Способ сочетания составных частей компонентов системы для наилучшего выполнения главной цели системы

Электронная библиотека

Менеджмент – междисциплинарная наука, основанная на исследовании влияния технических, экономических, организационных, экологических, психологических, социальных и других аспектов на эффективность использования ресурсов и конкурентоспособность принимаемого решения. Менеджмент – вид профессиональной деятельности людей по организации процессов достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, принципов и методов.

Стратегический менеджмент – один из курсов по менеджменту, входящих в программу подготовки специалистов высшей квалификации по специальности «Менеджмент», в котором раскрываются следующие основные вопросы:

· структура и содержание системы стратегического менеджмента;

· разработка стратегических управленческих решений;

· стратегия достижения конкурентных преимуществ;

· формирование стратегий фирмы;

· организация разработки и реализации стратегических планов.

К предмету стратегического менеджмента относятся вопросы:

1) целеполагания (выбора целей хозяйствующего субъекта);

2) выбора способа достижения поставленных целей (оптимального варианта стратегии);

3) разработка конкретных мероприятий по реализации выбранной стратегии. Причем эти вопросы необходимо решать несмотря на наличие неопределенности и недостатка информации при длительном горизонте планирования.

Структура и содержание системы стратегического менеджмента. Структура – вещество системы, ее внутренние составляющие компоненты. Содержание – способ сочетания составных частей (компонентов) системы для наилучшего выполнения главной цели системы. Структура и содержание системы стратегического менеджмента (рис. 1.3) согласно Р.А. Фатхудинову представляет собой совокупность целевой, обеспечивающей, функциональной и управляющей подсистем, связей с внешней средой, обратной связи, «входа» и «выхода» системы.

Целевая подсистема стратегического менеджмента (см. рис. 1.3) – подсистема, определяющая стратегию фирмы во всех аспектах ее деятельности. Основополагающей целью в условиях конкурентного рынка является повышенная эффективность функционирования хозяйствующего субъекта. Она определяет «выход» системы. Компонентами целевой подсистемы, являются: стратегия повышения конкурентоспособности продукта и предприятия, стратегия ресурсосбережения и развития производства (техническое организационное развитие производства, социальное развитие коллектива, и т.д.).

Цели – конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Совокупность целей образует дерево целей. Дерево целей – структурированная, построенная по иерархическому принципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы (программы, плана) в которой выделены: главная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и т.д. уровней.

Обеспечивающая подсистема стратегического менеджмента (см. рис. 1.3) – подсистема, обеспечивающая фирму всем необходимым для нормального функционирования. Она образует «вход» системы. Компонентами подсистемы являются: методическое обеспечение повышения эффективности текущей деятельности и трансформационных процессов адаптации и развития; ресурсное обеспечение функционирования и трансформации (преобразования) предприятия; информационное обеспечение мониторинга внешней среды; правовое обеспечение.

Управляющая подсистема стратегического менеджмента (см. рис. 1.3) – подсистема, воздействующая на управляемую подсистему (руководители различных уровней, функциональные специалисты, технический персонал). Компонентами подсистемы являются: разработка и принятие стратегических управленческих решений, управление персоналом по разработке и реализации стратегических планов.

Функциональная подсистема стратегического менеджмента (рис. 1.3) – подсистема, организующая и координирующая процессы трансформации и переработки «входа» системы в ее «выход». Компонентами подсистемы являются: стратегический маркетинг; стратегическое, тактическое и оперативное планирование; реорганизация основных, вспомогательных и обслуживающих процессов и организационных структур управления, оптимизация систем учета, стимулирования и контроля текущей и преобразовательной деятельности.

Обратная связь представляет собой различную информацию, поступающую от потребителей и рынка в целом, координирующую «выход» и «вход» системы стратегического менеджмента.

Внешняя среда системы стратегического менеджмента – это компоненты макросреды, инфраструктуры региона и микросреды фирмы, оказывающие прямое или косвенное влияние на устойчивость, эффективность функционирования и конкурентоспособность субъекта рынка.

Рассмотрим основные понятия стратегического менеджмента.

Динамизм внешней среды фирмы – степень изменчивости факторов макросреды, инфраструктуры региона и микросреды фирмы, влияющих на виды деятельности и эффективность функционирования хозяйствующего субъекта.

Макросреда фирмы – совокупность компонентов внешнего окружения (факторов, показателей), характеризующих условия функционирования (отдельные сферы страны), оказывающие прямое или косвенное влияние на устойчивость, эффективность и конкурентоспособность всех хозяйствующих субъектов. К этим сферам относятся следующие: международная, политическая, экономическая, социально-демографическая, правовая, экологическая, природно-климатическая, научно-техническая, культурная.

Инфраструктура региона – совокупность отраслей (хозяйствующих субъектов) и органов управления данного региона, оказывающих влияние на устойчивость, эффективность и конкурентоспособность фирмы.

Микросреда фирмы – совокупность рыночных субъектов непосредственного окружения, оказывающих прямое влияние на устойчивость, эффективность и конкурентоспособность фирмы. К субъектам микросреды фирмы относятся потребители и поставщики ресурсов, конкуренты, маркетинговые посредники и т.п.

Миссия – принципиальное назначение организации, которым она отличается от других организаций и в рамках которого определяет виды деятельности и характер операций. Правильно сформулированная миссия – это первоначальный инструмент планирования, который позволяет менеджерам сконцентрировать внимание на основных направлениях текущей и будущей деятельности, очерчивает круг клиентов компании, дает описание предлагаемых товаров и услуг, ограничивает географическую сферу деятельности, определяет основные технологии, содержит приоритетные ценности и цели, облегчает понимание философии хозяйствующего субъекта.

Стратегия – программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им долговременных целей в различных аспектах деятельности.

Разновидности стратегий: стратегия развития отдельной отрасли, стратегия фирмы, стратегия социального развития коллектива фирмы; стратегия достижения конкурентных преимуществ, стратегия повышения качества товаров, стратегия ресурсосбережения, стратегия организационно-технического развития производства; стратегия ценообразования и др.

Читайте также:  Стиральная машина бош неисправности способы

Тактика – совокупность методов и средств по выполнению стратегических целей и задач в краткосрочный период.

Стратегический анализ, прогнозирование, планирование, контроль и т.п. – выполнение соответствующей функции управления, ориентированной на перспективу в условиях высокой степени неопределенности. Результатом стратегического анализа является выявление тенденций. Тенденция – выявленные соотношения, свойства, признаки, присущие системе, устойчивая направленность процессов.

Стратегический маркетинг – стратегическая сегментация рынка, прогнозирование направлений повышения качества товаров, ресурсосбережения, развития производства и нормативов конкурентоспособности, нацеленных на сохранение или достижение конкурентных преимуществ фирмы и стабильное получение достаточной прибыли в перспективе. Тактический маркетинг – комплекс работ по тактической сегментации рынка, рекламе и стимулированию сбыта товара в краткосрочном периоде.

Стратегическая сегментация рынка – исследование рынка с целью прогнозирования его параметров в будущем для разработки стратегии фирмы. К параметрам рынка относятся: функции или потребности, которые нужно будет удовлетворить; группы потребителей по целевым сегментам; объемы, цены и сроки продаж по целевым сегментам; технологии удовлетворения потребностей.

Техническая политика – генеральная линия, система стратегических мер в области повышения качества продукции, ресурсосбережения, организационно-технического развития производства. Техническая политика направлена на достижение стратегических целей в области обеспечения конкурентоспособности выпускаемых товаров и технологий. Технология – способ сочетания и применения принципов, методов и технических средств для выполнения работы, операции, услуги, производства конечного продукта.

Социальная политика – система стратегических мер в области социального развития коллектива и охраны окружающей природной среды. Социальная политика направлена на достижение целей в области: создания нормальных условий труда и отдыха работников; обеспечения безопасности на производстве, удовлетворения и развития потребностей работников; укрепления здоровья и увеличения продолжительности их жизни; сохранения экосистемы.

Инновации стратегические – масштабные, радикальные новшества, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе. Продуктовые и технико-технологические инновации, как правило, являются объектами авторского права и охраняются законом. Инновация – результат преобразовательной деятельности хозяйствующего субъекта, направленный на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг, технологий, организационных форм и т.п. на уровне фирмы. Инновации реактивные – инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакции на изменения рыночной конъюнктуры.

Инвестиции – это вложения средств с целью сохранения и увеличения капитала. Для обоснования инвестиций разрабатывается инвестиционный проект, который представляет собой совокупность документов, регламентирующих технические, экономические, организационные, правовые и другие аспекты планирования и осуществления комплекса мероприятий по вложению инвестиций. Разновидности инвестиционных стратегий:

1) инвестировать, чтобы удерживать занятую позицию;

2) инвестировать, чтобы улучшать положение на рынке, повышая конкурентоспособность;

3) инвестировать, чтобы восстановить утерянную позицию;

4) снизить уровень инвестиций с намерением продать бизнес;

5) деинвестировать и уйти с рынка или из сегмента с низкой привлекательностью.

Существует несколько видов стратегий.

Стратегические альтернативы охвата рынка: 1) стратегия концентрации; 2) стратегия функционального специалиста; 3) стратегия специализации по клиенту; 4) стратегия селективной специализации; 5) стратегия полного охвата.

Стратегические альтернативы выхода на зарубежные рынки: 1) непрямой экспорт – заключается в том, что поставки товаров фирмы обрабатываются как внутренние, а международные операции поручаются другим организациям; 2) прямой экспорт – означает большую вовлеченность фирмы, она сама управляет функцией экспорта; 3) производство за рубежом на контрактной основе, путем заключения лицензионных соглашений, через создание совместных предприятий, путем создания автономных филиалов, предприятий.

Стратегические альтернативы повышения организационно-технического уровня производства: 1) повышение уровня автоматизации производства; 2) повышение уровня прогрессивности технологических процессов; 3) повышение фондовооруженности труда; 4) повышение организованности производственных и управленческих процессов; 5) развитие специализации и кооперирования производства.

Стратегические альтернативы производства товара: 1) ограниченный рост – стратегия снижения масштаба производства товара, применяемая в «зрелых» отраслях промышленности, имевших стабильную прибыль в прошлом; 2) интенсивный рост – стратегия, применяемая в динамично развивающихся конкурентоспособных отраслях с быстро изменяющимися моделями товара и технологиями их производства; 3) сокращение – стратегия сокращения выпуска устаревшего товара, вплоть до его ликвидации.

Стратегические альтернативы повышения качества товара: 1) ориентация на лучший выпускаемый образец прямых конкурентов; 2) ориентация на высшие достижения конкурентов мирового уровня; 3) ориентация на тенденции научно-технического процесса (НТП).

Стратегические направления ресурсосбережения: 1) упрощение кинематической схемы товара; 2) межвидовая и внутривидовая унификация составных частей товара; 3) совершенствование технологичности конструкции товара; 4) интеграция с эффективными поставщиками ресурсов и услуг; 5) организационно-техническое развитие производства; 6) реализация факторов ресурсосбережения по элементам затрат.

Перечисленные виды стратегий характеризуют многообразие форм и методов системы стратегического менеджмента и обуславливают необходимость выбора. Выбор оптимума определяет успех в разработке и реализации стратегических решений и зависит от наличия у разработчиков знаний умений и навыков применения научных подходов, принципов и методов эффективного менеджмента, выработанных человечеством в процессе эволюционного развития.

Читайте также:  Способом прекращения обязательств относится

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Источник

Разработка управленческого решения — Часть 5 — Понятийный аппарат в области разработки управленческих решений — приложение

Процесс моделирования включает следующие этапы: 1) анализ теоретических закономерностей, свойственных изучаемому явлению (процессу, объекту); 2) определение методов, с помощью которых можно решить задачу; 3) анализ полученных результатов экспериментальной модели.

Процесс разработки управленческого решения включает в себя следующие операции: 1) подготовка к работе; 2) выявление проблемы и формулирование целей; 3) поиск информации; 4) обработка информации; 5) выявление возможности ресурсного обеспечения; 6) ранжирование целей; 7) формулирование заданий; 8) оформление документов; 9) реализация заданий.

Процессный подход к менеджменту — подход, рассматривающий функции управления как взаимосвязанные, процесс управления как общую сумму всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.

Прошлый труд — часть совокупного труда за жизненный цикл объекта, затраченная в прошлые периоды на его создание и использование. К элементам прошлого труда относятся затраты в прошлые периоды на сырье, материалы, комплектующие изделия, энергию, амортизацию, заработную плату, косвенные расходы, а также полученная на прошлых стадиях жизненного цикла объекта прибыль. Например, по объектам массового производства доля прошлого труда в совокупном труде до маркетинговых исследований равна 0 %, после проведения этих исследований и НИОКР — 0,5— 1,5 %, после изготовления — от 4 % (автомобили, тракторы), до 50 % (холодильники, бытовые плиты), после утилизации объекта — 100 %.

Работа — процесс или действие, которое нужно совершить, чтобы перейти от одного события к другому. Она характеризуется определенными затратами труда и времени.

Ранжирование — определение важности, весомости, ранга факторов (проблем) по их эффективности, актуальности, масштабности, степени риска.

Регулирование — функция менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность функционирования системы менеджмента фирмы, принятию мер по доведению (совершенствованию) параметров «входа» системы или процессов в ней до новых требований «выхода» (потребителей).

Резерв времени — разница между самым ранним возможным временем завершения проекта и самым поздним допустимым временем его завершения. Резерв времени дает свободу при планировании выполнения тех событий, которые не лежат на критическом пути.

Ремонт объекта — восстановление качественных характеристик объекта в целях его нормальной дальнейшей эксплуатации (потребления).

Рентабельность — показатель эффективности, прибыльности работы предприятия. Различают рентабельность продукции, рентабельность капитала. Рентабельность продукции по валовой (чистой) прибыли определяется как отношение валовой (чистой) прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции. Рентабельность капитала по валовой (чистой) прибыли есть отношение валовой (чистой) прибыли к среднегодовому итогу баланса. Рентабельность собственного капитала определяют как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.

Решение интуитивное — решение, основанное на собственном ощущении того, кто принимает решение, что его выбор сделан правильно. Применяется в основном в процессе оперативного управления.

Решение оптимальное — наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение, выбранное по какому-либо критерию оптимизации для данной ситуации.

Решение рациональное — решение, основанное на методах системного и комплексного анализа, обоснования и оптимизации. Применяется в процессе стратегического и тактического управления.

Риск — вероятность возникновения убытков или снижения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом. Усиление риска — это оборотная сторона свободы предпринимательства, своеобразная за нее плата. Чтобы выжить в условиях конкуренции, нужно решаться на внедрение технических и других новшеств и на смелые, нестандартные действия, а это усиливает риск. Приходится смириться с неизбежностью риска, научиться прогнозировать его, оценивать и не переходить за допустимые пределы. Вместе с тем, чем выше уровень риска, тем значительнее в случае успеха будет прибыль. Известны следующие виды риска: производственный, коммерческий, финансовый. В работе с ценными бумагами менеджеру следует учитывать следующие риски: капитальный риск (риск потери инвестором капитала при его вложении в ценные бумаги), селективный риск (риск неправильного выбора вида ценных бумаг), временной риск (риск покупки или продажи ценной бумаги в неудачное время), риск законодательных изменений, риск ликвидности (риск, связанный с изменением качества ценной бумаги в динамике), кредитный риск (риск того, что эмитент окажется не в состоянии выплачивать по своим обязательствам), инфляционный риск, процентный риск (риск в связи с изменениями процентных ставок на рынке), отзывной риск (риск потерь для инвестора, если эмитент отзовет отзывные облигации в связи с превышением фиксированного уровня процентных выплат по ним над текущим рыночным процентом).

Рыночные отношения — система экономических, правовых и социально-психологических отношений между изготовителем (продавцом) и потребителями, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкуренции.

Себестоимость продукции — текущие издержки производства и обращения товара, исчисленные в денежном выражении.

Сетевой график — полная графическая модель комплекса работ, направленных на выполнение единого задания, в которой (модели) определяется логическая взаимосвязь, последовательность работ и взаимосвязь между ними. Основными элементами сетевого графика являются работа и событие.

Читайте также:  Эукариотические организмы с автотрофным способом питания

Сетевые методы менеджмента — методы, которые применяет управляющая подсистема к организационным объектам управления. В основе этих методов лежит сетевое планирование и управление (СПУ) — графоаналитический метод управления процессами создания (проектирования) любых систем.

Симплексный метод — универсальный метод решения задач линейного программирования путем последовательного улучшения решения до тех пор, пока не будет найдено оптимальное (где достигается оптимальное значение функции цели).

Система — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Основные системные принципы: 1) целостность (принципиальная несводимость) свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого; зависимость каждого от его места, функций внутри целого; 2) структурность (возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не только поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры); 3) взаимозависимость структуры и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия); 4) иерархичность (каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой, глобальной системы); 5) множественность описания каждой системы (в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы) (см. п. 2.4).

Система менеджмента — система научных подходов и методов, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем, способствующая принятию и реализации конкурентоспособных решений.

Система показателей качества товара включает в себя: 1) показатели назначения товара; 2) надежность; 3) экологичность; 4) показатели эргономичности и безопасности использования; 5) технологичность; 6) эстетичность; 7) показатели стандартизации и унификации товара; 8) патентно-правовые показатели.

Системный подход к менеджменту — подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая «выход» (цель), «вход», связь с внешней средой, обратную связь, «процесс» в системе. При применении системного подхода к проблеме сначала формулируется «выход» системы, анализируется влияние внешней среды на систему, принимаются меры по обеспечению высокого качества «входа» и в последнюю очередь обеспечивается соответствие качества «процесса» требованиям «входа».

Ситуационный подход к разработке управленческого решения — подход, ориентированный на изучение влияния на процесс управления конкретной ситуации. Поскольку существует множество факторов внутренней и внешней среды объекта (системы), выбранный метод управления или принятия решения следует корректировать на конкретные условия данной ситуации.

Событие — фиксированный момент времени, который представляет собой одновременно окончание предыдущей работы, т.е. ее результат (исключая начальное событие) и начало последующей работы (исключая конечное событие).

Совокупный труд — сумма прошлого, живого и будущего труда на создание и использование (эксплуатацию) объекта. В конкретной экономике совокупный труд выражается через затраты за жизненный цикл объекта, начиная с маркетинга и заканчивая его утилизацией. Основным направлением снижения совокупного труда должно быть снижение будущего труда за счет повышения качества объекта.

Содержание — вещество системы, ее внутренние составляющие, компоненты.

Сопоставимость альтернативных вариантов управленческого решения по исходной информации обеспечивается путем приведения их к одному объему, к одним срокам, уровню качества, условиям применения, по единым методам получения информации, уровню риска.

Социальное развитие коллектива — важнейший компонент целевой подсистемы системы менеджмента, ориентированный непосредственно на человека, повышение его социальной значимости, укрепление здоровья, обеспечение безопасных условий труда и отдыха.

Среднеквадратическая ошибка коэффициентов регрессии — параметр корреляционно-регрессионного анализа, характеризующий точность полученных коэффициентов регрессии. Применяется для оценки коэффициентов регрессии. Ее значение должно быть в два и более раза меньше соответствующего коэффициента регрессии.

Срок окупаемости — период, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются результатами его осуществления /10/.

Ставка дисконта — норматив приведения будущих инвестиций к расчетному или текущему периоду.

Ставка накопления (процентная ставка) — норматив приведения первоначальных инвестиций к будущему периоду, чтобы инвестирование было привлекательным.

Стратегический маркетинг — комплекс работ по формированию стратегии фирмы на основе стратегической сегментации рынка, прогнозирования стратегий повышения качества товаров, ресурсосбережения, развития производства и нормативов конкурентоспособности, нацеленных на сохранение или достижение конкурентных преимуществ фирмы и стабильное получение достаточной прибыли. Нормативы конкурентоспособности товаров материализуются в сфере производства, а реализуются в прибыли на стадии тактического маркетинга как комплекса работ по тактической сегментации рынка, рекламе и стимулированию сбыта товара.

Структура — способ сочетания составных частей (компонентов) системы для наилучшего выполнения главной цели системы.

Структуризация проблемы — разложение проблемы на компоненты по уровням и иерархии, установление взаимосвязей между ними и построение дерева целей.

Источник

Оцените статью
Разные способы