Способ социальной организованности организации

Социальная организация

Социальная организация общества (от позднелат. organizio — формирую, сообщаю стройный вид [1] . В “Философском энциклопедическом словаре” (М., 1983) различается широкий и узкий смыслы социальной организации. В широком смысле – это понятие “характеризует способы упорядочивания и регулирования действия отдельных индивидов и социальных групп…”. В более узком смысле, “социальная организация – это относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и координированных действий” [2] . Но в любом случае, организации присущи иерархичность и управляемость, По мнению А.И.Пригожина, «организации возникают, – пишет он, – тогда, когда достижение каких-либо общих целей осуществляется через достижение индивидуальных целей; или же когда достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей” [3] .

Содержание

Определение

Социальная организация — это целевая группа (вторичная и практическая группа),возникающая из социальной потребности и представляющая собой упорядоченный, регулируемый и скоординированный способ совместной деятельности, применяющий определенный алгоритм к действиям людей, группирующихся вокруг набора целевых установок: социальных предписаний и ожиданий (социальных ролей).

Признаки социальной организации

Три специфические черты отличают социальные организации от социальных общностей, социальных групп и социальных институтов:
во-первых, организации — это, прежде всего сообщества, ориентированные на достижение рациональных, функциональных, специфических целей;
во-вторых, организации — это такие группы людей, которым свойственна высокая степень формализации. Их внутренняя структура высоко формализована, нормативна и стандартизована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов.
в-третьих, организации очень зависимы от качественного состава участников, личных качеств своих членов, организаторов, их групповых свойств (организованности, сплоченности, солидарности, мобильности, управляемости и т.п), меняется состав — меняется «лицо» организации.
Структура формальной социальной организации характеризуется следующими чертами:
а) рациональность, т.е. в основе ее формирования и дея­тельности находится принцип целесообразности, полезности, сознательного движения к определенной цели;
б) безличность, т.е. она (организация) безразлична к индивидуальным лич­ностным особенностям своих членов, поскольку рассчита­на на взаимоотношения, устанавливаемые по заданной функции;
в) служебные отношения, т.е. предусматривает и регулирует только служебные отношения;
г) функциональность, подчинена в своей деятельности и в коммуникациях функциональным (необходимым, нужным) целям;
д) наличие организаторов, лиц, систематически занимающейся ее управлением, т.е. обладает (в большинстве случаев) управленческим звеном («ядром»), административным персоналом, постоянно ответственным за поддер­жание устойчивости организации, координацию взаимо­действий ее членов и эффективность ее деятельности как целого.

Структура социальной организации

В социальной организации можно выделить формальную и неформальную структуры. Формальная структура социальной организации включает в себя следующие элементы (компоненты):

  • цели организации;
  • членов организации, или участников;
  • «организаторов», образующих управленческое звено, «организационное ядро»(данный признак характерен для больших групп, для малых он не обязателен);
  • совокупность взаимосвязанных ролей (т.е. каждый выполняет свою часть общего дела);
  • правила, регулирующие поведение людей;
  • средства деятельности (технические, технологические, информационные, финансовые и др.), включая технологию — систематизированное знание полезных и наиболее рациональных способов практических действий (приемов, операций, процедур);
  • заданный алгоритм действий;
  • систему взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношения власти подчинения;
  • упорядоченные связи с другими организациями, окружающими социальными группами и общностями (например, с клиентами), институтами (например, с государством), обществом в целом.

Типы социальных организаций

В зависимости от оформления организационной структур социальные организации подразделяются на формальные и неформальные.

  • Неформальная — это система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функ­циональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.).

Можно выде­лить три основные черты данного явления:
а) спонтанность, то есть незапланированность возникнове­ния;
б) существование и функционирование наряду (параллельно) с организацией формальной;
в) главная особенность — неслужебное, «неделовое» содержа­ние межличностных отношений.

  • Формальная — это форма отношений внутри официально сформированного коллектива, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.

Во многих формальных организациях существуют неформальные организации, которые возникают сами по себе, где люди группируются вокруг одного — нескольких человек и регулярно вступают во взаимодействие друг с другом.

Читайте также:  Способы реверсирования электродвигателей постоянного тока

Виды социальных организаций

Организация часто употребляется в связи с такими понятиями, как трудовая, производственная и общественная организация.
I. Трудовая организация — это: организационно закрепленная совокупность людей, действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели и для создания определенного общественно необходимого продукта или оказания услуг. Необходимо различать и такие понятия, как трудовая и производственная организация. Трудовая организа­ция значительно шире производственной и охватывает работни­ков производственных, научных, учебных, медицинских, куль­турно-просветительских, административных и других организа­ций.
II. Производственная организация относится только к сфере материального производства, в ней объединяются работники с целью производства материальных благ. Трудовые организации действуют во всех сферах общественной жизни и отличаются друг от друга в основном по двум критериям:
1) по форме собственности. В настоящее время можно выделить следующие формы собственности:
а) государственная;
б) кооперативная;
в) акционерная;
г) собственность трудового коллектива;
д) частная;
е) совместная с иностранным капиталом;
ж) иностранная;
2) по сферам деятельности:
а) организации, действующие в сфере материального про­изводства (в промышленности, строительстве, транспор­те, сельском хозяйстве и т.д.),
б) организации, функционирующие в непроизводственной сфере (учреждения культуры, здравоохранения, образования и т.д.).
III.Общественные организации — неправительственные/негосударственные добровольные объединения граждан на основе совместных интересов и целей. Выделеются экологические, политические, спортивные, досуговые, благотворительные, культурные и др.
По степени сплоченности среди социальные организаций выделяются следующие: организация-ассоциация, организация-кооперация, организация-коллектив, организация-корпорация.

Источник

Методы социальной организации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальная организация: что это?

Согласно определению Н. Смелзера, социальная организация – это большая группа людей, которая формируется для достижения определенных целей, как индивидуальных, так и коллективных.

Также в научных кругах выделяют еще несколько определений организации:

  1. Организация рассматривается в качестве одного из элементов общей социальной структуры общества;
  2. Организация – это один из видов деятельности конкретной социальной группы;
  3. Организация выступает в качестве оценки степени внутренней упорядоченности социальной группы, а также согласованности функционирования всех или части ее элементов.

Любая социальная организация обладает рядом достаточно важных, но специфических признаков.

Во-первых, это целевая природа социальной организации – нацеленность руководства социальной организации и ее членов на достижение поставленных целей (как коллективных, так и индивидуальных).

Во-вторых, распределение членов организации в соответствии с ролями и статусами, которые они берут на себя. Роль и статус человека напрямую зависит от его квалификации и уровня образования, а также от уровня знаний и опыта.

В-третьих, в социальной организации производится разделение труда и специализация функций между участниками социальной групп.

Четвертый признак – построение по вертикальному (иерархическому) принципу. Это значит, что в рамках организации есть руководящие роли, а есть подчиненные. Руководитель несет ответственность за деятельность организации, а также за условия труда и благополучие рабочих.

Социальные организации очень многообразны. В связи с этим, их классифицируют по различным критериям. Например, в американском научном сообществе принято делить организации на три основные группы: добровольные организации – их члены объединяются самостоятельно, на добровольной основе. Сюда входят политические партии, профессиональные союзы, клубы по интересам и некоторые религиозные объединения.

Готовые работы на аналогичную тему

Второй вид социальной организации – принудительные. Их членами люди становятся из нужды, принудительным путем (армия, тюрьма или психиатрическая лечебница). Последний вид социальной организации – утилитарная. Ее члены объединяются ради достижения определенной цели, причем эта цель может быть, как общая, так и индивидуальная.

Российские социологи также выделяют следующие виды социальных организаций:

  1. Деловые организации, которые обеспечивают работникам средства для существования (корпорации, фирмы или банки);
  2. Общественные организации, которые представлены в виде массовых объединений, членство в которых позволяет удовлетворить потребности разного порядка: политические, социальные, культурные, духовные, творческие и иные;
  3. Промежуточные организации – сочетают в себе совокупность признаков и деловых, и общественных организаций – некоторые кооперативы, товарищества;
  4. Ассоциативные организации – данный вид появляется на основе идеи о взаимной реализации интересов (научная школа, клуб по интересам, неформальное или религиозное объединение, субкультура).

Управление социальной организацией

Современные организации обладают достаточно сложной структурой. В связи с этим выделяется особая система управления, которая включает в себя следующие ключевые характеристики: во-первых, руководство должно обращать внимание на тщательную выработку стратегии управления организацией. Должны быть четко обозначены цели организации, структурирован труд и обязанности каждого работника в зависимости от его уровня образования, опыта и квалификации. Во-вторых, деятельность по руководству персоналом организации. Она подразумевает постоянное совершенствование управленческой системы, регуляцию управленческих решений. В каждой подструктуре должны быть свои ответственные лидеры, а подчиненные должны четко осознавать свои права и обязанности.

Читайте также:  Тушение пожара способом химического торможения обеспечивается путем

Получение, отбор, распределение и использование социально значимой информации – еще одно условие, которое обеспечивает благополучное управление социальной организацией. В рамках учреждения всегда должны разрабатываться новые стратегии, должны приниматься решения, но все это должно быть обосновано информацией, которая напрямую связана со спецификой деятельности организации. Поэтому каждый участник должен постоянно пополнять базу знаний, а также генерировать новые идеи, но под руководством лидера. Благодаря тому, что участники организации осведомлены о деятельности и специфике направлений, они могут рационально распределять ресурсы организации во благо ее дальнейшего развития.

Любой руководитель должен систематически проводить кадровую политику организации. Он должен контролировать соответствие каждого работника его месту, организовывать курсы по переобучению или повышению квалификации. Если человек не развивается, а его работа неэффективна, то его необходимо заменить другим человеком.

Еще одно условие – ведение деловых переговоров. Ни одна организация не может быть полностью отрезана от окружающего мира, не может игнорировать интересы или предложения других организаций, особенно по схожей деятельности. Умение вести переговоры, договариваться с клиентами или коллегами – это важное умение, которое присуще грамотному лидеру.

Благодаря переговорам, ведению грамотной кадровой политики перед руководством и управленческими сферами организации открываются возможности по внедрению принципов инновационного управления. Здесь используются новые технологии по контролю за качеством выполнения обязанностей, а также за эффективностью труда. Стоит также упомянуть о таких принципах управления, как: распространение эффективной рекламы, планирование и проектирование работы в рамках социальной организации и контроль, координация действий работников на каждом этапе развития производства. Таким образом, современные социальные организации – многоаспектны, нуждаются в грамотном руководстве и постоянном инновационном обновлении.

Источник

Социальная организация. Строение и типология организаций, их роль в обществе.

Организация как форма социальной общности понятие вездесущее. Люди работают в организациях разного типа. Живут в организованных поселения, покупают все, что требуется для жизни в основном в торговых организациях, учатся, отдыхают, рождаются, отправляются на кладбища – это все происходит в организациях и через них. Поэтому в возникновении, функционировании и развитии общества ничего нельзя понять без изучения его организационных форм.

Ключевое понятие, с которого следует начать анализ феномена организации, — это социальная система. Система – предмет, явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, которые находятся во взаимных связях и отношениях, образуют единое целое и способны во взаимодействии с внешними условиями своего существования изменять свою структуру. (Осипов) социальная система – особый класс систем (наряду с биологической, технической…), элементами которой являются люди и возникающие между ними отношения. В другом смысле это понятие означает ту или иную социальную общность. К наиболее развитому типу систем относится социальная организация, для которой характерны такие системообразующие качества, как цель, иерархия, управление, синергия. (в меньшей степени эти признаки есть и у др систем). Важной характеристикой систем является их сложность. Соц системы – в принципе обладают большей сложностью, т.к. человек имеет большую субъективность и большой диапазон выбора поведения. → значительная неопределенность функционирования и наличие границ управляемости ими. Каждая соц система по своему уникальна.

В принципе организация представляет собой высший уровень развития социальных систем. Но применительно к социальным объектам термин «организация» употребляется в следующих случаях:

1. Искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. Организация=соц институт с известным статусом и рассматривается как автономный объект (предприятие, орган власти, добровольный союз…_

2. Деятельность по организации, включающая в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию… Организация=процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект. С присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. (≈управление)

3. Характеристика степени упорядоченности какого-либо объекта. Организация=структура, строение, тип связей, выступающих как способ соединения частей в целое. (=свойство, атрибут объекта). (Эффективно, неэффективна, политическая организация общества….)

2 механизма образования организаций, как форм социальной общности:

1. Если признается возможность достижения общей цели путем достижения индивидуальных. (трудовые организации: предприятия, учреждения)

2. Если признается возможность достижения индивидуальных целей путем достижения общей. (акционерные общества, массовые союзные организации)

→Определяющим признаком социальной организации выступает целевая общность. Коллективное целедостижение вызывает необходимость вводить иерархию и управление.

Социальные свойства организации:

А) создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей → на 1 план выяснение ее целей и функций, эффективности результатов, мотивации и стимулирования персонала.

Читайте также:  Тибетские способы лечения псориаза

Б) складывается как человеческая общность, специфическая социальность, т.е. совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности/конфликтности.

В) объективируется как безличная структура связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами. (Предмет анализа: агрегированная целостность, построенная иерархически и взаимодействующая со внешней средой). Основные проблемы: равновесие, самоупревление, разделение труда, управляемость.

Синергия объясняет эффективность организационных форм – прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий их участников.

1. Организационная сложность. Абсолютная сложность (объективная, заложенная в объекте), относительная (субъективная, характеризующая способность управления). Организационная сложность появляется с повышением множественности элементов. → разнообразие элементов (касается не только функций, но и природного качества элементов) → многообразие связей между ними (обнаруживаются части и уровни, максимум сложности здесь – противоречие между элементами) → высшая степень сложности системы – автономия всех составляющих уровней, частей. В социальных организациях – это субъективность их основного «материала», наличие у людей своего мнения, целей, свободы поведения. Способы ухода от сложности путем управления: «черный ящик», систематизация, декомпозиция…

2. Формализация связей и норм. Социальная формализация как способ организованности – целенаправленное формирование стандартных, безличных образцов поведения в правовых, организационных, социокультурных формах. →снижение абсол и относит сложности. → концентрация и катализация орг деятельности в наиболее оптимальном направлении, в устойчивости, стабильности, экономии орг усилий за счет сокращения амплитуды поисков в каждой конкретной ситуации → создается формальная организация предприятия, учреждения. 2 пути формализации: а) оформление естественно сложившегося состояния, основанный на осмыслении предыдущего опыта; б) «конструирование» социальной организации (предварительно разработав план, проект)

3. Феномен неформального. Формализация никогда не может охватить все отношения. Неформальная – другой имп организованности, который представлен социально-психологической организацией как спонтанно складывающейся системой межличностных отношений. Неизбежно в ходе длительного общения. Представлено группообразованием. → организованность любого коллектива – формальная и социально-психологическая. Внеформальная оранизация при стремлении решать служебные дела другими способами, не подтвержденными официально.

4. Цели организации – ключевой элемент.

a. Цели-задания – план, поручение, задаваемые организации по подчинению более широкой организационной системой и отражающие внешнее назначение организации как социального инструмента.

b. Цели-ориентации – общие интересы участников, реализуемые через организацию, соответствуют свойству организации как человеческой общности, в них проявляются целеустремленность.

c. Цели-системы – равновесие, стабильность, целостность, управляемость, функциональность.

Возможно несовпадение целей.

5. Иерархия. Для организации коллективной деятельности люди не могут избежать иерархического построения. А) социальная иерархия – универсальная форма построения социальных систем на основе соподчинения, когда нижние подчиняются верхним, при этом, чем выше уровень, тем уже состав → пирамида. Б) проявляется централизация управления, лидерство – невозможно без посредника. Вводится для эффективности. Линейная и вертикальная иерархия.

Типология. Различные организационные образования распространены довольно широко в любом обществе. В обществе образуются следующие формы организаций:

· Деловые организации – фирмы и учреждения, которые возникают сами для коммерческих целей, либо создаются более широкими организационными системами для решения отдельных задач. Членство в них обеспечивает работников средствами к существованию. Основа внутреннего регулирования – административный распорядок, принципы единоначалия, назначения, коммерческой целесообразности.

· Общественные союзы, массовые организации, цели которых вырабатываются изнутри и представляют собой обобществление индивидуальных целей участников. Регулирование – совместно принятым уставом, выборность, зависимость руководства от руководимых. Удовлетворение политических, социальных, экономических, любительских интересов.

· Промежуточные формы организации. (кооперативные, которые соединяют основные признаки союзов, но выполняют роль потребительских кооперативных организаций (потребсоюзы, жилкооперативы.)

· Ассоциативные организации – семья, научная школа, неформальная группа. Автономия от среды, стабильность состава, иерархия, устойчивое распределение по ролям, принятие общих решений. Цели сроятся на взаимном удовлетворении интересов, когда не общая цель является фактом объединения, а цели друг друга, т.е. цель 1 служит средством для достижения цели другого. Общие цели совпадают с индивидуальными.

· Поселение обладает организационными признаками. Первоначально селятся вместе, чтобы через соседские связи использовать деятельностные способности др друга, подчиняясь целесообразности целого (планировка улиц, форма и размер жилья), которая каждому в отдельности и не нужна. Урбанизация → рост фактора целостности.

Все указанные орг формы связаны и пересекаются между собой. Иногда оказывается эффективно их слияние (исследовательский институт на базе научной школы), в не которых других – вредно и дизорганизующе.

Патологии: господство структуры над функцией, бюрократия, бессубъектность (от работника ничего не зависит), стагнация (неспособность к проведению изменений), неуправляемость, конфликт, клика (использование ресурсвов организации в своих корыстных целях, нанося урон), несовместимость личности с функцией.

Источник

Оцените статью
Разные способы