Способ сложения с одновременными присоединением суффикса

2.13. Образование новых слов путём сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую

1. Сложение – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.

В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:

сложение производящих слов.

Например: диван-кровать ← диван, кровать; платье-костюм ← платье, костюм; школа-интернат ← школа, интернат; ракета-носитель ← ракета, носитель □ .

При склонении каждая из частей сложного слова склоняется самостоятельно, ср.: на диване-кровати, в школе-интернате;

сложение производящих основ с помощью соединительной гласной.

Например: лесостепь – лес- о -степь □ ← лес □ , степь □ ; каменотёс – камен- о -тёс □ ← камень □ , тес/а —ть (с усечением глагольного суффикса -а- ); серо-синий – сер- о -син —ий ← сер —ый, син —ий; научно-исследовательский – научн- о -исследовательск —ий ← научн —ый, исследовательск —ий; грязеводолечебница – гряз- е -вод- о -лечебниц —а ← грязь □ , вод —а, лечебниц —а; тренога – тр- е -ног —а ← тр —и, ног —а;

сложение производящих основ без соединительной гласной.

Например: Ленинград – Ленинград □ ← Ленин □ , град □ ; царь-колокол – царь-колокол □ ← царь □ , колокол □ ;

сложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть образование сложносокращённых слов.

Например: комротыком андир рот ы; стенгазетастен ная газет а; медсестрамед ицинская сестр а; полдняпол овина дн я; пол-огурцапол овина огурц а;

сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов.

Например: облонообл астной о тдел н ародного о бразования; МинфинМин истерство фин ансов; ОННО рганизация О бъединённых Н аций; вузв ысшее у чебное з аведение.

Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией, а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами.

Примечание. В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.

водопровод- чик □ ← водопровод □ ; разноголос- иц —а ← разноголос —ый.

Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложного слова, необходимо использовать приём перифраза – дать определение производного слова через производящее, мотивирующее, например:

1. Водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); вод- о -провод □ ← вод —а, провод/и —ть – сложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной основе проводи- ).

2. Водопроводчик «тот, кто обслуживает, ремонтирует водопровод»); водопровод- чик □ ← водопровод □ – -чик – словообразовательный суффикс; суффиксальный способ.

2. Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ – это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки.

Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные и наречия.

Мор- е -плава- тель □ ← мор —е, плава —ть – сложение основ мор- , плава- и суффиксация: -тель – словообразовательный суффикс.

Хлеб- о -убороч- н —ый ← хлеб □ , уборк —а – сложение основ хлеб- , уборк-/убороч- (беглость гласных, чередование к/ч в производящей и производной основах) и суффиксация: -н- – словообразовательный суффикс.

Читайте также:  Определение способ выражения определения

Мимоход- ом ← мимо , ход/и —ть – сложение основ мимо- , ходи-/ход- (с усечением глагольного суффикса -и- ) и суффиксация: -ом – словообразовательный суффикс.

Сложно-приставочным способом могут образовываться глаголы.

Например: у -мир- о -твори -ть ← мир □ , твори —ть – сложение основ мир- , твори- и приставочный способ: у- – словообразовательная приставка.

1. образование прилагательного гладкошёрстный – гладк- о -шёрст- н —ый ← гладк —ий, шерсть □ ; -н- – словообразовательный суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и суффиксальный способ – сложно-суффиксальный способ);

2. образование прилагательного гладкокожий – гладк- о -кож -Ø-ий ← гладк —ий, кож -а; нулевой суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и нулевая суффиксация – сложно-суффиксальный способ).

3. Сращение, в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании.

Умалишённый – слово образовано в результате слияния сочетания причастия лишённый и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа – ума , ср.: лишённый [чего?] ума человек, ума лишённый человек.

Сумасшедший – слово образовано в результате слияния причастия сшедший и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа с предлогом с – с ума , ср.: сшедший [откуда?] с ума человек, с ума сшедший человек.

Долгоиграющий – слово образовано в результате слияния причастия играющий и зависимого от него наречия долго , ср.: пластинка, играющая [сколько? как долго?] долго , долго играющая пластинка.

Ср.: водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); самолёт («воздушный аппарат, который летает сам»).

При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова полностью совпадают:

4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую, как отмечалось, в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре.

Например: учительская, учащийся, мороженое.

В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией. Причиной субстантивации, то есть перехода прилагательных и причастий в существительные, становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного).

Ср.: Больной (прил.) мальчик уже выздоравливает → Больной (сущ.) уже выздоравливает; Зайдите в учительскую (прил.) комнатуЗайдите в учительскую (сущ.).

Более того, субстантивированное прилагательное или причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при себе согласованные определения.

Ср.: мороженое (прил.) мясовкусное мороженое (сущ.); трудящиеся (прич.) массывсе трудящиеся (сущ.); столовая (прил.) комнатасветлая столовая (сущ.).

При переходе из одной части речи в другую образовавшееся существительное сохраняет окончания прилагательного или причастия, то есть продолжает изменяться как прилагательное или причастие.

Ср.: мороженое мясо – мороженое, нет мороженого мяса – нет мороженого, с мороженым мясом – с мороженым.

Однако в ряде случаев субстантивированное прилагательное или причастие утрачивает способность прилагательных и причастий изменяться по родам или числам.

Читайте также:  Способы очистки эмалированной посуды

Например, существительное больной в значении «больной человек» не имеет формы среднего рода (больной, больная, больные); существительные столовая, гостиная, горничная, учительская имеют только форму женского рода; существительное мороженое имеет только форму среднего рода единственного числа; существительное сумчатые употребляется только во множественном числе.

а) не имеет каких-либо новых словообразовательных морфем – приставок, суффиксов.

Ср.: вход, выход, пропажа, синь, тишь, гладь;

б) относится к другой части речи, нежели производящее слово:

рассказ ← рассказать; зелень ← зелёный.

Однако при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают.

Ср.: рассказ, рассказ-а – рассказыва-ть, рассказыва-ю.

2) Не путайте переход одной части речи в другую с приставочным или суффиксальным способом! Особенно часто это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное или причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы.

Например, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость. Эти слова не составляют словообразовательную пару. Они входят в словообразовательную цепочку: гость → гостиный (прил.) → гостиная (сущ.). Таким образом, словообразование данного субстантивированного прилагательного можно графически обозначить так: гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) – переход из одной части речи в другую (субстантивация).

Источник

Сложение с одновременным присоединением суффикса

глин(о) + о + меша(ть) + -лк(а) — глиномешалка
лев(ый) + о + берег + -н(ый) — левобережный
нов(ый) + о + год + -н(ий) — новогодний.

4) аббревиация (образование существительного на базе сочетания слов, основы которых входят в состав производной основы в усеченном виде)

профком — профсоюзный комитет (результат объединения начальных частей производящих основ)
оргстекло — органическое стекло
(объединение начального элемента одного слова с другим словом)
завбазой — заведующий базой
(объединение начального элемента одного слова с падежной формой другого слова)
ОРТ — Общественное Российское телевидение
(сложение названий начальных букв в производящих основах).

Тропы

Метафора – переосмысление значение слова на основе сходства явлений или их признаков. | Сравните: медведь (животное), медведь (неуклюжий человек).

Метафора близка сравнению, но в отличие от него более лаконична. Волосы, как копна – копна волос.

Олицетворение – стилистический приём, с помощью которого неодушевленные предметы, явления природы предстают в образе человека или другого живого существа. | Скрипка издёргалась, упрашивая, и вдруг разревелась.

Сравнение— сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. | Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

Метонимия— переосмысление значения слова на основе смежности понятий, их связи. | А Петербург неугомонный уж барабаном пробуждён (связь между местом и людьми, которые находятся в нём). Не то на серебре – на золоте едал (связь между предметом и материалом, из которого он изготовлен). Читаю Пушкина (связь между книгой и поэтом).

Синекдоха — переосмысление значения слова по количественному признаку. | И слышно было до рассвета, как ликовал француз (француз в значении французской армии).

Эпитет– троп, выступающий в предложении в роли определения или обстоятельства образа действия. Образное определение, придающее речи выразительность. | Тихие долины полны свежей мглой. Лениво и бездумно стоят подоблачные дубы.

Эпитетом может быть метафора или метонимия. | Вся комната янтарным блеском озарена. ; Гремят раскаты молодые – метафорический эпитет. Идёт-гудёт зеленый шум – метонимический эпитет.

Гипербола– образное словоупотребление, преувеличивающее какое-либо явление. | На столе… арбуз – в семьсот рублей арбуз. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить тридцать пять тысяч одних курьеров.

Читайте также:  Двигательное качество быстрота определение способы развития

Литота – выражение, уменьшающее какое-либо явление. | Мальчик с пальчик.

Оксюморон — соединение противоположных по смыслу слов. | Жаркий лёд.

Перифраз — оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием, содержащем элемент характеристики подчеркивания какой-либо стороны качества, признака описываемого предмета, явления или лица. | Cатиры смелый властелин — Фонвизин. Создатель жанра высокой комедии — Мольер. Туманный Альбион — Англия. Страна восходящего солнца — Япония.

Ирония— троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. | В басне Крылова в обращении к ослу: «Отколе, умная, бредешь ты, голова?»

Стилистические фигуры

Антитеза— стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их признаков. Противоположность подчёркивается союзами, интонацией и выражается обычно антонимами. | То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник.

Градация — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. | При одном предположении подобного случая вы должны были. испустить ручьи. реки, озёра, океаны слёз!

Параллелизм — фигура, которая представляет собой однородное синтаксическое построение соседних предложений или их частей. |

Там — солнца луч и в зной оливы сень,

А здесь — и гром, и молния, и слёзы.

Разновидностями параллелизма являются анафора и эпифора.

Анафора, или единоначатие, — повторение начальных частей (слов, словосочетаний, частей предложения) в тексте или его фрагменте. |

Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,

Клянусь позором преступленья
И верной правды торжеством.

Эпифора — фигура, обратная анафоре. Это выразительное повторение слов или словосочетаний в конце предложений и абзацев одного текста. | Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник?

Инверсия — расположение отдельных слов или частей предложения в ином порядке, чем установлено общими синтаксическими правилами. Необычность синтаксического построения выделяет тот или иной член предложения, усиливает образность слов, усиливает воздействие речи. | Кто сомневается в праве и долге нашем думать об устроении будущей России? . Время придёт — и будет Россия новая.

Бессоюзие и многосоюзие — фигуры речи, основанные на намеренном пропуске или, напротив, повторении союзов. В первом случае речь становится лаконичной и динамичной. |

Швед. русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Ряд однородных членов. | Я, конечно, в том числе видел и небо, как можно видеть его из
домашнего окна, из окна электрички, сквозь ветровое стекло автомобиля, над
крышами московских домов, в лесу, в просветах между деревьями и когда просто
идёшь по луговой тропе, по краю оврага, по косогору.

Парцелляция – членение предложения на отдельные смысловые части, либо добавление к предложению части, несущей большую смысловую нагрузку. | Звон будильника. Пора вставать.

Риторический вопрос — стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению. | Иль нам с
Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?

Вопросно-ответная форма изложения– автор задает вопрос и отвечает на него. | Что такое
Интернет? Некое гигантское скопище информации. В него можно «войти», что-то оттуда «скачать» и спокойно «выйти» — забыть о его существовании до следующего раза.

Источник

Оцените статью
Разные способы