Способ создания образов воображения типизация это

Способы создания образов воображения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ ВООБРАЖЕНИЯ

Описание слайда:

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлении о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.
Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.
С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл.
Формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.
Процесс создания образов воображения

Описание слайда:

способы создания образов воображения

Описание слайда:

Агглютинация –элементарный механизм преобразования имеющихся у человека представлений в процессе воображения; заключается в синтезе, комбинировании («склеивании») разнородных элементов, в результате чего создаются образы объектов, не встречающихся в действительности

Описание слайда:

Гиперболизация представляет собой способ создания образа воображения путем преувеличения всего образа объекта или его частей, наделения объекта значительно большим количеством значимых признаков по сравнению с действительностью, преувеличения сил и возможности действия объекта.

Описание слайда:

Акцентирования (заострение) является приемом создание образов воображения путем подчеркивания, определенных свойств, черт, сторон различных явлений. Одна из форм акцентирования – такое выделение одного из свойств образа, который является не только главенствующим, но и универсальным, уникальным, характеризующим образ в его цельности (практически все главные герои художественных произведений, аллегоризм образов).

Описание слайда:

Типизация выделение существенного в однородных явлениях и вооплощение его в каком либо конкретном образе

Описание слайда:

Аналогия – это построение образа, напоминающего реально существующий объект или действие.

Описание слайда:

1.Петровский А.В. Общая психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.А. В. Петровский, М. Г.Ярошевский, А. В. Брушлипский, В. А. Петровский
М.: Издательский центр Академия;1998г.

2. Психологическая энциклопедия. http://enc-dic.com/enc_psy/

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Воображение. Виды воображения.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
  1. Образное представление действительности;
  2. Регулирование эмоциональных состояний;
  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  4. Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

  • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
  • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
  • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Читайте также:  Хирургический способ лечения туберкулеза

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

Источник

Общая психология

5.14. Понятие о воображении. Классификация воображения. Приемы создания новых образов воображения.

Воображение — образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразуют действительность.

Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Воображение обеспечивает опережающее отражение действительности, при котором прошлое экстраполируется (проецируется) в будущее.

Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Воображение — способность человека реконструировать действительность, генерировать аутообразы — создавать образы для себя.

Образы, возникающие в процессе воображения, активизируют эмоциональную сферу человека, мобилизуют его энергию на достижение будущих результатов. Посредством воображения будущее детерминирует поведение человека.

Способность предвидеть и глубоко переживать воображаемые этические ситуации — основа его нравственного поведения.

Воображение интегративный познавательный процесс: в нем объединяются чувствования, рационализация и мнемические сферы психики человека.

Нейрофизиологическая основа воображения — образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности:

• осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;

• способствует предвосхищению будущего;

• “оживляет” то, что было ранее;

Виды воображения. Приёмы создания новых образов воображения.

Активное воображение — человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение — образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение — действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется и воспроизводится.

Репродуктивное воображение — ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть.

Реалистическое воображение — наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные, функциональные его возможности.

Творческое воображение создает совершенно новые оригинальные образы. Воображение — важнейшая составляющая часть творческого процесса. Существенный критерий творческого воображения — социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.

• представлять действительность в образах;

• регулировать эмоциональное состояние;

• произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

• формирование внутреннего плана действий;

• планирование и программирование деятельности.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.

Воображение тесно связано со всеми познавательными процессами.

Общее между мышлением и воображением — они возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее воображение.

Различие — опережающее отражение в процессе воображения происходит в виде представлений, а в мышлении происходит путем оперирования понятиями.

Воображение обеспечивает творческую деятельность человека. Веками складывались приемы такой деятельности. Приёмы создания новых образов воображения:

• агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых частей качеств;

• гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета или отдельных частей;

• схематизация — сглаживаются различия, а черты сходства выступают четко;

• типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

• заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена . Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Читайте также:  Способы снять стресс перед экзаменом

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

Источник

Использование приемов воображения в творческих работах и изобретениях

Существует ряд способов создания новых образов при помощи воображения.

Такие способы называются в психологии приемами воображения, и примеры их использования можно отыскать во множестве художественных работ: в мифологии разных народов, сказках, произведениях известных писателей.

Сознание и деятельность — как они связаны? Узнайте об этом из нашей статьи.

Основные понятия

Воображение , орудие не только творческого человека.

Оно ценно для представителя любой профессии, поскольку позволяет мыслить креативно и выходить за рамки стандартных представлений.

Фантазия дает возможность не только творить с нуля, но и без ошибок представлять образы, схемы в процессе чтения научной и художественной литературы, решать задачи, напрямую связанные с задействованием наглядно-образного мышления, планировать дальнейшую деятельность, эффективнее запоминать информацию.

Активное (то, которое работает произвольно) воображение подразделяется на:

    Воссоздающее. Это умение человека воссоздавать в своей голове образы, модели, схемы на основе описания, которое обычно подается либо в устном, либо в письменном виде.

К примеру, воссоздающее воображение активно задействуется во время чтения художественных книг: читатель детально представляет себе персонажей, обстановку, действия, интонации и так далее.

  • Творческое. Это способность создавать оригинальные образы, концепты, схемы. Безусловно, любой творческий человек опирается на уже существующие концепты, правила, идеи, создавая что-то свое, но при этом продукт работы его фантазии будет отличаться в той или иной мере от всего, что существовало ранее.
  • Приемы или, иначе говоря, операции воображения напрямую связаны с творческим воображением.

    Творческое воображение во многом работает на основе схемы &#171,анализ-синтез&#187,: вначале образы, существующие в памяти человека, анализируются, определяются их характеристики и взаимосвязь, после происходит процесс расщепления с целью сконструировать из полученного материала нечто новое.

    Операции воображения , это методы, при помощи которых фантазия осуществляет процесс анализа и синтеза.

    Основные операции воображения , это агглютинация, гиперболизация, придача, типизация, акцентирование, перенос, аналогия.

    Приемы

    Что относится к приемам воображения?

    Агглютинация

    Агглютинация , это операция, при которой комбинируются элементы, относящиеся к разным явлениям или объектам, так, чтобы получилось нечто новое.

    Этот прием часто можно встретить в мифологии, сказках и легендах разных народов мира, в художественных произведениях, написанных в жанрах фэнтези и фантастики.

      Морская дева. Традиционно морские девы , это привлекательные девушки, имеющие вместо ног хвост, похожий на рыбий, существующие в европейской мифологии. В русском языке их обычно называют русалками, несмотря на то, что классические русалки, взятые из славянской мифологии, хвоста не имеют.

  • Сфинкс. Это мифическое существо стало достаточно известным, и многие народы изображали его по-разному. Наиболее известный образ сфинкса , создание с телом льва и человеческой головой.
  • Кентавр. Известное мифическое существо , наполовину человек, наполовину конь, , перекочевавшее из мифов во многие известные фэнтезийные вселенные, например во вселенную Гарри Поттера.
  • Избушка на курьих ножках. Зловещий атрибут множества русских народных сказок: изба, стоящая на прочных ногах (двух или четырех), напоминающих куриные, часто способная перемещаться с их помощью и ведущая себя как относительно разумное существо.
  • Животные из популярных мультсериалов &#171,Аватар: Легенда об Аанге&#187, и &#171,Аватар: Легенда о Корре&#187,. В фэнтезийной вселенной этих мультсериалов существует огромное количество животных, созданных при помощи приема &#171,агглютинация&#187,: кротобарсуки, львы-черепахи, крольгуру (кролик и кенгуру), черепахокрабы, медведи-утконосы и многие другие.
  • Гиппогриф из серии книг и фильмов о Гарри Поттере. Согласно описанию в книгах, гиппогриф , это крупное животное, которое представляет собой смесь лошади (туловище, хвост и задние конечности) и орла (голова, крылья и передние конечности). Может иметь различный окрас.
  • С латинского языка слово &#171,агглютинация&#187, переводится как &#171,приклеивание&#187,. Этот термин используется не только в психологии, но и в биологии и лингвистике, и имеет разные значения.

    Гиперболизация

    Гиперболизация , явление или существо намеренно изображается более крупным или маленьким для того, чтобы его образ работал в контексте рассказываемой истории, создавал определенные эмоции, выглядел на фоне других более или менее значительным.

    Читайте также:  Конспект урока деятельность как способ существования общества

    Также может быть увеличено либо уменьшено количество элементов, являющихся частью объекта.

    Этот прием тоже часто встречается в мифологии, в сказках, в фантастическом или фэнтезийном сеттинге.

    1. Дюймовочка. Крошечный размер девочки из сказки Андерсена позволил реализовать тот сюжет, который был представлен (взаимодействие с маленькими животными и насекомыми на равных), и подчеркнуть ее уязвимость.
    2. Дракон с несколькими головами. Во многих историях и сказках драконы имеют больше одной головы: обычно их три, или семь, или двенадцать. Так как драконы традиционно предстают в художественных произведениях в качестве отрицательных персонажей, которых необходимо победить, количество голов подчеркивает опасность, исходящую от них, и затрудняет бой главному герою.
    3. Многорукие индийские боги. Многие индийские божества изображаются с большим количеством рук. Их руки символизируют их могущество и умение выполнять множество дел в одно и то же время. В некоторых случаях дополнительным рукам приписывается философский подтекст.

    Также примерами могут служить и другие существа, например бог Янус, имеющий два лица, или циклоп, у которого только один глаз.

    Придача

    Придача , некому объекту (часто это материальный предмет) добавляют характеристики, которые не являются нормой для него в обычной жизни.

    Примеры использования такой операции также можно легко встретить во многих фэнтезийных художественных произведениях.

    1. Шапка-невидимка. Делает полностью невидимым того, кто ее наденет. Сходное умение имеет мантия-невидимка из серии книг о Гарри Поттере.
    2. Скатерть-самобранка. Особая скатерть, которая способна материализовывать неограниченное количество вкусной и разнообразной еды, нужно лишь ее расстелить и сказать волшебные слова.
    3. Волшебная палочка. В более ранних художественных произведениях такие палочки просто выполняли желание владельца при взмахе. К примеру, в серии о Гарри Поттере волшебная палочка стала инструментом, высвобождающим силу волшебника.

    Сходные умения имеют посохи магов, которые фигурируют во множестве фэнтезийных вселенных.

    Другие примеры: семимильные сапоги, ковер-самолет.

    Типизация

    Типизация , прием, при котором собираются характеристики сходных объектов, явлений, людей, относящихся к одной группе, и используются для создания уникального образа, являющегося отображением определенной действительности.

    Типизация распространена во многих произведениях классической литературы: некоторые известные персонажи представляют собой совокупность таких черт, которые отображают проблемы и суть отдельных групп населения, становятся зеркалом своего века, эпохи.

    • Фауст,
    • Евгений Онегин,
    • Митрофанушка из пьесы &#171,Недоросль&#187, Д. И. Фонвизина,
    • Помещики из произведения &#171,Мертвые души&#187, Гоголя (Коробочка, Манилов, Ноздрев).

    Акцентирование

    Акцентирование , прием, при котором на отдельные характеристики персонажа или другого существа делается акцент, нередко чрезмерный, необходимый для высмеивания или большей выразительности.

    1. Карикатуры. Этот вид искусства нацелен на высмеивание различных явлений, идей, личностей, исторических событий, пороков общества, нередко в грубой форме, с использованием черного юмора и стереотипов. Карикатуристы делают акцент на тех особенностях, которые стремятся высмеять. К примеру, болтуну может быть пририсовать длинный язык.
    2. Шаржи. Эта разновидность искусства имеет прямую связь с карикатурой, но ничего не высмеивает, лишь акцентирует внимание на внешних особенностях человека или животного. Обычно шарж представляет собой узнаваемый портрет в шутливой стилистике, неправдоподобно преувеличивающий отдельные черты объекта. Шаржи вызывают улыбку, беззлобный смех у тех, кто их разглядывает.

    Перенос

    Перенос (или перемещение) , прием, при котором существо или другой объект помещают в нестандартные условия, в которые он не должен был попадать.

    В качестве примера можно привести персонажей, которых в фанатской среде называют &#171,попаданцами&#187,: это или необычные, сказочные герои, которые попадают в наш мир и приспосабливаются к жизни в нем, или обычные люди, по воле случая попавшие в фантастическую или фэнтезийную вселенную.

    Примеры известных попаданцев:

      Старик Хоттабыч. Историю о древнем джине, который попал в советские реалии и познакомился с мальчиком Волькой, знают большинство тех, кто родился в девяностых годах и раньше.

  • Дети из серии произведений о Нарнии, созданной Клайвом Льюисом. Классика фэнтези, находящаяся рядом с работами Толкина.
  • Также есть смысл вспомнить Алису, попавшую в Страну чудес, Дороти (которая в адаптации Волкова стала Элли) и многих других.

    К перемещению можно отнести саму идею зоопарков: животные оказываются в нестандартных для себя условиях.

    Аналогия

    Аналогия , оригинальный образ создается на основе чего-то, что уже присутствует в реальности и имеет необходимые способности.

    1. Самолеты и другие устройства, предназначенные для полета, создавались на основе наблюдений за птицами и животными, которые планируют с помощью крыльев (белки-летяги).
    2. Аналогией для радаров, локаторов являются рот и уши летучих мышей, с помощью которых они ориентируются.

    Связь приемов воображения

    Операции воображения тесно взаимосвязаны между собой и функционируют как целостная структура.

    Когда человек создает что-то при помощи собственной фантазии, он использует многие приемы, и происходит это практически всегда неосознанно.

    Чем больше знаний и опыта накопил человек, тем проще ему создавать новые образы в собственном воображении.

    Формы человеческого сознания и самосознания: какими они бывают? Читайте об этом здесь.

    О приемах творческого воображения в этом видео:

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы