Способ существования актера это
МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1980
Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культур в качестве учебного пособия для театральных и культурно-просветительных учебных заведений.
С86 Путь актера к творческому перевоплощению: Учеб. пособие для театр, и культ.-просвет, учеб, заведений.— 2-е изд.— М.: Просвещение, 1980.— 80 с., ил.
Работа Ю. А. Стромова является пособием по курсу «Сценические упражнения и этюды по наблюдению жизни». Этот курс ведется в Театральном училище им Б. В. Щукина при театре им. Евг. Вахтангова. Основную часть книги составляет описание методики проведения сценических упражнений на основе принципов Щукинского училища. Автор глкже знакомит читателя с проблемой перевоплощения, с тем, как они решалась К. С. Станиславским и ведущими актерами его школы; показывает развитие принципов перевоплощения в истории русского и советского театра.
60502- 636 ББК85.4я73
© Издательство «Просвещение», 1975 г.
© Издательство «Просвещение», 1980 г., 2-е издание.
Первое издание этой книги вышло в 1975 г. С тех пор студенты Театрального училища им. Б. В. Щукина, о работе с которыми рассказывалось в книге, стали актерами, многие из них — актерами московских театров.
Педагоги Щукинского училища при Театре им. Евг. Вахтангова продолжают работу с новыми поколениями будущих актеров. Время вносит те или иные изменения в содержание и методику их работы, но основные принципы работы остаются неизменными: это принципы системы К- С. Станиславского и одного из талантливейших его учеников Е. Б. Вахтангова. Принципы эти успешно воплощал в жизнь режиссер Театра им. Евг. Вахтангова Б. Е. Захава, чье предисловие к первому изданию книги мы оставляем и в этом издании, как не утратившее своего значения за прошедшие с тех пор годы. Содержание книги также в основном осталось неизменным.
Более чем полувековой коллективный опыт Театра им. Евг. Вахтангова и всегда существовавшей при нем школы (ныне — Театральное училище имени Б. В. Щукина) постепенно сложился гз стройную систему идейно-художественных традиций, творческих взглядов, методических установок и практических навыков, определивших в совокупности то течение в советском театральном искусстве, которое получило название вахтанговского.
Основу этого течения составляют принципы, провозглашенные Е. Б. Вахтанговым после Великого Октября, созвучные Революции. Этими принципами были оплодотворены все пять его знаменитых постановок последних двух лет (1920—1922): «Эрик XIV» Стриндберга, «Чудо святого Антония» Метерлинка (второй вариант), «Свадьба» А. П. Чехова, «Принцесса Турандот» Карло Гоцци и «Гадйбук»,
Самым существенным и плодотворным в вахтанговском течении следует считать то, что на практике доказало свою способность содействовать дальнейшему движению советского театрального искусства по пути социалистического реализма. «Вахтанговское» к настоящему времени приобрело самое широкое признание театральной общественности как в нашей стране, так и во всех странах
Оно оказывает влияние также и на творчество некоторых прогрессивных деятелей западного театра. Словом, оно живет теперь не только в лучших работах театра, носящего имя Вахтангова, но проявляется в творчестве многих режиссеров и актеров, а иногда и целых театральных коллективов.
Значительную роль в этом процессе расширяющегося влияния вахтанговской школы на советское театральное искусство играет Театральное училище имени Б. В. Щукина, ежегодно вливающее в многотысячную армию театральных работников новые отряды своих воспитанников. Это влияние сделалось еще более существенным после организации в Щукинском училище заочного отделения по подготовке высококвалифицированных режиссерских кадров для народных театров. Следует заметить, что это влияние встречает иногда со стороны отдельных деятелей театра и некоторых представителей театроведческой науки известное сопротивление. Случается, что в ходе возникающей на этой почве полемики то или иное положение вахтанговской школы получает ложное истолкование: бывает, что Вахтангову или его последователям приписываются взгляды и намерения, на самом деле чуждые им.
Причина здесь не столько в недобросовестности критиков, сколько в отсутствии у них необходимой осведомленности, а главное, в недостаточной пока еще научной разработке некоторых положений вахтанговской школы.
Поэтому нельзя не признать весьма отрадным тот факт, что на кафедрах актерского мастерства и режиссуры Театрального училища имени Щукина выросла за последнее время довольно многочисленная группа молодых педагогов и аспирантов, положительно проявляющих себя не только в практической работе по воспитанию будущих актеров и режиссеров, но также и в научно-исследовательской деятельности по изучению полувекового опыта вахтанговской школы и научному обоснованию ее принципов. Они привлекают для этого важнейшие достижения современной науки о человеке (физиологии, психологии),
Таким образом, мы имеем возможность говорить о появлении в области театрального искусства педагогов нового типа. Соединяя практику с теорией, они поднимают педагогику, а вместе с ней и самое искусство на более высокий уровень.
Правда, и в прошедшие времена самые крупные деятели театра — такие, как Михаил Щепкин, Коклен Старший, Томазо Сальвини, Всеволод Мейерхольд, Евгений Вахтангов, Федор Шаляпин, Алексей Попов, Жан’ Вилар, Алексей Дикий и, конечно же, Константин Сергеевич Станиславский, которого следует считать родоначальником подлинной науки об искусстве актера, — так или иначе, в той или иной степени пытались обобщить свой творческий опыт, понять законы своего искусства и теоретически их обосновать. Но эти выдающиеся деятели «тонули» в огромной массе актеров, режиссеров и педагогов, которым любая теория в области искусства казалась досадной помехой для свободного проявления таланта и творческой интуиции. Да и сейчас еще существуют такие актеры и даже педагоги, которые сознательно изгоняют из своей практики рациональное начало, незаконно противопоставляя друг другу чувство и мысль в том ложном предположении, что будто бы только первое призвано продуктивно участвовать в художественном творчестве.
Однако, повторяю, в последнее время положение стало заметно изменяться в сторону признания большинством театральных педагогов, особенно младшего и среднего поколения, огромного значения научно-теоретической работы, осуществляемой непосредственно практиками сцены. Настоящая книга — живое тому свидетельство.
В книге рассматривается одна из самых насущных проблем театрального искусства — проблема творческого перевоплощения в образ.
Автор этой книги— в прошлом воспитанник Театрального училища имени Щукина,
а ныне—его преподаватель и одновременно артист московского театра имени Пушкина. В 1972 году он успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Творческие принципы Театрального училища им. Б. В. Щукина в работе над образом».
Ю. А. Стромов опирается на творческие установки вахтанговской школы, на многолетний практический опыт Щукинского училища, а также на личный свой опыт как актера и педагога. Анализируя путь, ведущий к творческому перевоплощению актера в образ, Ю. А. Стромов ориентируется на формулу, выражающую диалектику этого процесса и родившуюся в недрах вахтанговской школы: стать другим, оставаясь самим собой.
Автор показывает закономерность использования двух путей, ведущих к образу: «от себя к образу» и «от образа к себе», другими словами — «от внутреннего к внешнему» и «от внешнего к внутреннему». Оба пути охарактеризованы им с большой полнотой и ясностью. Третий путь, состоящий в одновременном использовании двух первых, когда «туннель» между актером и образом как бы роется с двух сторон, автор защищает как самый продуктивный и делает это с большой убедительностью.
Источник
Способ существования — емкое приспособление жизни актера-персонажа на сцене!
Поступки человека мы всегда воспринимаем как пластические проявления. В обыденной реальности человек подвержен чувствованиям, ощущениям, переживаниям, размышлениям. Но все эти сложные процессы иногда могут быть обнаружены визуально через внешние проявления, а иногда скрыты от глаз человека.
Мы часто говорим о природе чувств актера в конкретном спектакле. Пытаемся обнаружить природу чувств. Ищем аналогии в жизни. Стремимся изготовить трафарет с жизненной модели и сделать при его помощи отпечаток на сцене.
У человека случилось несчастье. Стрессовая ситуация может подкосить его здоровье. У человека большая радость. Тоже стрессовая ситуация, способная дать отрицательные результаты. В качестве примеров мы взяли экстремальные или активные ситуации. Но драматургия всегда использует активные ситуации, требующие от человека большой психофизической амортизации. И если бы на сцене амортизация в подобных ситуациях была равна жизненной, то мы теряли бы большое количество исполнителей. Сцена требует своей, особой природы чувств, особого способа существования актера в конкретном спектакле. Природа чувств актера на сцене будет непосредственно связана со способом его существования в сценической среде конкретного спектакля. Собственно, способ существования актера-персонажа в спектакле «проявляет природу чувств человека пластически. Не только «проявляет», но и корректирует, иногда внешними средствами имитирует чувства, подменяет их пластической физической выразительностью.
Искусство рождается из жизни и на основе жизни. Человек не может ниче-го придумать, не существующего в реальности. Из элементов реальности художник компонует новую реальность, сценическую, уплотненную во времени и в пространстве, заостренную в ситуациях, неожиданную, способную привлечь внимание в бесконечно сложных ритмах повседневности. Жизнь выработала свои хитрости для самосохранения. В стрессовых, экстремальных ситуациях, когда, казалось бы, организм человека не способен выдержать напряжения, когда психика и физиология его близки к непоправимым сдвигам, природа заставляет человека совершать физические действия для растрачивания накопившейся разрушительной энергии. Для совершения таких действий человек придумал себе приспособления в виде общения человека с миром предметов, вещей. Проверенные веками приспособления и взаимодействия человека с миром предметов, вещей легли в основу обрядов, ритуалов. Каждый обряд, ритуал имеет свою пластическую выразительность и связан с движением, перемещением. Излишняя, разрушительная энергия растрачивается в физических ритмах движений, излучается и передается другим, и человек способен пережить стресс. В жизни человек может подсознательно совершать ряд, казалось бы, ненужных, лишних движений. В борьбе за самосохранение организм человека спешит как можно быстрее растратить излишки энергии, избавиться от перегрузок. Для сценической выразительности идет отбор и компоновка, монтаж выразительных пластических проявлений и отказ от случайного, маловыразительного, банального. Поиски приспособлений, выражающихся в простых физических действиях, взаимосвязи актера-персонажа с предметным миром сцены иногда способны заменить многочисленные задачи психологического характера, которыми режиссеры часто перегружают актера, тем самым делая эти задачи либо невыполнимыми, либо выполнение их становится маловыразительным. Часто точно найденное приспособление дает выразительный и неоднозначный результат.
Набросим на плечи актрисе, играющей эпизод, скользкий шелковый платок, все время сползающий. Общаясь с партнерами, она произносит легковесный, развлекательный текст. Она занимает партнера. Но движением плеч актриса все время должна удерживать сползающий платок. Для этого она должна все время быть начеку, чувствовать платок, угадывать все его «поползновения». Такое простое приспособление влияет не только на пластическую выразительность, но и на интонирование, а в результате усложняет смысл сцены, вносит в характер сцены определенный драматизм.
Сочиняя спектакль, авторы постановки программируют мир вещей, необходимый для пластической реализации замысла на сцене. Вещи могут использоваться в связи с решением мизансцены, но мизансцена может родиться в связи с имеющейся возможностью играть с вещью. Точно найденная вещь является приспособлением для совершения поступка и для моделирования творческого самочувствия актера. Помогает актеру в игре и вызывает ассоциации. А. Брянцев писал, что сценический человек (актер) в процессе игры с вещью вскрывает ее динамические возможности, оживляет ее. Сочиняя структуру предметного мира, художник должен предугадывать игровые возможности актера с вещью, предметом. В этом случае важное значение приобретает выбор такой вещи, предмета, которые обладают емкой информативностью.
Было время, когда театр гримировал натуральную фактуру вещи, предмета «под натуру». Например, доски деревянного забора расписывали «под доски». Натуральную посуду выносить на сцену не рекомендовалось, ее создавали из папье-маше. Нельзя было на сцене натурально пить и есть. Это считалось нетеатральным. Такое понимание «нетеатральности» породило театральщину, а впоследствии — настоящий натурализм. В борьбе с натурализмом стали пользоваться на сцене гиперболизированными вещами. Гиперболу применял в своем творчестве художник и режиссер Н. Акимов.
Игра с настоящими предметами привлекает в постановке П. Брука «Трагедия Кармен». Как это нетипично для оперных спектаклей! В спектакле Брука предметы — не просто повествовательный реквизит, иллюстрирующий действие, текст, а активные игровые элементы, без которых данная образная структура спектакля была бы немыслима. Предметы, которые Брук берет в свой спектакль, могут показаться нарочито традиционными. Но каждый настоящий предмет имеет в спектакле свою действенную линию, свои развивающиеся в процессе спектакля символические, а не только бытовые значения. Красная гвоздика становится знаком любви Кармен. В начале спектакля Кармен бросает гвоздику Хозе. В тюрьме гвоздика выпадает из петлицы пиджака Хозе. В спектакле гвоздика все время будет напоминать зрителям о всех моментах взаимоотношений Кармен и Хозе. Красная гвоздика связана с существованием Кармен еще и единством цвета: красная юбка Кармен п красная гвоздика символизируют любовь. Предметный мир наполняет жизнь оперы живыми ассоциациями. Из ведра солдаты выплескивают воду на землю. Из-под коврика, как в цирке, сначала возникает рука с картой, затем эта рука станет рассыпать полукругом зелье. Брук программирует точные жизненные, физиологические ощущения. В спектакле разыгрывается целая «тема ножа»: Кармен замечает нож в руке Эскамильо, ножом Кармен ранит Микаэлу, когда они катаются в драке по земле. Мы замечаем блестящий нож у Хозе до убийства Гарсио. И, наконец, борьба с ножами Хозе и Гарсио, Хозе и Эскамильо. Ножом Кармен очищает апельсин. Теперь в игровой партитуре главным становится апельсин. Эскамильо берет его из рук Кармен и темпераментно выжимает живую струю влаги, а Кармен жадно ловит ее ртом. Нож и апельсин. Жестокость и эротика. В финале — опять удар ножом. и Кармен погибает.
В спектакле «Ревизор» Н. Гоголя (Рижский театр русской драмы, режиссер А. Кац, художник Т. Швец, 1982) сцена прихода чиновника к Хлестакову в гостиницу решена при помощи такого типичного для гостиничного быта предмета, как кровать. Режиссер искал визуально убедительное обоснование факта, почему такие «битые» чиновники приняли тщедушного мальчишку за хитрого и опытного ревизора из столицы. Художник для уточнения места действия обозначил гостиницу узнаваемым и типичным «постельным» инвентарем, который появлялся из-под планшета сцены при помощи переворачивающегося щита. Кровать стала крепостью и убежищем прокутившегося мальчишки, задолжавшего кредиторам и спасающегося от них под простыней. Услышав чужие шаги, Хлестаков, распластав свое худенькое тело, накрывается с головой. Кажется, что постель пуста. Вошедшие чиновники никого в комнатенке не обнаруживают и усаживаются на кровать, то есть на лежащего Хлестакова. Страдая от тяжести и боли, Хлестаков обнаруживает себя. Он оказывается только в исподнем, одежды поблизости нет. Да он еще и маскируется под простыней для подслушивания. Человек без «опознавательных знаков» принимается чиновниками как таинственный ревизор из Петербурга. Таким образом, кровать, стоящая на авансцене, стала необходимым игровым элементом спектакля. Таких элементов в спектакле «Ревизор» много.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник