Способ создания новых образов воображения

Использование приемов воображения в творческих работах и изобретениях

Существует ряд способов создания новых образов при помощи воображения.

Такие способы называются в психологии приемами воображения, и примеры их использования можно отыскать во множестве художественных работ: в мифологии разных народов, сказках, произведениях известных писателей.

Сознание и деятельность — как они связаны? Узнайте об этом из нашей статьи.

Основные понятия

Воображение , орудие не только творческого человека.

Оно ценно для представителя любой профессии, поскольку позволяет мыслить креативно и выходить за рамки стандартных представлений.

Фантазия дает возможность не только творить с нуля, но и без ошибок представлять образы, схемы в процессе чтения научной и художественной литературы, решать задачи, напрямую связанные с задействованием наглядно-образного мышления, планировать дальнейшую деятельность, эффективнее запоминать информацию.

Активное (то, которое работает произвольно) воображение подразделяется на:

    Воссоздающее. Это умение человека воссоздавать в своей голове образы, модели, схемы на основе описания, которое обычно подается либо в устном, либо в письменном виде.

К примеру, воссоздающее воображение активно задействуется во время чтения художественных книг: читатель детально представляет себе персонажей, обстановку, действия, интонации и так далее.

  • Творческое. Это способность создавать оригинальные образы, концепты, схемы. Безусловно, любой творческий человек опирается на уже существующие концепты, правила, идеи, создавая что-то свое, но при этом продукт работы его фантазии будет отличаться в той или иной мере от всего, что существовало ранее.
  • Приемы или, иначе говоря, операции воображения напрямую связаны с творческим воображением.

    Творческое воображение во многом работает на основе схемы &#171,анализ-синтез&#187,: вначале образы, существующие в памяти человека, анализируются, определяются их характеристики и взаимосвязь, после происходит процесс расщепления с целью сконструировать из полученного материала нечто новое.

    Операции воображения , это методы, при помощи которых фантазия осуществляет процесс анализа и синтеза.

    Основные операции воображения , это агглютинация, гиперболизация, придача, типизация, акцентирование, перенос, аналогия.

    Приемы

    Что относится к приемам воображения?

    Агглютинация

    Агглютинация , это операция, при которой комбинируются элементы, относящиеся к разным явлениям или объектам, так, чтобы получилось нечто новое.

    Этот прием часто можно встретить в мифологии, сказках и легендах разных народов мира, в художественных произведениях, написанных в жанрах фэнтези и фантастики.

      Морская дева. Традиционно морские девы , это привлекательные девушки, имеющие вместо ног хвост, похожий на рыбий, существующие в европейской мифологии. В русском языке их обычно называют русалками, несмотря на то, что классические русалки, взятые из славянской мифологии, хвоста не имеют.

  • Сфинкс. Это мифическое существо стало достаточно известным, и многие народы изображали его по-разному. Наиболее известный образ сфинкса , создание с телом льва и человеческой головой.
  • Кентавр. Известное мифическое существо , наполовину человек, наполовину конь, , перекочевавшее из мифов во многие известные фэнтезийные вселенные, например во вселенную Гарри Поттера.
  • Избушка на курьих ножках. Зловещий атрибут множества русских народных сказок: изба, стоящая на прочных ногах (двух или четырех), напоминающих куриные, часто способная перемещаться с их помощью и ведущая себя как относительно разумное существо.
  • Животные из популярных мультсериалов &#171,Аватар: Легенда об Аанге&#187, и &#171,Аватар: Легенда о Корре&#187,. В фэнтезийной вселенной этих мультсериалов существует огромное количество животных, созданных при помощи приема &#171,агглютинация&#187,: кротобарсуки, львы-черепахи, крольгуру (кролик и кенгуру), черепахокрабы, медведи-утконосы и многие другие.
  • Гиппогриф из серии книг и фильмов о Гарри Поттере. Согласно описанию в книгах, гиппогриф , это крупное животное, которое представляет собой смесь лошади (туловище, хвост и задние конечности) и орла (голова, крылья и передние конечности). Может иметь различный окрас.
  • Читайте также:  Способы сделать укол ребенку

    С латинского языка слово &#171,агглютинация&#187, переводится как &#171,приклеивание&#187,. Этот термин используется не только в психологии, но и в биологии и лингвистике, и имеет разные значения.

    Гиперболизация

    Гиперболизация , явление или существо намеренно изображается более крупным или маленьким для того, чтобы его образ работал в контексте рассказываемой истории, создавал определенные эмоции, выглядел на фоне других более или менее значительным.

    Также может быть увеличено либо уменьшено количество элементов, являющихся частью объекта.

    Этот прием тоже часто встречается в мифологии, в сказках, в фантастическом или фэнтезийном сеттинге.

    1. Дюймовочка. Крошечный размер девочки из сказки Андерсена позволил реализовать тот сюжет, который был представлен (взаимодействие с маленькими животными и насекомыми на равных), и подчеркнуть ее уязвимость.
    2. Дракон с несколькими головами. Во многих историях и сказках драконы имеют больше одной головы: обычно их три, или семь, или двенадцать. Так как драконы традиционно предстают в художественных произведениях в качестве отрицательных персонажей, которых необходимо победить, количество голов подчеркивает опасность, исходящую от них, и затрудняет бой главному герою.
    3. Многорукие индийские боги. Многие индийские божества изображаются с большим количеством рук. Их руки символизируют их могущество и умение выполнять множество дел в одно и то же время. В некоторых случаях дополнительным рукам приписывается философский подтекст.

    Также примерами могут служить и другие существа, например бог Янус, имеющий два лица, или циклоп, у которого только один глаз.

    Придача

    Придача , некому объекту (часто это материальный предмет) добавляют характеристики, которые не являются нормой для него в обычной жизни.

    Примеры использования такой операции также можно легко встретить во многих фэнтезийных художественных произведениях.

    1. Шапка-невидимка. Делает полностью невидимым того, кто ее наденет. Сходное умение имеет мантия-невидимка из серии книг о Гарри Поттере.
    2. Скатерть-самобранка. Особая скатерть, которая способна материализовывать неограниченное количество вкусной и разнообразной еды, нужно лишь ее расстелить и сказать волшебные слова.
    3. Волшебная палочка. В более ранних художественных произведениях такие палочки просто выполняли желание владельца при взмахе. К примеру, в серии о Гарри Поттере волшебная палочка стала инструментом, высвобождающим силу волшебника.

    Сходные умения имеют посохи магов, которые фигурируют во множестве фэнтезийных вселенных.

    Другие примеры: семимильные сапоги, ковер-самолет.

    Типизация

    Типизация , прием, при котором собираются характеристики сходных объектов, явлений, людей, относящихся к одной группе, и используются для создания уникального образа, являющегося отображением определенной действительности.

    Типизация распространена во многих произведениях классической литературы: некоторые известные персонажи представляют собой совокупность таких черт, которые отображают проблемы и суть отдельных групп населения, становятся зеркалом своего века, эпохи.

    • Фауст,
    • Евгений Онегин,
    • Митрофанушка из пьесы &#171,Недоросль&#187, Д. И. Фонвизина,
    • Помещики из произведения &#171,Мертвые души&#187, Гоголя (Коробочка, Манилов, Ноздрев).

    Акцентирование

    Акцентирование , прием, при котором на отдельные характеристики персонажа или другого существа делается акцент, нередко чрезмерный, необходимый для высмеивания или большей выразительности.

    1. Карикатуры. Этот вид искусства нацелен на высмеивание различных явлений, идей, личностей, исторических событий, пороков общества, нередко в грубой форме, с использованием черного юмора и стереотипов. Карикатуристы делают акцент на тех особенностях, которые стремятся высмеять. К примеру, болтуну может быть пририсовать длинный язык.
    2. Шаржи. Эта разновидность искусства имеет прямую связь с карикатурой, но ничего не высмеивает, лишь акцентирует внимание на внешних особенностях человека или животного. Обычно шарж представляет собой узнаваемый портрет в шутливой стилистике, неправдоподобно преувеличивающий отдельные черты объекта. Шаржи вызывают улыбку, беззлобный смех у тех, кто их разглядывает.

    Перенос

    Перенос (или перемещение) , прием, при котором существо или другой объект помещают в нестандартные условия, в которые он не должен был попадать.

    В качестве примера можно привести персонажей, которых в фанатской среде называют &#171,попаданцами&#187,: это или необычные, сказочные герои, которые попадают в наш мир и приспосабливаются к жизни в нем, или обычные люди, по воле случая попавшие в фантастическую или фэнтезийную вселенную.

    Примеры известных попаданцев:

      Старик Хоттабыч. Историю о древнем джине, который попал в советские реалии и познакомился с мальчиком Волькой, знают большинство тех, кто родился в девяностых годах и раньше.

  • Дети из серии произведений о Нарнии, созданной Клайвом Льюисом. Классика фэнтези, находящаяся рядом с работами Толкина.
  • Также есть смысл вспомнить Алису, попавшую в Страну чудес, Дороти (которая в адаптации Волкова стала Элли) и многих других.

    К перемещению можно отнести саму идею зоопарков: животные оказываются в нестандартных для себя условиях.

    Аналогия

    Аналогия , оригинальный образ создается на основе чего-то, что уже присутствует в реальности и имеет необходимые способности.

    1. Самолеты и другие устройства, предназначенные для полета, создавались на основе наблюдений за птицами и животными, которые планируют с помощью крыльев (белки-летяги).
    2. Аналогией для радаров, локаторов являются рот и уши летучих мышей, с помощью которых они ориентируются.

    Связь приемов воображения

    Операции воображения тесно взаимосвязаны между собой и функционируют как целостная структура.

    Когда человек создает что-то при помощи собственной фантазии, он использует многие приемы, и происходит это практически всегда неосознанно.

    Чем больше знаний и опыта накопил человек, тем проще ему создавать новые образы в собственном воображении.

    Формы человеческого сознания и самосознания: какими они бывают? Читайте об этом здесь.

    О приемах творческого воображения в этом видео:

    Источник

    СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ.

    Способы создания новых образов:

    1. Комбинирование— сочетание данных в опыте элементов в новых комбинациях (обычно это не случайный набор, а подбор определенных черт). Этот способ очень распространен и применяется в науке, техническом изобретательстве, искусстве, художественном творчестве. Частным случаем комбинирования является агглютинация— «склеивание» различных деталей, свойств, не соединимых в реальной жизни.

    Примерами агглютинации могут служить сказочные и фантастические образы — избушки на курьих ножках, ковра-самолета, русалки, кентавра, человека-амфибии и т. п.

    2. Гиперболизация — преувеличение предмета; изменение кол-ва частей предмета и их смещение — драконы, многорукие богини, Змей-Горыныч и др.

    3. Акцентирование — выделение, подчёркивание каких-либо черт и сторон предмета или явления. Акцентирование активно используется писателями-сатириками, художниками при создании дружеских шаржей, выразительных образов.

    4. Типизация — специфическое обобщение, для которого характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Типизация широко используется в искусстве, художественной литературе. К примеру, образ «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтов создавал, объединив типичные черты современников, образ Наташи Ростовой, по воспоминаниям Л.Н. Толстого, включает типичные черты его собственного идеала женщины.

    5. Схематизация — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

    6. Заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

    С мышлением тесно связано воображение, которое, также как и мышление, продуктивно. Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К.Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.

    Мышление и воображение весь свой материал получают только из одного источника — из чувственного познания. Однако лишь при развитии мышления и воображения психика человека совершает тот качественный скачок, который позволяет снять границы воспринимаемого, представляемого и вспоминаемого. Они позволяют человеку мысленно проникать в микро- и макромир, перемещаться вдоль оси времени от прошлого к далекому будущему. Мышление и воображение расширяют возможности человека в познании мира, так как оперируют не только первичными (восприятия) и вторичными (представления) образами действительности, но и абстрактными понятиями.

    РЕЧЬ И ЯЗЫК. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЧИ.

    Речь – форма общения, опосредованная языком и сложившаяся исторически в процессе материальной и преобразующей деятельности людей.

    Язык – система условных символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык – это продукт общественно-исторического развития (вырабатывается обществом). Основное предназначение языка – закрепление за каждым словом определенного значения (любое значение, понятие – это всегда обобщение предметов).

    — выражение – указывает на то, что благодаря речи мы имеем возможность выразить свое отношение к определенному объекту, ситуации, человеку;

    — сообщение – связано с тем, что именно посредством слов, в основном, идет обмен информацией между людьми;

    — обозначение – выражается в придании названия предметам и явлениям;

    — воздействие – посредством речи мы оказываем влияние на мысли, эмоции, поведение других людей.

    С функциями речи непосредственно связаны и ее основные свойства:

    — содержательность – объем и глубина выраженной в речи информации;

    — понятность – умение индивида использовать адекватные ситуации и партнеру слова, предложения, употреблять нужные понятия;

    — выразительность – эмоциональная насыщенность и окраска, содержание образных выражений, метафор, способность вызвать отклик в собеседнике;

    — воздейственность – способность влиять на других людей (их убеждения, эмоции, мотивацию и т.д.).

    ВИДЫ РЕЧИ.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

    Виды речи:

    Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя, в свою очередь, включает:

    Устную, которая представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимающихся на слух. Она подразделяется на диалогическую и монологическую.

    -Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков.

    Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации.

    Внутренняя речь: беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их осознания и классификации в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.

    Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предикативность и агглютинированность.

    Основные направления развития речи:

    1. Формирование разговорной (диалогической) речи.

    2. Формирование монологической речи.

    3. Развитие словаря.

    4. Формирование грамматически правильной речи.

    5. Воспитание звуковой культуры речи.

    6. Ознакомление с художеств. литературой и воспитание любви к чтению.

    Источник

    Читайте также:  Неморфологизованные способы выражения подлежащего
    Оцените статью
    Разные способы