- Устойчиво-безопасное социально-экономическое развитие территории
- Принципы устойчивого развития градостроительства и территориального планирования. Увеличение количества и качества услуг. Перераспределение х средств между территориями при межбюджетных отношениях. Сохранение ресурсов для будущих поколений.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- 4. Moluch.ru, статья «Интеллектуальные ресурсы как фактор обеспечения социально-экономического развития общества».
- Подобные документы
- Методы развития территорий
Устойчиво-безопасное социально-экономическое развитие территории
Принципы устойчивого развития градостроительства и территориального планирования. Увеличение количества и качества услуг. Перераспределение х средств между территориями при межбюджетных отношениях. Сохранение ресурсов для будущих поколений.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 03.12.2014 |
Размер файла | 15,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ
Реферат по дисциплине Теоретические основы экономической безопасности
На тему: Устойчиво-безопасное социально-экономическое развитие территории
Студента Мироненко Валерии
Резник Константин Николаевич
Определение устойчивого развития территории
XX век, ставший периодом беспрецедентного роста городов и систем расселения, выявил также потребность человечества в разработке и внедрении принципов устойчивого развития в области градостроительства и территориального планирования. Соответствующая концепция получила название «устойчивое развитие территорий», подразумевающее под собой обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Социально-экономическое развитие (СЭР) территории в основном смысле —это процесс повышения уровня жизни населения.
· Это увеличение количества и качества общественных и частных благ (товаров, работ, услуг) предоставляемых населению, в том числе и полученных при взаимовыгодном обмене с другими территориями.
· Кроме того, СЭР может предполагать увеличение количества и качества благ, предоставляемых этой территорией для целей более высоких уровней территориальной организации власти (на безвозмездной основе). Например, перераспределение финансовых средств между территориями при межбюджетных отношениях.
То есть, СЭР может предполагать конфликт между интересами территории и более высоких уровней власти.
Устойчивое социально-экономическое развитие территории предполагает выбор такого способа развития, при котором достижение его целей в настоящий момент способствует их достижению в будущем.
· Это рациональное и обоснованное использование потенциала территории, сохраняющее ресурсы, производственную базу и т.д. для будущих поколений.
· Кроме того, необходимы меры по развитию и увеличению потенциала территории.
То есть, возможен конфликт между текущим производством благ и сохранением ресурсного потенциала на будущее, между текущим потреблением и увеличением экономического потенциала территории.
Основные компоненты социально-экономического развития территории
Территория, чаще всего, представляет собой административно-территориальное образование в рамках государства (федеральный округ, группа субъектов федерации, субъект федерации, муниципальное образование) или муниципалитета (район города, отдельное поселение в муниципальном образовании и т.п.).
Потенциал территории —это способность природных и общественных структур на этой территории производить различные блага, необходимые для СЭР. Включает совокупность всех видов природных, материально-технических, человеческих и информационных ресурсов территории, а также потенциал их сочетания на территории и взаимодействия.
Критерий социально-экономического развития —это показатели, характеризующие уровень и степень достижения целей СЭР. Прежде всего, это уровень обеспеченности населения различными благами и мнение населения о достаточности этого уровня.
Субъекты социально-экономического развития —государства, их административно-территориальные единицы, муниципалитеты, коммерческие и некоммерческие организации и предприятия, общественные организации граждан и отдельные граждане, реализация целей которых ведет к СЭР территории.
Административно-территориальное устройство происходит по «принципу матрешки», вышестоящий уровень включает нижестоящий. СЭР вышестоящих уровней включает:
· СЭР нижестоящих уровней,
· выполнение целей СЭР, присущих только вышестоящему уровню.
Программа социально-экономического развития территории —это правовой документ, содержащий принципы, цели, задачи и мероприятия по СЭР территории. Программа обычно включает в себя следующие компоненты, структурированные по отраслям экономики и социальной сферы:
· анализ социально-экономического положения,
· цели и задачи, критерии СЭР,
· стратегия СЭР —долгосрочные принципы, методы и приоритеты,
· мероприятия по СЭР и субъекты, ответственные за их реализацию,
· ресурсы, необходимые для реализации мероприятий СЭР и их источники,
· механизм контроля достижения целей СЭР и корректировки программы.
Уровень программы социально-экономического развития —это административно-территориальный уровень власти, реализующий программу СЭР (международный, государственный (федеральный и субъекта федерации), муниципальный (городской, районный, уровень территориального общественного самоуправления). Программа СЭР определенного уровня включает развитие нижестоящих уровней, и отдельные блоки по выполнению целей вышестоящего уровня.
Основные методологические проблемы разработки программ СЭР территории заключается в сочетании следующих принципов:
· федерализма, самостоятельности территорий и иерархического построения административно-территориальной системы,
· самодостаточности (автономии) территории и развития связей между ними,
· развития потенциала территории и увеличения уровня потребления,
· внутреннее использование ресурсов территории и перераспределение ресурсов в пользу других территорий и уровней административно-территориальной системы.
Взаимосвязь экономической безопасности и социально-экономического развития территории
градостроительство финансовый планирование
Экономическую безопасность можно рассматривать как одну из составляющих (подсистем) системы обеспечения устойчиво-безопасного социально-экономического развития территории.
В свою очередь, под устойчиво-безопасным социально-экономическим развитием (УБСЭР) территории понимается способность экономики территории сохранять устойчивую положительную динамику и векторность развития основных социально-экономических показателей без резких «скачков» и колебательных процессов, обеспечивать в ходе такого развития приемлемые показатели уровня экономической безопасности, поддерживать сбалансированность развития различных сфер жизнедеятельности на территории без «перекосов» в сторону отдельных сфер и иметь конечной целью постоянный рост благосостояния, а также улучшение качества и условий жизни проживающего на территории населения.
Список используемой литературы
1. Wikipedia, статья «Устойчивое развитие».
2. Dissercat.ru, статья «Безопасность как фактор устойчивого развития».
3. Smartpagenarod.ru, статья «Социально-экономическое развитие территории.
4. Moluch.ru, статья «Интеллектуальные ресурсы как фактор обеспечения социально-экономического развития общества».
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Основные проблемы развития сельской территории. Выработка мер, направленных на рост сельской экономики, улучшение экологической ситуации, уровня, качества жизни в сельской местности, преодоление социально-экономических различий между городом и деревней.
дипломная работа [117,4 K], добавлен 08.05.2013
Понятие концепции устойчивого развития. Особенности устойчивого развития Тюменского региона. Основные проблемы в обеспечении устойчивости социально-экономического развития Тюменской области. Сценарии и прогноз социально-экономического развития области.
курсовая работа [32,6 K], добавлен 25.10.2015
Основные принципы территориального планирования, его сущность и содержание, направления реализации на современном этапе. Базовые принципы и этапы разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований, главные требования к ним.
курсовая работа [38,7 K], добавлен 15.11.2012
Необходимость применения инструментов активизации инвестиционной деятельности на горных территориях как одного из ведущих факторов их устойчивого развития. Сохранение и развитие этнокультурного наследия. Приоритетные направления развития экономики.
контрольная работа [32,1 K], добавлен 22.02.2013
Тенденции и динамика социально-экономического развития России в 2006-2008 гг. Анализ страны с точки зрения размещения ресурсов, климатических условий, эффективности экономического развития. Характеристика населения и основных экономических показателей.
контрольная работа [78,1 K], добавлен 04.11.2010
Источник
Методы развития территорий
Существуют 4 основных метода развития территории:
1. Развитие социальной сферы,
2. Улучшение городской среды,
3. Экономическое развитие,
4. Стратегическое рыночное планирование.
1. Развитие социальной сферы.Подразумевает финансовое обеспечение хорошего состояния школ, больниц и поликлиник, детских учреждений, облегчение бюрократического бремени и т.д. необходимо разумное сочетание между адекватным и привлекательным общественным обслуживанием и затратами на его содержание.
Основная цель – создание качественной среды для 2-х целевых рынков:
— людей, уже живущих и работающих здесь,
— потенциальных жителей (так называемых, внешних покупателей места).
2. Улучшение городской среды, т.е. архитектурного облика города, его открытых пространств, землепользования, планировки улиц, пешеходных зон, чистоты и экологического состояния. Сейчас в такой работе необходимо учитывать вопросы экологии и окружающей среды, оценивать экологические последствия увеличения плотности населения, жизни в высотных зданиях, заторов уличного движения и парковок, загрязнения воздуха, городских пространств и пр.
Небольшие города также чаще обращаются к реконструкционным проектам, играя на теме «назад, к корням». К примеру, город Дубровник в Хорватии с населением в 70 тыс. человек восстановил средневековую часть города после сербских бомбардировок. Горожане настроены сохранить связь со своими древними корнями и поведать о своем наследии на мировом рынке путешествий.
3. Экономическое развитие– повышение экономической эффективности в работе местной администрации, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности места.
Для этих целей многие территории создают специальные отделы или агентства содействия экономическому и деловому развитию. Существует 3 вида организации их деятельности:
— самостоятельная модель, полностью находящаяся под контролем общественности. Проблема здесь – выслушивается множество разных людей, разговаривающих на «разных языках» и решают разные задачи.
— смешанная модель, где ответственность делиться между государственным и частным сектором. Проблема – нечеткость в разделении задач. Такая модель больше всего распространена в Европе.
— подрядная модель, когда: а) создается компания ½ в собственности МО, а другая ½ — в собственности крупных компаний данной территории, б) закупка всего объема услуг по планированию и осуществлению маркетинга территории у специализированной консалтинговой компании.
4. Стратегическое рыночное планирование. История развития стратегического рыночного планирования применительно к территориям насчитывает 3 поколения (см. табл. 5.4.).
Первое поколение занималось, в основном, охотой за дымовыми трубами, когда система стимулирования была ориентирована на «реальный сектор» экономики, т.е. на производящие отрасли, и снижение затрат на операционную деятельность. Дешевые труд и земля формируют более привлекательный деловой климат местности.
Отмечается появлением новых целевых групп и целей, соответственно. Здесь не только переманивание промышленных производств, но и удержание существующих компаний, создание новых, туризм, экспорт, продвижение на рынок и приток инвестиций. Территории перешли от случайного подхода к более проработанным стратегиям, основанным во многом на конкурентном анализе и рыночном позиционировании.
Таблица 5.4. Три поколения стратегического рыночного планирования
Период | Поколение | Цель | Методы | Маркетинговое обоснование |
до 1970-х гг. | Охота за дымовыми трубами | — Рабочие места в промышленном производстве | — Переманивание предприятий у других мест | — Низкие операционные издержки — Правительственные субсидии |
1970-1980 гг. | Целевой маркетинг | — Рабочие места в производстве и обслуживании в целевых отраслях, находящихся в стадии эффективного роста — Улучшение физической инфраструктуры | — Переманивание предприятий у других мест — Удержание и расширение существующих фирм — Повышение качества трудового обучения — Партнерство государственного и частного секторов | — Конкурентные операционные издержки — Пригодность территории для целевых отраслей — Хорошее качество жизни (упор на условия для отдыха и климат) |
1990гг.– наст. вр. | Создание конкурентной ниши | — Подготовка к появлению рабочих мест в новых отраслях после 2000 г. — Рабочие места в производстве и высококачественном обслуживании в целевых отраслях, в которых прогнозируется продолжающийся рост — Ключевые цели – избирательность и совершенствование | — Удержание и расширение существующих фирм — Поощрение местной предпринимательской инициативы и инвестиций — Создание кластеров — Избирательное привлечение предприятий из других мест — Более тесное партнерство государственного и частного секторов — Развитие технологических ресурсов — Совершенствование коммерческого и технического образования | — Готовность к росту в современной глобальной экономике — Конкурентные операционные издержки — Человеческие и интеллектуальные ресурсы, способные адаптироваться к будущим переменам — Хорошее качество жизни (упор на культурное и интеллектуальное развитие). |
Произошла также смена массового маркетинга на специализированный, акцентирующий внимание на предлагаемые территориями уникальные продукты, приспособленные к конкретным потребностям клиентов. Большое значение придается также поддержке внутреннего рынка и ресурсов: существующие бизнес, промышленность, предприниматели, товары и услуги, коллективные ресурсы (университеты, научные парки, финансовые институты).
Третье поколение характеризуется началом перехода к разработке продукта и созданию рыночной ниши. Важным для территорий стало занять заметную на рынке конкурентную позицию. Территории стали стремиться подчеркнуть свое своеобразие и наличие особых преимуществ для целевых отраслей промышленности. Избранным целевым рынкам предлагаются товары, рассчитанные на конкретную нишу и основанные на уникальных сочетаниях качеств. Стимулируется формирование местных кластеров родственных отраслей. Каждая территория хочет дополнить свои кластеры учебными центрами и инфраструктурой в виде железных и автомобильных дорог, телекоммуникаций и аэропортов. Важными факторами привлекательности территории теперь становятся интеллектуальный климат, открытость новому и поощрение предпринимательства.
Привязка к конкретной территории используется сейчас и в позиционировании бизнеса: компании стали более открыты для сотрудничества с местными и региональными структурами – банковские, страховые, энергоснабжающие, телефонные, транспортные компании и т.д.
Территории, таким образом, должны начать заниматься стратегическим рыночным планированием — не бюджетированием (оценка расчетных доходов и расходов), не проектным планированием (план строительства объекта), не краткосрочным планированием (финансы, налоги и инвестиции в течении ближайших 2х лет), и не долгосрочным планированием (экстраполяция будущих человеческих и иных ресурсов территории на период в 5 – 10 лет и планирование необходимых мер инфраструктурного, финансового и пр. характера).
Стратегическое рыночное планирование – это предположение, что будущее, с одной стороны, в основном, неопределенно, а с другой, — проектируемо как гибкая система, способная «поглощать» удары и быстро и эффективно приспосабливаться к новому развитию событий и новым возможностям. Территория должна создать информационную систему и системы планирования, внедрения и контроля, способные мониторить изменяющуюся среду и конструктивно реагировать на возникающие возможности и угрозы.
Процесс такого стратегического планирования протекает обычно в 5 стадий:
1) Аудит территории (SWOT-анализ) – выяснение того, что территория из себя представляет и почему:
1.1) определение факторов привлекательности (основные экономические и демографические: численность населения, покупательская способность, квалификация, рынок жилья, структура отраслей промышленности и характеристики рынка рабочей силы, здравоохранение, природные ресурсы, транспортная система, качество жизни, система образования и науки).
1.2) выявление основных конкурентов в каждой конкретной нише или сфере деятельности. По отношению к другим территориям данное место может быть:
а) более сильным конкурентом. Ключевые опасности – бурный рост (пробки на дорогах, высокие цены на жилье и затраты на рабочую силу, быстрый износ инфраструктуры) и возможности появления новых конкурентов (объединение двух близлежащих мест против тебя).
б) равносильным конкурентом. Конкурентная борьба приведет либо к улучшению стратегии одной из территорий, либо – к сотрудничеству между ними.
в) слабым конкурентом. Ключевая задача – перенять у сильных конкурентов то, что привело их к успеху и научиться делать это еще лучше.
1.3) выявление основных тенденций и событий макро и микро масштаба. Следует обратить внимание на следующие события макромасштаба — способность территории:
ü генерировать динамичный местный климат,
ü оценивать события и перемены, происходящие в других территориях и во всем мире,
ü регулировать налоговое бремя и поддерживать социальную сферу,
ü осуществлять адекватное современным потребностям человека экологическое регулирование,
ü быть лидером в информационных технологиях,
ü прогрессирующее старение населения,
ü изменение стиля жизни населения,
ü интеграционные процессы и т.д.
1.4) анализ сильных и слабых сторон. Месту не нужно исправлять все свои слабости и рекламировать все свои сильные стороны, потому что факторы различаются по степени их важности для разных целевых рынков. При сопоставлении силы фактора и степени его важности возможны 4 варианта (см. рис. 5.1).
Сила | ||
| низкая | высокая |
Важность | А Сосредоточить внимание | B Продолжать в том же духе |
низкая | C Низкая приоритетность | D Кажется, перестарались |
Рис. 5.1. Матрица силы/важности
В ячейку А попадают факторы важные, но не сильно развитые, что говорит о том, что нужны коренные улучшения. В ячейке В находятся важные факторы, и так составляющие сильную сторону данной территории, поэтому совет – продолжать процесс образования/выращивания стоимости. Ячейка С означает, что не важны и не сильно развиты. В ячейке D – факторы, которые не представляют важности, но они очень сильны (перестарались или переинвестировали).
Следует помнить, что место может обладать основной сильной стороной, но сильная сторона не обязательно будет конкурентным преимуществом на выбранном целевом рынке. Территория должна выявить, какие именно сильные и слабые стороны больше всего воздействуют на восприятие и поведение именно ее целевых рынков.
1.5) выявление возможностей и угроз. Угрозы могут быть:
ü серьезными – могут нанести серьезный ущерб месту и имеют высокую вероятность реализации;
ü умеренными – угрозы либо с большим разрушительным потенциалом, либо с высокой вероятностью возникновения, но не то и другое вместе;
ü малыми – вероятность их возникновения невелика и они не несут территории большого урона.
Итоговую привлекательность места можно охарактеризовать как (см. рис. 5.2):
ü Идеальное место – то, где много больших возможностей и мало серьезных угроз,
ü Спекулятивное место – много и больших возможностей и серьезных угроз,
ü Зрелое место – мало больших возможностей и серьезных угроз,
ü Неспокойное место – это то, где мало возможностей, но много угроз.
Угрозы | ||
| малые | серьезные |
Возможности | Идеальное место | Спекулятивное место |
малые | Зрелое место | Неспокойное место |
Рис. 5.2. Матрица возможностей/угроз
1.6) определение основных узких мест – самые нелицеприятные и сложные проблемы, которые необходимо решить.
2) Выработка видения и определение целей. Предполагает твердые ответы на следующие вопросы:
ü На каких уникальных сочетаниях факторов привлекательности должно концентрироваться место?
ü Каковы целевые рынки территории?
ü Каковы долгосрочные и краткосрочные цели?
ü Каковы ключевые предпосылки для видения? [2]
Следует подготовить разные сценарии дальнейшего развития территории с учетом следующих моментов:
— основным действующим лицом обычно выступает местная администрация, но всегда есть влиятельная персона, работающая в этой структуре или имеющая к ней близкое отношение, которая выступает в роли катализатора;
— концепция должна создаваться совместно органами власти и представителями бизнеса;
— муниципалитеты могут и должны обращаться по этим вопросам к профессиональным консультантам;
— рассчитывать на период в 5 – 10 лет;
— решение о принятии концепции развития обязательно должен принимать местный законодательный орган, с тем, чтобы было официальное одобрение.
Цель – это четкая формулировка, чего территория хочет достичь. Задачи добавляют конкретные размеры и сроки выполнения.
3) Определение стратегии. Здесь было бы полезно ответить на 2 таких вопроса:
— Какими преимуществами мы обладаем, чтобы успешно реализовать данную стратегию?
— Обладаем ли мы ресурсами, необходимыми для реализации данной стратегии?
4) Составление плана действия, который содержит, как правило, следующие элементы:
— список всех мероприятий,
— методы проведения мероприятий,
— затраты на мероприятия,
— ожидаемые сроки выполнения.
5) Реализация и контроль за реализацией рыночного плана. Оценка хода продвижения территории к поставленной ею цели, т.е. оценка:
— объективных данных: численность жителей, экономические показатели, занятость и т.д.
— достигнутых успехов, неудач и моментов, вызывающих озабоченность.
Источник