Бытие, материя, сознание как категории философии
1.Категория бытия, ее смысл, место в системе философских категорий.
2.Формирование научно-философского понятия материи.
3.Проблема сознания в философии.
1 вопрос. Категория БЫТИЯ, ее смысл, место в системе философских категорий.
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется ОНТОЛОГИЕЙ, а сама проблема бытия – одна из главных в философии.
Каково же содержание философской проблемы «БЫТИЕ»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:
1. Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир. Окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть.
2. Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.
3. Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе.
4. Материя и дух – единые. Но в тоже время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.
Данные положения (признаки) обобщаются понятием «субстанции».
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, иначе это самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, БЫТИЕ – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Основными ФОРМАМИ БЫТИЯ являются:
1. Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.
2. Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.
3. Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.
4. Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.
Среди бытия также выделяются:
1. Ноуменальное бытие (от слова «ноумен» — вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны.
2. Феноменальное бытие (от слова «феномен» — явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект. Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.
Категорией, противоположной бытию, является НЕБЫТИЕ – полное отсутствие чего либо, абсолютное ничто.
Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему Например, люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.
2 вопрос. Формирование научно-философского понятия МАТЕРИИ.
Категория «МАТЕРИЯ» введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: МАТЕРИЯ – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.
В философии существуют следующие ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ МАТЕРИИ:
1. Материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;
2. Объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;
3. Субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущее явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;
4. Позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.
5. В современной российской науке, философии ( как и советской ) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия- дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее.
ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРЫ «МАТЕРИЯ», каждый из которых имеет несколько уровней, являются:
1. Неживая природа.
2. Живая природа.
3. Социум (общество).
Характерными ЧЕРТАМИ МАТЕРИИ являются:
1. Наличие движения. ДВИЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство материи.
Выделяются:
а) Механическое движение.
б) Физическое движение.
в) Химическое движение.
г) Биологическое движение.
д) Социальное движение.
2. САМООРГАНИЗАЦИЯ. Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название СИНЕРГЕТИКИ.
3. МАТЕРИЯ имеет расположение во времени и пространстве.
ВРЕМЯ – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений ( смены состояний ) данных объектов в процессе из развития.
ПРОСТРАНСТВО – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.
4. Способность к ОТРАЖЕНИЮ является всеобщим свойством материи, заключающимся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. ОТРАЖЕНИЕ – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.
Отражение бывает:
а) Физическим.
б) Химическим.
в) Механическим.
3 вопрос. Проблема СОЗНАНИЯ в философии.
Высшим уровнем (видом) отражения является СОЗНАНИЕ. Согласно материалистической концепции СОЗНАНИЕ – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях
Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:
1. Сознание существует.
2. Оно имеет особую — идеальную природу (сущность) – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.
Философия изучает две основные ФОРМЫ СОЗНАНИЯ:
1. Индивидуальное сознание — это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие.
2.Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании.
Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.
В целом в философии существует НЕСКОЛЬКО ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ:
1. ФИЗИКАЛИЗМ — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
2. СОЛИПСИЗМ – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).
Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:
объективный идеализм и умеренный материализм.
3. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания».
4. УМЕРЕННЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.
— Понятие «бытие» – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.
— Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материя вообще, как не существует вообще человека, предмета, цвета вообще. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, она есть причина самой себя. Все эти свойства неотделимы от материи и поэтому называются атрибутами. Движение, пространство, время — это атрибуты материи.
— Сознание — высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.
Источник
Способы существования материи.
Материя — объективная реальность, данная человеку в его ощущениях, которые копируются, отображаются нашими ощущениями и существуют независимо от них.
Нас окружает множество предметов, процессов, свойств и отношений. Некоторые свойства и состояния вещей во всех превращениях сохраняются. Мыслители назвали их первоматерией.
Развитие представлений о материи включает следующие этапы:
1) Понимание материи как субстрата. Характерен для древнегреческой философии. Субстрат – это общая материальная основа вещей, т.е. это совокупность материальных элементов, взаимодействие которых обусловливает многообразие вещей и их свойств.
2) понимание материи как субстанции. Такое понимание характерно для Нового времени XVII – XVIII вв..
Уровни организации материи:1.субэлементарный 2. элементарный – включает в себя физический вакуум, а также элементарные частицы, базовые частицы – это кварки и лептоны. 3. Атомарный 4. Молекулярный 5. уровень макротел (это всё, что нас окружает) 6. Планеты 7. Плазма 8. Звёзды 9. планетные системы 10. Галактики 11. системы галактик 12. Метагалактики.
Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материя вообще. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, она есть причина самой себя. Все эти свойства неотделимы от материи и поэтому называются атрибутами.
Атрибутами материи являются: движение, пространство, время.
1. Движение — любое взаимодействие, а также изменение состояния объектов, вызванные этим взаимодействием. Движение и материя взаимозависимы и существовать без друг друга не могут. Движение есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности. Абсолютного покоя не существует.
Покой – движение, при котором внешние изменения не происходят, только внутренние процессы.
Выделяются принципы взаимосвязи уровней бытия и форм движения.
— Каждому уровню бытия соответствует своя форма движения.
— Между всеми формами движения существует генетическая связь. Из низших форм формируются высшие, но при этом высшие не есть сумма низших.
Понятие «движение» всегда связано с понятием «развитие».
Развитие — качественно необратимое целенаправленное изменение чего либо.
Выделяют следующие направления развития: прогресс, регресс, круговорот.
Прогресс — развитие от простого к сложному с неизбежным усовершенствованиям первоначального объекта.
Регресс — это такой тип развития, когда происходит переход от сложного к простому с явной утратой уровня совершенства.
Круговорот — это развитие, которое не предусматривает качественных изменений.
2. Пространство – форма бытия материи, отражающая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов в материальной системе.
3. Время – универсальная характеристика бытия – природного и социального. Разделяют время хронос и время человеческого бытия. Время социального бытия формируется и трансформируется человеческим сознанием.
В философии времяпонимается как атрибут материи, выражающий длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития.
Понятие время всегда связано с понятием пространство следующим образом: в понятии «пространство» находит отражение структурная координация длительности сменяющих друг друга объектов в один и тот же момент времени. В понятии времени отражается координация сменяющих друг друга объектов и их состоянии в одном и том же месте пространства.
Время по-разному представлено на разных уровнях материи.
Уровниматерии | Неорганическаяприрода | Органическаяприрода | Социальнаяприрода |
Субмикроэлементарный | Биологический, макромолекулярный | Индивид | |
Микроэлементарный | Клеточный | Семья | |
Ядерный | Микроорганический | Коллективы | |
Атомарный | Органы и ткани | Большие социальные группы, классы и нации | |
Молекулярный | Организм | Государствоилигражданскоеобщество |
В органической природе проявляется биологическое время, которое позволяет приспособиться к ритмичному чередованию факторов внешней среды.
Социальное пространство наделено особым социальным временем, которое понимается как мера изменчивости социальных процессов, при этом устанавливается следующая закономерность: оно ускоряется от эпохи к эпохе.
Существует физическое время, цель которого — сохранение стабильности системы на всех уровнях.
Несмотря на различия, все виды времени постоянно взаимодействуют.
Источник