- Как используется факторный анализ
- Понятие факторного анализа
- Задачи проведения
- Методики факторного анализа
- Детерминированный анализ
- Стохастический анализ
- Этапы и особенности факторного анализа
- Факторный анализ рентабельности
- Иные формулы
- Пример
- Факторный анализ прибыли
- Способы (приемы) факторного анализа
- Способ сравнения способ группировки являются способами факторного анализа
Как используется факторный анализ
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Все процессы, происходящие в бизнесе, взаимосвязаны. Между ними прослеживается как прямая, так и косвенная связь. Различные экономические параметры изменяются под действием различных факторов. Факторный анализ (ФА) позволяет выявить эти показатели, проанализировать их, изучить степень влияния.
Для углубленного анализа прибыли целесообразно сгруппировать факторы, влияющие на ее размер. Как именно сделать это?
Посмотреть ответ
Понятие факторного анализа
Факторный анализ – это многомерная методика, позволяющая изучить взаимосвязи между параметрами переменных. В процессе происходит исследование строения ковариационных или корреляционных матриц. Факторный анализ используется в самых различных науках: психометрике, психологии, экономике. Основы этого метода были разработаны психологом Ф. Гальтоном.
Задачи проведения
Для получения достоверных результатов лицу требуется сравнить показатели по нескольким шкалам. В процессе определяется корреляция полученных значений, их сходство и различия. Рассмотрим базовые задачи факторного анализа:
- Обнаружение существующих значений.
- Подбор параметров для полноценного анализа значений.
- Классификация показателей для системной работы.
- Обнаружение взаимосвязей между результативными и факторными значениями.
- Определение степени влияния каждого из факторов.
- Анализ роли каждого из значений.
- Применение факторной модели.
Исследован должен быть каждый параметр, который влияет на итоговое значение.
Методики факторного анализа
Методы ФА могут использоваться как в совокупности, так и раздельно.
Детерминированный анализ
Детерминированный анализ используется наиболее часто. Связано это с тем, что он достаточно прост. Позволяет выявить логику воздействия основных факторов компании, проанализировать их влияние в количественных значениях. В результате ДА можно понять, какие факторы следует изменить для улучшения эффективности работы компании. Преимущества метода: универсальность, легкость использования.
Стохастический анализ
Стохастический анализ позволяет проанализировать существующие косвенные связи. То есть происходит исследование опосредованных факторов. Метод используется в том случае, если невозможно найти прямые связи. Стохастический анализ считается дополнительным. Он используется только в некоторых случаях.
Что понимается под косвенными связями? При прямой связи при изменении аргумента изменятся и значение фактора. Косвенная связь предполагает изменение аргумента с последующим изменением сразу нескольких показателей. Метод считается вспомогательным. Связано это с тем, что специалисты рекомендуют изучать в первую очередь прямые связи. Они позволяют составить более объективную картину.
Методику анализа влияния инфляции на финансовые результаты от продаж продукции можно представить в виде пяти этапов.
Этапы и особенности факторного анализа
Анализ по каждому фактору дает объективные результаты. Однако применяется он крайне редко. Связано это с тем, что в процессе выполняются сложнейшие вычисления. Для их проведения потребуется специальное программное обеспечение.
Рассмотрим этапы ФА:
- Установление цели проведения расчетов.
- Отбор значений, которые непосредственно или косвенно влияют на конечный результат.
- Классификации факторов для комплексного исследования.
- Обнаружение зависимости между выбранными параметрами и конечным показателем.
- Моделирование взаимных связей между результатом и факторами, влияющими на него.
- Определение степени воздействия значений и оценка роли каждого из параметров.
- Использование образованной факторной таблицы в деятельности предприятия.
К СВЕДЕНИЮ! Факторный анализ предполагает сложнейшие вычисления. Поэтому лучше доверить его проведение профессионалу.
ВАЖНО! Крайне важно при проведении расчетов правильно отобрать факторы, которые влияют на результат деятельности предприятия. Отбор факторов зависит от определенной сферы.
Факторный анализ рентабельности
ФА рентабельности проводится для анализа рациональности распределения ресурсов. В результате можно определить, какие факторы наибольшим образом влияют на конечный результат. В результате можно оставить только те факторы, которые наилучшим образом воздействуют на эффективность. На основании полученных данных можно изменить ценовую политику компании. На себестоимость продукции могут влиять следующие факторы:
- постоянные издержки;
- переменные издержки;
- прибыль.
Уменьшение издержек провоцирует повышение прибыли. При этом себестоимость не изменяется. Можно сделать вывод о том, что на прибыльность влияют имеющиеся издержки, а также объем проданной продукции. Факторный анализ позволяет определить степень влияния этих параметров. Когда имеет смысл его проводить? Основной повод к проведению – уменьшение или повышение прибыльности.
Факторный анализ проводится посредством следующей формулы:
Rв= ((Вт-СБ -КРБ-УРБ)/ Вт) — (ВБ-СБ-КРБ-УРБ)/ВБ, где:
ВТ – выручка за нынешний период;
СБ – себестоимость за нынешний период;
КРБ – коммерческие траты за нынешний период;
УРБ – управленческие траты за предшествующий период;
ВБ – выручка за предшествующий период;
КРБ – коммерческие траты за предшествующий период.
Иные формулы
Рассмотрим формулу расчета степени воздействия себестоимости на прибыльность:
Rс= ((Вт-СБот -КРБ-УРБ)/ Вт) — (Вт-СБ-КРБ-УРБ)/Вт,
СБот – это себестоимость продукции за нынешний период.
Формула для расчета влияния управленческих трат:
Rур= ((Вт-СБ -КРБ-УРот)/ Вт) — (Вт-СБ-КРБ-УРБ)/Вт,
УРот – это управленческие траты.
Формула для вычисления степени воздействия коммерческих издержек:
Rк= ((Вт-СБ -КРо-УРБ)/ Вт) — (Вт-СБ-КРБ-УРБ)/Вт,
КРо – это коммерческие траты за предыдущее время.
Совокупное воздействие всех факторов высчитывается по следующей формуле:
Rоб=Rв+Rс+Rур+Rк.
ВАЖНО! При расчетах имеет смысл высчитывать влияние каждого фактора в отдельности. Результаты общего ФА имеют небольшую ценность.
Пример
Рассмотрим показатели организации за два месяца (за два периода, в рублях). В июле доход организации составил 10 тысяч, себестоимость продукции – 5 тысяч, административные траты – 2 тысячи, коммерческие траты – 1 тысяча. В августе доход компании составил 12 тысяч, себестоимость продукции – 5,5 тысяч, административные траты – 1,5 тысячи, коммерческие траты – 1 тысяча. Проводятся следующие расчеты:
R=((12 тысяч-5,5 тысяч-1 тысяча-2 тысячи)/12 тысяч)-((10 тысяч- 5,5 тысяч-1 тысяча-2 тысячи)/10 тысяч)=0,29-0,15=0,14
Из этих расчетов можно сделать вывод о том, что прибыль организации повысилась на 14%.
Факторный анализ прибыли
Сначала требуется рассчитать балансовую прибыль организации:
Р = РР+ РФ + РВН, где:
Р –прибыль или убыток;
РР – прибыль от реализации;
РФ – результаты финансовой деятельности;
РВН – сальдо доходов и расходов от внереализационных действий.
Затем нужно определить результат от продажи товаров:
РР = N – S1 –S2, где:
N – выручка от продажи товаров по отпускным ценам;
S1 – себестоимость проданной продукции;
S2 – коммерческие и управленческие траты.
Ключевым фактором при расчете прибыли является оборот компании по продаже компании.
К СВЕДЕНИЮ! Факторный анализ крайне сложно проводить вручную. Для него можно использовать специальные программы. Самая простая программа для расчетов и автоматического анализа – Microsoft Excel. В ней есть инструменты для анализа.
Источник
Способы (приемы) факторного анализа
Факторный анализ – это методика изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя:
Факторная модель У = В*С + А,
где А – результативный показатель
Взаимосвязь факторов с результативным показателем в факторных моделях может быть:
· детерминированной – влияние факторов на результативный показатель носит линейный характер;
· стохастической – связь факторов с результативным является вероятностно-корреляционной (не линейной).
Типы детерминированных факторных моделей:
· аддитивные. Здесь результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторов:
У = ∑ Хі = Х1 + Х2 + … + Хn.
· мультипликативные. Здесь результативный показатель – результат произведения факторов:
У = ∑ Пі = Х1 * Х2 * … * Хn.
· кратные. Результативный показатель – частное от деления одного фактора на другой.
У = ——— ; У = ——— ; У = ——— ; У = (а + в) * с и т.д.
Факторный анализ проводится следующими методами (приемами):
— способ цепных подстановок;
— способ разниц абсолютных величин;
1) Метод цепных подстановок используется во всех типах детерминированных факторных моделей. Состоит в последовательной замене плановой величины одного из факторов фактической его величиной, все остальные показатели при этом остаются неизменными. Каждая замена связана с отдельным расчетом. В первом расчете все показатели плановые (иди данные прошлого периода), в последнем расчете – фактические за отчетный период. Влияние каждого фактора на результативный показатель определяется как разность между получившимся значением расчетов: из второго расчета вычитается первый, из третьего – второй и т.д. При использовании метода цепных подстановок важно обеспечить строгую последовательность факторов в факторной модели, т.к. ее произвольное использование может привести к неправильным результатам. В первую очередь в факторной модели используются количественные показатели, а потом – качественные.
Факторная модель У = А * В * С
1) У1 = А0 * В0 * С0;
2) У2 = А1 * В0 * С0;
3) У3 = А1 * В1 * С0;
4) У4 = А1 * В1 * С1.
Общее изменение результативного показателя:
∆У = У1 – У0 = ∆У(∆А) + ∆У(∆В) + ∆У(∆С) .
2) Метод разниц абсолютных величин. Используется в мультипликативных и смешанной моделях. По каждому фактору определяют абсолютное отклонение и затем для установления влияния каждого фактора, последовательно базисное (плановое) значение фактора заменяют на его абсолютное отклонение. При этом факторы, находящиеся слева от суммы абсолютных отклонений принимаются по факту, а справа – принимаются по базисному (плановому) уровню.
Факторная модель У = А * В * С.
Абсолютные отклонения факторов: ∆А = А1 – А0;
Изменение результативного показателя за счет каждого фактора:
Общее изменение результативного показателя:
∆У = У1 – У0 = ∆У(∆А) + ∆У(∆В) + ∆У(∆С) .
3) Балансовый метод факторного анализа применяется там, где имеет место строго функциональная зависимость (аддитивная модель). Влияние факторов на результативный показатель определяется их абсолютным отклонением.
Факторная модель У = А + В + С.
Абсолютные отклонения факторов: ∆А = А1 – А0;
Общее изменение результативного показателя:
Источник
Способ сравнения способ группировки являются способами факторного анализа
1.3 Методы анализа
Особенности конкретной аналитической деятельности предопределяют специфику методов ее осуществления. Под методом анализа понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Характерными особенностями метода анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.
Под методикой в широком смысле обычно понимается совокупность способов и правил целесообразного выполнения какой-либо работы. В анализе хозяйственной деятельности методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования деятельности муниципального образования, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Различают общую и частные методики. Общую методику понимают как систему исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов анализа во всех отраслях экономики. Частные методики конкретизируют общую в зависимости от отрасли экономики, типа производства или объекта исследования.
Любая методика анализа содержит такие моменты, как:
— цели и задачи анализа;
— системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;
— описание способов исследования изучаемых объектов;
— источники данных для анализа;
— указания по организации анализа;
— указания по оформлению результатов анализа;
— потребители результатов анализа.
В качестве важнейшего элемента методики АХД выступают технические приемы и методы анализа.
Среди них можно выделить традиционные и нетрадиционные.
К традиционным методам и приемам можно отнести:
— горизонтальный (трендовый) метод;
— вертикальный (структурный) метод;
— методы и приемы факторного анализа.
К нетрадиционным методам и приемам можно отнести:
— методы и приемы функционально-стоимостного анализа;
— методы и приемы маржинального анализа;
— эвристические методы и приемы;
— методы линейного программирования.
Остановимся более подробно на характеристике некоторых из них.
Метод сравнения предусматривает сопоставление:
— фактических значений показателей с плановыми для определения степени их выполнения;
— отчетных показателей с такими же показателями за предшествующий период для определения размера, характера и темпов изменения анализируемых объектов;
— достигнутых результатов со среднетерриториальными показателями для определения места, занимаемого МО в группе территорий др.
Метод группировки (аналитическая группировка показателей) по определенным признакам применяется, когда изучаемая совокупность включает множество объектов.
Балансовый метод используется для определения суммарного влияния факторов на обобщающий показатель. Балансовое сопоставление влияния факторов производится при сравнении различных сторон одного и того же объекта. Этот способ является также средством счетной проверки правильности произведенных расчетов, так как нарушение равенства свидетельствует о наличии ошибки.
Графический метод применяется в основном для того, чтобы сделать более выразительными и понятными тенденции и связи изучаемых показателей. Графическое изображение анализируемых показателей и процессов может быть линейным, столбиковым, круговым, объемным, координатным и др. График независимо от способа его построения должен соответствовать экономической сущности и направлению изменения отражаемых показателей, быть простым, точным, наглядным, масштабным, иметь объяснение смысла линий, расцветок, штриховок, названия показателей и т.д.
Методы линейного программирования применяются для решения многих экстремальных задач, которое сводится к нахождению максимума и минимума некоторых функций переменных величин.
Методы линейного программирования основаны на решении линейных уравнений, когда зависимость между изучаемыми явлениями строго функциональна. В экономике с помощью этих методов может исчисляться оптимальная общая производительность оборудования, решаться задачи оптимального распределения имеющихся ресурсов, транспортные задачи.
Эвристические методы (методы «мозговой атаки», «мозгового штурма», «Дельфи») основаны на результатах опыта, интуиции, экспертных оценок и применяются как для количественного измерения текущих событий, так и для прогнозирования их дальнейшего развития.
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
В анализе хозяйственной деятельности факторы — движущие силы, оказывающие положительное или отрицательное влияние на хозяйственные процессы и результаты хозяйственной деятельности.
По степени воздействия на результаты хозяйственной деятельности факторы делятся на основные и второстепенные. К основным относятся те факторы, которые оказывают решающее воздействие на результативный показатель. Второстепенными считаются те, которые не оказывают решающего воздействия на результаты хозяйственной деятельности в сложившихся условиях. Следует отметить, что один и тот же фактор в зависимости от обстоятельств может быть и основным, и второстепенным.
Одним из способов систематизации факторов является создание факторных систем. Создать факторную систему — значит представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, определяющих его величину и находящихся с ним в функциональной зависимости.
Основными методами и приемами факторного анализа являются метод элиминирования и индексный метод.
Элиминирование применяется в том случае, когда необходимо условно устранить воздействие на обобщающий показатель всех факторов за исключением одного или нескольких основных, влияние которых на изучаемый объект и определяется.
Наиболее распространенными вариантами элиминирования являются методы цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц.
Замена базисного частного показателя фактическим называется подстановкой , а способ, с помощью которого эти замены производятся, методом цепных подстановок . Число подстановок равно числу частных показателей, а число расчетных позиций на единицу больше за счет наличия исходных данных. Фактор, влияние которого необходимо определить, рассматривается как переменный, а все другие по отношению к нему — как постоянные. Результат влияния определяется разностью между полученной расчетным путем величиной обобщающего показателя и его предшествующим значением.
Метод абсолютных разниц предусматривает расчет влияния каждого фактора по абсолютному отклонению его фактического значения от базисного (планового, проектного, среднеотраслевого, прогрессивного). Подстановка предусматривает замену базисного частного показателя не полной величиной отчетного, а лишь алгебраическим отклонением отчетного показателя от базисного. Это позволяет без последующего исчисления разности обобщающих показателей определить влияние частного фактора на обобщающий показатель.
Метод относительных разниц считается одним из самых эффективных способов факторного анализа. Он применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя, когда исходные данные содержат уже определенные ранее относительные приросты факторных показателей в процентах или коэффициентах.
Индексный метод основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде (или к плановому или по другому объекту).
Рассмотренные выше методы относятся к детерминированному факторному анализу , то есть анализу, в котором связь факторов с результативным показателем носит функциональный характер. Кроме детерминированного анализа существует стохастический факторный анализ . Он представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем является вероятностной (корреляционной). К стохастическому относятся корреляционный анализ, дисперсионный анализ, многомерный факторный анализ.
Функционально-стоимостной анализ — это метод поиска более дешевых способов выполнения главных функций объекта путем организаторских, технических, технологических и др. изменений производства при одновременном исключении лишних функций.
Считается, что каждый объект, продукт и т.д. создается и существует, чтобы удовлетворять определенные потребности, то есть выполнять определенные функции. Все функции, которые выполняет объект, можно разделить на основные, вспомогательные (дополнительные) и ненужные (лишние). Поэтому все затраты на создание объекта подразделяются на необходимые для выполнения объектом его функционального назначения и на излишние затраты в результате несовершенства технологических решений. Кроме того, необходимо отметить, что каждая функция может быть выполнена разными способами путем разных технических и технологических решений и, соответственно, требует разных объемов затрат. Выбирая тот или иной способ осуществления определенной функции, можно заранее определить минимальную сумму затрат на ее создание.
Сущность методики функционально-стоимостного анализа заключается в следующем: он основан на сравнении фактических сумм затрат по определенным статьям и элементам с нормативными. Положительные отклонения и считаются резервами.
Основными этапами функционально-стоимостного анализа являются следующие:
— общая характеристика объекта исследования (подготовительный этап);
— сбор, изучение и обобщение различных данных об исследуемом объекте (информационный этап);
— детализация объекта на функции (аналитический этап);
— группировка выделенных функций на главные, вспомогательные и ненужные (творческий этап);
— исчисление суммы затрат на изготовление объекта при исключении лишних функций и использовании других технических и технологических решений (исследовательский этап);
— разработка предложений по технологическому и организационному усовершенствованию производства (рекомендательный этап).
В качестве способов и приемов функционально-стоимостного анализа можно рассматривать методы экспертных оценок, психологические методы, методы линейного программирования.
Маржинальный анализ — это метод обоснования управленческих решений в бизнесе, который базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: объемом продаж, себестоимостью и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Маржинальный анализ возник в 30-х годах XX века в США. Впервые был подробно описан в отечественной литературе в 1971 году Н.Г. Чумаченко.
В основу методики маржинального анализа положено:
— деление затрат в зависимости от изменения объема продаж на условно-переменные и условно-постоянные;
— использование категории маржинального дохода, который определяется как разность между выручкой от реализации и условно-переменными затратами.
Основные этапы проведения маржинального анализа:
1) сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа;
2) определение суммы условно-постоянных и условно-переменных издержек на производство и реализацию продукции;
3) расчет величины исследуемых показателей;
4) сравнительный анализ уровня исследуемых показателей;
5) факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей;
6) прогнозирование величины показателей в изменяющейся среде.
В системе маржинального анализа можно использовать алгебраические и графические методы определения и оценки исследуемых показателей.
Все объекты анализа хозяйственной деятельности находят свое отражение в системе аналитических показателей. Так как все эти показатели разнокачественные и неоднородные по своему содержанию, необходима их группировка и систематизация. Представим классификацию аналитических показателей по различным признакам в виде таблицы.
Таблица 1.2 -Классификация аналитических показателей
Источник