Способ сложения имен существительных урок

Образование имён существительных путём сложения — Словообразование имён существительных — Имя существительное

Цели урока: 1) углубить представление о способе сложения и о его видах; 2) дать представление о сложносокращённых словах и тренировать учащихся в умении определять значение сложносокращённых существительных и правильно употреблять их в речи.

I. Основные способы образования существительных (проверка домашнего задания).

Попросим ребят перечислить основные способы образования имён существительных, сопровождая свой ответ примерами из упражнения 294. После того как один из учеников расскажет о бессуфиксном способе образования существительных, можем предложить следующее задание.

Задание. Запишите под диктовку прилагательные и глаголы, образуя от них бессуфиксным способом соответствующие существительные.

Помешать, вывихнуть, сухой, разговаривать, синий, поливать, тихий, заливать, бегать.

Приступая к проверке упражнения 293, попросим ребят определить лексические значения слов, объяснения которых даны с помощью рисунков, путём толкования, и проследим, чтобы при толковании значений ученики использовали слова соответствующих частей речи, например: паводок – «поднятие уровня воды в рек в результате быстрого таяния снега, от ливней»; поводок – «ремень, на котором водят собак».

Учебная игра. По своему усмотрению учитель может провести игру «Аукцион», предложив ребятам назвать однокоренные слова к существительным паводок и поводок, а затем выявить автора самого интересного в отношении формы и содержания предложения, составленного с этими словами.

После этого выслушаем сообщения учеников, работавших дома с индивидуальными заданиями.

II. Образование имён существительных путём сложения (текст (с. 132-133); упр. 297, 302).

После внимательного чтения текста на с. 132-133 предложим учащимся выполнить задания на с. 134 и организуем совместную или индивидуальную работу со словообразовательным словариком по заданию упражнения 297.

Предложим ребятам проверить свою работу с упражнением 302 по словообразовательному словарику (раздел «Словообразовательные пары однокоренных слов»).

Готовя учеников слабого класса к выполнению упражнения 302, обратим их внимание на то, что в словах словосочетаний выделены буквы, которые должны составить сложносокращённое слово, и все эти буквы в сложносокращённом существительном будут прописными. По своему усмотрению учитель может предложить ребятам воспользоваться словами для справок, записав их на доске в случайном порядке, например: КВН, ДПС, ТЮЗ, НИИ, МИД, АТС, УЗИ, РФ, СМИ, ЕГЭ. Другой вариант работы – учащиеся записывают под диктовку учителя аббревиатуру и самостоятельно указывают сочетание производящих слов, используя материалы упражнения.

III. Сложносокращённые существительные в составе словосочетаний (текст (с. 135); упр. 303).

В слабом классе организуем работу с упражнением 303 в форме объяснительного диктанта.

Задание. Запишите под диктовку предложения, согласуя прилагательные и глаголы со сложносокращёнными существительными.

1) (Городской, городская, городское) АТС (объявил, объявила, объявило) новые тарифы на оплату услуг связи. 2) ГАИ (проверил, проверила, проверило) состояние городского пассажирского транспорта. 3) КВН (открыл, открыла, открыло) сезон игр 2007 года. 4) ООН (сообщил, сообщила, сообщило) о своём намерении участвовать в миротворческой миссии. 5) НИИ (разработал, разработала, разработало) образцы препаратов для использования в области медицины. 6) ЕГЭ (проверил, проверила, проверило) знания и умения выпускников по русскому языку.

Читайте также:  Аналитические способы решения задач с параметрами

IV. Как образуются имена существительные в русском языке (упр. 306 (частично), 304, 301 (1)).

Предложим учащимся ознакомиться с планом сообщения об образовании существительных в русском языке (упражнение 306), а затем распределить слова, данные в упражнении 304, в соответствии с пунктами этого плана.

В ходе обсуждения текста упражнения 301 (1) попросим ребят назвать те слова, по образцу которых автор составил своё новообразование (аэроплан, дельтаплан, моноплан, биплан, триплан), и обратим их внимание на то, что эти слова, с одной стороны, и авторское новообразование – с другой образованы разными видами сложения.

Д. з.: 1) упр. 306 (полностью); 2) упр. 305 (1, 2); 3) на выбор: упр. 301 (2) или 305 (3).

Резерв – упр. 300.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник

Сложение как способ словообразования. Примеры

Сложение — это мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слож­ных слов путем соеди­не­ния целых слов, их частей, началь­ных букв и зву­ков. Способом сло­же­ния в рус­ском язы­ке обра­зу­ют­ся существительные.

Выясним, что такое сло­же­ние как спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов, рас­смот­рев спо­со­бы соеди­не­ния двух про­из­во­дя­щих основ в еди­ное целое.

Наиболее пло­до­твор­но сло­ва обра­зу­ют­ся мор­фо­ло­ги­че­ским спо­со­бом, кото­рый осу­ществ­ля­ет­ся при­со­еди­не­ни­ем к про­из­во­дя­щей осно­ве раз­лич­ных аффик­сов (при­став­ки, суф­фик­са, пост­фик­са) и их ком­би­на­ций. Новое сло­во мож­но полу­чить более слож­ным спо­со­бом, а имен­но сложением.

Что такое сложение в словообразовании?

Рассмотрим суть мето­да сло­же­ния как одно­го из эффек­тив­ных мор­фо­ло­ги­че­ских спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Сам тер­мин «сло­же­ние» про­зрач­но гово­рит о том, что что-то с чем-то складывается.

С помо­щью сло­же­ния воз­ни­ка­ют толь­ко слож­ные сло­ва. В сло­во­твор­че­стве участ­ву­ют как целые сло­ва, так и их части и даже началь­ные бук­вы и зву­ки сло­во­со­че­та­ний. В свя­зи с этим мож­но ука­зать сле­ду­ю­щие виды словосложения:

1. в еди­ное целое скла­ды­ва­ют­ся два само­сто­я­тель­ных сло­ва. Этот про­цесс сло­во­об­ра­зо­ва­ния осу­ществ­ля­ет­ся дву­мя способами:

а) без соеди­ни­тель­ной гласной

  • вагон-ресторан;
  • физик-ядерщик;
  • грусть-тоска;
  • друзья-приятели;

б) с соеди­ни­тель­ной гласной

  • пен о стек­ло;
  • шлак о блок;
  • звук о режис­сёр;
  • хлеб о завод;
  • бур е вест­ник;
  • юг о -восток;

2. соеди­не­ние части сло­ва с целым словом

  • заве­ду­ю­щий скла­дом → завскладом;
  • заме­сти­тель дека­на → замдекана;
  • тан­це­валь­ный зал → танцзал;
  • вете­ри­нар­ный врач → ветврач;

3. сло­же­ние сокра­щен­ных основ слов

  • физи­че­ский факуль­тет → физфак;
  • заве­ду­ю­щий гара­жом → завгар;
  • город­ской отдел здра­во­охра­не­ния → горздрав;

4. сло­же­ние назва­ний началь­ных букв словосочетаний

  • авто­ма­ти­че­ская теле­фон­ная стан­ция → АТС (а, тэ, эс);
  • неза­ви­си­мое телевиде­ние → НТВ (эн, тэ, вэ);
  • военно-воздуш­ные силы → ВВС (вэ, вэ, эс);
  • морской воен­ный флот → МВФ (эм, вэ, эф);
  • жизнь знаме­ни­тых людей → ЖЗЛ ( жэ, зэ, эл);
Читайте также:  Рыжики грибы приготовление засолка горячим способом

5. сло­же­ние началь­ных зву­ков слов

  • госу­дар­ствен­ный инсти­тут теат­раль­но­го искус­ства → ГИТИС;
  • москов­ский авто­мо­биль­ный завод → МАЗ;
  • сред­ства массо­вой инфор­ма­ции → СМИ

Сложение сокра­щён­ных основ слов, букв и зву­ков обра­зу­ет новое сло­во, кото­рое назы­ва­ет­ся аббревиатурой.

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном раз­бо­ре сло­ва, а так­же выпол­няя тесто­вое зада­ние по рус­ско­му язы­ку, важ­но не при­нять любое слож­ное суще­стви­тель­ное или при­ла­га­тель­ное за обра­зо­ва­ние спо­со­бом сложения.

Многие лек­се­мы явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от слож­ных слов с помо­щью суф­фик­сов. Например, назва­ние воен­ной про­фес­сии «мино­мёт­чик» очень похо­же на слож­ное сло­во, обра­зо­ван­ное сло­же­ни­ем с помо­щью соеди­ни­тель­ной глас­ной -о-. А так ли это?

Определим, кто такой мино­мет­чик. Минометчик — это стре­лок из мино­ме­та. Вот и про­зву­ча­ло про­из­во­дя­щее сло­во «мино­мёт». Значит сло­же­ние было рань­ше, на преды­ду­щем эта­пе сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Чтобы понять это, соста­вим сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепочку:

мин а, мета ть → мино­мёт → мино­мет чик

Приведем ана­ло­гич­ные при­ме­ры суф­фик­саль­но­го спо­со­ба обра­зо­ва­ния слов:

  • пар , ходи ть → паро­ход → паро­ход ств о;
  • желез о, бетон → желе­зо­бе­тон → желе­зо­бе­тон н ый;
  • сад , води ть → садо­вод → садо­вод ческ ий;
  • перв ый, откры­ва­тель → пер­во­от­кры­ва­тель → пер­во­от­кры­ва­тель ниц а.

Сложносуффиксальный способ образования слов

Очень часто сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ слов с помо­щью соеди­ни­тель­ной глас­ной сопро­вож­да­ет­ся суффиксацией.

Сложносуффиксальным спо­со­бом обра­зу­ют­ся новые лек­се­мы, когда две про­из­во­дя­щие осно­вы свя­зы­ва­ют­ся в одно сло­во соеди­ни­тель­ной мор­фе­мой с добав­ле­ни­ем суф­фик­са к послед­ней части сложения:

бел ый снег → бел о снеж н ый.

Такой спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся очень продуктивным:

  • земл я, про­хо­ди ть → земл е про­ход ец ;
  • рук а, плес­ка ть → рук о плес­ка ни е;
  • левый, берег → лев о береж н ый.

Сложение сле­ду­ет так­же отли­чать от дру­го­го спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния слож­ных лек­сем — сра­ще­ния, или слияния.

Сложение или слияние?

Слияние (сра­ще­ние) — это лексико-синтаксический спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов. Суть его состо­ит в том, что новая лек­се­ма обра­зу­ет­ся путем «скле­и­ва­ния» его компонентов:

  • наре­чия + прилагательного;
  • наре­чия + причастия.

Понаблюдаем:

  • мно­го, обе­ща­ю­щий → мно­го­обе­ща­ю­щий взгляд;
  • низ­ко, летя­щий → низ­ко­ле­тя­щий самолёт;
  • быст­ро, рас­тво­ри­мый → быст­ро­рас­тво­ри­мый кофе;
  • высо­ко, точ­ный → высо­ко­точ­ный станок.

При этом спо­со­бе в сло­во­об­ра­зо­ва­нии участ­ву­ют наре­чия с конеч­ным суф­фик­сом -о/-е:

  • мног о — мал о ;
  • высок о — низк о ;
  • далек о — близк о ;
  • быстр о — мед­ленн о ;
  • легк о — трудно;
  • выш е — ниж е ;

В слож­ных сло­вах нет соеди­ни­тель­ной глас­ной в отли­чие от лек­сем, обра­зо­ван­ных сло­же­ни­ем. Обратим вни­ма­ние, что подав­ля­ю­щее боль­шин­ство слов, обра­зо­ван­ных сли­я­ни­ем, явля­ют­ся при­ла­га­тель­ны­ми. А сло­же­ние обра­зу­ет слож­ные существительные.

Видеоурок «Способы образования слов. Сложение основ»

Источник

Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по УМК С.М. Львовой «Способы словообразования имён существительных. Способ сложения»

Цели:

  • углубить знания о способе сложения при образовании имён существительных, дать представление о его разновидностях;
  • развивать навык определения способа словообразования имени существительного, навык работы со словарями разных типов;
  • воспитывать интерес к изучению морфемного состава слов.
Читайте также:  Решение систем уравнений графическим способом excel

Оборудование: Презентация

1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

Ещё до начала урока ученики заполнили таблицу готовности к уроку, поставив себе 3-5 баллов:

5 – хочу знать, могу знать, интересно знать и делать

4 – я готов к уроку

3 – я не очень хорошо себя чувствую, мне не всё удаётся, я устаю на уроке, я не понимаю материал, мне нужна помощь.

2. Этап целеполагания.

Учитель сообщает ученикам, что у них на партах лежат карточки 3 цветов: красного, жёлтого и зелёного. В конце урока учащиеся сдают карточки того цвета, который соответствует их оценке урока (без указания фамилий).

Красный цвет – я доволен уроком, урок был полезен для меня, я много работал на уроке и получил заслуженную оценку; я понимал всё, о чём говорилось на уроке.

Жёлтый цвет — урок был интересен, я принимал в нём участие, отвечал с места, сумел выполнить все задания, мне на уроке было достаточно комфортно.

Зелёный цвет — пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь; мне это не очень нужно; домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов.

Все учащиеся на уроке получат оценку, а некоторые даже не одну.

3. Актуализация знаний учащихся.

1. Орфографическая разминка.

Списать загадки (по вариантам), вставив пропущенные буквы (слайд № 3).

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дв…рам шныряет,
Крохи соб…рает.

Над бабушкиной избушкой
В …сит хлеба кр…юшка,
Собаки лают,
А достать не могут.

Самоконтроль “Проверь себя!” (Cлайд № 4)

— Выписать из загадок выделенные существительные в форме именительного падежа единственного числа, определить, каким способом образованы, выделить в них суффиксы.

— Какие суффиксы имеют ласкательное значение, а какие пренебрежительное?

2. Вспомни! (Cлайды 5, 6)

Способы словообразования имён существительных.

4. Объяснение нового материала.

1. Работа с учебником.

Параграф 22, с. 132-133.

5. Закрепление изученного материала.

1. Лексико-орфографическая работа (слайд № 7).

— Заменить словосочетания одним сложным существительным:

Пить чай — чаепитие, любить труд – трудолюбие, люди одной фамилии – однофамильцы, ходить пешком – пешеход, ловить змей – змеелов, универсальный магазин – универмаг, заведующий хозяйством – завхоз, юный натуралист — юннат.

— Чем отличаются последние 3 слова? (Эти сложные слова составлены из сокращённых частей слов.)

— А знаете ли вы, что существуют существительные с тремя корнями? А вы сможете назвать такие слова? (Cлайд № 8.)

Например, слова телерадиоведущий, электровозостроитель, газоэлектросварщик.

2. Физминутка. (Cлайд № 9)

3. Работа с текстом по Индивидуальному листу ученика. (Приложение 3)

6. Прочитайте выразительно текст.

Место для ст..янки выбрали глухое, посреди тополиной рощицы. Пройти сюда незамеченным невозможно. В толстой р..гатине самого высокого тополя днём распол..гался наблюдатель. С десятиметровой высоты ему открывался ближний донской плёс, макушки мелколесья, а в б..нокль можно было рассм..треть и поворот к Дону, к старому перекату.

(Иван Кандауров, “Крепкие духом”)

Объясните значение слов плёс, перекат (работа с толковым словарём).

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Укажите способ словообразования выделенных слов:

Источник

Оцените статью
Разные способы