Способ существования общества организации

Способ существования общества

В центре размышлений о социальном бытии так
или иначе всегда встает вопрос вопросов: что является
способом существования и развития общества?

Для того чтобы изложить наиболее известные воз-
зрения по этому вопросу, потребовалось бы снова про-
делать обзор истории социально-философской мысли.
Выберем другой путь и вкратце сопоставим противопо-
ложные суждения и концепции, а затем изложим суть по-
нимания проблемы.

Длительную историю имеют мнения об обществе как
продукте творения сверхъестественной (божественной) си-
лы либо уподобление его животным и растительным ор-
ганизмам.

И. Кант высказал мысль о том, что историю обще-
ства можно рассматривать как «выполнение тайного пла-
на природы», а средством, которым природа пользуется
для этого, является антагонизм людей. Из системной тео-
рии Гегеля следовало, что саморазвитие «мирового духа» и
есть способ существования и развития общества. Для
А. Шопенгауэра мир — это проявление бессознательной
воли. Социальная философия XX в. породила еще боль-
шее разнообразие во мнениях и концепциях о субъектив-
ном как способе существования и развития общества.

С позиций вульгарно-социологического материа-
лизма субстанцией, основой социального бытия являются
материализованные факторы социальности в виде соору-
жений, средств труда, коммуникаций и т.д.

Для современных социально-философских воззрений
более характерны те, которые рассматривают общество в
аспекте человеческой деятельности или общественных от-
ношений, или как исторически развивающуюся систем-
ную целостность человеческой деятельности и общест-
венных отношений. Внутренняя логика развития этих
концепций приводит к выводу, что человеческая деятель-
ность есть способ существования и развития общества.
Причем только в человеческой деятельности реализуется
единство объективного и субъективного.

Деятельность в самом общем виде рассматривается
как человеческая форма активности, проявляющаяся в
целесообразном изменении и преобразовании окружаю-
щего мира. Заметим, что для обозначения преобразую-
щей, предметной деятельности в историческом материа-
лизме чаще всего употребляется понятие «практика».

В системе человеческой деятельности выделяется,
по определению К. Маркса, труд как положительная
творческая деятельность. Труд, составляя ядро челове-
ческой деятельности, обусловливает соответствующую
дифференциацию ее видов. Будем в дальнейшем рас-
сматривать следующие основные формы человеческой
деятельности: материальную деятельность, которая ох-
ватывает производство, обмен, распределение и потреб-

ление материальных средств жизни, а также взаимодейст-
вие с природой и активность по поводу собственного
воспроизводства; социальную и политическую дея-
тельность; духовную деятельность. Каждая из них пред-
ставляет собой взаимосвязь субъективного и объективного
в их единстве, так как это форма человеческой деятельно-
сти. Они различаются, прежде всего, по объекту (что про-
изведено, каковы «плоды» деятельности).

По мнению немецкого социолога М. Вебера, все
виды человеческой деятельности подразделяются на че-
тыре типа: первый — целесообразный, характеризуется ис-
пользованием разнообразных средств для достижения це-
ли; второй — рациональный в использовании средств, но
нерациональный с точки зрения цели; третий — предприня-
тый в состоянии возбуждения; четвертый — традиционный,
основанный на обычаях и привычных образцах. Данная
схема непосредственно связана с учением М. Вебера об
«идеальном типе» как эвристической теоретической кон-
струкции и призвана была служить основой, своего рода
алгоритмом для обобщений и описания общества в це-
лом. Заметим, что некоторые из высказанных М. Вебером
суждений представляют интерес и поныне. Например, об
обеспечении стабильности экономической системы, если
ее участники будут придерживаться рационального сопос-
тавления полезности и издержек. Одним из первых он
проанализировал нарастающую бюрократизацию поли-
тической и общественной жизни, попытался высказать
прогнозы о зловещей функции бюрократизма в обществе,
вступающем на путь социализма. Учение М. Вебера об
«идеальных типах» оказало значительное влияние на фи-
лософско-социологическую мысль XX в.

Однако более чем спорными оказались те из обоб-
щений М. Вебера, которые базировались на его посылке о
самостоятельном функционировании идей как основе для
коренных социально-экономических преобразований об-
щества. Так, в его книге «Протестантская этика и дух ка-
питализма» утверждается, что возникновение капитализма
определялось в основном действием психологического
фактора, а именно протестантской (кальвинистской) ре-
лигией, которая якобы преуспела по воспитанию у при-
хожан благоразумия, трудолюбия, бухгалтерского счета,
деловой честности и т.д. Такая трактовка генезиса капи-

тализма вызвала критику, причем не только со стороны
приверженцев материалистического понимания истории.

Что касается исторического материализма как соци-
альной философии, то он признает в качестве исходной в
жизни общества материальную производственную дея-
тельность. «. Мы должны, — писал К. Маркс, — прежде
всего констатировать первую предпосылку всякого чело-
веческого существования, а следовательно, и всякой исто-
рии, а именно ту предпосылку, что люди должны иметь
возможность жить, чтобы быть в состоянии «делать исто-
рию». Но для жизни нужны прежде всего пища и питье,
жилище, одежда и еще кое-что. Итак, первый историче-
ский акт — это производство средств, необходимых для
удовлетворения этих потребностей, производство самой
материальной жизни». (29. Т.З. С.26).

Читайте также:  Способы дрессировки служебных собак

Да, человеческие материальные потребности* не мо-
гут быть удовлетворены в масштабах общества даже самы-
ми благородными идеями и духовными порывами, если
они оторваны от материальной и других форм деятельно-
сти. При этом нельзя упускать из вида, что положение о
примате материально-производственной деятельности
применимо к существованию и развитию человеческого
общества в целом и отнюдь не отрицает значимость дру-
гих форм деятельности. История свидетельствует о нали-
чии конкретных ситуаций, когда решающее значение
приобретают те или иные виды духовной, классово-
политической деятельности, этнические (национальные)
и конфессиональные движения.

Беспристрастный анализ глобальных проблем совре-
менного мира приносит новое признание (правда, скорее
косвенное и нередко неосознанное) учению о взаимосвязи
всех основных форм человеческой деятельности при сис-
темообразующей значимости материальной деятельности.
Ведь все они, назовем, к примеру, экологическую про-
блему, представляют собой следствие стихийной и некон-
тролируемой материальной деятельности людей. Если же
имеются другие причины в виде землетрясений, навод-

В социальной философии под потребностями субъекта (индивиды,
их группы и общности, человечество) понимают активное состояние
его устремленности к необходимым объектам и к взаимодействию с
ними определенным способом.

нений, засухи и т.д., то восстановление экологического
равновесия разрешается в конечном счете опять-таки по-
средством определенных видов материально-производст-
венной деятельности.

От успешного разрешения глобальных проблем за-
висит дальнейший социальный прогресс и само сущест-
вование человечества. Если не опоздать, то эта задача из
задач может оказаться посильной только для скоордини-
рованной в масштабах всей планеты материальной дея-
тельности людей, такой деятельности, которая оплодотво-
рена гуманистическими целями, которая объективирует и
включает в свои потоки самые оптимальные научные
идеи и инженерные проекты. Но это уже скорее матери-
альная, научно-техническая деятельность.

Источник

Основные типы общества

О чем эта статья:

6 класс, 8 класс, 10 класс

Три типа общества

Рассмотрим основные три вида общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное.

Традиционное общество

Традиционное общество — тип общества с аграрным укладом. Основано на натуральном хозяйстве, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

Главный фактор производства — земля, основной производимый продукт — пища.

Характерные черты традиционного общества:

Ручной труд и примитивные технологии.

Преобладание сельского хозяйства.

Низкая социальная мобильность.

Преобладание ценностей коллективизма.

Влияние церкви на общественную жизнь.

Признаки традиционного общества:

Основная сфера экономической деятельности — сельское хозяйство.

Низкий темп развития.

Направлено в прошлое, боится нововведений.

Полное поглощение личности коллективом.

Направлено на удовлетворение бытовых потребностей.

Индустриальное общество

Индустриальное общество определяется высоким уровнем технического, индустриального развития.

Главный фактор производства — капитал. Основная сфера производства — промышленность, в ней занято более 50% населения.

Характерные черты индустриального общества:

Активное развитие промышленности.

Серийное машинное производство и автоматизация.

Превращение науки в общественный институт.

Рождение массовой культуры.

Предоставление прав и свобод людям.

Формирование гражданского общества.

Признаки индустриального общества:

Основа — машинное производство и фабричная организация труда.

Базовая структура — экономика.

Основной движущий механизм — стремление к экономическому росту.

Стремится удовлетворить социальные потребности (деньги, карьера, качество жизни).

Направлено на максимальную адаптацию к настоящему моменту.

Основной способ принятия решения — эмпирическое исследование.

Постиндустриальное общество

Постиндустриальное или информационное общество — современный тип, который основывается на преобладании информации и компьютерных технологий в производстве.

Главный фактор производства — информация.

Характерные черты постиндустриального общества:

Развитие сферы услуг.

Основная единица товара — информация (знания).

Развитие информационных технологий.

Профессиональное деление общества.

Широкое использование компьютерных технологий.

Реализация научно-технической революции.

Доминирование семьи партнерского типа.

Признаки постиндустриального общества:

Так как сельское хозяйство и промышленность в таком обществе производят больше, чем оно может употребить, больше половины населения переходит в сферу услуг.

Фактор развития — теоретические знания или информация.

Основной фактор принятия решений — моделирование и аналитические методы.

Социальная коммуникация протекает на уровне «человек — человек», а не на уровне «человек — природа» или «человек — машина».

Ведущая технология — умственная, а не ручной труд (как в традиционном) и не машинная технология (как в индустриальном).

Другие классификации общества

Как мы уже отметили, существует множество человеческих обществ. Люди из мира науки делят их на типы разными способами. В таблице описали характеристику видов общества по степени открытости, наличию письменности, степени социального расслоения, на основе религии.

По степени открытости

Закрытое — основано на статичной социальной структуре, ограниченной мобильности. Характерен низкий темп развития, запрет или медленное принятие инноваций, верность традициям.

Открытое — характеризуется отсутствием единой государственной идеологии, динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом. Чаще всего такой тип встречается в демократических обществах.

По наличию письменности

Дописьменные — не имеют своего алфавита и символьного обозначения букв. Это признак низкого уровня развития и создает трудности в общении.

Письменные — группы, у которых есть свой алфавит, с помощью которого происходит общение. С его помощью люди могут наладить коммуникации и добиться успехов в развитии общественного строя.

По степени социального расслоения

Простое — относятся простые организации без четкой структуры управления. В таких системах нет установленной формы взаимоотношений, отсутствуют подчиненные и руководители. Такая структура возможна на начальных периодах развития без государственной власти.

Читайте также:  Способы сооружения временного укрытия

Сложное — подразумевает классовое неравенство, иерархию в системе реализации власти, а также наличие деления населения на слои. Такая структура характерна для государственной формы управления.

На основании доминирующей религии

Политеизм — вера в множество богов, к которым люди обращаются, чтобы задобрить и попросить помощь.

Монотеизм или единобожие — вера в одного Бога, который считается покровителем и помогает людям в земной жизни.

Пантеизм — Бог наравне с природными силами и тесно с ними связан.

Религии без Бога — философское осмысление важных вопросов жизни.

Источник

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества

теория по обществознанию 👨‍👩‍👧‍👦 человек и общество

Общество как форма жизнедеятельности (8 класс)

Термин «общество» можно определять по-разному: В широком смысле общество – это:

  • Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся форму связей и отношений между людьми.
  • Все человечество в целом.

В узком смысле общество – это:

  • Социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей (российское общество, то есть все граждане РФ; американское общество, то есть все граждане США).
  • Люди, объединенные общим интересом (общество любителей поэзии), целью (общество борьбы за экологию) или происхождением (славяне, евреи).
  • Исторический этап развития человечества (рабовладельческое общество, индустриальное общество).

Интерес к обществу как системе и явлению люди проявляли с древнейших времен. Современное понимание понятия «общество» складывалось постепенно.

Мыслитель Понимание общества (общество – это…)
Аристотель Группа индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных потребностей.
Т. Гоббс, Ж-Ж Руссо Общество и наличие в нем власти – это результат общественного договора.
Гегель Особенно интересовался гражданским обществом, то есть обществом, где каждый человек зависит от всех остальных.
О. Конт В основе общества – разделение труда между людьми, общество состоит из подсистем (семья – класс – государство).
М. Вебер Общество – это результат социальной деятельности людей.
Т. Парсонс Основа общества – одинаковые идеалы и ценности людей.
К. Маркс Во время общей деятельности складываются отношения между людьми, а совокупность этих отношений – и есть общество.

Для того, чтобы группа людей могла называться обществом, она должна соответствовать нескольким критериям:

  • Иметь единую территорию, которая станет основой для формирования социальных связей. Так, каждый футбольный фанат по отдельности – еще не общество любителей футбола, но если они собираются на одном стадионе и начинают регулярно взаимодействовать, то со временем превратятся в общество.
  • Иметь возможность функционировать вне зависимости от других обществ и отдельно от природы, самодостаточность.
  • Быть частью системы, и в то же время состоять из взаимосвязанных подсистем. Например, российское общество – это часть всего человечества, и в свою очередь может делиться на более мелкие общества, которые взаимодействуют между собой (городские и сельские жители).

Общество как способ существования людей имеет определенный набор функций:

  1. Производит материальные блага и услуги.
  2. Воспроизводит и социализирует отдельного человека.
  3. Регулирует активность людей, производит духовные блага.
  4. Распределяет продукты деятельности.
  5. Управляет человеческой деятельностью и поведением.

Для того, чтобы общество могло реализовать все перечисленные выше функции, существуют институты общества, каждый из которых обеспечивает исполнение той или иной функции. Наиболее важными с точки зрения организации общества являются институты власти, собственности, семьи и наследования.Однако существуют десятки других институтов и подсистем. Вот основные из них:Политические (институты президентства, разделения властей, парламентаризма, местного самоуправления и так далее). Правовые (институты судебной власти, адвокатуры, присяжных и так далее). Религиозные (институт крещения, исповеди, монашества, епископата и так далее). Культурные (институт кино, музыки, литературы…) Общество – сложная динамическая система, которая включает в себя в качестве подсистем разные сферы жизни общества.

Сферы жизни общества и их взаимосвязь

Сфера жизни общества Описание
Экономическая (материально-производственная) Включает все, что связано с производством, обменом и потреблением материальных благ и услуг человеком.
Социальная Включает отношения между разными социальными группами (классами, нациями) и между отдельными индивидами.
Политическая (политико-правовая) Включает все системы контроля над обществом, законодательство.
Духовная Включает все системы, производящие духовные блага (творчеством, искусством, культурой), связана с институтами, задача которых состоит в создании и распространении духовных ценностей (институты церкви, театра, творческие объединения, образование).

Все сферы жизни общества связаны друг с другом. Неполадки в одной из них могут привести к краху всей общественной системы. Например, неустойчивость и слабость власти может спровоцировать кризис в экономике, который в свою очередь вызовет социальное напряжение и упадок культуры.

Общественные отношения (8 класс)

Социальные отношения и их формы (8 класс)

Развитие общества (8 класс)

  1. Традиционное (аграрное) общество — характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа — жрецам либо церкви и армии. Данный вид общества процветал в Древнем мире, а после в средневековье. Начинают появляться города, ремёсла, торговля, деньги, письменность. Но семья остаётся основной производственной ячейкой, господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Основная масса населения проживает в деревнях.
  2. Индустриальное общество — происходят значительные перемены:

— преобладает не сельскохозяйственное, а промышленное производство; — решающая роль в социальной жизни принадлежит не мелким и крупным землевладельцам, а промышленникам, бизнесменам; — в центре социальной организации находятся не церковь и армия, а корпорации (объединения лиц, имеющих общие коммерческие интересы). Это общество основано на развитии крупного машинного производства, для него характерно использование научных достижений в качестве основного фактора производства.Меняется весь образ жизни общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, профессиональные навыки, образование, культура человека. Сокращается доля населения, занятого в сельском хозяйстве, растёт численность городского населения.

Читайте также:  Способ хранения автомобильных шин

Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь (8 класс)

Глобальные проблемы современности (8 класс)

Глобальные проблемы (от лат. земной шар) – это комплекс проблем человечества, от решения которых зависит его судьба. Глобальные проблемы– результат деятельности людей, наиболее острыми они стали во второй половине XX века. Общие черты глобальных проблем:

  • затрагивают судьбу всего человечества,
  • требуют немедленного решения,
  • предполагают международное сотрудничество, совместные усилия всего человечества.

Все глобальные проблемы взаимосвязаны, невозможно их решать по отдельности, необходимо это делать комплексно. Виды глобальных проблем:

Проблема предотвращения новой мировой войны. Угроза термоядерной войны, несанкционированного распространения ядерных технологий.
Экологическая проблема. Истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, сокращение биологических видов, глобальное потепление, появление озоновых дыр и др.
Проблема международного терроризма. Нанесение экономического, политического ущерба, гибель людей, дезорганизация государственного управления, стремление влиять на политику стран.
Проблема отсталости стран («Север-Юг»). Колоссальный разрыв в развитии между богатыми («Север») и бедными «Юг») странами, нищета, голод, неграмотность населения слаборазвиты стран.
Демографические проблемы (проблемы народонаселения). Сверхвысокие темпы роста численности населения (демографический взрыв) в развивающихся странах; невысокие показатели рождаемости и, соответственно, естественного прироста населения в развитых странах (демографический кризис).

Одной из важных черт социального института является его соответствие «социальной потребности». Люди, видимо, не могут существовать без коллективных объединений — общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция, наверное, обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов, а также исключительной способностью людей взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации. Но, несмотря на явные преимущества коллективной жизни по сравнению с индивидуальной, общества сохраняются не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство. В связи с этим исследователи ввели понятие «социальных потребностей», или «социальных функций».

Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может существовать…

Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер, сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял потребность в «активной обороне» (речь идёт о военном деле) для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования» (сельское хозяйство, производство одежды)‚ потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве).

Наконец, более современные исследователи составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:

1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.

2. Производство товаров и услуг‚ необходимых для выживания членов общества.

3. Распределение этих товаров и услуг.

4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.

5. Замена выбывающих членов общества путём биологического размножения и посредством усвоения индивидами определённой культуры в процессе социализации.

6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.

Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия осуществляются институтами. Экономические институты, включающие рынки и такие производственные объединения, как фабрики, созданы для удовлетворения 2-й и 3-й потребностей. Семья и учебные институты связаны с организованной деятельностью ради удовлетворения пятой потребности… И наконец, правовые и правительственные институты (суды, полиция и тюрьмы) осуществляют контроль за поведением членов общества.

Семья – небольшая группа людей, основанная на кровном родстве. Она выполняет различные функции:

  • Репродуктивная – воспроизводство потомства;
  • Воспитательная;
  • Рекреационная;
  • Первичной социализации – влияние семьи на становление личности ребенка;
  • Экономическая, хозяйственно-бытовая – накопление богатства для членов семьи.

Ответ может выглядеть так:

  1. Репродуктивная функция – например, в семье родилась девочка.
  2. Воспитательная функция – например, папа рассказывает ребенку о том, что нужно уступать место пожилым людям в автобусе.
  3. Экономическая функция – например, муж с женой вместе планируют семейный бюджет.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Политические институты – это различные учреждения, которые обеспечивают процесс осуществления политической власти. К ним относятся политические партии и государство (из данного списка), а также общественно-политические организации, профсоюзы. Все остальное, данное в перечне, не относится к политическим институтам.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание, где дается не таблица, а схема, на первый взгляд кажется сложнее – ведь здесь нет характеристик каждого элемента, которые могли бы облегчить понимание того, о чем идет речь. Однако, если внимательно посмотреть на функции, нетрудно вспомнить, что такое их сочетание характерно для такого социального института, как семья.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Источник

Оцените статью
Разные способы