Материя: способ существования и формы
Движение— всякое изменение вообще, способ существования материи. Формы движения многообразны и каждая форма движения проявляется на определенном этапе развития материи. В 19 веке Ф. Энгельс дал классификацию форм движения материи, которая до сих пор является наиболее полной и универсальной: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. В данной схеме формы движения материи выстроены по принципу от простого к сложному: каждый последующий уровень включает в себя предыдущий, но к нему не сводится, так как добавляется нечто новое. Понятие «движение» более полно раскрывается через его соотношение с понятием «покой», «устойчивость», «состояние». Движение есть смена состояний явления или предмета. В то же время в потоке никогда не прекращающихся изменений материи существуют моменты покоя, которые проявляются в форме равновесия, временной стабильности, устойчивости явлений. Следовательно, движение абсолютно, покой относителен. Относительный характер состояния покоя заключается в том, что он имеет место лишь по отношению к конкретным материальным объектам, а не ко всей материи в целом. Например, тело может находиться в состоянии покоя относительно Земли, но по отношению к другим планетам оно находится в постоянном движении. В самом теле человека также происходят постоянные физические, химические и другие изменения.
В мире присутствуют различные типы и виды изменчивости. В самом общем виде их можно разделить на качественные и количественные. Количественные изменения – это, прежде всего, механические процессы, которые связаны с перемещением тел. Качественные изменения связаны с изменением структуры самого предмета, превращением его в другой предмет. Внутри же самих изменений можно выделить обратимые (переход вещества из одного агрегатного состояния в другое) и необратимые. Философию в отличие от конкретных наук в первую очередь интересуют необратимые качественные изменения, которые называются развитием, которое изучает диалектика, на основании чего последнюю часто определяют как учение о развитии.
Развитие — это упорядоченное и закономерное необратимое изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы. Развитиехарактеризуется рядом фундаментальных черт. Прежде всего, это — всеобщность, означающая, что на всех уровнях бытия развитие имеет место. Необратимость понимается как возникновение качественно новых возможностей, которые не существовали ранее. И, наконец, направленность изменений, означает, что любые, даже кажущиеся случайными изменения возникают как результат определенных взаимодействий и порождают в свою очередь другие изменения. С проблемой направленности развития связано понимание прогресса и регресса. Прогрессобычно понимают как переход от более низких к более высоким уровням организации материи, а регресс наоборот характеризуется деградацией, то есть упрощением.
Пространство и время являются формами бытия материи. В истории науки известны две концепции пространства и времени:
1) субстанциальная — время и пространство рассматриваются как особого рода сущности, как некоторые нетелесные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от других материальных объектов, но оказывают на них существенное влияние. Они представляют собой как бы вместилище тех материальных объектов, процессов и событий, которые происходят в мире. При этом время рассматривается как абсолютная длительность, а пространство как абсолютная протяженность. На данную трактовку пространства и времени опирался И. Ньютон при создании своей механики. Данная концепция превалировала в физике вплоть до создания специальной теории относительности;
2)реляционная — пространство и время — это формы существования материальных объектов, точнее, формы координации материальных объектов и их состояний, таким образом, присущее всем вещам и явлениям. Пространство выражает координацию существующих объектов относительно друг друга через расстояние и ориентацию. Время — форма координации материальных объектов через последовательность и длительность.
Итак, с реляционных позицийвремя— это форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний различных систем. А пространство —форма бытия материи, выражающая структурность и протяженность различных систем.
Пространство и время имеют целый ряд атрибутивных, то есть неотъемлемых свойств.
Атрибутивные свойства пространства:
1) протяженность, то есть рядоположенность и сосуществование различных элементов. Это означает, что к каждому элементу можно добавить или отнять от него другой элемент пространства. Протяженность порождает структурность объектов, которая проявляется в системе внутренних связей, собирающих элементы в единое целое;
2) непрерывность, которая проявляется в характере перемещения тел от точки к точке, и прерывность, которая обеспечивает относительно раздельное существование тел в природе;
3) трехмерность, которая носит всеобщий характер. Хотя в физике существуют теории, пытающиеся доказать многомерность пространства, в частности речь идет об одиннадцатимерном пространстве. На что скептики возражают, что остальные семь являются невидимыми пространственными изменениями и, вследствие этого, абстрактными.
Атрибутивные свойства времени:
1) длительность, то есть последовательность сменяющих друг друга состояний. В природе нет ничего застывшего, все движется и длится во времени;
2) необратимость, означающая, что время протекает из прошлого через настоящее к будущему.
Пространство и время характеризуются следующими свойствами: объективность и всеобщность, которые означают, что ничто не может существовать вне пространства и времени. Очевиден тот факт, что все процессы социальной жизнедеятельности, сама жизнь человека или любого другого живого существа, а так же природные процессы протекают во времени и создают ощущение некоего общего течения времени. Также очевидно, что каждое материальное образование имеет свое самостоятельное течение времени, живет своей жизнью, которая обусловлена своими законами движения и развития.
Прерывность и непрерывность, когда речь идет о конкретных телах и объектах, пространство и время прерывно, то есть, конечно, а в случае существования множественности объектов, пространство и время непрерывно.
Идея способности материи к самоорганизации давно высказывалась учеными и философами разных поколений. Еще в 17 веке Б. Спиноза указал на внутреннюю активность как свойство, присущее материи.
Только лишь в 20 веке, с появлением таких наук как теория организации, кибернетика, синергетика данное свойство материи получило детальное изучение. Было выяснено, что самоорганизация проявляет себя посредством саморегуляции и саморазвития. Саморазвитие — это отбор, накопление и упорядочивание информации, что приводит к возникновению новых структур.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные проблемы онтологии?
2. Как определить бытие и небытие?
3. Каковы различия между обыденной и научной картиной мира, философской и религиозной?
4. Как соотносятся категории «бытие», «материя», что их объединяет и в чем различие?
5. Существует ли развитие и как его понимать?
6. Можно ли говорить, что пространство и время объективны?
7. Назовите монистические и плюралистические концепции бытия.
8. Каковы основные формы движение материи?
9. Перечислите главные онтологические категории?
10. Каковы основные черты современного бытия?
Источник
Способы существования материи.
Материя — объективная реальность, данная человеку в его ощущениях, которые копируются, отображаются нашими ощущениями и существуют независимо от них.
Нас окружает множество предметов, процессов, свойств и отношений. Некоторые свойства и состояния вещей во всех превращениях сохраняются. Мыслители назвали их первоматерией.
Развитие представлений о материи включает следующие этапы:
1) Понимание материи как субстрата. Характерен для древнегреческой философии. Субстрат – это общая материальная основа вещей, т.е. это совокупность материальных элементов, взаимодействие которых обусловливает многообразие вещей и их свойств.
2) понимание материи как субстанции. Такое понимание характерно для Нового времени XVII – XVIII вв..
Уровни организации материи:1.субэлементарный 2. элементарный – включает в себя физический вакуум, а также элементарные частицы, базовые частицы – это кварки и лептоны. 3. Атомарный 4. Молекулярный 5. уровень макротел (это всё, что нас окружает) 6. Планеты 7. Плазма 8. Звёзды 9. планетные системы 10. Галактики 11. системы галактик 12. Метагалактики.
Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материя вообще. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, она есть причина самой себя. Все эти свойства неотделимы от материи и поэтому называются атрибутами.
Атрибутами материи являются: движение, пространство, время.
1. Движение — любое взаимодействие, а также изменение состояния объектов, вызванные этим взаимодействием. Движение и материя взаимозависимы и существовать без друг друга не могут. Движение есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности. Абсолютного покоя не существует.
Покой – движение, при котором внешние изменения не происходят, только внутренние процессы.
Выделяются принципы взаимосвязи уровней бытия и форм движения.
— Каждому уровню бытия соответствует своя форма движения.
— Между всеми формами движения существует генетическая связь. Из низших форм формируются высшие, но при этом высшие не есть сумма низших.
Понятие «движение» всегда связано с понятием «развитие».
Развитие — качественно необратимое целенаправленное изменение чего либо.
Выделяют следующие направления развития: прогресс, регресс, круговорот.
Прогресс — развитие от простого к сложному с неизбежным усовершенствованиям первоначального объекта.
Регресс — это такой тип развития, когда происходит переход от сложного к простому с явной утратой уровня совершенства.
Круговорот — это развитие, которое не предусматривает качественных изменений.
2. Пространство – форма бытия материи, отражающая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов в материальной системе.
3. Время – универсальная характеристика бытия – природного и социального. Разделяют время хронос и время человеческого бытия. Время социального бытия формируется и трансформируется человеческим сознанием.
В философии времяпонимается как атрибут материи, выражающий длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития.
Понятие время всегда связано с понятием пространство следующим образом: в понятии «пространство» находит отражение структурная координация длительности сменяющих друг друга объектов в один и тот же момент времени. В понятии времени отражается координация сменяющих друг друга объектов и их состоянии в одном и том же месте пространства.
Время по-разному представлено на разных уровнях материи.
Уровниматерии | Неорганическаяприрода | Органическаяприрода | Социальнаяприрода |
Субмикроэлементарный | Биологический, макромолекулярный | Индивид | |
Микроэлементарный | Клеточный | Семья | |
Ядерный | Микроорганический | Коллективы | |
Атомарный | Органы и ткани | Большие социальные группы, классы и нации | |
Молекулярный | Организм | Государствоилигражданскоеобщество |
В органической природе проявляется биологическое время, которое позволяет приспособиться к ритмичному чередованию факторов внешней среды.
Социальное пространство наделено особым социальным временем, которое понимается как мера изменчивости социальных процессов, при этом устанавливается следующая закономерность: оно ускоряется от эпохи к эпохе.
Существует физическое время, цель которого — сохранение стабильности системы на всех уровнях.
Несмотря на различия, все виды времени постоянно взаимодействуют.
Источник
Материя как субстанция. Движение как способ существования материи
Вы будете перенаправлены на Автор24
Материя – это философская категория, обозначающая способ существования мира. Материя дана человеку в ощущениях непосредственных, либо с помощью специальных средств, однако существует независимо от его восприятия.
Проблема субстанции и субстанционального подхода
Одним из основополагающих разделов философии является онтология, т.е. учение о бытие, которое стремится рассмотреть вопросы сущности бытия, его природы, свойств, а также соотношения человека с ним, поиск его места в мире. Понятие бытия охватывает все существующее – весь тот мир, который дан человеку в ощущениях, а так в представлениях и размышлениях, нет ничего, что находилось бы вне бытия, поэтому противоположной к нему категорией является ничто, как совершенная и абсолютная пустота.
Бытие, данное человеку обладает бесконечным многообразием форм, сложной структурой для осмысления которой человеку необходимо ее упростить, найти те общие элементы и связи между наблюдаемыми явлениями, которые позволили бы их объединять. Как итог данного стремления выступает категория субстанции.
Субстанция – это первооснова, единый базис мира, к которому сводится все многообразие его наблюдаемых форм.
Субстанция играет роль глобального знаменателя, к которому можно свести все бытие, выразив его через одно понятие. При этом субстанция обладает двумя важнейшими характеристиками:
Поскольку субстанция — это первопричина она не может быть создана кем-либо, следовательно, субстанция либо существовала всегда, либо возникла сама по себе из ничего. В противном случае она становится производным от чего-то и теряет свою субстанциональность. Самообеспечение или автономность субстанции связана с тем, что ей достаточно для своего существования самой себя и не требуются какие-либо дополнительные силы или условия, для ее существования.
Готовые работы на аналогичную тему
На протяжении веков существования философской мысли проблема поиска субстанции всегда оставалась одной из важнейших, однако так и не была разрешена, а в настоящий момент утратила свою актуальность как метафизическая. Наиболее часто роль субстанции отводилась либо идеалистическим структурам – идеям, духу, богу, воле и т.д.: либо материи.
Понятие материи и его эволюция
Материалистический подход возник на самой заре философии, как альтернатива мифорелигиозной картине мира, в которой главенствующая роль отводилась богам. Вместе с тем, само понятие материи и представления о ней, в истории философии претерпевали значительные изменения.
Наиболее ранним являются натурфилософские концепции, в которых материя ассоциируется с одной из стихий, которая преобразуясь создает из себя все сущее. Значительный прогресс в понимании материи был совершен философами атомистами – Левкиппом и Демокритом, которые предположили существование мельчайших неделимых частиц материи – атомов, из которых состоит все бытие. При этом движение рассматривалось как одно из важнейших свойств материи, ее атомы, различные по своей форме и массе, передвигались в пустоте, согласно особенностям собственной природы – так легкие устремлялись «вверх» составляя небесные тела, а тяжелые напротив, «вниз» в недра земли (Аристотель).
Идеи атомистов легли в основу материалистического механицизма, сформировавшегося в Новое время и долгое время занимавшего доминирующие позиции как в философии, так и в науке. Положения материалистического механицизма формировались в трудах таких выдающихся философов как Р. Декарт, Ф. Бекон и др., а свое окончательное оформление получили благодаря научным и философским работам И. Ньютона.
Механистическая модель полагала существование трех независимых субстанций – материи, пространства и времени. Материя представляла собой сумму бесконечно малых и неделимых частиц-атомов, которые находились в пространстве и действовали в соответствии с законами механики. В отличие от атомистических взглядов античности, движение атомов стало возможно лишь благодаря прикладыванию к ним внешних сил, что сформировало потребность в первотолчке, который создал необходимый запас энергии для движения атомов и существования бытия.
Хотя механистическая модель позволила объяснить множество природных явлений, со временем стали накапливаться аномалии, т.е. факты, не укладывающиеся в ее рамки, что привело к ее кризису и поиску новых моделей, в том числе переосмысления материи. В начале двадцатого века Резерфорд смог исследовать внутреннюю структуру атома, что поставило крест на материалистическом механицизме.
Современное понимание материи, как субстанциональной основы мира было сформулировано в марксистской философии и предполагает понимание материи, не как конкретного носителя-частицы, а как философской категории, обозначающей феномены объективной реальности, доступные для фиксации человеком и независимые от него в своем объективном существовании. При этом нематериальные – идеальные феномены признаются функциональными, т.е. производными от существования материальных систем их продуцирующих (например, психика – функция мозга).
Понятие движения и его связь с материей
Движение – это любое отклонение объекта от его первоначального состояния.
Данное понимание движения охватывает любые процессы, которые только могут происходить с материальными и нематериальными формами бытия, от их механического перемещения, до процессов мышления, развития, распада и т.д.
Идеальные формы движения представляют собой психические и социальные процессы, которые приводят к возникновению, распространению и изменению идей. Материальные формы движения в свою очередь имеют несколько уровней:
- механическое, т.е. перемещение объекта относительно других объектов в пространстве;
- квантово-механическое, т.е. смена координат объекта без траектории движения (скачок, флуктуация);
- физическое движение, процессы, основанные на физических законах (теплота, магнетизм и т.д.);
- химическое движение, процессы, связанные с преобразованием молекул;
- биологическое движение, процессы живых организмов.
Источник