- Образование имён существительных путём сложения — Словообразование имён существительных — Имя существительное
- Сложение как способ словообразования. Примеры
- Что такое сложение в словообразовании?
- Сложносуффиксальный способ образования слов
- Сложение или слияние?
- Видеоурок «Способы образования слов. Сложение основ»
- Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по УМК С.М. Львовой «Способы словообразования имён существительных. Способ сложения»
Образование имён существительных путём сложения — Словообразование имён существительных — Имя существительное
Цели урока: 1) углубить представление о способе сложения и о его видах; 2) дать представление о сложносокращённых словах и тренировать учащихся в умении определять значение сложносокращённых существительных и правильно употреблять их в речи.
I. Основные способы образования существительных (проверка домашнего задания).
Попросим ребят перечислить основные способы образования имён существительных, сопровождая свой ответ примерами из упражнения 294. После того как один из учеников расскажет о бессуфиксном способе образования существительных, можем предложить следующее задание.
Задание. Запишите под диктовку прилагательные и глаголы, образуя от них бессуфиксным способом соответствующие существительные.
Помешать, вывихнуть, сухой, разговаривать, синий, поливать, тихий, заливать, бегать.
Приступая к проверке упражнения 293, попросим ребят определить лексические значения слов, объяснения которых даны с помощью рисунков, путём толкования, и проследим, чтобы при толковании значений ученики использовали слова соответствующих частей речи, например: паводок – «поднятие уровня воды в рек в результате быстрого таяния снега, от ливней»; поводок – «ремень, на котором водят собак».
Учебная игра. По своему усмотрению учитель может провести игру «Аукцион», предложив ребятам назвать однокоренные слова к существительным паводок и поводок, а затем выявить автора самого интересного в отношении формы и содержания предложения, составленного с этими словами.
После этого выслушаем сообщения учеников, работавших дома с индивидуальными заданиями.
II. Образование имён существительных путём сложения (текст (с. 132-133); упр. 297, 302).
После внимательного чтения текста на с. 132-133 предложим учащимся выполнить задания на с. 134 и организуем совместную или индивидуальную работу со словообразовательным словариком по заданию упражнения 297.
Предложим ребятам проверить свою работу с упражнением 302 по словообразовательному словарику (раздел «Словообразовательные пары однокоренных слов»).
Готовя учеников слабого класса к выполнению упражнения 302, обратим их внимание на то, что в словах словосочетаний выделены буквы, которые должны составить сложносокращённое слово, и все эти буквы в сложносокращённом существительном будут прописными. По своему усмотрению учитель может предложить ребятам воспользоваться словами для справок, записав их на доске в случайном порядке, например: КВН, ДПС, ТЮЗ, НИИ, МИД, АТС, УЗИ, РФ, СМИ, ЕГЭ. Другой вариант работы – учащиеся записывают под диктовку учителя аббревиатуру и самостоятельно указывают сочетание производящих слов, используя материалы упражнения.
III. Сложносокращённые существительные в составе словосочетаний (текст (с. 135); упр. 303).
В слабом классе организуем работу с упражнением 303 в форме объяснительного диктанта.
Задание. Запишите под диктовку предложения, согласуя прилагательные и глаголы со сложносокращёнными существительными.
1) (Городской, городская, городское) АТС (объявил, объявила, объявило) новые тарифы на оплату услуг связи. 2) ГАИ (проверил, проверила, проверило) состояние городского пассажирского транспорта. 3) КВН (открыл, открыла, открыло) сезон игр 2007 года. 4) ООН (сообщил, сообщила, сообщило) о своём намерении участвовать в миротворческой миссии. 5) НИИ (разработал, разработала, разработало) образцы препаратов для использования в области медицины. 6) ЕГЭ (проверил, проверила, проверило) знания и умения выпускников по русскому языку.
IV. Как образуются имена существительные в русском языке (упр. 306 (частично), 304, 301 (1)).
Предложим учащимся ознакомиться с планом сообщения об образовании существительных в русском языке (упражнение 306), а затем распределить слова, данные в упражнении 304, в соответствии с пунктами этого плана.
В ходе обсуждения текста упражнения 301 (1) попросим ребят назвать те слова, по образцу которых автор составил своё новообразование (аэроплан, дельтаплан, моноплан, биплан, триплан), и обратим их внимание на то, что эти слова, с одной стороны, и авторское новообразование – с другой образованы разными видами сложения.
Д. з.: 1) упр. 306 (полностью); 2) упр. 305 (1, 2); 3) на выбор: упр. 301 (2) или 305 (3).
Резерв – упр. 300.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Источник
Сложение как способ словообразования. Примеры
Сложение — это морфологический способ образования сложных слов путем соединения целых слов, их частей, начальных букв и звуков. Способом сложения в русском языке образуются существительные.
Выясним, что такое сложение как способ образования новых слов, рассмотрев способы соединения двух производящих основ в единое целое.
Наиболее плодотворно слова образуются морфологическим способом, который осуществляется присоединением к производящей основе различных аффиксов (приставки, суффикса, постфикса) и их комбинаций. Новое слово можно получить более сложным способом, а именно сложением.
Что такое сложение в словообразовании?
Рассмотрим суть метода сложения как одного из эффективных морфологических способов словообразования. Сам термин «сложение» прозрачно говорит о том, что что-то с чем-то складывается.
С помощью сложения возникают только сложные слова. В словотворчестве участвуют как целые слова, так и их части и даже начальные буквы и звуки словосочетаний. В связи с этим можно указать следующие виды словосложения:
1. в единое целое складываются два самостоятельных слова. Этот процесс словообразования осуществляется двумя способами:
а) без соединительной гласной
- вагон-ресторан;
- физик-ядерщик;
- грусть-тоска;
- друзья-приятели;
б) с соединительной гласной
- пен о стекло;
- шлак о блок;
- звук о режиссёр;
- хлеб о завод;
- бур е вестник;
- юг о -восток;
2. соединение части слова с целым словом
- заведующий складом → завскладом;
- заместитель декана → замдекана;
- танцевальный зал → танцзал;
- ветеринарный врач → ветврач;
3. сложение сокращенных основ слов
- физический факультет → физфак;
- заведующий гаражом → завгар;
- городской отдел здравоохранения → горздрав;
4. сложение названий начальных букв словосочетаний
- автоматическая телефонная станция → АТС (а, тэ, эс);
- независимое телевидение → НТВ (эн, тэ, вэ);
- военно-воздушные силы → ВВС (вэ, вэ, эс);
- морской военный флот → МВФ (эм, вэ, эф);
- жизнь знаменитых людей → ЖЗЛ ( жэ, зэ, эл);
5. сложение начальных звуков слов
- государственный институт театрального искусства → ГИТИС;
- московский автомобильный завод → МАЗ;
- средства массовой информации → СМИ
Сложение сокращённых основ слов, букв и звуков образует новое слово, которое называется аббревиатурой.
При словообразовательном разборе слова, а также выполняя тестовое задание по русскому языку, важно не принять любое сложное существительное или прилагательное за образование способом сложения.
Многие лексемы являются производными от сложных слов с помощью суффиксов. Например, название военной профессии «миномётчик» очень похоже на сложное слово, образованное сложением с помощью соединительной гласной -о-. А так ли это?
Определим, кто такой минометчик. Минометчик — это стрелок из миномета. Вот и прозвучало производящее слово «миномёт». Значит сложение было раньше, на предыдущем этапе словообразования. Чтобы понять это, составим словообразовательную цепочку:
мин а, мета ть → миномёт → миномет чик
Приведем аналогичные примеры суффиксального способа образования слов:
- пар , ходи ть → пароход → пароход ств о;
- желез о, бетон → железобетон → железобетон н ый;
- сад , води ть → садовод → садовод ческ ий;
- перв ый, открыватель → первооткрыватель → первооткрыватель ниц а.
Сложносуффиксальный способ образования слов
Очень часто сложение производящих основ слов с помощью соединительной гласной сопровождается суффиксацией.
Сложносуффиксальным способом образуются новые лексемы, когда две производящие основы связываются в одно слово соединительной морфемой с добавлением суффикса к последней части сложения:
бел ый снег → бел о снеж н ый.
Такой способ словообразования является очень продуктивным:
- земл я, проходи ть → земл е проход ец ;
- рук а, плеска ть → рук о плеска ни е;
- левый, берег → лев о береж н ый.
Сложение следует также отличать от другого способа словообразования сложных лексем — сращения, или слияния.
Сложение или слияние?
Слияние (сращение) — это лексико-синтаксический способ образования новых слов. Суть его состоит в том, что новая лексема образуется путем «склеивания» его компонентов:
- наречия + прилагательного;
- наречия + причастия.
Понаблюдаем:
- много, обещающий → многообещающий взгляд;
- низко, летящий → низколетящий самолёт;
- быстро, растворимый → быстрорастворимый кофе;
- высоко, точный → высокоточный станок.
При этом способе в словообразовании участвуют наречия с конечным суффиксом -о/-е:
- мног о — мал о ;
- высок о — низк о ;
- далек о — близк о ;
- быстр о — медленн о ;
- легк о — трудно;
- выш е — ниж е ;
В сложных словах нет соединительной гласной в отличие от лексем, образованных сложением. Обратим внимание, что подавляющее большинство слов, образованных слиянием, являются прилагательными. А сложение образует сложные существительные.
Видеоурок «Способы образования слов. Сложение основ»
Источник
Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по УМК С.М. Львовой «Способы словообразования имён существительных. Способ сложения»
Цели:
- углубить знания о способе сложения при образовании имён существительных, дать представление о его разновидностях;
- развивать навык определения способа словообразования имени существительного, навык работы со словарями разных типов;
- воспитывать интерес к изучению морфемного состава слов.
Оборудование: Презентация
1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.
Ещё до начала урока ученики заполнили таблицу готовности к уроку, поставив себе 3-5 баллов:
5 – хочу знать, могу знать, интересно знать и делать
4 – я готов к уроку
3 – я не очень хорошо себя чувствую, мне не всё удаётся, я устаю на уроке, я не понимаю материал, мне нужна помощь.
2. Этап целеполагания.
Учитель сообщает ученикам, что у них на партах лежат карточки 3 цветов: красного, жёлтого и зелёного. В конце урока учащиеся сдают карточки того цвета, который соответствует их оценке урока (без указания фамилий).
Красный цвет – я доволен уроком, урок был полезен для меня, я много работал на уроке и получил заслуженную оценку; я понимал всё, о чём говорилось на уроке.
Жёлтый цвет — урок был интересен, я принимал в нём участие, отвечал с места, сумел выполнить все задания, мне на уроке было достаточно комфортно.
Зелёный цвет — пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь; мне это не очень нужно; домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.
Все учащиеся на уроке получат оценку, а некоторые даже не одну.
3. Актуализация знаний учащихся.
1. Орфографическая разминка.
Списать загадки (по вариантам), вставив пропущенные буквы (слайд № 3).
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дв…рам шныряет,
Крохи соб…рает.
Над бабушкиной избушкой
В …сит хлеба кр…юшка,
Собаки лают,
А достать не могут.
Самоконтроль “Проверь себя!” (Cлайд № 4)
— Выписать из загадок выделенные существительные в форме именительного падежа единственного числа, определить, каким способом образованы, выделить в них суффиксы.
— Какие суффиксы имеют ласкательное значение, а какие пренебрежительное?
2. Вспомни! (Cлайды 5, 6)
Способы словообразования имён существительных.
4. Объяснение нового материала.
1. Работа с учебником.
Параграф 22, с. 132-133.
5. Закрепление изученного материала.
1. Лексико-орфографическая работа (слайд № 7).
— Заменить словосочетания одним сложным существительным:
Пить чай — чаепитие, любить труд – трудолюбие, люди одной фамилии – однофамильцы, ходить пешком – пешеход, ловить змей – змеелов, универсальный магазин – универмаг, заведующий хозяйством – завхоз, юный натуралист — юннат.
— Чем отличаются последние 3 слова? (Эти сложные слова составлены из сокращённых частей слов.)
— А знаете ли вы, что существуют существительные с тремя корнями? А вы сможете назвать такие слова? (Cлайд № 8.)
Например, слова телерадиоведущий, электровозостроитель, газоэлектросварщик.
2. Физминутка. (Cлайд № 9)
3. Работа с текстом по Индивидуальному листу ученика. (Приложение 3)
6. Прочитайте выразительно текст.
Место для ст..янки выбрали глухое, посреди тополиной рощицы. Пройти сюда незамеченным невозможно. В толстой р..гатине самого высокого тополя днём распол..гался наблюдатель. С десятиметровой высоты ему открывался ближний донской плёс, макушки мелколесья, а в б..нокль можно было рассм..треть и поворот к Дону, к старому перекату.
(Иван Кандауров, “Крепкие духом”)
Объясните значение слов плёс, перекат (работа с толковым словарём).
1. Вставьте пропущенные буквы.
2. Укажите способ словообразования выделенных слов:
Источник