- Расчет амортизации основных средств: пять методов
- Срок полезного использования
- Линейный метод
- Нелинейный метод
- Метод уменьшаемого остатка
- Метод списания по сумме лет использования
- Метод списания пропорционально произведенной продукции
- Расчет амортизации основных средств в управленческом учете
- Резюмируем:
- Чем ФСБУ 6/2020 отличается от ПБУ 6/01: шпаргалка для бухгалтеров
- Что признается основным средством
- Лимит стоимости ОС
- Что признается единицей бухучета
- Что признается малоценными основными средствами и как их учитывать
- Элементы амортизации
- Для чего нужны элементы амортизации
- Переоценка основных средств
Расчет амортизации основных средств: пять методов
Компания «Бетония» производит тротуарную плитку. Ее делают с помощью вибропресса, купленного много лет назад. Производство работает стабильно, есть постоянные клиенты, выручки хватает на все нужды: аренду, зарплату, закупку сырья. Но в этом году станок сломался, а денег на покупку нового не было. Компания была вынуждена брать кредит 500 000 рублей. Эта ситуация заставила руководителя задуматься о расчете амортизации и формировании специального фонда для ремонта и приобретения нового оборудования.
Амортизация — это процесс постепенного переноса стоимости основных средств на затраты с целью покрытия износа.
Основные средства (ОС) — материальные объекты, использующиеся для производства, оказания услуг или управления компанией. Они долго служат (от одного года) и дорого стоят, от 100 000 рублей в налоговом учете или от 40 000 рублей в бухучете. Это недвижимость, оборудование, транспорт, земельные участки, оргтехника.
Ева Лаврушко, бухгалтер:
«Основные средства изнашиваются, и их стоимость становится меньше. Перенос стоимости ОС называется амортизацией. Если основные фонды остаются неизменными долгое время, не подвержены износу, то не амортизируются. К таким фондам относятся, например, земельные участки и другие объекты природопользования»
Срок полезного использования
Расчет амортизации основных средств регламентируется Налоговым Кодексом, если компания с помощью амортизационных отчислений уменьшает базу по налогу на прибыль. Для правильного определения срока полезного использования объекта (СПИ) нужен классификатор. В справочнике указано, что станок для обработки бетона относятся к пятой группе, срок использования 7-10 лет. В этих рамках можно выбрать период начисления.
Если амортизация нужна для управленческого учета, компания может сама установить этот срок. Чем он короче, тем больший размер амортизации будет перераспределяться на затраты, это может привести к повышению себестоимости продукции. И наоборот, если срок выбран очень длинный, оборудование может выйти из строя до того, как полностью самортизируется. Расчет амортизации основных средств предполагает разные методы, но компания может выбрать только один из них. Поменять способ можно один раз в пять лет.
Отчисления начинаются со следующего месяца после покупки. Если «Бетония» купила станок в июле, то в августе будет первое начисление.
Линейный метод
Используется в налоговом и бухгалтерском учете. Отчисления производятся равномерно, на протяжении всего периода использования. Формула для расчета:
Отчисления = Первоначальная стоимость : СПИ в месяцах
Для вибропресса был выбран СПИ 8 лет или 96 месяцев.
500 000,00 : 96 = 5 208,33 (руб.)
А вот так будет выглядеть таблица ежегодных начислений:
Нелинейный метод
Можно использовать в налоговом учете, а в бухгалтерском — нет. Не применяется к объектам 8-10 групп из классификатора, например, недвижимости. Стоимость объектов ОС одной группы суммируется, и амортизация начисляется сразу на всю группу:
Отчисления = Стоимость группы ОС х Норма амортизации
Вибропресс относится к пятой группе, в компании только один станок, поэтому расчет проводится только для него. Норма амортизации для вибропресса 2,7. Амортизация рассчитывается каждый месяц, и ежемесячно снижает стоимость ОС. В первый год отчисления составят 139 982,11 рубля, что почти в два раза больше, чем при первом методе. В месяце, следующим за тем, когда суммарная стоимость группы ОС становится меньше 20 000 рублей, фирма может списать ее единоразово.
Метод уменьшаемого остатка
Для расчета используются ускоряющий коэффициент от 1 до 3 и остаточная стоимость объекта ОС на начало года. «Бетония» выбрала максимальный коэффициент ускорения 3.
Отчисления = Остаточная стоимость ОС : СПИ в месяцах х Коэффициент ускорения
500 000,00 : 96 х 3 = 15 625,00 (руб.) — отчисления в первый год использования (с августа 2021 по июль 2022).
500 000,00 — (15 625,00 х 12) = 312 500,00 (руб.) — остаточная стоимость на 1 августа 2022 года.
Каждый год отчисления будут уменьшаться, с августа 2022 по июль 2023 года они составят:
312 500,00 : 96 х 3 = 9 766,00 (руб.)
Если в конце периода амортизации остается несписанная сумма, ее можно включить в отчисления за последний месяц либо начислять амортизацию по 582 рубля до того, как сумма полностью спишется. Еще один вариант — увеличить амортизационные отчисления в последний год, платить не 582 рубля ежемесячно, а 1552 (разделить 18 626,45 рубля на 12 месяцев).
Метод списания по сумме лет использования
Ускоренный метод, который списывает большую часть стоимости ОС в первые годы использования. Расчет амортизации основных средств проводится на основе первоначальной стоимости и суммы оставшихся лет полезного использования.
Норма амортизации = Оставшийся СПИ : Сумма лет СПИ х 100%
Сумма лет СПИ = 8 + 7 + 6 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1 = 36
Норма амортизации (первый год) = 8 : 36 х 100% = 22,2%
Норма амортизации (второй год) = 7 : 36 х 100% = 19,4%
Отчисления = Первоначальная стоимость х Норма амортизации
500 000,00 х 22,2% = 111 111,11 (руб.) — сумма амортизации за первый год;
111 000,00 : 12 = 9 259,26 (руб.) — ежемесячные отчисления в первый год.
Метод списания пропорционально произведенной продукции
Для расчета потребуются первоначальная стоимость ОС, плановая и фактическая производительность. Вибропресс производит 450 единиц тротуарной плитки в час. Компания планирует использовать его 7 часов каждый рабочий день. За весь срок эксплуатации в таком режиме будет произведено:
450 штук х 7 часов х 240 рабочих дней в х 8 лет = 6 048 000 (шт.)
Амортизация на тысячу штук = 500 000,00 : 6 048 = 82,67 (руб.)
Если за месяц компания произведет 78 000 единиц тротуарной плитки, отчисления составят:
78 х 82,67 = 6448,41 (руб.) — амортизация за месяц.
Этот способ позволяет учитывать износ относительно фактически произведенной продукции, но неверная постановка планов может привести к искажению амортизационных отчислений, поэтому лучше использовать его для ОС с небольшим СПИ. Трудно, конечно, предсказывать будущее, но предположим, что станок работал очень хорошо и выпустил плановый объем продукции за 7 лет. Амортизация перестала начисляться, его балансовая стоимость стала равна нулю.
Александр Пятинский, главный бухгалтер ГК «ЛАНИТ ОТ»:
«Расчет амортизации основных средств — это простой и эффективный инструмент планирования в управленческом учете. Требование сопоставления полученных доходов и расходов позволяет равномерно распределять финансовый результат за счет амортизации.
Выбор способа зависит от того, какая бизнес-модель используется в компании:
— линейный способ подойдет компаниям с деятельностью, не подверженной сезонным колебаниям;
— списание стоимости пропорционально выпущенной продукции может подойти для тех, кто выходит на рынок с инновационным продуктом;
— когда компании требуется в первые годы признать больше расходов, чем в последующие, подойдет способ уменьшаемого остатка.
Выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике и быть последовательным в его применении. Нельзя применять разные способы для однотипных активов.
Распространенная проблема с амортизацией — это малоценные основные средства. Часто мониторы и ноутбуки стоимостью менее 40 000 рублей в бухгалтерском учете, списывают в расходы, а не амортизируют. Если таких активов единицы — это не существенно, но для компаний, где ИТ-оборудование играет важную роль, это становится проблемой»
Расчет амортизации основных средств в управленческом учете
Компания сравнила разные методы расчета:
Линейный оказался самым простым: списания одинаковые в течение всего периода.
При нелинейном методе амортизация затянулась на десять лет, пока остаточная стоимость ОС не стала меньше двадцати тысяч рублей, чтобы списать ее единоразово.
Метод уменьшаемого остатка позволяет списать в первый год самую большую сумму, но каждый год, в августе, сумма отчислений снижается, это нужно контролировать.
Этот же недостаток у метода списания по сумме лет полезного использования, но он, единственный из ускоренных, позволяет списать всю сумму пропорционально в течение СПИ, без остатка в последний месяц.
Списание пропорционально произведенной продукции позволяет понять, какова доля амортизации в себестоимости, но для оборудования с длительным СПИ может не подойти.
В результате был выбран линейный способ начисления амортизации. Компания сама выбирает, как учитывать амортизацию. Можно фиксировать начисление на бумаге, придумать таблицу в Excel или воспользоваться готовым решением. В сервисе ПланФакт можно удобно начислять амортизацию. Каждый месяц собственник будет видеть точные цифры в финансовых отчетах:
в отчете о прибылях и убытках — корректную прибыль;
в балансе — остаточную стоимость ОС.
Баланс компании «Бетония», в котором отражено получение кредита и покупка вибропресса, выглядит так:
500 000 рублей (начальная стоимость вибропресса) отражены в «Основных средствах» и «Долгосрочных обязательствах». После начисления амортизации в 5 200 рублей, стоимость ОС в балансе поменяется:
494 800 рублей — остаточная стоимость вибропресса. Размер отчислений можно увидеть в отчете о прибылях и убытках:
Амортизационный фонд — это не абстрактное понятие, а специальный счет, желательно, с процентами на остаток, чтобы покрывать инфляцию. Компания может переводить деньги на него раз в месяц или отчислять определенный процент прибыли с каждой сделки, периодически сверяясь с отчетом о прибылях и убытках, чтобы контролировать размер фонда. Если оборудование требует замены или ремонта, можно использовать деньги из амортизационного фонда, чтобы не брать кредит.
Резюмируем:
Амортизация — это процесс переноса стоимости ОС на издержки для покрытия износа.
Если компания платит налог на прибыль, она обязана рассчитывать амортизацию по нормам Налогового Кодекса.
Если компания рассчитывает амортизацию в целях управленческого учета, она может сама устанавливать критерии расчета.
Расчет амортизации основных средств можно делать разными методами.
Источник
Чем ФСБУ 6/2020 отличается от ПБУ 6/01: шпаргалка для бухгалтеров
В 2022 году все обязаны будут применять новый стандарт по основным средствам. Для этого придётся упорно поработать и многое пересмотреть в учете: лимиты, сроки полезного использования и амортизационные группы. Чтобы заранее подготовиться, рассказываем, что изменилось.
Что признается основным средством
Новое положение не распространяется на:
- долгосрочные активы к продаже;
- капитальные вложения.
Учет последних регламентирован новыми правилами — ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».
Из критериев, которым должно отвечать основное средство, убрали дальнейшую перепродажу, но по сути, ничего не изменилось, просто это условие отнесли к ограничениям.
К группам основных средств (инвентарь, транспорт, машины и оборудование) добавили еще одну — инвестиционную недвижимость. К ней надо относить недвижимость, которая приносит доход, но не участвует в операционной деятельности организации. Например, земля под будущее строительство, гостиница завода или коммерческое помещение, предоставляемое в аренду.
ПБУ 6/01 было введено понятие «доходные вложения в материальные ценности», т.е. ОС, предназначенные для извлечения дохода путем передачи их в аренду (лизинг, прокат). Среди них не выделяли недвижимость.
Лимит стоимости ОС
Важное нововведение — нет порога стоимости основных средств. Теперь предприниматели сами устанавливают минимальную стоимость активов — п. 5 ФСБУ 6/2020. Здесь есть возможность привести в соответствие бухгалтерский и налоговый учет, и не высчитывать каждый раз временные разницы.
Разработка учетной политики для целей налогового и бухгалтерского учета, в т.ч. по стандартам МСФО, на основе выбранных компанией стратегий и с учетом оптимизации налогообложения. Компания СберРешения в сжатые сроки подготовит документы, соответствующие действующему законодательству. Возможна работа на дистанционной основе.
Что признается единицей бухучета
Так же, как в ПБУ 06/01, единица бухучета — инвентарный объект. При этом в новый стандарт добавили новый вид инвентарного объекта — это существенные по величине затраты организации на проведение ремонта, технического осмотра, технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев.
Например, по внутреннему регламенту на кирпичном заводе раз в три года останавливают производство: выключают печи и делают ремонт. Завод тратит на техобслуживание больше 100 000 рублей. По новому стандарту необходимо выделить эти расходы в отдельный инвентарный объект и равномерно списывать в течение трех лет, до следующего ремонта.
Что признается малоценными основными средствами и как их учитывать
По старому стандарту основные средства стоимостью менее 40 000 рублей, относили к МПЗ. Теперь организация сама устанавливает минимальную стоимость, из-за чего возникает вопрос — все ли МПЗ можно списывать? Ответа в положении нет. Там лишь сказано, что списывать расходы на приобретение и создание основных средств стоимостью ниже лимита, установленного организацией, надо в том периоде, в котором они понесены.
Комитет по рекомендациям БМЦ постарался решить недосказанность и разработал позицию по п. 5 ФСБУ/2020 — Р-126/2021-КпР от 29.03.2021. Комитет рекомендует для малоценных основных средств установить совокупный лимит списания. Такой лимит, по мнению комитета, не должен существенно влиять на структуру бухгалтерской отчетности.
Общая стоимость большого количества малоценных объектов может быть весомой, при незначительной стоимости каждого по отдельности. Поэтому комитет предлагает учитывать все релевантные показатели: срок службы актива, размер пользы, долю амортизации в себестоимости и особенности организации.
Элементы амортизации
ФСБУ 6/2020 дает новое понятие — элементы амортизации. Оно объединяет три понятия: порядок начисления амортизации, срок полезного использования и ликвидационную стоимость. Рассмотрим каждый элемент подробнее.
Порядок начисления амортизации основных средств
ФСБУ 6/2020
ПБУ 6/01
С даты признания в учете
*можно использовать вариант из ПБУ 6/01
С первого числа месяца, следующего за месяцем принятия к учету
С даты списания
*можно использовать вариант из ПБУ 6/01
С первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия объекта
Регулярность начисления амортизации
*нужно соблюдать равномерность
База для начисления амортизации
Разница между первоначальной и ликвидационной стоимостью (балансовая стоимость)
Первоначальная (восстановительная) стоимость
Способы начисления амортизации
— способ уменьшаемого остатка;
— способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
*исключили списание по сумме чисел лет
— способ уменьшаемого остатка;
— способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);
— способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
Перечень ОС, которые не амортизируются
— ОС, законсервированные для мобилизационной подготовки;
— ОС, у которых не меняются потребительские свойства.
*ОС некоммерческих организаций амортизируются в общеустановленном порядке
— ОС, законсервированные для мобилизационной подготовки;
— ОС, у которых не меняются потребительские свойства
— ОС некоммерческих организаций
Балансовая стоимость равна или меньше ликвидационной
Консервация более 3 месяцев или восстановление более 12 месяцев
Новый стандарт разрешает выбрать один из способов — либо начинать амортизировать объект ОС с даты признания в учете и прекращать на дату его выбытия из учета, либо продолжать использовать старый порядок.
Важно закрепить в учетной политике, с какой даты начинать начислять амортизацию и в какую заканчивать.
Однако, пока не совсем понятно, какую пропорцию брать за первые и последние месяцы амортизации — получится сложный расчет. Есть другой вариант — списывать в полной сумме за один из месяцев.
Изменился учет для некоммерческих организаций. Они теперь учитывают основные средства как все обычные организации, ранее износ основных средств отражали за балансом.
Из ФСБУ 6/2020 удалено требование о ежемесячном начислении амортизации при линейном способе. В новом стандарте оставили — равномерность. Каждый самостоятельно определяет отчетные периоды с учетом разумности, главное — чтобы к концу срока балансовая стоимость была равна или стала меньше ликвидационной стоимости.
СберРешения возьмут на себя все функции бухгалтерского и налогового учета или ведение отдельных участков. Самыми сложными и объемными всегда оказываются участки склада, заработной платы и кадров. Рутинные задачи выполнят наши специалисты. Мы также можем контролировать работу вашей бухгалтерии, выполняя функции главного бухгалтера — ваш учет под контролем.
Срок полезного использования основных средств
ФСБУ 6\2020 требует обязательной ежегодной проверки ожидаемого СПИ, что позволит исключить случаи эксплуатации объектов ОС с нулевой остаточной стоимостью. Т.е. если планируется продолжать эксплуатацию объекта ОС, например, на 2 года больше ранее запланированного, то ожидаемый СПИ пересматривается; соответственно изменяется сумма ежемесячной (или ежеквартальной) амортизации, таким образом, чтобы на дату окончания СПИ остаточная стоимость объекта ОС была равна ликвидационной стоимости или нулю (в случае если от выбытия объекта ОС в конце срока не ожидаются поступления или если ожидаемая сумма не является существенной).
Ликвидационная стоимость основных средств
Понятие новое. Если коротко — это та сумма, которую организация предполагает получить при продаже ОС на момент окончания срока эксплуатации.
При расчете учитывают все издержки: расходы на рекламу, хранение, доставку и другие.
Как рассчитать ликвидационную стоимость, пока непонятно. Практика расчета такой стоимости есть у организаций, которые применяют международные стандарты отчетности. Организациям, применяющим российские стандарты бухгалтерского учета, рекомендуем также обратиться к нормам МСФО, поскольку ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» прямо установлено, что в случае если в российских стандартах не определены способы ведения бухгалтерского учета, организации применяют в первую очередь способы, установленные МСФО.
Для чего нужны элементы амортизации
По новым правилам на конец года организация обязана проверять элементы амортизации на соответствие условиям использования ОС. Если установлены обстоятельства, которые изменяют условия использования объекта ОС, необходимо скорректировать соответствующий элемент амортизации.
Например, в этом году почва зимой замерзла сильнее, чем в прошлом — часто температура опускалась ниже минус 25 градусов. Бурильный станок эксплуатировался в условиях повышенных нагрузок. По этой причине изменился физический износ машины, поэтому срок полезного использования необходимо уменьшить.
Разумно рассмотреть способ амортизации пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении, как в случае с бурильным станком) в отношении многих объектов ОС, например, используемых в производстве продукции. Этот способ будет в наибольшей степени удовлетворять требованию стандарта о том, что способ амортизации должен отражать поступление ожидаемых экономических выгод от использования ОС.
Переоценка основных средств
Оценивать основные средства, как и раньше, можно двумя способами — по первоначальной стоимости и переоцененной стоимости. Организациям разрешено пересматривать стоимость отдельных групп основных средств.
В новом стандарте изменили подход к переоценке. Сделать теперь это можно двумя способами:
- Пересмотреть первоначальную стоимость и амортизацию так, чтобы балансовая стоимость стала равна справедливой стоимости.
- Из первоначальной стоимости вычесть накопленную амортизацию, и разницу пересчитать до справедливой.
В обоих случаях объект нужно оценить по справедливой стоимости. И в дальнейшем регулярно проводить такую переоценку. К каждой группе ОС применять единый подход оценки.
Автор – Светлана Прошкина, ведущий эксперт-методолог СберРешений.
Источник