Способы приобретения ИС на предприятии
Способы приобретения ИС – это последующие действия от определения и формализации решения о необходимости ИС до того момента, пока ИС не будет внедрена на предприятия. Существуют следующие способы приобретения ИС:
- покупка готового решения, — без настройки уже имеющую все модули;
- покупка и доработка, — покупка готового решения (или обновление) и доработка системы;
- аренда;
- собственная разработка модуля – создание системы с нуля похожей на готовое решение.
Подробнее опишем некоторые из них..
Собственная разработка ИС. Даже при наличии хороших готовых программ организация может решить разрабатывать свою систему, если имеет специфические потребности или этого требуют ее размеры и сложность. Обычно такие разработки ведутся самими компаниями, однако возможен вариант приглашения сторонних разработчиков. В этом случае совершенно необходимо:
- тщательно выбрать разработчика. Лучше, если сторонний разработчик имеет опыт работы с другими компаниями данной отрасли и понимает, как компания ведет свои дела;
- подписать контракт, накладывающий взаимные обязательства, фиксирующий потребности организации, которые должны быть удовлетворены и позволяющий расторгнуть соглашение при определенных условиях;
- планировать и контролировать каждый шаг. Должно быть достигнуто соглашение по всем аспектам разработки и установлены частые контрольные сроки;
- поддерживать эффективное взаимодействие. Отношения между организацией и разработчиком должны быть ясными и определенными в любой момент, чему способствует частое общение;
- контролировать все затраты. Все затраты должны проверяться, а денежные выплаты до завершения разработки должны быть минимизированы.
Покупка готовой ИС. Другая альтернатива — покупка программ. Немало разработчиков программного обеспечения специализирующихся на определенной отрасли и даже поставляющих информационные системы вместе с компьютерами “под ключ”. По оценкам, около 80% компаний предпочитают покупать программное обеспечение, а не разрабатывать его. Однако и в этом случае организации приходится проходить жизненный цикл разработки системы, за исключением только некоторых шагов физической разработки, связанных с программированием.
Покупка и доработка ИС. Наиболее гибкий подход к приобретению системы — модификация готового программного обеспечения. Он сочетает достоинства других подходов, однако сопровождается и своими рисками, обусловленными тем, что программное обеспечение при этом как бы меняет своего разработчика.
Для того, чтобы определить, какой именно способ приобретения подойдет в нашем случае, проведем сравнительный анализ подходов к приобретению программ (таблица 1) с выявлением видимых достоинств и недостатков, на основании чего сделаем вывод.
Таблица 1.
Сравнение подходов по приобретению ИС.
Способ приобретения
Достоинства
Недостатки
Собственная разработка
- Программы могут разрабатываться для конкретных нужд;
- Нет ограничений, присущих готовым программам;
- Лучшая совместимость с уже использующимися программами;
- Разработка может управляться и контролироваться;
- Служащие более лояльны к системе, в разработке которой участвовали;
- Построение уникальной системы может дать особые преимущества, которых никто не имеет.
- Большие затраты средств, труда и времени;
- Новые программы содержат ошибки;
- Пользователям трудно определить свои нужды;
- Разработчикам трудно понять нужды пользователей;
- Требуется контроль за разработкой;
- Большинство компаний не имеет достаточно квалифицированных разработчиков.
Приобретение готовой ИС
- Минимальные задержки и затраты до внедрения;
- Можно выбрать пакет, наиболее подходящий для организации;
- Можно заранее познакомиться с программами;
- Высококачественные программы хорошо отлажены;
- Обновление программ не так дорого;
- Хорошая документация.
- Может не удовлетворять потребностям компании;
- Разработчик может прекратить свое существование или обслуживание программ;
- Выбор и оценка программ требуют средств и времени;
- Ограниченные возможности для решения возникающих проблем.
Покупка и доработка уже существующей ИС
- Дешевле и требует меньше времени, чем разработка;
- Меньше ограничений и лучше удовлетворяются нужды организации, чем при покупке готовых программ.
- Модификация трудна, порождает новые ошибки и проблемы контроля;
- Трудно вести документацию внесенных изменений;
- Значительные изменения могут быть дороги;
- Разработчик может отказаться обслуживать модифицированные программы.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Источник
Использование готовых решений
Возможность применения готовых типовых систем связана с тем, что многие организации обладают набором общих и уникальных черт и задач. Наличие общности позволяет использовать готовые решения (модели и программы) в условиях конкретного пользователя и его задач.
Например, большинство организаций решает типовые задачи в бухгалтерском учете, финансах, организации управленческого труда, автоматизации документооборота, создании информационно-справочных систем, управлении кадрами и т. п. В рамках таких задач выбор типовых решений будет оправданным и эффективным, особенно в малом бизнесе.
Для того чтобы ИС могла быть скомпонована из типовых решений, необходимо, чтобы в каждой информационной системе в максимальной степени использовались стандартные технологии автоматизации бизнеса:
• ИТ «клиент—сервер» в корпоративном документообороте и деловых операциях;
• ИТ управления электронными документами;
• ИТ проектирования, моделирования и анализа сложных информационных систем;
• ИТ финансово-экономического анализа деятельности;
• системы поддержки принятия решений и др.
При создании ИС на базе готовых решений организация выбирает одну или несколько существующих на рынке готовых информационных систем, созданных специализированными фирмами-разработчиками, и внедряет их в собственные подразделения, автоматизируя их деятельность.
• В настоящее время на рынке ИТ представлены готовые системы, предназначенные для автоматизации отдельных функций управления и других сфер деятельности (например, пакеты прикладных программ, ориентированные на малый бизнес), а также средние и крупные интегрированные информационные системы, позволяющие автоматизировать деятельность всей компании в целом.
Основное преимущество использования готовых решений заключается в исключении временных затрат на разработку системы, а кроме того, такой подход имеет следующие достоинства:
• наличие сопровождения системы разработчиком;
• тщательное тестирование предлагаемой системы разработчиком, быстрое выявление ошибок с помощью большого круга пользователей;
• качественное документирование системы;
• периодические улучшения или усовершенствования системы разработчиком;
• возможность сосредоточить ресурсы организации на поддержке работы системы, а не на разработке, и др.
Несмотря на весьма весомые достоинства, зачастую применение готовых систем ведет к излишним финансовым затратам на сопровождение ИС, а также к невозможности наращивания ее функций, что затрудняет дальнейшее развитие системы и расширение ее функциональности. Поэтому часто на практике этот метод используют совместно с разработкой собственных систем, что позволяет объединить отдельные ИС в единое информационное пространство и достичь комплексной автоматизации предприятия.
Новым направлением в области готовых решений является создание программных систем-«конструкторов» или настраиваемых систем со встроенными средствами разработки, дающими возможность управлять структурой баз данных, создавать процедуры ввода, обработки и анализа информации, проектировать пользовательский интерфейс и т. п. Такие системы представляют собой универсальное решение, адаптируемое для целого спектра задач и предметных областей. Однако создание систем данного класса требует дополнительных усилий разработчика и существенного резервирования. Для применения таких систем необходима очень высокая квалификация пользователей, которые должны владеть инструментами настройки, предоставляемыми системой, практически на уровне разработчика.
4. Использование услуг сторонней организации для передачи ей функций информационной системы.
Этот способ фактически не предполагает создания или применения ИС на предприятии, создания информационных подразделений и установки соответствующих аппаратно-программных средств. Предприятие в этом случае привлекает специализированную фирму, с помощью собственных ресурсов выполняющую действия, которые должна была бы осуществлять информационная система. Это означает, что все компоненты ИС и подразделения, работающие с ней, находятся в собственности специализированной фирмы, которая обрабатывает всю предоставленную ей информацию, а предприятие-заказчик получает итоговые отчеты с заданной периодичностью.
Преимущества использования внешних ресурсов:
• экономия и освобождение денежных средств;
• гарантия определенного качества обслуживания;
• гибкость системы информационного обеспечения;
• освобождение человеческих ресурсов для других проектов.
Недостатки такого информационного обеспечения:
• потеря контроля над информационными технологиями;
• зависимость от специализированной фирмы;
• необходимость делиться конфиденциальной информацией;
• возможность задержек обработки информации и др.
Таким образом, при данном способе выполнение проектов информационной системы и услуг по поддержке аппаратно-программных средств, а также дальнейшую модернизацию системы берет на себя специализированная организация.
Заметим, что зачастую на практике перечисленные подходы к созданию ИС применяются совместно, что позволяет усилить достоинства каждого из методов, снизить издержки от их недостатков, организовать работу информационных подразделений наилучшим образом и получить интегрированное решение, автоматизирующее решение отдельных задач или деятельность предприятия в целом.
Методика выбора автоматизированных информационных систем
Потребность в выборе ИС может быть вызвана либо необходимостью автоматизации или модернизации существующих информационных процессов, либо необходимостью коренной реорганизации в деятельности организации. Руководство практически всегда сталкивается с проблемой выбора ИС, когда предприятию необходим современный инструмент управления и в то же время четко сформулировать принципиальные требования к системе не представляется возможным.
Выбор системы в общем случае может быть организован как процесс последовательного просмотра большого количества предлагаемых вариантов с целью нахождения подходящего решения. Однако число разработанных и представленных на рынке систем столь велико, что выбор наилучшего решения простым перебором различных вариантов становится невозможным, поэтому чаще всего при выборе ИС заведомо неприемлемые системы отбрасываются из рассмотрения.
Для осуществления обоснованного выбора необходимо точно определить технические и экономические требования к ИС, которые обычно группируют в следующие разделы:
• функциональные возможности (соответствие ИС функциям, которые существуют или планируются в организации);
• стоимостные оценки (совокупная стоимость владения, т. е. сумма прямых и косвенных затрат владельца системы за период ее жизненного цикла);
• технические характеристики (архитектура системы, надежность, средства защиты и т. п.);
• перспективы развития и интеграции (масштабируемость, поддерживаемые интерфейсы с внешними системами).
Главный принцип выбора ИС для предприятия заключается в том, в какой степени та или иная система подходит для управления объектами в конкретных условиях. С этой точки зрения выделяют следующие основные критерии выбора ИС:
• функциональные характеристики — соответствие возможностей системы задачам, которые выполняет объект автоматизации;
• удобство работы пользователей — простота эксплуатации системы и возможности поиска информации, наличие документации и справочной системы;
• совместимость — возможность использования с наиболее распространенными операционными системами и функциональным программным обеспечением;
• репутация фирмы-разработчика, стаж ее пребывания на рынке, число продаж, отзывы экспертов — этот критерий позволяет обеспечить стабильное сопровождение системы и своевременный переход к новым версиям;
• адаптируемость системы на российском рынке — наличие русифицированной версии систем иностранного произволства или возможность их русификации, учет российского законодательства;
• простота внедрения — сроки и ресурсы, необходимые для приведения системы в рабочее состояние и обучения пользователей;
• возможность расширения и интеграции с другими системами — гибкость системы и готовность ее к совершенствованию функций, возможность настройки системы и подключения к внешним информационным источникам при меняющихся потребностях предприятия;
• опыт внедрения системы на других предприятиях и наличие демонстрационных версий — оценка по этому критерию позволит избежать возможных ошибок, вызванных несоответствием рекламных материалов фактическим возможностям системы.
Функциональная полнота является одним из важнейших критериев выбора системы, поскольку ограниченность набора возможностей приводит к существенным финансовым, трудовым и временным затратам на автоматизацию функций, не предоставляемых системой.
Выбор архитектуры информационной системы будет определяться ответами на следующие вопросы:
• Какие функции должны быть автоматизированы?
• Какие для этого потребуются промышленно изготовленные и оригинальные (заказываемые) типы программ?
• Какие необходимы информационные объекты, как они будут организованы и распределены?
Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть ряд факторов, влияющих на этот выбор.
1. Насколько бизнес-процессы предприятия отличаются от традиционных?
Если отличия достаточно серьезны и привести бизнес-процессы на предприятии к стандартным невозможно или нецелесообразно, то покупать готовую ИС не имеет смысла.
2. Как часто потребуется вносить значительные изменения во внедряемую ИС?
Если бизнес-процессы в сфере деятельности предприятия постоянно изменяются и совершенствуются, то покупка и адаптация готовой ИС также неприемлема, так как в систему потребуется непрерывно вносить изменения, интегрировать в нее новые компоненты и т. д., что может оказаться невозможным вовсе либо недостаточно эффективным.
3. Какие суммы готово вложить предприятие в автоматизацию?
Для ограниченных в финансовых ресурсах предприятий как покупка зарубежной ИС, так и специальный заказ на разработку ИС обычно неприемлемы. Выбор между покупкой существующего программного обеспечения или разработкой своими силами решается обычно на основании ответов на вышеперечисленные вопросы.
Таким образом, покупку и адаптацию готовой системы следует выбирать для предприятий со стабильными и традиционными бизнес-процессами, если на рынке программного обеспечения представлены соответствующие информационные системы. При этом для крупных и разветвленных структур рекомендуется выбирать мощную корпоративную информационную систему, однако нередко это приводит к необходимости реорганизации предприятия, что связано с дополнительными затратами времени и средств.
Для предприятий среднего и малого бизнеса вполне приемлемы локальные ИС, обеспечивающие автоматизацию отдельных функций на отдельных уровнях управления. Разработка ИС своими средствами и заказ разработки ИС организациями-разработчиками являются наиболее удобным способом для нетипичного ведения бизнес-процессов.
Таким образом, выбор автоматизированной информационной системы — это комплексная задача, сложность которой существенно возрастает с ростом масштабов предприятия. Поэтому для осуществления выбора ИС часто привлекаются квалифицированные специалисты, действующие на основании своего опыта и знаний, а также в соответствии с реальными потребностями предприятия.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник