- Способы создания образов воображения
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Воображение. Виды воображения.
- Общая психология
- 5.14. Понятие о воображении. Классификация воображения. Приемы создания новых образов воображения.
- Использование приемов воображения в творческих работах и изобретениях
- Основные понятия
- Приемы
- Агглютинация
- Гиперболизация
- Придача
- Типизация
- Акцентирование
- Перенос
- Аналогия
- Связь приемов воображения
Способы создания образов воображения
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ ВООБРАЖЕНИЯ
Описание слайда:
Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлении о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.
Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.
С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл.
Формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.
Процесс создания образов воображения
Описание слайда:
способы создания образов воображения
Описание слайда:
Агглютинация –элементарный механизм преобразования имеющихся у человека представлений в процессе воображения; заключается в синтезе, комбинировании («склеивании») разнородных элементов, в результате чего создаются образы объектов, не встречающихся в действительности
Описание слайда:
Гиперболизация представляет собой способ создания образа воображения путем преувеличения всего образа объекта или его частей, наделения объекта значительно большим количеством значимых признаков по сравнению с действительностью, преувеличения сил и возможности действия объекта.
Описание слайда:
Акцентирования (заострение) является приемом создание образов воображения путем подчеркивания, определенных свойств, черт, сторон различных явлений. Одна из форм акцентирования – такое выделение одного из свойств образа, который является не только главенствующим, но и универсальным, уникальным, характеризующим образ в его цельности (практически все главные герои художественных произведений, аллегоризм образов).
Описание слайда:
Типизация выделение существенного в однородных явлениях и вооплощение его в каком либо конкретном образе
Описание слайда:
Аналогия – это построение образа, напоминающего реально существующий объект или действие.
Описание слайда:
1.Петровский А.В. Общая психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.А. В. Петровский, М. Г.Ярошевский, А. В. Брушлипский, В. А. Петровский
М.: Издательский центр Академия;1998г.
2. Психологическая энциклопедия. http://enc-dic.com/enc_psy/
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
Воображение. Виды воображения.
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.
- Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
- Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
- Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
- Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
- Образное представление действительности;
- Регулирование эмоциональных состояний;
- Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
- Формирование внутреннего плана действий.
Способы создания образов воображения:
- Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
- Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
- Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.
Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.
Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.
Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.
Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.
Источник
Общая психология
5.14. Понятие о воображении. Классификация воображения. Приемы создания новых образов воображения.
Воображение — образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразуют действительность.
Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.
Воображение обеспечивает опережающее отражение действительности, при котором прошлое экстраполируется (проецируется) в будущее.
Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Воображение — способность человека реконструировать действительность, генерировать аутообразы — создавать образы для себя.
Образы, возникающие в процессе воображения, активизируют эмоциональную сферу человека, мобилизуют его энергию на достижение будущих результатов. Посредством воображения будущее детерминирует поведение человека.
Способность предвидеть и глубоко переживать воображаемые этические ситуации — основа его нравственного поведения.
Воображение интегративный познавательный процесс: в нем объединяются чувствования, рационализация и мнемические сферы психики человека.
Нейрофизиологическая основа воображения — образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций.
Воображение как своеобразная форма отражения действительности:
• осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;
• способствует предвосхищению будущего;
• “оживляет” то, что было ранее;
Виды воображения. Приёмы создания новых образов воображения.
Активное воображение — человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение — образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение — действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется и воспроизводится.
Репродуктивное воображение — ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть.
Реалистическое воображение — наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные, функциональные его возможности.
Творческое воображение создает совершенно новые оригинальные образы. Воображение — важнейшая составляющая часть творческого процесса. Существенный критерий творческого воображения — социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.
• представлять действительность в образах;
• регулировать эмоциональное состояние;
• произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
• формирование внутреннего плана действий;
• планирование и программирование деятельности.
С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.
Воображение тесно связано со всеми познавательными процессами.
Общее между мышлением и воображением — они возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее воображение.
Различие — опережающее отражение в процессе воображения происходит в виде представлений, а в мышлении происходит путем оперирования понятиями.
Воображение обеспечивает творческую деятельность человека. Веками складывались приемы такой деятельности. Приёмы создания новых образов воображения:
• агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых частей качеств;
• гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета или отдельных частей;
• схематизация — сглаживаются различия, а черты сходства выступают четко;
• типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
• заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена . Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
Источник
Использование приемов воображения в творческих работах и изобретениях
Существует ряд способов создания новых образов при помощи воображения.
Такие способы называются в психологии приемами воображения, и примеры их использования можно отыскать во множестве художественных работ: в мифологии разных народов, сказках, произведениях известных писателей.
Сознание и деятельность — как они связаны? Узнайте об этом из нашей статьи.
Основные понятия
Воображение , орудие не только творческого человека.
Оно ценно для представителя любой профессии, поскольку позволяет мыслить креативно и выходить за рамки стандартных представлений.
Фантазия дает возможность не только творить с нуля, но и без ошибок представлять образы, схемы в процессе чтения научной и художественной литературы, решать задачи, напрямую связанные с задействованием наглядно-образного мышления, планировать дальнейшую деятельность, эффективнее запоминать информацию.
Активное (то, которое работает произвольно) воображение подразделяется на:
- Воссоздающее. Это умение человека воссоздавать в своей голове образы, модели, схемы на основе описания, которое обычно подается либо в устном, либо в письменном виде.
К примеру, воссоздающее воображение активно задействуется во время чтения художественных книг: читатель детально представляет себе персонажей, обстановку, действия, интонации и так далее.
Приемы или, иначе говоря, операции воображения напрямую связаны с творческим воображением.
Творческое воображение во многом работает на основе схемы «,анализ-синтез»,: вначале образы, существующие в памяти человека, анализируются, определяются их характеристики и взаимосвязь, после происходит процесс расщепления с целью сконструировать из полученного материала нечто новое.
Операции воображения , это методы, при помощи которых фантазия осуществляет процесс анализа и синтеза.
Основные операции воображения , это агглютинация, гиперболизация, придача, типизация, акцентирование, перенос, аналогия.
Приемы
Что относится к приемам воображения?
Агглютинация
Агглютинация , это операция, при которой комбинируются элементы, относящиеся к разным явлениям или объектам, так, чтобы получилось нечто новое.
Этот прием часто можно встретить в мифологии, сказках и легендах разных народов мира, в художественных произведениях, написанных в жанрах фэнтези и фантастики.
- Морская дева. Традиционно морские девы , это привлекательные девушки, имеющие вместо ног хвост, похожий на рыбий, существующие в европейской мифологии. В русском языке их обычно называют русалками, несмотря на то, что классические русалки, взятые из славянской мифологии, хвоста не имеют.
С латинского языка слово «,агглютинация», переводится как «,приклеивание»,. Этот термин используется не только в психологии, но и в биологии и лингвистике, и имеет разные значения.
Гиперболизация
Гиперболизация , явление или существо намеренно изображается более крупным или маленьким для того, чтобы его образ работал в контексте рассказываемой истории, создавал определенные эмоции, выглядел на фоне других более или менее значительным.
Также может быть увеличено либо уменьшено количество элементов, являющихся частью объекта.
Этот прием тоже часто встречается в мифологии, в сказках, в фантастическом или фэнтезийном сеттинге.
- Дюймовочка. Крошечный размер девочки из сказки Андерсена позволил реализовать тот сюжет, который был представлен (взаимодействие с маленькими животными и насекомыми на равных), и подчеркнуть ее уязвимость.
- Дракон с несколькими головами. Во многих историях и сказках драконы имеют больше одной головы: обычно их три, или семь, или двенадцать. Так как драконы традиционно предстают в художественных произведениях в качестве отрицательных персонажей, которых необходимо победить, количество голов подчеркивает опасность, исходящую от них, и затрудняет бой главному герою.
- Многорукие индийские боги. Многие индийские божества изображаются с большим количеством рук. Их руки символизируют их могущество и умение выполнять множество дел в одно и то же время. В некоторых случаях дополнительным рукам приписывается философский подтекст.
Также примерами могут служить и другие существа, например бог Янус, имеющий два лица, или циклоп, у которого только один глаз.
Придача
Придача , некому объекту (часто это материальный предмет) добавляют характеристики, которые не являются нормой для него в обычной жизни.
Примеры использования такой операции также можно легко встретить во многих фэнтезийных художественных произведениях.
- Шапка-невидимка. Делает полностью невидимым того, кто ее наденет. Сходное умение имеет мантия-невидимка из серии книг о Гарри Поттере.
- Скатерть-самобранка. Особая скатерть, которая способна материализовывать неограниченное количество вкусной и разнообразной еды, нужно лишь ее расстелить и сказать волшебные слова.
- Волшебная палочка. В более ранних художественных произведениях такие палочки просто выполняли желание владельца при взмахе. К примеру, в серии о Гарри Поттере волшебная палочка стала инструментом, высвобождающим силу волшебника.
Сходные умения имеют посохи магов, которые фигурируют во множестве фэнтезийных вселенных.
Другие примеры: семимильные сапоги, ковер-самолет.
Типизация
Типизация , прием, при котором собираются характеристики сходных объектов, явлений, людей, относящихся к одной группе, и используются для создания уникального образа, являющегося отображением определенной действительности.
Типизация распространена во многих произведениях классической литературы: некоторые известные персонажи представляют собой совокупность таких черт, которые отображают проблемы и суть отдельных групп населения, становятся зеркалом своего века, эпохи.
- Фауст,
- Евгений Онегин,
- Митрофанушка из пьесы «,Недоросль», Д. И. Фонвизина,
- Помещики из произведения «,Мертвые души», Гоголя (Коробочка, Манилов, Ноздрев).
Акцентирование
Акцентирование , прием, при котором на отдельные характеристики персонажа или другого существа делается акцент, нередко чрезмерный, необходимый для высмеивания или большей выразительности.
- Карикатуры. Этот вид искусства нацелен на высмеивание различных явлений, идей, личностей, исторических событий, пороков общества, нередко в грубой форме, с использованием черного юмора и стереотипов.
Карикатуристы делают акцент на тех особенностях, которые стремятся высмеять. К примеру, болтуну может быть пририсовать длинный язык.
- Шаржи. Эта разновидность искусства имеет прямую связь с карикатурой, но ничего не высмеивает, лишь акцентирует внимание на внешних особенностях человека или животного. Обычно шарж представляет собой узнаваемый портрет в шутливой стилистике, неправдоподобно преувеличивающий отдельные черты объекта. Шаржи вызывают улыбку, беззлобный смех у тех, кто их разглядывает.
Перенос
Перенос (или перемещение) , прием, при котором существо или другой объект помещают в нестандартные условия, в которые он не должен был попадать.
В качестве примера можно привести персонажей, которых в фанатской среде называют «,попаданцами»,: это или необычные, сказочные герои, которые попадают в наш мир и приспосабливаются к жизни в нем, или обычные люди, по воле случая попавшие в фантастическую или фэнтезийную вселенную.
Примеры известных попаданцев:
- Старик Хоттабыч. Историю о древнем джине, который попал в советские реалии и познакомился с мальчиком Волькой, знают большинство тех, кто родился в девяностых годах и раньше.
Также есть смысл вспомнить Алису, попавшую в Страну чудес, Дороти (которая в адаптации Волкова стала Элли) и многих других.
К перемещению можно отнести саму идею зоопарков: животные оказываются в нестандартных для себя условиях.
Аналогия
Аналогия , оригинальный образ создается на основе чего-то, что уже присутствует в реальности и имеет необходимые способности.
- Самолеты и другие устройства, предназначенные для полета, создавались на основе наблюдений за птицами и животными, которые планируют с помощью крыльев (белки-летяги).
- Аналогией для радаров, локаторов являются рот и уши летучих мышей, с помощью которых они ориентируются.
Связь приемов воображения
Операции воображения тесно взаимосвязаны между собой и функционируют как целостная структура.
Когда человек создает что-то при помощи собственной фантазии, он использует многие приемы, и происходит это практически всегда неосознанно.
Чем больше знаний и опыта накопил человек, тем проще ему создавать новые образы в собственном воображении.
Формы человеческого сознания и самосознания: какими они бывают? Читайте об этом здесь.
О приемах творческого воображения в этом видео:
Источник