- Состав, функции и учет общехозяйственных расходов преприятия
- Что относят к ОХР
- Распределение и списание ОХР
- Пример распределения ОХР по базе – по оплате труда на производстве продукции
- Учет ОХР
- Бухучет
- Налоговый учет
- Счет 26 «Общехозяйственные расходы»
- Учет затрат в «1С:Бухгалтерия 8» с 2021 года
- Настраиваем метод учета запасов
- Собираем затраты на производство
- Закрываем счет 20 по услугам
- Таблица 1. Списание затрат по услугам при закрытии месяца
- Определяем общехозяйственные расходы
- Таблица 2. База распределения косвенных расходов
- Секреты перечня прямых расходов
- Что делать, если счета не закрылись
Состав, функции и учет общехозяйственных расходов преприятия
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Общехозяйственные расходы (ОХР) – затраты, не связанные непосредственно с производством продукции или другой основной деятельностью. Однако они необходимы для нормального функционирования любой организации. Это косвенные расходы, которые могут распределяться между производствами, видами продукции и списываются с учетом выбранного организацией способа. Состав ОХР, порядок учета, методика их распределения и списания, как правило, определяются видом деятельности хозяйствующего субъекта.
Общехозяйственные расходы в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Что относят к ОХР
Согласно Инструкции по применению Плана счетов (пр. 94н Минфина) к ОХР правомерно отнести:
- оплату труда АУП центрального офиса с отчислениями в Фонды;
- амортизацию ОС, НМА, используемых в управленческом процессе;
- арендные платежи, если здания непроизводственного назначения используются по договору аренды;
- расходы на содержание непроизводственных зданий, в том числе выплаты коммунальным службам;
- расходы на охрану труда;
- оплату командировок АУП;
- расходы представительского характера;
- канцелярские, банковские, расходы, на услуги аудиторов и пр.
Исчерпывающего списка ОХР нормативные акты на сегодняшний день не содержат. Главным признаком, позволяющим отнести затраты к этой категории, является тот факт, что они не связаны непосредственно с производством товаров, работ или оказанием услуг.
На заметку! При решении вопроса, считать расходы общепроизводственными или общехозяйственными, например, если у организации имеется филиал, целесообразно, кроме отношения его затрат непосредственно к процессу производства, оценить такой фактор, как участие ответственных лиц филиала в производстве продукции (управлении организацией в целом). В определенных случаях играет роль территориальная удаленность подразделения (филиала) от центрального офиса компании.
Распределение и списание ОХР
Общехозяйственные расходы в производстве по окончании учетного периода должны быть распределены, поскольку носят косвенный характер. Если организация выпускает один вид продукции, все ОХР переносятся на затраты по этому виду продукции целиком, т.е. можно сказать, что они «распределены» на него в полном объеме. Если видов продукции несколько, то ОХР распределяются на них пропорционально.
Базой распределения могут стать:
- оплата труда работников производства;
- прямые производственные затраты;
- выручка от продажи продукции;
- объем выработанной продукции и пр.
Организация самостоятельно принимает решение о выборе базы распределения ОХР и закрепляет ее в учетной политике. Одним из наиболее распространенных является распределение по заработной плате рабочих, занятых в производстве.
Пример распределения ОХР по базе – по оплате труда на производстве продукции
Распределению ОХР = ОХР периода/производственный ФОТ по периоду, где «период», как правило, — это «год», но могут быть взяты и предыдущий квартал, и полугодие.
Распределение ОХР по видам продукции А, В, С:
ОХР (А) = К * ФОТ (А),
ОХР (Б) = К * ФОТ (Б),
ОХР (С) = К * ФОТ (С).
Расчет: Пусть условно имеется субъект малого бизнеса, чьи непроизводственные затраты минимизированы, по сравнению с производственными. Сумма ОХР за период составила 200000 рублей. ФОТ производства за период – 600000 рублей, по продукции А — 300000, Б — 200000, С — 100000 рублей. Получаем:
- К распред. ОХР = 200000 / 600000 = 0,3333.
- ОХР (А) = 0,3333 * 300000 = 100000.
- ОХР (Б) = 0,3333 * 200000 = 66667.
- ОХР (С) = 0,3333 * 100000 = 33333.
Зная объем выпущенной продукции по видам, можно путем деления общей суммы затрат по видам на количество единиц соответствующей продукции исчислить ОХР в с/сти единицы изделия.
Аналогично ведется расчет и по другим, выбранным организацией, базам распределения.
Списывают ОХР тремя способами:
- С использованием счета 20 «Основное производство», переносом накопленных затрат в дебет этого счета с кредита 26 «ОХР», как об этом говорилось выше: на один вид продукции полной суммой, либо используя распределение по видам продукции.
- С использованием счета 90, субсчет «С/сть продаж». Затраты таким образом списывают организации и фирмы, оказывающие различные услуги (бухгалтерское сопровождение, консалтинг и т.п.), ведущие непроизводственную деятельность.
- С использованием т.н. метода директ-костинг. Суть его заключается в разделении затрат: на счете 20 собираются все производственные расходные статьи, которые затем подлежат списанию на продукцию, а на счет 90 полной суммой списываются ОХР (см. ПБУ10/99, абз. 2 п. 9).
Вопрос: Может ли РСО при ежемесячном списании общехозяйственных расходов на счета учета затрат на производство распределять их по объектам калькулирования (видам оказываемых услуг) с применением установленных коэффициентов, а не пропорционально сумме прямых затрат на эти услуги? Что должно быть прописано в учетной политике для целей бухгалтерского учета?
Посмотреть ответ
Учет ОХР
Бухучет
Общехозяйственные расходы учитываются на активном счете 26. По окончании периода они переносятся на счет 20 (23) либо на счет 90. Фирмы, чья деятельность носит непроизводственный характер, могут и основные расходы собирать на счете 26, а затем переносить их на счет 90 (кроме предприятий торговли).
- Дт 26 Кт 76, 70, 71, 68, 69, 60, 23, 29, 10, 05, 02 и пр.- отражение непроизводственных затрат. Счета 23 и 29 применяются, если в организации есть вспомогательные и обслуживающие производства, которые оказывали услуги непроизводственного характера для АУП.
- Дт 20, 23 Кт 26 – списание ОХР на основное и вспомогательное производство (если последнее имеется в организации).
- Проводка Дт 20 Кт 26 делается по видам продукции на основании произведенных расчетов или полной суммой, если вид продукции у фирмы один. Распределение ОХР между основным и вспомогательным производствами можно произвести пропорционально их производственным затратам за период.
- При использовании счета 90 формируют проводку: Дт 90 Кт 26 по соответствующим субсчетам (2-если фирма оказывает услуги на сторону, 8-если используется директ-костинг).
Аналитика по счету 26 организуется в разрезе статей затрат и подразделений:
- Расходы на управление (командировки АУП, представительские расходы, оплата труда с отчислениями АУП и т.д.).
- Хозяйственные затраты (оплата труда и отчисления общехозяйственных рабочих и персонала, охрана труда, амортизационные отчисления и т.д.).
- Прочие ОХР (коммунальные платежи, канцелярия, почтовые расходы и т.п.).
Приведенный вариант учета — лишь один из возможных.
Налоговый учет
Затраты в НУ, касающиеся производства и реализации, подразделяются на прямые и косвенные (ст. 318-1 НК РФ). При этом перечень внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ) отнести к ним ОХР не позволяет. Порядок отнесения к тем или иным расходам организация может выбрать самостоятельно и закрепить его в учетной политике (ст. 319 -1 НК РФ). Следовательно, ОХР могут для целей НУ учитываться как прямые и как косвенные. Основное отличие в том, что косвенные расходы есть возможность учесть для целей НУ в текущем периоде, в то время как прямые исчисляются с учетом сальдо по незавершенному производству.
Несмотря на относительную свободу в вопросе разделения затрат по категориям, фискальные органы напоминают, что отнесение тех или иных затрат к косвенным законно лишь в случае, если отсутствует реальная возможность учесть их как прямые (письмо ФНС №КЕ-4-3/2952 от 24.02.2011 г. и ряд аналогичных документов).
Фирмы, оказывающие услуги, могут полностью учитывать свои затраты в текущем налоговом периоде.
Можно ли принять к вычету НДС по общехозяйственным расходам, если в налоговом периоде отсутствует реализация по основному виду деятельности?
Источник
Счет 26 «Общехозяйственные расходы»
СЧЕТ 26 «ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ»
Счет 26 «Общехозяйственные расходы» предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. На этом счете отражают следующие расходы: административно-управленческие, содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещение общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
Общехозяйственные расходы отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов с другими организациями и др.
Расходы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», списывают в дебет счетов: 20 «Основное производство», 90 «Продажи», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону), 08 «Вложение во внеоборотные активы» при капитальном строительстве хозяйственным способом при отсутствии специального хозяйственного аппарата, обеспечивающего административно-хозяйственное обслуживание строительства.
Общехозяйственные расходы в сельском хозяйстве не относят на затраты по орошению, осушению земель, содержание и использование машинно-тракторного парка, текущий ремонт зданий, сооружений, подлежащих распределению, а также общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, пекарни, ремонтно-пошивочные мастерские, парикмахерские, детские дошкольные учреждения, дома отдыха и другие объекты культурно-бытового назначения.
В строительных организациях, в том числе в управлениях механизации, домостроительных комбинатах, заводах по производству строительных материалов и стройках, на данном счете отражают накладные расходы по содержанию административно-хозяйственного персонала, обслуживанию рабочих строительства, организации работ на строительных площадках и др. Указанные расходы ежемесячно относят на затраты по выполнению строительно-монтажных работ, учитываемые на субсчете 20-4. Накладные расходы основного производства в управлениях механизации ежемесячно распределяют между строительно-монтажными работами, выполненными по договорам субподряда, и оказанными услугами сторонним организациям пропорционально суммам их прямых затрат и иными способами.
Накладные расходы подсобных производств строительных организаций, а также домостроительных комбинатов и заводов распределяют по видам выпускаемой продукции и оказанных услуг.
В сельскохозяйственных организациях общехозяйственные расходы ежемесячно (ежеквартально) относят на соответствующие виды производства (подразделения) в плановом или размере от общей суммы затрат (без затрат по организации и управлению производством), за исключением стоимости семян, кормов, а также сырья материалов и полуфабрикатов в подсобных промышленных производствах с корректировкой их в конце года до уровня фактических затрат. Общехозяйственные расходы в качестве условно постоянных могут списываться непосредственно в дебет счета 90 «Продажи» в соответствии с учетной политикой организации.
Аналитический счет по счету 26 «Общехозяйственные расходы» ведут по каждой статье соответствующих смет, месту возникновения затрат и др.
Источник
Учет затрат в «1С:Бухгалтерия 8» с 2021 года
Автор: Виктория Лихушина, бухгалтер-консультант Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», июль 2021 г.
С этого года запасы учитываем по новому ФСБУ 5/2019. Посмотрим, как наладить учет материалов, товаров, готовой продукции, незавершенки с учетом нового стандарта.
Настраиваем метод учета запасов
Корректное закрытие затратных счетов начинается с заполнения учетной политики организации. Напомним, что «учетка» в программе создается ежегодно, а также вместе с ней надо заполнить справочник «Перечень прямых расходов».
Первое, что указываем в учетной политике – способ оценки МПЗ. Функционал программы позволяет выбрать между двумя вариантами.
Вариант 1. Метод средней оценки. В этом случае себестоимость единицы учета запасов считается так: общую себестоимость вида запасов делим на их количество, с учетом остатка на начало периода.
Вариант 2. Метод ФИФО. Это когда первыми выбывают с учета ТМЦ, поставленные на учет первыми.
Далее есть возможность указать чем занимается организация:
Галочка «Выпуск продукции» – для организаций, которые занимаются производством.
Галочка «Выполнение работ, оказание услуг заказчикам» – для тех, кто оказывает услуги.
Если речь о торговой компании, которая ничего не производит, галочки не ставим. Это значит, счет 20 в данном случае программа не использует.
Собираем затраты на производство
Прямые расходы компании, которые можно отнести к конкретному виду продукции, отражаются на счетах 20 и 23. Косвенные расходы – те, которые относятся к производству сразу нескольких видов продукции, – на счетах 25 и 26.
Деление не формальное! Из плана счетов программы видим, что счета прямых расходов имеют субконто «Номенклатурная группа». Поэтому данные расходы могут быть списаны по конкретной номенклатурной группе напрямую в себестоимость производства.
Счета косвенных расходов не имеют необходимое субконто и, значит, не могут закрываться прямиком в себестоимость конкретного товара.
Закрываем счет 20 по услугам
Если поставили галочку напротив «Выполнение работ, оказание услуг заказчикам», надо выбрать, как именно списываются затраты со счета 20.01 при закрытии месяца. Для этого на вкладке появится специальное поле. Возможные варианты смотрите в таблице 1. Обращаем внимание: эта настройка касается только услуг.
Таблица 1. Списание затрат по услугам при закрытии месяца
Способ списания
В чем заключается
Без учета выручки
Все затраты, накопленные на счете 20.01, списываются регламентной операцией при закрытии месяца в Дт 90.02.1 «Себестоимость продаж по деятельности с основной системой налогообложения», независимо от того, была выручка или нет
С учетом всей выручки
Этот способ – полная противоположность предыдущему. А именно: если по итогам месяца есть выручка по конкретной номенклатурной группе, счет 20.01 закроется. Иначе, если выручки не было, – не закроется.
Если по итогам закрытия месяца надо отразить незавершенное производство по закрытой номенклатурной группе, проведите документ «Инвентаризация НЗП». Укажите в нем конкретную номенклатурную группу, которая не должна закрыться на счет себестоимости 90.02.1
С учетом выручки только по производственным услугам
Учитывается только та сумма выручки, которую провели документом «Оказание услуг». Если провели документ «Реализация товаров и услуг», соответствующую выручку для расчета списания затрат программа проигнорирует
Определяем общехозяйственные расходы
Установили галочку «Выпуск продукции»? Тогда настройте поле «База распределения косвенных расходов». Какую именно базу выбрать для распределения косвенных расходов, подскажет таблица 2.
Также в программе реализована возможность установить особые правила распределения для определенных затрат.
И имейте в виду: с 2021 года применяем единственный метод учета общехозяйственных расходов – метод неполной (сокращенной) производственной себестоимости («директ-костинг»). Метод полной производственной себестоимости («абсорпшен-костинг») больше не применяется, так как с 01.01.2021 заработал ФСБУ 5/2019 «Запасы». То есть раньше можно было относить на фактическую себестоимость готовой продукции управленческие расходы. Теперь такие схемы – под запретом.
Соответственно в программе «1С:Бухгалтерия 8» с 2021 года возможен только один вариант учета общехозяйственных расходов – метод «директ-костинг» (применяется по умолчанию). Переключатель «Общехозяйственные расходы включаются» в форме «Учетная политика» с 2021 г. скрыт.
Счет 26 в бухучете закрывается на счет 90.08.1, если в форме «Учетная политика» установили хотя бы один из флажков – «Выпуск продукции» или «Выполнение работ, оказание услуг заказчикам». В налоговом учете в этом случае затраты, учтенные на счете 26, всегда относятся к косвенным.
Счет 26 в бухучете закрывается на счет 90.02.1 при условии, что в форме «Учетная политика» сняли оба флажка: «Выпуск продукции» и «Выполнение работ, оказание услуг заказчикам». Этот вариант – для организаций, деятельность которых не связана с производственным процессом (комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и т. п., за исключением торговцев) и которые все затраты учитывают на счете 26.
Таблица 2. База распределения косвенных расходов
Возможная база
Как закрывается счет 25 на счет 20
Если в базе есть документ «Отчет производства за смену». Причем мы видим не только стоимость, но и количество выпущенной продукции
Если есть документ «Отчет производства за смену». Причем при данном методе, в отличие от предыдущего, мы видим только сумму выпущенной продукции
Пропорционально заработной плате по статьям затрат в НУ – оплата труда
Пропорционально материальным расходам по статьям затрат в НУ – материальные расходы
Должна быть выручка, то есть документы реализации или акт об оказании услуг
Базой выступает оборот по счету 20, без отбора по статьям затрат
Отдельные статьи затрат
Базой выступает оборот по счету 20, с отбором по указанному списку статей затрат в поле «список статей затрат»
Ничего не закрывается автоматически. Надо делать закрытие вручную. Способ используют в редких случаях, когда организации не подходит стандартное закрытие, ни один из вышеперечисленных вариантов
Секреты перечня прямых расходов
Чтобы программа правильно закрывала счета 20 и 23, верно заполняла Декларацию по налогу на прибыль и корректно считала налог на прибыль, каждый год настраивайте перечень прямых расходов (раздел «Главное» – Ссылка «Налоги и отчеты» – вкладка «Налог на прибыль» – синяя ссылка «Перечень прямых расходов»).
Чтобы внести запись в перечень, нажмите на кнопку «Создать». В карточке выберите период действия, организацию, вид расходов налогового учета, счет дебета. Для большей детализации укажите статью затрат по бухучету.
Те расходы, которые не включили в перечень, для программы становятся косвенными и при закрытии месяца списываются в налоговом учете на счет 90.08.
Что делать, если счета не закрылись
Бывает, что месяц закрылся хорошо, но при анализе оборотно-сальдовой ведомости мы видим, что счета закрылись не полностью или вовсе не закрылись. Тогда проанализируйте:
Проводки в регламентной операции «Закрытие счетов: 20, 23, 25, 26». Ваша задача – найти на какой счет закрылись счета 20 и 23. Если на 90.08, то, скорее всего, не хватает записей в перечне прямых расходов – проверьте их.
Отчет «Анализ субконто. Просмотрите, по какой номенклатурной группе и статье затрат не произошло полное/частичное закрытие счета 20/23 на счет 90.02. Возможные причины: незавершенное производство, недостаток записей в справочнике прямых расходов или отсутствие выручки по номенклатурной группе.
После анализа и изменения документов месяц закройте заново.
Бывает, что программа выдает ошибки с указанием на то, где проблема и как ее устранить. Тогда исправьте ошибки, следуя рекомендациям. После – перезакройте месяц.
Источник