Способ стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета

Тема 3. Стоимостное измерение в бухгалтерском учете

1. Стоимостное измерение объектов в бухгалтерском учете

2. Оценка объектов бухгалтерского учета

3. Калькулирование как способ определения себестоимости отдельных объектов учета

4. Принципы группировки затрат

1. Характерной чертой бухгалтерского учета является отражение объектов учета в едином денежном измерителе.

Измерение – это стадия учетного процесса, в результате которой формируется количественная и качественная информация об активах и обязательствах организации, а также о хозяйственных процессах, приводящих к их изменению.

К количественной информации относятся показатели, характеризующие объем изменения хозяйственных процессов; например, объем выпущенной или реализованной продукции и др. показатели.

Качественная информация характеризует экономическую эффективность происходящих в организациях процессов. Это показатели себестоимости, рентабельности и др.

В любом случае формирование информации происходит в едином денежном измерителе. Однако в денежном измерителе могут быть отражены только те объекты учета, которые обладают стоимостью. В ее основе лежит понятие цены как денежного выражения стоимости единицы продукции (товаров, работ, услуг).

В бухгалтерском учете реализация возможностей по измерению объектов учета обеспечивается применением оценки и калькуляции. С их помощью достигается стоимостное измерение и обобщение фактов хозяйственной жизни организации и появляется возможность определить степень эффективности принимаемых управленческих решений.

2. Денежная единица является общим измерителем объектов учета, а также базой для оценки и анализа имущественного и финансового состояния организации.

Оценка – это способ выражения в денежном измерителе объектов учета. Теория бухгалтерского учета выработала основные принципы, обеспечивающие правильность оценки хозяйственных средств.

Принцип реальности оценки – это выражение в денежном показателе действительной величины активов организации. Принцип единства оценки означает, что все организации используют единые методы оценки отдельных видов хозяйственных средств.

Согласно Закону о бухгалтерском учете и отчетности при принятии активов и обязательств на бухгалтерский учет их стоимость определяется в соответствии с его положениями, а также другими нормативными актами по бухгалтерскому учету и отчетности.

В бухгалтерском учете используют следующие методы оценки активов.

Приобретено за плату

Оцениваются по первоначальной стоимости

Первоначальная стоимость состоит из фактически произведенных расходов на приобретение активов, включая цену приобретения и транспортно-заготовительных расходов

Изготовлено в самой организации

Оцениваются по стоимости изготовления (создания)

В стоимость по изготовлению (созданию) включаются затраты, связанные с использованием сырья, материалов, основных средств, трудовых ресурсов, а также другие затраты по изготовлению и доведению активов до состояния пригодного к использованию

Активы, полученные безвозмездно

Оцениваются по рыночной стоимости

Стоимость активов, полученных безвозмездно, определяется путем суммирования стоимости активов на основании данных бухгалтерского учета передающей стороны и фактически произведенных затрат, связанных с их получением

Обязательства оцениваются на основании сумм, указанных в договорах, исполнительных документах и иных документов на дату возникновения обязательств.

Другие способы оценки зависят от конкретных видов активов и обязательств, особенностей их учета, которые отражены в действующем законодательстве по бухгалтерскому учету и отчетности.

Читайте также:  Способы подшивки свесов кровли

Метод оценки предписан Учетной политикой организации и влияет не только на стоимость активов, но и на финансовый результат хозяйственной деятельности организации.

Таким образом, все виды хозяйственных средств (активов) организации имеют стоимость.

3. Собственный капитал, долгосрочные и краткосрочные обязательства являются источниками активов, поэтому они выражают ту же стоимость, содержащуюся в хозяйственных средствах, но по источникам образования.

Для исчисления себестоимости продукции применяется калькулирование.

Калькулирование – это способ исчисления себестоимости произведенной продукции по статьям затрат.

Калькулирование применяется для стоимостного измерения объектов учета на всех стадиях кругооборота средств.

В процессе снабжения определяется фактическая заготовительная себестоимость предметов труда, по которой они включаются в производство.

В процессе производства рассматривается фактическая производственная себестоимость продукции, работ, услуг.

В процессе реализации исчисляется полная фактическая себестоимость реализованной продукции, работ, услуг.

Определяя себестоимость конкретного объекта учета, следует основываться на четком представлении о том, что такое объект калькулирования, калькуляционная единица, элемент затрат и статья затрат.

Объектом калькулирования является продукция разной степени готовности. Виды выполняемых работ или предоставляемых услуг.

Калькуляционная единица является измерителем объекта калькулирования.

Элементом затрат является первичный однородный вид затрат, который на уровне организации невозможно разложить на составные части.

Затраты, формирующие себестоимость продукции (работ, услуг) группируются по их экономической сущности по следующим элементам:

— затраты на оплату труда;

— отчисления на социальное страхование;

— амортизация основных средств и нематериальных активов;

Статьей затрат называется определенный вид затрат, образующий себестоимость как всей продукции в целом, так и отдельных ее видов.

Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по объектам калькуляции определяются отраслевыми министерствами и ведомствами, исходя из характера и структуры деятельности.

4. Все затраты, включенные в себестоимость классифицируются по группам в зависимости от определенных признаков.

Затраты делятся на производственные и непроизводственные.

Производственные затраты непосредственно связанные с изготовлением продукции. В совокупности они составляют производственную себестоимость продукции.

В непроизводственные затраты включаются расходы по таре и упаковке продукции. Расходы по доставке, погрузке в вагоны и т.д.

Производственная себестоимость вместе с непроизводственными затратами составляют полную себестоимость продукции.

В зависимости от характера затрат на производство продукции они бывают основные и накладные.

Основные обусловлены самой технологией производства, накладные расходы – расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства.

Затраты на производство продукции в зависимости от способа их отнесения на себестоимость делятся на прямые и косвенные.

Прямые затраты – затраты. Которые связаны с производством конкретных видов продукции и относятся на себестоимость на основании норм расхода на единицу продукции.

Косвенные – затраты, связанные с производством всех видов продукции на данном предприятии. Эти расходы распределяются и относятся на объекты калькулирования пропорционально каким-либо прямым расходам или иной базе распределения.

Оценка объектов бухгалтерского учета, ее цели и принципы.

Порядок оценки отдельных видов имущества организации.

Калькулирование как способ группировки затрат, их измерения и определения себестоимости.

Виды калькуляции и ее объекты в организации.

Читайте также:  Разделка рыбы разными способами

Основные принципы группировки затрат на производство продукции (по элементам затрат, по статьям затрат, по составу включения в себестоимость продукции).

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Основные методы бухгалтерского учета

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Методы бухучета образуют основу эффективной организации учета в компании. Представляют собой инструменты для осуществления учета, а в частности, его обобщения, группирования, анализа. Полученная информация нужна для грамотного управления фирмой.

Элементы методов

Выделим элементы, которые образуют методы бухучета:

  • Наблюдение. Актуально в отношении операций по исполнению функций различными подразделениями. Наблюдение обеспечивает проверку корректности заполнения форм, соблюдения внутренних норм.
  • Измерение. В процессе обнаруживаются числовые значения, которые относятся к финансово-хозяйственным операциям. Если при наблюдении во внимание принимается соблюдение норм, то при измерении главным показателем являются цифры. Объектом при этом являются денежные значения.
  • Обобщение и детализация. Процедуры могут быть статическими или аналитическими. Выбор инструмента определяется задачами компании. Обобщение и детализация могут применяться как в комплексе, так и по отдельности.

Все рассматриваемые элементы могут применяться комплексно. Однако, как правило, один из них является основным.

Методы бухучета

При ведении учета используются следующие методы:

  • Документирование. Рассматриваемый метод применяется в том случае, если нужно зафиксировать сведения, необходимые для ведения и анализа финансово-хозяйственной деятельности. В рамках документирования применяются стандартизированные формы, которые утверждены на локальном или государственном уровне.
  • Инвентаризация. Подразумевает осуществление мониторинга числа имущества, находящегося в распоряжении компании. В процессе также определяется статус предметов (к примеру, необходимость его передачи сторонним лицам), перспективы эксплуатации имущества. Нужно отметить, что инвентаризация является составляющей калькуляции.
  • Оценка. Обеспечивает формирование статистики. Кроме того, нужна для интерпретации данных, составления прогноза касательно степени их влияния.

К СВЕДЕНИЮ! Методы могут объединять в себе аналитические и статистические свойства.

Калькулирование

Калькулирование применяется в отношении производственных затрат. Как правило, это издержки, совокупность которых образует себестоимость продукции. Отличительной особенностью метода является получение значений на основании других показателей. К примеру, подсчитываются все затраты в процессе производства, а затем определяется себестоимость изделия.

Метод начисления

Метод начисления предполагает учет доходов и расходов, зафиксированных в определенном отчетном периоде. Сведения определяются на основании договоров с контрагентами, счетов-фактур, активов. В процессе также устанавливается фактическая дата передачи продукции. Во внимание не принимается момент зачисления денежных средств.

Кассовый метод

Кассовый метод предполагает фиксирование и отражение в отчетной документации доходов и расходов. При этом во внимание принимаются средства, переведенные на расчетный счет компании. Кассовый метод может использоваться не всеми. Он актуален только для компаний с выручкой более 1 000 000 рублей за последние 4 налоговых периода (квартала). При этом не учитывается НДС. Кассовый метод не применяется фирмами, осуществляющими свою деятельность на основании договоров о доверительном управлении по отношению к собственности или на основании соглашений о ведении совместной работы.

Методы амортизации

Амортизационные отчисления – стабильная статья расходов в любой компании. Они должны фиксироваться в бухучете. Особенности отражения основаны на НК. Учитывается только амортизация объектов, соответствующих следующим признакам:

  • Нахождение в собственности компании (то есть оборудование не должно быть в аренде или лизинге).
  • Основная цель эксплуатации – извлечение прибыли.
  • Срок эксплуатации больше 12 месяцев.
  • Начальная стоимость собственности равна более 40 000 рублей.
Читайте также:  Промышленные способы получения органических веществ

Амортизация не начисляется по отношению к природным ресурсам, недостроенным объектам, готовой продукции, которая производится компанией. Объекты, которые соответствуют всем условиям, нужно поставить на учет по начальной стоимости. После этого происходит распределение имущества на основании его амортизационной группы.

Основной признак, по которому происходит классификация групп, – оценочный период эксплуатации. Максимальный размер капитальных вложений в амортизацию – 10%. Предоставляется льгота в размере 30% для объектов, которые относятся к группам объектов, отличающихся быстрым износом. Актуально это только в отношении имущества, приобретенного на коммерческой основе. Если объект передан на безвозмездной основе, льгота не предоставляется.

Методы группировки сведений

Существуют различные методы обобщения учетных сведений:

  • Бухгалтерские счета. Позволяют зафиксировать начальное и завершающее состояние объектов учета, а также их изменения. Каждой форме актива, капитала и обязательств соответствует свой счет. Отдельные счета имеют название, а также цифровой код. К примеру, 01 «Основные средства».
  • Двойная запись. Является способом фиксации операции на счетах бухучета. Двойная запись позволяет понять двойственность хозяйственных операций. Главная ее характеристика – фиксация сведений об операции и по дебету, и по кредиту.
  • Балансовое обобщение (бухбаланс). Представляет собой способ обобщения сведений посредством счетов и двойной записи. Баланс отображает структуру имущества компании по видам и источникам формирования. В нем содержатся сведения, позволяющие провести анализ финансового состояния фирмы. Данные дают представление о состоянии активов, ликвидности. Баланс отображает остатки на счетах. Он считается базовой формой отчетности. Сведения в балансе группируются по разделам. Они подразделяются на статьи. Дебетовые остатки фиксируются в активах, а кредитовые остатки – в пассивах. Соотношение актива и пассива – это валюта баланса. Сумма всех активов тождественна сумме всех пассивов.
  • Бухгалтерская отчетность. Представляет собой комплекс информации о состоянии финансов и имущества в фирме. Система данных также отображает итоги хозяйственной деятельности предприятия. Формируется она на основании сведений бухучета. Бухгалтерская отчетность включает в себя бухбаланс, отчет о прибыли и убытках, приложения, пояснительную записку, аудиторское заключение (оно требуется только в том случае, если компания подлежит обязательному аудиту). К отчетности предъявляется множество требований. В частности, она должна составляться на основании норм, быть достоверной, объективной и полной. Она объединяет все показатели работы подразделений.

Все приемы являются взаимосвязанными. Они используются в комплексе, дополняют друг друга. Совокупность приемов образует метод бухучета.

Особенности использования методов

Методы бухучета обеспечивают следующие преимущества:

  • Оптимизацию отчетности для нужд ФНС.
  • Увеличение рентабельности за счет разумного соотношения прибыли и дохода.
  • Повышение эффективности бизнес-модели.
  • Простой анализ деятельности компании.

Методы используются каждой компанией. Они нужны для достоверного отражения сведений об операциях, производимых компанией.

Источник

Оцените статью
Разные способы