- Все о резьбовых соединениях стальных труб и трубопроводов
- Стальные трубы: виды сочленений
- О резьбовой стыковке стояков из стали
- Способы соединений
- Как и чем герметизируют стыки труб
- Виды уплотнителей, способы герметизации
- Материалы для уплотнения стыков
- Резьбовые трубные соединения: «за» и «против»
- Общие требования к резьбе
- Ковкий чугун и соединительные детали из него
- Видео
- Виды соединения стальных труб
- Сварное соединение труб
- Резьбовой способ соединения стальных труб
- Фланцевое соединение
- Соединение труб с помощью муфты и контргайки
Все о резьбовых соединениях стальных труб и трубопроводов
Меню:
Все трубопроводы монтируются соответственно проектов трубопроводных систем. Осуществляя прокладку металлических труб под отопление, для газо- и водоснабжения (холодная и горячая вода), необходимо соединить между собой арматуру и стояки.
От надежности сочленения элементов магистрали зависит качество функционирования газопровода, водопровода, системы отопления, которая рассчитана на использование пара под давлением или горячей воды с температурой до 95 — 100⁰С.
Оптимальный температурный диапазон по ГОСТ системы отопления – до +60⁰С, зависит от эксплуатационных, климатических, иных факторов.
Стальные трубы: виды сочленений
Соединения стальных труб могут быть неразборного и разборного видов, в зависимости от:
- материалов, из которых произведены стояки. Кроме металлических труб применяют чугунные, стеклянные, полимерные, медные изделия;
- свойств транспортируемых сред;
- эксплуатационных условий.
Чаще всего пользуются:
- муфтовыми (резьбовыми, приварными, байонетными, гильзовыми);
- фланцевыми;
- резьбовыми.
Разъединительными сочленениями. Остановимся на последнем варианте.
О резьбовой стыковке стояков из стали
Резьбовой способ сочленения характерен для работы со стальными трубами. Для нанесения резьбы пользуются токарным станком или плашкой. На тонкостенные стояки наносят цилиндрическую накатную резьбу.
Если при укладке стальных труб будут соблюдены правила монтажа, то скручивание таким способом обеспечит качественное функционирование трубопроводной магистрали на многие годы.
Свинчивание с помощью резьбы можно осуществлять как непосредственным сочленением труб между собой, так и с применением тройников, муфт, запорной арматуры, дополнительных устройств.
Способы соединений
Резьбовые и безрезьбовые соединения могут быть разборного и неразборного типа. Многие уверены, что любую конструкцию с резьбой можно разобрать.
Если одними концами стояки приварены к недвижимой поверхности, то такое трубное устройство невозможно разъединить. Данный вариант – типичный пример неразъемного резьбового присоединения.
Но такие случаи встречаются редко. Основное количество скручиваний с помощью резьбы – разъемного типа.
Стояки соединяются между собой при помощи:
- сгонов;
- двунаправленной резьбы.
Сгоны используются для скручивания неподвижных относительно собственных осей труб.
Обязательное условие: один стояк должен иметь нарезанную долгую резьбу, а второй – короткую.
Для соединения таким способом сначала накручивают контргайку с муфтой на длинную резьбу. После этого нужно согнать муфту на участок трубы с наличием короткой резьбы, после чего затянуть контргайкой.
Методика использования двунаправленной резьбы состоит в том, что для стыковки труб используется только муфта. Накручивать ее нужно одновременно на оба стояка.
Как и чем герметизируют стыки труб
Виды уплотнителей, способы герметизации
Чтобы предотвратить утечку рабочей среды трубопровода необходимо качественно герметизировать трубные скручивания.
При резьбовом соединении стальных труб в качестве уплотнителей используют:
- прокладку. Этот способ уплотнения резьбового соединения требует относительно толстых торцевых трубных срезов. Наличие ровных трубных торцов никогда не сможет обеспечить герметичность. При использовании резиновой или пластиковой прокладки эта проблема успешно решается. Данный вариант – идеальный в случае сочленения с помощью гайки накидного типа;
- подмотку. Материалами могут служить льняные пряди, полимерные нити, ФУМ ленты в комплексе затвердевающими герметиками, красками, пастами.
При монтаже пластиковых стояков применяют способ герметизации, основанный на деформационных свойствах материала. Сущность этого метода состоит в том, что пластиковую трубу с наличием внешней резьбы вкручивают в стояк с внутренней резьбой. Пластик во время деформации способствует отличному заполнению промежуточного пространства, исключая появление зазоров.
Когда речь идет о трубопроводных конструкциях с высоким давлением, то цилиндрические резьбовые соединения труб здесь – не совсем уместны. В таких случаях используется соединение конического типа. Принцип присоединения заключается в том, что при вкручивании наблюдается плотное прижимание труб до такой меры, пока полностью не исчезнет зазор.
Материалы для уплотнения стыков
Чтобы стык был непроницаемым, в качестве уплотнителей используют:
- лён (паклю);
- асбест;
- ФУМ ленту;
- натуральную олифу;
- белила;
- сурик;
- графитную смазку и др.
Надежным уплотнителем при скручивании стальных труб на резьбе является льняная прядь, пропитанная суриком или белилами. Такое соединение отличается простотой монтажа, надежностью в плане герметизации. Уплотнитель используется очень давно, не теряет своей популярности и сегодня, несмотря на появление искусственных аналогов.
Для тех, у кого небольшой опыт работ по монтажу фитингов и труб, подсказываем, что ни в коем случае не применяйте лён без краски. На первых порах стык не будет пропускать влаги. Но пройдет несколько месяцев, льняные волокна намокнут, начнут разлагаться. Поэтому качество всех соединений ухудшится, а еще через месяц-другой – на стыке будет просачиваться вода.
Многие пользуются ФУМ лентой которая ничем не уступает старым традиционным материалам – пакле с краской.
Иногда в месте стыковки стояков отсутствует герметичность. Для устранения этого дефекта нужно заменить уплотняющий материал, а резьбовой участок очистить от грязи, остатков уплотнителя. После этого еще раз намотать льняную нить, ФУМ ленту или иной уплотнитель, собрать конструкцию.
В качестве дополнительных герметизаторов используют пасты, герметики химического происхождения, которые помогут усилить данный участок трубопровода.
Резьбовые трубные соединения: «за» и «против»
Вариант с использованием резьбы имеет свои преимущества и недостатки.
С положительной стороны резьбовые соединения отличаются:
- универсальностью, которая состоит в том, что их можно использовать для скручивания стояков различных диаметров;
- простотой монтирования, поскольку для осуществления процедуры сочленения не нужно быть профессионалом или иметь багаж каких-либо специальных знаний. Достаточно обладать элементарными навыками обращения с гаечным или трубным ключом, иными простыми навыками работы в данной отрасли;
- отсутствием наборов специальных инструментов или приспособлений;
- устойчивостью к нагрузкам, надежностью в эксплуатации;
- удобством демонтажа целой трубной конструкции (при необходимости);
- герметичностью, что обеспечивается наличием уплотняющих материалов, соблюдением элементарных правил прокладки трубопроводов.
- при отсутствии на деталях резьбы необходимо ее нанести, что может вызвать дополнительные трудности, поскольку не все владеют навыками ее нарезания и не у всех имеются наборы специальных инструментов;
- когда места соединений приходится часто монтировать и демонтировать то возможен быстрый износ резьбового участка детали магистрали;
- бывают случаи, что необходимо применить стопорение резьбовой детали, поскольку возможно постепенное самоотвинчивание фитинга.
Учитывая все «за» и «против» в одних ситуациях оптимальным вариантом является использование резьбового соединения стальных труб, а в других – иных видов сочленения элементов трубопроводной конструкции. Это значит, что не существует идеального способа соединения стальных стояков: все способы хороши если они обеспечивают надежность, герметичность трубопровода.
Общие требования к резьбе
Соединения используют на стыках стальных труб отопления, водопроводов, газопроводных стояков, где можно обойтись без сварки. На обычных стояках резьба нарезается, а на тонкостенных изделиях ее наносят методом накатывания.
- правильно, качественно нарезанная резьба должна быть чистой;
- резьба считается бракованной если она сорванная или неполная;
- длина резьбы не должна быть больше одной десятой части длины детали;
- на соединительных муфтах она должна быть таких размеров чтобы при полном ввертывании концов труб между ними оставался зазор до 0,5 см (это так называемое короткое резьбовое соединение);
- при скручивании «один цилиндр на другой цилиндр» пользуются сгонами. Сгон является отрезком трубы с резьбой на обоих концах с навернутой на них муфтой и контргайкой.
Ковкий чугун и соединительные детали из него
Наиболее распространенными частями из ковкого чугуна для соединения стальных труб, других деталей трубопроводов являются:
А) прямые муфты Б) переходные муфты В) соединительные гайки Г) футорки Д) контргайки Е) пробки.
Для абсолютной герметизации системы при резьбовом соединении необходимо использовать уплотнители, например, прокладки. Кроме них, при иных видах скрепления используются дополнительные детали. Если необходимо применить сочленение элементов магистрали с помощью фланцев, то есть без муфты, то кроме прокладок еще необходимы болты.
При соединении стояков под углом пользуются соединительными частями из ковкого чугуна: прямыми и переходными угольниками, тройниками, крестами.
Муфта из чугуна обладает невысоким буртиком по всему периметру окружности торца, служащий для увеличения прочности детали, в отличие от стального аналога, на котором такой элемент отсутствует.
Качество соединений зависит не столько от способов уплотнения, материалов, как от мастера и качества его работы. Если он ответственный, аккуратный, обладает элементарными сантехническими знаниями, навыками работы с гаечным или трубным ключом, то лучшего специалиста – не найти. При соблюдении элементарных правил монтажа трубопроводных систем, магистраль будет функционировать на протяжении многих лет. Это может подтвердить каждый кто хотя бы один раз занимался монтажом трубопроводной системы, даже самой короткой и простой.
Пробуйте сами, экспериментируйте и увидите что вы – самый лучший специалист по монтированию трубопроводных систем с использованием резьбового способа соединения элементов магистрали.
Видео
Источник
Виды соединения стальных труб
Безопасная работа трубопроводной системы зависит от качественного соединения всех ее элементов: труб, компенсаторов, арматуры и измерительных устройств. В зависимости от назначения и эксплуатационных условий, выбирают наиболее подходящий способ монтажа.
Все виды соединений труб можно разделить на две основные группы:
Возможность разобрать часть трубопровода и заменить детали важна в местах разводки, где устанавливают большое число фитингов, фланцев, измерительной и регулирующей аппаратуры. С помощью разъемных соединений к трубопроводам подключают теплообменники, котлы, промышленные установки. В системах ХВС и ГВС широко применяют такую стыковку. Это снижает расходы на монтаж и обслуживание сетей.
Сварные конструкции относят к неразъемным. Этот способ соединения зарекомендовал себя благодаря низкой металлоемкости, малому гидравлическому сопротивлению, надежности в системах с повышенным давлением и транспортировке агрессивных сред.
Сварное соединение труб
С помощью сварки можно соединить детали трубопровода под любым углом, создать монолитную конструкцию, в которой все элементы неразрывно связаны на молекулярном уровне. Сегодня технологии развиваются в двух направлениях:
- Сварка плавлением: все виды электродуговой, газовой и электросварки;
- Сварка давлением: контактная, ультразвуковая. плазменная и др.
При монтаже протяженных трубопроводных линий требуется привлечение больших трудовых ресурсов и оборудования. Наибольшее распространение получила электродуговая сварка на постоянном и переменном токе. В зависимости от сложности поставленной задачи применяют следующие виды:
- Без защиты: простым или стабилизирующим электродом;
- Со шлаковой защитой: под флюсом, для оцинкованных труб;
- Со шлагазовой защитой;
- В среде защитных газов: для предотвращения окисления при нагреве;
- Комбинированные методы.
Эти технологии применимы практически ко всем стальным сплавам, в том числе со сложным химическим составом и чувствительным к термообработке закаленным полуфабрикатам. Сварка с газовой горелкой постепенно теряет свои позиции как недорогой и надежный метод, но до сих пор используется. В процессе работы в месте сварного шва одновременно происходят процессы плавления и окисления, а зона нагрева намного шире, чем при дуговом методе.
Способы создания сварных соединений стальных труб классифицированы регламентом ГОСТ 16037-80. Можно выделить несколько основных групп:
- Стыковое: со скосом кромок или с предварительно подготовленной прямой фаской;
- Угловое: со скосом или без;
- Внахлест;
- С привариваем металлических элементов.
Качество сварки зависит от предварительной подготовки: механической обработки кромок и обезжиривания. Свариваемые элементы могут быть поворотными и неповоротными. В некоторых случаях соединение выполняют с помощью электродов, то есть путем наплавления дополнительно металла, или формируют ванну, в которой плавится материал трубы. По окончании работ удаляют окалину, выполняют шлифовку, проводят обследование ультразвуком.
Резьбовой способ соединения стальных труб
Для установки труб и арматуры с резьбой не требуется дополнительных инструментов. Этот метод эффективен в следующих случаях:
- Для организации инженерных систем внутри помещений;
- Для секций малого диаметра;
- Для коммунальных сетей водоснабжения и теплоснабжения;
- В трубопроводах с давлением до 1,6 МПа.
Форма резьбы может быть цилиндрической или конической, кроме этого предусмотрены следующие параметры:
- Шаг нарезки: расстояние между одноименными точками;
- Глубина канавок: разница диаметров;
- Направление: правое или левое.
Для элементов трубопровода применяют требования стандарта ГОСТ 6357-81, в котором установлены размеры, допуски и классы точности. Для обеспечения герметичности резьбовых соединений используют уплотнители, способные выдерживать температуру среды: сантехническую льняную или асбестовую прядь, специальные пасты.
Главным недостатком способа является повышенное давление на первый виток резьбы (на него приходится до 50% нагрузок).
Кроме этого: быстрый износ при частых разборках, способность к самоотвинчиванию при вибрационных воздействиях.
Фланцевое соединение
Фланцы используют для соединения сегментов, арматуры, аппаратуры. Один комплект включает в себя 2 ответных фланца, уплотнители и детали крепежа: гайки со шпильками или болтами. Способ монтажа зависит от конструктивных особенностей.
- Плоские: привариваются на край трубы, имеют небольшие габариты;
- Воротниковые: привариваются встык, внутренний диаметр равен трубе, воротник передает напряжения на трубу, снижая нагрузки на соединение;
- Резьбовые: для оцинкованных труб и промышленных трубопроводов высокого давления ГОСТ 9399-81.
По способу крепления:
- Жесткие: присоединяемые к трубе неподвижно;
- Свободные: ГОСТ 12822-80, удерживаются на приварном кольце, выполняют компенсирующую функцию.
Фланцевое соединение по надежности превосходит сварное, но характеризуется повышенной металлоемкостью и утяжелением всей системы.
Этот метод применяют для подключения дополнительных линий, создания разборных секций, и в местах, где сварка затруднительна.
Соединение труб с помощью муфты и контргайки
Это один из самых простых способов соединения двух неподвижных стальных труб: воспользоваться им может любой человек, не обладающий знаниями и навыками. Деталь называется сгон и представляет собой отрезок трубы, на один конец которой нанесена длинная резьба, а на другой — короткая. В комплекте поставляются муфта и гайка.
- Участок с короткой резьбой обрабатывают льном и пастой, вкручивают в трубопровод;
- На свободный конец сгона навинчивают контргайку и муфту;
- Участок с длинной резьбой обматывают льном, наносят пасту и совмещают с трубопроводом;
- Накручивают муфту на трубу и фиксируют ее положение гайкой с помощью разводного ключа.
Сгоны очень надежны, срок их службы достигает 50 лет.
Обычно их устанавливают в местах течей, что позволяет избежать сложного ремонта. После этого участок становится разборным, что облегчает дальнейшее обслуживание. Метод нельзя применять в системах высокого давления и при транспортировке агрессивных сред.
Источник