Способ сокрытия излишков при инвентаризации

Судебная бухгалтерия. Краткий курс.

30. Способы искажения результатов инвентаризации и принципы их обнаружения на основе учетных документов.

Результаты инвентаризации являются основными доказательствами при расследовании хищений, поэтому инвентаризационные документы приобщаются к проверочным материалам и уголовным делам. Эти документы дают возможность правоохранительным органам устанавливать факт и сумму недостач и излишков товарно-материальных ценностей.

Способы сокрытия недостач при проведении инвентаризации:

1) занесение в инвентаризационную опись несуществующих товаров (может быть выявлен путем опроса лиц, принимавших участие в инвентаризации);

2) последующая дописка количества товаров в инвентаризационных описях (можно обнаружить путем сопоставления различных экземпляров описей);

3) составление бестоварных расходных накладных;

4) несвоевременное оприходование товаров.

Одним из результатов инвентаризации является наличие излишков товарно-материальных ценностей.

Различают две группы искажений результатов инвентаризации при сокрытии излишков:

1) сокрытие излишков путем искажения данных о фактических остатках материальных ценностей (невключение в опись фактически имевшихся в наличии ценностей путем обмана членов комиссии или по сговору с ними; дописки штрихов, запятых и цифр в графе «количество товаров»);

2) подлоги, совершаемые с помощь искажения книжных остатков:

А) составление из товарных приходных накладных, увеличивающих книжный остаток и соответственно уменьшающих размер излишков;

Б) несвоевременное (досрочное) оприходование ценностей (к товарным отчетам, составленным до инвентаризации, прилагаются приходные документы, поступившие позднее);

В) несвоевременное проведение по отчетности расходных документов.

Способы предупреждения противоправных действий при проведении инвентаризации:

1) до начала фактического снятия остатков у материально ответственного лица необходимо взять подписку о том, что все документы приложены к отчету и у него ничего не осталось;

2) представитель правоохранительного органа удостоверяет своей подписью товарные отчеты и приложенные к ним первичные документы за несколько дней, до проведения инвентаризации.

При выявлении попыток сокрытия излишков сотрудники правоохранительных органов обязаны выяснять причины нарушений, проводить опрос членов инвентаризационной комиссии, выявлять соучастников.

Заключительная проверка качества проведенной инвентаризации состоит из двух частей:

1) проверяется правильность определения остатка в ходе проведения инвентаризации:

А) полнота проверки товарно-материальных ценностей в натуре;

Б) правильность отражения в инвентаризационной описи товаров, предъявленных комиссии;

В) правильность таксировки и подсчетов в инвентаризационной описи;

2) проверяются учетные данные бухгалтерии:

А) правильность указания остатка на начало межинвентаризационного периода;

Б) учтены ли бухгалтерией все приходные и расходные документы;

В) полностью ли учтены нормы естественной убыли;

Г) полнота проведения зачетов недостач и излишков.

Результаты инвентаризации — это самый распространенный способ собирания и закрепления фактических данных, при помощи которых можно не только установить ущерб, нанесенный противоправным деянием, но и получить материалы, которые могут быть доказательством по делу.

Источник

Способы сокрытия излишков при инвентаризации

Для сокрытия излишков могут использоваться следующие приемы:

А) направленные на искажение данных бухгалтерского учета об остатках имущества по учету:

1. Непосредственно перед инвентаризацией материально ответственное лицо выписывает бестоварный или безденежный приходный документ на имущество, имеющееся в излишках, который включает в свой материальный товарный или кассовый отчет. В результате по учету имущество, указанное в этом документе оприходуется и остаток по учету увеличивается на сумму документа. Но поскольку документ бестоварный или безденежный, фактически имущество не получено, тем самым достигается выравнивание учетных остатков с данными о фактическом наличии.

Для выявления такого приема сокрытия излишков необходимо на всех документах, составленных в день инвентаризации сделать надпись «до инвентаризации». В отношении документов, которые вызывают сомнение, следует провести встречную проверку.

Сомнительные документы могут быть выявлены путем хронологического анализа приходных операций по дням каждого месяца за ряд межинвентаризационных периодов. Поскольку бестоварные приходные документы выписывают, как правило, непосредственно перед инвентаризацией, то именно в эти дни возрастает сумма прихода по сравнению с остальными днями в исследуемом периоде. Дальнейший анализ документов именно за эти дни позволит установить организации, от которых чаще всего оформляется приход имущества непосредственно перед инвентаризацией. Затем проверяется реальное поступление имущества от таких организаций. Если будет установлено, что фактически имущество не поступало, необходимо сделать встречную проверку с поставщиками, указанными в сомнительных документах. Обычно этих действий бывает достаточно для выявления бестоварных приходных документов.

Аналогично можно выявить и бестоварные расходные документы, используемые для сокрытия недостачи. При этом хронологический анализ проводится в отношении расходных, а не приходных операций.

2. Оприходование по учету в данном инвентаризационном периоде имущество, фактически полученное в следующем инвентаризационным периоде. Другими словами, приходный документ на имущество, фактически поступившее материально ответственному лицу после инвентаризации включается в материальный, товарный или кассовый отчет до проведения инвентаризации. Например, инвентаризация кассы начата в 12 часов дня 1 октября. В отчет должны быть включены все документы на деньги, полученные до этого часа. Фактически, с целью сокрытия излишков, в отчет включаются документы на деньги, поступившие в этот же день, но после начала инвентаризации, т.е. после 12 часов.

Читайте также:  Защита трудовых прав работников способы защиты трудовых прав реферат

Этот прием также позволяет искусственно выравнивать учетные остатки с их фактическим наличием.

Для выявления такого приема необходимо, как и в предыдущем случае, делать на документах выписанных в день инвентаризации до ее проведения надпись «до инвентаризации». Это позволит предотвратить включение в отчет документов выписанных в день инвентаризации, но после ее проведения. Данное правило справедливо как для приходных, так и для расходных документов. Соблюдение этого правила позволяет выявлять сокрытие не только излишков, но и недостачи имущества. В последнем случае может применяться включение в отчет расходного документа на отпуск имущества, фактически переданного после инвентаризации.

3. Искажение данных материального, товарного или кассового отчета путем: а) внесения в них бездокументных записей о приходе имущества; б) искажения арифметических итогов в сторону увеличения о приходе имущества и в сторону уменьшения о расходе имущества; в) искажение учетных данных об остатках имущества на начало периода в сторону увеличения при их переносе из предыдущего отчета; г) искажения в сторону увеличения арифметических итогов об остатках имущества на дату инвентаризации.

Для обнаружения такого способа сокрытия излишков необходимо проверить обоснованность записей в отчете материально ответственного лица надлежащими первичными документами, а также провести арифметическую проверку подсчетов итогов оборотов и остатков и проверить правильность переноса остатков из одного отчета в другой.

Б) направленные на искажение данных о фактическом наличии имущества на дату инвентаризации:

1. Не включение в инвентаризационную опись части имущества, фактически имевшегося в наличии.

2. Внесение искажений данных о наличии имущества, путем подлогов в инвентаризационной описи. Например, могут искажаться цена или количество в сторону уменьшения, с тем, чтобы уменьшить сумму имущества против его фактической стоимости.

В обоих вышеназванных случаях материально ответственное лицо должно вступить в сговор с лицом, делающим записи в инвентаризационной описи.

В целях обнаружения данного приема следует контролировать правильность записей в инвентаризационной ведомости, для чего можно вести такую ведомость в нескольких экземплярах разными лицами.

3. Заявление относительно фактически имевшегося в наличии имущества о том, что оно не принадлежит организации, а, например, получено в аренду, находится на ответственном хранении, принято в переработку и т.п.

В случае получения такого заявления необходимо проверить обоснованность поступления имущества от вышеназванных источников договорами (аренды, переработки), перепиской (о приеме на ответственное хранение), и первичными документами. При необходимости можно сделать встречную проверку.

4. Заявление относительно имеющегося в наличии имущества о том, что оно ранее списано по учету. Для проверки такого заявления необходимо изучить имеющиеся акты на списание имущества и проверить правильность реквизитов в этих актах, в том числе и путем получения объяснений от лиц, подписавших акты на списание имущества.

5. Искажения в сторону уменьшения количества и снижения качества имущества в случаях, когда для определения количества или качества необходимы знания технолога или товароведа.

Для предотвращения такого способа сокрытия излишков необходимо привлекать к участию в инвентаризации не заинтересованных в ее исходе технологов и товароведов.

На практике могут применяться комбинации из вышеназванных приемов, а также и некоторые другие способы.

Источник

Способы искажения результатов инвентаризации и принципы их обнаружения на основе учетных документов

Материалы, оформленные по результатам инвентаризации, являются важнейшими доказательствами при расследовании хищений. В связи с этим инвентаризационные описи, сличительные ведомости, акты результатов инвентаризации и другие связанные с ними документы приобщаются к проверочным материалам и уголовным делам. На их основе устанавливается факт и сумма недостач и излишков товарно-материальных ценностей, период их образования и структура и др.

После приобщения материалов инвентаризации к делу сотрудниками правоохранительных органов проверяются соблюдение всех требований ее проведения и причины отступления от норм действующего законодательства. Установление причин отклонений, зафиксированных в документах по инвентаризации, производится путём опроса соответствующих лиц, сопоставлением данных инвентаризации с другими документами и материалами дела. При этом необходимо учитывать, что проверяемые лица предпринимают попытки всячески скрыть имеющиеся у них недостачи и излишки, применяя различные способы.

К основным способам сокрытия недостач при проведении инвентаризации можно отнести:

Читайте также:  Способы укладки волос горячими щипцами

1. Внесение в инвентаризационную опись несуществующих товаров. Такого рода подлог может быть выявлен путём опроса лиц, принимавших участие в инвентаризации, а так же путём применения методов восстановления количественного учёта и контрольного сличения остатков.

2. Последующую дописку количества товаров в инвентаризационных описях. Данный подлог можно обнаружить, например, путём сопоставления различных экземпляров описей (цифр, наименований товара и др.).

3. Составление бестоварных расходных накладных. Такое бывает возможно при наличии соучастника, работающего в другой организации, которому якобы передаётся партия товара. Соучастник расписывается в накладной, хотя фактически товара не получает. После окончания инвентаризации соучастник выписывает встречную накладную на возврат этих товаров либо получает указанные бестоварной накладной ценности без всяких документов. Такие противоправные действия могут быть разоблачены путём опроса соответствующих лиц либо одновременного проведения инвентаризации в обеих организациях.

4. Несвоевременное оприходование товаров. Этот способ временного сокрытия недостачи связан с неправильным составлением товарного отчёта задень, предшествующий инвентаризации. При этом материально-ответственное лицо не отражает в отчёте поступление товаров по какой-нибудь накладной, хотя товар включается им в инвентаризационную опись. После инвентаризации товар приходуется, а накладная прилагается к очередному отчёту. Перед последующей инвентаризацией действие повторяется.

Для обнаружения подобного подлога рекомендуется выяснить, какие первичные документы приложены к отчётам, составленным вскоре после инвентаризации, и какие товары по ним оприходовались. Если будет установлено, что часть этих товаров включена в инвентаризационную опись, то следует проверить, не применялся ли данный способ сокрытия недостач.

Одним из результатов инвентаризации является наличие излишков товарно-материальных ценностей. В самом общем виде излишки ценностей обнаруживаются при неполном отражении в данных бухгалтерского учёта приходных операций либо, наоборот, при отражении в учёте полностью или частично вымышленных объёмов расходных операций. Такого рода нарушения характерны для снижения суммы учётного дохода, подлежащего налогообложению. Например, в торговых коммерческих организациях с целью сокрытия доходов поступающий товар может приходоваться не в полном объёме с последующим изъятием части выручки, что приводит к искажению суммы облагаемого налогом дохода.

Излишки также могут возникать и при поступлении неучтённых (в том числе и похищенных) ценностей, при списании сырья и материалов на фактически не выполнявшиеся объёмы работ, а так же по другим причинам.

Следует различать две группы искажений результатов инвентаризации при сокрытии излишков:

1. Сокрытие излишков путем искажения данных о фактических остатках материальных ценностей. К ним относятся:

a. невключение в опись фактически имевшихся в наличии ценностей путём обмана членов комиссии или по сговору с ними;

b. дописки штрихов, запятых и цифр в графе «количество товаров» (Например, 119 кг путем дописки запятой 11,9 кг и т. п.);

В данной ситуации сотруднику правоохранительных органов целесообразно взять первый экземпляр описи. Регулярно следить за своевременным проставлением итогов по натуральным показателям на каждой странице описи.

2. Подлоги, связанные с искажением книжных остатков:

a. составление бестоварных приходных накладных, увеличивающих книжный остаток и соответственно уменьшающих размер излишков;

b. несвоевременное (досрочное) оприходование ценностей. Когда к товарным отчётам, составленным до инвентаризации, прилагаются приходные документы, поступившие позднее;

c. несвоевременное проведение по отчётности расходных документов. При этом расходные документы, исполненные до начала инвентаризации, прикладываются к отчётам, составленным после её окончания

Для предупреждения этих действий при проведении инвентаризации используются два приема:

а) до начала фактического снятия остатков у материально-ответственного лица берется подписка о том, что все документы приложены к отчету и у него ничего не осталось;

б) председатель инвентаризационной комиссии или представитель правоохранительного органа визирует своей подписью товарные отчеты и приложенные к ним первичные документы за несколько дней, предшествующих инвентаризации.

Кроме того, при выявлении подобных способов сокрытия излишков сотрудники правоохранительных органов должны выяснять причины подобных нарушений, проводить подробный опрос членов инвентаризационной комиссий, выявлять соучастников.

В практической деятельности встречаются случаи, когда материально-ответственные лица искажают результаты инвентаризации путем необоснованного начисления норм естественной убыли. Это может осуществляться также с целью хищения товарно-материальных ценностей.

При обнаружении подобных случаев сотрудники правоохранительных органов должны в полной мере учитывать признаки таких действий, вести активный поиск источников информации о них и незамедлительно проводить комплекс основных неотложных действий по документальному закреплению подобных фактов (рис. 3.)

Рис. 3. Проверка операций, связанных с применением норм естественной убыли товарно-материальных ценностей.

Заключительная проверка сотрудником правоохранительного органа качества проведенной инвентаризация состоит из двух этапов. На первом этапе проверяется, правильно ли определены остатки в ходе проведения инвентаризации (фактический остаток):

а) полнота проверки товарно-материальных ценностей в натуре;

б) правильность отражения в инвентаризационной описи товаров, предъявленных комиссии;

Читайте также:  Как быстро замариновать капусту горячим способом

в) правильность таксировки и подсчетов в инвентаризационной описи.

На втором этапе проверяются вопросы, связанные с определением остатка по учетным данным бухгалтерии (книжного остатка):

а) правильно ли бухгалтерией учтен остаток на начало межинвентаризационного периода;

б) учтены ли бухгалтерией все приходные и расходные документы;

в) полностью ли учтены нормы естественной убыли;

г) полнота проведения зачетов недостач и излишков, образовавшихся вследствие пересортицы.

В практике правоохранительных органов результаты инвентаризации являются одним из наиболее действенных способов собирания и закрепления фактических данных, с помощью которых возможно не только установить ущерб, нанесенный противоправным деянием, но и получить материалы, могущие быть доказательством по делу.

Инвентаризация это проверка фактического наличия и состояния имущества организации, её финансовых обязательств на определённую дату и последующее сопоставление полученных данных с данными бухгалтерского учёта.

Инвентаризация выполняет две функции: учетную и контрольную.

Проведение инвентаризации по инициативе правоохранительных органов практикуется в различных отраслях хозяйства, но чаще всего организуется в целях обнаружения признаков преступления на предприятиях торговли и общественного питания, где значительная часть хозяйственных операций при продаже товаров за наличный расчет первичными документами не оформляется.

Инвентаризация всегда организуется на основании распоряжения (приказа) руководителя организации. В случае ее проведения по инициативе правоохранительных органов руководителем органа дознания направляется мотивированный документ (письмо, сообщение) на имя руководителя организации.

В качестве оснований проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов могут выступать данные, свидетельствующие:

1. О присвоении или растрате чужого имущества, вверенного материально-ответственному лицу, либо краже имущества посторонними лицами путем проникновения в хранилище или свободного доступа.

2. О фактах обмана потребителей. С помощью обмана могут скрываться недостачи, которые пытаются покрыть с помощью указанных действий, или создаваться неучтенные излишки, которые впоследствии похищаются. Кроме того, в сфере торговли могут реализовываться товары, списанные по акту вследствие снижения их потребительских свойств, истечения срока годности.

3. Об изготовлении неучтенных товаров, завозе неучтенной или фальсифицированной продукции.

4. Об умышленном уничтожении имущества. Нередко материально-ответственные лица пытаются путем инсценировки случайного возгорания или поджога посторонними лицами скрыть совершенные ими присвоения и растраты материальных ценностей.

5. О наличии информации об умышленной пересортице, документально не оформленных ценностях, приписках и др.

Инвентаризацию товарно-материальных ценностей можно разделить на три этапа:

Материалы, оформленные по результатам инвентаризации, являются важнейшими доказательствами при расследовании хищений. В связи с этим инвентаризационные описи, сличительные ведомости, акты результатов инвентаризации и другие связанные с ними документы приобщаются к проверочным материалам и уголовным делам. На их основе устанавливается факт и сумма недостач и излишков товарно-материальных ценностей, период их образования и структура и др.

После приобщения материалов инвентаризации к делу сотрудниками правоохранительных органов проверяются соблюдение всех требований ее проведения и причины отступления от норм действующего законодательства. Установление причин отклонений, зафиксированных в документах по инвентаризации, производится путём опроса соответствующих лиц, сопоставлением данных инвентаризации с другими документами и материалами дела. При этом необходимо учитывать, что проверяемые лица предпринимают попытки всячески скрыть имеющиеся у них недостачи и излишки, применяя различные способы.

Заключительная проверка сотрудником правоохранительного органа качества проведенной инвентаризация состоит из двух этапов. На первом этапе проверяется, правильно ли определены остатки в ходе проведения инвентаризации (фактический остаток):

а) полнота проверки товарно-материальных ценностей в натуре;

б) правильность отражения в инвентаризационной описи товаров, предъявленных комиссии;

в) правильность таксировки и подсчетов в инвентаризационной описи.

На втором этапе проверяются вопросы, связанные с определением остатка по учетным данным бухгалтерии (книжного остатка):

а) правильно ли бухгалтерией учтен остаток на начало межинвентаризационного периода;

б) учтены ли бухгалтерией все приходные и расходные документы;

в) полностью ли учтены нормы естественной убыли;

г) полнота проведения зачетов недостач и излишков, образовавшихся вследствие пересортицы.

В практике правоохранительных органов результаты инвентаризации являются одним из наиболее действенных способов собирания и закрепления фактических данных, с помощью которых возможно не только установить ущерб, нанесенный противоправным деянием, но и получить материалы, могущие быть доказательством по делу.

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие инвентаризации, ее функции.

2. цель и задачи инвентаризации.

3. Классификация инвентаризаций.

4. Условия обязательного проведения инвентаризации имущества и обязательств.

5. Основания проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов.

6. Этапы проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей.

7. Способы сокрытия недостач и излишков при проведении инвентаризаций.

8. Изучение и анализ результатов инвентаризации работниками правоохранительных органов.

Ссылки на номера источников из списка рекомендуемых источников

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью
Разные способы