Основные приемы создания творческих образов.
Выделяют несколько приемов создания творческих образов воображений: агглютинация, аналогия, преувеличение/преуменьшение, акцентирование, типизация.
Агглютинация (лат. – склеивание) – прием соединения («склеивания») каких-то частей от двух или нескольких предметов в одно целое. Агглютинация широко распространена в сказочных сюжетах в виде образов избушки на курьих ножках, русалки – женщины с хвостом рыбы и др. Используется агглютинация и в реальных образах (например, танк-амфибия, аккордеон, в котором сочетаются элементы пианино и баяна).
Аналогия – прием построения образа по принципу подобия. Например, по принципу подобия органу ориентации летучей мыши был создан локатор.
Преувеличение/преуменьшение – прием, с помощью которого стремятся показать господствующие качества человека (например, доброту могучего Великана или ум и мягкое сердце Мальчика с пальчика).
Акцентирование – прием, близкий к преувеличению, выделяющий в образе какую-либо одну ярко выраженную положительную или отрицательную черту. Особенно часто он используется в карикатурах и шаржах.
Типизация – самый сложный прием творческого создания образов воображения. Характеризуя творчество в литературе, М. Горький говорил, что характер героя делается из многих отдельных черточек, взятых от различных людей определенной социальной группы. Нужно присмотреться к сотне-другой, скажем, рабочих для того, чтобы приблизительно верно описать портрет одного рабочего.
Все описанные приемы могут быть использованы в любой сфере жизни и деятельности в связи с поиском нового, с проявлением творческого воображения.
Мечтой называются создаваемые в воображении образы желаемого. Они не противоречат реальной действительности, поэтому при определенных условиях мечта может быть осуществлена. Многие столетия люди мечтали летать, но в их телесной организации нет крыльев. Однако наступило время, когда были созданы летательные аппараты, и человек полетел. Теперь воздушный транспорт стал повседневным, быстрым, удобным средством сообщения и передвижения. Мечта, таким образом, – полезный механизм творческой деятельности.
Грезами называется бесплодное фантазирование. В грезах человек вызывает в сознании образы и мысли несбыточные, противоречащие реальной действительности.
В любом виде человеческого труда – будь то труд педагога, инженера, врача, конструктора, токаря-новатора, художника, писателя, ученого и даже учащегося, который пишет сочинение, – имеют место те или иные проявления воспроизводящего или творческого воображения.
Конструктивные умения связаны с планированием занятий на целый учебный год, четверть, с построением и проведением каждого урока. Они всегда дают большой эффект, если основой их служит творческое начало.
В проектировочных умениях творческое начало выражено ярче. Здесь речь идет о необходимости видеть «завтрашний день» своих последователей, своего бизнеса.
Наблюдения за жизнью людей, за их деятельностью показывают, что развитое и ярко выраженное воображение проявляется в ряде существенных качеств человека. К таким качествам, или чертам, личности, прежде всего, относится одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность. При этом отношения человека к другим людям, к жизни эмоционально приподняты.
Чертой, противоположной одухотворенности, является прозаичность. Прозаичность натуры выражается в отсутствии возвышенной мечты и высоких гражданских идеалов, в прикованности интересов и потребностей к повседневным мелочам жизни. У такого человека вся жизнь идет в плоскости обыденных забот. Если у него и наблюдается проявление одухотворенности, то это только вспышки, которые лишь подчеркивают типичную для него прозаичность.
С мечтой, как особым видом воображения, связана такая черта личности, как мечтательность. В отличие от грез, мечта не отрывается от действительности, однако мечтательность не считают положительной чертой личности. Мечтательность становится положительным качеством личности, если она включена в деятельность, является одним из побудителей ее и связана с волевыми качествами человека.
Чертой характера человека, возникающей из особенностей его воображения, является фантазерство. Для фантазера характерно возникающее незаметно для него самого искажение фактов, он выдает желаемое за действительное, строит воздушные замки, сам, веря в их существование.
Источник
Приемы создания творческих образов
Воображение
1) Воображение относится к высшим познавательным психическим процессом.
Воображение — познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Воображение – это создание новых образов на основе старых восприятий.
Воображение – это отношение человека к будущему
Воображение позволяет представить результат труда до его начала
Воображение тесно связано с мышлением. Связь в том, что оба эти процесса возникают в проблемной ситуации
Воображение — это опережающее отражение действительности
Посредством воображения создаются образы, никогда в целом не воспринимавшиеся человеком в действительности.
Сущность воображения заключается в преобразовании мира. Этим определяется важнейшая роль воображения в развитии человека как субъекта деятельности.
Воображение есть только у человека. Оно родилось и связано с трудом.
«Сознание не только отражает мир, но и творит его», — В.И. Ленин
Воображение взаимосвязано со всеми психическими процессами и сторонами личности.
Существуют различные виды воображения.
— По степени активности воображение может быть пассивным и активным.
Пассивное воображение не стимулирует человека к действиям. Он удовлетворяется созданными образами и не стремится реализовать их в действительности или рисует образы, которые в принципе не могут быть реализованы. В жизни таких людей называют утопистами. Примерами пассивного воображения могут стать грезы, сновидения, галлюцинации.
Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности. Ярким проявлением активного воображения является мечта.
Воображение различным образом связано с волей человека, на основании чего выделяются непроизвольное и произвольное воображение.
— По связи с прошлым опытом выделяют два вида активного воображения: воссоздающее, творческое.
Воссоздающее воображение — это создание образов на основании прошлого опыта, где лишь часть образа отличается новизной.
Творческое воображение — создание абсолютно новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты различных видов деятельности при минимальной опоре на прошлый опыт.
Приемы создания творческих образов
Создание образов воображения осуществляется посредством сложных процессов переработки актуально воспринимаемой информации и представлений памяти. В отличие от мышления в воображении человек более свободно обращается с элементами предметов, воссоздавая новые целостные образы.
— Достигается это с помощью комплекса специфических для воображения процессов. Основными из них являются преувеличение (гиперболизация) и преуменьшение реально существующих объектов или их частей (например, создание образов великана, джина или Дюймовочки);
— акцентирование — подчеркивание или утрирование реально существующих объектов или их частей (например, длинный нос Буратино, голубые волосы Мальвины);
— агглютинация — соединение различных, реально существующих частей и свойств объектов в необычных сочетаниях (например, создание вымышленных образов кентавра, русалки).
Воображение теснейшим образом связано с творческой деятельностью, которая всегда направлена на создание нового — материальных ценностей, научных идей или художественных образов.
Существуют различные виды творчества. Ни один из них не возможен без участия воображения. Ученому воображение помогает увидеть изучаемое явление в новом свете.
У всех людей способности к творчеству различны. Они могут определяться: врожденными задатками, особенностью окружающей среды, условиями обучения и воспитания. В широком смысле способность к творчеству обозначается термином «креативность».
Креативность может характеризовать личность в целом, отдельные ее стороны, продукты деятельности или процесс их создания. Все основные достижения людей, преобразующие мир, есть результат их креативности, реализации творческого потенциала.
Сущность креативности в самом общем понимании состоит в ярко выраженной индивидуальности человека, в отходе от стереотипных форм поведения, в желании и готовности всегда идти своим путем.
Таким образом, воображение и творчество являются основой более высокой ступенью познания реальности. Суть творческой деятельности состоит не просто в глубоком осмыслении реальности, но ее преображении и создании нового. Творческая деятельность основана на работе воображения, а особенности развития воображения включаются в понятие креативность, характеризующее свойство личности.
Итог: можно сказать, что познание окружающей реальности строится постепенно на основании разных психических процессов.
Первичной ступенью является чувственное познание отдельных свойств и целостных образов предметов или явлений. Здесь ведущую роль играют элементарные психические процессы ощущений и восприятий.
Второй ступень познания является мышление. Оно позволяет вскрыть суть и взаимосвязи предметов и явлений действительности. Поэтому мышление называют высшей ступенью познания – рационального познания.
Внимание и память связывают эти две ступени познания в единый процесс познания реальности и являются неотъемлемыми условиями протекания психической познавательной активности.
Третья, наивысшая ступень познания реальности связана с работой воображения и творчеством. Они позволяют человеку развиваться как социальному существу, позволяют расширять границы своей адаптивности при взаимодействии со средой.
Источник
Способы создания образов творческого воображения
1. Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Речь здесь идет не о механическом объединении, а о подлинном синтезе. При этом могут соединяться совершенно разные, в повседневной жизни даже несовместимые объекты, качества, свойства, Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр, сфинкс и т.п.). Описанный прием используется и в искусстве, и в техническом творчестве. Его можно использовать в социальном познании при формировании целостного образа как самого себя, так и другого.
2. Аналогия – это создание нового по сходству с известным. Аналогия представляет собой субъективный перенос основных свойств и объектов с одних явлений на другие. Этот прием широко применяется в техническом творчестве. Так, по аналогии с летающими птицами люди придумали летательные устройства, по аналогии с формой туловища дельфина сконструирован каркас подводной лодки. С помощью аналогии с самим собой можно понимать мотивы поведения других.
3. Акцентирование – это такой способ создания нового образа, при котором какое-то качество объекта или отношения его с другим выдвигается на первый план, усиленно подчеркивается. Этот прием лежит в основе карикатур и дружеских шаржей. Его можно использовать и для понимания тех или иных устойчивых, характерных особенностей других людей.
4. Гиперболизация – субъективное преувеличение (преуменьшение) не только размеров объекта (явления), но и количества его отдельных частей и элементов или их смещения. Примером может служить образ Гулливера, Мальчика-с-Пальчика, многоголового Дракона, Дюймовочки, лилипутов и других сказочных образов. Это наиболее простой прием. Увеличивать и уменьшать можно практически всё: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояние, скорости. Этот прием можно использовать при самопознании и познании других людей, мысленно преувеличивая те или иные личностные качества или черты характера. Гиперболизация делает образ ярким и выразительным, выдвигая на первый план какие-то его определенные качества. Так, в комедиях Фонвизина образы Недоросля, Скотинина, Правдина созданы для того, чтобы вызывать у читателя отвращение к их чертам характера и стилю поведения.
5. Типизация – это прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся признаков и воплощения их в новом образе. При этом полностью игнорируются специфические личностные качества. Это наиболее сложный путь формирования нового образа. Этот прием широко используется в литературе, скульптуре и живописи. Типизация использована А.Н. Островским в его пьесах при создании образов купцов.
6. Придача заключается в том, что объекту приписываются (или придаются) не свойственные ему (чаще всего мистические качества и свойства). На его основе были созданы некоторые сказочные образы: сапоги-скороходы, золотая рыбка, ковер-самолет.).
7. Перемещение – это субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был и не может быть вообще. Этот прием очень широко используется для понимания других людей, а также в художественном творчестве. Любое художественное произведение представляет собой особую систему психологического времени и пространства, в которой действуют герои.
8. Слияние – произвольное сравнение и объединение качеств разных объектов в одном образе. Так, Л.Н. Толстой писал о том, что в образе Наташи Ростовой слиты качества его жены Сони и её сестры Тани. Точно также слияние может использоваться вами в чертеже здания, в котором могут быть объединены несколько архитектурных стилей.
Перечисленные приемы творческого воображения взаимосвязаны между собой. Поэтому при создании одного образа могут использоваться одновременно несколько из них.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1. Какова роль памяти в формировании жизненного опыта личности?
2. В чем проявляется связь памяти и будущего в жизни личности?
3. Что даёт человеку знание основных законов памяти?
4. Какие существуют основания для классификации видов памяти?
5. В чем состоит отличие оперативной памяти от кратковременной?
6. Какая информация передается в долговременную память?
7. Перечислите основные процессы памяти.
8. При каких условиях продуктивность непроизвольного запоминания может быть выше, чем произвольного?
9. Какие существуют виды сохранения как процесса памяти?
10. Перечислите факторы эффективного запоминания.
11. Каково влияние на запоминание личностных особенностей человека и его эмоционального состояния в момент запоминания ?
12. Какова роль образного мышления в решении инженерных задач?
13. В чем специфика словесно-логического мышления?
14. В чем различие двигательной памяти от наглядно-действенного мышления?
15. В чем специфика творческого воображения?
16. Назовите виды воссоздающего воображения.
17. Чем предметное воображение отличается от социально-психологического?
18. Перечислите приемы создания образов творческого воображения.
19. Как можно использовать аналогию и перемещении при понимании других людей?
20. Каковы особенности памяти у детей.
21. Раскройте способы развития образного мышления детей.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Определить, какие виды памяти включаются в следующих жизненных ситуациях.
· врач назначает лечение пациенту, перечисляя процедуры, которые ему необходимо выполнять;
· экспериментатор предлагает испытуемым посмотреть на таблицу и сразу же воспроизвести то, что они увидели;
· свидетеля просят составить словесный портрет преступника;
· ведущий конкурса просит участников попробовать предложенное блюдо и определить, из каких продуктов оно приготовлено;
· режиссер поручает актеру освоить новую роль в спектакле.
Как вы объясните описанные факты?
· Один актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль. Во время спектакля он знал её в совершенстве, но после спектакля все выученное словно губкой стерло из памяти, и роль была забыта им совершенно.
· В «Воспоминаниях о Скрябине» Л.Л.Сабанеев приводит слова композитора: «Вот вам до мажор каким кажется? Красным. А вот минор синий. Ведь каждому звуку, вернее, тональности соответствует цвет.
· Представьте себе свою будущую профессиональную деятельность и укажите, какие требования она предъявляет к воображению.
· Опишите воображение людей с заданными чертами характера (честолюбие, трусость, тревожность, мстительность, сострадательность) в контексте соответствующих жизненных ситуаций.
· Дайте характеристику воображения, которое актуализируется в следующих ситуациях: а) глядя на ноты, музыкант «слышит» мелодию; б) в минуту опасности в сознании человека может быть отчетливо представлена вся его жизнь.
· Художник разрабатывает проект оформления актового зала;
· г) ребенок слушает сказку «Три поросенка».
Укажите, какие приемы создания образов были использованы в следующих случаях: русалка, Змей-Горыныч, человек-амфибия, колобок, баба –яга, Плюшкин, скатерь-самобранка, Дон-Жуан, портрет А.С.Пушкина, подводная лодка, Печорин, радар.
Какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях? (При ответе укажите характеристики соответствующего вида мышления).
А. Раскройка портнихой деталей будущего платья.
Б. Изготовление мастером сложной детали на токарном станке.
В.Проектирование дизайнером интерьера помещения.
Г. Решение студентом задачи по теоретической механике.
Д. Собирание ребенком конструктора.
Е. Составление архитектором будущего плана постройки.
Определите, на проявление каких мыслительных операций и видов мышления, направлены следующие заданные воздействия?
· Сопоставить между собой по природным условиям и числу жителей Карелию и Якутию.
· Составить предложение из данного набора слов.
· Сформулируйте основную идею романа М. Булгакова «Собачье сердце».
· Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.
Источник