Способ сравнения используют для

Способ сравнения используют для

Сравнение — аналитический метод исследования, в процессе которого изучаемое экономическое явление (объекты) сопоставляется с аналитическим, изучаемым ранее с целью определения общих черт или различий между ними по количественным и качественным показателям.

Виды сравнительного анализа:

  1. Горизонтальный сравнительный анализ. Используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода и т.п.).
  2. Вертикальный сравнительный анализ. С его помощью изучаются структура экономических явлений и процессов путем расчленения удельного веса частей в общем целом (например, удельный вес собственного капиталов в общей его сумме, структура себестоимости продукции), соотношение частей целого между собой (например, собственного и заемного капиталов, основного и оборотного, производства и реализации товарной продукции), а также влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора.
  3. Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.
  4. Одномерный сравнительный анализ — сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю.
  5. Многомерный сравнительный анализ — с его помощью проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий по широкому спектру показателей.

Следует отметить, что сравнение является наиболее распространенным приемом экономического анализа для выявления степени использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Сравнение проводится по многим направлениям. Основные из них следующие:

  1. Сравнение (сопоставление) фактических показателей с плановыми при оценке степени выполнения плана; такое сравнение позволяет выявлять отклонения от плановых заданий.
  2. Сопоставление фактических показателей с нормативными. Это позволяет проводить контроль над затратами, способствует внедрению эффективных и ресурсосберегающих технологий.
  3. Сравнение фактических показателей с их величиной в предшествующие периоды; использование этого приема позволяет выявлять изменение показателей в динамике и устанавливать определенные тенденции в развитии предприятия и т.д.

Влияние условий сравнительного анализа — необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. При этом должны быть учтены следующие требования:

  • единство объемных стоимостных, качественных, структурных факторов;
  • единство промежутков или моментов времени;
  • сопоставимость исходных условий производства (технических, природных, региональных);
  • единство методики исчисления показателей.

Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных взять средние или относительные (удельные) (затраты на гривну товарной продукции, рентабельность основных средств, фондоотдача).

В ряде случаев для обеспечения сопоставимости показателей используются поправочные коэффициенты.

Сравниваемые показатели должны быть однородными по составу затрат, количеству учитываемых объектов и др.

Метод группировки . Связан с выделением в составе изучаемой совокупности объектов явлений групп или подгрупп по тем или иным характерным признакам, которые помогают систематизации материалов анализа, служат для раскрытия содержания результатов и влияния на них отдельных показателей. Например, на предприятиях составляют группировки рабочих по уровню выполнения норм, по уровню и росту выработки и заработной платы, по профессиям и разрядам работ, группировки продукции по категориям качества и т. д.

Группировки являются основой обработки и анализа массовых данных и используются для выявления структуры и структурных изменений, а также для изучения взаимосвязи между показателями. В зависимости от задач используются следующие виды группировок:

  1. Типологические. Например, формирование групп населения по роду деятельности, группы предприятий по форме собственности.
  2. Структурные группировки позволяют изучить внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей (состав рабочих по профессиям, стажу работы, предприятий по снижению себестоимости продукции).
  3. Аналитические (причинно-следственные) группировки. Используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями.

По сложности построения различают два типа группировок: простые и комбинированные.

  • а) простые — изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку;
  • б) комбинированные группировки — деление изучаемой совокупности по одному признаку, а затем внутри каждой группы — по другому.

Источник

Сравнительный метод исследования. Метод сравнительного анализа

Сравнительный метод – один из самых распространенных в разных науках. Во многих сферах человеческой деятельности возникает необходимость оптимального выбора. При этом учитываются все характеристики изучаемых объектов, а также их сопоставление по нужным критериям.

Читайте также:  Какие способы получения солей вы знаете

Сравнение как способ познания

Сопоставление является одним из основных методов познания окружающей действительности. Основа данного способа достаточно проста: определение и сопоставление отдельных явлений социального, экономического, политического или другого характера с целью обнаружения отличительных сходств и различий.

На основе сопоставления делается вывод обоснованного или предположительного характера об однородности явлений, аналогичности их содержания, общей направленности и т. д. Это позволяет использовать данные об одном объекте при изучении другого. Если же в ходе осуществления исследования были обнаружены некоторые расхождения, то это позволяет указывать на особенность, специфику и уникальность одного явления или объекта по отношению к другому.

Понятие и категории метода сравнительного анализа

Метод сравнительного анализа берет свое начало от такого общенаучного метода, как аналогия. Однако в отличие от последнего, сравнение предвидит использование элементов других методов, среди которых анализ, методы мышления, моделирование, синтез, индукция, дедукция и др. Основной целью сравнения является получение новых фактов не только от различных свойств сравниваемых объектов или явлений, но также анализ их всевозможных взаимосвязей. На основании этого можно составить общую тенденцию их последующего функционирования и развития.

Методы сравнительного подхода приводят к тому, что могут быть пересмотрены уже сложившиеся взгляды на те или иные явления и факты. При сравнении также могут быть открыты особенности, которые специфичны для конкретного объекта или явления, однако ранее не были известны исследователям. Таким образом, сравнение способствует более глубокому изучению и познанию объектов и явлений, а также поиску их отличительных особенностей и различий на разных уровнях исследования.

Механизм сравнительного анализа

Сравнительный метод исследования имеет свой собственный механизм, который включает в себе следующие компоненты:

  • Общенаучные методы. Сюда входят: аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез и др.
  • Логический аппарат. Обширная система категорий, которая используется в операциях по сравнению и анализу. Каждый объект или явление обладает своей собственной системой категорий.

Особенного внимания также заслуживает такая вариация метода сравнения, как сегментация. Ее суть состоит в том, что информация об объекте или явлении делится на отдельные части – сегменты, которые впоследствии подвергаются исследованиям. При этом сравнение может быть осуществлено согласно разным критериям, в частности, достаточно часто используется историко-сравнительный метод, где объект исследуется не только в сравнении с другими объектами, но также в сравнении с самим собой на разных временных этапах.

Сегментация как один из методов сравнительного анализа предполагает исследование не только характеристик отдельных элементов конкретного объекта или явления, но также характера и тенденции его функционирования и развития в рамках целого.

Этапы сравнительного анализа и прогнозирования

Сравнительный метод оценки объектов и явлений предвидит осуществление исследования на нескольких уровнях:

  • Сбор и обработка всей полученной информации. При этом все данные должны быть объективными, точными и доказуемыми.
  • Систематизация информации. Все данные нужно распределить на разные категории и придать собранному материалу структурный вид.
  • Толкование полученных данных. На основании анализа и сопоставления информации делаются конкретные выводы.

При правильном выполнении указанных этапов исследователь может формулировать обоснований прогноз. Самым простым способом прогнозирования является непосредственное сопоставление информации об объекте или явлении на разных уровнях, например в разных регионах, странах и т. д. Второй способ прогнозирования предвидит выдвигание конкретных гипотез, подкрепленных реальными фактами.

Правила осуществления сравнительного анализа

Сравнительный метод исследования будет эффективным только в том случае, если соблюдены все правила его осуществления:

  • Осуществление сравнения на разных уровнях с использованием аналогии, системно-исторического анализа и логики.
  • Правильный выбор объектов для осуществления процесса сравнения.
  • Конкретная постановка целей.
  • Метод сравнительного анализа должен быть осуществлен с применением конкретных критериев.
  • Четкое определение признаков сравниваемых объектов и явлений.
  • Обработка результатов сравнения и анализ возможности их применения в практике.

Все данные, полученные в процессе исследования, долны быть четкими, однозначными и доказуемыми.

Виды сравнительных исследований

Сравнительный метод имеет свою типологию. В науке выделяют следующие виды исследований:

  • Согласно объему исследования: макро- и микросравнение.
  • Согласно целям, выделяют практическое (или функциональное) и теоретическое (или научное) исследование.
  • Согласно уровню, исследование может быть межсистемным, внутрисистемным, внутринациональным, историческим, межотраслевым и т. д.

Кроме того, выделяют также синхронное и асинхронное сравнение. В первом случае речь идет о параллельном и одновременном сравнении, а во втором случае сравнительный метод может быть применен по отношению к объектам, которые находятся в разных временных отрезках.

Читайте также:  Основной способ лазания по вертикальному канату сбросить ответы

Плюсы и минусы сравнительного метода

Сравнительный подход имеет ряд плюсов и минусов, которые исследователь должен учитывать в своей работе. Что касается положительных сторон, то они следующие:

  • Метод позволяет отразить актуальную и реальную ситуацию по отношению к исследуемому объекту или явлению.
  • Все данные статистически обоснованы.
  • В процессе исследования можно вносить корректировку сравниваемых явлений или объектов.
  • При наличии большого количества информации метод очень прост в осуществлении и дает надежные и достоверные результаты.

Метод имеет и свои недостатки:

  • На момент толкования результатов исследования данные могут устареть.
  • Точность полученных данных зависит от стабильности исследуемого объекта.
  • Для достоверных и точных данных нужно большое количество информации.

Соотношение положительных и негативных сторон метода определяет эффективность его применения в каждом конкретном случае.

Примеры использования метода сравнительного анализа

Особенности метода сравнения позволяют использовать его в самых разных сферах, таких как:

  • Биология и анатомия.
  • Языкознание, в частности сравнительное языкознание.
  • Литературоведение и мифология.
  • Сравнительная политология.
  • Экономические науки.
  • Юриспруденция и правоведение.
  • Психология.
  • Социологические науки.
  • Религиоведение.
  • Философия и др.

Сравнительный метод обладает рядом особенностей, позволяющих эффективно его использовать в самых разных науках. Метод имеет свою классификацию, типологию, а также правила и особенности исследования на разных этапах. Выбор данного метода определяется наличием нужного количества информации и подбором оптимальных критериев.

Источник

Метод сравнения

Сравнение является универсальным методом познания, и оно используется в экономическом анализе очень часто, как в качестве самостоятельного приема, так и в составе других методов.

Сравнение – это сопоставление изучаемого объекта с уже изученным для нахождения черт сходства либо различий между ними. С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются отличия или изменения в уровне и состоянии исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их развития.

С помощью сравнения решаются следующие основные задачи:

– выявление причинно-следственных связей между явлениями;

– проведение доказательств или опровержений;

– классификация и систематизация явлений.

В анализе чаще всего используются следующие разновидности сравнений:

1. Сравнение фактических значений показателей отчетного периода (отчетной даты) с данными прошлых периодов (предыдущих дат). Это дает возможность оценить направление и скорость изменения изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности развития экономических процессов. Этот тип сравнений называют временным сравнительным анализом.

2. Сопоставление фактического уровня показателей с плановым. Такое сравнение необходимо для оценки степени выполнения плана, выявления неиспользованных резервов.

3. Сравнение фактических значений показателей с утвержденными нормами и нормативами. Такое сравнение, широко используемое в практике аналитической работы, необходимо для контроля соблюдения установленных нормативов, выявления экономии или перерасхода ресурсов, для оценки степени эффективности их использования и для определения утерянных возможностей.

4. Сравнение уровня показателей изучаемого объекта со значениями показателей других объектов. Например, уровень рентабельности анализируемой фирмы можно сравнить с уровнем рентабельности фирмы-конкурента или с уровнем рентабельности лучшей в данной сфере деятельности фирмы. Сравнения этого типа позволяют выявлять и перенимать положительный опыт; они используются в конкурентной борьбе. Сравнение разных объектов называется пространственным (или межхозяйственным) сравнительным анализом.

5. Сравнение показателей исследуемой организации со среднеотраслевыми данными. Такое сравнение используется для более полной и объективной оценки уровня развития организации, изучения общих и специфических факторов, определяющих результаты ее хозяйственной деятельности.

6. Сравнение параллельных и динамических рядов показателей. Сравнение этого типа используется в экономическом анализе для определения формы и направления связи между разными показателями. С этой целью значения одного из показателей необходимо расположить в возрастающем или убывающем порядке и посмотреть, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают они или убывают и в какой степени.

7. Сравнение разных вариантов планов, проектов, управленческих решений для выбора оптимального варианта.

8. Сравнение значений показателей до и после реализации плана, проекта, управленческого решения для оценки их качества.

Описанные в предыдущей главе горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ также являются по своей сути сравнениями. Горизонтальный и трендовый анализ – это временной сравнительный анализ, а вертикальный анализ – это сравнение части и целого, сравнение отдельных частных показателей с итоговым с целью выявления вклада этих показателей в общий итог.

Читайте также:  Способы преодоления синдрома профессионального выгорания

Сравнение двух и более значений одного и того же показателя называется одномерным. Таковым является, например, сравнение курса ценной бумаги на разные даты. При наличии шкалы такое сравнение не вызывает затруднений: все сравниваемые значения можно проранжировать в порядке возрастания, определить лучшее и худшее значения и т. д.

Сравнение двух и более значений двух и большего количества показателей называется многомерным. По результатам такого сравнения бывает трудно сделать однозначный вывод. Например, необходимо сравнить два предприятия и выявить, какое из них лучше, по двум показателям: по рентабельности и по производительности труда. Если рентабельность выше у первого предприятия, а производительность труда лучше на втором, непонятно, как же определить лучшее из них.

Чтобы избежать неоднозначности выводов, многомерное сравнение нужно свести к одномерному. Для этого используются специальные методы, называемые методами расчета комплексной оценки. Суть этих методов – в замене нескольких показателей, по которым проводится сравнение, одним показателем (комплексной оценкой).

Коэффициентный метод (метод расчета относительных величин)

В экономическом анализе очень широко применяется так называемый коэффициентный метод. Коэффициент – это относительный показатель, безразмерная величина, он является результатом деления одного абсолютного показателя на другой. Абсолютные показатели в экономике чаще всего являются результатом учета (бухгалтерского, статистического и т. д.). Путем деления одного абсолютного показателя на другой можно сопоставить их величины, определить долю одного показателя в другом, определить расход ресурса на каждую единицу получаемого экономического результата и т. д.

Название «коэффициентный метод» не совсем точное, так как на самом деле в его рамках рассчитываются не только коэффициенты, но и другие относительные величины: процентные соотношения, индексы и такие размерные величины, как фондоотдача, производительность труда и пр. Более точное название метода – «метод расчета относительных величин».

Выше перечислены разновидности относительных величин по форме. По содержанию различают относительные величины динамики, уровня выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и эффективности.

Динамику, то есть изменение показателей во времени, характеризуют относительные величины динамики: индексы, темпы роста и прироста. Например, индекс инфляции характеризует уровень покупательной способности денег в один момент времени по отношению к другому. Методы расчета и использование показателей динамики подробно будут описаны ниже, в разделе о методах экономической статистики.

Относительная величина уровня выполнения плана рассчитывается как отношение фактического значения показателя к запланированному и, таким образом, характеризует уровень выполнения плана по какому-либо показателю (назовем его П). Как правило, такая величина выражается в процентах:

100.

Относительные величины структуры используются, чтобы рассчитать вклад какого-либо частного показателя в общий итог, оценить значимость отдельных составляющих по отношению ко всему объекту. Например, коэффициент мобильности характеризует долю оборотных активов в общей сумме активов организации (которые, как известно, складываются из оборотных и внеоборотных активов):

.

Кроме долей, структуру можно характеризовать показателями удельного веса (они выражаются в процентах).

Относительные величины координации характеризуют соотношение между двумя частными показателями, входящими в общий итог. Они позволяют определить, во сколько раз один показатель больше или меньше другого, или установить равенство между ними. Например, коэффициент финансового риска представляет собой соотношение между величинами заемного и собственного капитала организации и характеризует, во сколько раз заемный капитал больше собственного:

.

Относительные величины интенсивности применяются, в основном, для макроэкономического анализа. Они характеризуют степень распространенности какого-либо явления или уровень развития какого-либо процесса. Это, например, такие показатели, как уровень смертности, безработицы или заболеваемости гриппом. Эти показатели рассчитываются в человеках на 1 тыс. населения.

Относительные величины эффективности наиболее востребованы в экономическом анализе. Они представляют собой отношение величины экономического эффекта к величине (или затратам) ресурса, который был использован для достижения эффекта:

.

Соответственно, их значение характеризует величину эффекта в пересчете на единицу ресурса. В качестве экономического эффекта может выступать сумма дохода, объем продукции, сумма прибыли и т. д. Наиболее известны такие показатели эффективности, как показатели рентабельности или показатели отдачи ресурсов (фондоотдача, материалоотдача и т. д.). Например, материалоотдача – это объем продукции, произведенной с каждой единицы затрат материальных ресурсов. Она рассчитывается следующим образом:

.

Расчет любой относительной величины – это, по сути, сравнение двух абсолютных величин. Таким образом, коэффициентный метод – это развитие метода сравнения.

Источник

Оцените статью
Разные способы