Словообразование глаголов
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок по теме «Словообразование глаголов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie_glagolov.docx | 17.6 КБ |
slovoobrazovanie_glagolov.pptx | 180.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Словообразование глаголов
1. Актуализация знаний о глаголе как части речи,
2. Развитие и формирование навыков определения способов образования глаголов.
1. Научить определять способы образования глаголов.
1. Вырабатывать навык построения словообразовательной цепочки.
2. Развивать речь, аналитическое мышление, память, внимание, воображение, творческие способности.
- Воспитывать интерес к предмету, мотивацию к изучению русского языка, положительное отношение к знаниям.
I. Организационный момент
– Как вы думаете, что можно делать под музыку?
(танцевать, петь, веселиться, плясать, двигаться…)
– А слова, какой части речи вы назвали (глаголы).
На предыдущих уроках мы говорили уже о глаголе.
– Давайте вспомним, что вам известно об этой удивительной части речи (глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? и обозначает действие предмета)
Интересно еще и то, что бездействие мы тоже обозначаем глаголом (молчать, лежать, сидеть и др.)
– А знаете ли вы, что глагол занимает второе место после имен существительных по частоте употребления. А еще глаголы активно образуются при помощи разных морфем.
– Какие морфемы участвуют в образовании новых слов? (приставка, суффикс)
– А какие вам известны способы образования слов?
– А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока
«Способы образования глаголов»
– Запишите в тетрадях число и тему урока.
– Какую цель мы поставим перед собой на урок? (узнать способы образования глаголов)
– А зачем знать, как образуются глаголы?
(Чтобы правильно их писать!)
II. 1. Просмотр презентации о способах образования глаголов.
– Итак, какими способами могут образовываться глаголы?
(приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным)
– Чтобы доказать это утверждение, мы проведем с вами мини-исследование
2. Работа в группах (3 группы по 4 человека)
У вас на столах лежат карточки со словами.
– Задания у каждой группы свои. Посмотрите на карточку №1
Карточка №1 (работа в группах)
Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать
1 группа – выписывает глаголы, обозначающие начало действия
2 группа – окончание действия
3 группа – неполное действие
Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать
1 группа – выписывает глаголы, обозначающие начало действия (запеть, побежать, полететь)
2 группа – окончание действия (отцвести, отшуметь, дочитать)
3 группа – неполное действие (приоткрыть, привстать, приболеть)
Что у вас получилось?
Проверка: Каким способом образованы эти глаголы? (приставочным)
От слов какой части речи образованы наши слова? (от глаголов)
Вывод : С помощью приставок (приставочным способом) образуются глаголы от других глаголов.
3. Похожее задание вам предстоит выполнить в парах.
Выполнив задание по карточке №2, вы узнаете, каким еще способом и от каких частей речи образуются глаголы.
Карточка №2 (работа в парах)
Рядом с каждым глаголом напишите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему, с помощью которой оно образовано, составьте словообразовательные цепочки.
Рядом с каждым словом напишите слово, от которого образованы данные глаголы и выделите морфему, с помощью которой они образованы.
– Давайте проверим, что у вас получилось? (читают по одной паре слов каждая пара учеников)
Утюжить – утюг (сущ.) суф. –и–
Обедать – обед (сущ.) –а–
Краснеть – красный (прил.) –е–
Белеть – белый (прил.) –е–
Беседовать – беседа (сущ.) –ова–
Княжить – князь (сущ.) –и–
Ночевать – ночь (сущ.) –ева–
Занавесить – занавес (сущ.) –и–
Светлеть – светлый (прил.) –е–
Вывод: Итак, от каких частей речи образуются глаголы при помощи суффиксов, и какой это способ образования? (от существительных, прилагательных суффиксальным способом)
Определить способ образования названного слова. Если суффиксальный – хлопаем, если приставочный – топаем.
Бежать (суф.) слепнуть (суф.) прилететь (прист.)
Прочитать (прист.) беседовать суф.) запеть (прист.)
Переплыть (прист.) лентяйничать (суф.) отпрыгнуть (прист.)
Пустовать (суф.) внести (прист.) солить (суф.)
4. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто больше?». Образуем и запишем на доске глаголы при помощи и приставки, и суффикса. Как называется такой способ образования? (приставочно–суффиксальный).
Даны существительные и прилагательные
Главное условие: полученные слова не должны повторяться.
На слайде даны слова и морфемы, из них надо составить глаголы приставочно–суффиксальным способом.
Дети записывают на доске составленные глаголы, выделяя приставки и суффиксы.
Вывод: Итак, от каких частей речи образуются глаголы при помощи приставки и суффикса, и какой это способ образования? (от существительных, от прилагательных и др., способ приставочно-суффиксальный).
Вывод: Итак, ребята, о каких способах образования глаголов мы с вами сегодня говорили?
– приставочный (при помощи приставки)
– суффиксальный (при помощи суффикса)
– приставочно–суффиксальный (при помощи приставки и суффикса)
На доске записаны слова:
Перелететь – лететь, разорвать – рвать, выпросить – просить, поужинать – ужинать;
Зеленеет – зеленый, пустовать – пустой, выпрямить – прямой, обезоружить- оружие;
Толпиться – толпа, краснеть – красный, удвоить – (от числ. двое).
Составить словообразовательные ряды от данных слов.
IV. Подведение итогов
– Что нового вы узнали сегодня на учебном занятии?
– Какими способами образуются глаголы в русском языке?
– В чем особенность каждого из способов?
(приставочный – от глаголов, суффиксальный – от существительных и прилагательных, приставочно – суффиксальный – от сущ.. прил., глаг. числ. и др. частей речи)
– Что показалось трудным?
Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
Источник
Урок русского языка «Словообразование глаголов»
Автор: Оникова С.В., учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Словообразование глаголов»
Тип урока : Изучение нового материала.
Цель : Изучить способы образования глаголов, создавая условия, способствующие восприятию темы. Поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность учащихся на уроке.
-Открыли тетради, записали: Двадцать шестое февраля.
-Оставьте одну строчку, на ней мы позже запишем тему урока.
-У вас на столах лежит два цветных круга. Возьмите сейчас красный круг. Перед вами небольшое стихотворение. Давайте прочитаем его вслух.
Учащийся: Что за диво,
Зима лес посеребрила.
Серебристый клён стоит,
Серебряный ковёр лежит.
Под ногами серебро.
Всё вокруг украшено!
-Какие однокоренные слова вы увидели и услышали?
(Посеребрила, серебристый, серебряный, серебро)
-Запишите из этих сначала существительное, затем прилагательное и глагол.
-Что у нас получилось?
(Серебро, серебристый, серебряный, посеребрила)
-Давайте вместе попробуем объяснить лексическое значение каждого слова.
(1) Серебро – драгоценный металл серовато-белого цвета.
2) Серебряный – сделанный из серебра.
3) Серебристый – блестяще-белый, с серебряным блеском.
4) Посеребрила – покрывать тонким слоем серебра)
-Возьмите в руки простой карандаш. Давайте сейчас разберём по составу слово серебро.
(Окончание –о, основа — серебр-, корень — -серебр-.)
-Можете назвать способ образования данного существительного?
-Посмотрите на прилагательные: каким способом они образованы?
(Прилагательные образованы суффиксальным способом)
-Давайте карандашом выделим суффиксы, с помощью которых они образуются.
-А какое слово ещё у нас записано? Какой частью речи оно является?
-Докажите что это глагол.
-Ребята, мы сейчас разобрали по составу существительное, выяснили, каким способом оно и прилагательные образованы. Но ничего не сказали о последнем слове.
-Как вы думаете, а о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
( Мы будем изучать способы образования глаголов)
-Какую цель мы поставим перед собой?
(Узнать способы образования глаголов)
— А зачем знать, как образуются глаголы?
(Чтобы правильно их писать)
-Давайте сейчас запишем тему урока.
-Прежде чем говорить о том, каким способом образован глагол посеребрила , давайте познакомимся с основными способами образования глаголов.
-Вспомните приставки с помощью, которых мы образуем новые слова. Мы не случайно вспомнили эти приставки, так сейчас вам предстоит поработать в группе.
Задание 1. Работа в группах (всего три группы). У каждой группы на столе карточка с заданием. Работать прямо в ней.
Отцвести, привстать, полететь, приоткрыть, побежать, допеть, запеть, приболеть, отшуметь, дочитать.
Задание 1. У вас на столах лежат карточки со словами. У каждой группы будет своя задача:
1 группа — выписывает глаголы обозначающие начало действия;
2 группа – окончание действия;
3 группа — неполное действие.
запеть, побежать, полететь;
допеть, отцвести, отшуметь, дочитать;
приоткрыть, привстать, приболеть.
-Каким способом образованы эти глаголы? (приставочным)
Итак: с помощью приставок глаголы образуются от других глаголов.
Работа у доски и в тетрадях.
Похожее задание вам предстоит выполнять в парах. Выполнив задание 2, вы узнаете, каким ещё способом и от каких частей речи образуются глаголы.
Задание 2. Работа в паре.
Задание : рядом с каждым словом вы должны будете написать слово, от которого образовано данное на ваших листочках слово и выделить морфему, с помощью которой оно образовано.
Утюжить – суффиксальный способ образования, -и-;
Обедать – суффикс -а-;
Краснеть — суффикс -е- ;
Белеть – суффикс –е-;
-Так от каких частей речи образуются глаголы? (От сущ., прил.)
-А с помощью какой морфемы могут образовываться глаголы от этих частей речи?
Итак, с помощью суффикса глаголы образуются от прилагательных и существительных.
Определить способ образования названного слова. Если это суффиксальный – хлопаем, если приставочный – топаем.
Бежать (суф), слепнуть (суф.), залететь (прист), прочитать (прист.), беседовать (суф.), запеть (прист.), переплыть (прист.), лентяйничать (суф.), отпрыгнуть (прист.), пустовать (суф.), внести (прист.), солить (суф.).
-Вернёмся к слову посеребрила .
-Посмотрите на СЛАЙД (4)
-Перед вами двое пятиклассников и они никак не могут решить, а каким же способом тогда образовано наше с вами слово посеребрила.
Витя утверждает, что глагол посеребрила образован приставочным способом от глагола серебрить, а Валя утверждает , что глагол посеребрила образован приставочно-суффиксальным способом от существительного серебро .
-Кто из них прав? Как вы считаете?
— Вывод : О приставочном способе мы уже говорили. А вот с помощью приставок и суффиксов глаголы образуются от разных частей речи — от существительных, от прилагательных, от местоимений и числительных СЛАЙД (5)
-Обратите сейчас внимание на СЛАЙД (6). Перед вами существительные, приставки и суффиксы.
Давайте сейчас поиграем в игру «Кто больше». Кто больше образует слов приставочно-суффиксальным способом.
сущ. приставка суффикс глагол
тень на- -и- затенить, притенить
земля за- -е- приземлить, заземлить
дым при- надымить, задымить, подымить
золото по- позолотить, зазолотить (начать золотить, окрасить в золотистый цвет)
плотный у- -и- уплотнить
прямой вы- выпрямить
Итак, ребята, сколько же и о каких способах словообразования глаголов мы сегодня говорили? СЛАЙД (7).
Задание у доски и в тетради: разобрать по составу глаголы. И устно назвать способ образования. (Глаголы записаны на доске. Ребята выходят поочереди и выделяют все морфемы)
Перелететь, разорвать, выпросить, поужинать (прист.), желтеть (суф.), пустовать (суф.) – пустой, выпрямить (прист.-суф) – прямой, краснеть (суф.) – красный, толпиться (суф.)- толпа, затенить (прист.суф) – тень.
-Сейчас я предлагаю каждому из вас проявить свою смекалку. Поиграем в игру «Составь слово». СЛАЙД (8)
Каждому из вас сейчас предстоит образовать новое слово. Но чтобы это сделать необходимо внимательно читать задание. Работаем в тетрадях молча. Сразу всё выполнять не нужно. Кто первый образует первое слово и запишет его в тетрадь, поднимет руку и даёт готовый ответ.
а) Его корень в слове писать,
Приставка в слове рассказать ,
Суффикс в слове кричать,
Окончание в слове пить. (Расписать)
б) Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать ,
Суффикс в слове сказать,
Окончание в слове петь . (Завязать)
в) Его корень в слове красивый,
Приставка в слове уехал,
Суффикс в слове стелить,
Суффикс в слове мыл. (Украсил)
г) Его корень в слове садовник,
Приставка в слове наездник,
Суффикс в слове печалить,
Суффикс в слове подал,
Окончание в слове мыши. (Насадили)
Тест по теме «Словообразование глаголов»
1. В каком слове нет суффикса -К-?
А) шубка Б) юбка В) вырубка Г) улыбка
2. В каком слове есть суффикс -ЧИК- ?
А) шкафчик Б) мячик В) пончик Г) огурчик.
3. В каком слове нет приставки?
А) примерить Б) прищепить В) принцесса Г) пристроить
4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) прочитать Б) придумать В) походить Г) веселить.
5. Какое слово образовано приставочным способом?
А) купленный Б) ночевать В) усложнять Г) размешать.
6. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) постукивать Б) новизна В) охотник Г) отнести
7. Какое слово образовано приставочным способом?
А) синеть Б) управлять В) распланировать Г) белеть.
Проверка с экрана: СЛАЙД (9)
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Какими способами образуются глаголы в русском языке?
— В чем особенность каждого из способов?
— Что получилось? Что показалось трудным?
Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
Научился определять способ образования глаголов и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
Источник