Способ сложения это пример

—>РУССКИЙ ЯЗЫК — СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ —>

—>

ФОНЕТИКА [3]
ГРАФИКА [4]
ОРФОЭПИЯ [1]
ЛЕКСИКА [5]
ФРАЗЕОЛОГИЯ [2]
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [9]
МОРФОЛОГИЯ [13]

—>

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

—> —>Главная » 2016 » Февраль » 19 » СЛОЖЕНИЕ КАК СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов, как, например, косилка+сено: сенокосилка. В результате сложения образуются сложные слова.

Сложными называются слова, имеющие в своём составе два (и более) корня. Они образуются, как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своём составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и ё (атомоход, пулемёт).

Примечания. 1. В качестве соединительной гласной может выступать и: пятилетний.

2. Сложные слова могут быть без соединительной гласной: Ленинград.

Сложные слова образуются:

1) сложением целых слов: диван-кровать, телефон-автомат, фабрика-кухня, город-герой, платье-костюм, школа-интернат, булочная-кондитерская, лётчик-испытатель, ракета-носитель;

2) сложением основ слов без соединительных гласных (партбилет, стенгазета, спортплощадка, физкультура, драмкружок, агитбригада, турпоход, автозавод, профсоюз, пол-Европы, полдыни, Ленинград) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, языковед, нефтепровод, землекоп);

3) с помощью соединительных гласных о и е, соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, рельсоукладчик, морозоустойчивый, водонепроницаемый, хлебозаготовка, лесоразработка, кубометр, овощехранилище, свежемороженый, отчётно-выборный, декоративно-прикладной, жилищно-бытовой, административно-хозяйственный, агропромышленный;

4) сложением основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный, пятилетка, трёхэтажный;

5) слиянием слов: вечнозелёный, быстрорастворимый, труднодоступный, вперёдсмотрящий, долгоиграющий, многоуважаемый, нижеподписавшиеся, высокочтимый, сорвиголова, скопидом, перекати-поле.

Таким образом образуются в основном существительные и прилагательные.

СЛОЖЕНИЕ СОКРАЩЕННЫХ ОСНОВ.

Многие слова образуются путём сложения сокращённых основ исходных слов, например: высшее учебное заведение — вуз. В результате образуются сложносокращённые слова.

Сложносокращённые слова образуются:

1) сложением слогов или частей слов полного названия: комсомол (Коммунистический Союз Молодёжи), ревком (революционный комитет), парторг (партийный организатор), полпред (полномочный представитель), лик-без (ликвидация безграмотности), колхоз (коллективное хозяйство), спецкор (специальный корреспондент), комбат (командир батальона), обком (областной комитет);

2) сложением названий начальных букв:

ЦК (Центральный Комитет) (произносится цэка); (Московский государственный университет) (произносится цэка); КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза) (капээсэс); ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) (вэдээнха);

3) сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение); МХАТ (Московский Художественный академический театр); ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза);

4) смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования), ЦДСА (Центральный Дом Советской Армии).

Сложные и сложносокращённые слова могут служить основой для образования новых слов: вузвузовец; комсомолкомсомолецкомсомолкапо-комсомольски; колхозколхозныйколхозникпо-колхозному.

ПЕРЕХОД СЛОВ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ.

Слова образуются также путём перехода одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например, ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).

Источник

2.13. Образование новых слов путём сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую

1. Сложение – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.

В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:

сложение производящих слов.

Например: диван-кровать ← диван, кровать; платье-костюм ← платье, костюм; школа-интернат ← школа, интернат; ракета-носитель ← ракета, носитель □ .

При склонении каждая из частей сложного слова склоняется самостоятельно, ср.: на диване-кровати, в школе-интернате;

сложение производящих основ с помощью соединительной гласной.

Например: лесостепь – лес- о -степь □ ← лес □ , степь □ ; каменотёс – камен- о -тёс □ ← камень □ , тес/а —ть (с усечением глагольного суффикса -а- ); серо-синий – сер- о -син —ий ← сер —ый, син —ий; научно-исследовательский – научн- о -исследовательск —ий ← научн —ый, исследовательск —ий; грязеводолечебница – гряз- е -вод- о -лечебниц —а ← грязь □ , вод —а, лечебниц —а; тренога – тр- е -ног —а ← тр —и, ног —а;

сложение производящих основ без соединительной гласной.

Например: Ленинград – Ленинград □ ← Ленин □ , град □ ; царь-колокол – царь-колокол □ ← царь □ , колокол □ ;

сложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть образование сложносокращённых слов.

Например: комротыком андир рот ы; стенгазетастен ная газет а; медсестрамед ицинская сестр а; полдняпол овина дн я; пол-огурцапол овина огурц а;

сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов.

Например: облонообл астной о тдел н ародного о бразования; МинфинМин истерство фин ансов; ОННО рганизация О бъединённых Н аций; вузв ысшее у чебное з аведение.

Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией, а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами.

Примечание. В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.

водопровод- чик □ ← водопровод □ ; разноголос- иц —а ← разноголос —ый.

Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложного слова, необходимо использовать приём перифраза – дать определение производного слова через производящее, мотивирующее, например:

1. Водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); вод- о -провод □ ← вод —а, провод/и —ть – сложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной основе проводи- ).

2. Водопроводчик «тот, кто обслуживает, ремонтирует водопровод»); водопровод- чик □ ← водопровод □ – -чик – словообразовательный суффикс; суффиксальный способ.

2. Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ – это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки.

Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные и наречия.

Мор- е -плава- тель □ ← мор —е, плава —ть – сложение основ мор- , плава- и суффиксация: -тель – словообразовательный суффикс.

Хлеб- о -убороч- н —ый ← хлеб □ , уборк —а – сложение основ хлеб- , уборк-/убороч- (беглость гласных, чередование к/ч в производящей и производной основах) и суффиксация: -н- – словообразовательный суффикс.

Мимоход- ом ← мимо , ход/и —ть – сложение основ мимо- , ходи-/ход- (с усечением глагольного суффикса -и- ) и суффиксация: -ом – словообразовательный суффикс.

Сложно-приставочным способом могут образовываться глаголы.

Например: у -мир- о -твори -ть ← мир □ , твори —ть – сложение основ мир- , твори- и приставочный способ: у- – словообразовательная приставка.

1. образование прилагательного гладкошёрстный – гладк- о -шёрст- н —ый ← гладк —ий, шерсть □ ; -н- – словообразовательный суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и суффиксальный способ – сложно-суффиксальный способ);

2. образование прилагательного гладкокожий – гладк- о -кож -Ø-ий ← гладк —ий, кож -а; нулевой суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и нулевая суффиксация – сложно-суффиксальный способ).

3. Сращение, в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании.

Умалишённый – слово образовано в результате слияния сочетания причастия лишённый и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа – ума , ср.: лишённый [чего?] ума человек, ума лишённый человек.

Сумасшедший – слово образовано в результате слияния причастия сшедший и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа с предлогом с – с ума , ср.: сшедший [откуда?] с ума человек, с ума сшедший человек.

Долгоиграющий – слово образовано в результате слияния причастия играющий и зависимого от него наречия долго , ср.: пластинка, играющая [сколько? как долго?] долго , долго играющая пластинка.

Ср.: водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); самолёт («воздушный аппарат, который летает сам»).

При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова полностью совпадают:

4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую, как отмечалось, в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре.

Например: учительская, учащийся, мороженое.

В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией. Причиной субстантивации, то есть перехода прилагательных и причастий в существительные, становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного).

Ср.: Больной (прил.) мальчик уже выздоравливает → Больной (сущ.) уже выздоравливает; Зайдите в учительскую (прил.) комнатуЗайдите в учительскую (сущ.).

Более того, субстантивированное прилагательное или причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при себе согласованные определения.

Ср.: мороженое (прил.) мясовкусное мороженое (сущ.); трудящиеся (прич.) массывсе трудящиеся (сущ.); столовая (прил.) комнатасветлая столовая (сущ.).

При переходе из одной части речи в другую образовавшееся существительное сохраняет окончания прилагательного или причастия, то есть продолжает изменяться как прилагательное или причастие.

Ср.: мороженое мясо – мороженое, нет мороженого мяса – нет мороженого, с мороженым мясом – с мороженым.

Однако в ряде случаев субстантивированное прилагательное или причастие утрачивает способность прилагательных и причастий изменяться по родам или числам.

Например, существительное больной в значении «больной человек» не имеет формы среднего рода (больной, больная, больные); существительные столовая, гостиная, горничная, учительская имеют только форму женского рода; существительное мороженое имеет только форму среднего рода единственного числа; существительное сумчатые употребляется только во множественном числе.

а) не имеет каких-либо новых словообразовательных морфем – приставок, суффиксов.

Ср.: вход, выход, пропажа, синь, тишь, гладь;

б) относится к другой части речи, нежели производящее слово:

рассказ ← рассказать; зелень ← зелёный.

Однако при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают.

Ср.: рассказ, рассказ-а – рассказыва-ть, рассказыва-ю.

2) Не путайте переход одной части речи в другую с приставочным или суффиксальным способом! Особенно часто это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное или причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы.

Например, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость. Эти слова не составляют словообразовательную пару. Они входят в словообразовательную цепочку: гость → гостиный (прил.) → гостиная (сущ.). Таким образом, словообразование данного субстантивированного прилагательного можно графически обозначить так: гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) – переход из одной части речи в другую (субстантивация).

Источник

Сложение как способ образования слов (25 примеров)

Сложение — это мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слож­ных слов путем соеди­не­ния целых слов, их частей, началь­ных букв и зву­ков. Способом сло­же­ния в рус­ском язы­ке обра­зу­ют­ся суще­стви­тель­ные.

Выясним, что такое сло­же­ние как спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов, рас­смот­рев спо­со­бы соеди­не­ния двух про­из­во­дя­щих основ в еди­ное целое.

Наиболее пло­до­твор­но сло­ва обра­зу­ют­ся мор­фо­ло­ги­че­ским спо­со­бом, кото­рый осу­ществ­ля­ет­ся при­со­еди­не­ни­ем к про­из­во­дя­щей осно­ве раз­лич­ных аффик­сов (при­став­ки, суф­фик­са, пост­фик­са) и их ком­би­на­ций. Новое сло­во мож­но полу­чить более слож­ным спо­со­бом, а имен­но сло­же­ни­ем.

Что такое сложение в словообразовании?

Рассмотрим суть мето­да сло­же­ния как одно­го из эффек­тив­ных мор­фо­ло­ги­че­ских спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Сам тер­мин «сло­же­ние» про­зрач­но гово­рит о том, что что-то с чем-то скла­ды­ва­ет­ся.

С помо­щью сло­же­ния воз­ни­ка­ют толь­ко слож­ные сло­ва. В сло­во­твор­че­стве участ­ву­ют как целые сло­ва, так и их части и даже началь­ные бук­вы и зву­ки сло­во­со­че­та­ний. В свя­зи с этим мож­но ука­зать сле­ду­ю­щие виды сло­во­сло­же­ния:

1. в еди­ное целое скла­ды­ва­ют­ся два само­сто­я­тель­ных сло­ва. Этот про­цесс сло­во­об­ра­зо­ва­ния осу­ществ­ля­ет­ся дву­мя спо­со­ба­ми:

а) без соеди­ни­тель­ной глас­ной

  • вагон-ресторан;
  • физик-ядерщик;
  • грусть-тоска;
  • друзья-приятели;

б) с соеди­ни­тель­ной глас­ной

  • пен о стек­ло;
  • шлак о блок;
  • звук о режис­сёр;
  • хлеб о завод;
  • бур е вест­ник;
  • юг о -восток;

2. соеди­не­ние части сло­ва с целым сло­вом

  • заве­ду­ю­щий скла­дом → зав­скла­дом;
  • заме­сти­тель дека­на → зам­де­ка­на;
  • тан­це­валь­ный зал → танц­зал;
  • вете­ри­нар­ный фельд­шер → вет­фельд­шер;

3. сло­же­ние сокра­щен­ных основ слов

  • физи­че­ский факуль­тет → физ­фак;
  • заве­ду­ю­щий гара­жом → зав­гар;
  • город­ской отдел здра­во­охра­не­ния → горздрав;

4. сло­же­ние назва­ний началь­ных букв сло­во­со­че­та­ний

  • авто­ма­ти­че­ская теле­фон­ная стан­ция → АТС (а, тэ, эс);
  • неза­ви­си­мое телевиде­ние → НТВ (эн, тэ, вэ);
  • военно-воздуш­ные силы → ВВС (вэ, вэ, эс);
  • морской воен­ный флот → МВФ (эм, вэ, эф);
  • жизнь знаме­ни­тых людей → ЖЗЛ ( жэ, зэ, эл);

5. сло­же­ние началь­ных зву­ков слов

  • госу­дар­ствен­ный инсти­тут теат­раль­но­го искус­ства →ГИТИС;
  • москов­ский авто­мо­биль­ный завод → МАЗ;
  • сред­ства массо­вой инфор­ма­ции → СМИ

Сложение сокра­щён­ных основ слов, букв и зву­ков обра­зу­ет новое сло­во, кото­рое назы­ва­ет­ся аббре­ви­а­ту­рой.

Аббревиатура (ит. abbreviatura Как отличить сложение от суффиксации?

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном раз­бо­ре сло­ва, а так­же выпол­няя тесто­вое зада­ние по рус­ско­му язы­ку, важ­но не при­нять любое слож­ное суще­стви­тель­ное или при­ла­га­тель­ное за обра­зо­ва­ние спо­со­бом сло­же­ния.

Многие лек­се­мы явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от слож­ных слов с помо­щью суф­фик­сов. Например, назва­ние воен­ной про­фес­сии «мино­мёт­чик» очень похо­же на слож­ное сло­во, обра­зо­ван­ное сло­же­ни­ем с помо­щью соеди­ни­тель­ной глас­ной -о-. А так ли это?

Определим, кто такой мино­мет­чик. Минометчик — это стре­лок из мино­ме­та. Вот и про­зву­ча­ло про­из­во­дя­щее сло­во «мино­мёт». Значит сло­же­ние было рань­ше, на преды­ду­щем эта­пе сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Чтобы понять это, соста­вим сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку:

мин а, мета ть → мино­мёт → мино­мет чик

Приведем ана­ло­гич­ные при­ме­ры суф­фик­саль­но­го спо­со­ба обра­зо­ва­ния слов:

  • пар , ходи ть → паро­ход → паро­ход ств о;
  • желез о, бетон → желе­зо­бе­тон → желе­зо­бе­тон н ый;
  • сад , води ть → садо­вод → садо­вод ческ ий;
  • перв ый, откры­ва­тель → пер­во­от­кры­ва­тель → пер­во­от­кры­ва­тель ниц а.

Сложносуффиксальный способ образования слов

Очень часто сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ слов с помо­щью соеди­ни­тель­ной глас­ной сопро­вож­да­ет­ся суф­фик­са­ци­ей.

Сложносуффиксальным спо­со­бом обра­зу­ют­ся новые лек­се­мы, когда две про­из­во­дя­щие осно­вы свя­зы­ва­ют­ся в одно сло­во соеди­ни­тель­ной мор­фе­мой с добав­ле­ни­ем суф­фик­са к послед­ней части сло­же­ния:

бел ый снег → бел о снеж н ый.

Такой спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся очень про­дук­тив­ным:

  • земл я, про­хо­ди ть → земл е про­ход ец ;
  • рук а, плес­ка ть → рук о плес­ка ни е;
  • левый, берег → лев о береж н ый.

Сложение сле­ду­ет так­же отли­чать от дру­го­го спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния слож­ных лек­сем — сра­ще­ния, или сли­я­ния.

Сложение или слияние?

Слияние (сра­ще­ние) — это лексико-синтаксический спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов. Суть его состо­ит в том, что новая лек­се­ма обра­зу­ет­ся путем «скле­и­ва­ния» его ком­по­нен­тов:

  • наре­чия + при­ла­га­тель­но­го;
  • наре­чия + при­ча­стия.

Понаблюдаем:

  • мно­го, обе­ща­ю­щий → мно­го­обе­ща­ю­щий взгляд;
  • низ­ко, летя­щий → низ­ко­ле­тя­щий само­лёт;
  • быст­ро, рас­тво­ри­мый → быст­ро­рас­тво­ри­мый кофе;
  • высо­ко, точ­ный → высо­ко­точ­ный ста­нок.

При этом спо­со­бе в сло­во­об­ра­зо­ва­нии участ­ву­ют наре­чия с конеч­ным суф­фик­сом -о/-е:

  • мног о — мал о ;
  • высок о — низк о ;
  • далек о — близк о ;
  • быстр о — мед­ленн о ;
  • легк о — труд­но;
  • выш е — ниж е ;

В слож­ных сло­вах нет соеди­ни­тель­ной глас­ной в отли­чие от лек­сем, обра­зо­ван­ных сло­же­ни­ем. Обратим вни­ма­ние, что подав­ля­ю­щее боль­шин­ство слов, обра­зо­ван­ных сли­я­ни­ем, явля­ют­ся при­ла­га­тель­ны­ми. А сло­же­ние обра­зу­ет слож­ные суще­стви­тель­ные.

Видеоурок «Способы образования слов. Сложение основ»


Источник

Читайте также:  Предметы ухода за больными дезинфицируются способом погружения
Оцените статью
Разные способы