- Социальное взаимодействие
- Что называют социальным взаимодействием и какова его типология?
- Что такое социальные взаимодействия
- Признаки социальных взаимодействий
- Социальные взаимодействия: классификация по Сорокину
- Условия для социального взаимодействия
- Типология социальных взаимодействий
- Деление на виды
- Теории межличностных взаимодействий
- Выводы
- Социальные взаимодействия, их классификация и типы. Понятие социальных отношений
- Классификации социальных взаимодействий
- Типы социальных взаимодействий
- Взаимодействие личности и социальной среды
- Социальные отношения
Социальное взаимодействие
Социа́льное взаимоде́йствие — система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов [1] . Оно родственно понятию «социальное действие», которое является исходным моментом формирования социальных связей. Социальное взаимодействие как способ осуществления социальных связей и отношений предполагает наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условий и факторов его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т. п. [2]
Социальное взаимодействие включает передачу действия от одного социального актора — другому, получение и реакцию на него в виде ответного действия, а также возобновление действий социальных акторов. Оно имеет социальное значение для участников и предполагает обмен их действиями в будущем благодаря присутствию в нём особой каузальности — социального отношения. Социальные отношения формируются в процессе взаимодействия людей и являются результатом их прошлых взаимодействий, приобретших устойчивую социальную форму. Социальные взаимодействия, в отличие от них, представляют собой не «застывшие» социальные формы, а «живые» социальные практики людей, которые обусловливаются, направляются, структурируются, регламентируются социальными отношениями, но способны воздействовать на эти социальные формы и изменять их.
Социальное взаимодействие определяется социальными статусами и ролями личности и социальных групп. Оно имеет объективную и субъективную стороны:
- Объективная сторона — факторы, независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.
- Субъективная сторона — сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.
Источник
Что называют социальным взаимодействием и какова его типология?
Главное место в социальной структуре общества занимает человек. А общество не бывает без отношений и взаимодействий – это главная жизненная потребность человека. Регулярные взаимодействия в жизни друг с другом удовлетворяют собственные потребности и интересы, помогают выполнять ценностные и поведенческие намерения. Между людьми возникает зависимость, которую решают с помощью социальных ответных действий.
Что такое социальные взаимодействия
К социальному взаимодействию относится вид социальной связи между субъектами, которых связывает повод для связи, и действуют механизмы, регулирующие эти взаимоотношения. При социальном взаимодействии осознанная деятельность одного человека вызывает ответные действия другого субъекта. Это единичные контакты или элементарная социальная связь. Другие контакты называются регулярными. Для углубления социальной связи субъекты прибегают к определённым социальным действиям. Связь считается социальной, если действия направлены на другого человека, и приводят к ожидаемому последствию или реакции.
Вступая в социальные взаимодействия, люди сопереживают, обмениваются информацией, выполняют совместные действия. Это выражается в социальном влиянии, сотрудничестве, соперничестве, манипуляциях или в конфликтах.
Признаки социальных взаимодействий
Для отличия социального взаимодействия от других взаимодействий, определены 4 признака:
- Наличие внешней цели и причины, для выполнения которой требуется объединение усилий.
- Ограничение конкретных условий, которые диктует ситуация.
- Видимая внешняя выраженность протекания взаимодействия, где используются жесты, знаки, символы.
- Допустимые осознанные или неосознанные проявления участия во взаимодействии.
Взаимодействуя, люди контактируют объективно – совместный труд на заводе или в офисе. На такой труд не влияют отдельные личности или группы, но с их помощью регулируются взаимодействия. Субъективность отношений выражается в сознательности и эмоциональной насыщенности отношений. В этом случае контактирующие люди ожидают соответствующее поведение друг от друга. Социальное взаимодействие – не только прямой контакт и озвучивание сообщений.
Сюда относится и наблюдение одного человека за тем, что выполняет другой, который об этом осведомлён. Здесь люди связаны обратной связью с допускаемой реакцией.
Социальные взаимодействия: классификация по Сорокину
Классик мировой социологии выделяет основания для классификации:
- количество взаимодействующих людей;
- кратковременное или долговременное взаимодействие;
- одностороннее или многостороннее взаимодействие;
- организованно или нет, проходит взаимодействие;
- стихийно или сознательно;
- интеллектуальный, чувственно-эмоциональный или волевой уровень взаимодействий.
Условия для социального взаимодействия
Для социальных взаимодействий определено 2 условия: наличие психики и органов чувств у общающихся субъектов, чтобы узнавать чувства друг друга, выражающиеся мимикой, жестами, интонацией. Второе условие – выражение собственных мыслей и чувств одинаковыми символами.
В процессе социального взаимодействия контактирующие люди доносят друг до друга информацию и ждут обратной реакции, то есть действий. Беседа приятелей относится к коммуникативному процессу, который заканчивается совместными действиями: сотрудничеством или конфликтом.
Совместные трудовые взаимодействия, которые переросли в дружеские отношения семьями, относятся к комплексному и сложному явлению, что относится к социальному взаимодействию.
Типология социальных взаимодействий
К главным типам относятся:
- одностороннее доминирование;
- двустороннее взаимодействие.
Одностороннее воздействие отмечается командованием, эксплуатацией, господством, нравоучением и другими подобными действиями. Двустороннее взаимодействие характеризуется равными условиями сторон, которые состоят из переговоров, конференции, конкуренции, купли-продажи, соревнования, телефонного разговора или конфликта.
Коммуникации делят на межличностные, внутригрупповые, межгрупповые и массовые взаимодействия. Сотрудничество состоит из кооперации, взаимопомощи, переговоров или консенсуса. К соперничеству относят конкуренцию, споры и конфликты, а также столкновения. Сорокин рассматривает типы как обмен: идеями, согласованиями, чтобы достичь единой цели, или эмоциональными отношениями к предмету действия.
Деление на виды
Виды социального взаимодействия определяются, исходя из способа контакта, который выбрали взаимодействующие люди или группы:
- физический контакт, вербальный или словесный, относятся к внешним видам;
- невербальный контакт, с помощью мимики и жестов, а также мысленный – это внутренние действия.
Виды наделены свойствами: осмысленностью, мотивированностью и ориентированностью на собеседника.
Теории межличностных взаимодействий
Социологи, сталкиваясь с проблемами межличностных взаимодействий, создают теории, в которых рассматриваются вопросы контактирования людей.
В теории обмена Хоманса и Блау действует принцип стимула. Один человек выполняет действия (трудится), другой – вознаграждает за труд. Контакт продолжится, если оба получат ожидаемый результат. При несимметричном обмене, когда один диктует условия, а другой стремится выполнить, чтобы получить вознаграждение, рождается власть.
Мид и Блумер, в теории символического интеракционизма утверждают, что основа взаимодействий – сознательные коммуникации при осмысленных собственных поступках и намеренном поведении партнёра. Для эффективности процесса требуется умение мысленно занимать место собеседника. В этом случае возникают внешние и внутренние коммуникации.
Системный подход Парсонса объясняет двустороннее взаимодействие, когда участники взаимодействия, по отдельности, являются деятелями по отношению к другим партнёрам. В то же время они и объекты для других участников. Взаимодействие большего числа людей порождает неопределенности в отношениях, сопровождающиеся экономическими трудностями, политическими и нормативными проблемами.
По теории управления впечатлениями Гофмана предполагается:
- Нефокусированное взаимодействие, возникающее при большом скоплении присутствующих и общающихся с помощью вербальной коммуникации. Внешний вид, взгляд, выражение лица, жесты – способы передачи собственного впечатления в это время.
- При фокусированном взаимодействии партнёры замечают слова и действия другого участника. Фон для таких взаимодействий – нефокусированное общение.
Выводы
К социальным взаимоотношениям относятся управленческие отношения и действия в группах. Межличностные отношения возникают между приятелями или близкими людьми при тесном общении с симпатиями или антипатиями.
Источник
Социальные взаимодействия, их классификация и типы. Понятие социальных отношений
Социальное взаимодействие представляет собой систему взаимообусловленных социальных действий, в которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов.
Существует специальный термин, принятый в социологии, который обозначает социальное взаимодействие, — интеракция.
Не все, что мы делаем при взаимодействии с другими людьми, можно отнести к социальному взаимодействию. Например, если автомобиль сбил прохожего, то это дорожно-транспортное происшествие. Оно становится социальным взаимодействием тогда, когда водитель и пешеход, разбирая происшествие, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп. В данном случае «водитель» и «пешеход» — социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя свои роли, водитель и пешеход выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, которые определены обществом. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения ( в данном случае — правила дорожного движения).
Классификации социальных взаимодействий
Социальные взаимодействия классифицируют по разным основаниям. Социолог Питирим Сорокин делил социальные взаимодействия следующим образом:
- по количеству субъектов взаимодействия: взаимодействия двух индивидов, взаимодействие одного индивида со многими, взаимодействие многих индивидов со многими;
- по продолжительности: кратковременные и долговременные взаимодействия;
- по характеру: односторонние и многосторонние взаимодействия;
- по организованности: организованные и неорганизованные взаимодействия;
- по сознательности: стихийные и сознательные взаимодействия;
- по «материи» обмена: интеллектуальные, чувственно-эмоциональные и волевые взаимодействия.
Так же социальные взаимодействия могут быть непосредственными ( складываются в ходе межличностного общения) и опосредованными (в результате совместного участия людей в сложных системах).
Типы социальных взаимодействий
Существуют два основных типа социального взаимодействия:
Сотрудничество строится на основе взаимопомощи и предполагает наличие общих целей и интересов. Основной формой сотрудничества является кооперация. При кооперации происходит обмен интеллектуальными, материальными, управленческими и другими видами услуг.
Соперничество – тип социального взаимодействия, которые предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия и характеризуется стремлением опередить или подчинить соперника.
Соперничество бывает двух видов:
- конкуренция ( субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга);
- конфликт (прямое столкновение противоборствующих сторон).
Социология не дает конкретных оценочных суждений касательно типов социального взаимодействия. Так, конфликт рассматривается некоторыми социологами как источник развития социальных взаимодействий.<< spravochnik_article.html >>
Взаимодействие личности и социальной среды
Социальные взаимодействия представляют собой отношения между социальными группами. В процессе жизнедеятельности люди не находятся в одном и том же положении, они перемещаются в определенных направлениях и с различной скоростью в общественном пространстве, преследуя определенные цели в жизни. Люди за определенное время могут как подняться по социальной лестнице, так и спуститься вниз. Поднимаясь по социальной лестнице, человек добивается успехов на рабочем месте и в обществе, раскрывает для себя новые ценности. При изучении общества и его социальной структуры, главное место отводится человеку. Человек – это главный элемент социальной структуры, без которого в обществе невозможны ни социальные отношения,ни социальные взаимодействия. Таким образом, человек выступает в обществе как объект и субъект социальных отношений.
Взаимоотношения личности и социальной среды можно представить в виде формулы: поиск (личности) — предложения (общества) – выбор (личность выбирает из предложенного обществом).
У социального взаимодействия существует субъективная и объективная сторона.
К объективной стороне относятся связи, которые не зависят от отдельных личностей и носят опосредованный и контролирующий характер их взаимодействия.
Сознательное отношение людей друг к другу, основанное на взаимном ожидании определенного поведения, представляет собой субъективную сторону. К субъективной стороне можно отнести межличностные (или социально-психологические) отношения, которые представляют непосредственные связи между людьми, складывающиеся в определенных условиях.
К механизму социального взаимодействия относятся:
- индивиды, совершающие различные действия;
- происходящие изменения во внешнем мире, которые вызваны данными действиями;
- влияние данных изменений на других людей;
- обратная реакция на происходящие изменения.
Социальные отношения
Социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает в себя статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.
В свою очередь социальные отношения представляют собой устойчивую систему взаимодействий, которая предполагает наличие взаимных обязательств со стороны партнеров.
Существуют основные характеристики социальных отношений:
- продолжительность;
- систематичность;
- самовозобновляемость.
Социальные отношения имеют широкий диапазон своих ценностных ориентаций и отличаются своим многообразием связей.На основе социальных отношений возникают различные социальные общности людей.
Социальные отношения включают в себя различные системы и подсистемы. Они могут быть экономическими, политическими, правовыми, профессиональными, семейно-родственными, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др.
Диплом, курсовая, реферат. Что это за звери и с чем их едят?
Источник