Способ содержания должностных лиц за счет местного населения отмененный иваном грозным

Отмена кормлений при Иване Грозном

В Древней Руси был разветвлённый управленческий аппарат. На каждую территорию, на каждое место удельные и великие князья ставили должностных лиц. Они должны были следить за административно-хозяйственной и судебной деятельностью региона. Каждый из них получал особую оплату за свою работу.

фрагмент картины Васнецова “Иван Грозный”

Кормление как форма отплаты

Кормление – это вид жалования должностным лицам на местах в Древней Руси. Удельные и великие князья при такой форме не платили своим наместникам. Княжеская администрация на местах находилась на полном обеспечении местного населения на протяжении всего срока государственной службы.

История становления кормления

Первоначально кормление встречалось лишь эпизодически. Как правило, князья выплачивали должностным лицам жалование из казны. Согласно «Русской Правде» Ярослава Мудрого, определённые виды официальных лиц (строители, собиратели штрафов и др.) получали оплату за работу в виде продуктов питания от населения.

Кормление стало глобальным явлением на Руси к XI-XIV вв. Тогда князья отправляли в волости своих наместников, получавших долю пошлины от коренного населения за свою работу. То есть жители районов их «кормили».

Оно оказало огромное влияние на формирование системы самоуправления в городах и волостях. Как правило, наместниками были бояре, а тиунами — остальные категории служилых людей. Сохранились сведения о количестве и типах продуктов, которые кормленщики зарабатывали в день, в неделю для себя и для собственной челяди (например, в сутки – 2 куры, по средам и пятницам – сыр и т.д.). Также платили «кормчую» мясом, сыром, хлебом и др. Для лошадей кормленщиков предусматривалось регулярное выделения овса и сена.

Позже частота получения «кормчей» была изменена. Кормленщики стали получать эти оплаты 3 раза в год на Пасху, Рождество, праздник Петра и Павла, и 1 раз при получении должности («въезжий корм»).

Кормленщики придумывали и иные способы оплаты за свою работу. Например, с помощью полавочной, судебной (за клеймение), таможенной и других пошлин.

Однако жажда наживы сыграла своё. Многие наместники злоупотребляли своим статусом и стремились как можно интенсивнее обогащаться, обирая местное население. Видя эту несправедливость, московские князья уже с XV в. старались ограничить и регламентировать их оплату посредством специальных уставных и «кормленых» грамот. А уже с конца XV — 1-ой пол. XVI вв. натуральную оплату стали заменять на денежную.

А уже в 1556 г. при царе Иване Грозном кормления были окончательно отменены. Это было предусмотрено земской реформой и специальным указом царя.

Последствия отмены кормлений

После 1556 г. вопрос с кормлением кардинально решён не был. Местное население по-прежнему платило этот налог на содержание царских чиновников. Но теперь он назывался уже «кормленым откупом» и поступал не напрямую наместникам, а в царскую казну. В некоторых регионах, несмотря на запреты, кормления продолжались до конца XVI в.

В результате «кормленного откупа» местные чиновники стали получать стандартное денежное жалование. Также был установлен конкретный размер для разных земельных категорий (чёрных, дворянских, дворцовых).

Собирание налогов на чёрных землях стали осуществлять земские старосты, в вотчинных наделах – городовые приказчики или особые сборщики.

В провинциях управление (служба сыска и суд по важнейшим государственным делам) было отдано выборным представителям населения провинций: губным и земским старостам, городовым приказчикам.

Эта реформа содействовала укреплению царского управления и углублению централизации.

Источник

Способ содержания должностных лиц за счет местного населения отмененный иваном грозным

КОРМЛЕНИЕ – «способ содержания должностных лиц за счёт местного населения на Руси до середины 16 в. Князь посылал в города и волости наместников и др. служилых людей. Население было обязано содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Наибольшего развития система К. достигает в 14—15 вв. По земской реформе 1555—56 К. было ликвидировано, а сборы на содержание кормленщиков правительство превратило в особый налог в пользу казны». (БСЭ).

♦ Слово имеет еще и другое значение – «воспитание», иначе «духовное кормление»; от кормить (см.), перенос значения основан на однорядости женской поэтапной функции: «понести – носить – родить – вскормить – воспитать», этапы которой в русском и арабском языках названы со сдвигами в последовательности. Так, по-арабски кормление грудью называется رضاعة рида:ъа, от корня رضع радаъа «кормить грудью», сравните в греческой мифологии кормилица Дионисия – Рода), от этого корня в русском – родить. Русское «положение» («быть в положении», т.е. вынашивать) соответствует по звучанию и буквальному смыслу слова арабскому وضع вадаъ «родить», буквально «положить». Русское снести («родить») дает в арабском ناس на:с «люди», а русское люди от арабского валад «родить», сравните арабское مولودين маулю:дин «рожденные». С другой стороны, кормление, как один из этапов женской функции, внутри себя распадается на части в соответствии с наименованиями молочных продуктов: молоко – сливки – сметана – масло – творог – сыр, которые оборачиваются в «духовном кормлении» этапами становления интеллекта личности. См. эти продукты.

Источник

Способ содержания должностных лиц за счет местного населения отмененный иваном грозным

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1–11 является последовательность цифр или слова (словосочетания). Имена российских государей следует писать только буквами.

Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.

Читайте также:  Спайки лечение народными способами

Как назывался на Руси до середины XVI в. способ содержания должностных лиц за счет местного населения?

Какое из указанных событий произошло в XV в.?

1) принятие первого общерусского Судебника

2) учреждение патриаршества

3) созыв Земского собора

4) перенос в Москву резиденции митрополита

Что из названного относится к причинам Смуты?

1) династический кризис

2) введение медных денег

3) введение подушной подати

4) введение рекрутчины

Что из названного относится к последствиям Куликовской битвы?

1) снятие ордынского ига

2) прекращение уплаты дани Орде

3) закрепление за Москвой роли центра объединения

4) отказ Орды от набегов на русские земли

Прочтите отрывок из Новгородской летописи и укажите, какое событие нашло отражение в этом отрывке.

«И начал тогда князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Поганые прикрыли головы свои руками своими. И вот поганые бросились вспять. Ветер рвёт в стягах великого князя Дмитрия Ивановича, поганые спасаются бегством, а русские сыновья широкие поля кликом огородили и золочёными доспехами осветили. Уже стал тур на бой!

Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь беспощадно, тоску на них наводя. »

1) Ледовое побоище

2) Куликовская битва

3) «стояние на реке Угре»

4) битва на реке Калке

А. Д. Меншиков, Б. П. Шереметев были современниками царя

1) Алексея Михайловича

2) Петра Первого

3) Ивана IV Грозного

4) Бориса Годунова

При императрице Елизавете Петровне

1) была издана «Жалованная грамота городам»

2) помещики получили право на создание дворянских собраний

3) государство отобрало у церкви земли с крепостными крестьянами

4) были отменены внутренние таможенные пошлины

Целью вступления России в Северную войну было

1) присоединение Финляндии

2) получение выхода к Чёрному морю

3) получение выхода к Балтийскому морю

4) отражение притязаний Польши на Левобережную Украину

Прочитайте отрывок из исторического документа и укажите имя императрицы, о которой идет речь.

«Первое время по вступлении на престол сама принимала деятельное участие в государственных делах. [затем] передала управление Империей в руки своих сотрудников, только изредка, между охотой, обедней и балом она уделяла немного внимание иностранной политике. Более других интересовал ещё вопрос о престолонаследии. Чтобы успокоить умы, вызвала в Петербург своего племянника, Карла-Петра-Ульриха [Петра Федоровича], который был провозглашен наследником престола».

1) Елизавета Петровна

3) Анна Иоанновна

Во второй половине XIX в. в состав Российской империи вошли территории

1) Царства Польского и Финляндии

2) Бессарабии и Восточной Армении

3) Грузии и Абхазии

4) Хивинского и Кокандского царства

Основной причиной раскола «Земли и воли» на «Народную волю» и «Чёрный передел» стали разногласия по вопросу

1) революционного или либерального пути достижения поставленных целей

2) выбора методов революционной борьбы

3) отмены частной собственности на землю

4) будущего государственного устройства России

Что из перечисленного явилось одной из причин замедленного развития капитализма в сельском хозяйстве России в 1870—1880-х гг.?

1) отмена временнообязанного положения крестьян

2) необходимость выплаты выкупных платежей

3) объединение крестьянских наделов в единый отруб

4) существование крепостного права

К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко были основателями

1) Большого театра

2) Мариинского театра

3) Московского Художественного театра

4) Александринского театра

В первое советское правительство (СНК) наряду с большевиками вошли представители партии

3) правых эсеров

Что было одним из последствий репрессий против командного состава Красной Армии в 1930-х гг.?

1) снижение боеготовности армии накануне Великой Отечественной войны

2) массовые антиправительственные выступления в армии и на флоте

3) двукратное сокращение численности Вооружённых сил СССР

4) ликвидация в армии должностей политработников, снижение партийного контроля над армией

К начальному этапу Великой Отечественной войны относится

1) Смоленское сражение

2) Сталинградское сражение

3) битва на Орловско-Курской дуге

4) Висло-Одерская операция

Прочтите отрывок из высказывания советского композитора и укажите его фамилию.

«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом. Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте. Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу — Ленинграду — я посвящаю свою 7-ю симфонию».

1) С. С. Прокофьев

2) А. В. Александров

3) А. И. Хачатурян

4) Д. Д. Шостакович

Первым руководителем СССР, посетившим США, был

Что было одной из причин начала «холодной войны»?

1) отказ СССР от участия в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе

2) противоречия между СССР и США по вопросу послевоенного устройства стран Восточной Европы

3) ввод советских войск в Афганистан

4) отказ СССР от помощи союзникам в войне против милитаристской Японии

Кто из советских учёных принимал участие в разработке атомной бомбы?

1) К. Э. Циолковский

3) К. А. Тимирязев

Какое событие произошло 31 декабря 1999 г.?

1) отставка Б. Н. Ельцина с поста Президента РФ

2) захват террористами школы в Беслане

3) создание Содружества Независимых Государств

4) начало ваучерной приватизации

Расположите события общественно-политической жизни в СССР, РФ в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в ответ.

1) Хельсинкская декларация

Читайте также:  Современный способ мелирования волос

2) XX съезд КПСС

4) образование ГКЧП

5) ввод советских войск в Афганистан

Какие три события из перечисленных ниже связаны с царствованием Екатерины II? Соответствующие цифры и запишите их в ответ.

1) Манифест о вольности дворянской

2) участие России в Семилетней войне

3) присоединение Крыма к России

4) Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва

5) Итальянский поход Суворова

6) основание Черноморского флота

Установите соответствие между фамилиями советских руководителей и их должностями в годы Гражданской войны.

Г) А. В. Луначарский

1) председатель Революционного военного совета

2) нарком просвещения

3) председатель Совета народных комиссаров

4) нарком по делам национальностей

5) нарком внутренних дел

ФАМИЛИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОЛЖНОСТИ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к преобразованиям периода перестройки. Найдите и запишите термины, относящиеся к другому историческому периоду.

1) Альтернативные выборы

4) Съезд народных депутатов

5) индивидуальная трудовая деятельность

Напишите пропущенное понятие (термин).

В XVII в. лично свободных крестьян, владевших общинными землями, нёсших государственные повинности, называли _______.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Правитель Событие Век
Карл IX __________(А) XVI в.
__________(Б) Присоединение Левобережной Украины к России XVII в.
Петр I __________(В) __________(Г)
Николай I __________(Д) __________(Е)

1) Прутский поход

2) Варфоломеевская ночь

3) Алексей Михайлович

5) Кавказская война

8) Люблинская уния

9) Елизавета Петровна

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

Прочтите отрывок из телеграммы военачальника.

«Все отлично сознавали, что при создавшейся обстановке и при фактическом руководстве и направлении внутренней политики безответственными общественными организациями, а также громадного разлагающего влияния этих организаций на массу армии, последнюю воссоздать не удастся, а, наоборот, армия как таковая должна развалиться через два-три месяца. И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны. Правительство принимало полумеры, которые, ничего не поправляя, лишь затягивали агонию и, спасая революцию, не спасало Россию. Между тем завоевания революции можно было спасти лишь путём спасения России, а для этого, прежде всего, необходимо создать действительную сильную власть и оздоровить тыл. Генерал Корнилов предъявил ряд требований, проведение коих в жизнь затягивалось. При таких условиях генерал Корнилов, не преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, а с ней и завоеваний революции, считал необходимыми более решительные меры, кои обеспечили бы водворение порядка в стране…»

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) описанные в телеграмме события произошли в 1916 г.

2) правительство, о котором идёт речь в телеграмме, называлось СНК

3) автор телеграммы — сторонник продолжения войны с Германией

4) автор телеграммы поддерживает действия генерала Корнилова

5) большевики поддерживали действия генерала Корнилова

6) «решительные меры» генерала Корнилова, которые указаны в телеграмме, не были осуществлены

Рассмотрите схему и выполните задание

Как называл летописец Нестор древний речной путь, обозначенный на схеме цифрой «1».

Прочтите отрывок из воспоминаний У. Черчилля и напишите название описанного им явления.

«Находились ли они, союзники [страны Антанты], в состоянии войны с Советской Россией? Конечно, нет. Но. они находились на русской земле как завоеватели. Они вооружали врагов советского правительства. Они блокировали его порты. Они топили его военные суда».

Рассмотрите схему и выполните задание

Напишите цифру, которой обозначена столица земли, где в период данного похода существовала республиканская форма правления.

Рассмотрите схему и выполните задание

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме стрелками, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) первым русским городом, принявшим на себя удар монголо-татар под командованием хана Батыя летом 1237 г., была Рязань

2) после ухода монголо-татарского войска из разгромленной Рязани, захватчики подверглись нападению отряда под командованием рязанского боярина Евпатия Коловрата

3) на территории Владимиро-Суздальского княжества монголо-татары потерпели своё первое поражения от войск князя Юрия Всеволодовича

4) город Псков сумел отстоять свою независимость в период вторжения рыцарей Ливонского ордена на русские земли в первой половине XIII в.

5) столицей образовавшейся Золотой Орды стал в 1243 г. город Сарай (Сарай-Бату)

6) сражение, отмеченное на карте цифрой «4» произошло в один год с героической обороной и падением Киева

Рассмотрите изображение и выполните задание

Какие суждения о произведении русского искусства, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны

1) на фотографии изображен портрет (парсуна) царя Алексея Михайловича

2) портрет хранится в Золотых кладовых Эрмитажа

3) парсуна создана в XVII в.

4) данная форма живописи получила активное развитие в России XVIII в.

5) в руках царя, изображённого на портрете, скипетр, на его голове — держава.

На решение каких проблем был нацелен стратегический курс партии? Когда происходили события, упомянутые в резолюции? Кто являлся политическим руководителем страны в тот период?

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции

«XIX Всесоюзная партийная конференция. констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису.

Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.

Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые четыре направления.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции

«XIX Всесоюзная партийная конференция. констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису.

Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.

Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

Каковы итоги реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к таким итогам.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции

«XIX Всесоюзная партийная конференция. констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису.

Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.

Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

На основе текста и знаний по истории назовите основные последствия перехода от общинного землевладения к частной собственности, который происходил в начале XX в. Укажите не менее трёх последствий.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из отчёта херсонского губернатора от 1904 г.

«Постоянное ожидание передела, при котором не только участок земли, но и самая величина его должны измениться, лишает хозяев энергии и стремления упрочить своё хозяйство, почему в конце концов хозяин-собственник приобретает тип временного арендатора, старающегося взять из земли всё, ничего ей не возвращая.

Имея землю в общем владении, крестьяне-общинники являются опасными соседями частных собственников, особенно мелких, так как во всяких случаях спора с ними склонны осуществлять скопом воображаемые свои права. Вообще при общинном землевладении чувство собственности в крестьянской среде с каждым новым поколением и переделом несомненно слабеет, а потому и уважение к чужой собственности всё уменьшается.

Но главная угроза такого коллективного землепользования заключается в том, что постоянные переделы принадлежащей обществу земли поддерживают в крестьянах, несмотря на все уверения властей, опасные убеждения в возможности для них в будущем переделов и вне крестьянского надела».

Источник

Читайте также:  Способы повышения энергетической эффективности зданий
Оцените статью
Разные способы