- Способ существования общества
- Основные типы общества
- Три типа общества
- Традиционное общество
- Индустриальное общество
- Постиндустриальное общество
- Другие классификации общества
- Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества
- теория по обществознанию 👨👩👧👦 человек и общество
- Общество как форма жизнедеятельности (8 класс)
- Общественные отношения (8 класс)
- Социальные отношения и их формы (8 класс)
- Развитие общества (8 класс)
- Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь (8 класс)
- Глобальные проблемы современности (8 класс)
Способ существования общества
В центре размышлений о социальном бытии так
или иначе всегда встает вопрос вопросов: что является
способом существования и развития общества?
Для того чтобы изложить наиболее известные воз-
зрения по этому вопросу, потребовалось бы снова про-
делать обзор истории социально-философской мысли.
Выберем другой путь и вкратце сопоставим противопо-
ложные суждения и концепции, а затем изложим суть по-
нимания проблемы.
Длительную историю имеют мнения об обществе как
продукте творения сверхъестественной (божественной) си-
лы либо уподобление его животным и растительным ор-
ганизмам.
И. Кант высказал мысль о том, что историю обще-
ства можно рассматривать как «выполнение тайного пла-
на природы», а средством, которым природа пользуется
для этого, является антагонизм людей. Из системной тео-
рии Гегеля следовало, что саморазвитие «мирового духа» и
есть способ существования и развития общества. Для
А. Шопенгауэра мир — это проявление бессознательной
воли. Социальная философия XX в. породила еще боль-
шее разнообразие во мнениях и концепциях о субъектив-
ном как способе существования и развития общества.
С позиций вульгарно-социологического материа-
лизма субстанцией, основой социального бытия являются
материализованные факторы социальности в виде соору-
жений, средств труда, коммуникаций и т.д.
Для современных социально-философских воззрений
более характерны те, которые рассматривают общество в
аспекте человеческой деятельности или общественных от-
ношений, или как исторически развивающуюся систем-
ную целостность человеческой деятельности и общест-
венных отношений. Внутренняя логика развития этих
концепций приводит к выводу, что человеческая деятель-
ность есть способ существования и развития общества.
Причем только в человеческой деятельности реализуется
единство объективного и субъективного.
Деятельность в самом общем виде рассматривается
как человеческая форма активности, проявляющаяся в
целесообразном изменении и преобразовании окружаю-
щего мира. Заметим, что для обозначения преобразую-
щей, предметной деятельности в историческом материа-
лизме чаще всего употребляется понятие «практика».
В системе человеческой деятельности выделяется,
по определению К. Маркса, труд как положительная
творческая деятельность. Труд, составляя ядро челове-
ческой деятельности, обусловливает соответствующую
дифференциацию ее видов. Будем в дальнейшем рас-
сматривать следующие основные формы человеческой
деятельности: материальную деятельность, которая ох-
ватывает производство, обмен, распределение и потреб-
ление материальных средств жизни, а также взаимодейст-
вие с природой и активность по поводу собственного
воспроизводства; социальную и политическую дея-
тельность; духовную деятельность. Каждая из них пред-
ставляет собой взаимосвязь субъективного и объективного
в их единстве, так как это форма человеческой деятельно-
сти. Они различаются, прежде всего, по объекту (что про-
изведено, каковы «плоды» деятельности).
По мнению немецкого социолога М. Вебера, все
виды человеческой деятельности подразделяются на че-
тыре типа: первый — целесообразный, характеризуется ис-
пользованием разнообразных средств для достижения це-
ли; второй — рациональный в использовании средств, но
нерациональный с точки зрения цели; третий — предприня-
тый в состоянии возбуждения; четвертый — традиционный,
основанный на обычаях и привычных образцах. Данная
схема непосредственно связана с учением М. Вебера об
«идеальном типе» как эвристической теоретической кон-
струкции и призвана была служить основой, своего рода
алгоритмом для обобщений и описания общества в це-
лом. Заметим, что некоторые из высказанных М. Вебером
суждений представляют интерес и поныне. Например, об
обеспечении стабильности экономической системы, если
ее участники будут придерживаться рационального сопос-
тавления полезности и издержек. Одним из первых он
проанализировал нарастающую бюрократизацию поли-
тической и общественной жизни, попытался высказать
прогнозы о зловещей функции бюрократизма в обществе,
вступающем на путь социализма. Учение М. Вебера об
«идеальных типах» оказало значительное влияние на фи-
лософско-социологическую мысль XX в.
Однако более чем спорными оказались те из обоб-
щений М. Вебера, которые базировались на его посылке о
самостоятельном функционировании идей как основе для
коренных социально-экономических преобразований об-
щества. Так, в его книге «Протестантская этика и дух ка-
питализма» утверждается, что возникновение капитализма
определялось в основном действием психологического
фактора, а именно протестантской (кальвинистской) ре-
лигией, которая якобы преуспела по воспитанию у при-
хожан благоразумия, трудолюбия, бухгалтерского счета,
деловой честности и т.д. Такая трактовка генезиса капи-
тализма вызвала критику, причем не только со стороны
приверженцев материалистического понимания истории.
Что касается исторического материализма как соци-
альной философии, то он признает в качестве исходной в
жизни общества материальную производственную дея-
тельность. «. Мы должны, — писал К. Маркс, — прежде
всего констатировать первую предпосылку всякого чело-
веческого существования, а следовательно, и всякой исто-
рии, а именно ту предпосылку, что люди должны иметь
возможность жить, чтобы быть в состоянии «делать исто-
рию». Но для жизни нужны прежде всего пища и питье,
жилище, одежда и еще кое-что. Итак, первый историче-
ский акт — это производство средств, необходимых для
удовлетворения этих потребностей, производство самой
материальной жизни». (29. Т.З. С.26).
Да, человеческие материальные потребности* не мо-
гут быть удовлетворены в масштабах общества даже самы-
ми благородными идеями и духовными порывами, если
они оторваны от материальной и других форм деятельно-
сти. При этом нельзя упускать из вида, что положение о
примате материально-производственной деятельности
применимо к существованию и развитию человеческого
общества в целом и отнюдь не отрицает значимость дру-
гих форм деятельности. История свидетельствует о нали-
чии конкретных ситуаций, когда решающее значение
приобретают те или иные виды духовной, классово-
политической деятельности, этнические (национальные)
и конфессиональные движения.
Беспристрастный анализ глобальных проблем совре-
менного мира приносит новое признание (правда, скорее
косвенное и нередко неосознанное) учению о взаимосвязи
всех основных форм человеческой деятельности при сис-
темообразующей значимости материальной деятельности.
Ведь все они, назовем, к примеру, экологическую про-
блему, представляют собой следствие стихийной и некон-
тролируемой материальной деятельности людей. Если же
имеются другие причины в виде землетрясений, навод-
В социальной философии под потребностями субъекта (индивиды,
их группы и общности, человечество) понимают активное состояние
его устремленности к необходимым объектам и к взаимодействию с
ними определенным способом.
нений, засухи и т.д., то восстановление экологического
равновесия разрешается в конечном счете опять-таки по-
средством определенных видов материально-производст-
венной деятельности.
От успешного разрешения глобальных проблем за-
висит дальнейший социальный прогресс и само сущест-
вование человечества. Если не опоздать, то эта задача из
задач может оказаться посильной только для скоордини-
рованной в масштабах всей планеты материальной дея-
тельности людей, такой деятельности, которая оплодотво-
рена гуманистическими целями, которая объективирует и
включает в свои потоки самые оптимальные научные
идеи и инженерные проекты. Но это уже скорее матери-
альная, научно-техническая деятельность.
Источник
Основные типы общества
О чем эта статья:
6 класс, 8 класс, 10 класс
Три типа общества
Рассмотрим основные три вида общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное.
Традиционное общество
Традиционное общество — тип общества с аграрным укладом. Основано на натуральном хозяйстве, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.
Главный фактор производства — земля, основной производимый продукт — пища.
Характерные черты традиционного общества:
Ручной труд и примитивные технологии.
Преобладание сельского хозяйства.
Низкая социальная мобильность.
Преобладание ценностей коллективизма.
Влияние церкви на общественную жизнь.
Признаки традиционного общества:
Основная сфера экономической деятельности — сельское хозяйство.
Низкий темп развития.
Направлено в прошлое, боится нововведений.
Полное поглощение личности коллективом.
Направлено на удовлетворение бытовых потребностей.
Индустриальное общество
Индустриальное общество определяется высоким уровнем технического, индустриального развития.
Главный фактор производства — капитал. Основная сфера производства — промышленность, в ней занято более 50% населения.
Характерные черты индустриального общества:
Активное развитие промышленности.
Серийное машинное производство и автоматизация.
Превращение науки в общественный институт.
Рождение массовой культуры.
Предоставление прав и свобод людям.
Формирование гражданского общества.
Признаки индустриального общества:
Основа — машинное производство и фабричная организация труда.
Базовая структура — экономика.
Основной движущий механизм — стремление к экономическому росту.
Стремится удовлетворить социальные потребности (деньги, карьера, качество жизни).
Направлено на максимальную адаптацию к настоящему моменту.
Основной способ принятия решения — эмпирическое исследование.
Постиндустриальное общество
Постиндустриальное или информационное общество — современный тип, который основывается на преобладании информации и компьютерных технологий в производстве.
Главный фактор производства — информация.
Характерные черты постиндустриального общества:
Развитие сферы услуг.
Основная единица товара — информация (знания).
Развитие информационных технологий.
Профессиональное деление общества.
Широкое использование компьютерных технологий.
Реализация научно-технической революции.
Доминирование семьи партнерского типа.
Признаки постиндустриального общества:
Так как сельское хозяйство и промышленность в таком обществе производят больше, чем оно может употребить, больше половины населения переходит в сферу услуг.
Фактор развития — теоретические знания или информация.
Основной фактор принятия решений — моделирование и аналитические методы.
Социальная коммуникация протекает на уровне «человек — человек», а не на уровне «человек — природа» или «человек — машина».
Ведущая технология — умственная, а не ручной труд (как в традиционном) и не машинная технология (как в индустриальном).
Другие классификации общества
Как мы уже отметили, существует множество человеческих обществ. Люди из мира науки делят их на типы разными способами. В таблице описали характеристику видов общества по степени открытости, наличию письменности, степени социального расслоения, на основе религии.
По степени открытости
Закрытое — основано на статичной социальной структуре, ограниченной мобильности. Характерен низкий темп развития, запрет или медленное принятие инноваций, верность традициям.
Открытое — характеризуется отсутствием единой государственной идеологии, динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом. Чаще всего такой тип встречается в демократических обществах.
По наличию письменности
Дописьменные — не имеют своего алфавита и символьного обозначения букв. Это признак низкого уровня развития и создает трудности в общении.
Письменные — группы, у которых есть свой алфавит, с помощью которого происходит общение. С его помощью люди могут наладить коммуникации и добиться успехов в развитии общественного строя.
По степени социального расслоения
Простое — относятся простые организации без четкой структуры управления. В таких системах нет установленной формы взаимоотношений, отсутствуют подчиненные и руководители. Такая структура возможна на начальных периодах развития без государственной власти.
Сложное — подразумевает классовое неравенство, иерархию в системе реализации власти, а также наличие деления населения на слои. Такая структура характерна для государственной формы управления.
На основании доминирующей религии
Политеизм — вера в множество богов, к которым люди обращаются, чтобы задобрить и попросить помощь.
Монотеизм или единобожие — вера в одного Бога, который считается покровителем и помогает людям в земной жизни.
Пантеизм — Бог наравне с природными силами и тесно с ними связан.
Религии без Бога — философское осмысление важных вопросов жизни.
Источник
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества
теория по обществознанию 👨👩👧👦 человек и общество
Общество как форма жизнедеятельности (8 класс)
Термин «общество» можно определять по-разному: В широком смысле общество – это:
- Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся форму связей и отношений между людьми.
- Все человечество в целом.
В узком смысле общество – это:
- Социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей (российское общество, то есть все граждане РФ; американское общество, то есть все граждане США).
- Люди, объединенные общим интересом (общество любителей поэзии), целью (общество борьбы за экологию) или происхождением (славяне, евреи).
- Исторический этап развития человечества (рабовладельческое общество, индустриальное общество).
Интерес к обществу как системе и явлению люди проявляли с древнейших времен. Современное понимание понятия «общество» складывалось постепенно.
Мыслитель | Понимание общества (общество – это…) |
Аристотель | Группа индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных потребностей. |
Т. Гоббс, Ж-Ж Руссо | Общество и наличие в нем власти – это результат общественного договора. |
Гегель | Особенно интересовался гражданским обществом, то есть обществом, где каждый человек зависит от всех остальных. |
О. Конт | В основе общества – разделение труда между людьми, общество состоит из подсистем (семья – класс – государство). |
М. Вебер | Общество – это результат социальной деятельности людей. |
Т. Парсонс | Основа общества – одинаковые идеалы и ценности людей. |
К. Маркс | Во время общей деятельности складываются отношения между людьми, а совокупность этих отношений – и есть общество. |
Для того, чтобы группа людей могла называться обществом, она должна соответствовать нескольким критериям:
- Иметь единую территорию, которая станет основой для формирования социальных связей. Так, каждый футбольный фанат по отдельности – еще не общество любителей футбола, но если они собираются на одном стадионе и начинают регулярно взаимодействовать, то со временем превратятся в общество.
- Иметь возможность функционировать вне зависимости от других обществ и отдельно от природы, самодостаточность.
- Быть частью системы, и в то же время состоять из взаимосвязанных подсистем. Например, российское общество – это часть всего человечества, и в свою очередь может делиться на более мелкие общества, которые взаимодействуют между собой (городские и сельские жители).
Общество как способ существования людей имеет определенный набор функций:
- Производит материальные блага и услуги.
- Воспроизводит и социализирует отдельного человека.
- Регулирует активность людей, производит духовные блага.
- Распределяет продукты деятельности.
- Управляет человеческой деятельностью и поведением.
Для того, чтобы общество могло реализовать все перечисленные выше функции, существуют институты общества, каждый из которых обеспечивает исполнение той или иной функции. Наиболее важными с точки зрения организации общества являются институты власти, собственности, семьи и наследования.Однако существуют десятки других институтов и подсистем. Вот основные из них:Политические (институты президентства, разделения властей, парламентаризма, местного самоуправления и так далее). Правовые (институты судебной власти, адвокатуры, присяжных и так далее). Религиозные (институт крещения, исповеди, монашества, епископата и так далее). Культурные (институт кино, музыки, литературы…) Общество – сложная динамическая система, которая включает в себя в качестве подсистем разные сферы жизни общества.
Сферы жизни общества и их взаимосвязь
Сфера жизни общества | Описание |
Экономическая (материально-производственная) | Включает все, что связано с производством, обменом и потреблением материальных благ и услуг человеком. |
Социальная | Включает отношения между разными социальными группами (классами, нациями) и между отдельными индивидами. |
Политическая (политико-правовая) | Включает все системы контроля над обществом, законодательство. |
Духовная | Включает все системы, производящие духовные блага (творчеством, искусством, культурой), связана с институтами, задача которых состоит в создании и распространении духовных ценностей (институты церкви, театра, творческие объединения, образование). |
Все сферы жизни общества связаны друг с другом. Неполадки в одной из них могут привести к краху всей общественной системы. Например, неустойчивость и слабость власти может спровоцировать кризис в экономике, который в свою очередь вызовет социальное напряжение и упадок культуры.
Общественные отношения (8 класс)
Социальные отношения и их формы (8 класс)
Развитие общества (8 класс)
- Традиционное (аграрное) общество — характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа — жрецам либо церкви и армии. Данный вид общества процветал в Древнем мире, а после в средневековье. Начинают появляться города, ремёсла, торговля, деньги, письменность. Но семья остаётся основной производственной ячейкой, господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Основная масса населения проживает в деревнях.
- Индустриальное общество — происходят значительные перемены:
— преобладает не сельскохозяйственное, а промышленное производство; — решающая роль в социальной жизни принадлежит не мелким и крупным землевладельцам, а промышленникам, бизнесменам; — в центре социальной организации находятся не церковь и армия, а корпорации (объединения лиц, имеющих общие коммерческие интересы). Это общество основано на развитии крупного машинного производства, для него характерно использование научных достижений в качестве основного фактора производства.Меняется весь образ жизни общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, профессиональные навыки, образование, культура человека. Сокращается доля населения, занятого в сельском хозяйстве, растёт численность городского населения.
Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь (8 класс)
Глобальные проблемы современности (8 класс)
Глобальные проблемы (от лат. земной шар) – это комплекс проблем человечества, от решения которых зависит его судьба. Глобальные проблемы– результат деятельности людей, наиболее острыми они стали во второй половине XX века. Общие черты глобальных проблем:
- затрагивают судьбу всего человечества,
- требуют немедленного решения,
- предполагают международное сотрудничество, совместные усилия всего человечества.
Все глобальные проблемы взаимосвязаны, невозможно их решать по отдельности, необходимо это делать комплексно. Виды глобальных проблем:
Проблема предотвращения новой мировой войны. | Угроза термоядерной войны, несанкционированного распространения ядерных технологий. |
Экологическая проблема. | Истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, сокращение биологических видов, глобальное потепление, появление озоновых дыр и др. |
Проблема международного терроризма. | Нанесение экономического, политического ущерба, гибель людей, дезорганизация государственного управления, стремление влиять на политику стран. |
Проблема отсталости стран («Север-Юг»). | Колоссальный разрыв в развитии между богатыми («Север») и бедными «Юг») странами, нищета, голод, неграмотность населения слаборазвиты стран. |
Демографические проблемы (проблемы народонаселения). | Сверхвысокие темпы роста численности населения (демографический взрыв) в развивающихся странах; невысокие показатели рождаемости и, соответственно, естественного прироста населения в развитых странах (демографический кризис). |
Одной из важных черт социального института является его соответствие «социальной потребности». Люди, видимо, не могут существовать без коллективных объединений — общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция, наверное, обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов, а также исключительной способностью людей взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации. Но, несмотря на явные преимущества коллективной жизни по сравнению с индивидуальной, общества сохраняются не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство. В связи с этим исследователи ввели понятие «социальных потребностей», или «социальных функций».
Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может существовать…
Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер, сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял потребность в «активной обороне» (речь идёт о военном деле) для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования» (сельское хозяйство, производство одежды)‚ потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве).
Наконец, более современные исследователи составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:
1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.
2. Производство товаров и услуг‚ необходимых для выживания членов общества.
3. Распределение этих товаров и услуг.
4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.
5. Замена выбывающих членов общества путём биологического размножения и посредством усвоения индивидами определённой культуры в процессе социализации.
6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.
Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия осуществляются институтами. Экономические институты, включающие рынки и такие производственные объединения, как фабрики, созданы для удовлетворения 2-й и 3-й потребностей. Семья и учебные институты связаны с организованной деятельностью ради удовлетворения пятой потребности… И наконец, правовые и правительственные институты (суды, полиция и тюрьмы) осуществляют контроль за поведением членов общества.
Семья – небольшая группа людей, основанная на кровном родстве. Она выполняет различные функции:
- Репродуктивная – воспроизводство потомства;
- Воспитательная;
- Рекреационная;
- Первичной социализации – влияние семьи на становление личности ребенка;
- Экономическая, хозяйственно-бытовая – накопление богатства для членов семьи.
Ответ может выглядеть так:
- Репродуктивная функция – например, в семье родилась девочка.
- Воспитательная функция – например, папа рассказывает ребенку о том, что нужно уступать место пожилым людям в автобусе.
- Экономическая функция – например, муж с женой вместе планируют семейный бюджет.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Политические институты – это различные учреждения, которые обеспечивают процесс осуществления политической власти. К ним относятся политические партии и государство (из данного списка), а также общественно-политические организации, профсоюзы. Все остальное, данное в перечне, не относится к политическим институтам.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Задание, где дается не таблица, а схема, на первый взгляд кажется сложнее – ведь здесь нет характеристик каждого элемента, которые могли бы облегчить понимание того, о чем идет речь. Однако, если внимательно посмотреть на функции, нетрудно вспомнить, что такое их сочетание характерно для такого социального института, как семья.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Источник