Способ спуска по веревке

Спуск по веревке

Основная опасность в альпинизме это спуск по веревке. Однако прибегать к этому приходится очень часто. Перед началом такой операции следует учесть все мелочи, такие как выбор опоры, длину веревки, высоту, возможность последующего снятия веревки и т. д. Нужно обратить внимание на все мелочи, и по максимуму снизить риск.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СПУСКА

На сегодняшний день очень много приспособлений для страховки и спуска по веревке. Разумно иметь устройство выполняющее обе функции. Современные страховочные устройства отлично обеспечивают спуск по веревке, поэтому в статье мы будем отталкиваться от того, что очень глупо не иметь важную деталь нашей безопасности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПУСК

Ниже рассмотрим лучший для большинства ситуаций способ, походящий для большинства ситуаций. Никаких дополнительных оснащений, помимо стандартных, не требуется.

  • Удлинитель оснащается 2 карабинами, один крепится на петлю вашей обвязки, а второй на веревку, пропущенную через страховочную пластину.
  • Убедитесь, что свободный конец вашей веревки снизу пластины. Навяжите на этот конец французский прусик в последствии соединив его петлю со спусковой петлей с помощью еще одного карабина ниже карабина удлинителя. (Про узлы написано здесь)
  • Во время движения рукой поддерживайте прусик в ослабленном состоянии, отпускайте узел по мере необходимости остановки. Для дополнительного контроля спуска другой рукой, свободный конец веревки можно пропустить между ног.

Итальянский выбленочный узел со свободным карабином поверх него

СПУСК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИТАЛЬЯНСКОГО ВЫБЛЕНОЧНОГО УЗЛА

Метод будет полезным если вы выроните страховочную пластину, либо в условиях когда веревка замерзнет и «задубеет» до такого состояния, что не будет возможным вправить ее в страховочное устройство. Использовать нужно треугольный карабин, который обеспечивает плавный спуск.

■ Спускаясь по двойной веревке, завяжите оба конца в один большой итальянский узел и застегните в карабин. Обязательно контролируйте нижний конец, что бы он не попадал на защелку карабина и не свинтил муфту. Пристегивайте карабин к петле в обратную сторону от вашей ведущей руки (если рука правая, то пристегивайте карабин защелкой влево) и тогда конец веревки будет огибать цельную сторону карабина, не соприкасаясь с защелкой.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ СПУСК

Принцип состоит в том, что лидер группы контролирует спуск менее опытных членов снизу. Главное преимущество этого метода в том, что на маршруте вы как лидер спускаетесь первым и оборудуете промежуточную позицию.

При рассмотрении этого метода будем исходить из наличия двух неопытных членов группы и опускаем детали обеспечения безопасности на остановках.

Все три спусковых устройства крепятся на веревке. Первые два у опоры — для новичков. Пристегнитесь к своему спусковому и подстраховывающему устройству, как обычно. Закрепите на других двух устройствах по петле длиной около метра и пристегните к петлям новичков. Затем начинайте спускаться.

Под весом вашего тела веревка натянется и спусковые устройства новичков заблокируются. После того как вы спуститесь и обеспечите собственную безопасность, первый из новичков может начинать спуск. Страхуйте спускающего не натягивая веревку, что бы не стеснять движения и дать возможность человеку самому контролировать скорость спуска. При этом следите за ним и будьте готовы в любой момент натянуть веревку и остановить спуск. После того как первый спуститься, по той же схеме может начинать второй новичок.

АВАРИЙНЫЙ СПУСК

Может возникнуть ситуация (темнота, ухудшение погоды, неверный путь, плохое самочувствие и тд.) в которой потребуется возвращение со склона. Порядок действий описывается по пунктам в логической последовательности. В такой ситуации восходители используют одинарную веревку.

  • Второй в связке добирается до позиции со страховкой от петли на точке закрепления с итальянским выбленочным узлом.
  • Оборудуется точка опоры.
  • Восходители с помощью петель, пропущенных через обвязку лапкой жаворонка, закрепляются на опоре.
  • Снимается первоначальная страховочная система.
  • Один из восходителей отвязывается от веревки и пропускает ее через новую точку опоры, пока не появится срединная метка.
  • Отвязавшийся зажимает веревку в крюке, при этом второй отвязывает свою обвязку.
  • На концах веревки навязываются узлы, веревка сматывается на руке и сбрасывается вниз.
  • Первый спускающийся закрепляет на веревке спусковое и подстраховывающее устройства, собирает лишнее оснащение, отстегивает от опоры петлю самостраховки, вешает ее сзади на обвязку и начинает спуск.
  • Спустившись на следующую позицию и оставаясь пристегнутым к спусковой веревке, он готовит следующую точку опоры.
  • Далее он пристегивается к новой точке опоры через петлю на обвязке и снимает с веревки спусковое и подстраховывающее устройства. Теперь он может помочь спуститься партнеру. свободно удерживая концы веревки.
  • Второй спускается в той же манере и по прибытии пристегивается к точке опоры и снимает с веревки спусковое и подстраховывающее устройства.
  • Узлы на концах веревки развязываются.
  • Один конец веревки продергивается через точку опоры, и веревка протягивается вниз до срединной метки.
  • Веревка на уровне метки зажимается одним из партнеров на точке опоры, а другой вытягивает второй конец.
  • Затем на концах веревки вновь завязываются узлы, концы сбрасываются к следующей позиции, и спуск возобновляется.
Читайте также:  Сублимация способ нанесения изображения

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Подстраховывающий прусик завязывается под спусковым устройством и над ним. Необходимо учесть механику действия системы. Если узел находится под устройством, именно на последнее приходится большая часть веса человека, а узел просто удерживает веревку под безопасным углом в 180°, обеспечивающим максимальное торможение. Если же прусик размещается над спусковым устройством, весь вес восходителя приходится на узел, а устройство оказывается ненагруженным. Проблема в данном случае заключается в том, что человек подвешен на 6-миллиметровом шнуре, и в случае рывка французский прусик может соскользнуть. Если же во избежание соскальзывания воспользоваться в этой ситуации прусиком клемхейст и он окажется нагруженным, то вновь его ослабить будет практически невозможно.

Таким образом верхнее расположение регулирующего узла возможно только при использовании итальянского выбленочного узла. В этом случае, если прусик будет находиться под выбленочным узлом, последний будет удерживаться в открытом состоянии с концами веревки под углом 180°, то есть в положении наименьшего трения.

У точки опоры

На случай организации аварийного спуска желательно иметь при себе что-то, из чего можно будет оборудовать точку опоры. Это может быть пара старых петель или отрезки ленты. В самом крайнем случае можно будет ножом отрезать небольшой кусок от основной веревки. Вешать на закрепленную петлю карабин не требуется, и это единственный случай, когда допускается продевание основной веревки непосредственно в петлю, то есть ее контакт с другим элементом мягкого оснащения. Во время спуска веревка будет находиться в статичном состоянии. Когда будете выдергивать веревку, она будет тереться о петлю с выделением тепла, но нагреваться будет петля, а не веревка.

По этой причине никогда не пользуйтесь веревочными или ленточными петлями, найденными на склонах. Не исключено, что они использовались для аварийного спуска и потому могут оказаться крайне ненадежными.

Завязывание концов веревки

Концы веревки следует завязать тем или иным узлом, чтобы избежать блокирования спуска. Лучше всего воспользоваться узлами клеверный лист. В итоге любые перекрутки, образующиеся в процессе спуска, будут устраняться через концы, а не собираться в огромные узлы и переплетения, что вполне может случиться, если концы веревки будут связаны.

Связывание веревки

Если для спуска используются две веревки или веревка была повреждена падающим камнем, вам придется связать вместе два конца. Можно воспользоваться двойным рыбацким узлом. Узел имеет свойство затягиваться под нагрузкой, поэтому можно сначала связать веревки рифовым узлом, а потом рыбацким. Рифовый узел не позволит всей связке сбиваться и перетягиваться. С другой стороны, каждый из указанных узлов достаточно объемен и при вытягивании веревки может зацепиться за камни.

Рекомендуемый нами способ проще, хотя, возможно, и выглядит несколько пугающе. Сведите концы веревок вместе и. оставив хвосты при­мерно по 45 см, свяжите узлом клеверный лист и затяните. При вытягивании веревки снизу узел сам будет поворачиваться плоской стороной к любому препятствию и вероятность его зацепления будет меньше. Понятно, что узел должен быть на том конце веревки, за который вы будете ее тянуть, чтобы снять с точки опоры.

Сбрасывание веревки

Это простое действие приобретает особое значение при наличии ветра или когда веревке предстоит пройти по узкой расщелине. Оставив свободными два-три метра веревки со стороны точки опоры, не укладывайте ее в бухту, а сматывайте на руке, накладывая витки крест-накрест. Снимите моток с локтя, перехватите в центральной части и с усилием бросьте туда, куда намерены спуститься. Сматывать веревку лучше, чем укладывать, так как в этом случае по мере разматывания веревка не путается.

Положение веревки на точке опоры

Казалось бы мелкая, но чрезвычайно важная деталь. При вытягивании веревки тянуть следует за конец, выходящий из-под петли на опоре. В этом случае веревка не прижимает к скале ни петлю, ни карабин, подвергается минимальному трению, и вы без особых усилий вернете ее себе.

Источник

Альпинизм. Спуск по веревке

Информация носит ознакомительный характер, рассчитана на новичков и не претендует на абсолютную точность. Буду рад, если меня поправят или дополнят, на вопросы постараюсь ответить в комментариях. Какие-то моменты были умышленно упрощены. Все изображения взяты из сети для примера и не являются рекламой. В статье будут рассмотрены общие вопросы спуска по веревке и наиболее популярные экстренные способы.

Спуск может происходить по одинарной или двойной веревке. В первом случае веревку сдергивают с помощью длинного репшнура, во втором — потянув за один из концов веревки. Иногда используют две веревки, связанные вместе, для сдергивания тянут за одну из них. Спуск по двойной веревке более простой и не требует дополнительного снаряжения, но занимает больше времени, так как за один раз проходится только половина веревки. Спуск по одинарной веревке более сложен и требует дополнительного снаряжения: репшнура или второй веревки и карабина. Зато он более быстрый и позволяет проходить всю веревку за один раз.

Пример расположения на станции двух веревок (при спуске по двойной веревке она просто складывается в два раза).

Читайте также:  Заполните таблицу виды информации по способу восприятия по форме представления по значению

Как правило, для спуска спусковое устройство выносится на удлинитель: это может быть ус самостраховки или короткая петля. Схватывающий узел фиксируется в карабин в силовом кольце страховочной системы. Возможен вариант, когда спусковое устройство крепится в силовое кольцо страховочной системы, а схватывающий узел фиксируется к ножному обхвату, но предпочтительнее использовать удлинитель. Во время спуска свободный конец веревки подстраховывают схватывающим узлом, чтобы не разбиться, если веревка вдруг будет выпущена из рук. Кроме этого, на конце веревки завязывают ограничительный узел — чтобы не проехать всю веревку и не упасть. Узел обычно завязывается примерно в метре от конца веревки: это расстояние нужно, чтобы узел случайно не развязался и чтобы можно было сделать педаль и привстать, если случайно наедешь на узел.

Обычно для спуска по веревке используют специальное устройство. В альпинизме это чаще всего восьмерки или стаканы, в скалолазании — полуавтоматические устройства. Иногда случаются экстренные ситуации, когда спускового устройства по каким-то причинам не оказалось.

Один из первых способов спуска по веревке, изобретенный немецким альпинистом Гансом Дюльфером. Суть способа состоит в пропускании веревки через тело человека: бедро, плечо и локоть. Плюс способа в отсутствии дополнительного снаряжения: нужна веревка и альпинист. В настоящее время этот способ используется редко, так как веревка сильно давит на кожу, что вызывает неприятные ощущения. Сейчас дюльфером называют просто спуск по веревке (любым способом).

Ганс Дюльфер спускается собственно изобретенным способом.

UIAA (Union Internationale des Associations d’Alpinisme/Международный союз альпинистских ассоциаций/УИАА)

Для этого способа потребуется муфтованный карабин (лучше всего типа HMS/грушевидный) и страховочная система. Карабин пристегивается к страховочной системе и используется в качестве спускового устройства. Способ относительно комфортный, быстро собирается, но крутит и портит веревку и карабин, работает в обе стороны. Можно сказать, что сейчас это основной способ аварийного спуска.

Узел UIAA. Карабин крепится к страховочной системе, один конец веревки закреплен, второй удерживается руками.

В настоящее время используется редко. Относительно технически сложный способ: для сбора системы потребуется около 4 одинаковых карабинов овальной формы. Меньше травмирует и не крутит веревку, при этом она легко блокируется.

Один из вариантов карабинного тормоза. На картинке показан вариант размещения на станции, к страховочной системе крепится в перевернутом виде.

Спасибо всем, кто дочитал до конца! Надеюсь, я вас не разочаровал. Как только найду время, постараюсь написать еще. Если у вас есть идеи для новых постов — пишите о них в комментариях.

Горный Туризм

613 постов 2.6K подписчика

Правила сообщества

• Пожалуйста, не публикуйте фото/видео/описания мест и маршрутов где вы не были.

• Не приветствуются публикации «бензинового» и «канаточного» горного туризма.

• Не желательны публикации «кемпингового» туризма.
• Воздерживайтесь от рекламы товаров и коммерческих услуг

• Не нарушайте правила Пикабу pikabu.ru/information/rules

Пользуюсь такой штукой для страховки и спуска. Простая, удобная, легкая и надежная железка. Автоматически блокирует веревку, если отпустить.

Заглавная картинка несколько странная.

Во-первых — нас всегда учили не вязать два узла на разный веревках для сдергивания, а закольцовывать их одним узлом.

Второе — карабин нам не жалко, так его на точке после сдерга и оставим?

Поднимались на гору. Первый день до перевала, ушел везь день и ночь зацепили. На перевале заночевали, на второй день отоспались и решили забежать на вершину. И опять поднялись уже к темноте, не расчитали время. И тут уже я лошара, умудрился прострать корзинуку, фонарик у меня сел на холоде (вторая неделя похода была). И вот мы дюльферяем с вершины к лагерю, веревок 10 было, я без света, мне реябята на станциях подсвечивали, но это не больно помогало, в общем уеа я потом мог во сне завязать.

Кстати, у уеа есть значительный минус, он веревку баранит сильно

Можно при дюльфере схватывающий узел вязать над фсу и крепить к блокировке, в грудь, а фсу в кольцо нижней обвязки.

Вообще карабинный тормоз запросто можно собрать на одном карабине и ледорубе. Не далее как на последней тренировке так спускался. Да, некоторые нюансы техники безопасности при этом нарушаются, но, как говорится, жить захочешь — и не так раскорячишься =).

Круто но не понятно.

Как жаль, что я в альпинизм могу только так((

Альпинизм: риски и сложности

Всем привет!
В предыдущем посте была затронута тема риска в альпинизме, которая вызвала много споров. Чтобы внести ясность я решил написать этот пост, надеюсь, он даст ответы на многие вопросы (или задаст новые вопросы?).

Итак, что такое альпинизм? Согласно определению из Википедии, альпинизм — это вид спорта и активного отдыха, целью которого является восхождение на вершины гор. Можно выделить несколько подвидов альпинизма, трансформировавшихся в самостоятельные виды деятельности: скалолазание, ледолазание, высотный альпинизм (горы, выше 6 000 метров) и т.н. big wall (условно, восхождения по отвесной стене). В рамках одного восхождения могут сочетаться все, или некоторые аспекты альпинизма. Например, часть маршрута лезешь по скалам, часть по льду, а высота горы больше 6 000 метров. Как правило, такие маршруты называют комбинированными или миксом.
Кроме спортивного и развлекательного применения, альпинизм имеет и прикладное значение: в первую очередь, это промышленный альпинизм (выполнение различных высотных работ), военный альпинизм (штурм зданий и горнострелковые подразделения) и горно-спасательные службы.
Для каждого вида деятельности существуют свои риски и говоря про опасности альпинизма нужно понимать, про какой его вид идет речь. Кроме этого, для горных маршрутов существует шкала для оценки сложности (от 1 до 6). Чем выше будет значение по этой шкале, чем более опасным будет восхождение.

Читайте также:  Способ применения л карнитина жидкого для похудения

Многие считают альпинизм экстремальным видом спорта и это во многом связано, во-первых, со стереотипами, а, во-вторых, с работой страховых компаний. Обычно при покупке страхового полиса не имеет значение, какая сложность маршрута у вас будет и чем конкретно вы хотите заниматься, вас в любом случае будут страховать по максимуму, включая эвакуацию на вертолете, работу спасателей, лечение сложных травм и смерть. То есть, по мнению страховых компаний, нет большой разницы между альпинизмом, дайвингом, фрирайдом или фристайлом.

Парадокс, но большинство людей считают, что альпинизм — это что-то вроде восхождения на Эверест или лазания по большой отвесной стене. Но, при этом, большинство людей, занимающихся альпинизмом, приезжают на начальную учебную смену в альплагерь, или совершают коммерческие восхождения с гидами по самым простым и безопасным маршрутам. Однако, и на этих этапах периодически возникают несчастные случаи, но связаны они, как правило, с несоблюдением техники безопасности и раздолбайством. Настоящий экстрим начинается на высоких категориях сложности маршрута (5 и 6), которые доступны небольшому числу профессионалов.

В большинстве случаев альпинизм будет ограничен 2 категорией сложности (например, восхождение на Эльбрус с юга — это 1 категория, а с севера — 2 (1Б и 2А по современной классификации)). На этих маршрутах можно покалечиться или даже убиться, но это исключения и возникают они по уже описанным выше причинам. Маршруты 1 и 2 категории, как правило, ходятся пешком, иногда встречаются элементы простого лазания, передвижение по осыпям, крутым склонам и льду. Наконец, существует зависимость между квалификацией человека и сложностью маршрута, по которому ему допустимо передвигаться. Например, новички могут ходить (с инструктором) по маршрутам 1 категории сложности, а мастера спорта — 5 категории. Отдельно стоит сказать о коммерческом альпинизме — там могут участвовать люди без подготовки, но они перекладывают ответственность и управление рисками на гида.

Теперь хотелось бы более подробно поговорить непосредственно про опасности и сложности альпинизма для начинающих. Опасности в горах вполне реальная вещь, но с ними можно жить, как живут, например, в городе, где опасностей не меньше, но они более знакомы. Большинству людей, не бывавших раньше в горах, все кажется страшным и опасным, ведь в обычной жизни они не лазают по камням, не ходят по ледникам и, возможно, никогда не были на большой высоте. Основная опасность — это потеря равновесия и падение. Можно покалечиться на ровном месте — упав на камни на тропе, но, как правило, такие инциденты не приводят к смерти и характерны не только для альпинизма. Второй вид опасности — переоценка собственных сил и недооценка сложности маршрута. Например, человек решил взойти на вершину любой ценой, стиснув зубы и сжав яйца в кулак, а в результате умер от сердечного приступа. Или попал в шторм и погиб. Таких примеров достаточно.

Сложности можно разделить на две больших категории: физические и моральные.
Физические сложности связаны, в первую очередь, с физической подготовкой человека. Раньше, чтобы попасть в альплагерь, было нужно хорошо бегать, подтягиваться и выпивать ее меньше литра водки. Сейчас осталось только последнее требование. Другими словами, в горы едут самые обычные люди, многие из которых не поднимали ничего тяжелее кружки чая. Естественно, таким людям приходится очень тяжело. Так и возникают мифы об экстримальном восхождении по маршруту 1А. Фактически, альпинизм это очень тяжелая работа, часто на пределе сил. Нужно не только много ходить в горы по камням с тяжелым рюкзаком за спиной, но и находиться в зоне разряженного воздуха, холода, сырости и при всем этом хорошо соображать.

Здесь можно сразу перейти к психологическим проблемам — сохранять ясность мышления в таких условиях тяжело. При этом часто ты долгое время находишься в малой группе, в дали от цивилизации. Часто единственный способ связи с остальными миром — это рация или спутниковый телефон. Хорошо, если у вас притертая команда, а если это группа незнакомых людей? Тут и нервные срывы, и ссоры и обиды. Добавьте сюда довольно однообразный и не очень вкусный рацион, не очень комфортный сон, плохую погоду, постоянную нехватку кислорода и вы поймёте, почему люди начинают ссориться. С другой стороны, пройдя через все это и не убив друг друга вы найдете очень надежных друзей.

Вместо заключения. Горы являются опасной средой и чтобы относительно безопасно там находиться нужно долго готовиться. Если не брать во внимание маршруты высоких категорий сложности, основную опасность представляют сами люди, совершая неправильные действия.

Спасибо всем, кто дочитал до конца. Извиняюсь за, возможно, излишнюю затянутость и сумбурность текста.

Источник

Оцените статью
Разные способы