Способ социальной организованности при котором социальные позиции
Некоторые организации имеют четко очерченные границы, существующие длительное время без изменений, закрепляющиеся в уставе, учредительном договоре, положениях и других документах. При этом учитывается ряд ограничений, относящихся к численности персонала, размеру капитала, видам деятельности и т. п., зафиксированных в законах и других нормативных актах.
Зачем нужны организации для индивида, что они позволяют ему реализовать? Существование организаций позволяет осуществлять совместное проживание (организация – семья); получать прибыль (участие в коммерческих структурах); социальные потребности (государственные и муниципальные организации); развлекаться (посещать зрелищные, культурные организации) и др. Можно выделить и ряд последствий существования организаций, причем как положительных, так и отрицательных. Так к позитивным последствиям существования организаций относятся:
• реализация интересов отдельных индивидов и групп, в частности интересы создателей организаций (владельцев), акционеров (собственников), наемных работников, клиентов, партнеров;
• предоставление работы для желающих, т. е. являются источником их существования;
• проведение изменений в организациях приводит к значительным изменениям в обществе (и наоборот), например, сокращения на предприятиях военного промышленного комплекса в РФ в 1990-е гг. привели к развитию «челночного бизнеса».
К негативным последствиям существования организаций относятся: различные аварии, загрязнение окружающей среды, несчастные случаи, участие в преступлениях. Участие может быть умышленным (участие в преступной деятельности) или неумышленным (компании страхования от пожаров могут потворствовать поджигателям).
Виды организаций. Предлагаемая классификация (табл. 1.3.1) организаций проведена с учетом особенностей построения отношений внутри самой организации, ее подразделений.
В зависимости от способа социальной организованности выделяют: формальные и неформальные организации.
Формальные, или официальные, организации представляют собой официально зарегистрированные, имеющие систему установленных отношений для достижения поставленных целей, структуру должностей, формальные нормы и правила поведения. Действуют на основании разделения труда и специализации, рациональности, обезличенно-сти. Например, АО «ЗИЛ», фабрика по выпуску кондитерских изделий «Коркунов».
Классификация организаций
Неформальные организации официально не зарегистрированы, имеют совокупность личностных и социальных отношений, возникающих как результат взаимодействия сотрудников на основе взаимных симпатий и сотрудничества. Например, музыкальная группа. Однако как только такая группа зарегистрируется в официальном порядке, то она станет официальной организацией.
В зависимости от формы собственности выделяют: государственные, частные, муниципальные организации.
Государственные организации. Основным собственником данных организаций является государство. Например, Государственный университет управления (ГУУ).
Частные организации. Основными собственниками выступают физические или юридические лица. Например, частный лицей, магазин, аптека.
Муниципальные организации. Собственность принадлежит местным органам государственной власти и органам местного самоуправления. Например, библиотека, детский сад, музыкальная школа.
В зависимости от отношения к прибыли принято выделять коммерческие и некоммерческие организации. Основной целью деятельности коммерческой организации, в соответствии с гражданским кодексом РФ, является получение прибыли. Некоммерческие организации не стремятся извлекать прибыль из любых направлений своей деятельности, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это совпадает с достижением их целей. Например, ГУУ, не являясь коммерческой организацией, не ставит перед собой цели получать прибыль от обучения студентов, но проводит платное обучение для получения дополнительных доходов для развития учебного процесса в университете.
В зависимости от характера потребностей клиентов выделяют: индивидуальное, серийное, крупносерийное производство.
Индивидуальное, мелкосерийное производство существует для удовлетворения индивидуальной потребности отдельного клиента (личности или организации), для выпуска продукции ограниченного потребления. Например, прокатный стан, спутник, индивидуальный пошив одежды, организация эксклюзивных туров для охоты на белых медведей, сборка автомобилей по индивидуальным заказам. Отличительными особенностями такого производства являются: большое разнообразие выпускаемой продукции по отдельным заказам; технологическая специализация рабочих мест; применение универсального оборудования; высокая квалификация работающих; относительно большая длительность производственного цикла децентрализованное оперативное управление.
Серийное производство осуществляется для учета требований конкретных клиентов, но выпуск продукции или оказание услуг осуществляется небольшими сериями. Отработанные технологии производства позволяют тиражировать продукцию, но осуществлять это небольшими сериями. В последнее время этот вид производства, с учетом развития технологической и информационной базы, становится превалирующим. К особенностям данного вида производства следует отнести: постоянную номенклатуру продукции, выпускаемой в значительных количествах (партиях), использование работников средней квалификации относительно небольшой производственный цикл изготовления изделий, специализацию рабочих мест на выполнении нескольких постоянно закрепленных за ними операций. Например, выпуск автомобилей определенной марки, готовых швейных изделий небольшой серии, кондитерских изделий (тортов).
Крупносерийное, или массовое, производство создается для удовлетворения обезличенной потребности клиентов. Характерными чертами этого вида производства являются: ограниченная номенклатура выпускаемых изделий, специализация рабочих мест на выполнении, как правило, одной-двух постоянно закрепленных операций; применение труда рабочих, специализированных на ограниченном круге работ; существенное сокращение производственного цикла изготовления изделий; использование стандартных технологических и управленческих процедур. Например, ВАЗ выпускает автомобили модели ВАЗ-2105 много лет достаточно большими сериями.
В зависимости от формирования отношений внутри организации выделяют: корпоративные, индивидуалистские, эдхократические, пар-тисипативние организации.
Корпоративные организации представляют собой объединение людей по социальным и профессиональным критериям для осуществления совместной деятельности. Для них характерны: устойчивый характер производства, четкое разделение труда, иерархия управления, стандартизация деятельности, преобладание организационных ценностей над личными. Например, «Лукойл», «Макдоналдс». В таких организациях, как правило, существует корпоративная этика поведения, стандарты поведения сотрудников, фирменная символика и атрибутика и пр.
Источник
Способ социальной организованности при котором социальные позиции
Социология — Слайдлекция по модулю
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Социология — Слайдлекция по модулю
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Социология — Слайдлекция по модулю
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Введение в социологию (профильный курс) — Слайдлекция по модулю
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Социология — Слайдлекция по модулю
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Социология — Слайдлекция по модулю
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Социология — Слайдлекция по модулю
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Социология — Модульный тест
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Социология (курс 4) — Модульный тест
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Введение в социологию (профильный курс) — Логическая схема 2
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Социология (курс 4) — Глоссарный тренинг
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Социология (курс 4) — Тест-тренинг
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Социология (курс 4) — Тест-тренинг
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Социология — Слайдлекция по модулю
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Социология — Слайдлекция по модулю
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Информатика (курс 9) — Слайдлекция по модулю
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Социология — Слайдлекция по модулю
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Социология — Слайдлекция по модулю
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Социология — Слайдлекция по модулю
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Социология — Слайдлекция по модулю
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Социология — Слайдлекция по модулю
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Социология — Слайдлекция по модулю
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Социология — Слайдлекция по модулю
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Социология — Слайдлекция по модулю
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Социология — Слайдлекция по модулю
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Социология — Слайдлекция по модулю
Скачать бесплатно
Отправить на e-mail
Введение в социологию (профильный курс) — Слайдлекция по модулю
Источник
СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Общество немыслимо без организаций.
Социальная организация (от франц. organisatio – формирую, создаю) – это определенная общность, объединяющая некоторое множество индивидов, создающих некоторую систему отношений для достижения взаимосвязанных специфических целей и формирующих высокоформализованные структуры.
Применительно к социальным объектам термин «социальная организация» употребляется в трех смыслах:
- Во-первых, так может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом. В таком значении словом «организация» можно назвать, к примеру, промышленное предприятие, орган власти, добровольческий союз и т.п.
- Во-вторых, термин «организация» может обозначать определенную деятельность по организации людей, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, кооперацию и т.д. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление».
- В-третьих, под организацией может пониматься характеристика степени упорядоченности какого-либо объекта. Тогда этим термином обозначают определенную структуру, строение и тип связей, специфический для всякого социального объекта.
Социальная организация возникает тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей или, наоборот, когда достижение индивидуальных целей оказывается возможным только через достижение и выдвижение общих целей. Цели организации – это желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, используя свою активность, участники той или иной организации для удовлетворения коллективных потребностей.
Центральным элементом любой организации является ее социальная структура. Социальная структура организации представляет собой совокупность взаимоувязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между участниками организации, в первую очередь, отношений власти и подчинения. Социальная структура организации различается по степени формализации.
Формальная организация (от лат. forma – вид, облик, образ) или формальная структура организации – это способ социальной организованности, при котором социальные позиции и взаимосвязи между ними четко обозначены определенными установлениями независимо от личностных характеристик участников, занимающих эти позиции. К примеру, существуют социальные позиции директора, его заместителей, начальников отделов и рядовых исполнителей. Директор может быть деловым и энергичным, а может быть пассивным и малокомпетентным. Исполнитель может быть сверхталантливым, и, тем не менее, он будет формально занимать низшее место в социальной организации. Взаимосвязи между позициями формальной структуры основаны на жестких правилах и закреплены в официальных документах.
Между тем, внутри каждой формальной организации всегда создается организация неформальная.Неформальная организация – это спонтанно (самопроизвольно) сложившаяся система социальных связей, норм, взаимодействий, являющаяся продуктом более или менее действительного межличностного и межгруппового общения. С точки зрения еформальной структуры, компетентный и добросовестный сотрудник может иметь даже более высокий статус, нежели диектор учреждения. Взаимоотношения в нефомальной структуре не закрепляются официальными правилами, а складываются на уровне непосредственного межличностного взаимодействия. Неформальная структура более изменчива, подвижна и неустойчива, нежели структура формальная.
Для организации коллективных действий, направленных на реализацию общих целей, люди не могут избежать иерархического построения. Социальная иерархияв организации (от греч. hierarchia – священная власть) – это форма построения социальной организации, когда социальные позиции и роли «нижнего» уровня контролируются «верхними». Оптимальным воплощением такой иерархической власти является бюрократия.
Социологическую теорию бюрократии разработал М. Вебер.
Бюрократия (от франц. bureau – канцелярия и греч. kratos – власть, господство, сила) – это организация публичной власти, состоящая из ряда официальных лиц, занимающих должности и посты и образующих определенную иерархию управления. Они различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и зону ответственности.
М. Вебер выделил ряд специфических черт бюрократических организаций:
- во-первых, задачи организации должны быть распределены среди ее элементов как официальные обязанности;
- во-вторых, статусы и роли должны быть организованы в иерархическую структуру власти, имеющую форму пирамиды, в которой каждое должностное лицо ответственно перед вышестоящим как за свои собственные решения, так и за действия своих подчиненных;
- в-третьих, решения и действия должностных лиц управляются формально установленной системой правил и инструкций;
- в-четвертых, статусно-ролевые отношения внутри организации имеют обезличенный (формальный) характер.
Дата добавления: 2015-07-30 ; просмотров: 594 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник