по лунному календарю в месяц рамазан. Четвертое — закят. Первоначально это была добровольная благотворительность во имя Аллаха. Затем она превратилась в обязанность для очищения грехов. В настоящее время закят — это уплата налога, взимание которого предписано по Корану. Пятое культовое требование — паломничество в Мекку (хадж).

Основные направления ислама — суннизм и шиизм. Суннизм — наиболее многочисленное направление в исламе. Основу религиозной и общественной практики суннитов кроме Корана составляет Сунна. Верховная власть в халифате (государстве мусульман), по мнению суннитов, должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной. Шииты же признают законной лишь наследственную передачу власти потомкам пророка Мухаммеда по линии его двоюродного брата Али.

В суннитском исламе отсутствуют церковь и священнослужители, а суннитские богословы (улемы), в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни. Их функция сводится лишь к толкованию священных текстов.

Шиизм не представляет единого целостного учения или единой церковной организации. Многочисленные шиитские течения и секты (имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты и многие другие) связаны общими историческими корнями и идейными положениями. Главное из них — признание четвертого халифа Али и его потомков единственно законными преемниками пророка Мухаммеда в качестве духовного и светского главы мусульманской общины (имама).

В настоящее время во многих странах, где распространен ислам, действуют мусульманские политические партии и общественные организации. Существует также целая сеть международных исламских организаций (Организация исламской конфедерации, Лига исламского мира и др.), действующих как на государственной, так и на неправительственной основе. Одни из них сосредоточили свою деятельность в религиозно-культурной сфере, другие — в политике, третьи — в сфере экономики.

Ислам распространен среди значительной доли населения нашей страны. При этом подавляющая его часть — сунниты. Они объединены в несколько самостоятельных духовных управлений с центрами в крупных городах России. Действуют мусульманский институт и ряд средних учебных заведений (медресе). Ежегодно многие мусульмане отправляются для совершения паломничества в Мекку.

Вопросы и задания

1. Что такое религия? Каковы ее элементы?

2. В чем состоит разница между богословско-теологическим и научно-материалистическим подходами к происхождению религии?

3. Охарактеризуйте ранние формы религии. В чем их отличие от мировых религий?

4. Как возник буддизм? Каковы его основные положения?

5. Когда возникло христианство? С какими событиями связано его возникновение?

6. Каковы основные положения христианского учения?

7. В чем состоят различия между православием, католицизмом и протестантизмом?

8. Когда и как возникло учение ислама? Каковы его основные положения?

9. В чем состоят различия суннизма от шиизма?

10. Сравните два приведенных ниже высказывания. В чем состоят различия взглядов авторов на религию? Чем объясняются эти различия? Л.Н. Толстой: «Религия — это упрощенная и обращенная к сердцу мудрость. Мудрость — это разумом оправданная религия». К. Маркс: «Религия — это опиум для народа».

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник

Оцените статью
Разные способы