Способ сбора социологически значимой информации

Методы сбора социальной информации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Методы сбора социологической информации: классификация

Разнообразные методы сбора социологической информации позволяют подробно анализировать текущие ситуации, изучать процессы и явления, которые происходят в обществе и предлагать решения противоречивых ситуаций. В дифференциации методов существует совокупность подходов, среди которых есть наиболее масштабные и реже всего используемые. Специалисты предлагают обратить внимание на следующие методы сбора социальной информации:

  1. анализ документов, в частности контент-анализ;
  2. опрос;
  3. наблюдение;
  4. социальный эксперимент.

У каждого из этих методов есть своим индивидуальные признаки и свойства, и каждый метод может представлять собой не отдельное явление, а совокупность процессов. Эти методы адаптируемы под отдельно взятую социальную ситуацию и могут использоваться в научном обороте для изучения всех сфер общественной жизни.

Характеристики наблюдения, опроса и эксперимента как методов сбора информации

В широком смысле любое научное знание начинается с наблюдения. Исследователь воспринимает реальную действительность и интерпретирует ее в соответствии с целями и задачами. Но наблюдение также может интерпретироваться двояко: с одной стороны, исследователь непосредственно наблюдает за процессами и делает выводы относительно складывающейся ситуации. С другой стороны, другие исследователи пользуются данными наблюдения других, при этом сравнивая полученную информацию.

У самого термина «наблюдение» выделяют несколько значений. Смысл состоит в том, что человек неразрывно связан с окружающей средой и ориентируется в ней. Система поступков может быть приближена к условиям, которые регулярно меняются. Исследователь непосредственно воспринимает социальную действительность, но не меняет ее. Цель – упорядочение уже имеющегося опыта и проверка гипотез, которые были сформулированы в процессе подготовки программы исследования.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, наблюдение – это регистрация текущих социальных явлений и процессов, а также контроль отдельных элементов социальной действительности, в которые погружается исследователь.

У наблюдения как у метода сбора социальной информации есть свои специфические черты и особенности. Например, наблюдать можно только за тем, что происходит в присутствии самого исследователя. Поэтому исследование динамики усложняется, особенно если это наблюдение за социальными процессами, которые происходят на протяжении нескольких десятков лет. Один и тот же исследователь вряд ли сможет регулярно погружаться в одни и те же условия, да и условия сами по себе очень подвижны, что ни в коем случае нельзя забывать и требуется регулярно фиксировать. Но у наблюдения есть свои преимущества:

  1. работа непосредственно с конкретными социальными явлениями;
  2. изучение связей и зависимостей, которые оказывают влияние на процессы и явления;
  3. конкретизация представлений о процессах и явлениях на основании других источников информации.

Социологический опрос предполагает как непосредственное, так и опосредованное общение интервьюера с респондентами. Непосредственное – это интервью или фокус-группа, а опосредованное реализуется с помощью анкеты и онлайн-опроса. Полученные ответы на заданные вопросы регистрируются, данные представляются в виде аналитической записки или отчета с обобщенными результатами. Информация в опросах может быть зафиксирована благодаря буквам и цифрам, стенографическим знакам, рисунков и фотографий.

Анализ документов – это еще один важный способ сбора информации. В документах содержится важная информация о социальных процессах, их историческом содержании, а также о процессах на разных уровнях исследования. Документы необходимы, когда исследовать изучает институциональные, групповые, личностные и индивидуальные явления. Когда исследователь использует документальные источники, то ему следует обращать внимание на опыт и традиции, которые были достигнуты и обозначены в рамках смежных гуманитарных наук. Это важно, поскольку многие исследовательские практики тесно связаны друг с другом, и могут пересекаться. В этом пересечении рождаются новые направления, которые могут быть полезны. Но из-за их специфики следует обязательно учитывать временные и исследовательские аспекты и традиции.

Эксперимент – это изменение или воспроизведение какого-либо явления. Основная цель эксперимента – изучение явления в наиболее благоприятных условиях для получения объективной и актуализированной информации.

Как метод эксперимент опирается на точный учет переменных, которые оказывают воздействие на зависимые переменные. Причем, рассматриваются независимые переменные, которые могут менять свойства явлений и процессов. Характерная часть эксперимента – это вмешательство индивида в изучаемое явление, которое запланировано. Также в рамках эксперимента можно воспроизводить явления в разных условиях, и они будут полностью контролируемы.

Практически все методы исследования социальных явлений используются и по отдельности, и в совокупности. Когда исследователю не хватает одной методики или инструментария, он может прибегать к помощи других методик. Это удобно, поскольку такое чередование позволяет получать наиболее подробную и достоверную информацию. Но для того, чтобы полученные данные отражали объективную сторону вопроса, требуется опыт самого исследователя. Поэтому начинают изучение с малых групп, и сначала исследователь проводит полевые исследования, чтобы протестировать выбранную методику и понять, насколько он сам справляется с поставленными задачами. Во многих случаях методы обсуждаются в целых исследовательских группах, а затем обязанности распределяются между членами группы в соответствии с их опытом.

Читайте также:  Поражающие факторы при пожаре способы тушения пожара

Источник

Методы сбора социологической информации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Классификация методов сбора социологической информации

Дифференциация социологических методов позволяет рассмотреть каждый из них отдельно, подчеркивая его специфику. В такой дифференциации есть разные подходы, среди которых самым масштабным является выделение следующих основных методов сбора социологической информации:

  • анализ документов;
  • опрос;
  • наблюдение;
  • эксперимент.

Каждый из этих методов разделяется по определенным признакам, а также характеризуется своей внутренней структурой.

Метод наблюдения и его виды

В широком смысле любое научное знание начинается с непосредственного наблюдения, восприятия реальной действительности. Правда, в одном случае люди сами осуществляют наблюдение, во втором – пользуются данными наблюдения других.

Термин «наблюдения» имеет несколько значений. Смысл его заключается в непрерывной связи человека с окружающей действительностью, что позволяет ориентироваться в среде, приблизить систему своих поступков с условиями, которые изменяются. Имеется в виду непосредственное восприятие социальной действительности с целью упорядочения опыта и проверки гипотезы, выдвинутой в исследовании.

Наблюдение в социологии – регистрация социальных процессов, явлений или их отдельных элементов.

Наблюдение как источник информации имеет свои специфические особенности. Наблюдать возможно только то, что происходит в присутствии социолога. Это существенно усложняет исследование динамики, генезиса социальных явлений и процессов. Процедура наблюдения трудоемка. Исследователь в наблюдении непосредственно контактирует и взаимодействует с реальными социальными явлениями.

Преимущества метода наблюдения делают его важным источником информации при анализе социальных процессов, явлений. Наблюдение позволяет непосредственно сталкиваться с конкретными проявлениями важных социальных явлений и процессов во всей сложности связей и зависимостей, влияющих на них. Оно помогает конкретизировать и углубить представления процессов и явлений, воспроизводимых на основе других источников информации.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды наблюдения можно классифицировать, опираясь на разные основания. Прежде всего наблюдения классифицируют, учитывая условия их организации (полевое, лабораторное), а также местонахождение исследователя (включенное и невключенное).

Полевое наблюдение – наблюдение, которое применяют в реальной жизненной ситуации.

Социологический опрос и анализ документов

Метод опроса как способ получения социологической информации предполагает непосредственное (интервью) или опосредованное (анкетирование) общение исследователя и респондента. Полученные ответы на заданные вопросы регистрируются.

Информацию фиксируют с помощью букв, цифр, стенографических и других знаков, рисунков, фотографий, звукозаписей и др.

Другой важный способ сбора информации – анализ документов.

Документы содержат информацию, которая характеризует социальные процессы на разных уровнях исследования: институциональном, групповом, личностном, индивидуальном.

При использовании документальных источников следует учитывать опыт и традиции в этой области смежных гуманитарных наук. Например, основные принципы организации документооборота в практике современного управления можно усвоить, обратившись к учебникам по делопроизводству, где речь идет о номенклатуре документов, сроки их хранения и др

Ретроспективный анализ документов требует знаний архивов и источниковедения, которые дают знания о системе хранения документации, правил пользования архивными фондами, анализа исторических документов и тому подобное. При использовании документов следует придерживаться критического подхода, поможет правильно оценить их объективность.

Эксперимент в социологическом исследовании

Эксперимент – изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях.

Данный метод опирается на точный учет независимых переменных, влияющих на зависимые переменные. Характерная черта эксперимента – запланировано вмешательства человека в изучаемое явление, возможность его воспроизведения в различных условиях. С помощью эксперимента получают информацию, недоступную для других методов.

Научно обоснованный экспериментальный метод развивался преимущественно в естественных науках. Там он получил и классическое толкование своих существенных признаков, методологических основ. Такие общественные науки, как педагогика, социальная психология, социология, экспериментальный метод исследования, стали использовать значительно позже.

Источник

Методы сбора социологической информации

Методы сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации:

  • анализ документов;
  • социологическое наблюдение;
  • опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос);
  • социальный эксперимент;
  • некоторые социально психологические методики (групповые тесты).

Анализ

Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования. Документом в конкретном социологическом исследовании называют специально созданный автором (коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы) предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Не являются документами предметы, которые не предназначены специально для передачи информации. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на компьютере и любом ином носителе информации.

Документы одновременно содержат в себе два рода информации:

  • информацию о фактах, событиях, результатах деятельности;
  • авторскую позицию, оценку этих фактов, которая представлена в содержании документа, а также в его структуре, стиле, средствах выражения.
Читайте также:  Инвертный сироп способ приготовления

Основное назначение метода — извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте, зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в процессе анализа документов, одновременно дают представление об этапах его применения.

Существуют определенные правила работы с документами, которые должен знать социолог:

  • следует отделить факты от оценок в документе;
  • необходимо проверить достоверность источника и информации из него;
  • следует проверять выводы, полученные из информации, собранной методом анализа документов с помощью использования нескольких источников документальной информации, либо применяя другие методы сбора социологических данных.

Наблюдение

Метод социологического наблюдения — метод сбора первичной социологической информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такие события называются единицами наблюдения. Ключевой особенностью метода является то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем, а не опрос свидетелей совершившегося события.

В зависимости от положения (позиции) наблюдателя различают следующие разновидности этого метода.

  • наблюдения, в процессе которых наблюдатель не вступает в общение с членами группы, а регистрирует события как бы со стороны. Это простое наблюдение;
  • наблюдатель может частично вступать в общение, действия группы, сознательно ограничивая контакты. Это промежуточная разновидность наблюдения;
  • включенное наблюдение имеет место тогда, когда наблюдатель включается в действия группы полностью, т. е. имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события изнутри. Включенное наблюдение может производиться открытым способом или же инкогнито.Возможен еще один вариант — так называемое стимулирующее наблюдение,в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку, с целью выявить такие состояния объекта, которые в обычной ситуации не наблюдаются;
  • самонаблюдение — наблюдатель регистрирует факты своих действий, состояний. Практикуется, как правило, для изучения поведения людей в совершенно новых, необычных условиях.

Опрос

Метод опроса представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (в случае интервью) или опосредованного (при анкетировании) социально-психологического общения социолога (или интервьюера) и опрашиваемого (называемого респондентом)путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач КСИ. Таким образом, опрос — это метод, основанный на ответно-вопросной ситуации.

Основное назначение метода — получение информации о состоянии общественного, группового, индивидуального мнения, а также информации о фактах и событиях, отраженных в сознании опрашиваемого.

Основной областью применения опроса является изучение сферы сознания людей.Опрос также применяется в исследовании таких явлений и процессов, которые мало доступны непосредственному наблюдению. В качестве объекта исследования может выступать социальная общность, группа, коллектив или индивид. Если группа, коллектив или индивид выступают как данность, которую социолог может отобрать для изучения, то социальная общность формируется самим социологом.

Необходимо учитывать, что данные опроса в любом случае выражают лишь субъективное мнение опрошенных. Из этого факта вытекают ограничения в применении данного метода. Выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, которые характеризуют объективное состояние изучаемых явлений. Необходим учет смещений, связанных с особенностями отражения социальной жизни в сознании индивидов, социальных групп, выступающих в качестве респондентов.

В зависимости от ролевых позиций того, кто опрашивает (исследователя) и того, кто отвечает (респондента) выделяют две разновидности опросаанкетный опрос и интервью. Несколько особняком стоит метод экспертного опроса. Основание выделения этого вида — качество респондентов.

Анкетирование

В случае анкетного опроса процесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой. Проводит опрос анкетер. Его функция состоит в том, что, получив от социолога-исследователя инструкцию, он ведет себя в соответствии с ней, создавая положительную мотивацию респондента по отношению к опросу. Существуют специальные приемы формирования такой мотивации, например, апелляция к гражданскому долгу, к личным мотивам и др. Анкетер также объясняет правила заполнения анкеты и ее возврата.

Существуют различные виды анкетирования. По числу опрашиваемых выделяют групповое и индивидуальное анкетирование. В зависимости от ситуации и аудитории различают анкетирование по месту работы, в целевой аудитории (например, в библиотеке) или на улице. Важное значение имеет способ доставки анкет. Здесь различают следующие разновидности:

  • раздаточное (курьерское) анкетирование. Позволяет одному анкетеру одновременно опрашивать много человек путем раздачи анкет в аудитории;
  • почтовое анкетирование, при котором анкета доставляется респонденту по почте;
  • прессовый опрос. В этом случае анкета публикуется в средствах массовой информации. Данный метод имеет ограниченные возможности, поскольку социолог не формирует выборочную совокупность, не в состоянии спрогнозировать, кто ответит на анкету. Применяется в журналистике.

Каждая из перечисленных разновидностей метода имеет как преимущества, так и недостатки. Например, в случае почтового анкетирования возникает проблема возврата анкет, а в случае прессового опроса невозможно распространить результаты исследования на всю изучаемую совокупность (подписчиков газеты), поскольку здесь только респондент решает, принимать ему участие в опросе или нет.

Читайте также:  Способ приготовления шарлотки пошагово

Основной инструментарий анкетирования — анкета. Качество анкеты во многом определяет надежность, достоверность результатов исследования. Социологическая анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта и предмета анализа. Существуют определенные правила и принципы конструирования анкеты. Отметим, что существуют разные типы вопросов, выполняющих различную функцию. Вопросы в анкете формируются в блоки, например блок вопросов об объективных характеристиках респондентов.

Интервью

Интервью предполагает иной вид контакта социолога с респондентом, опосредуемого не анкетой и анкетером, а интервьюером. Роль интервьюера — не просто раздача анкет и обеспечение их заполнения респондентами, но как минимум озвучивание вопросов анкеты. Функции интервьюера зависят от вида интервью. Более высокая роль интервьюера в исследовании предъявляет к нему повышенные требования. Поэтому интервьюер должен пройти более сложную подготовку, чем анкетер.

Интервью можно классифицировать по тем же основаниям, что и анкетный опрос. Помимо этого важное значение имеет разграничение видов интервью по степени формализации его процедур, что дает наиболее жесткое разграничение познавательных возможностей. Возможные варианты располагаются здесь между неформализованным и формализованным видами интервью.

В формализованном интервью интервьюер здесь как бы озвучивает анкету; конструкция вопросов схожа с теми же в анкете и поэтому поддается процессу квантификации, опирающемся на принципы измерения социальных характеристик. Потому имеется возможность применить количественную обработку такой информации. Порядок вопросов в этом случае жестко фиксирован, их последовательность менять нельзя. Формализованное интервью предполагает, что интервьюер, задавая вопрос, следит за психологическим контекстом интервью и может что-либо объяснить, повторить вопрос или ускорить темп. Однако все это делается по жесткой инструкции. Чем выше степень формализации, тем меньше ошибок, связанных с личностью интервьюеров.

Неформализованное интервью представляет противоположную разновидность интервью. Наиболее свободное, не стандартизированное интервью называют клиническим, наротивным (повествовательным). Интервьюер и респондент здесь как бы меняются местами. Сам интервьюер должен быть исследователем, а не просто вспомогательным персоналом в КСИ. Его функция состоит в том, чтобы задать импульс беседе, а далее он должен лишь стимулировать поток сознания от респондента. Однако роль интервьюера при этом очень велика. Задавая наротивный импульс, исследователь задает направление беседе. Иногда социолог заранее готовит вопросы, однако в ходе интервью он их не зачитывает и не перебивает собеседника во время рассказа. После того как опрашиваемый сам все рассказал, социолог может задать дополнительные вопросы.

Между этими двумя видами интервьюирования располагаются промежуточные варианты. Это свободное интервью, интервью с открытыми вопросами (с путеводителем), фокусированное (направленное) интервью, интервью со свободными ответами. Каждый из видов имеет свои особенности, область применения и инструментарий.

Экспертный опрос

Еще один вид опроса — экспертный опрос. Его отличительная черта заключается в том, что в качестве респондентов выступают эксперты — специалисты в определенной области деятельности. Процедура получения информации от экспертов называется экспертизой. Она может включать самостоятельное решение экспертами поставленных перед ними задач в ходе КСИ. Все зависит от выбранного вида экспертного опроса.

Основным назначением метода экспертного опроса следует признать выявление наиболее существенных, важных аспектов исследуемой проблемы, а также повышение надежности, достоверности, обоснованности информации благодаря использованию знаний и опыта экспертов.

Социально-психологические методы в социологии

Наряду с социальной общностью социальная группа — наиболее распространенный объект изучения в социологии. Часто получается так, что сведения об объекте приходится получать путем анализа данных об индивидах, ее составляющих. Суммарные сведения об индивидах (их социальные ориентации, мнения, стереотипы мышления и прочее) — это существенные характеристики социального целого. Поэтому социологи активно используют методики, разработанные в психологии. Их можно разделить на две группы: методики, с помощью которых измеряют личностные свойства, и методики, измеряющие групповые свойства. И те и другие называют тестами.

Тест — это кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимовосприятий) групп и коллективов.

В социологии применяются социометрические тесты, которые направлены на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов группы связей, предпочтений в ситуациях выбора. Основное назначение социометрического теста — диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Социометрия выполняет следующие функции:

  • позволяет измерить степень сплоченности-разобщенности группы;
  • выявляет соотносительный авторитет членов группы по признаку симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются неформальный лидер группы и отвергнутый;
  • проявляет внутригрупповые подсистемы (сплоченные образования со своими неформальными лидерами).

В социометрическом тесте единицей анализа и измерения является выбор — установка индивида относительно взаимодействия с членами своей группы в определенной ситуации.

Источник

Оцените статью
Разные способы