Способ систематизации законодательства при котором имеет место как внутренняя

Систематизация законодательства

Законодательство в целом представляет огромный массив нормативных правовых актов. В силу этого существует практическая потребность в систематизации всего этого текстуально- правового материала. Систематизация законодательства — это деятельность, направленная на упорядочение действующих нормативных правовых актов. Систематизация законодательства необходима:

  • для правильного уяснения и применения нормативных актов;
  • развития и совершенствования законодательства;
  • формирования правосознания.

Приемы, которые используются при упорядочении нормативно-правовых актов, называются способами систематизации.

Виды и способы систематизации российского законодательства

В правовой теории обычно выделяют следующие способы систематизации законодательства (рис. 1).

1. Учет — простейший способ систематизации. Учет может быть журнальным, картотечным и автоматизированным. Организация учета включает в себя систему поиска необходимой правовой информации.

2. Разновидностью учета является систематизация на электронных носителях (создание специализированных компьютерных баз данных «Гарант»,«КонсультантПлюс», «Кодекс»). В них законодательные акты группируются по различным критериям, как правило по предметно-хронологическому.

Рис. 1. Способы систематизации законодательства

3. Инкорпорацияэто объединение действующих нормативно-правовых актов в единые сборники без изменения их содержания и с сохранением самостоятельности. При таком способе систематизации законодательные акты объединяются по определенному основанию (хронологическому, тематическому, по органу, издавшему акты) без изменения содержания соответствующих актов. В этом случае может идти речь только о внешней обработке законодательного акта. Так, из него могут быть исключены статьи, потерявшие юридическую силу.

Различают инкорпорацию официальную и неофициальную. В первом случае издастся и утверждается соответствующим компетентным органом инкорпорационный сборник. Он является официальным источником законодательства. Сборники неофициальной инкорпорации такого значения не имеют. Иногда дополнительно выделяют и так называемую официозную инкорпорацию, под которой понимают издание сборников нормативных актов теми органами, которым это официально поручено.

В зависимости от целей систематизации различают хронологическую и предметную инкорпорацию. В первом случае законодательные акты объединяются в соответствии с хронологией (датой издания). Например. Собрание законодательства РФ. Предметная — объединение по тематической направленности, например сборники отраслевых нормативных актов. Так, в 1994 г. издательством «Юридическая литература» был выпущен сборник под названием «Организация и деятельность органов внутренних дел Российской Федерации», куда были включены нормативные акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел, втом числе законы «О милиции», «О внутренних войсках», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об оружии», Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и др.

4. Консолидация — способ систематизации, который состоит в объединении разных, но тематически единых законодательных актов в один акт. Это происходит в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью. При создании нового акта все прежние акты утрачивают юридическую силу. Пример консолидации: Указ Президиума Верховного Совета СССР в 1980 г. «О праздничных и памятных днях» заменил 48 актов.

Консолидация всегда имеет официальный характер.

5. Кодификация — способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. К кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства и др.

Читайте также:  Способы толкования статей конституции

В теории права различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации.

Всеобщая кодификация представляет собой создание сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства: свода законов, включающего в себя все основные нормы нрава всех отраслей национальной правовой системы (например, Свод законов Российской империи 1832 г.); основ законодательства, устанавливающих наиболее общие правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения (например, основы соответствующего законодательства в СССР).

Отраслевая кодификация предполагает объединение норм в рамках определенной отрасли. При этом создается соответствующий акт — кодекс. Кодекс — это нормативно-правовой акт, при помощи которого осуществляется комплексное регулирование однородных общественных отношений (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.).

Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов. Например, Лесной кодекс РФ представляет из себя совокупность норм, регулирующих специфические однородные отношения.

Источник

Систематизация законодательства: понятие и виды

В статье рассмотрена систематизация законодательства, понятие и виды таких форм правотворчества, как консолидация, инкорпорация и кодификация. Также представлены этапы проведения систематизации и проблемные вопросы регулирования кодификации законодательства.

Основное понятие

Понятие систематизации законодательства можно представить в виде целенаправленной деятельности компетентных органов, которая нацелена на совершенствование и упорядочение законодательства с целью удобства применения и использования на практике.

Понятие систематизации включает несколько форм правовой деятельности:

  • сбор существующих нормативных актов, их размещение и обработка по определённой системе;
  • издание различных сборников и собраний;
  • принятие актов на основе объединения разрозненных норм права, которые были выданы по одному запросу;
  • систематизация законодательства на базе принятия актов, в которых содержатся старые и новые нормы права.

Признаки и принципы систематизации

Исходя из функций учреждений, осуществляющих учёт законодательных актов, можно выделить такие принципы систематизации:

  • достоверность информации, основанной на официальных источниках, а также на своевременности фиксации изменений, которые вносились в правовые акты;
  • систематизация законодательства, выражающая полноту информационной базы, обеспечивающей фиксацию справочной информации;
  • удобство использования, которое необходимо для качественного и оперативного поиска правовых сведений.
  • осуществляется правомочными органами, но в практике встречается и неофициальная систематизация;
  • приставляет собой особый вид юридически значимой деятельности;
  • систематизация законодательства по своей природе направлена на создание кодифицированных законодательных актов;
  • объектом деятельности выступает законодательство в виде системы правовых актов;
  • выражается в виде непрерывной деятельности правомочных лиц.

Системность изначально заложена в правовой природе всех существующих нормативных актов. Систематизация российского законодательства включает такие цели:

  • установление, а также устранение существующих дефектов законодательства;
  • информационное влияние норм права на человеческое правосознание;
  • обеспечение максимального удобства пользования законодательными актами;
  • повышение эффективности действующего законодательства;
  • содействие исследованию и изучению законодательства.

Систематизация законодательства отличается следующими свойствами:

  • обеспечивает обнаружение и ликвидацию всех несоответствий в нормах права, которые являются устаревшими или противоречащими друг другу;
  • позволяет производить совершенствование действующих норм права, придавать им непротиворечивость и системность;
  • дает возможность быстро ориентироваться в нормативной базе.

Формы и виды

Формы систематизации законодательства подразумевают следующее:

  • подготовку и издание различных сборников и собраний нормативных актов;
  • сбор государственными органами, учреждениями и предприятиями действующих правовых актов, их хранение и обработку;
  • подготовку и принятие норм права на базе объединения разрозненных актов;
  • принятие новых нормативных актов.
Читайте также:  Способы изъятия следов рук человека

Виды систематизации законодательства:

Кодификация

Этот элемент систематизации представляет собой форму переработки действующих норм права, также он представлен в виде способа упорядочения законодательства, освобождения от устаревших норм.

Систематизация и кодификация законодательства могут быть нескольких видов:

  1. Всеобщая кодификация – принятие определённой серии кодификационных норм, а также создание согласованной системы правовых актов.
  2. Межотраслевая кодификация. Допускает объединение норм права не в соответствии с отраслями, а по принципу регулирования всех категорий общественных отношений. Этот вид кодификации ещё называют комплексным, так как он считается дополнительным направлением в кодификационных работах, которые представляют существенное значение для общества.
  3. Отраслевая кодификация. Выступает в виде формы систематизации законодательства, которая, по сути, охватывает те или иные отрасли права.
  4. Специальная кодификация – издание актов, которые регулируют тот или иной институт права.

Кодификация. Основные характеристики

Кодификация имеет ряд отличительных черт:

  • регулирует значительную сферу отношений (трудовые, имущественные, брачно-семейные отношения);
  • кодифицированные акты координируют принципиально важные вопросы касательно общественной жизни, являющиеся нормативной основой того или иного института законодательства;
  • способы систематизации законодательства, выступающие в виде кодификации, рассчитаны на создание стабильных и устойчивых норм, которые направлены на длительный срок воздействия;
  • будучи итогом в совершенствовании законодательства, кодификация представлена в виде сводного акта, упорядочиваемого совокупность всех взаимозависимых друг от друга предписаний;
  • является документом, который включает в себя проверенные жизнью и практикой действующие нормы, обусловленные динамикой жизни общества.

Инкорпорация

К способам систематизации законодательства относится инкорпорация. Этот элемент представлен в виде формы систематизации, при которой правовые акты одного из уровней объединяются частично или полностью в издаваемые сборники.

Инкорпорация представлена в виде постоянной деятельности государственных и других органов для поддержания законодательства в контрольном состоянии, для обеспечения его доступности, снабжения широкого круга субъектов достоверной информацией касаемо законов и нормативных актов действующей редакции.

Инкорпорация выступает в виде низшего уровня систематизации и является предпосылкой для кодификации. Ее особенность заключается в том, что в правовое содержание актов не вносятся какие-либо изменения, поэтому и содержание таких норм, по сути, остается неизменным. Именно это свойство отличает ее от консолидации и кодификации.

Классификация

Виды систематизации законодательства в форме инкорпорации делятся в соответствии с юридической силой, характером размещения и объёмом охваченного материала, а также с методом его обработки.

Исходя из юридической силы принятых собраний и сборников по субъекту, который производит систематизацию, различают такие виды инкорпорации:

  • Официальная – осуществляется по поручению, от имени или же с санкции уполномоченного органа правотворчества, который одобряет или утверждает подготовленный свод законов. Такое собрание законов наделено официальным характером, а следовательно на его материалы можно ссылаться в случае правоприменительной или правотворческой деятельности.
  • Полуофициальная – издание сборников и собраний законодательства, исходя из поручения правотворческого органа, специально уполномоченными органами. Правотворческий орган не производит официального одобрения и утверждения сборников, поэтому такие нормативные тексты не наделены официальным характером.
  • Неофициальная – осуществляется субъектами, не имеющими специальных полномочий для издания собраний законодательства. Поэтому такой вид деятельности осуществляется только по инициативе самого субъекта, и нормативные акты, соответственно, правовой силой не наделяются.
Читайте также:  Классификация ручных электрических машин по способу защиты от поражения электрическим током

В соответствии с характером расположения материала инкорпорация бывает:

  1. Хронологической – нормы права расположены последовательно, исходя из даты издания. В таком порядке публикуются подзаконные акты и законы.
  2. Систематическая – нормативные акты размещены по тематическим разделам, исходя из содержания. В каждом разделе произведено распределение актов в соответствии с предметным принципом (иными словами, исходя из сфер государственного воздействия).
  3. Смешанная – при такой форме систематизации издания законодательных норм сочетаются по предметному и хронологическому принципу расположения материала. Это означает, что разделы собраний составляются тематически, а нормативные акты располагаются в порядке хронологии.

Инкорпорация также классифицируется на основании объёма охваченного нормативного материала. По такому признаку различают частичную (отраслевую) и генеральную (полную) инкорпорацию.

Исходя из методов обработки норм права, систематизация бывает:

  1. Простой – из нормативных актов исключаются отменённые нормы, а также те положения, срок действия которых истёк.
  2. Сложной – из сборников подлежат исключению формально не отменённые, но в то же время утратившие силу акты.

Результат такого типа систематизации – инкорпорированные сборники, своды, собрания.

Консолидация

Способы систематизации законодательства, выступающие в консолидации, представлены в форме нормативного воздействия, при котором действующие нормативные акты подлежат объединению без изменения содержания. В этом случае акты правотворчества объединяются по признаку относимости к одному из видов общественной деятельности. Они подлежат утверждению органом правотворчества в качестве нового источника права, а предшествующие акты признаются утратившими законную силу.

Субъектами консолидации являются официальные органы правотворчества.

Стадии

  1. Составление плана работы, указываются этапы, цели, необходимые средства для обеспечения такого рода мероприятия.
  2. Подбор формы систематизации.
  3. Определение объёма предполагаемого нормативного материала, который подлежит обработке.
  4. Сбор и обобщение правового материала, а также его регистрация.
  5. Освобождение материала от актов, которые были ранее отменены.
  6. Составление списков актов, которые фактически не являются действующими, в силу чего подлежат исключению из последующей кодифицированной работы.
  7. Утверждение оформленного списка с органами, которые принимали участие в утверждении непринятых актов законодательства.
  8. Исключение из текстов действующих норм права вводных частей.
  9. Создание алфавитной картотеки.
  10. Разработка сборника, в котором будет изложен материал.
  11. Установление имеющихся противоречий в законодательстве.

Проблемы систематизации законодательства

К основным недостаткам группирования отечественного материала относят следующие:

  1. Часть разделов имеет устаревшее деление.
  2. Финансовое право недостаточно глубоко разработано, так как не предполагает в своём составе раздела «Бухгалтерский учёт».
  3. Классификатор имеет ряд ошибок, например, «Доверительная собственность» –подраздел, который содержится в разделе о собственности (Гражданский кодекс не предусматривает подобного института).
  4. Среди форм фактически существующих образований встречаются такие виды организаций, как инофирмы, малые и совместные предприятия, биржи. Все это формы, не предусмотренные действующим Гражданским кодексом.

Заключение

В статье была рассмотрена систематизация законодательства, понятие и виды такой юридической деятельности, как кодификация, инкорпорация и консолидация. Основной особенностью систематизации является упорядочение законодательства совместно с его совершенствованием и обновлением. Итоговая цель систематизации – принятие новой, стабильно работающей законодательной системы.

Источник

Оцените статью
Разные способы