- Как бизнесу защититься от случайной потери денег: руководство по страхованию финрисков от бывшего страховщика
- Методы управления рисками
- Какие риски существуют в жизни предприятия?
- Предотвратимые риски
- Стратегические риски
- Внешние риски
- Оценка риска
- Предупреждение и устранение рисков
- Принятие риска
- Предотвращение риска
- Перенос риска
- Смягчение риска
- Эксплуатация
- Общие методы управления рисками
- Заключение
Как бизнесу защититься от случайной потери денег: руководство по страхованию финрисков от бывшего страховщика
Страхование финансовых рисков защищает бизнес от непредвиденного ущерба. Например, когда сделку на покупку недвижимости суд признал недействительной из-за ошибки нотариуса. Или своими действиями фирма или частный предприниматель ненамеренно нанесли ущерб клиентам, государству или другим лицам.
В этом случае возмещение ущерба возьмет на себя страховая компания, предприятию или ИП не придется тратить свои деньги.
Чтобы получить эту защиту, достаточно выбрать полис, и заключить договор. Мы расскажем, как правильно выбрать подходящую программу страхования.
Из этого руководства вы узнаете, от каких финрисков можно защититься, и на что обращать внимание при заключении договоров.
Из этой статьи вы узнаете:
На самом деле любое страхование — это защита от финансовых рисков, а не каких-либо других. Например, каско не дает гарантии, что автомобиль не получит повреждения во время дорожной аварии. После ДТП машину все равно придется восстанавливать, а если по вине водителя пострадают люди — оплатить им лечение. И эти риски страховая компания берет на себя.
Защиту имущества и финансов выделяют в отдельный пул продуктов. Бизнес всегда рискует потерять деньги. Например, партнеры и контрагенты могут не выполнить обязательства, ситуация на рынке изменится, офис ограбят, а специалист, оформляющий сделку, допустит ошибку — страхование финансовых рисков как раз о таких ситуациях.
В основном, продуктом пользуются юридические лица: производственные и торговые предприятия, представители сферы услуг, финансовые организации.
Страхование финрисков бывает обязательным и добровольным.
К обязательным видам относится страхование ответственности, которое необходимо предприятиям, чтобы начать работу. К добровольным — те, что предприятие может выбирать по желанию. Как правило, выше расценки на добровольные виды страхования — потому, что в этих случаях выше риск.
Страхуйте обязательные финриски, без этого нельзя работать на законных основаниях. Представитель малого и среднего бизнеса может легко оформить договор по обязательным видам — например, застраховать ответственность туроператора или нотариуса. Фирмы часто предоставляют эту услугу, поэтому здесь проблем с выбором полиса не возникнет.
По сравнению с предыдущим вариантом, добровольное страхование дает дополнительную защиту и включает больше факторов риска. Поэтому условия договора обсуждайте как можно детальней. Программу нужно подбирать, исходя из особенностей бизнеса.
Выбирать вид добровольного страхования стоит в зависимости от сферы работы и текущих потребностей предприятия. Например, если организация начинает работу с новым контрагентом и опасается, что он не выполнит обязательства, этот риск можно застраховать.
Страховые суммы здесь выбирает клиент, который заключает договор. Сумма выплаты не может превысить сумму фактического ущерба. То есть, если в договоре указана страховая сумма 1 миллион рублей, а ущерб составил 300 тысяч рублей, выплата составит 300 тысяч рублей.
С 1 января 2014 года защищены средства на расчетных и депозитных счетах индивидуальных предпринимателей. Также с 1 января 2019 года депозиты и средства на счетах юридических лиц, которые в соответствии с законодательством РФ относятся к малым предприятиям и находятся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, защищены государственной системой страхования вкладов.
К малому бизнесу, согласно Постановлению Правительства, относятся компании, в которых работает до 100 человек, и доход которых не превышает 800 миллионов рублей в год. В расчет берутся все доходы по налоговой декларации.
Страховая выплата полагается, если банк лишится лицензии. Для страхования предприятию не нужно ничего делать: государственная гарантия действует автоматически после оформления договора с банком.
На компенсацию можно рассчитывать, если банк участвует в системе страхования вкладов. Список организаций-участников программы можно найти на сайте Агентства страхования вкладов.
Компенсируется полная сумма вклада и остатков на расчетных счетах до 1,4 миллиона рублей — свыше компенсации не будет.
Один из самых актуальных видов страхования финрисков для малого бизнеса. Предприятие может защититься от потерь в результате:
- банкротства контрагента;
- невыполнения обязательств по договору.
Первый риск срабатывает, если контрагент не выполнил обязательства, и суд признал его банкротом. В договоре указывается страховая сумма, соответствующая обязательствам контрагента.
Если страхователь заказывает у контрагента оборудование на сумму 1 миллион рублей, страховщик принимает на себя ответственность в пределах этой суммы. Выплата не может превышать фактического ущерба, который получил страхователь в результате банкротства контрагента. Если предприятие получило от партнера товар на сумму 500 тысяч рублей из одного миллиона, выплата составит 500 тысяч рублей.
Риск невыполнения обязательств по договору срабатывает, если контрагент не выполняет условия договора:
- не перечисляет деньги за товар или не отгружает товар после оплаты;
- срывает срок ремонтно-строительных работ;
- не оказывает оговоренные услуги, например, отказывается транспортировать груз из-за стихийных бедствий.
Сделки страхуют на индивидуальных условиях, так как страховщик старается тщательно оценивать конкретные риски.
При оформлении договора руководителю предприятия, которое выступает страхователем, важно помнить о нюансах:
- для получения выплаты по договору страхования сделки потребуется документально подтвердить убытки;
- выплатные дела по договорам страхования сделки тщательно проверяются службами безопасности страховщиков. Для подтверждения обоснованности выплаты нужны решения судов и документы из правоохранительных органов;
- страховые компании проверяют контрагентов перед заключением договора. Страховщик откажет в заключении договора, если у него будут сомнения в надежности партнера страхователя.
Например, если контрагент не поставил товар или услугу и просто исчез, руководителю предприятия придется обратиться в полицию. Официальная информация от правоохранителей потребуется, чтобы подтвердить факт невыполнения обязательств.
Предприятие, часто заключающее сделки с новыми контрагентами, может уменьшить риски с помощью страхования. Полис защищает от финансовых потерь из-за ошибок и непреднамеренных действий.
Этот страховой продукт применяется при оформлении кредитов на покупку недвижимости. Более того, банки включают титульное страхование в число условий кредитования.
Страхование титула защищает от потерь, связанных с утратой права собственности на недвижимость. Это происходит во время судебного процесса, где могут:
- признать продавца недвижимости недееспособным;
- установить, что нотариус, оценщик или риэлтор допустили ошибку при заключении сделки;
- доказать факт мошенничества;
- установить, что купленная недвижимость находится в залоге.
После этого страхователь получает выплаты. Но этот вид полиса не защищает, когда имущество повреждено или уничтожено во время пожара или стихийного бедствия, противоправных действий третьих лиц, военных действий.
При заключении договора обращайте внимание на страховую сумму. Она должна соответствовать реальной стоимости застрахованного имущества. Стоимость титульного страхования обычно не превышает 1% от страховой суммы.
Этот финансовый продукт защищает топ-менеджеров от убытков, связанных с претензиями третьих лиц — акционеров компании, государства, клиентов или партнеров фирмы.
Они могут потерять деньги из-за непреднамеренных ошибок руководителей и потребовать компенсации. Например, когда по указанию топ-менеджера компания покупает неподходящее оборудование, акционеры и партнеры теряют прибыль и выставляют претензии.
Страховой полис покрывает:
- убытки третьих лиц из-за ошибки директора компании;
- убытки компании в результате ошибки руководителя;
- расходы руководителя на судебные издержки.
Страховые события определяет суд: во время разбирательства выясняют, совершил ли руководитель ошибку преднамеренно или нет. Такой механизм защищает страховую компанию от мошеннических схем: например, от сговора между акционерами и топ-менеджментом.
В договоре такого типа обычно указывают важное исключение из страховых событий: претензии к менеджменту со стороны мажоритарных акционеров. Это исключение защищает страховые компании от манипуляций клиентов, а еще оставляет возможность застраховать интересы миноритарных акционеров.
Этот вид страхования защищает от финансовых потерь, связанных с временным прекращением работы из-за аварии, пожара, перебоями в поставках сырья и другими обстоятельствами.
В производственном помещении произошел пожар, и пламя повреждает оборудование. Предприятию придется потратить деньги на ремонт цеха и покупку новых станков. Во время ремонта компания терпит убытки, связанные с остановкой производства.
Частичную финансовую защиту обеспечивает страхование упущенной выгоды. Важно знать особенности:
- обычно упущенную выгоду оформляют в рамках комплексного страхования. То есть, предприятию нужно застраховать имущество, ответственность и другие риски. Сумма такого договора довольно высокая;
- тарифы по страхованию упущенной выгоды в разы или даже на порядок превышают тарифы по имущественным видам страхования;
- страховая компания выплатит компенсацию, если выгода упущена по независящим от предприятия причинам.
В случае страхового события придется документально подтвердить сумму ущерба. Если предприятие не производило продукцию 10 дней из-за ремонта после аварии, придется предоставить бухгалтерские документы, которые помогут рассчитать упущенную выгоду за этот период.
Сумма выплаты не может превышать размеров фактического ущерба. Например, если предприятие перенесло уцелевшие станки в резервный цех и частично запустило производство, это будет учитываться при расчете выплаты.
Добровольно предприятию стоит страховать риски, которые зависят от сферы деятельности и особенностей работы. Но на страховую компанию нельзя переложить ответственность при заключении сомнительных сделок или при умышленных нарушениях правил работы.
Перед тем как выбирать страховой продукт, проверьте, можно ли доверять самой компании. Абсолютно правильных критериев выбора нет. Но есть возможность косвенно оценить надежность фирмы и понять, будут ли проблемы с получением выплаты.
Вот пункты, на которые стоит обратить внимание.
Если акционеры — офшорные компании, а реальных собственников установить не удается, едва ли стоит покупать программу у такой фирмы.
Найти информацию о владельцах компании можно на сайте страховщика или с помощью поисковых систем.
Источник
Методы управления рисками
Во вступительной части нашего обзора, в котором мы будем анализировать методы управления рисками, предлагаем начать с красноречивого примера. Когда Тони Хейворд стал генеральным директором “BP” (название до мая 2001 года — “British Petroleum”) в 2007 году, он поклялся сделать безопасность своим главным приоритетом. Среди новых правил, которые он установил, были требования, чтобы все сотрудники использовали крышки на кофейных чашках при ходьбе и воздерживались от текстовых сообщений во время вождения. Три года спустя, под наблюдением Тони Хейворда нефтяная вышка Deepwater Horizon взорвалась в Мексиканском заливе, вызвав одну из самых страшных техногенных катастроф в истории. Комиссия по расследованию (США) приписала это бедствие управленческим ошибкам, которые нанесли урон “способности вовлечённых лиц идентифицировать риски, с которыми они столкнулись, и правильно оценить, сообщить и устранить их”. Именно об идентификации, оценке, предупреждении и устранении рисков мы и будем говорить.
Какие риски существуют в жизни предприятия?
Согласно глобальному исследованию по управлению рисками “Aon”, основанного на проводимом два раза в год опросе с почти 2000 ответов, принадлежащими государственным и частным компаниям всех размеров и широкому кругу отраслей, основными десятью рисками, которые угрожают предприятию стали:
- ущерб репутации/бренду;
- экономическое замедление/медленное восстановление;
- увеличение конкуренции;
- нормативные/законодательные изменения;
- киберпреступность/взлом/вирус/вредоносные коды;
- отсутствие новшеств/неудовлетворение потребности клиентов;
- неспособность привлечь или сохранить лучших специалистов;
- прерывание бизнеса;
- политический риск/неопределённость;
- гражданская ответственность.
Итак, начало положено. Риски идентифицированы. Но, прежде чем продолжить, необходимо раскрыть суть самого риск-менеджмента. И начнём с истории, потому что “Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего” (М. Ломоносов).
“Истинная разделительная линия между тем, что мы должны назвать древними временами и современностью, заключается в овладении риском”.
Какова история управления рисками? В одной очень интересной книге на эту тему “Против богов: замечательная история риска” утверждается, что истинная разделительная линия между тем, что мы должны назвать древними временами и современностью, заключается в овладении риском. В этой книге Питер Л. Бернстайн утверждает, что когда люди начали понимать, как предсказывать риски и управлять ими, они также начинали понимать, что будущее будет содержать не только случайные события, порождённые волей богов или капризами природы.
Некоторые историки считают, что самая ранняя концепция управления рисками возникла из-за игр. За тысячи лет до того как пользователи интернета могли играть в онлайн-покер, люди в разных древних цивилизациях играли в настольные игры и кости, которые превратились в шахматы и шашки более двух тысяч лет назад.
Исторические свидетельства того, что игры породили теорию вероятностей, важную для управления рисками, получены из работ Данте и Галилея. Знаменитые математики, Паскаль и Ферма, писали друг другу об азартных играх в 1600-х годах, и эта переписка, как полагают, дала начало современной теории вероятностей, используемой сегодня.
Если рассмотреть роль страхования в управлении рисками, то его истоки можно проследить до древних времён. Например, общества взаимопомощи и захоронения были задокументированы ещё в первые дни древнего Рима. Они считаются предшественниками современных страховых компаний.
Заканчивая краткий экскурс в историю, делаем вывод: в любой момент истории, когда люди управляли бизнесом, армиями или целыми странами, наверняка были люди, нанятые для управления рисками с помощью инструментов, которыми они обладали в то время.
Как и любая дисциплина, риск-менеджмент требует описания процессов и систематизации. Первым шагом в создании эффективной системы управления рисками является понимание качественных различий между типами рисков, с которыми сталкиваются организации. Исследования показывают, что риски попадают в одну из трёх категорий. События риска из любой категории могут быть фатальными для стратегии компании и даже для её выживания.
Предотвратимые риски
Это внутренние риски, возникающие внутри организации, которые поддаются контролю и должны быть устранены или исключены. Примерами являются риски, связанные с несанкционированными, незаконными, неэтичными, неправильными или неуместными действиями сотрудников и менеджеров, а также риски сбоев в обычных рабочих процессах. Безусловно, у компаний должна быть зона терпимости к дефектам или ошибкам, которые не причинят серьёзного ущерба предприятию и для которых достижение полного избегания будет слишком дорогостоящим. Но в целом компании должны стремиться устранить эти риски, поскольку они не получают стратегических выгод от их принятия. Сотрудник, подкупающий местного чиновника, может принести компании некоторую краткосрочную прибыль, но со временем такие действия приведут к снижению стоимости компании.
Эта категория рисков лучше всего управляется посредством активной профилактики: мониторинга операционных процессов и направления поведения людей и решений в отношении желаемых норм. Поскольку уже существует достаточное количество литературы по подходу на основе правил, мы отсылаем заинтересованных читателей к боковой панели “Менеджмент управления персоналом” вместо развёрнутого обсуждения лучших практик в данном обзоре.
Стратегические риски
Компания добровольно принимает на себя некоторые риски, чтобы увеличить доход от своей стратегии. Банк принимает на себя кредитный риск, например, когда он одалживает деньги; многие компании берут на себя риски благодаря своим исследованиям и разработкам.
Стратегические риски сильно отличаются от предотвратимых рисков, потому что они не являются нежелательными по своей природе. Стратегия с высокими ожидаемыми доходами обычно требует от компании принятия на себя значительных рисков, и управление этими рисками является ключевым фактором для получения потенциальной выгоды. “BP” согласилась с высоким риском бурения на несколько миль ниже поверхности Мексиканского залива из-за высокой стоимости нефти и газа, которые она надеялась добывать.
Стратегическими рисками нельзя управлять с помощью модели управления на основе правил. Вместо этого вам нужна система управления рисками, предназначенная для уменьшения вероятности того, что предполагаемые риски действительно материализуются, и для улучшения способности компании управлять или сдерживать события рисков в случае их возникновения. Такая система не помешает компаниям предпринимать рискованные предприятия; напротив, это позволило бы компаниям брать на себя рискованные предприятия с более высокой прибылью, чем конкуренты с менее эффективным управлением рисками.
Внешние риски
Некоторые риски возникают в результате событий вне компании и находятся вне её влияния или контроля. Источники этих рисков включают стихийные и политические бедствия и крупные макроэкономические сдвиги. Внешние риски требуют ещё одного подхода. Поскольку компании не могут предотвратить такие события, их руководство должно сосредоточиться на идентификации (как правило, это очевидно в ретроспективе) и смягчении их воздействия.
Компании должны адаптировать свои процессы управления рисками к этим различным категориям. Хотя подход, основанный на соблюдении нормативных требований, эффективен для управления предотвратимыми рисками, он полностью недостаточен для стратегических рисков или внешних рисков, которые требуют принципиально другого подхода, основанного на открытых и явных обсуждениях рисков. Однако это легче сказать, чем сделать; обширные поведенческие и организационные исследования показали, что люди имеют сильные когнитивные искажения, которые не позволяют им думать о риске и обсуждать его, пока не станет слишком поздно.
Таблица 1.
Вид риска | Описание |
Рыночный | Общий риск финансовых потерь, связанных с изменением цен на все продукты, составляющие портфель. Он включает риск изменения процентных ставок, валютный риск, фондовый риск и товарный риск. Процентный риск или процентная ставка является финансовый риском потому, что продукт теряет свою ценность в результате уменьшения или увеличения процентных ставок. Валютный риск — это финансовый риск потери стоимости инвестиций из-за изменения обменных курсов. Фондовый риск — это возможность понести потери капитала между моментом приобретения актива и моментом его перепродажи. Например, клиент покупает пакет акций. Всего 100€ первого января 2019 года и перепродаёт через неделю. Однако 8 января 2019 года цена акций упала до 90€. Между моментом покупки и продажи прошла неделя, и акция потеряла 10€. Клиент потерял 10€. Товарный риск напрямую влияет на компании, занимающиеся производством и переработкой сырья и энергии. Например, производители автомобилей зависят от стоимости сырья. Свинец и алюминий составляют около 25% производственных затрат. Из-за подорожания сырья, компании теряют прибыль, что также выражается в падении цен на акции. |
Кредитный | Финансовый риск того, что качество погашения заёмщиком будет снижено, что может привести к падению стоимости долгового обеспечения. |
Риск ликвидности | Финансовый риск невозможности перепродать ценные бумаги из-за недостаточного объёма транзакций. Мы говорим о ликвидном рынке, когда объём сделок достаточно высок, чтобы можно было без проблем продавать ценные бумаги. Пример. Человек, которому нужно переехать, хочет быстро продать свою квартиру, чтобы купить другую. Здесь риск ликвидности отражается в невозможности сделать «доступными» деньги, доступные человеку через владение его квартирой. Чтобы быстро реализовать актив, его, безусловно, придётся продавать по цене ниже его реальной стоимости. |
Инвестиционный | «Риск» в инвестициях означает колебания доходности (размытие). Небольшие колебания доходности называются «низким риском», а большие колебания называются «высоким риском». Например, при сравнении акций венчурной компании с акциями «Toyota», цена венчурных акций может значительно колебаться (например, в 10 раз за несколько дней) по сравнению с акциями «Toyota». В этом случае венчурные акции более рискованные (по сравнению с акциями «Toyota»). |
Операционный | Операционный риск соответствует потенциальным потерям, вызванными ошибками, совершенными человеческими или материальными ресурсами: сбоями программного обеспечения, мошенничеством, ошибками ввода и т. д. Дело, которое наделало много шума во Франции: дело Жерома Кервьеля. Этот трейдер заставил «Societe Generale» потерять 6,3 миллиарда евро в 2007 году. Этот случай рассматривается как мошенничество и является частью операционных рисков. |
Юридический | Согласно определению, данному Банком Италии, юридический риск может быть определён как риск наложения судебных или административных санкций, значительных финансовых потерь или ущерба репутации в результате нарушения обязательных норм (закона или регулирования) или саморегулирования (уставы, кодексы поведения). |
Налоговый | Внедрение системы управления налоговыми рисками должно не только способствовать управлению и решению, а также уменьшать налоговые риски. |
Информационный | Информация, которая обрабатывается правильно, стала важным активом. Чем выше ценность информации, тем более уязвимой становится компания в случае потери данных (например, из-за утечки данных, кибератак или мошенничества). |
Маркетинговый | Четыре маркетинговых риска, с которыми сталкиваются компании в современном деловом мире: восприятие и ценность бренда; принадлежность (негативные ассоциации при потере репутации партнёрами); провал рекламной кампании; неадекватная маркетинговая стратегия. |
После подробной идентификации и систематизации рисков, перейдём к следующему этапу — оценке риска.
Оценка риска
Оценка риска используется для анализа влияния выявленных рисков на компанию. Вероятность возникновения и возможный размер ущерба используются для оценки. Если количественная оценка не может быть проведена из-за недостатка данных, риски должны оцениваться на основе качественных критериев. Визуализация с помощью портфеля рисков может быть полезна для оценки риска. Анализ и оценка взаимодействия отдельных рисков также играет важную роль. В большинстве случаев незначительные индивидуальные риски в сочетании друг с другом часто представляют значительный экзистенциальный риск и требуют других мер в контексте управления рисками.
Предупреждение и устранение рисков
Контроль рисков помогает найти способы реагирования на выявленные и оценённые риски. Различные меры и стратегии должны помочь сбалансировать возможности и риски. Стратегия риска должна быть адаптирована к общей корпоративной стратегии. Для этого у компаний есть четыре варианта управления:
- избегание рисков при одновременном отказе от бизнеса;
- снижение рисков;
- переход рисков (например, передача в страховую компанию);
- принятие риска на себя.
Всё управление рисками должно подвергаться мониторингу, который обычно проводится внутренним аудитом. Таким образом можно контролировать и обеспечивать качество и функциональность управления рисками и всеми используемыми инструментами. В то же время должна также иметь место передача информации о рисках, с помощью которой все соответствующие данные могут быть своевременно переданы ответственному лицу. Это повышает осведомлённость о рисках компании.
Инструменты управления рисками:
- резервирование — управление риском, который не может быть передан;
- страхование — возможность возмещения материального ущерба от проявления риска;
- хеджирование — перенос ценовых рисков с одной компании на другую;
- распределение — распределение риска между участниками сделки;
- диверсификация — уменьшение совокупной подверженности риску путём распределения вложений и/или обязательств;
- минимизация — сохранение баланса активов и обязательств с целью свести к минимуму колебания чистой стоимости портфеля.
Посмотрите правде в глаза. Хотя вы уверены, что ваш проект будет успешным, всегда есть вероятность, что что-то пойдёт не так. Управление рисками — это постоянная деятельность, поэтому вы должны продолжать выявлять и регистрировать новые риски по мере их возникновения в течение деятельности компании.
Создание списка рисков — хорошая отправная точка, но этого недостаточно. Вам также нужен план действий для каждого риска, чтобы иметь возможность эффективно управлять ими.
Существует 5 основных способов управления риском: принятие, предотвращение, перенос, смягчение и эксплуатация. Вот подробный взгляд на каждый из них.
Принятие риска
Принятие риска означает, что, хотя вы определили его и зарегистрировали в программном обеспечении для управления рисками, вы не предпринимаете никаких действий. Вы просто принимаете, что это может произойти, и решаете разобраться с этим, если это произойдёт.
Это хорошая стратегия для использования при очень небольших рисках — рисках, которые не окажут большого влияния на ваш проект, если они произойдут, и с ними можно легко справиться, если или когда они возникнут. Создание альтернативной стратегии управления рисками или принятие мер по борьбе с риском может занять много времени, поэтому зачастую лучше использовать свои ресурсы.
Предотвращение риска
Вы также можете полностью изменить свои планы, чтобы избежать риска. Избегайте риска. Это хорошая стратегия для случаев, когда риск имеет потенциально большое влияние на ваш проект. Например, если в январе финансовая команда вашей компании занята ведением корпоративных счетов, провести их в январе через учебный курс для изучения нового процесса не будет хорошей идеей. Есть риск, что счета не будут сделаны, поскольку в январе все они будут слишком заняты, чтобы посещать тренинги или применять новые знания, даже если они действительно посещают семинары. Вместо этого было бы лучше избегать января для обучения полностью. Измените план проекта и запланируйте обучение на февраль, когда основная часть бухгалтерских работ закончится.
Перенос риска
Перенос риска — это стратегия управления рисками, которая используется не очень часто и обычно встречается в проектах, где участвуют несколько сторон. По сути, вы передаёте влияние и управление риском кому-либо ещё. Например, если у вас есть сторонний договор на написание кода вашего программного обеспечения, вы можете перенести на него риск того, что в коде возникнут ошибки. Затем они будут нести ответственность за управление этим риском, возможно, путём дополнительного обучения.
Обычно договорённости о передаче записываются в проектные контракты. Страхование является ещё одним хорошим примером. Если вы перевозите оборудование в рамках вашего проекта, а фургон попал в аварию, страховая компания будет нести ответственность за предоставление нового оборудования для замены того, которое было повреждено. Проектная команда признает, что несчастный случай может произойти, но они не будут нести ответственность, поскольку теперь это является обязанностью страховой компании.
Смягчение риска
Смягчение риска, вероятно, является наиболее распространённой методикой управления рисками, используемой для оценки риска. Это также самый простой для понимания и самый простой в реализации способ. Что означает смягчение, так это то, что вы ограничиваете влияние риска, чтобы в случае его возникновения проблема, которую он создаёт, была меньше и её способы её решения легче.
Например, если вы запускаете новую стиральную машину, а отдел продаж должен продемонстрировать её покупателям, существует риск, что отдел продаж не поймёт продукт и не сможет сделать хорошую презентацию. В результате они будут делать меньше продаж, и будет меньше доходов для компании.
Стратегия смягчения в этой ситуации будет состоять в том, чтобы обеспечить хорошее обучение для отдела продаж. Может всё же быть шанс, что некоторые члены команды или не понимают продукт, или они пропускают тренинг, или они просто не являются экспертами в стиральных машинах и никогда не будут, но влияние риска будет намного меньше, так как большая часть команды сможет эффективно продемонстрировать новый продукт.
Вы можете смягчить воздействие так, как в этом примере, и вы также можете смягчить вероятность его возникновения. Действия будут в целом одинаковыми; иногда вам нужно будет выполнить несколько задач, чтобы уменьшить вероятность возникновения риска, и несколько отдельных задач, чтобы уменьшить влияние риска в случае его возникновения.
Эксплуатация
Принятие, предотвращение, перенос и смягчение рисков прекрасно подходят для случаев, когда риск оказывает негативное влияние на проект. Но что, если риск оказывает положительное влияние?
Например, риск того, что новые стиральные машины будут настолько популярны, что у нас не будет достаточно персонала, чтобы провести демонстрации? Это положительный риск — то, что принесло бы пользу проекту и компании, если бы это произошло. В этих случаях мы хотим максимально увеличить вероятность того, что риск случится, а не остановить его или передать выгоду кому-то другому!
Эксплуатация — это стратегия управления рисками, используемая в таких ситуациях. Ищите способы, как заставить риск случиться, или способы усилить воздействие, если оно произойдёт. Можно обучить дополнительный персонал по продажам, чтобы они также демонстрировали стиральную машину и проводили больше дополнительного маркетинга, чтобы увеличить вероятность того, что у новой машины будет большой спрос, и есть люди, которые при необходимости смогут сделать презентации.
Это 5 стратегий управления рисками, которые вы можете использовать для управления рисками в вашем проекте. Вероятно, вы обнаружите, что используете комбинацию техник, выбираете стратегии, которые наилучшим образом соответствуют рискам вашего проекта и навыкам вашей команды. Однако когда вы приближаетесь к потенциальному риску, убедитесь, что вы записали план действий в свой журнал рисков и ведёте его в соответствии с последними достижениями в управлении рисками.
В управлении проектами нулевого риска не существует. Всегда существует вероятность того, что ваш проект пойдёт не по плану. Поэтому идея состоит в том, чтобы предвидеть и максимально ограничивать риски, которые могут возникнуть, в попытке уменьшить их влияние на бесперебойную работу проекта.
Начиная запуск проекта, вы должны настроить управление рисками: выявить слабые места вашего проекта, подумать о действиях по предотвращению рисков и обдумывать способы их решения/устранения. Подготовившись таким образом, вы избежите дестабилизации при возникновении непредвиденных событий.
Невозможно предвидеть все риски, однако тщательный анализ рисков — это хороший способ гарантировать успех вашего проекта.
Общие методы управления рисками
Уклонение — лучшее средство контроля потерь. Это потому, что, как следует из названия, вы полностью избегаете риска. Если ваши усилия по предотвращению потерь были успешными, то вероятность того, что вы понесёте убыток (от этого конкретного фактора риска) составляет 0%. Вот почему уклонение, как правило, является первым из рассмотренных методов контроля риска. Это средство полного устранения угрозы. Например, инвестор хочет купить акции нефтяной компании, но цены на нефть значительно упали за последние несколько месяцев. Существует политический риск, связанный с добычей нефти, и кредитный риск, связанный с нефтяной компанией. Он оценивает риски, связанные с нефтяной отраслью, и решает избежать участия в компании. Это известно как уклонение от риска.
Предотвращение потерь — это метод, который ограничивает, а не устраняет потери. Вместо того чтобы полностью избегать риска, этот метод принимает риск, но пытается минимизировать потери в результате этого. Например, хранение инвентаря на складе означает, что он подвержен краже. Однако, поскольку на самом деле не существует способа избежать этого, разработана программа предотвращения потерь, чтобы минимизировать потенциальные риски. Эта программа может включать патрулирование территории, установку видеокамер и наличие охраняемых хранилищ.
Снижение потерь — это метод, который не только принимает риск, но и принимает тот факт, что потеря может возникнуть в результате риска. Этот метод стремиться минимизировать потери в случае какого-либо типа угрозы. Например, компании может потребоваться хранить легковоспламеняющиеся материалы на складе. Руководство компании понимает, что это необходимый риск, и решает установить на складе современные разбрызгиватели воды. В случае пожара сумма потерь будет сведена к минимуму.
Разделение — это метод контроля риска, который включает рассеивание ключевых активов. Это гарантирует, что если что-то катастрофическое произойдёт в одном месте, влияние на бизнес будет ограничено активами только в этом месте. С другой стороны, если бы все активы были в этом месте, то бизнес столкнулся бы с гораздо более серьёзной проблемой. Примером этого является случай, когда компания использует географически диверсифицированную рабочую силу.
Дублирование — это метод контроля риска, который по существу включает создание плана резервного копирования. Сбой сервера информационных систем не должен останавливать весь бизнес. Вместо этого резервный или аварийный сервер должен быть легкодоступен в случае сбоя основного сервера. Другой пример дублирования в качестве метода контроля риска — использование компанией службы аварийного восстановления.
Диверсификация — это метод контроля риска, который распределяет бизнес-ресурсы для создания нескольких направлений бизнеса, которые предлагают различные продукты и/или услуги в различных отраслях. При диверсификации существенная потеря дохода от одного направления бизнеса не нанесёт непоправимого ущерба конечному финансовому результату компании.
Заключение
Управление рисками сильно отличается от управления стратегией. Управление рисками фокусируется на негативе — угрозах и неудачах, а не на возможностях и успехах. Это идёт вразрез с культурой “можно сделать”, которую старается поддерживать большинство команд-лидеров при реализации стратегии. И многие лидеры склонны сбрасывать со счетов будущее; они неохотно тратят время и деньги сейчас, чтобы избежать неопределённой проблемы в будущем. Кроме того, снижение риска обычно включает в себя распределение ресурсов и диверсификацию инвестиций, что является противоположностью интенсивной направленности успешной стратегии.
По этим причинам большинству компаний нужен отдельный департамент для управления стратегическими и внешними рисками. Размер департамента риск-менеджмента будет варьироваться от компании к компании, но группа должна отчитываться непосредственно перед топ-командой.
Действительно, поддержание тесных отношений со старшим руководством, возможно, будет самой важной задачей; способность компании противостоять угрозам во многом зависит от того, насколько серьёзно руководители воспринимают свою функцию управления рисками, когда светит солнце, а на горизонте нет облаков.
Это то, что отделяло банки, потерпевшие крах в финансовом кризисе, от тех, которые выжили. Обанкротившиеся компании перевели управление рисками в режим соответствия; их риск-менеджеры имели ограниченный доступ к высшему руководству и своим советам директоров. Кроме того, руководители обычно игнорировали предупреждения риск-менеджеров о высокоэффективных методах управления рисками. В отличие от этого, “Goldman Sachs” и “JPMorgan Chase”, две компании, которые хорошо пережили финансовый кризис, обладали сильными внутренними функциями управления рисками и руководящими группами, которые понимали и управляли многочисленными рисками подверженности компаний. Барри Зуброу, директор по управлению рисками в “JPMorgan Chase”, сказал:
“Возможно, у меня есть звание, но Джейми Даймон [генеральный директор] — главный специалист по управлению рисками компании”. Формализация и стандартизация моделей управления может смягчить некоторые критические риски, но не все из них. Активное и экономически эффективное управление рисками требует, чтобы менеджеры систематически думали о множественных категориях рисков, с которыми они сталкиваются, для того чтобы они могли своевременно применить соответствующие методы управления рисками для каждой из категорий. Методы управления рисками позволяют нейтрализовать шаблонный взгляд: “Видеть мир, не таким, каким нам бы хотелось, чтобы он был, а таким, каков он есть”.
В свою очередь, мы надеемся, что наш обзор поможет вам идентифицировать, оценить, предупредить и устранить все категории рисков, с помощью верно сформулированной стратегии управления, что приведёт к процветанию и стабильности вашей компании.
Источник