Законность и правопорядок
Правопорядок — установленный в обществе порядок отношений, урегулированных нормами права, и основанный на их точном соблюдении, на принципах законности. Правопорядок охраняется государством.
Законность:
- 1) точное и неуклонное исполнение законом; по Конституциям России и Татарстана является принципом государственной деятельности и одной из основных обязанностей граждан;
- 2) режим, при котором закон господствует в любой общественно-значимой деятельности; законность — непременный элемент демократии.
Законность в России и Татарстане обязаны соблюдать все без исключения граждане, должностные лица, государственные и общественные организации. Высший надзор за законностью осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры субъектов федерации, в их числе прокурор Республики Татарстан, а также городов и районов.
Ни одно развитое общество не может существовать без твердого исполнения законов. Что толку для общества, если законы не будут исполняться? Английский философ Джон Локк (1632 — 1704) по этому поводу очень метко заметил: «Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались». Точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми без исключения лицами называется законностью.
Законность похожа на плотину, которая сдерживает от произвола и беззакония. Древнегреческий философ Гераклит (конец 6 и начало 5 в. до н.э.) отмечал: «Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену». Стоит появиться маленькой трещине, через которую это беззаконие промоет себе путь, как погибнет вся плотина, она пойдет новыми трещинами, и ее снесет мощный поток. Законность прочна, пока в ней нет трещин и отверстий. Много веков назад французский король Франциск I произнес слова, которые стали ныне уже ныне знаменитыми: «Fiat justitia et pereat mundus!» Перевод звучит на первый взгляд странно: «Пусть торжествует правосудие, даже если погибнет мир!» Для чего торжествовать правосудию, если погиб мир? Дня кого тогда торжествовать? Эти слова, на наш взгляд, надо понимать так: если будет торжествовать правосудие и закон, то мир, наоборот, не погибнет.
Самая высокая благородная цель не может достигаться незаконными средствами.
Древнегреческий философ Сократ (470/469—399 гг. до н.э.) преподал нам урок абсолютного совпадения провозглашаемых принципов и их практического воплощения.
. На склоне лет Сократ был обвинен в безбожии (отрицании богов Олимпа, самого Зевса). На суде он вел себя независимо и с достоинством. Афинский суд приговорил философа к смертной казни. Его друг Критон накануне казни посетил его в тюрьме и предложил ему бежать, так как осудил его несправедливо. Но Сократ, мудрый и правдивый человек считал, что это было бы бесчестно: лучше подчиниться чужой несправедливости, чем совершать ее самому. И о ответил: «. Если бы, чуть только собрались мы отсюда удрать. вдруг пришли Законы и само Государство и, заступив нам дорогу, спросили: »Скажи-ка, Сократ, что это ты задумал? Не замыслил ли ты поступком, который пытаешься совершить, погубить . Законы и все Государство? Или, по-твоему, еще может стоять целым и невредимым то государство, в котором судебные приговоры не имеют никакой силы, но по воле частных лиц становятся недействительными и отменяются?» Сократ отказался от побега. Позднее приговор в отношении Сократа был признан неправильным. Но было уже поздно.
Может быть, Сократ не любил жизнь? Нет! Накануне казни попросил сидящего здесь же какого-то музыкант научить его играть на лире одну песню. Тот спросил недоуменно: «К чему, раз ты все равно умрешь?» Сократ ответил: «Чтобы знать ее перед смертью».
Смерть Сократа была свидетельством не тупого законопослушания, а стала одной из форм борьбы за справедливость Сбежать и тем превратить приговор в ничто, сделать его недействительным. Это средство низкое и недостойно человека, значит, им нельзя и пользоваться. Достигнуть высокой цели можно лишь правыми средствами.
На законность опирается существующий правопорядок.
Правопорядок — состояние упорядоченности отношений в обществе, урегулированных нравом, когда законы действуют, механизм правового регулирования функционирует без сбоев. Правопорядок — результат осуществления законности, претворения в жизнь требования неукоснительного соблюдения и исполнения юридических норм всеми субъектами права (ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Правопорядок существует там, где реально, практически осуществляется режим законности. Правопорядок — результат действия законности, он выражает степень осуществления ее требований.
Законность, как явление правовой жизни, основывается на определенных принципах.
Законность — точное и неуклонное соблюдение юридических норм всеми субъектами правоотношений.
Основные принципы законности:
- верховенство закона, т. е. соответствие всех нормативных актов Конституции и законам (ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации);
- единство законности на территории государства, единообразное понимание и применение законов на всей территории государства;
- равенство граждан перед законом, проявляющееся в равенстве общего конституционною правового статуса гражданина — совокупности его конституционных прав, свобод и обязанностей (ч. 1 ст. 6 и ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).
Средства, при помощи которых обеспечивается полное и последовательное проведение в жизнь требований законности, Называются гарантиями законности (и, соответственно, правопорядка). Гарантии можно разделить на экономические, политические, духовные и специально-юридические. Многие гарантии указаны в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан.
Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.
Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам законности и правопорядока в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru
Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)
Источник
Способ соблюдения законности является метод
Законность — это принцип, метод и режим точного и неуклонного соблюдения требований права всеми участниками общественной жизни.
Законность — фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а её уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан. Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Поэтому её содержание рассматривают в трёх аспектах: а) в плане «правового» характера общественной жизни; б) с позиций требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами; в) под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола. Законность — это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, соблюдении правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц.
1. Единство законности (законы и их соблюдение едины для всех и на всей территории)
2. Неотвратимость реализации законности ( т.е. юр. ответственности за нарушение требований закона)
3. Всеобщность законности
4. Верховенство закона
5. Защита прав и свобод человека как приоритетной цели законности
6. Целесообразность. (существует презумпция целесообразности закона, брать под сомнение закон по личным соображениям недопустимо)
7. Связь законности и культуры (неуважение законов, их нарушение, правовой нигилизм — проявление некультурности, отсталости государства)
Гарантии законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства. Общие условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности.
Важной предпосылкой наилучшего использования благоприятных условий в деятельности по укреплению законности является их максимально возможная конкретизация. Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т. д. Речь, следовательно, идет о том, чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки для их развития и воздействия на людей, а также путем использования организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов. Рассмотрим эти общие условия, выступающие гарантиями законности: Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями. Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя. предписаний во многом зависят от положения Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его, сложившегося в социальной сфере.
Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции Специальные средства обеспечения законности — это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства). Уровень законности определяется и эффективной деятельностью политического руководства Юридические гарантии — совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. (деятельность прокуратуры). Среди юридических гарантий различают следующие. Средства выявления, (обнаружения) правонарушений (органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т. д.) Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения. Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций. Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др. Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью. Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям Наконец, важнейшей гарантией законности является правосудие — деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности. Под организационным гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией и т.д.).
Источник
Законность и правопорядок
Тема 26. Законность и правопорядок
План
1. Понятие законности и ее виды
2. Принципы законности
4. Гарантии законности и правопорядка
1. Понятие законности и ее виды
Понятие «законность» применяется для характеристики юридических явлений и процессов, всей правовой системы с точки зрения реального, практического осуществления права, выраженного в законах и основанных на них подзаконных нормативных правовых актах.
Понятие «законность» характеризует правовую действительность, взятую под углом зрения практического осуществления права.
Особенности законности выражены в ее требованиях:
1) неукоснительного исполнения и соблюдения нормативных правовых актов;
2) соблюдения иерархии нормативно-правовых актов;
3) непререкаемости закона — никто не может отменить закон, кроме органа, издавшего его;
4) всеобщности — требование обращено ко всем гражданам, организациям, государственным органам, ко всем, кто находится в пределах действия права;
5) гарантированности законности государством.
Перечисленные требования могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Они взаимосвязаны между собой и образуют систему признаков, которые позволяют судить о состоянии законности, ее уровне и характере.
Подходы к понятию законности:
1. В зависимости от субъектного состава и нормативной основы различают: широкий и узкий подходы понимания законности.
Широкий подход предполагает соблюдение всех видов нормативно-правовых актов, соблюдение их всеми субъектами права — и гражданами, и должностными лицами; узкий подход предполагает соблюдение только законов, только должностными лицами (принцип деятельности государственных органов).
2. В зависимости от сферы проявлениязаконность понимают как:
— форму упорядочения способов производства и распределения (материальный подход);
— форму выражения политического интереса государства (идеологический подход);
— форму выражения идеи справедливости (нравственный подход).
3. В зависимости от направленности требований законности ее понимают как:
— принцип поведения граждан — требование соблюдения и исполнения норм права обращено именно к гражданам;
— принцип деятельности государственного аппарата — требование обращено к должностным лицам;
— общественно-политический режим — требование обращено к гражданам и государственной власти.
Уровни законности. Можно говорить о различных уровнях законности:
— индивидуальный уровень — законность в деятельности отдельных субъектов права;
— групповой уровень — законность в деятельности отдельных социальных групп — субъектов общественных отношений;
— региональный уровень — в том или ином регионе;
— общесоциальный уровень — общества в целом.
Говоря о законности, необходимо иметь в виду проблему правового или неправовогохарактера самих юридических законов.
Существует ли законность в тоталитарных режимах? Существует, но только в формальном смысле. А реальная законность имеет место тогда, когда в стране действует и функционирует правовой закон. Часть 2 ст. 55 Конституции РФ устанавливает прямой запрет на существование антиправовых законов.
Сущность законности. Под ней понимается всеобщее, строгое соблюдение, исполнение норм права. В определенных исторических условиях она проявляется в качестве конкретного содержания, которое, в свою очередь, выражается в разных формах: принцип (требование), метод и режим.
Вышеизложенное позволяет сформулировать следующее определение законности: законность — это принцип (требование), метод и режим строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм, установленных законами и основанными на них другими источниками права.
Форма любого правового явления, не исключая и законность, предполагает наличие ее содержания.
Сторонами (элементами) содержания законности выступают следующие:
1) предметный, показывающий, что должно соответствовать законности. Основной носитель законности — деятельность (поведение) людей. Но через нее свойство законности, т. е. соответствие праву, приобретают и другие объекты — нормативные и правоприменительные акты, различные правовые документы;
2) субъектный, определяющий состав субъектов, на которых распространяется обязанность исполнять (соблюдать) правовые предписания и право требования исполнения (соблюдения) от других. Полагаем, что субъектный элемент представляют все участники общественных отношений, т. е. государство, его органы, общественные и иные организации, должностные лица и граждане. В ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»;
3) нормативный элемент раскрывает круг правовых предписаний, обязательных для исполнения (соблюдения). К нормативному элементу относятся нормы права, содержащиеся во всех нормативных правовых актах, иных юридических источниках права.
Можно говорить о различных видах законности, используя следующие критерии:
1. По характеру преимущественно реализуемых юридических норм:
а) правовая законность (устанавливается тогда, когда реализуются юридические нормы, соответствующие принципам права, которые способствуют прогрессивному развитию государства, населения). Правовая законность — это точное и неукоснительное соблюдение и исполнение требований правового закона всеми субъектами права;
б) неправовая законность(устанавливается тогда, когда преобладает реализация юридических норм, не соответствующих принципам права). Хотя в данном случае формально законность налицо, но она имеет антиправовую направленность.
Содержание правозаконностисоставляют три элемента:
— правовое законодательство, которое адекватно отражает идеальное право, общечеловеческие ценности;
— полное осуществление правового законодательства;
— эффективная защита правового законодательства.
Особенности правового законодательства (закона). Правовой закон характеризуется следующими признаками. Он выражает и закрепляет в праве меру свободы людей; воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости; учитывает и охраняет интересы тех, кто требует большей социальной защищенности (больных, престарелых, безработных).
Законность в правовом государствепредполагает наличие двух взаимосвязанных факторов:
1) совершенного, четко отработанного законодательства, отвечающего потребностям общественного прогресса;
2) полной и безусловной реализации предписаний закона и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.
2. В зависимости от этапа развития государства различают:
а) добуржуазную (неразвитая законность, при которой нет реального режима законности);
б) буржуазную законность. Законность превращается в обязательный политико-правовой режим. Это принцип, выдвинутый идеологами буржуазии в период буржуазных революций и образования буржуазных государств, заключающийся в требовании подчинения граждан, администрации, должностных лиц и суда велениям закона и запрещении выходить за его пределы. Яркое выражение этого принципа дано в одном из наиболее характерных документов буржуазной революции во Франции — Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В ст. 5 этой Декларации провозглашалось, что все то, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом;
в) социалистическую законность. Это обусловленный социалистическим экономическим базисом, опирающийся на социалистическую демократию и социалистическое право режим точного и неукоснительного исполнения законов всеми учреждениями, органами, должностными лицами и гражданами 237 .
3. В зависимости от того, в какой мере требования принципа законности реализуются на практике:
а) формальная законность. Принцип законности есть, но на практике он не прослеживается;
б) реальная законность. Принцип законности находит воплощение в человеческом поведении.
4. В зависимости от сферы общественных отношений: а) внутригосударственная законность; б) международная законность.
В ряде случаев выделяют конституционную законность, т. е. общественно-политический режим в стране, характеризующийся неукоснительным соблюдением конституции и иных конституционно-правовых актов всеми субъектами конституционно-(государственно)-правовых отношений 238 .
Она означает: соответствие конституции правовым идеалам, интересам народа; верховенство конституции в правовой системе страны; прямое действие конституции; эффективную государственную защиту действия конституции.
2. Принципы законности
Принципы законности — это основополагающие идеи, реализация которых делает законность эффективной и действенной.Общепризнаны следующие принципы законности:
— приоритета (первенства) международного права,
— равенства перед законом,
Принцип верховенства законавыражается в признании: закона главным в системе нормативных правовых актов; подзаконности других нормативных правовых актов, т. е. того, что они основываются на законе и не противоречат ему; закона основным регулятором общественных отношений.
Если в процессе применения права судья или иное должностное лицо сталкивается с ситуацией, когда подзаконный нормативный акт противоречит закону, то он должен отдать предпочтение закону и вынести решение также на основе закона.
Принцип приоритета международного права выражен в требованиях: не принимать законы, противоречащие общепризнанным принципам и нормам международного права; при противоречии внутригосударственного законодательства указанным нормам предпочтение должно отдаваться последним.
Принцип равенства перед закономвыражен в равной степени необходимости соблюдать законы; в равной ответственности всех перед законом в случае его нарушения; в равенстве всех перед законом, независимо от социального положения, благосостояния, национальности и т. д.
Принцип единства законностипредполагает требования одинаковой силы закона на всей территории государства; единообразного понимания и применения законов на всей территории государства.
Принцип целесообразности законности выражается в требованиях запрета отступления от предписаний закона; противопоставления общегосударственной целесообразности правоприменительной целесообразности.
Принцип реальности законности.Данный принцип предполагает достижение фактического исполнения требований юридических норм в правовых отношениях, неотвратимость юридической ответственности за любое их нарушение.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что каждый из принципов законности может быть «развернут» в совокупности ее требований. Требования законности — это принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности, ее направленность. В отличие от принципов законности, которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов (например, требование охраны прав и законных интересов граждан, издание правовых актов в установленном порядке относятся к соответствующим органам государства).
Например, принцип верховенства закона предполагает следующие требования: 1) все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать Конституции РФ и другим вышестоящим законам; 2) подзаконные нормативные акты (и деятельность по их созданию) должны соответствовать законам; 3) акты правоприменения (и правоприменительная деятельность) должны соответствовать законам и подзаконным нормативным актам; 4) акты индивидуального поведения должны соответствовать законам, подзаконным актам и актам правоприменения.
3. Правопорядок
Правопорядок — состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.
Ценностный смысл правопорядка состоит в том, что последний отражает процесс воздействия права на общественные отношения, является показателем состояния законности в обществе, обеспечивает стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Без правопорядка невозможна реализация государственных задач, осуществление сущности, формы и функции государственной власти.
Правопорядок как самостоятельное явление: представляет собой состояние упорядоченности общественной жизни; он предусмотрен нормами права; является итогом правового регулирования; обеспечивается государством.
Содержание правопорядка. Содержание правопорядка — это правомерное поведение субъектов, т. е. такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.
Выделяют три вида содержания правопорядка: материальное, государственно-волевое и юридическое.
Материальное содержаниепредставляет собой закономерности его функционирования и развития; объективные потребности в упорядочении общественных связей и процессов; реальные отношения с упорядоченным поведением их участников; взаимосвязи с экономикой, политикой, культурой и идеологией.
Государственно-волевое содержание— это совокупный и трансформированный результат государственной воли, воли и интересов всех участников правопорядка.
Юридическое содержание — это совокупный результат: реализации права и законности, проявившейся в поведении участников; взаимосвязанной совокупности, системы правоотношений и связей; реализованных субъективных прав и обязанностей участников правопорядка; упорядоченности и урегулированности правовых элементов, процессов, отношений и связей.
Уровни правопорядка. Их определение обусловлено выбранным для этого классификационным критерием.
1. По масштабности выделяют: правопорядок страны, правопорядок федерации, правопорядок субъектов федерации, других структур (региона, города, организации и др.).
2. По объему и значимости: общий, отраслевой, правовых институтов, норм права, специальный.
3. По характеру отношений:конституционный, судебный, административный, финансовый и т. д.
4. По степени оформленности:оформленный (как правило), неоформленный (реализованность правовых обычаев).
Законность и правопорядок. Эти категории формируются на одних и тех же принципах, тесно взаимосвязаны с властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность. Но все это не означает отсутствия принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность и специфику.
Обычно называют следующие отличия: законность — это требование исполнения правовых актов всеми субъектами права, а правопорядок — результат этого требования; законность — это метод (принцип) руководства обществом, а правопорядок — состояние общественной жизни.
Разграничивать рассматриваемые понятия можно иным способом.
1. Законность, правопорядок — различные по содержанию и характеру категории. Законность — качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима; правопорядок — состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений.
2. Эти категории несут различную правовую функциональную нагрузку. Законность — средство установления правопорядка; правопорядок — результат осуществления законности, упорядочивающий социальную жизнь.
3. Различны их связи и зависимости: если законность выступает как причина, то правопорядок — как следствие. При анализе законности оперируют количественными и качественными характеристиками, при рассмотрении правопорядка — состояниями и их качеством.
Законность выступает своеобразным правовым средством в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию правопорядка. Это условие его функционирования, которое определяет все существенные характеристики правопорядка как состояния общественной жизни.
Правопорядок следует отличать от общественного порядка.
Общественный порядок — это совокупная система общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм обычаев, традиций, ритуалов и т. д.
Различия общественного и правового порядков проявляются в том, что у них:
— разная социально-нормативная основа — для общественного порядка требуется вся совокупность существующих правил, а для правопорядка — право;
— разный генезис (происхождение) — правопорядок возник позже, вместе с государством и правом;
— разная обеспеченность — правопорядок обеспечивается силой и средствами государственного аппарата, а общественный — общественными институтами;
— разная соотносимость — правопорядок и общественный порядок соотносятся как часть и целое.
4. Гарантии законности и правопорядка
Гарантии законности и правопорядка — это условия, средства и способы обеспечения законности и правопорядка. Их подразделяют на две большие группы: общие и специальные (организационные и юридические).
Общие гарантии — это объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, предопределяют «в известной степени» специальные средства.
Важнейшими общими гарантиямизаконности и правопорядка являются: высокий уровень культуры и образованности населения; высокий уровень и стабильность экономики, высокий уровень социальной защищенности и материальная обеспеченность граждан; чувство гражданской ответственности, нетерпимость к нарушениям законов; демократизм государственного и общественного строя и др.
Особенности общих гарантий состоят в том, что они: являются факторами, которые влияют на реализацию всех норм права; составляют материальную базу собственно юридических гарантий; имеют свои разновидности: экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные и т. д.
Экономические гарантии выступают основой для всех других гарантий законности, ибо экономика лежит в основе права и всех правовых явлений, включая законность. Кризис в экономической сфере, как показывает опыт последних лет, ведет к ослаблению законности. И наоборот, усиление, упрочение экономических гарантий имеют результатом укрепление законности в стране.
Экономические гарантии законности — это высокий уровень и стабильность экономики; многообразие форм собственности; устранение монополизма; отсутствие социальных кризисов; высокий уровень социальной защищенности и материального обеспечения граждан.
Политические гарантии связаны с политической системой общества, ведущую роль в которой играет государство, принципы организации и деятельности всех органов государственной власти. Они, как показал опыт многих стран, будут реальными только в условиях функционирования независимого от государства гражданского общества, построения подлинно демократического правового государства.
Политические гарантии законности и правопорядка заключаются в демократизме государственного и общественного строя; в гласности и общественном контроле над деятельностью администраций всех уровней; в развитии открытой политической системы.
Идеологические гарантии законности — это достаточно высокий уровень общей и правовой культуры, правосознания и нравственного сознания членов общества и, прежде всего, должностных лиц государства, принимающих нормативные и индивидуальные правовые решения. Идеологические гарантии включают в себя идеологию, рассматривающую человека в качестве высшей ценности общества, а гражданина — в качестве высшей ценности государства.
Нравственные гарантии законности — это благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям.
Правовые гарантии. Состояние законности и правопорядка обусловлено состоянием самого права, системой законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны права. Законодательство, отстающее от развития общественных отношений, затрудняет борьбу с правонарушениями.
Общественные гарантии — это сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушителями законодательства. Они включают в себя: нетерпимость к нарушениям норм права, активность общественных организаций и массовых правозащитных движений.
Специальные средства обеспечения законности и правопорядка — это организационные и юридические средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности и правопорядка.
Под организационными гарантиямипонимаются различные мероприятия, укрепляющие законность, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан: кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений.
Юридические гарантии законности — это совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, правопорядка, беспрепятственное осуществление и защиту прав и свобод.
Основные признаки юридических гарантий проявляются в том, что они:
а) имеют обязательное закрепление в законодательстве. Важнейшие юридические средства, обеспечивающие реальность режима законности, фиксируются законодателем в нормативных актах и в силу этого приобретают юридический характер;
б) являются непосредственными способами защиты законности и правопорядка;
в) создаются государством для специфической цели — поддержания реального режима законности. В каком бы виде ни выступали юридические гарантии, они всегда есть проявление одной цели — являются средством превращения юридической возможности, выраженной в правовой норме, в реальную действительность. Действие большинства юридических гарантий осуществляется при помощи части государственного аппарата — правоохранительных органов, специально созданных для обеспечения режима законности.
Вопрос о видах юридических гарантий законности решается неоднозначно. К ним можно отнести и юридическую ответственность, защитно-восстановительные меры, меры надзора и контроля, и установленные в законодательстве: специальные принципы (например, презумпция невиновности); институты (возбуждения уголовного дела); процедуры (порядок рассмотрения уголовных дел и гражданских дел); средства (поощрений и наказаний и т. п.), и меры по совершенствованию законодательства, меры выявления правонарушений, меры надзора за состоянием законности, меры профилактики нарушений законности и правопорядка.
Способы обеспечения правопорядкавесьма разнообразны. К ним относят:
— судебный контроль: а) конституционный контроль за правомерностью юридических норм, б) судебный контроль иных судов;
— контроль со стороны специализированных государственных органов (прокуратура, правовые инспекции труда и иные);
— надзор со стороны уполномоченного по правам человека;
— государственная регистрация нормативно-правовых актов;
— контроль за законностью со стороны международных институтов (например, Международного Суда по правам человека);
— общественный контроль правозащитных организаций.
Источник