- Основные системы стихосложения
- Литература. ТЕОРИЯ. Системы стихосложения.
- Виды систем стихосложения.
- 1.Тоническая.
- 2.Силлабическая.
- 3. Силлабо-тоническая.
- Основные понятия системы стихосложения. Виды строф в лирике
- Содержание:
- Основные понятия системы стихосложения
- Виды строф в лирике
- Твердые стихотворные формы
- Рифма
- Стопа
- Стихотворный размер
- Двусложный размер
- Трехсложный размер
- Разные системы стихосложения
Основные системы стихосложения
1.СИЛЛАБИЧЕСКАЯ (СЛОГОВАЯ СИСТЕМА)
Построена на принципе равносложия. Ударение в данной системе свободное, подвижное. В таком стихе есть рифма, строфа, цезура, графика (стих записывается столбцом).
2.СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ – группа слогов, объединяющая сильный слог со слабым. СИЛЬНЫЙ – это такой, который может быть ударным без каких бы то ни было ограничений. СЛАБЫЙ – с ограничениями и условиями (типа того, что в ямбе слабому слогу допустимо быть ударным лишь тогда, когда этот слог образован односложным словом).
В основе данной системы лежит стопа.
СТОПОЙ является сочетание либо двух, либо трех слогов, в котором сильный, т.е. преимущественно ударный, слог занимает определенное положение относительно слабых слогов, преимущественно безударных. Выделяют 5 основных размеров силлаботоники. Для наглядности «прикрепим» к каждой из этих пяти разновидностей форму имени ИВАН.
1.– ! ямб ( где «!» — сильный слог, «–» — слабый слог) – размер, в котором сильный слог четный, а слабый нечетный, иными словам, первый слог безударный, второй ударный.
– !
Иван
2.! – хорей– размер, в котором слабый слог четный, а сильный нечетный, иными словами, первый слог ударный, второй безударный.
! –
Ваня
3. ! – – дактиль – стихотворный размер, в котором ударными выступают 1, 4, 7 и т.д. слоги
! – –
Ванечка
4. – ! – Амфибрахий – стихотворный размер, в котором ударными выступают 2, 5, 8 и т.д. слоги
– ! –
Ванюша
5. – – ! Анапест – стихотворный размер, в котором ударными выступают 3, 6, 9и т.д. слоги.
– – !
Иоанн
3.ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ
В тоническом стихе устойчиво постоянное число ударных слогов, количество безударных колеблется.
Виды тонического стиха:
1.Дольник – количество безударных колеблется от 1до 2-х
2.Тактовик – количество безударных 1, 2, 3 или 0, 1, 2
3.акцентный – 1, 2, 3, 4 или 0, 1, 2, 3 и больше
4.Верлибр (свободный стих). Единица ритма – стихотворная строка, свободное число слогов и место ударений, нет рифмы, нет строки.
Источник
Литература. ТЕОРИЯ. Системы стихосложения.
Система стихосложения – это способ организации звукового состава стихотворной речи.
Виды систем стихосложения.
1.Тоническая.
Тоническая (от гр. tonos – ударение) – при такой системе стихосложения в каждой стихотворной строке сохраняется определенное числа ударений при переменном числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами). Полная свобода в числе и расположении безударных слогов.
В зависимости от числа ударений в строке и определяется ее ритм: трехударный, четырехударный и т.д.
Запомним основные признаки тонической системы:
- равное количество ударений;
- произвольное количество безударных слогов.
Примеры.
Тоническая система с древних времен утвердилась в народной поэзии.
Как во славном | городе | во Киеве,
У ласкового | князя | Володимира …
___ /__ _/__ /_ ___ /___
Не шуми, мати зеленая дубровушка,
Не мешай мне, добру молодцу, думу думати.
Тоническая система стихосложения свойственна многим поэтоам:
- сказки А. Пушкина,
- М. Лермонтов («Песня про купца Калашникова»,
- многие стихотворения Н. Некрасова, А. Кольцова и других поэтов,
- это основа стиха В. Маяковского.
Если ж с часами плохо,
Мала календарная мера,
Мы говорим — «эпоха»,
Мы говорим — «эра».
(Здесь в каждой строчке по три ударения, но в первой семь слогов, во второй — девять, в третьей — семь, в четвертой — шесть).
2.Силлабическая.
Силлабическая (от гр. syllable – слог) – при такой системе стихосложения число слогов в строке и место некоторых ударений (на конце и в середине строки) фиксировано.
Эта система не получила распространения в русской поэзии, её использовали лишь некоторые поэты XVIII века.
Запомним основные признаки силлабической системы:
- равное количество слогов в строках;
- произвольное расположение ударений;
- парная рифма;
- женская рифма (ударение на втором от конца слоге);
- цезура — пауза в середине строк.
произвольное расположение ударений;парная рифма;женская рифма (ударение на втором от конца слоге);цезура — пауза в середине строк.
Пример.
Главно воспитания || в том состоит дело,
Чтоб сердце, страсти изгнав, || младепчее зрело.
В добрых нравах утвердить, || чтоб чрез то полезен
Сын твой был отечеству, || меж людьми любезен.
3. Силлабо-тоническая.
Силлабо-тоническая – в такой системе фиксированное как число слогов, так и их место в строке. Это придает стихотворным единицам наиболее отчетливую соизмеримость.
В ней ритм создается повторением стоп, состоящих из равного количества ударных и безударных слогов. Стопы бывают двухсложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест).
Запомним основные признаки силлабо-тонической системы:
- система чередования ударных и безударных слогов;
- наличие двусложных и трёхсложных размеров.
Пример.
Буря | мглою | небо | кроет|
Самый распространенный размер — ямб. Согласно подсчетам исследователей, более 90 % стихов написано ямбом.
Иногда в стопах оба слога безударные (U U)- пиррихий или имеют два ударения (/ /) – спондей.
- «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…»
(здесь в слове «занемог» имеется только одно ударение, поэтому третья стопа является пиррихием).
- Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
(Это пример спондея, когда два ударных слога идут подряд).
Примечание: готовится статья об античной системе стихосложения.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Основные понятия системы стихосложения. Виды строф в лирике
Содержание:
Современные принципы стихосложения сформированы в результате языковой реформы М.В. Ломоносова, с тех пор не изменялись.
Основные понятия системы стихосложения
Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.
Стих | Анализ строения стиха, определение его ритмического рисунка по количеству слогов, сгруппированных по принципу ударности. |
Ритмика стиха | |
Акцентный стих | тоже разновидность тоники: в каждой строке равное количество ударных и свободное число безударных слогов. |
Виды строф в лирике
Строфа — это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.
Трехстишие: терцеп, терация
Средняя строка рифмуется с крайними
строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д.
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
(Данте А. «Божественная комедия»)
Четверостишие: катрен, стансы
Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными
рифмами при обязательной строфической замкнутости
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
(Пушкин А.С. «Стансы»)
Собрались люди мудрые
Вокруг постели Гостомысловой.
Смерть над ним летает коршуном!
Но, махнувши слабою рукою,
Говорит он речь друзьям своим…
(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности»)
Шестистишие: секстина
Строфа, состоящая из четверостишия и
двустишия с разной системой рифм.
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист. »)
Семистишие: септима
Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb.
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
(Лермонтов М.Ю. «Бородино»)
Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.
Твердые стихотворные формы
Cтихотворные формы, в которых традицией определены объем и строфическое строение стихотворения
Рифма
Созвучные (зарифмованные) концы строчек. Факультативность рифмы при обязательной ритмике стиха объясняет существование поэтических произведений, выделяющихся среди обычных стихотворений:
- Верлибр – синтез прозы и стиха: деление на строчки, последнее слово которых обязательно акцентируется – от поэзии, а отсутствие четкой ритмики и рифмы – от прозы.
- Белый стих – подчинение речи законам поэтической ритмики, но свободное окончание не зарифмованных между собой строчек.
Значит, поэзию от прозы отличает ритмика, а не рифма.
Стопа
Строительная единица стихотворной строчки, образованная сгруппированными безударными слогами вокруг одного ударного. Каждую поэтическую строчку делят на ритмическую единицу – стопу – по количеству ударений. Количество ударений равно числу стоп в строке.
Стихотворный размер
Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.
Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):
Двусложный размер
Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.
- Первый пример – В гостИной встрЕча нОвых лИц – бУ/бУ/бУ/бУ – четырехстопный ямб.
- Второй пример из таблицы – ТЕрек вОет, дИк и злОбен – Уб/Уб/Уб/Уб – четырехстопный хорей, так как в строчке 4 стопы.
Трехсложный размер
Трехсложных размеров три:
- дактиль – Убб (КтО бы ни звАл – не хо чУ – Убб/Убб/У);
- амфибрахий – бУб/ (обхОдит владЕнья своИ – бУб/бУб/бУ);
- анапест – ббУ/ (одинОкая жИзнь не милА – ббУ/ббУ/ббУ).
Интересно! Способ отличить и запомнить стихотворные размеры от литературоведа А. Илюшина:
- Хорей: ВАня-ВАн-ВАн-ВАн
- Ямб: ИвАн-ИвАн-ИвАн-ИвАн
- Дактиль: ВАнечка-ВАнечка-ВАнечка-ВАнечка
- Амфибрахий: ВанЮша-ВанЮша-ВанЮша-ВанЮша
- Анапест: ИоАнн-ИоАнн-ИоАнн-ИоАнн
Достаточно проскандировать стихотворную строчку, как футбольную кричалку, и сравнить, на какой вариант ложится стих.
Источник
Разные системы стихосложения
Эта статья – чистая теория, ничего особо важного с точки зрения практики стихосложения вы в ней не найдете, хотя, как мне кажется, некоторые знакомые понятия, на которые я попытаюсь обратить здесь ваше внимание, могут вам открыться с неожиданной стороны.
Итак, начнем с самого начала.
РИТМИКА – это особый раздел стиховедения, посвященный изучению стихотворного ритма. А что же такое ритм, которому посвящен весь этот сборник?
Стихотворный РИТМ – это звуковое строение конкретной стихотворной строки (стиха); общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи.
В ритмику входит изучение звучания речи с точки зрения образования ритма, а также определение ритмической единицы и ее видоизменений в конкретной СИСТЕМЕ СТИХОСЛОЖЕНИЯ.
А какие бывают системы стихосложения? Часто ли вы задумывались над этим вопросом? Я вот, например, как типичный Чайник, раньше об этом не задумывалась и считала, что есть только одна система стихосложения – та самая, в которой мы складываем в рифму наши мысли, украшая их разными «красивостями» поэтического языка!
Почти 90 процентов стихов, которые вы можете прочитать на нашем сайте – это примеры произведений, написанных в СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СТИХОСЛОЖЕНИЯ. И почти все термины ритмики, которые у всех нас на слуху – тоже имеют отношение именно к этой системе стихосложения. Прежде, чем разобраться с силлабо-тонической системой – самой знакомой нам и наиболее понятной, определимся с такой «простой» вещью, как отличие стихотворения от прозы.
Стихотворение – это речь, четко расчлененная на относительно короткие отрезки, соотносимые и соизмеримые между собой – СТИХИ. На письме обычно эти отрезки – стихи — выделяются в отдельную строку, поэтому их чаще всего так и называют – СТРОКИ стихотворения. А что значит «соотносимые»?
Когда мы скользим взглядом по прозаическому тексту, то видим непосредственно читаемые слова, хорошо помним предыдущие, смутно – те, что были раньше. А когда мы читаем стихи, то в конце каждой строки мы живо вспоминаем концы предыдущих строк, в начале каждой строки – начала предыдущих строк. То есть, прозу мы воспринимаем в одном измерении — горизонтальном, а стихи в двух – горизонтальном и вертикальном. Смысловая емкость стиха выше, чем емкость прозаической речи.
Содержание стихов поступает в наше сознание как бы смысловыми порциями, каждая порция – стих. Наше сознание при чтении стихотворения все время соизмеряет какой стих длиннее, а какой – короче, интуитивно определяет важность и вес каждой порции, ее смысловую нагрузку.
Он подошел ко мне учтиво
С лицом, серьезным ненамеренно,
С улыбкой тонкой на губах.
Сказавши: «будьте терпеливы,
Не всем дано судить уверенно
О чуждых разуму вещах,
Но на земле, как в небесах.
Душа не может быть потеряна».
(А. Беленсон, 1921г)
Соизмеряет какими мерками? Наше сознание может вести счет длине строк:
или СЛОВАМИ,
или СЛОГАМИ,
или (что уже сложнее) ГРУППАМИ СЛОГОВ – стопами.
В зависимости от этих мерок мы и различаем системы стихосложения:
1. ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ определяет стих по количеству ударений значащих слов, (в стихе сколько самостоятельных слов – столько и ударений).
Так хочется написать письмо в их далёкий рай!
о том, что за окнами осень, в душе — раздрай,
О том, что уже подросли и оперились дети,
что среди страниц и листьев, утерян давно билетик
в тишину и покой… что расплывчато-странны мечты,
и о том, что вечером ранним, среди пестроты
я ищу растерянно их сутулость и драп пальто,
пусть не носит таких, как эти, теперь никто.
(Соловей Заочник, автор СТИХИ.РУ)
01 00001 01 001 01
01 001 001 001 01
01 001 001 001 001 0
00001 01 001 001 01 0
001 001 001 001 001
001 01 001 001 001
001 01 00001 001 01
001 001 01 001 01
Акцентный стих — число слогов в строках здесь разное, а строки сформированы одинаковым числом ударений значащих слов.
2. СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ определяет длину строки по количеству слогов в строке. В этом виде стихосложения строки соизмеряются не группами слогов — стопами, а непосредственно слогами. Например, 5, 6, 7 или 8 слогами (обычно не более). Из силлабическим форм самые известные нам – это хокку (или хайку) (трехстишия в 5+7+5 слогов) и танка (пятистишия в 5+7+5+7+7 слогов). Обостренное ощущение стихораздела (важное в силлабике! ) подчеркивается в них резкими переносами фраз и даже слов из стиха в стих:
Слово скажу —
Леденеют губы.
Осенний вихрь!
(хокку М. Басё)
В глубине, в горах
Топчет красный клена лист
Стонущий олень
Слышу плач его… во мне
Вся осенняя печаль
(танка Сарумару- Даю)
Не надо думать, что в силлабическом стихе все строки равносложны, а в тоническом равноударны: они могут быть и разной длины, важно лишь, чтобы эта разница ощущалась в первом случае в числе слогов, а во втором – в числе слов.
В истории русского стихосложения сменялись разные эпохи. Русский народный стих (песенный, речитативный и говорной) – это тонический стих. Ранний литературный стих (XVII – нач. XVIII в.) – силлабический. Классический литературный стих от Ломоносова и до самого конца XIX в. – силлабо-тонический. В стихе XX в. сосуществуют силлабо-тонический и чисто тонический стих.
Итак:
3. СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Силлабо-тонический стих развился (не в России, а в Европе) из силлабического. Чтобы легче вести счет слогам, европейцы стали выделять некоторые слоги как опору для голоса и слуха через одинаковые промежутки. Такие выделенные слоги называются ИКТАМИ (лат. «удар») или «сильными местами» стиха (обозначим их 1), а промежуточные между ними – слабыми местами» (обозначаем 0). Сильные места в силлабо-тоническом стихе преимущественно ударны, слабые – преимущественно безударны. В какой степени «преимущественно», это зависит от данных языка. В английском и немецком языках, где слова короткие, сильные места почти всегда ударные; в русском языке, где слова длиннее, состоят из разного количества слогов, на сильных местах фонетические ударения иногда могут пропускаться.
Рассмотрим вышеприведенный пример стихотворения А. Беленсона:
Он подошел ко мне учтиво
С лицом, серьезным ненамеренно,
С улыбкой тонкой на губах.
Сказавши: «будьте терпеливы,
Не всем дано судить уверенно
О чуждых разуму вещах,
Но на земле, как в небесах.
Душа не может быть потеряна».
00 01 01 01 0
01 01 00 01 00
01 01 00 01
01 01 00 01 0
01 01 01 01 00
01 01 00 01
00 01 00 01
01 01 00 01 00
Обратите внимание, что здесь число слогов с строках – разное, число ударений значащих слов – разное, а вот число стоп (однотипных групп слогов) – одинаковое! В данном случае – это 4-х стопный ямб с вставкой безударных стоп на одноименных местах строк. О безударных стопах мы еще поговорим в следующих главах подробнее.
Общаясь с авторами сайта, я заметила, что многие из них проверяют свой ритм количеством слогов в строке. Даже программа изобретена, подсчитывающая для поэтов слоги (глупейшее изобретение!). Такой метод не всегда правилен для силабо-тонической системы. Куда важнее, чем одинаковое количество слогов, правильная последовательность ударных слогов, одинаковое количество стоп (а вовсе не слогов!) в одноименных строках!
А сейчас еще несколько важных определений:
СТОПА — повторяющееся сочетание сильного и слабого мест. (В приведенном выше примере стопа имеет вид 01, в безударном варианте – 00)
Чередование сильных и слабых мест называется МЕТРОМ. Метр – это частный случай ритма.
Основных метров в силлабо-тонике пять: ямб (его стопа выглядит как 01), хорей (10), дактиль (100), амфибрахий (010) и анапест (001).Неосновных – о которых мы тоже чуть позже поговорим – великое множество! Запоминать их названия не так уж и важно, куда важнее понять и запомнить их структуру (схему построения) и правильно применять эти метры на практике.
В зависимости ОТ ЧИСЛА СТОП в стихотворной строке каждый метр может иметь несколько размеров. Эти стихотворные размеры различаются непосредственно на слух, а зрительно (по схеме) определяются подсчетом одинаковых групп слогов в строке.
В нашем примере (стихотворении А. Беленсона) их 4: четыре раза повторяется группа 01 (00)
РАЗМЕР – это способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Например, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб.
В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов;
в тоническом — числом ударений;
в силлабо-тоническом — метром и числом стоп.
Источник