Способ существования материи по энгельсу

Содержание
  1. Конспект Фридрих Энгельс Диалектика природы. Глава Основные формы движения материи
  2. Энгельс и Ленин о философском понятии материи
  3. Способ существования материи. 105. Формы движения материи, выделенные Энгельсом
  4. Материя и формы ее движения
  5. Читайте также
  6. 23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения
  7. [2)] Капитал, приносящий проценты, и торговый капитал в их отношении к промышленному капиталу. Более старые формы. Производные формы
  8. Материя и движение. Формы существования материи
  9. 1. Категории – формы движения теоретической мысли. Понятие и его предмет
  10. 1. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ ЖИЗНИ
  11. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ[303]
  12. [ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК]
  13. Основные формы движения
  14. [Формы движения материи. Классификация наук]
  15. 5. Материя
  16. 2) отношение между развитием относительной формы стоимости и эквивалентной формы
  17. 2) Отношение между развитием относительной формы стоимости и эквивалентной формы
  18. Глава 1 Материя. Химические и физические свойства вещества. Качества и способности. Живые и неживые формы жизни

Конспект Фридрих Энгельс Диалектика природы. Глава Основные формы движения материи

Работа Энгельса «Диалектика природы» была издана в 1883-м году незаконченной. В ней изложены принципы естествознания с точки зрения диалектического материализма. В главе «Основные формы движения рассмотрено движения» в тесной связи физики и философии. Энгельс ссылается на Декарта, Джоуля, Кольдинга, Гельмгольца, Майера.

По Энгельсу, движение как способ существования материи охватывает все процессы во Вселенной. Автор ограничивается формами движения в неограниченной природе, так как обоснование движения с физико-химической точки зрения, по его мнению, не сформировано. Прежде всего исследуется перемещение, так как с ним связано любое движение. Природа образует систему тел, тела находятся во взаимодействии, и это взаимодействие – движение. Материя не мыслима без движения; материя – данность, следовательно, движение не сотворимо и не разрушимо. Автор замечает, что философия пришла к этому выводу раньше механики.

Энгельс рассуждает, как представляется движение во взаимодействии притяжения и отталкивания: притяжение получает больший перевес, так как отталкивание излучается в виде тепла в мировое пространство. Отталкивающее движения должно быть создано искусственным образом.

Энгельс рассматривает химические процессы движения. Опыт показывает, что многообразные формы движения – формы одного и того же движения, переходящие друг друга. Попытка понять явления природы, то есть найти их законы, сводится к отысканию силы, представляющий собой причины явлений. Прибегая к понятию силы, мы выражаем незнание природы.
Если причина движения – сила, то происходит перенос понятий в физику, химию, биологию, и возникает путаница.

Источник

Энгельс и Ленин о философском понятии материи

Материализм и идеализм различаются тем или иным решением вопроса об источнике нашего познания, об отношении познания (и «психического» вообще) к физическому миру, а вопрос о строении материи, об атомах и электронах есть вопрос, касающийся только этого «физического мира». Когда физики говорят: «Материя исчезает», они хотят этим сказать, что до сих пор естествознание приводило все свои исследования физического мира к трем последним понятиям — материя, электричество, эфир; теперь же остаются только два последние, ибо материю удается свести к электричеству, атом удается объяснить как подобие бесконечно малой солнечной системы, внутри которой вокруг положительного электрона двигаются с определенной (и необъятно громадной, как мы видели) быстротой отрицательные электроны. Вместо десятков элементов удается, следовательно, свести физический мир к двум или трем (поскольку положительный и отрицательный электроны составляют «две материи, существенно различные», как говорит физик Пелла?, — Rey, I. с., р. 294 — 295). Естествознание ведет, следовательно, к «единству материи» (там же) — вот действительное содержание той фразы об исчезновении материи, о замене материи электричеством и т. д., которая сбивает с толку столь многих. «Материя исчезает» — это значит исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными (непроницаемость, инерция, масса и т. п.) и которые теперь обнаруживаются как относительные, присущие только некоторым состояниям материи. Ибо единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания. (Ленин, Материализм и эмпириокритицизм (1908 г.), Соч., т. XIII, стр. 213, изд. 3-е.)

Все приведенные нами философы, кто прямо, кто с ужимкой, заменяют основную философскую линию материализма (от бытия к мышлению, от материи к ощущению) обратной линией идеализма. Отрицание материи ими есть давным-давно известное решение теоретико-познавательных вопросов в смысле отрицания внешнего, объективного источника наших ощущений, объективной реальности, соответствующей нашим ощущениям. И, наоборот, признание той философской линии, которую отрицают идеалисты и агностики, выражается определениями: материя есть то, что?, действуя на наши органы чувств, производит ощущение; материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении, и т. п. (Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, Соч., т. XIII, стр. 119.)

Мы знаем, что такое час, метр, но не знаем, что такое время и пространство! Точно время есть нечто иное, чем сумма часов, а пространство нечто иное, чем сумма кубических метров! Разумеется, обе формы существования материи без этой материи представляют ничто, только пустое представление, абстракцию, существующую только в нашей голове. Но мы не способны познать, что такое материя и движение. Разумеется, не способны, ибо материю как таковую и движение как таковое никто еще не видел и не испытал каким-нибудь иным образом: люди имеют дело только с различными реально существующими материями и формами движения. Вещество, материя — не что иное, как совокупность всех чувственно воспринимаемых форм движения; слова, вроде «материя» и «движение», это — просто сокращения, в которых мы резюмируем, согласно их общим свойствам, различные чувственно воспринимаемые вещи. Поэтому материю и движение можно познать лишь путем изучения отдельных форм вещества и движения; поскольку мы познаем последние, постольку мы познаем материю и движение как таковые. Поэтому, когда Негели говорит, что мы не знаем, что такое время, пространство, движение, причина и следствие, то он этим лишь утверждает, что мы при помощи своей головы сочиняем себе сперва абстракции, отвлекая их из реального мира, а затем — не в состоянии познать этих сочиненных нами абстракций, ибо они умственные, а не чувственные вещи, между тем как всякое познание есть чувственное измерение. Это — точь-в-точь как встречающаяся у Гегеля трудность, что мы в состоянии есть вишни, сливы, но не в состоянии есть плода, потому что никто еще не ел плода как такового. (Энгельс, Анти-Дюринг, стр. 253.)

Механистическая трактовка движения

Маркс, как известно, освободил диалектику от мистической оболочки, выставив положение, что диалектика как мыслительная категория есть отражение диалектики в процессе реального, материального становления, ибо «идеальное» есть лишь переведенное в человеческом мозгу на специфический язык материальное. Однако до сих пор — и притом в возрастающей степени — делаются попытки оторвать мыслительный процесс от процесса материального, — попытки превратить диалектику в исключительно мыслительную конструкцию, в некоторый метод, которому не соответствует какая бы то ни было реальность. Типичным является в этом отношении «австромарксизм» с Максом Адлером во главе. Как нужно бороться с этим извращением марксизма, — извращением явно антиматериалистическим? Совершенно очевидно, что нужно вскрывать материальный корень диалектики, т. е. в формах движущейся материи находить то, чему «соответствует» диалектическая формула Гегеля. Непрестанное столкновение сил, распад, рост систем, образование новых и их собственное движение, — другими словами, процесс постоянного нарушения равновесия, его восстановления на другой основе; нового нарушения и т. д. — вот что реально соответствует гегелевской триединой формуле. Что «нового» вносит это толкование? По существу это то же самое. Но здесь указывается на материальный процесс и на движение материальной формы. Другими словами, здесь — диалектика материального становления, идеально выражаемая гегелевской триадой.

Читайте также:  Способы настройки параметров вида документа

Совершенно неправильным является упрек в механичности такой формулировки. Неправильным он является потому, что нельзя современную механику противопоставлять диалектике. Если механика недиалектична, т. е. недиалектично и все движение, то что же остается от диалектики? Наоборот. Движение составляет, если так можно выразиться, материальную душу диалектического метода и его объективную основу. (Бухарин, Теория исторического материализма, стр. 361 — 362, Гиз, 1929 г.)

. Дело идет не о том, чтобы как-то «частично» принять физико-химические методы объяснения явлений жизни, а о том, чтобы эти методы, уже давшие такие блестящие результаты, признать «единственно научным» приемом объяснения жизни, о том, чтобы вообще поставить приемы объяснения жизни на научную высоту. Спор между нами давно решен практикой, всей практикой научной биологии.

. Мы имеем все основания признать последовательное применение физико-химических методов, употребляя выражение Маркса и Ленина, «единственно научным» приемом объяснения жизни. Всякая попытка их дополнения поведет к беспомощному эклектизму. Все предшествующее развитие научной биологии не дает никаких оснований для малодушной измены методам сведения жизни организма к физико-химическим процессам. (Степанов, Диалектический материализм и деборинская школа, стр. 14, 18, Гиз, 1928 г. — Подчеркнуто сост.)

В биологии до сих пор боролись и до сих пор борются только два основных течения: идеалистическое, называемое витализмом и отвергающее сводимость явлений жизни к физико-химическим процессам, и материалистическое, утверждающее эту сводимость и до сих пор блестяще демонстрировавшее эту сводимость практикой, экспериментом. Не мешает отметить, что это единственно материалистическое течение в биологии давным-давно называется механистическим. (Степанов, Диалектический материализм и деборинская школа, стр. 52, Гиз, 1928 г.)

Источник

Способ существования материи. 105. Формы движения материи, выделенные Энгельсом

Определение и способ существования материи.

«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, к-ая дана человеку в его ощущениях, к-ая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Здесь Ленин исходил из того, что «единственное свойство материи, с признанием к-ого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания». Открытия в области современной физики и других наук дают представления о многих свойствах материального мира. На их основе формируется современная физическая или более широкая естественно-научная картина мира, к-ые подтверждают самое общее и самое фундаментальное св-во материи – «быть объективной реальностью», т.е. существовать вне нашего сознания.

В философии марксизма сознание толкуется как св-во людей отражать и тем самым осмысливать окружающий их мир материальных и духовных явлений. Указывается на естественные и социальные предпосылки возникновения и развития сознания. К первым относится пр.всего способность человеческого мозга как высокоорганизованной материи отражать явления действит-ти, ко вторым –человеческая предметно-практическая деят-ть и речь.

В процессе этой деят-ти происходит диалектическое взаимодействие мыслящего субъекта (общественного человека) и разного рода объектов, вовлекаемых в орбиту его деят-ти, на к-ые он так или иначе воздействует. Преобразуя мир, человек осмысливает его, познает св-ва многих явлений. В результате развивается его сознание и речь, посредством к-ой он формулирует и выражает свои мысли.

Способы существования материи.

С точки зрения диалектико-материалистической философии, материя находится в постоянном и непрерывном движении. Движение есть способ существования материи. Нет материи без движения и движения без материи. Энгельс указывал на механическую, физич-ую, химич-ую, биологич-ую и социальную формы движения материи. В настоящее время в рамках марксистской философии предлагаются новые классификации форм движения материи. Одна из них предлагает их более широкое деление на неорганическую (неживая природа), органическую (живая природа) и социальную (общество).

Указывается, что одно из проявлений движения материи есть развитие как выход за пределы какого-либо данного состояния и проявление нового. Это относится к вещам, явлениям и процессам материального мира. Примером этого может служить возникновение жизни на земле, появление человека и человеческого общества и т.д.

В поле зрения марксистской философии находится и то, что существование материи, движение и развитие ее отдельных образований происходят во времени и пространстве. Она отвергает идеалистические представления о пространстве и времени как априорных формах чувственного созерцания (Кант) или же как категориях, выражающих развитие абсолютного духа (Гегель).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Материя и формы ее движения

Материя и формы ее движения

Крупным достижением марксистской философии стала осуществленная Энгельсом попытка активно использовать ее методологию и мировоззренческие выводы для интеграции данных различных научных дисциплин в единую «картину природы»[641].

Разработка «всеобщих схем» мироздания всегда была традиционной задачей философии, которую она решала в основном собственными средствами и чаще всего чисто умозрительно. Энгельс подошел к этой задаче принципиально по-новому. В отличие от представителей натурфилософской традиции он не пытается навязывать ученым определенный взгляд на действительность или в чем-то «исправлять» полученные ими экспериментальные и теоретические результаты. Вместе с тем он не ограничивается и простым резюмированием работ по физике, химии, астрономии и т.д. Его цель – сделать из специальных положений науки обобщающие выводы, выходящие за пределы компетенции отдельных частных отраслей знания. Исходя из материалов различных наук и заставляя их действовать друг на друга, Энгельс, по заключению французского марксиста П. Жегле, стремится «показать нечто вроде общего закона, который (при данном состоянии знания) может считаться применимым ко всякому процессу: связь, представляющая одновременно и качественный скачок»[642] различных форм материи.

Читайте также:  Способы уменьшения дефицита госбюджета

Интеграция данных различных отраслей естествознания не могла быть, однако, осуществлена путем их простого механического соединения. Необходимо было прежде всего установить объективную основу их единства (если таковая действительно имелась) и одновременно выработать систему абстракций, в рамках которой все конкретные отрасли знания могли быть связаны между собой концептуальными взаимопереходами.

Как показал в своих работах Б.М. Кедров[643], частично эта работа была начата самим естествознанием. Однако она была проделана им лишь до известного предела. Понятие энергии, закон ее сохранения и превращения связали воедино фактически всю неорганическую природу. Органическая природа, в свою очередь, нашла свое отражение в представлениях эволюционного учения Дарвина и клеточной теории. Однако концептуальное звено, которое способно было бы соединить неорганическую природу с органической, отсутствовало. Ни одна из специальных наук дать его уже не могла, и Энгельс предложил решать данную задачу, перейдя на философский уровень обобщения, где могут быть определены категории, позволяющие говорить об общем предмете всех наук, изучающих неорганическую и органическую природу. Этот общий предмет, по Энгельсу, – материя. Единство наук есть, таким образом, отражение субстанционального единства материального мира. Каждая отрасль знания специализируется на исследовании материальных явлений определенного типа и тем самым выполняет функцию исследования одного из аспектов, граней, форм проявления материи, как таковой. Раз мы познали эти явления в их совокупности, то мы познали и самое материю.

В трактовке понятия материи как таковой Энгельс проделал известную эволюцию. Вначале (речь идет о фрагментах, написанных в 1874 году) он пошел в ошибочном направлении, попытавшись вернуться к античной концепции первоматерии. Энгельс даже усматривает доводы в пользу этой последней в некоторых данных современной ему астрономии. В газовых облаках межзвездных туманностей, писал он, в частности, все вещества «сливаются в чистую материю как таковую, действуя только как материя, а не согласно своим специфическим свойствам»[644]. Однако в дальнейшем он отказался от этой точки зрения и выступил с критикой попыток эмпирически «отыскать единообразную материю как таковую»[645]. Во фрагментах 80-х годов он уже рассматривает материю как абстракцию. Но это не пустая абстракция, не имеющая отношения к окружающей нас действительности. Она содержательна, поскольку, отвлекаясь от реального многообразия вещей и явлений, она фиксирует действительно присущие им предельно общие свойства и характеристики.

Самой универсальной характеристикой материальных явлений у Энгельса обычно выступает качество телесности. Под понятием материи, писал он, в частности, мы объединяем вещи «как телесно существующие»[646]; такая постановка вопроса объясняется тем, что Энгельс в целом еще не дифференцирует материю и вещество.

Для 70 – 80-х годов XIX века это вполне естественно. Вместе с тем, важно отметить, что подход Энгельса к проблеме материи отнюдь не однозначен. В некоторых фрагментах «Диалектики природы» есть суждения, содержащие подходы к более широкому пониманию материи, чем то, которое исходит из ее фактического отождествления с веществом. Они связаны прежде всего с анализом гипотезы о существовании эфира. Энгельс отмечает, что эфир, если допустить его существование, должен быть совершенно лишен одного из главных признаков вещества – тяжести. Какова же в этом случае его субстанциальная природа? Отвечая на данный вопрос, Энгельс делает принципиально важный в методологическом и мировоззренческом отношении вывод: «Если он вообще есть, то он должен быть материальным, должен подходить под понятие материи»[647]. Здесь категория материи освобождается от связи с конкретными признаками, характеризующими те или иные виды материи. Таким образом, в «Диалектике природы» намечены контуры более общего, чем чисто вещественного понимания материи; понимания, которое в дальнейшем получило свою развернутую диалектико-материалистическую трактовку в ленинском определении материи как объективной реальности, данной нам в ощущении.

Работая над созданием философских предпосылок интеграции данных современного ему естествознания в единую картину природы, Энгельс стремится к тому, чтобы это единство носило не абстрактно-формальный характер, а было основано на внутренней органической связи, «выведении» одних явлений и закономерностей из других. Эту связь он устанавливает на основе разработки учения о движении как неотъемлемом атрибуте материи.

Движение (как и в «Анти-Дюринге») Энгельс трактует весьма широко – как всякое изменение вообще. «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, – писал он в своей „Диалектике природы“, – обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением»[648].

В огромной совокупности окружающих нас вещей и явлений, доказывал Энгельс, можно выделить несколько достаточно четко определяемых в своей специфичности уровней и типов материальной организации, каждый из которых является субстратом особого, только ему присущего вида процессов, или, иначе говоря, носителем особой формы движения материи. Основные формы движения материи, по Энгельсу, – пространственное перемещение, физические процессы (переходы агрегатных состояний, теплота, свет, электричество, магнетизм), химическое соединение и разложение, органическая и, наконец, социальная жизнь[649].

Эту последовательность, открываемую простейшей и самой универсальной формой движения и завершаемую наиболее сложными, возникающими лишь при определенных конкретных условиях, он понимал не как простой перечень, а как генетический ряд. Каждая более высокая форма движения материи закономерно возникает из предыдущей и в снятом виде включает ее в себя. Однако полное сведение высших форм к низшим (например, социальных закономерностей к биологическим, а этих последних к химическим и т.п.) неправомерно, поскольку возникновение этих высших форм всегда связано с появлением некоторого нового качества. При разрушении объектов, принадлежащих к определенному уровню материальной организации, движение как таковое не исчезает, а лишь меняет свою форму на более элементарную (например, разрушение организма убивает жизнь, но не прекращает течения химических процессов и т.д.).

Именно взаимопревращение форм движения материи и порождает, по мысли Энгельса, всеобщую связь материальных тел и процессов различной природы. Эта концепция создала методологические и мировоззренческие предпосылки для распространения идеи системности, которая была вначале применена основоположниками марксизма в исследовании конкретных социальных объектов, на все мироздание в целом. «Вся доступная нам природа, – заключает Энгельс, – образует некую систему, некую совокупную связь тел, причем мы понимаем здесь под словом тело все материальные реальности, начиная от звезды и кончая атомом и даже частицей эфира, поскольку признается реальность последнего»[650]. В «Диалектике природы» идея системности становится конкретным выражением принципа материального единства мира, давая ему содержательное теоретическое наполнение. Мир в целом предстает в виде единого, исторического по своему характеру процесса перехода одних форм материальной организации в другие, в том числе более развитые и сложные, форм, потенциальное качественное разнообразие которых в принципе бесконечно.

Читайте также:  Медленный способ размораживания мяса

Учение о формах движения материи и их взаимопереходах представляет собой концептуальное ядро материалистической онтологии Энгельса. Вместе с тем оно содержит идеи, чрезвычайно важные в гносеологическом отношении. В частности, оно дало Энгельсу объективное основание для классификации наук и установления между ними содержательных взаимосвязей, необходимых для разработки обобщающей «картины природы» и теоретически отображающих переходы от одних форм движения, изучаемых соответствующими научными дисциплинами, к другим, представляющим собой предмет иных отраслей знания.

Познание форм движения материи, как предположил Энгельс, шло примерно в том же порядке, что и объективная последовательность их генезиса: наука начинала с постижения простейших явлений и по мере выявления управляющих ими закономерностей переходила к более сложным. «…Раньше всего, – отмечал Энгельс, – разрабатывается теория простого перемещения, механика небесных тел и земных масс; за ней следует теория молекулярного движения, физика, а тотчас же вслед за последней, почти наряду с ней, а иногда и опережая ее, наука о движении атомов, химия»[651].

С точки зрения Энгельса, учение о формах движения материи должно связать воедино онтологические и исторические основания классификации наук, что придавало этой классификации теоретическое обоснование. И хотя это обоснование сейчас выглядит во многом устаревшим, тем не менее сам подход Энгельса, ориентированный на анализ взаимосвязи методов и понятийного аппарата разных наук имеет в наши дни исключительно важное междисциплинарное значение.

Для своего времени учение Энгельса о формах движения материи было выдающейся попыткой теоретического синтеза, заключающей в себе немалый эвристический потенциал. Ныне оно, естественно, во многом устарело.

Так, с современной точки зрения устарело выделение механических перемещений в самостоятельный вид движения, ибо это, по сути дела, лишь один из видов физического движения. С другой стороны, именно физическая форма движения материи является наиболее общей и генетически исходной, ее базис образуют по современным данным четыре типа фундаментальных физических взаимодействий: слабое, сильное, электромагнитное, гравитационное. Общее число известных нам форм движения материи сегодня расширилось и, без сомнения, будет продолжать увеличиваться. В частности, ученые говорят сегодня о геологической, психобиологической, биосферной и других таких формах.

Однако общие методологические принципы, на которых основан разработанный Энгельсом теоретический синтез (такие, как принцип несводимости высших типов материальной организации и управляющих ими закономерностей к низшим, идея генетической связи всех форм движения, их соотнесение с определенным материальным носителем и др.) и сегодня сохраняют свою эвристическую ценность. Разрабатывая свое учение о формах движения, Энгельс реально продемонстрировал эффективность того понимания взаимоотношений между философским познанием и наукой, из которого он стремился исходить в своей теоретической работе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения

23. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения Движение в философии — это всякое изменение вообще.В это понятие входят:1. Процессы и результаты взаимодействий любого рода (механические, квантовые,

[2)] Капитал, приносящий проценты, и торговый капитал в их отношении к промышленному капиталу. Более старые формы. Производные формы

[2)] Капитал, приносящий проценты, и торговый капитал в их отношении к промышленному капиталу. Более старые формы. Производные формы Торговая и процентная формы старше формы капиталистического производства, промышленного капитала, который является основной формой

Материя и движение. Формы существования материи

Материя и движение. Формы существования материи Значительное место в работах Энгельса по диалектике природы и естествознания уделено философскому анализу категории «материя» и понятию «формы существования материи». Ввиду того, что в рассматриваемый период имело место

1. Категории – формы движения теоретической мысли. Понятие и его предмет

1. Категории – формы движения теоретической мысли. Понятие и его предмет Диалектика не ограничивается признанием всеобщей изменчивости вещей, их текучести. Целью диалектического познания является определенность вещи, ее устойчивая сущность. Рациональное же познание

1. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ ЖИЗНИ

1. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ ЖИЗНИ А. СамовоспроизведениеВ основе всего процесса образования вокруг Земли оболочки биосферы лежит типично жизненный механизм самовоспроизведения. Всякая клетка в определенный момент делится (путем «бинарного деления», или

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ[303]

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ[303] Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения

[ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК]

[ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК] * * *Causa finalis [Конечная причина. Ред.] — материя и внутренне присущее ей движение. Эта материя не абстракция. Уже на Солнце отдельные вещества диссоциированы и не различаются по своему действию. А в газовом шаре туманности все

Основные формы движения

Основные формы движения <289>Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения

[Формы движения материи. Классификация наук]

[Формы движения материи. Классификация наук] * * *Causa finalis[272] – материя и внутренне присущее ей движение. Эта материя не абстракция. Уже на Солнце отдельные вещества диссоциированы и не различаются по своему действию. А в газовом шаре туманности все вещества, хотя и

5. Материя

5. Материя Как сказано выше (часть вторая, глава II, §1, п. 2), часть комментария Халкидия, относящаяся к материи, может быть подразделена на четыре больших раздела.а) Первый отдел (268 – 274) может быть характеризован так. Сначала мы имеем здесь 1) общий очерк проблемы (268). Дальше

2) отношение между развитием относительной формы стоимости и эквивалентной формы

2) отношение между развитием относительной формы стоимости и эквивалентной формы Степени развития относительной формы стоимости соответствует степень развития эквивалентной формы. Однако – и это важно отметить – развитие эквивалентной формы есть лишь выражение и

2) Отношение между развитием относительной формы стоимости и эквивалентной формы

2) Отношение между развитием относительной формы стоимости и эквивалентной формы Степени развития относительной формы стоимости соответствует степень развития эквивалентной формы. Однако – и это важно отметить – развитие эквивалентной формы есть лишь выражение и

Глава 1 Материя. Химические и физические свойства вещества. Качества и способности. Живые и неживые формы жизни

Глава 1 Материя. Химические и физические свойства вещества. Качества и способности. Живые и неживые формы жизни Часы доказывают существование часовщика, а вселенная существование Бога. Франсуа Вольтер «Наше знание похоже на шар: чем больше он становится, тем больше у

Источник

Оцените статью
Разные способы