Способ сложения стихов ломоносова
Глазарий языка запись закреплена
Реформа Тредиаковского—Ломоносова — реформа русского стихосложения, осуществившая переход от силлабического (слогового) принципа меры стиха к тоническому (ударному). Свое название получила от имен авторов основных теоретических трактатов по версификации, в которых были изложены правила силлабо-тонического стиха (наиболее урегулированной формы тоники). Условными границами периода реформы принято считать труды В. К. Тредиаковского; первый из них — «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735) стал началом активной перестройки литературного стиха, последний — «Способ к сложению российских стихов» (1752) и примыкающие к нему «Мнение о начале поэзии и стихов вообще» (1752), «О древнем, среднем и новом стихотворении российском» (1755) подводили итоги реформы.
К сочинениям, непосредственно повлиявшим на ход реформы, следует отнести не только теоретические работы М. В. Ломоносова («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739) и Тредиаковского («Для известия…», 1743; предисловие к переводу «Аргениды», 1751; и др.), но и ряд стихотворных произведений Тредиаковского, Ломоносова и А. П. Сумарокова, практически воплощавших новые принципы организации стиха и в некоторых случаях включавших элементы полемики с теоретическими положениями и версификаторской практикой оппонентов («Эпистола о стихотворстве» Сумарокова, 1747; и др.). Однако в этот период практика, как правило, следовала за теорией.
В первом трактате, положившем начало реформе, Тредиаковский аргументирует необходимость реформы «сильной прозаичностью» русских силлабических стихов, которые, кроме определенного числа слогов и рифмы, «не имеют в себе нечего стихотворного». Ссылаясь на опыт народной поэзии, органично отражающей просодические особенности русского языка, он предлагает ритмически упорядочить традиционные силлабические размеры, использовав в них «правило падения стопами». Стопа выступает в качестве условной меры стиха, позволяющей провести через всю строку единообразные «падения» (чередования ударных и безударных слогов).
Такое падение осуществляется по Тредиаковскому с помощью четырех двухсложных стоп (хорея, иамбы [ямба], пиррихия и спондея) по отдельности или в различных комбинациях. Трехсложные стопы не допускаются, поскольку они могут нарушить соизмеримость стихов по числу слогов. Среди двухсложных стоп предпочтение Тредиаковский отдает хорею и в основные силлабические размеры (13-сложник и 11-сложник) вносит хореический ритм: «Боже мой! Твои судьбы правости суть пóлны»; «Красота весны! Роза о прекрасна!» Реформированный 13-сложник Тредиаковский называет русским героическим стихом или «эксаметром» (шестимерным), 11-сложник — «пентаметром» (пятимерным), используя терминологию античной квантитативной лирики. В этих главных размерах нового «тóнического» стиха помимо заданного слогового объема предлагается сохранить еще два обязательных признака старого силлабического стиха — цезуру (соответственно — после седьмого и после пятого слога), которая теперь подчеркивается тонически (предцезурный слог должен нести ударение), и женскую рифму (то есть последнее ударение приходится на второй от конца слог стиха).
Для более коротких размеров (от 9 до 4 слогов) правило стопы необязательно, однако нечетносложные стихи предпочтительнее четносложных. Если стих короткого размера предназначен не для чтения, а для пения, то в нем допустимы в качестве исключений сочетания женских и мужских рифм: «Худо тому жи́ти, / Кто хулит любовь: / Век ему тужи́ти, / Утирая бровь».
По мнению Тредиаковского, тонический способ позволяет не только писать новые русские стихи, но и «улучшить» старые силлабические, так как меняться в последних будет не «материя» (содержание), а только ритм, который может быть более или менее органичным для определенной национальной традиции, но по существу асемиотичен (то есть не связан с передачей определенных смыслов). В доказательство этого положения он перелагает собственные силлабические стихи, часть из которых включает в «Новый и краткий способ…».
Трактат Тредиаковского вызвал критику как со стороны приверженцев тоники, так и со стороны силлабиков. В ходе реформы решающий шаг, предопределивший дальнейший путь развития русского литературного стиха, сделал Ломоносов, приславший в Россию из Германии «Оду … на взятие Хотина…» и приложение к ней — «Письмо о правилах российского стихотворства», в котором критика работы Тредиаковского сопровождалась систематическим описанием тонических способов меры русского стиха. В отличие от своего предшественника Ломоносов считает, что не традиция народного стиха, но естественные свойства русского языка требуют реформирования нынешнего стихосложения. Полностью отказавшись от изосиллабизма (слогового равенства стихов), он предлагает не модифицировать старые силлабические размеры, внося в них дополнительную меру, но строить стихи посредством сочетания стоп: двухсложных (хорея и ямба) и трехсложных (дактиля и анапеста). Допустимы и совмещения двусложных стоп с трехсложными в пределах одного стиха, хотя «сочетаться» при этом могут лишь однотипные стопы — «восходящие» (ямб и анапест) и «нисходящие» (хорей и дактиль). Количество стоп в стихах должно быть одинаковым. Таким образом, внутренняя мера стиха устанавливает одновременно и принцип эквиваленции стиховых рядов, которые равны уже не числу слогов, а по числу реальных ударений. Этим объясняется неприятие Ломоносовым на первых порах пиррихия и спондея как стоп неизбежно нарушающих равенство стихов по числу реальных ударений, а также предложение использовать наряду с женскими мужские и дактилические рифмы, как не влияющие на меру стиха.
Четыре основные стопы и их сочетания дают возможность использовать в русском стихе 30 размеров (от шестистопных до двустопных): по шесть гексаметров, пентаметров, тетраметров, триметров и диметров. «Наилучшими» стихами Ломоносов считает те, которые написаны ямбом или ямбом в сочетании с анапестом, то есть «восходящими стопами». Опираясь главным образом на немецкую традицию тонического стиха, Ломоносов связывает звучание ямба с «высокими» жанрами, в которых тот употреблялся — героической эпопеей (шестистопный ямб) и торжественной одой (четырехстопный ямб).
Другим оппонентом Тредиаковского, но уже с позиций защиты русской силлабики выступил А. Д. Кантемир. В своем «Письме Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских» (1743, опубликовано посмертно в 1744) он называет излишним тоническое упорядочение стиха на всем его протяжении, полагая достаточным установление двух ударных констант, отмечающих соответственно — середину (место цезуры) и конец стиха (при этом следующие за константами слоги становятся обязательно безударными). Подобно Тредиаковскому, он предлагает целый ряд ритмических моделей силлабических размеров с различными расположениями ударений. Примером менее радикального, чем у Тредиаковского, тонического упорядочения стиха становится вторая редакция сатир Кантемира (1743), в которой последовательно проведен изложенный в «Письме Харитона Макентина» принцип. Несмотря на высокий авторитет Кантемира, это «Письмо» не повлияло на ход развития реформы и осталось для младших современников частным мнением лучшего русского силлабика.
В первой половине 1740-х в полемику между Тредиаковским и Ломоносовым включается Сумароков. Его вклад в реформирование русского стиха связан в первую очередь с поэтической практикой, ярко демонстрирующей возможность тонического стиха. Сумарокову принадлежит первенство в использовании целого ряда силлабо-тонических и чисто тонических размеров, которые не были описаны в трактатах главных теоретиков стиха или не имели примеров в их собственной версификаторской практике. В своем позднем теоретическом трактате «О стопосложении» (1770-е) Сумароков впервые определил пиррихий и спондей как частные ритмические воплощения двухсложных стоп ямба и хорея (соответственно — пропуск схемного ударения и сверхсхемное ударение), тем самым снимая отождествление сильного места с реальным ударением в тоническом стихе.
1740-е были периодом интенсивной работы не столько с правилами и теоретическими дефинициями, сколько с самим стихом как в переводных и подражательных, так и в оригинальных произведениях. Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков дважды выносили на суд публики образцы различных версификаторских решений одного текста, но и помимо этих «поэтических состязаний» каждый из них серьезно эволюционировал, все дальше отходя от отдельных положений ранних теоретических трактатов. Так, Тредиаковский «принимает» мужскую рифму, ямб и создает дактило-хореический гекзаметр, в соответствии с принципами, изложенными в «Письме…» Ломоносова. Сам Ломоносов в поэтической практике становится метрически более консервативным, культивируя только двусложные размеры, ритмически — напротив, все более раскованным, свободно используя пиррихии, спондеи и даже их сложные сочетания в пределах одного стиха. Сумароков — один из самых талантливых экспериментаторов в истории русского стиха — создает целую антологию новых метрико-строфических форм, которая будет существенно расширена его последователями.
Этот поэтический опыт Тредиаковский суммирует в «Способе к сложению российских стихов» 1752, напоминая о своем первенстве в реформировании русского стиха. Спор о том, кому принадлежит решающий шаг в реформе, будет продолжен младшими современниками реформаторов, перейдет к поэтам первой трети XIX в., а затем — и в научную литературу.
Источник
Внеклассное мероприятие по литературе на тему «Ломоносовская реформа русского стихосложения, ее значение для эволюции поэтического языка»
Цель занятия:
- раскрыть содержание реформы русского стихосложения, показать, какую роль сыграл М.В.Ломоносов в её создании.
Задача занятия:
- познакомить учащихся с «Письмом о правилах Российского стихотворства» М.В.Ломоносова, показать ценность этого трактата;
- создать творческую атмосферу, в которой учащиеся могли бы свободно выражатьсобственное мнение и отстаивать его;
- способствовать развитию познавательного интереса к русской литературе, её становлению;
- на примерах из жизни М.В. Ломоносова вызвать чувства патриотизма и гордости, желание понять своё предназначение в жизни, сделать что-то нужное людям, оставить добрый след на земле.
Форма проведения:
- дидактическая игра «Заседание учёного совета по вопросам теории литературы»
Оборудование:
- карточки с теоретическим материалом по реформе русского стихосложения, карточки для практической работы, мультимедийная презентация.
Обоснование.
Данное занятие интегрируется со следующими предметными областями: русским языком, историей, обществознанием, химией, физикой. Содержание внеклассного мероприятия выходит за рамки образовательного стандарта и, следовательно, является дополнительным источником обогащения кругозора учащихся. Теориясложна для самостоятельного поиска материала, поэтому требует помощи учителя.
Для проведения внеклассного занятия выбрана игровая форма, где подготовленные ученики сообщают теоретические сведения, для закрепления изученного — практическая работа в парах сменного состава, итог — дискуссия о значении реформы русского стихосложения М.В. Ломоносова для эволюции поэтического языка.
Такой вид работы, на мой взгляд, активизирует интерес учащихся к великим людям нашей страны, к тем открытиям, которые они совершили, позволяет дать собственную оценку их трудам.
Актуальность обращения к жизни и деятельности первого российского академика обусловлена необходимостью познания его наследия, потребностью изучения личности и судьбы ученого. В центре внимания участников внеклассного мероприятия- передовые идеи ученого в области отечественной поэзии.
Ход урока
I. Введение в тему. Вступительное слово учителя.
Все вы знаете, что в этом году наша наука отмечает 300-летие великого сына России — М.В. Ломоносова. Его исполинская по своей научной, культурной и общественной деятельности фигура высится у истоков новой русской художественной литературы. Поразительны были широта, глубина и разнообразие его научных интересов.
Он поистине был отцом новой русской науки и культуры. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия — вот основные отрасли, в которых работал гениальный учёный. И везде — он сказал своё слово, сделал много открытий. Ломоносов был гениальным сыном русского народа, горячо любящим свою страну. В нём воплотились лучшие черты, свойственные русскому народу: необыкновенная энергия и работоспособность, железная сила воли, разносторонняя творческая одарённость, беззаветное служение народу.
Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является реформа русского стихосложения, которую он провёл.И наше внеклассное мероприятие мы посвятим знакомству с «Письмом о правилах Российского стихотворства» М.В. Ломоносова, постараемся раскрыть содержание этой работы, её значение для эволюции поэтического языка.
А теперь для эффективной и интересной работы создадим учёный совет, где обсудим вопросы теории литературы.
II. Заседание учёного совета по вопросам литературы.
Позвольте считать заседание учёного совета открытым.
На заседании обсудим следующие вопросы:
- Силлабическая и силлабо-тоническая системы стихосложения.
- В. К. Тредиаковский — первооткрыватель. Работа В. К. Тредиаковского 1735 г. «Краткий и новый способ к сложению стихов российских».
- М. В. Ломоносов — систематизатор и реформатор. «Письмо о правилах Российского стихотворства».
— Переходим к слушаниям. Прежде чем мы с вами будем заслушивать выступления по второму и третьему вопросу, предлагаю вспомнить, что вы знаете о силлабической и силлабо-тонической системах стихосложения.
1. Выступает первый подготовленный ученик.
Сегодня мы говорим о реформе русского стихосложения, и хотелось бы отметить, что первооткрывателем, автором теоретического обоснования и первого опыта практического применения силлабо-тонического принципа стихосложения был В.К. Тредиаковский, именно он осуществил первый этап реформы.
Появившаяся в XVII веке виршевая силлабическая поэзия перешла и в XVIII век. Но в 1735 году В.К. Тредиаковский (1703-1769), поэт и учёный, опубликовал сочинение «Новый и краткий способ сложения стихов Российских». В этой книге он первый задался высокой целью: создать стих, соответствующий строю русского языка, отказаться от силлабического. Тредиаковский указывает, что «поэзия нашего простого народа довела» его до мысли, что русскому языку свойственно не силлабическое, основанное на количестве слогов в строке, а силлабо-тоническое стихосложение, опирающееся на одинаковое число ударений в каждом стихе, на чередование ударных и неударных слогов. Это была очень важная и правильная мысль. Но Тредиаковский не сумел сделать из этого основного положения всех необходимых выводов.
2. Выступление по второму вопросу.
— По второму вопросу у нас представлено несколько докладчиков.
1)Развитие Ломоносовым теоретических выводов Тредиаковского.
Второй этап реформы русского стихосложения осуществил Михаил Васильевич Ломоносов.
Он оценил основную мысль Тредиаковского: русскому языку свойственно силлабо-тоническое стихосложение. Но Ломоносов развил это положение, довёл преобразование русского стиха до конца. В 1739 году Ломоносов, учившийся тогда в Германии, написал «Письмо о правилах Российского стихотворства», в котором доказал (и теоретически, и отрывками из своих поэтических произведений), что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, как утверждал Тредиаковский, но и анапестом, и сочетанием ямбов с анапестами, и хореев с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их.
Наконец, последовательная отмена всех ограничений, наложенных Тредиаковским на применение силлабо-тонического принципа, привела Ломоносова к мысли о необходимости введения еще одного, отсутствующего у Тредиаковского, ритмического определителя стиха. Поскольку Тредиаковский работал только с длинным стихом, ему не было необходимым понятие размера. А Ломоносов, работавший и с короткими, и с длинными стихами, вплотную столкнулся с необходимостью определения стиха не только по типу ритма (ямб, хорей и т.д.), но и по длине. Так в его «Письме. » складывается понятие размера, хотя сам термин «размер» Ломоносов не употребляет, а только перечисляет существующие размеры, обозначая их греческими терминами гексаметр (шестистопный), пентаметр (пятистопный), тетраметр (четырехстопный), триметр (трехстопный) и диметр (двухстопный). Шесть типов стоп, каждый из которых может употребляться в пяти вариантах размерности, дают теоретическую возможность существования «тридцати родов» стихотворства. По сравнению с одним «родом» — семистопным хореем Тредиаковского, тридцать метрико-ритмических вариантов стихов у Ломоносова — это уже целая поэтическая система.
3. Обобщение, выводы. Слово учителя.
Таким образом, поэтапное осуществление реформы русского стихосложения в конечном счете утвердило в русской поэзии силлабо-тонический принцип стихосложения, который максимально соответствует акцентологии русского языка и до сих пор является основополагающим принципом русского стихосложения. Тредиаковский в этой реформе является первооткрывателем, автором теоретического обоснования и первого опыта практического применения принципа, Ломоносов же — систематизатором, распространившим сферу его применения на всю без исключения стихотворную практику.
III. Практическая работа.
— «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением», — сказал М. В. Ломоносов. И, следуя словам великого мыслителя, я предлагаю вам выполнить небольшую практическую работу в парах по определению размера и ритма стихотворного произведения.
(Слоговую схему вычерчивают на альбомных листах, при ответе лист прикрепляется к доске.) После выполнения работы подумайте, какое из стихотворений более сложное для прочтения и почему?
Проверка. (Первое стихотворение-силлабическая система, тринадцатисложное, ударение на разных слогах; второе — силлабо-тоническая, двусложный размер -четырёхстопный ямб)
— Так какое же значение, по-вашему, имела Ломоносовская реформа стихосложения для эволюции поэтического языка?
— Конечно, огромное значение имела эта реформа. М.В.Ломоносов действует как горячий патриот, твёрдо убеждённый, что Россия может иметь своё стихосложение, не уступающее «бодростью и героическим звоном» греческому, латинскому и западноевропейскому. Он создаёт национальное стихосложение, свойственное строю русского языка, даёт начало новой поэзии XVIII в. и пути развития поэзии XIX в. Ломоносов изтяжеловесного речения превратил стих в повествование, возвышающее чувства и воображение.
IV. Подведение итогов урока.
— И в заключение нашего занятия мне хотелось бы прочитать стихотворение С.И.Стромилова, посвящённое гениальному учёному.
В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рождён;
Снегами полюса он встречен у купели
И пышным севера сиянья озарён.
Покинув дом отца, в стране чужой, далёко,
как хлеба, он искал познаний и наук.
Он в тайны естества сошёл умом глубоко
И первый вырвал нам из лиры стройный звук.
Источник