1. Что является предметом философии в широком смысле?
а. Отношения с Богом или иным высшим существом
+ б. Общие сущностные характеристики мира, отношение человека к природе и обществу
в. Физическая реальность, ее характеристики
Тест № 2. Что означает термин «философия»?
а. Любовь к рассуждению
б. Любовь к мышлению
+ в. Любовь к мудрости
3 — Тест. Мировоззрение это —
+ а. Система взглядов человека на мир в целом, свое место в мире, смысл жизни
б. Система взглядов групп людей, выражающая их интересы и отношение к социальной действительности
в. Система предпочтений зрелой личности
Тест — 4. Что является предметом философии как науки?
а. Происхождение и сущность ценностей
+ б. Фундаментальные принципы бытия
в. Принципы развития Вселенной
5. Какие философы являются основными представителями экзистенциализма?
а. Камю, Фрейд, Флоренский
б. Сартр, Шпенглер, Шеллинг
+ в. Камю, Сартр, Кьеркегор
Тест № 6. Каковы хронологические рамки развития античной философии?
+ а. конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.
б. конец I в. до н. э. — VI в. н. э.
в. начало II в. до н. э. — V в. н. э.
7. Какой подраздел философии изучает нравственные ценности и моральные нормы?
8. Тест. Что является особенностью древневосточной философии?
а. Доступ к пониманию мира возможен только через познание
б. Воспевание достоинства человека как личности
+ в. В основе лежат мифологические представления о мире и человеке
9 — Тест. Назовите основную черту русской философии?
+ в. Нравственно-религиозный характер
10 — Тест. Как формулируется основной вопрос философии?
+ а. Что первично: дух или материя?
б. Что такое добро и зло?
в. Каковы критерии определения истинного знания?
Тест. 11. Как переводится слово «философия» с греческого языка?
а. Любовь к жизни
+ б. Любовь к мудрости
в. Любовь к истине
12. Что является центральной проблемой философии Нового времени?
+ а. Познание человеком мира
б. Внутренний мир личности
в. Логический анализ языка науки
13. Какие представления важны для философии Возрождения?
а. Возврат к христианским принципам
+ б. Возврат к идеям античности
в. Возврат к средневековой схоластике
14. Что наиболее характерно для философии эпохи Возрождения?
15. Какая религиозная система являлась исходной для формирования философского мышления в Индии?
16. Какого закона диалектики Гегеля не существует?
+ а. Закон сохранения энергии
б. Закон отрицания отрицания
в. Закон единства противоположностей
17. Какой древнегреческий мыслитель считал, что главная задача состоит в самопознании?
18. Кто из русских писателей-классиков больше всего повлиял на развитие идеалистической философии в России?
+ б. Ф. М. Достоевский
19. Какова основная идея философии В. С. Соловьева?
+ а. Идея Софии – Божественной мудрости
б. Идея непротивления злу насилием
в. Идея революционного обновления общества
20. Какой древнегреческий философ считал огонь основой всего?
21. Как последователи буддизма формулируют первую «благородную» истину?
а. Есть путь, который помогает освободиться от страданий
б. У страдания есть причина
+ в. Бытие человек связано со страданием
22. Какие философы являются видными представителями структурализма?
+ а. Ф. Де Соссюр, К. Леви-Стросс
б. М. Хайдеггер, С. де Бовуар
в. Ю. Хабермас, К. Поппер
23. Кто является автором «Философических писем», после публикации которых возникли непримиримые разногласия по поводу исторической роли и судьбы России?
а. Н. Муравьев-Апостол
24. Для чего существует философия, согласно Аристотелю?
а. Чтобы правильно воспитать настоящего гражданина
+ б. Чтобы добиться истинного знания
в. Чтобы помочь человеку изменить мир
25. Что было основной целью схоластики Средних Веков?
а. Опровергнуть наличие Бога
б. Проанализировать с точки зрения науки Библию
+ в. Защитить религию и ее истины
26. Какая форма бытия находится в центре проблематики экзистенциальной философии?
а. Бытие природы
б. Бытие общества
+ в. Индивидуальное бытие человека
27. Что понимается под термином «движение» в философии?
а. Перемещение тела или объекта в пространстве
+ б. Любое изменение в целом
в. Преобразование материи в энергию и обратно
28. Какое направление философии полностью отрицает наличие идеальной реальности?
+ а. Вульгарный материализм
б. Объективный материализм
в. Субъективный материализм
29. Как называется вымышленная ситуация, не лишенная логики, которая не может существовать в реальности?
30. Как именно философы-экзистенциалисты понимают свободу?
а. Как четко осознанную необходимость
+ б. Как возможность выбирать
в. Как способность раскрыть природные задатки личности
31. Первые представления о философии на Руси сложились после
а. прихода на княжение Рюриковичей
б. наступления монголо-татарского ига
+ в. Крещения Руси
32. Самосознание, свобода выбора, ответственность характеризуют
33. Майевтика это —
а. назидательная беседа
+ б. разговор с другим, чтобы тот обрел истинное знание
в. беседа в форме подшучивания
34. Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должен стать
35. Основная проблема, решавшаяся философами-представителями Милетской школы
б. принципиальной невозможности познать окружающую действительность
в. природы материального и духовного
36. Основные функции философии
+ а. мировоззренческая, гносеологическая
б. мировоззренческая, социальная
в. гносеологическая, познавательная
37. Для идеализма характерно такое утверждение, как
а. нельзя определить, что первично: материя или сознание
+ б. первично сознание, материя независимо от него не существует
в. первична материя, сознание не связано с ней
38. Вера в высшие абсолютные ценности лежит в основе
+ а. философии религии
б. философии культуры
в. философии христианства
39. Аристотель к сфере хрематистики относил
40. В познавательном процессе активной творческой стороной выступает
41. Впервые понятие бытия в философии употребил
42. Основным принципом античной философии был
43. Тест. Предметом философии является:
+ а. всеобщее в системе «мир—человек»
б. сущность бытия
в. природа и общество
44. Характерной чертой средневековой философии является
а. баланс между теоцентризмом и сциентизмом
Источник
Тесты по дисциплине: «Основы философии»
ТЕСТЫ
по дисциплине
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ (по отраслям),
38.02.04 КОММЕРЦИЯ(по отраслям),
38.02.05 ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ,
19.02.10 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
43.02.01ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ
43.02.10 ТУРИЗМ
Скачать:
Вложение
Размер
testy_po_distsipline_osnovy_filosofii.doc
173.5 КБ
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ — АЛАНИЯ
40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ (по отраслям),
38.02.04 КОММЕРЦИЯ (по отраслям),
38.02.05 ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ,
19.02.10 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
43.02.01ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ
Одобрено предметной (цикловой)
комиссией общественных и правовых дисциплин
Протокол № 1 от 5 сентября 2014 г.
Председатель Г.Н. Волина
Автор — составитель З.Б. Браева
Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе И.В. Иванова
Тесты по дисциплине «Основы философии» разработаны в соответствии с ФГОС СПО для специальностей базовой подготовки: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, входящей в укрупненную группу специальностей 40.00.00 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ; 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.04 Коммерция (по отраслям), 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, входящих в укрупненную группу специальностей 38.00.00 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ;19.02.10 Технология продукции общественного питания, входящей в укрупненную группу специальностей 19.00.00 ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ; 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании, 43.02.10 Туризм, входящих в укрупненную группу специальностей 43.00.00 СЕРВИС И ТУРИЗМ.
Цель создания
Выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся
Мотивация обучающихся к активизации работы по усвоению нового материала
Устранение пробелов в знаниях
Использование тестов исключает субъективность подхода преподавателя к оценке знаний учащихся.
Данные тесты могут быть использованы на уроке или как итоговое тестирование за семестр.
Каждый из 5 тестов включает 25 заданий-определителей, с одним правильным ответом. Правильно выполненные задания оцениваются в 1 балл.
Общий максимальный балл за выполнение всех заданий теста – 25 баллов
3. Время выполнения теста 45 минут
4. Каждый раздел включает 1 задание
5. Задания в тесте расположены в соответствии с логикой изучаемого материала.
Содержание тестов определяется требованиями к уровню знаний («Должен знать»), сформированных у обучающегося в результате освоения учебной дисциплины «Основы Философии».
Источник
Тест: Тест по темам по философии с ответами
Тема: Тест по темам по философии с ответами
Тип: Тест | Размер: 135.06K | Скачано: 1008 | Добавлен 30.10.08 в 15:06 | Рейтинг: +30 | Еще Тесты
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ для компьютерного тестирования знаний студентов по дисциплине «ФИЛОСОФИЯ»
Тема 1. Предмет и специфика философского знания
1.(С) Представитель объективного идеализма:
2.(С) Исторические типы мировоззрения:
3.(П) Философское учение, утверждающее равноправие материального и духовного первоначал мира – это …….
4.(П) Методологический принцип, признающий разум основой познания:
5.(П) Философское учение, согласно которому мир имеет одно начало: или материальное, или духовное:
6. (ПС) Кант видел назначение философии в поисках ответов на следующие вопросы:
а) что я могу знать? б) что я должен делать? в) на что я могу надеяться? г) что такое человек?
Установите соответствие между перечисленными вопросами и философскими дисциплинами, в которых следует искать ответы на каждый из этих вопросов:
1) философская антропология;
4) философия религии.
Ответ: а — 2; б — 3; в — 4; г — 1.
7. (П) Онтология – это учение о:
8. (С) Совпадают ли по объему понятия «философия» и «наука»?
в) частично совпадают.
9. (С) Материализм – это:
а) признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц — атомов, молекул и т.п.;
б) практический, здравый взгляд на вещи;
в) признание первичности природы, материи и вторичности, зависимости идеального начала, сознания;
г) признание самостоятельного, независимого от божественного вмешательства существования мира.
10. (С) Идеализм – это:
а) утверждение, что идеи, мысли существуют реально;
б) признание идеального начала первичным, определяющим материальное;
в) стремление обосновать значение идеалов в жизни, стремление человека к совершенству;
г) стремление обосновать божественные истоки и сущность мира.
11. (П) Учение о развитии, источником которого признается становление и разрешение противоречий – это:
12. (С) Представители материализма:
13. (С) Философское направление, постулирующее первичность и единственность материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального – это ……
14. (С) Философское направление, приписывающее активную, творческую роль в мире исключительно идеальному началу и ставящее материальное в зависимость от идеального — это
15. (С) Философское направление, утверждающее зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека – это… идеализм.
16. (С) Философское направление, постулирующее не только первичность идеального начала, но и его независимость от сознания человека – это… идеализм
17. (П) Агностицизм – это:
а) признание принципиальной непознаваемости окружающего мира,
б) теория познания,
в) отрицание сотворения мира Богом,
г) признание относительности любого человеческого знания.
18. (П) Гносеология – это учение о:
б) законах и формах правильного мышления;
19. (ПС) Заполните таблицу, поставив в соответствие каждому ответу на поставленные вопросы одно из следующих понятий:
1.(С) Начало формирования философского мышления в Индии связано с:
2. (С) Основные идеи брахманизма изложены в:
б) Книге перемен;
г) Книге «Лунь юй».
3. (П) Даосизм – это философия:
4. (ПС) Категория «небо» относится к философии:
5. (П) Верно ли утверждение, что категория «недеяние» характеризует философию Лао-цзы?
6. (ПС) Категории философии Конфуция:
7. (ПС) Элементы, входящие в учение о пяти стихиях в Древнем Китае:
8. Установите соответствие между философскими учениями и категориями, которые в них используются:
Ответ: 1 б, 2 в, 3 г, 4 а
9. (ПС) Установите последовательность четырех «благородных истин» в буддизме:
а) Существует путь, ведущий к освобождению от страдания.
Б) Существует освобождение от страдания.
В) Существует причина страдания.
Г) Существование человека неразрывно связано со страданием
10. (С) Материалистическая школа в философии Древней Индии называется …
Тема 3. Античная философия
1.(П) Представители Милетской школы в античной философии выдвинули проблему:
2.(5) Кто из древнегреческих философов считал главной задачей философствования самопознание, пропагандируя лозунг «Познай самого себя»?
3. (ПС) Установите соответствие между понятием и мыслителем, чьи воззрения это понятие представляет:
Зенон Элейский
Ответ: 1 г, 2 в, 3 а, 4 д, 5 б.
4. (С) Создатель формальной логики – это:
5. (С) Философское направление, к которому можно отнести учение Платона:
б) объективный идеализм,
в) субъективный идеализм,
6.(С) Огонь первоначалом сущего считал:
г) Зенон Элейский
7. (ПС) Определите, позицию какой из философских школ эпохи эллинизма отражает следующее высказывание: «Покорного судьба ведет, а непокорного — тащит».
8. (С) Представитель диалектической традиции в философии:
9. (ПС) Представители материалистического направления в античной философии:
10. (С) Автор высказывания: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют»:
11. (П) Представитель атомизма:
12. (П) Автор апорий «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Дихотомия», «Стадион» и др.:
в) Зенон Элейский,
13. (С) Античный философ, выделявший первую философию (учение о сущем) и вторую философию (учение о природе) – это …
14. (ПС) В учении о бытии Аристотеля выделялось четыре первопричины всего существующего: материальная; …. действующая; целевая.
Укажите недостающую в этом перечне первопричину.
15. (ПС) С точки зрения Сократа, дурные поступки являются следствием:
а) плохого воспитания
б) человеческого незнания
в) божественного промысла
г) подражания авторитетам
16.(С) «Добродетель есть знание. Дурные поступки порождаются незнанием», — считал:
17.(П) Согласно софистам, критерием, мерой истинности суждений следует считать:
18.(ПС) Первая философия, предметом которой, согласно Аристотелю, являются умопостигаемые сверхчувственные сущности:
19 (П) Античный философ, назвавший свой диалектический метод майевтикой:
20.(П) Проект идеального государства, во главе которого должны стоять философы, разработал:
Тема 4. Средневековая философия. Проблема соотношения разума и веры.
1.(П) В основе теоцентризма – характерной черты средневековой философии – лежит представление о главенстве:
2.(П) Одной из центральных для средневековой философии проблем была проблема соотношения веры и:
3.(П) Характерная черта средневековой философии:
4.(П) Определяющее влияние на развитие средневековой философии было оказано:
5. (П) Какое философское направление являлось господствующим в эпоху Средневековья?
6. (ПС) Философский реализм – это философское направление:
а) адекватно воспроизводящее реальность.
б) утверждающее, что реальным существованием обладают только общие понятия, а не единичные вещи.
в) утверждающее, что реальны только единичные вещи
7. (ПС) Мыслители эпохи Средневековья:
8. (ПС) Номинализм — это философское направление:
а) утверждающее, что реальным, самостоятельным существованием обладают лишь единичные вещи, общее же в них – лишь имя, понятие;
б) утверждающее принцип гармонии веры и разума;
в) отрицающее возможность познания внешнего мира;
г) рассматривающее вопрос о сотворении мира Богом.
9. (С) Какая пара философских направлений получила преимущественное развитие в эпоху Средневековья?
а) эмпиризм и рационализм;
б) диалектика и метафизика;
в) реализм и номинализм;
г) скептицизм и агностицизм.
10. (С) В средневековой философии основа, первопричина всего существующего – это …..
11. (С) Отличительные особенности, характерные для средневековой философии:
в) противопоставление «града земного» и «града небесного»;
д) понимание природы как низшей по сравнению с человеком ступени в иерархии мира.
12. (С) Статус философии в эпоху Средневековья точно отражает следующее высказывание: « Философия – служанка …»
13 (С) Историю средневековой христианской философии принято делить на два этапа: с I по VIII в.в. и с IX по XIV в.в. Первый из них получил название “патристика”, второй – “…”.
14. (ПС) Средневековый мыслитель, чье учение в 1878 г. решением Папы Римского было объявлено официальной философией католицизма:
б) Августин Блаженный
в) Фома Аквинский
г) Иоанн Росцеллин
15. (П) Проблема, лежащая в основании спора номиналистов и реалистов:
а) соотношение веры и разума;
б) создание мира Богом;
г) двойственности природы человека (божественной и земной)
16. (С) Для средневековой философии характерен:
17. (ПС) Философское течение, согласно которому реальным, самостоятельным существованием обладают лишь единичные, конкретные вещи (этот дом, эта книга), общее же в вещах — это всего лишь имя, название, понятие – это ……
18. (ПС) Философское течение, утверждающее, что подлинно реальным, самостоятельным существованием обладает только общее, единичное же производно от общего и, следовательно, вторично – это …
19. (ПС) «Пять путей от мира к Богу» в философии Фомы Аквинского:
а) бытие – это реальное существование объектов материального мира
б) бытие – это непосредственное существования чего – либо;
в) бытие есть независимое от сознания существование объективного мира
г) бытие всеобщих истин должно быть мыслимо как бытие идей в Боге;
Тема 5. Философия эпохи Возрождения
1.(П) Мыслитель эпохи Возрождения, считавший, что правитель должен сочетать в себе качества льва и лисицы:
2.(С) Пантеизм – это отождествление:
а) Бога и человека
б) Бога и природы
в) человека и природы
г) науки и религии
3.(С) Верно ли утверждение, что гуманисты эпохи Возрождения были атеистами?
В) да, кроме Лютера
4.(С) Антисхоластическая направленность воззрений мыслителей эпохи Возрождения предполагала:
а) утверждение авторитета церкви
б) развитие атеистических убеждений
в) критику средневековой философии
г) освобождение христианской идеологии от еретических учений
5.(П) Реформация привела к возникновению в христианстве такого направления, как …
6. (П) В чем смысл названия эпохи Возрождения? Что именно возрождается?
а) античное искусство, философия, образ жизни;
б) христианское вероучение;
в) античная мифология и религия;
г) раннесредневековая патристика
7. (ПС) Воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе:
8. (С) Воззрения Бруно характеризуют идеи:
а) бесконечности Вселенной;
б) построения идеального государства;
в) существования бесчисленного множества миров во Вселенной;
г) атомарного строения материи
9. (С) Пантеизм – это учение:
а) о сотворении мира Богом;
б) о том, что Бог создает мир, но после акта творения в мирские дела не вмешивается;
в) о божественном предопределении всего сущего;
г) отождествляющее Бога и природу;
д) отрицающее существование Бога
10.(ПС) Установите соответствие между историческими типами философской мысли и перечисленными ниже характеристиками: 1. Античная философия а) космоцентризм, политеизм, демифологизация;
2. Средневековая философия б) антропоцентризм, пантеизм, секуляризация;
3. Философия эпохи Возрождения в) теоцентризм, монотеизм, сакрализация
Ответ: 1 а, 2 в, 3 б
11. (С) Мыслитель эпохи Возрождения, нарисовавший образ идеального государства и поместивший его на остров Утопия:
12. (С) Философское учение, отождествляющее Бога и природу – это…
13. (П) Мыслитель эпохи Возрождения, автор трактата «Государь»:
14. (П) Образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности:
15.(ПС) Определите, достижения каких мыслителей наиболее весомы в перечисленных ниже областях философской мысли:
политическая философия
жанр социальной утопии
Ответ: 1 в г, 2 а, 3 б.
16.(П) Характерная черта натурфилософии эпохи Возрождения:
17. (П) Создатель гелиоцентрической системы мира:
18.(П) Характерная черта философствования в эпоху Возрождения:
19. (С) Для философской позиции Кузанского характерен:
20. (С) Хронологические рамки эпохи Возрождения:
г) XVI – XVIII в.в.
Тема 6. Философия Нового времени
1.(С) Ложные представления, которые являются следствием несовершенства органов чувств, по Бэкону:
2.(П) Наилучшая форма правления, по Гоббсу:
б) абсолютная монархия
в) конституционная монархия
3 (ПС) Понятие общественного договора, использовавшееся в философии XVII-XVIII вв. означает:
а) заключение международных соглашений
б) заключение двухсторонних государственных соглашений
в) возникновение общества
г) переход общества от естественного состояния к государственному через соглашение между людьми
4.(П) Метод истинного познания в философии Бэкона – это …
5.(ПС) Иллюстрацией какого вида заблуждений, в соответствии с трактовкой Бэкона, может служить следующая фраза: «Мы так вам верили, товарищ Сталин, как, может быть, не верили себе»?
б) идолов пещеры
г) идолов театра
6. (П) Ложные представления, связанные со слепой верой в авторитеты, по Бэкону:
7. (П) Философ XVII в., положивший в основу своего учения суждение: «Мыслю, следовательно, существую»:
8. (П) Философ Нового времени, развивший учение об индукции как основном и универсальном методе познания:
9. (ПС) Представители рационализма:
10. (ПС) Философская позиция, выраженная в суждении: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»:
11. (С) Сторонники концепции общественного договора:
12.(П) Философ XVII в., рассматривавший естественное состояние общества как «войну всех против всех»:
13. (С) Направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривавшее разум как главный источник знания и высший критерий его истинности – это…
14. (С) Направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считавшее источником знания и критерием его истинности опыт, и, прежде всего, научно-организованный опыт – эксперимент – это…
15. (ПС) В своей философской концепции Бэкон выделил четыре вида идолов (призраков), которые представляют собой:
а) основы религиозных убеждений человека;
б) заблуждения, создающие у человека ложные представления;
в) предметы поклонения;
г) ориентиры научного познания.
16. (П) Позиция Декарта, признававшего равноправное существование двух субстанций: материальной и духовной – это …….
17. (П) Европейский мыслитель XVII в. — основоположник рационализма:
18. (П) Европейский мыслитель XVII в. — основоположник эмпиризма:
3. (П) Верно ли утверждение, что в философии французского Просвещения доминантой общественного развития признавался разум?
4 (ПС). Монтескье считал, что «власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц» необходимо:
а) сосредоточить в руках монарха
в) сосредоточить в руках законодательного собрания
г) передать в руки церковных иерархов
5. (ПС) Французский просветитель, наиболее детально обосновавший идею общественного прогресса, основанного на совершенствовании человеческого разума:
6. (П) Французские просветители предлагали преобразовать общество на основе принципов:
а) веры и разума
б) разума и справедливости
в) любви и долга
г) веры и интуиции
7. (ПС) Определите, какие из нижеприведенных характеристик философского знания относятся к авторам и системам XVII в., а какие — XVIII (эпохи Просвещения)?
1) XVII в. а) Критика схоластики.
2. XVIII в. б) Критика метафизики.
в) Преимущественный интерес к гносеологическим проблемам.
г) Преимущественный интерес к социальным проблемам.
д) Попытки гармонизировать религиозную и научную картины мира.
е) Попытки заменить религиозную картину мира научной.
Ответ: 1 а в, д; 2 б, г, е.
8. (С) Критерий общественного прогресса, применявшийся в философии Просвещения:
а) Уровень развития производительных сил общества.
б) Степень совершенства человеческого разума.
в) Степень демократичности политического устройства.
г) Уровень религиозности общества.
9. (С) Характеристики, свойственные философии Просвещения:
а) антиклерикальный характер (вплоть до атеизма);
б) религиозный характер;
в) преимущественный интерес к социальным вопросам;
г) преобладание онтологической и гносеологической проблематики.
10. (П) Французские просветители (Дидро, Даламбер, Гольбах, Кондильяк, Гельвеций и др.) получили прозвище “энциклопедистов”:
а) за демонстрируемый энциклопедический объем знаний;
б) за составление “Энциклопедии наук, искусств, ремесел”;
в) за привычку сочинять пухлые тома по простым вопросам
11. (ПС) Все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства – это, по мнению Гольбаха, …
12. (С) Французский просветитель, утверждавший, что в природе все происходит в силу необходимых причин, и в ней нет ничего случайного:
13. (П) Верно ли утверждение, что французские просветители являются создателями системы законов и категорий диалектики?
14. (С) Главная причина социального неравенства, по мнению Руссо:
а) частная собственность,
г) разделение труда,
15. (П) Представители философии французского Просвещения:
16. (П) Позиция, которую отстаивает Гольбах в своей работе «Система природы»:
17. (ПС) Социально-политические концепции Локка и Руссо объединяет идея:
а) разделения властей,
б) общественного договора,
в) ликвидации частной собственности,
г) определения политики экономикой.
18. (С) Представители философии немецкого Просвещения:
19. (П) Позиция, преобладающая в философии французского Просвещения:
1. (П) Немецкий философ, проанализировавший историческое движение человеческой мысли и выразивший ее целостное, закономерное развитие в понятиях «мирового разума», «абсолютной идеи»:
2. (С) Положение, соответствующее нравственной позиции Канта:
а) «Все люди злы и неизбежно будут поступать в соответствии со своими дурными намерениями всегда, когда представится удобный случай».
б) «Всякий перед всеми за всех виноват».
в) «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также силу принципа всеобщего законодательства».
а) Источником всякого развития выступает саморазвитие понятия, а значит, оно имеет логическую, духовную природу.
б) Конечной причиной развития является внешний толчок, импульс, действие внешних сил на тело.
в) Источником развития является борьба противоположных сторон, тенденций, свойственных материальным образованиям.
г) Конечным источником всякого развития является Бог — «неподвижный перводвигатель».
4. (ПС) Кантовское понятие «априори» означает:
а) неразрешимое противоречие;
б) опытное знание;
в) внеопытное знание;
г) отрицание возможности познания мира
5. (С) Точка зрения Фейербаха по проблеме возникновения религии:
а) Религия возникла там и тогда, где и когда первый обманщик встретил первого дурака.
б) Религия — это опиум для народа.
в) Религия есть результат отчуждения сущности человека.
г) Религия есть коллективный невроз навязчивости.
6. (П) Характерная черта философии Гегеля, которую отражает следующее его высказывание: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречий — критерий заблуждения»:
7. (С) Термины, характеризующие философию Канта:
а) абсолютная идея,
8. (П) Представители немецкой классической философии:
9. (ПС) Установите соответствие между перечисленными ниже идеями и их авторами – представителями немецкой классической философии:
1) идея познавательной активности субъекта;
2) трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека;
3) систематика законов и категорий диалектики
Ответ: 1 а , 2 в; 3 б
10. (П) Кант сформулировал категорический императив, рассматривая вопросы:
11. (П) Автор следующих работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»:
12. (С) Диалектический механизм развития любого объекта, по Гегелю, включает в себя непременно три ступени, кратко обозначаемые им: тезис — антитезис — . .
13. (П) Представитель немецкой классической философии — сторонник материализма и атеизма:
14. (ПС) «Абсолютная идея» — это центральное понятие в философии …
15. (П) Гегель – представитель:
а) объективного идеализма,
б) субъективного идеализма,
в) метафизического материализма,
г) диалектического материализма.
16. (П) Два периода – докритический и критический – выделяют в творчестве:
б) в понимании познания как отражения действительности.
в) в признании исходным пунктом познания наших ощущений.
г) во введении категории «практики» в гносеологию.
5. (П) Критерием общественного прогресса в марксистской философии выступает:
а) Уровень развития производительных сил.
б) Степень демократичности политического режима.
в) Уровень развития научных знаний.
г) Степень нравственного совершенства человека.
6. (ПС) Тезис, выражающий суть материалистического понимания истории в марксистской философии:
а) Историческое развитие носит субъективный характер.
б) Общественное бытие определяет общественное сознание.
в) Вся человеческая история (кроме первобытной) была историей борьбы классов.
г) Развитие общества подобно развитию любого живого организма и, следовательно, носит естественный характер.
7. (П) Философию марксизма характеризует:
а) метафизический материализм;
б) субъективный идеализм;
в) объективный идеализм;
г) диалектический материализм;
8. (ПС) Кредо марксистской философии выражено в знаменитом тезисе К.Маркса: “Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы …”:
б) подвергнуть его разумной критике;
г) сохранить его;
(С) Критерием истины в марксистской философии выступает:
10. (П) Общественные отношения, которые рассматриваются в марксистской философии как основные, определяющие развитие всех других:
в) экономические (производственные);
11. (С) Представитель марксистской философии — разработчик трудовой теории антропогенеза:
12. (П) В вопросах познания Маркс и Энгельс были сторонниками:
б) гносеологического оптимизма;
д) разумного эгоизма;
13. (С) В марксистской философии политика:
а) отношение между классами;
б) деятельность по охране присущих каждому индивиду естественных прав и свобод;
в) деятельность, направленная на достижение общего блага;
г) деятельность, направленная на завоевание, удержание и использование власти
14.(С) Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них – это данное Лениным определение:
15. (ПС) Общественно-экономическая формация, по Марксу, — это:
а) общество в целом, взятое на определенном этапе своего развития, специфику которого определяет особый способ производства;
б) экономическая сфера жизни общества;
в) определенная стадия в развитии материального производства;
г) буржуазное общество
16.(С) В марксисткой философии … первична, сознание вторично.
17.(П) Способ существования материи в марксистской философии:
18.(П) Маркс и Энгельс опирались в своей философии на диалектику:
19.(П) Верно ли утверждение, что, с точки зрения марксизма, основная проблема философии – проблема свободы человека, его сущности и предназначения?
20.(С) Ответ на сформулированный в марксизме основной вопрос философии разделил мыслителей на два лагеря:
а) материалистов и идеалистов
б) агностиков и скептиков
в) сторонников диалектики и сторонников метафизики
г) сторонников рационализма и сторонников эмпиризма
Тема 10. Западная философия
1. (ПС) Установите соответствие между группами понятий и философскими направлениями, в которых они используются:
2. (ПС) Направление философии ХХ в., в котором человек является подлинным центром философствования:
б) критический рационализм;
3. (С) Экзистенциалистское понимание свободы:
а) свобода есть познанная необходимость;
б) свобода есть автономия выбора;
в) свобода воли есть не что иное, как способность принимать решения со знанием дела.
4.(П) Философ, который ввел в научный оборот понятие «парадигма»:
5. (ПС) Понятие, означающие «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений»:
а) научные парадигмы;
б) научные теории;
в) научные схемы;
г) научные революции
6. (ПС) Сциентизм – это:
а) Объявление науки высшей культурной ценностью, с которой должны соизмерять свое содержание все остальные формы духовной жизни.
б) Широкая критика науки как формы постижения мира и как социального института, в перспективе угрожающих существованию человеческой цивилизации.
в) Учение о закономерностях научного познания.
г) Обозначение процесса вытеснения наукой религиозного мировоззрения.
7. (С) К рационалистической традиции философствования можно отнести:
а) философию жизни;
8. (П) Выберите суждение, верно отражающее позицию экзистенциалистов:
а) сущность предшествует существованию;
б) существование предшествует сущности;
в) сущность и существование совпадают;
9. (С) Постпозитивизм можно рассматривать как философию:
б) обыденной жизни;
в) социальных систем;
10. (С) Первооснова мира в концепции Шопенгауэра:
а) мировой разум,
в) абсолютная идея,
11. (П) Представители экзистенциализма:
12.(П) Философское направление, рассматривающее в качестве основного вопроса философии смысл человеческого бытия:
в) антропологический материализм;
13. (П) Основой для развития неотомизма послужило учение:
а) Фомы Аквинского,
б) Ансельма Кентерберийского,
г) Августина Блаженного,
14. (5) Философ, в онтологии которого ключевую роль играют понятия «воля к жизни» и «воля к власти»:
15 (П) Верно ли утверждение, что Поппер отрицал существование объективных законов общественного развития?
в) только в отношении закрытого общества,
г) только в отношении открытого общества.
Тема 11. Русская философия
1. (П) Установите соответствие между философскими направлениями и их представителями:
9. (С) Концепцию какого русского философа можно отнести к типу религиозного философствования?
10. (П) Представители русской религиозно–идеалистической философии:
12. (ПС) По мнению славянофилов, самобытные особенности исторического развития России, которые следовало поддержать в качестве жизнеспособных начал:
г) крепостное право,
13. (П) Представители радикального крыла западничества:
14.(П) Основоположник русского космизма:
15. (П) Основоположник «философии всеединства»:
16.(П) Направления русской философской мысли, искавшие ответ на вопрос: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, или у России свой особый путь:
а) материализм и идеализм
б) космизм и западничество
в) либерализм и анархизм
г) славянофильство и западничество
17.(С) По мнению славянофилов, структурной единицей организации русской жизни является ……….
18.(П) Автор концепции культурно–исторических типов в русской философии — ………
19.(С) Форма государственного правления, способная, по мнению русских консерваторов, обеспечить целостность и устойчивость России:
в) конституционная монархия
г) самодержавная монархия
20.(П) Одна из приоритетных для всей русской философии проблем:
а) обоснование критериев истины
б) поиск первоначала бытия
в) человек, его судьба и смысл жизни
г) обоснование атеистического мировоззрения
Тема 12. Проблема бытия
Тема 13. Философское понимание материи
1.(П) Раздел философского знания, изучающий проблемы бытия:
2. (С) Суждения, являющиеся философскими:
а) материя — это вещество, поле, плазма, вакуум;
б) материя — это совокупность объектов, обладающих массой и энергией;
в) материя — это объективная реальность, данная нам в ощущениях;
г) материя — это инобытие абсолютной идеи
3. (П) Историческая эпоха, в которую возникло философское учение о бытии:
в) эпоха Возрождения,
г) эпоха Просвещения.
4. (ПС) Философская школа, в которой была впервые поставлена проблема бытия:
5. (П) Форма бытия, тенденции развития которой выражают следующие понятия — «технологизация», «институциализация», «глобализация»:
а) бытие природы,
б) бытие социального,
в) бытие духовного (идеального).
6. (С) Способность к эволюции (развитию) отличает:
а) мир неживой природы,
б) мир живой природы,
в) мир социальный,
г) все перечисленные объекты.
7. (П) Учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания:
8. (П) Философское понятие, определяемое как «объективная реальность, данная нам в ощущениях»:
9. (ПС) Все, что существует в мире, это либо объект, т.е. вещь, либо его свойство, либо отношение. Установите соответствие между этими элементами бытия и приведенными ниже примерами.
б) закон природы,
Ответ: 1 а, г, 2 в, д, 3 б.
10. (С) Системное свойство – это:
а) Свойство, присущее каждому элементу системы по отдельности.
б) Свойство, появляющееся в результате объединения элементов в систему, но не присущее им по отдельности.
в) Способность объектов удовлетворять требованиям определенной систематизации, классификации.
11. (ПС) Способ взаимосвязи элементов какой-либо целостности – это:
12. (ПС) Установите соответствие между теориями и группами понятий:
1) теория систем;
а) Противоречие, отрицание, развитие
б) Нелинейность, бифуркация, диссипативная система
в) Структура, элемент, целостность
Ответ: 1 в, 2 б, 3 а.
13 (ПС) Расположите нижеприведенные понятия в порядке возрастания степени общности:
14. (С) Минимальный, неразложимый далее компонент системы — …
15. (С) Принцип диалектики, указывающий на источник любого развития:
а) принцип единства и борьбы противоположностей;
б) принцип взаимосвязи и взаимопереходов количественных и качественных изменений;
в) принцип отрицания отрицания;
г) принцип противоречивого единства необходимости и случайности
Тема 14. Сознание как предмет философского анализа
Тема 15. Познание, его возможности и границы
1. (С) Расположите перечисленные ниже формы отражения в порядке возрастания уровня сложности:
2. (П) Философское направление, в котором сознание интерпретируется как свойство высокоорганизованной материи:
3. (С) Два фактора, сыгравшие решающую роль в возникновении сознания человека:
а) предметно-практическая деятельность и речь;
б) увеличившийся объем мозга и прямохождение;
в) мутагенез и изменение климата;
г) коллективный (стадный) образ жизни и моногамия
4. (ПС) Свойство высокоорганизованной материи (человеческого мозга), сущность которого заключается в целенаправленном и обобщенном воспроизведении действительности — …
5. (П) Способность сознания создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным образом:
6. (ПС) Укажите верные характеристики сущности сознания:
в) общественно-исторический характер,
7. (С) Формы чувственного познания:
8. (С) Формы рациональной ступени познания:
9. (П) Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения истины:
10. (П) Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека:
11 (С) Метод познания, предполагающий мысленное (или реальное) расчленение, разложение объекта на составные элементы – это …
12. (П) Система правил, приемов, способов познавательной и практической исследовательской деятельности, исходящих из особенностей изучаемого объекта:
13. (П) Критерий истины, считающийся главным в марксистской гносеологии:
б) формально-логическая непротиворечивость,
г) гармоничность, красота.
14. (П) Независимость истины от познающего субъекта означает ее:
15. (С) Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах:
Тема 17. Природные основы общественной жизни
1.(П) Факторы, влияющие на рост народонаселения:
а) только биологические
б) только социальные
в) и биологические, и социальные
2.(ПС) Установите соответствие между утверждениями о сущности природы и концепциями, которые они характеризую:
1. Природа – окружающий нас мир во всем многообразии и бесконечности, существующий независимо от сознания.
2. Природа есть порождение и отчуждение абсолютной идеи.
3. Природа есть результат творения Бога, и она развивается по намеченному им плану.
Б)– Гегелевская концепция.
3.(С) Установите соответствие между приведенными суждениями об обществе и теми школами, в рамках которых они возникли:
1. Общество есть форма совместной жизни людей. Это обособившаяся часть природы, которая неразрывно связана с ней. В основе развития общества лежат материальные экономические факторы.
2. Общество по своей сути является биологическим суперорганизмом. Оно развивается по аналогии с биологическим организмом.
3. Развитие человеческого общества определяется решающим влиянием на него различных географических факторов.
А) Органическая теория
4.(П) Установите соответствие между социальной теорией и ее представителем:
2. Органическая теория общества.
3. Географический детерминизм.
4. Диалектико-материалистическое понимание
Ответ: 1-Г, 2-А, 3-Б, 4-В.
5.(ПС) Расположите понятия от общего к частному:
Ответ: в, а, г, б.
6.(П) Теория, согласно которой развитие человеческого общества определяется решающим влиянием на него географических факторов, называется … детерминизм.
7.(С) Эпоха, характеризующаяся рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого:
8.(С) Естественная основа материального производства и жизни общества:
а) природные богатства
б) производительные силы
в) производственные отношения
г) потребности человека
д) способности человека
9.(С) Часть природы, вовлеченная в сферу жизни общества, производственный процесс — . среда
10.(П) Автор концепции биосферы:
11.(С) Наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой — это…
12.(С) Автор концепции этногенеза, в которой процессы этнического развития рассматриваются сквозь призму пассионарности,-……
13.(П) Кто доказал влияние активности Солнца на биологические и социальные процессы на Земле?
14.(С) Наука, изучающая взаимодействие общества и окружающей среды:
а) Социальная экология
г) Социальная онтология
15.(ПС) Мыслитель, усматривавший прямую зависимость этногенеза от географической среды:
Тема 18: Общество как целостная саморазвивающаяся система
1. (ПС) Понятие, обозначающее сложившуюся в обществе совокупность устойчивых связей между элементами социальной системы, — …
Ответ: структура социальная структура
2.(ПС) Специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру с целью его освоения и преобразования — …….
3.(C) Носитель целенаправленной активности, ориентированной на объект, — это …
4.(С) Общественное сознание в ходе социальной практики, различных видов деятельности отражает общественное ………
5.(С) Сфера общественной деятельности, связанная с производством идей, теорий, образов, — это ……. производство.
6.(С) Автор теории элит, согласно которой основа общественных процессов – творческая сила и борьба элит за власть — …….
7.(С) Общество есть целостная саморазвивающаяся система, в основе которой лежат материальные, прежде всего экономические факторы. Эту точку зрения впервые высказал:
8.(С) Общество есть система, в которой следует выделить два основных аспекта исследования: социальную статику и социальную динамику. Эта точка зрения принадлежит:
9.(С) Точка зрения, согласно которой в основе развития общества лежит развитие общественного сознания, принадлежит:
10.(П) Процесс, характеризующий способность социальной системы обеспечивать и воспроизводить собственную деятельность:
11.(С) Общество как целостный социальный организм характеризуется рядом атрибутивных (основополагающих) свойств. Выделите их:
в) межличностные отношения
12.(П) Изменения негативного характера, ведущие к рассогласованию связей и функций частей системы, уменьшению ее упорядоченности или к ее распаду:
13.(С) Упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, образующих целостное единство, — это:
14.(П) Всякое общество, согласно К.Марксу, в своей деятельности есть совокупность всех общественных …
15.(П) В основании функционирования и развития всякого общества лежит целостная и продуктивная ……. людей.
Тема 19. Философские проблемы экономической жизни общества.
1.(С) Экономическая сфера жизни общества – это социальное пространство, на котором осуществляется:
а) экономическая жизнь общества
г) удовлетворение материальных потребностей людей
2.(С) Товаром называется:
а) вещь, обладающая потребительной стоимостью;
б) предмет, который нужен людям;
в) продукт, произведенный для обмена посредством купли – продажи
г) все то, что может удовлетворить какую-либо потребность человека
3.(С) Глубинная основа экономического обмена:
а) желание людей удовлетворять свои разнообразные потребности.
б) общественное разделение труда.
в) установившаяся традиция.
г) желание одних людей помочь другим.
4.(П) С марксистской точки зрения, наибольшее влияние на развитие общественной жизни в целом оказывает:
а) воля людей и их желание;
б) наличие сильных личностей и способных политических элит;
в) природные факторы;
г) способ производства материальных благ;
5.(С) Точка зрения, согласно которой «способ материальных благ, обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще», характеризует взгляды:
6.(П) Люди «начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни». Правомерно ли утверждать, что это суждение характерно для представителей марксистской философии?
7.(С) Расположите приведенные ниже понятия от общего к частному:
а) материальное производство;
г) производительные силы;
8.(П) Факторы, характерные для экономической жизни общества:
а) потребление предметов и услуг;
б) наслаждение материальными и духовными благами;
г) производство предметов и услуг;
9.(п) К производственным отношениям относятся:
а) отношения политические
б) отношения обмена
в) отношения потребления
г) отношения идеологические
д) отношения собственности
е) отношения религиозные
10.(П) Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил сформулировал:
11.(П) Элементы производительных сил общества:
б) технология производства;
в) природные ресурсы;
г) транспорт, коммуникации;
д) географическая среда;
12.(П) Элемент производственных отношений:
а) отношения собственности на средства производства;
б) отношения, которые складываются внутри семьи;
в) отношения распределения политической власти в обществе;
г) этнические отношения;
13.(ПС) Установите соответствие между трактовкой общества и ее сторонником:
1. общество есть результат подражания; а) Маркс
2. общество есть результат деятельности элит; б) Тард
3. в основе развития общества лежит способ в) Парето производства материальных благ;
4. общество есть результат развития г) Гегель абсолютной идеи;
Ответ: 1- б, 2- в, 3- а, 4- г.
14.(П) Правомерно ли включать в структуру производительных сил безработного?
15.(ПС) Установите соответствие между ниже перечисленными понятиями и их авторами:
«идеальный тип»а) Гумилев
«либидо»б) Вебер
«пассионарность»в) Фрейд
«общественно- экономическая формация»г) Маркс
Ответ: 1- б, 2- в, 3- а,4- г.
Тема 20: Политическая жизнь общества.
1.(С) Фундаментальным основанием политики является …….
2.(С) К характерным признакам государства относятся:
г) этническое единство
д) система права
3.(П) Ниспровержение существующего социально- политического строя силовыми методами:
4.(С) Общественное устройство, характеризуемое Кропоткиным как «полная свобода, отсутствие власти»:
5.(П) Сфера общественной жизни, связанная с определением форм, задач и содержания деятельности государства, направления его функционирования:
6.(П) Центральный институт политической системы общества — .
7.(П) Политический режим, для которого характерно стремлению к контролю над всеми сторонами жизни общества и личности, — это …….
8.(ПС) Демократия, исходящая из идеи всеобщего равенства:
9.(С) Установите соответствие между двумя группами понятий:
политический режима) монархия
форма правленияб) тоталитаризм
Ответ: 1- б, в, д; 2 – а, г.
10.(С) Автор идеи разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную:
11.(П) Черты государства, отличающие его от других социальных институтов:
б) наличие специального аппарата власти
в) монопольное право издавать законы
г) управление экономическими процессами
д) общность религиозных убеждений
12.(С) Расположите приведенные ниже понятия от общего к частному:
а) политический режим
в) политическая жизнь общества
13.(П) Главным элементом любой политической системы является президент. Верно ли это?
14.(П) Совокупность средств и методов осуществления государственной власти — это политический …….
15.(П) Форма государственного правления, при которой власть принадлежит одному человеку и передается по наследству:
Тема 21: Правовая сфера жизни общества.
1.(С) К существенным особенностям права относятся:
а) исторический характер права
б) классовый характер права
в) связь права с социальной психологией
г) связь права с государством
2.(П) Концепцию естественных прав человека разрабатывали:
3.(П) К признакам правового государства относятся:
б) главная функция права – запреты на те или иные виды деятельности;
в) права и свободы гражданина являются первичными;
г) основная функция права – социальный контроль;
5.(П) Верно ли утверждение, что закон может быть и неправовым, если он нарушает основополагающие принципы права (равенства, свободы, справедливости)?
6.(П) Самая главная опора и гарантия исполнения правовых норм:
а) социальный консенсус;
б) наличие развитой политической системы;
в) сильное государство;
г) хорошие законы;
7.(С) Право есть возведенная в закон воля господствующего класса. С этим суждением полностью согласится:
8.(П) Декларация прав человека и гражданина была принята в:
9.(П) Выберите верное суждение:
а) право и мораль тождественны;
б) право относится к социальной сфере общества, а мораль — к духовной;
в) основное назначение и права, и морали – регуляция отношений между людьми
г) и право, и мораль находят воплощение законах, установленных государством;
10.(С) Монополизация власти в руках одного лица или органа может быть исключена только при условии соблюдения принципа разделения …….
11.(П) Основная функция права состоит:
а) в регулировании отношений между людьми;
б) в поддержании господствующей идеологии;
в) в укреплении нравственности в обществе;
г) в преодолении национализма;
12.(П) Принцип, действующий по отношению к гражданам в правовом государстве:
а) «разрешено абсолютно все»
б) «разрешено все, что не запрещено»
в) «разрешено все, кроме политики»
г) «запрещено все, что не разрешено»
13.(ПС) Понимание права как совокупности установленных и поддерживаемых государством общеобязательных норм поведения людей характерно для:
а) либерального подхода
б) социологического подхода
в) традиционного подхода
г) политического подхода
14.(С) Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством — ……..
15.(П) Особая форма общественного сознания, отражающая право, правоотношения, правовую деятельность людей, — …….
Тема 22: Духовная жизнь общества.
1.(С) Главная функция искусства:
2.(С) Совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на сверхъестественные или реальные объекты, — это религиозный …….
3.(П) Ключевая функция науки:
4.(С) Установите соответствие между типами религий и их разновидностями:
мировые религии
национальные религии
Ответ: 1- б, г, д; 2- а, в.
5.(ПС) Форма первобытных религиозных верований, основанных на почитании различных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства, — это …….
6.(ПС) Особенность морали, выражающая апеллирование к моральному долгу, а не к целесообразности:
б) всеобъемлющий характер
в) воспитательный характер
7.(ПС) По непосредственному отношению к практике науки делят:
а) на теоретические и эмпирические
б) на фундаментальные и прикладные
в) на теоретические и практические
г) на естественные, социогуманитарные и технические
8.(С) В структуру духовной жизни общества входят:
а) духовные ценности
б) духовные потребности
в) духовные издержки
г) духовное производство
д) духовная прибыль
9.(С) Уровни научного познания, которые различаются по глубине постижения действительности:
10.(П) Расположите приведенные ниже понятия от общего к частному:
в) духовная сфера общества
г) религиозный культ
11.(П) Основной критерий истины в научном познании:
12.(С) Главная функция морали:
13.(П) Форма отражения действительности, характерная для искусства:
а) система понятий
б) художественные образы
в) совокупность норм поведения
г) система догматов
д) политические программы
14.(П) Верно ли утверждение, что моральные нормы, принципы, ценности являются результатом деятельности профессионалов?
15.(П) Иллюстрацией каких причин возникновения и воспроизводства религиозных верований является выражение: «Страх создал богов»?
Тема 23: Смысл и направленность истории.
1.(С) Французский просветитель, обосновавший идею общественного прогресса, основанного на совершенствовании человеческого разума:
2.(П) Закон трех стадий развития общества, основанного на смене форм познавательной деятельности, был сформулирован:
3.(С) Эсхатологический характер исторического процесса признавали:
б) Августин Блаженный
4.(С) Выделите точку зрения Шпенглера на соотношение культуры и цивилизации:
а) цивилизация и культура — тождественные понятия
б) цивилизация и культура органически взаимосвязаны
в) цивилизация – это конечный этап развития культуры, означающий ее «закат»
5.(П) Эпоха, для которой характерна идея универсальности исторического развития человечества в соответствии с волей Божьей:
6.(П) Категории, используемые Марксом в его философско-историческом учении:
а) общественно–экономическая формация
б) культурно–исторический тип
в) историческая закономерность
г) экономический базис общества
7.(П) Понятия, использующиеся при объяснении развития человеческого общества и исторического процесса:
г) культурно–исторический тип
8.(С) На вопрос: имеет ли человеческая история смысл? – отрицательно отвечает:
9.(ПС) Определяющий фактор исторического развития общества в концепции Конта:
а) развитие материального производства
б) развитие общественного труда
в) прогресс человеческого разума
г) борьба социальных групп
д) развитие социального неравенства
10.(С) Маркс осуществлял периодизацию исторического развития с выделением пяти общественно–экономических формаций, исходя из:
а) уровня развития культуры
б) степени развития науки
в) технологического уровня
г) типа производственных отношений
д) типа господствующих ценностей
11.(П) Установите соответствие между понятием и его автором:
культурно–исторический тип
общественно–экономическая формация
осевое время
12.(П) Фактор, определяющий ход истории в концепции Августина Блаженного:
а) экономический фактор
б) абсолютный разум
в) географическая среда
г) интеллектуальный фактор
д) божественный замысел
13.(ПС) Основание выделения типов общества (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное) в концепции постиндутриального общества:
а) тип производственных отношений
б) уровень развития науки и технологий
в) уровень развития культуры
г) тип политических отношений
14.(П) Мыслитель, утверждавший, что исторический процесс заключается в последовательной смене общественно- экономических формаций, — …….
15.(С) Д.Белл, О.Тоффлер и другие сформулировали философскую концепцию ……. общества.
Тема 24: Философские проблемы человека.
1.(С) Сторонник механистических взглядов на человека, согласно которым человеческий организм – это самостоятельно заводящаяся машина, подобная часовому механизму:
2.(П) Согласно Демокриту, цель жизни человека:
а) достижение нирваны
б) стремление к наслаждениям
в) достижение счастья, понимаемого как радостное расположение духа
г) повышение социального статуса
3.(П) Античный мыслитель – автор концепции этического рационализма:
4.(ПС) Ориентация, согласно которой смысл жизни заключается в стремлении к наслаждению – это …….
5.(П) Рассмотрение человека как образа и подобия Бога характерно для:
б) Фомы Аквинского
6.(П) Мыслитель, чьи представления о человеке отражает следующее суждение: «Человек человеку – волк»:
7.(П) Учение о бессознательном как важнейшем факторе человеческого существования разработал …….
8.(П) Экзистенциалистскую концепцию человека разрабатывали:
9.(С) Понятие сверхчеловека использовал в своей философии:
10.(С) Установите соответствие:
генотип
онтогенез
фенотип
а) совокупность всех свойств организма, сформированных в процессе его индивидуального развития;
б) процесс индивидуального развития человека;
в) совокупность всех генов организма;
11.(С) Установите соответствие между философскими направлениями и их представителями:
1. Экзистенциализм а) Камю
2. Неофрейдизм б) Ленин
3. Марксизм в) Бердяев
Ответ: 1а; 2г, е; 3 б, д.
12.(П) Философское учение, согласно которому существование человека предшествует его сущности:
в) философия жизни
13.(С) Представители материалистической концепции человека в русской философии:
14. (ПС) Понятие, означающее образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального развития и отстаивает ценность человека как личности, — это …….
15.(С) Установите соответствие между философом и его трактовкой человека.
Маркс
Аристотель
Протагор
а) человек – это политическое животное;
б) человек есть мера всех вещей;
в) сущность человека – это совокупность всех общественных отношений;
Тема 25. Ценности и личность.
1.(п) Учение о ценностях:
2.(П) Эпоха, в которой ценности приобретают религиозный характер:
3.(П) Сфера общественной деятельности, создающая научные и художественные ценности:
4.(С) Теория ценностей была разработана в рамках:
5.(П) Сторона социального познания, рассматривающая ценностные ориентиры общественных явлений:
6.(С) Влияние рыночных ценностей на социализацию личности:
а) только отрицательное
б) только положительное
г) и отрицательное, и положительное
7.(ПС) Установите соответствие между теорией ценностей и ее представителем:
натуралистический психологизм
аксиологический трансцендентализм
персоналистический онтологизм
социологическая концепция ценностей
Ответ: 1б, 2а, 3в, 4г.
8.(С) Ценностная парадигма западного общества характеризуется:
а) приоритетом общественных ценностей над индивидуальными
б) приоритетом религиозных ценностей над светскими
в) приоритетом индивидуальных ценностей над общественными
9.(ПС) Установите соответствие между видами ценностей и их характеристиками:
субъектные ценности
предметные ценности
ценности–средства
ценности-цели
а) высшие, абсолютные ценности, выступающие в качестве смыслообразующих, бытийных ценностей
б) установки, запреты, требования, выступающие как предписания человеческого поведения.
в) промежуточные ценности, которые подчинены более высоким (важным) ценностям и во многом обусловлены ими
г) явления окружающего мира, значимые для человека с точки зрения удовлетворения его потребностей.
Ответ: 1б, 2г, 3в, 4а.
10. (С) Значимость объектов окружающего мира для человека, общества в целом, определяемая вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности — …….
11.(С) Верно ли рассматривать ценности с точки зрения истинности и ложности?
12.(С) Эпоха, в которой ценности связывали с божественной сущностью — …….
13.(П) Библейский принцип «не убий» относится:
а) к предметным ценностям
б) к субъектным ценностям
в) к материальным ценностям
14.(С) Установки, оценки, требования, запреты и т.д., выступающие как предписания человеческого поведения, называются ……. ценностями.
15.(П) Можно ли утверждать, что общественное мнение оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций личности?
в) справедливо в отношении культуры западного типа
г) справедливо в отношении культуры восточного типа.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы