- Дидактор
- педагогическая практика
- Технологический приём ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ
- Технологический прием работы с понятием – денотатный граф статья по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Денотатный граф как один из способов графического представления информации на уроках русского языка и литературы
- Денотатный граф как один из способов графического представления информации на уроках русского языка и литературы
Дидактор
педагогическая практика
Технологический приём ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ
Обилие учебной информации часто мешает понимаю сути изучаемого вопроса. Часто учитель, закончив изложение учебного материала, обращается к учащимся с банальным вопросом: » Ну что ребята, поняли?» Дружный возглас «Да-а-а-а!» не должен успокаивать.
В своё время великий К.Д. Ушинский высказался по этому поводу следующим образом:
Понимание — это объяснение самому себе.
Пока ученик сам не разберётся в сути изучаемого явления, процесса, события, сплошь и рядом мы встречаем вызубренные ответы, которые отнюдь не демонстрируют качество усвоения учебного материала.
Очень важно предоставить ученику инструменты ПОНИМАНИЯ.
Графическое изображение процесса понимания предоставляет ниже описанный приём.
Денотатный граф — это весьма эффективный приём технологии критического мышления.
[от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу]
Он является хорошим способом вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Я воспользовался примером, выложенным на сайте DocMe.
Суть данного приёма заключается в том, что ученик выделяет ключевое понятие (существительное).
Ниже он подбирает глаголы, описывающие наиболее важные процессы, происходящие с данным понятием (существительным). На данном этапе данный приём перекликается с Синквейном (пять строчек).
Для Денотатного графа характерно чередование существительных и глаголов. Поэтому на следующем уровне необходимо представить комментарии к глаголам существительными, иногда связанными с ними прилагательными.
На следующем уровне ученик подбирает глаголы к предыдущим существительным.
Ключевое слово по мере построения графа дробится на слова-«веточки». Приём можно эффективно использовать при проведении анализа нового понятия, определения с разных позиций его содержания.
В отличие от Синквэйна, как правило, используемого для обратной связи, приём Денотатный граф необходим ученику, прежде всего, для осмысления учебного материала.
Источник
Технологический прием работы с понятием – денотатный граф
статья по теме
Денотатный граф — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Перевод словосочетания «Денотатный граф»: «обозначаю» и «пишу».
Денотатный граф представляет собой схему, достаточно сложную по строению и вбирающую в себя большой объем информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
denotatnyy_graf_statya.docx | 48.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель химии и биологии
ГБОУ СОШ № 250 Кировского района Санкт-Петербурга
Артюнина Ирина Петровна
Прием работы с понятием – денотатный граф
Сегодня для всех очевидно, что целью качественного образования не может быть просто накопление предметных знаний, умений и навыков. Успешный ученик должен обладать не просто определенным багажом знаний, а умением учиться. И задача учителя — научить его этому, научить мыслить, потому что только развитый ум и владение универсальными приёмами учебной деятельности могут стать залогом его успеха, чем бы он ни занимался в жизни. Соответственно учитель должен владеть методическими приемами, которые позволят его ученикам научиться анализировать , обобщать, делать выводы, и т.д.
Сегодня ученики должны усваивать большие объемы информации. Существуют различные способы графического представления информации, которые позволяют значительно сократить объем получаемой информации без потери качества знаний. Одним из приемов свертывания (сокращения) информации является денотатный граф
Денотатный граф — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Перевод словосочетания «Денотатный граф»: «обозначаю» и «пишу».
Денотатный граф представляет собой схему, достаточно сложную по строению и вбирающую в себя большую информацию.
Примерная схема «денотатного графа»
Ключевое слово
глагол глагол глагол
имя имя имя имя имя имя
глагол глагол глагол глагол глагол глагол глагол
имя имя имя имя имя имя имя
Правила составления денотатного графа.
1. Выделяем в тексте ключевое слово или понятие
2. Чередуем в графе имена существительные (или группу слов с ними) и глаголы.
3. Каждое слово графа по смыслу связываем с ключевым словом.
4. Строки-«веточки» получаем разной длины и объема.
5. Проверяем смысловые связи любого слова графа с ключевым словом.
Пример составления денотатного графа по сказке «Колобок»
бабка дедка подоконник
медведя волка зайца лису
укатился укатился укатился съела
Для работы в классе денотатный граф можно использовать на этапе проверки домашнего задания, на обобщающих уроках, в групповой работе, в качестве творческого домашнего задания. При закреплении изученного материала можно предложить учащимся готовый денотатный граф с пропущенными словами.
Преимущества использования денотатного графа
- с использованием графических схем можно представить всю проблему целиком;
- графика помогает наглядно и понятно для себя и других слушателей представить структуру проблемы;
- когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи;
- повышается мотивация, легче воспринимать информацию, легче составить ответ, вспомнить, выучить;
Источник
Денотатный граф как один из способов графического представления информации на уроках русского языка и литературы
, преподаватель русского языка и литературы ФГКОУ «Уссурийское СВУ МО РФ»
Денотатный граф как один из способов графического представления информации на уроках русского языка и литературы
Данная статья посвящена одному из графических методов обработки информации, денотатному графу. Данный метод наиболее эффективен на уроках при отработке правил и понятий.
Опыт показывает, что использование денотатного графа в учебном процессе является эффективным, так как помогает обучающимся осмыслить учебный материал и быстро запомнить информацию.
Статья адресована учителям, руководителям общеобразовательных организаций и их заместителям.
This article is dedicated to one of the graphical methods of information processing, denotatum count. This method is most effective in lessons when developing rules and concepts.
Experience shows that the use of denotative count in the educational process is effective because it helps students comprehend the learning material and quickly memorize information.
The article is addressed to teachers, heads of educational institutions and their deputies.
Почему одни дети усваивают учебный материал, а другие нет? Эта проблема существует ровно столько, сколько существует школа. Причин как внешних, так и внутренних много. В основном их можно разделить на две группы:
1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого обучающегося;
2) внешние, объективные, в основном не зависящие от обучающегося.
Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости — низкий уровень навыков учебного труда, а именно: неумение эффективно обрабатывать информацию. Как помочь таким детям? Необходимо дать инструменты, которые помогут сделать процесс обучения посильным и интересным. Для эффективной обработки информации наиболее подходят
графические методы. В чем же их преимущество?
Придают процессу обучения целостность
Обеспечивают экономию времени
Дают возможность дифференцировать обучение
Допускают использование для любого возраста
Помогают более глубоко проникнуть в тему
Делают урок более динамичным
В настоящее время в обучении применяются следующие типы графических схем:
В контексте заявленной темы статьи метод « денотатный граф» можно использовать как инструмент для анализа нового понятия, определяющего с разных позиций его содержание.
Денотатный граф – (от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу)
Рассмотрим способ создания денотатного графа:
Выделение ключевого слова или словосочетания. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку). Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак. Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова – «веточки». Соотнесение каждого слова – «веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий. Денотатные графы могут быть положительными и отрицательными.
Познакомимся с практическим применением денотатного графа.
На уроках русского языка использование этого метода дает хорошие результаты при отработке многих правил и терминов. Так, например, в пятом классе работа с «графом» помогает исключить путаницу между такими понятиями как «члены предложения» и «части речи». Причем на уроке может использоваться как полностью, так и частично заполненный наглядный материал. Незаполненные окна дают учащимся возможность выстраивать логические цепочки, восстанавливать пропущенную информацию и в итоге легко усваивать теоретический материал (рис. 1 и рис.2)
На уроках литературы применение денотатного графа также дает хорошие результаты.
Под графом, составленным по тексту художественного произведения, следует понимать наглядное изображение, отражающее одну из проблем текста; характеристику литературного героя; языковые средства; авторскую позицию и др.
Вычленение из текста существенных признаков ключевого понятия помогает учащимся структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, более вдумчиво работать с текстом.
Рассмотрим, как работает этот метод на примере эпизода урока литературы в 5 классе (ФГОС) по теме «Жилин и Костылин — два разных характера, две разных судьбы (по рассказу « Кавказский пленник»)».
На этапе проблемного объяснения материала организуется работа в группах: обучающиеся анализируют текст в связи с поставленными вопросами, делают выводы, предоставляют отчеты.
1 группа. Найдите в тексте описания, характеризующие внешность Жилина и Костылина. Как ведут себя Жилин и Костылин, когда с них требуют выкуп? Почему по –разному? Как вы относитесь к каждому из них?
2 группа. Перечислите причины, по которым Жилин и Костылин — офицеры оказались в плену. Могла ли ситуация разрешиться по-другому? При каких условиях?
3 группа. Почему о жизни Жилина в плену целый рассказ, а о жизни Костылина — лишь несколько фраз? Чьё поведение вам больше нравится и почему?
4 группа. Почему Костылин во время побега оказался не помощником Жилина, а обузой? Сравните второй побег с первым. В чём разница?
На этапе первичного закрепления обучающиеся отвечают на вопросы:
От чего зависит, что люди, оказавшиеся в одних и тех же ситуациях, ведут себя по-разному?
Почему героев, оказавшихся в плену, было двое, а рассказ называется «Кавказский пленник»?
На этапе самостоятельной работы класс делится на две группы, и, работая в парах, составляет денотатные графы: одна группа создаёт положительный денотатный граф (Жилин, рис.3) вторая – отрицательный (Костылин, рис.4).
Опыт показывает, что использование денотатного графа на уроках русского языка и литературы является эффективным. Этот метод необходим ученику, прежде всего, для осмысления учебного материала. Он способствует формированию необходимых умений и навыков, а также быстрому запоминанию информации.
1. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
2.Программы профилактики трудностей в учебе /авт. Сост. , – Волгоград: Учитель, 2007.
Источник
Денотатный граф как один из способов графического представления информации на уроках русского языка и литературы
Гришина Галина Васильевна, преподаватель русского языка и литературы ФГКОУ «Уссурийское СВУ МО РФ»
Денотатный граф как один из способов графического представления информации на уроках русского языка и литературы
Данная статья посвящена одному из графических методов обработки информации, денотатному графу. Данный метод наиболее эффективен на уроках при отработке правил и понятий.
Опыт показывает, что использование денотатного графа в учебном процессе является эффективным, так как помогает обучающимся осмыслить учебный материал и быстро запомнить информацию.
Статья адресована учителям, руководителям общеобразовательных организаций и их заместителям.
This article is dedicated to one of the graphical methods of information processing, denotatum count. This method is most effective in lessons when developing rules and concepts.
Experience shows that the use of denotative count in the educational process is effective because it helps students comprehend the learning material and quickly memorize information.
The article is addressed to teachers, heads of educational institutions and their deputies.
Почему одни дети усваивают учебный материал, а другие нет? Эта проблема существует ровно столько, сколько существует школа. Причин как внешних, так и внутренних много. В основном их можно разделить на две группы:
1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого обучающегося;
2) внешние, объективные, в основном не зависящие от обучающегося.
Одна из наиболее распространённых внутренних причин неуспеваемости — низкий уровень навыков учебного труда, а именно: неумение эффективно обрабатывать информацию. Как помочь таким детям? Необходимо дать инструменты, которые помогут сделать процесс обучения посильным и интересным. Для эффективной обработки информации наиболее подходят
графические методы . В чем же их преимущество?
В настоящее время в обучении применяются следующие типы графических схем:
В контексте заявленной темы статьи метод « денотатный граф» можно использовать как инструмент для анализа нового понятия, определяющего с разных позиций его содержание.
Денотатный граф – (от лат.denoto – обозначаю и греч.grapho – пишу)
Рассмотрим способ создания денотатного графа:
Выделение ключевого слова или словосочетания.
Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак. Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова – «веточки».
Соотнесение каждого слова – «веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий.
Денотатные графы могут быть положительными и отрицательными.
Познакомимся с практическим применением денотатного графа.
На уроках русского языка использование этого метода дает хорошие результаты при отработке многих правил и терминов. Так, например, в пятом классе работа с «графом» помогает исключить путаницу между такими понятиями как «члены предложения» и «части речи». Причем на уроке может использоваться как полностью, так и частично заполненный наглядный материал. Незаполненные окна дают учащимся возможность выстраивать логические цепочки, восстанавливать пропущенную информацию и в итоге легко усваивать теоретический материал (рис. 1 и рис.2)
На уроках литературы применение денотатного графа также дает хорошие результаты.
Под графом, составленным по тексту художественного произведения, следует понимать наглядное изображение, отражающее одну из проблем текста; характеристику литературного героя; языковые средства; авторскую позицию и др.
Вычленение из текста существенных признаков ключевого понятия помогает учащимся структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, более вдумчиво работать с текстом.
Рассмотрим, как работает этот метод на примере эпизода урока литературы в 5 классе (ФГОС) по теме «Жилин и Костылин — два разных характера, две разных судьбы (по рассказу « Кавказский пленник»)».
На этапе проблемного объяснения материала организуется работа в группах: обучающиеся анализируют текст в связи с поставленными вопросами, делают выводы, предоставляют отчеты.
1 группа . Найдите в тексте описания, характеризующие внешность Жилина и Костылина. Как ведут себя Жилин и Костылин, когда с них требуют выкуп? Почему по –разному? Как вы относитесь к каждому из них?
2 группа . Перечислите причины, по которым Жилин и Костылин- офицеры оказались в плену. Могла ли ситуация разрешиться по-другому? При каких условиях?
3 группа. Почему о жизни Жилина в плену целый рассказ, а о жизни Костылина — лишь несколько фраз? Чьё поведение вам больше нравится и почему?
4 группа. Почему Костылин во время побега оказался не помощником Жилина, а обузой? Сравните второй побег с первым. В чём разница?
На этапе первичного закрепления обучающиеся отвечают на вопросы:
От чего зависит, что люди, оказавшиеся в одних и тех же ситуациях, ведут себя по-разному?
Почему героев, оказавшихся в плену, было двое, а рассказ называется «Кавказский пленник»?
На этапе самостоятельной работы класс делится на две группы, и, работая в парах, составляет денотатные графы: одна группа создаёт положительный денотатный граф (Жилин, рис.3) вторая – отрицательный (Костылин, рис.4).
Опыт показывает, что использование денотатного графа на уроках русского языка и литературы является эффективным. Этот метод необходим ученику, прежде всего, для осмысления учебного материала. Он способствует формированию необходимых умений и навыков, а также быстрому запоминанию информации.
1. Гальперин И.Р.Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
2.Программы профилактики трудностей в учебе /авт. Сост. Е.М. Меттус, А.В.Литвина – Волгоград: Учитель, 2007.
3. http :// soft . mydiv . net / win / files — Mindjet — MindManager . html
Источник