Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости юрьевой л н больбот

Содержание
  1. Методика диагностики компьютерной зависимости
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Юрьевой Л. Н., Больбот Т. Ю.
  5. Описание методики
  6. Теоретические основы
  7. Критерии диагностики интернет-зависимости (Ivan Goldberg, 1996)
  8. Критерии диагностики компьютерной зависимости (Maressa Hecht Orzack, PhD, 1999)
  9. Методологический подход к созданию методики
  10. Внутренняя структура
  11. Интерпретация
  12. Практическое применение
  13. Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Юрьевой и Больбот
  14. Содержание
  15. Описание методики
  16. Теоретические основы
  17. Критерии диагностики интернет-зависимости (Ivan Goldberg, 1996):
  18. Критерии диагностики компьютерной зависимости (Maressa Hecht Orzack, PhD, 1999):
  19. Методологический подход к созданию методики
  20. Внутренняя структура
  21. Интерпретация
  22. Практическое применение
  23. Стимульный материал
  24. Бланк методики
  25. См. также
  26. Литература

Методика диагностики компьютерной зависимости

Способ скринииговой диагностики компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Бояьбот)

Скачать:

Вложение Размер
kompyuternaya_zavisimost.doc 24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Способ скринииговой диагностики компьютерной зависимости (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Бояьбот) (патент на изобретение (11) 72366 А (51) 7 G09B3/00, G09B3/08, G09B3/00, А61В10/00 15.02.2005. Бюп. №2)

1. Как часто Вы ощущаете оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером (в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

2. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером (в сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить за компьютером (в сети) или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же ощущения?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

4. Как часто Вам удаётся самостоятельно прекратить работу за компьютером (в сети)?

(4)- никогда (3)- редко (2)- часто (1)- очень часто

5. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

6. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться за компьютер (в сеть) для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети)

? (1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

8. Как часто Вам приходится лгать, скрывать от родителей или преподавателей количество времени, проводимого за компьютером (в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

9. Как часто существует актуализация или угроза потери дружеских и/или семейных отношений, изменений финансовой стабильности, успехов в учёбе в связи с частой работой за компьютером (пребыванием в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

10. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

11. Как часто Вы отмечаете нарушения сна или изменения режима сна в связи с частой работой за компьютером (в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

До 15 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости;

16-22 балла — стадия увлеченности;

23-37баллов — риск развития компьютерной зависимости (необходимость проведения профилактических программ в последующем);

более 38 баллов — наличие компьютерной зависимости!

Источник

Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Юрьевой Л. Н., Больбот Т. Ю.

Описание методики

Методика представляет собой скрининговый самоопросник, направленный на выявление кибер-аддикции (в том числе интернет-аддикции). Методика была изначально разработана и адаптирована к использованию в русскоязычной среде Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот.

Теоретические основы

При разработке методики авторы руководствовались общими представлениеями о зависимом поведении и накопленным опытом диагностики и лечения кибер-аддикций. В частности, авторы опирались на критерии диагностики интернет зависимости Голдберга и Орзак.

Критерии диагностики интернет-зависимости (Ivan Goldberg, 1996)

  • Толерантность:
    • Потребность во все большем количестве времени работы в сети для достижения удовольствия;
    • Значительное снижение эффекта от пребывания в сети в течение того же промежутка времени, что и ранее.
  • Абстиненция:
    • Наличие 2-х или более симптомов, которые возникают в период от нескольких дней до одного месяца после прекращения или уменьшения длительности работы в сети:
      • психомоторное возбуждение;
      • тревога;
      • навязчивые мысли об Интернете;
      • фантазии или мечты о сети;
      • произвольные или непроизвольные «печатающие» движения пальцев рук.
    • Наличие симптомов раздела (А) является причиной нарушений в служебной, семейной и/или других сферах социального функционирования;
    • Возобновление работы в Интернете или подобных on-line службах способствует уменьшению или исчезновению симптомов абстиненции.
  • Периоды работы в сети оказываются более частыми и/или более длительными, чем планировалось.
  • Наличие непреодолимого желания и/или безуспешные попытки прекратить или контролировать работу в сети.
  • Большое количество времени, посвящаемое имеющей отношение к Интернету деятельности (покупка соответствующей литературы, поиски новых броузеров, формирование файлов и т.д.).
  • Актуальные ранее виды социальной деятельности (семейные, служебные, развлекательные и т.д.) прекращаются или сокращаются в связи с увлечением Интернетом.
  • Использование сети продолжается, несмотря на очевидные и осознаваемые социальные и психологические проблемы, связанные с работой в Интернете (депривация сна, супружеские проблемы, опоздание на работу и утренние встречи, пренебрежение служебными обязанностями и т.п.).

Расстройство имеет место, если присутствуют три или больше признаков, выявленных в течение последних 12 месяцев.

Критерии диагностики компьютерной зависимости (Maressa Hecht Orzack, PhD, 1999)

  1. Получение удовольствия, волнения или облегчения за компьютером.
  2. Увеличение времени, проводимого за компьютером, и возрастание денежных расходов на компьютерную деятельность.
  3. Покупка нового программного и аппаратного обеспечения для компьютера.
  4. Изменения настроения вне компьютера/Интернета.
  5. Появление тревоги, злости и депрессии вне компьютера/Интернета.
  6. Ощущение потери контроля и подавленности вне компьютера/Интернета.
  7. Постоянные мысли о компьютере или Интернете вне компьютера/Интернета.
  8. Неудачные попытки контролировать время, проводимое за компьютером.
  9. Использование компьютера с целью ухода оттекущих проблем.
  10. Игнорирование своих обязанностей вследствие использования компьютера.
  11. Потеря весомых взаимоотношений вследствие использования компьютера.
  12. Ложь о количестве времени, проводимом за компьютером/в Интернете.
  13. Ложь о деятельности, проводимой за компьютером/в Интернете.
  14. Возникновение финансовых трудностей, возникших в результате злоупотребления компьютером / Интернетом.
  15. Проблемы на работе или в учебе вследствие компьютерной деятельности.
  16. Проблемы со здоровьем вследствие компьютерной деятельности.

Наличие как минимум пяти перечисленных симптомов свидетельствует о наличии компьютерной зависимости.

Методологический подход к созданию методики

Авторы справедливо указывают на то, что недостатком данных диагностических подходов является их ориентированность на социальную ситуацию США, дихотомичность как ответов (да-нет), так и диагностических суждений (есть зависимость-нет зависимости), снижающих эффективность применения методик.

Авторами была поставлена задача выявления не только сформированной зависимости ( II стадия аддикции), но и начальной зависимости (I стадия), и формирующейся (предзависимость, аттачмент).

На основании этого был разработан скрининговый способ диагностики интернет-зависимости. На способ получен патент (патент на изобретение (11) 72366 А (51) 7 G09B3 /00, G09B3 /08, G09B3 /00, А61В10/00 15.02.2005. Бюп. №2).

Внутренняя структура

Опросник состоит из 11 утверждений относительно проявлений эмоционального состояния личности за компьютером или в Интернете, рассуждений относительно реализации замыслов и предчувствия удовольствия, количества времени пребывания за компьютером и материальных расходов, связанных с этим, волевых свойств, ощущений, получаемых во время провождения компьютерного досуга, ассоциативного характера восприятия получаемого удовольствия, влияния увлечения компьютером на социально-бытовые обязанности, роли социальных обязательств в повседневном быте, влияния компьютера на психофизическое состояние, режим сна и бодрствования.

Каждое утверждение сопровождается 4 степенями согласия с ним. Возможным ответам «никогда», «редко», «часто» или «очень часто» присваивают баллы 1, 2, 3 и 4, соответственно. Максимальный балл по единственной шкале методики составляет 44 балла.

Интерпретация

Все утверждения учитываются в прямых значений. Высчитывается сумма пунктов по всем показателям.

  • Если сумма баллов меньше 16, то риск развития интернет-зависимости равен 0.
  • От 16 до 22 баллов — стадия увлечения, «прилипания» к зависимости, так называемого аттачмента. Реабилитационные мероприятия дадут наибольший эффект.
  • От 23 до 37 баллов — первая стадия зависимости. Необходимо проведения реабилитационных мероприятий.
  • 38 и более баллов — вторая стадия зависимости. Необходимо проведение лечебных мероприятий.

Практическое применение

Использование способа в психиатрии доказало, что оценка эмоционального состояния, волевых качеств, потребительских аспектов, способностей контролировать поведение, физического и психологического влияний на пользователя, которые отражены в вопросах при помощи расширенного ряда «адаптированных» показателей симптоматики компьютерной зависимости, позволяет дифференцировать исходные данные между стадиями «зависимости», «увлечения» и «риска возникновения», что информирует о повышении объективности результатов диагностики.

Использование данного способа поможет проводить эффективную скрининг-диагностику компьютерной зависимости как среди отдельных личностей, так и в группе пользователей компьютерными технологиями, а также одновременно оценить эмоциональное состояние личности, ее волевые свойства, способности к самоконтролю поведения, физическое и психологическое состояние. Высокая объективность конечного результата, которая обусловлена адаптацией вариантов ответов к национальной социально-общественной сфере деятельности посредством весьма простых средств, информирует о соответствии предложенного решения задачи диагностики.

Источник

Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости Юрьевой и Больбот

Содержание

Описание методики

Методика представляет собой скрининговый самоопросник, направленный на выявление кибер-аддикции (в том числе интернет-аддикции). Методика была изначально разработана и адаптирована к использованию в русскоязычной среде Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот.

Теоретические основы

При разработке методики авторы руководствовались общими представлениеями о зависимом поведении и накопленным опытом диагностики и лечения кибер-аддикций. В частности, авторы опирались на критерии диагностики интернет зависимости Голдберга и Орзак.

Критерии диагностики интернет-зависимости (Ivan Goldberg, 1996):

  • Толерантность:
    • Потребность во все большем количестве времени работы в сети для достижения удовольствия;
    • Значительное снижение эффекта от пребывания в сети в течение того же промежутка времени, что и ранее.
  • Абстиненция:
    • Наличие 2 или более симптомов, что возникают в период от нескольких дней до I месяца после прекращения или уменьшения длительности работы в сети:
      • психомоторное возбуждение;
      • тревога;
      • навязчивые мысли об Интернете;
      • фантазии или мечты о сети;
      • произвольные или непроизвольные «печатающие» движения пальцев рук.
    • Наличие симптомов раздела (А) является причиной нарушений в служебной, семейной и/или других сферах социального функционирования;
    • Возобновление работы в Интернете или подобных on-line службах способствует уменьшению или исчезновению симптомов абстиненции.
  • Периоды работы в сети оказываются более частыми и/или более длительными, чем планировалось.
  • Наличие непреодолимого желания и/или безуспешные попытки прекратить или контролировать работу в сети.
  • Большое количество времени, посвящаемое имеющей отношение к Интернету деятельности (покупка соответствующей литературы, поиски новых броузеров, формирование файлов и т.д.).
  • Актуальные ранее виды социальной деятельности (семейные, служебные, развлекательные и т.д.) прекращаются или сокращаются в связи с увлечением Интернетом.
  • Использование сети продолжается, несмотря на очевидные и осознаваемые социальные и психологические проблемы, связанные с работой в Интернете (депривация сна, супружеские проблемы, опоздание на работу и утренние встречи, пренебрежение служебными обязанностями и т.п.).

Расстройство имеет место, если присутствуют три или больше признаков, выявленных в течение последних 12 месяцев.

Критерии диагностики компьютерной зависимости (Maressa Hecht Orzack, PhD, 1999):

  • получение удовольствия, волнения или облегчения за компьютером. Увеличение времени, проводимого за компьютером, и возростание денежных расходов на компьютерную деятельность;
  • покупка нового программного и аппаратного обеспечения для компьютера;
  • изменения настроения вне компьютера/Интернета;
  • появление тревоги, злости и депрессии вне компьютера/Интернета;
  • ощущение потери контроля и подавленности вне компьютера/Интернета;
  • постоянные мысли о компьютере или Интернете вне компьютера/Интернета;
  • неудачные попытки контролировать время, проводимое за компьютером;
  • использование компьютера с целью ухода оттекущих проблем;
  • игнорирование своих обязанностей вследствие использования копьютера;
  • потеря весомых взаимоотношений вследствие использования компьютера;
  • ложь о количестве времени, проводимом за компьютером/в Интернете;
  • ложь о деятельности, проводимой за компьютером/в Интернете;
  • возникновение финансовых трудностей, возникших в результате злоупотребления компьютером / Интернетом;
  • проблемы на работе или в учебе вследствие компьютерной деятельности;
  • проблемы со здоровьем вследствие компьютерной деятельности.

Наличие как минимум пяти перечисленных симптомов свидетельствует о наличии компьютерной зависимости.

Методологический подход к созданию методики

Авторы справедливо указывают на то, что недостатком данных диагностических подходов является их ориентированность на социальную ситуацию США, дихотомичность как ответов (да-нет), так и диагностических суждений (есть зависимость-нет зависимости), снижающих эффективность применения методик.

Авторами была поставлена задача выявления не только сформированной зависимости (II стадия аддикции), но и начальной зависимости (I стадия), и формирующейся (предзависимость, аттачмент).

На основании этого был разработан скрининговый способ диагностики интернет-зависимости. На способ получен патент (патент на изобретение (11) 72366 А (51) 7 G09B3/00, G09B3/08, G09B3/00, А61В10/00 15.02.2005. Бюп. №2).

Внутренняя структура

Опросник состоит из 11 утверждений относительно проявлений эмоционального состояния личности за компьютером или в Интернете, рассуждений относительно реализации замыслов и предчувствия удовольствия, количества времени пребывания за компьютером и материальных расходов, связанных с этим, волевых свойств, ощущений, получаемых во время провождения компьютерного досуга, ассоциативного характера восприятия получаемого удовольствия, влияния увлечения компьютером на социально-бытовые обязанности, роли социальных обязательств в повседневном быте, влияния компьютера на психофизическое состояние, режим сна и бодрствования.

Каждое утверждение сопровождается 4 степенями согласия с ним. Возможным ответам «никогда», «редко», «часто» или «очень часто» присваивают баллы 1, 2, 3 и 4, соответственно. Максимальный балл по единственной шкале методики составляет 44 балла.

Интерпретация

Все утверждения учитываются в прямых значений. Высчитывается сумма пунктов по всем показателям.

  • Если сумма баллов меньше 16, то риск развития интернет-зависимости равен 0.
  • От 16 до 22 баллов — стадия увлечения, «прилипания» к зависимости, так называемого аттачмента. Реабилитационные мероприятия дадут наибольший эффект.
  • От 23 до 37 баллов — первая стадия зависимости. Необходимо проведения реабилитационных мероприятий.
  • 38 и более баллов — вторая стадия зависимости. Необходимо проведение лечебных мероприятий.

Практическое применение

Использование способа в психиатрии доказало, что оценка эмоционального состояния, волевых качеств, потребительских аспектов, способностей контролировать поведение, физического и психологического влияний на пользователя, которые отражены в вопросах при помощи расширенного ряда «адаптированных» показателей симптоматики компьютерной зависимости, позволяет дифференцировать исходные данные между стадиями «зависимости», «увлечения» и «риска возникновения», что информирует о повышении объективности результатов диагностики.

Использование данного способа поможет проводить эффективную скрининг-диагностику компьютерной зависимости как среди отдельных личностей, так и в группе пользователей компьютерными технологиями, а также одновременно оценить эмоциональное состояние личности, ее волевые свойства, способности к самоконтролю поведения, физическое и психологическое состояние. Высокая объективность конечного результата, которая обусловлена адаптацией вариантов ответов к национальной социально-общественной сфере деятельности посредством весьма простых средств, информирует о соответствии предложенного решения задачи диагностики.

Стимульный материал

Бланк методики

См. также

Литература

Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, лечение и профилактика. Монография. Днепропетровск «Пороги», 2006.

Источник

Читайте также:  Способ воспламенения рабочей смеси у дизельных двигателей
Оцените статью
Разные способы