Экономическая система и способы координации хозяйственной деятельности
Экономическая система — это скоординированная совокупность экономических отношений, видов хозяйственной деятельности, осуществляемых в обществе в рамках данной географической территории в форме определенных социально-экономических отношений и институтов, целью которой является удовлетворение потребностей в экономических благах и услугах.
Экономические системы различаются по способу координациихозяйственной деятельности.
Выделяют три способа координации:1) иерархия (команда); 2) спонтанность (рынок); 3) традиция. В соответствии с ними рассматриваются следующие экономические системы:
1) командная экономика; 2) рыночная экономика (классический или чистый капитализм); 3) традиционная экономика; 4) смешанная экономика.
Иерархия– предполагает строгую подчиненность, идущую снизу вверх. Система приказов и поручений строго направляется от центра к исполнителям. В роли центра могут выступать феодал, госплан, политическая партия. Такой способ координации является преобладающим в командной экономике
Рыночная координациясвоей главной чертой имеет спонтанность означающую, что решения по поводу своих действий самостоятельно принимают хозяйствующие субъекты, руководствующиеся собственными экономическими интересами. Информация передается, прежде всего, через цены и другие экономические показатели. Такой способ координации является преобладающим в рыночной экономике.
Традиция решения принимаются на основе ранее закрепившегося исторического опыта и национальных обычаев. Такой способ координации является преобладающим в традиционной экономике.
Наиболее существенными чертами традиционной экономики являются: ограниченность внедрения научно-технического прогресса и инноваций; преобладание религиозных и культурных ценностей над экономическими; кастовость и наследственность; значительная неграмотность и малограмотность населения, относительная перенаселенность, нищета, высокая имущественная дифференциация и низкая производительность труда.
Наиболее существенными чертами классического капитализма являются: отдельный производитель и потребитель не имеют рыночной власти на рынке; наличие свободной конкуренции; преобладание принципа свободы предпринимательского и потребительского выбора; использование цен в качестве источника информации о рынке; стремление субъектов рынка к получению максимальной выгоды, государственное регулирование рыночных отношений ограниченно установлением правовых условий и общих правил «рыночной игры».
К наиболее существенным чертам административно-командной экономики можно отнести: централизованное планирование экономической деятельности; централизованное установление основных отраслевых пропорций национальной экономики; отсутствие конкуренции; тотальное государственное вмешательство в экономическую деятельность.
Смешанная экономика основана на действии двух механизмов: рыночного и командного. Они тесно взаимосвязаны между собой, хотя каждый из них имеет зону своего преимущественного действия. К основным чертам смешанной экономики можно отнести: экономическая власть в различных пропорциях делится между государством и бизнесом; сочетание государственного управления и гибкость рыночного саморегулирования; выполнение государством ряда важнейших регулирующих функций.
Большинство современных национальных экономик являются смешанными.
Источник
Тема 1. Хозяйственное право в механизме управления рыночной экономикой
Ознакомившись с данной темой, Вы будете:
- Иметь представление о предмете правового регулирования хозяйственных правоотношений, методах и принципах, применяющихся в современных рыночных условиях, а также об основных нормативных актах хозяйственного права.
- Иметь представление о предпринимательской деятельности.
- Разбираться в основных источниках хозяйственного права.
- Иметь представление об основных видах хозяйственных правоотношений и о бухгалтерском учете и его значении в деятельности хозяйствующих субъектов.
Оглавление
1.1. Понятие, метод, принципы, источники хозяйственного права
Предпринимательство является одной из форм профессиональной деятельности человека. В процессе затрат физического и духовного потенциала работника воспроизводятся материальные духовные блага.
Современные рыночные реформы в России предусматривают создание свободного рынка товаров и услуг, укрепление и расширение сферы хозяйственной деятельности. Главными участниками в экономике страны становятся предприниматели, хозяйствующие субъекты.
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) ст.2 определяет предпринимательскую деятельность как: самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказание услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Основой рыночной экономики является свобода предпринимательства, частная ответственность, конкуренция.
Хозяйственные отношения – это общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения по государственному регулированию рыночной экономики. Они делятся на две группы (табл. 1):
Горизонтальные хозяйственные отношения
Вертикальные хозяйственные отношения
Имущественные отношения, собственно предпринимательские между:
Некоммерческие отношения между:
Основа отношений – юридическое равенство сторон
Основа отношений – обязательность исполнения управленческих актов
Права и обязанности сторон возникают из договоров
Отношения возникают из государственного регулирования экономики, поддержки конкуренции, ограничения монопольной деятельности, лицензирования
Вывод: обе группы составляют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот
Предпринимательство является разновидностью экономической деятельности (ч. 2 ст. 34) Конституции РФ. Любой субъект, владея определенным имуществом, может быть участником хозяйственной деятельности, отношения которой регулируются нормами хозяйственного права. К ним относятся: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Основным участником хозяйственных отношений является «хозяйствующий субъект», то есть лицо осуществляющее предпринимательскую деятельность. Следует отметить, что понятие «предприниматель» более узкое, так как последний не всегда обладает полномочиями хозяйствующего субъекта.
Хозяйственное право – это совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные отношения, в том числе некоммерческие отношения, также отношения по государственному регулированию экономики для обеспечения интересов государства и общества.
Предмет правового регулирования – это обособленная часть общественных отношений, регулируемых нормами права. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – как регулирует, то есть это совокупность юридических приемов.
Методом правового регулирования хозяйственной деятельности является совокупность способов и приемов регулирования отношений между участниками, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования. К ним относятся (табл. 2):
Наименование метода
Содержание метода
Метод автономных решений и согласований
Каждый участник данного правоотношения самостоятельно решает возникшие вопросы, а при вступлении в правовое отношение он согласовывает их с другими сторонами
Метод обязательных предписаний
Одна сторона правового отношения дает другой стороне предписание, обязательное для выполнения
Одна сторона правоотношения дает другой стороне рекомендации о порядке ведения хозяйственной деятельности
Устанавливается запрет на недопущение определенных действий хозяйствующими субъектами
Указанные методы позволяют обеспечивать:
- трансформацию правоотношений в мотивацию деятельности и в воздействие экономической, организационно-административной и политической природы в соответствии с природой факторов, на которые осуществляются эти воздействия;
- различные режимы воздействия: властное (императивное) или диспозитивное (не предусматривающее наказание или поощрение). Последнее реализуется в форме договорных или рациональных отношений, устанавливаемых самими субъектами хозяйствования в соответствии с рекомендациями правовой нормы;
- правовой характер воздействия, выражающийся в форме дозволения или (и) предписания, или (и) запрета, содержащейся в правовой норме.
Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в хозяйственных правоотношениях.
Принципы хозяйственного права – основополагающие начала, обеспечивающие регулирование хозяйственной деятельности на всех уровнях.
Принципы хозяйственного права и их содержание
Экономическая свобода хозяйствующих субъектов.
Свобода в выборе направлений и методов деятельности самостоятельности в применении решений
Защита экономических интересов субъектов хозяйствования и поощрение предприимчивости
Налоговых льгот и другие системы налогов и налоговых мер
Государственное воздействие на отношения в хозяйственной сфере
Государственные органы вправе пресекать нарушения закона в предпринимательской деятельности, давать обязательные предписания и привлекать нарушителей к различным видам ответственности
Конкуренция и защита от монополизма и недобросовестной конкуренции
Принятие нормативных актов по антимонопольной деятельности, осуществление контроля со стороны государства, установление тарифов, ставок
Каждый участник хозяйственной деятельности должен опираться на действующее законодательство, соблюдать права, интересы других лиц
Источники хозяйственного права. Источником права является государственная воля, которая выражена в акте компетентного государственного органа. Юридическая сила нормативного акта зависит от того, каким органом он был принят.
Законодательство в сфере хозяйственного права включает:
- Законы:
- Конституция РФ – главный источник всей системы права, закрепляет основополагающие начала хозяйственного права;
- Гражданский кодекс РФ, который содержит определения предпринимательской деятельности, нормы о правовом статусе субъектов предпринимательской деятельности, правовом режиме имущества предпринимателей, об обязательствах, возникающих из договоров, применяемых при осуществлении предпринимательской деятельности;
- Федеральные законы Российской Федерации, где:
- определяется состояние рынка, например, ФЗ «О рынке ценных бумаг», Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
- определяется правовое положение хозяйствующих субъектов, например ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О финансово-промышленных группах»;
- регулируется порядок осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, например ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ « О рекламе»;
- содержатся требования к порядку осуществления предпринимательской деятельности, например ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О техническом регулировании»;
- регулируются предпринимательские отношения, например, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
- Подзаконные нормативно-правовые акты:
- Указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм; например, Указ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»;
- постановления Правительства Российской Федерации, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и исполнение законов;
- акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Для хозяйственного права наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере (акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
- Нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления:
- акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.
- Локальные нормативные акты, принимаемые хозяйствующими субъектами в целях регулирования своей предпринимательской деятельности, например приказы об учете, контроле и т. д.
- Обычаи делового оборота, т. е. сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе, например Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС).
Следует обратить внимание на то, что в правовой системе действует принцип непротиворечивости, то есть правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня. Так, законы РФ и Указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.
Источниками хозяйственного права наряду с внутренними законами являются нормы международного права, международные договоры России, которые применяются в случае, если международный договор РФ установил иные правила, чем те, что предусмотрены гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101 «О международных договорах Российской Федерации» устанавливает, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добровольного выполнения международных обязательств.
Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества в области экономики.
Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов. Например, постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.10.03 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия дает разъяснение по различным вопросам, связанным с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне.
Нормативные акты, регламентирующие хозяйственную деятельность, разделяются на группы, указанные в табл. 4.
№
п\п
Наименование нормативных актов
Источник