Способ сбора информации наблюдение это

Тема 6: Наблюдение как метод сбора информации

Наблюдение – непосредственный визуальный, либо с применением специальной техники контроль со стороны исследователя за каким-либо явлением или процессом. Наблюдатель не расспрашивает и не вступает в контакт с людьми, за поведением которых он наблюдает. Информацию регистрируют либо непосредственно в ходе событий, либо ее получают из записей о прошедших событиях.

Примеры: наблюдение за половозрастным составом посетителей кафе (позволит внести изменения в дизайн, музыку заведения), размер приходящих компаний (определить размеры столов и их размещение), наблюдение за потоками автомобилей и пешеходов на улицах (для установки светофоров, знаков), наблюдение за поведением посетителя магазина (маршрут движения, процесс выбора товара, реакция на рекламу), наблюдение за автомагнитолами при даче их в ремонт (выбор радиоканала для рекламы мастерской), наблюдение за страницами журнала (наиболее заляранные смотрели больше других, анализ предпочтений).

Еще один пример. Ли Якокка в свою бытность руководителем службы маркетинга фирмы «Форд» однажды, осуществляя «маркетинг во время прогулки», обратил внимание на новую моду американских женщин — узкие юбки, и догадался, что им теперь очень неудобно садиться в автомобиль с высокой подножкой. А раз так, то днище автомобиля теперь должно располагаться несколько ниже, и предложил изменить конфигурацию машины (т. е., проще говоря, приспособить автомобиль к женской моде), чтобы женщинам было удобнее пользоваться автомобилями. Эту свою идею он реализовал, уже работая в фирме «Крайслер». Ясно, что любительницы узких юбок в 60-е годы даже и не догадывались о том, что фирму, занимающуюся производством автомобилей, можно попросить приспособить автомобиль к возникшей моде.

Наблюдение применяется для получения информации о:

  • потребителях (половозрастной состав, маршруты движения по магазину, реакция на рекламу, упаковку, количество и частоту визитов и т.д.)
  • конкурентах (их цены, реклама, оформление офисов и магазинов, выкладка продукции и т.д.);
  • организации работ на производстве (наблюдение за работой оборудования, какие проблемы возникают и т.д.)

С помощью наблюдения можно:

  • определить приблизительно частоту наступления события;
  • определить приблизительно количество людей, находящихся в некоторый момент времени в помещении;
  • определить приблизительно половозрастной состав участников мероприятия;
  • определить атмосферу, в которой происходит какое-либо явление (процесс);
  • определить приблизительно продолжительность какого-либо события;
  • определить место расположения какого-либо объекта и др.

1. По степени открытости:

  • открытое наблюдение – наблюдаемым известно о проводящемся наблюдении, исследователи заранее предупреждают их об этом;
  • скрытое наблюдение – наблюдаемым неизвестно о наблюдении. Скрытое наблюдение позволяет респондентам вести себя естественно; люди склонны менять свое поведение, если знают, что за ними наблюдают. Скрытый характер наблюдения достигается использованием затемненных стекол, скрытых камер или незаметных технических устройств. Наблюдатели могут выполнять роли продавцов или покупателей и т.п.

2. По участию исследователя в изученном процессе:

  • невключенное наблюдение – наблюдатель находится в отдалении от объекта наблюдения, видит весь ход процесса;
  • включенное наблюдение – наблюдатель сам участвует в ситуации, одновременно может влиять на ситуацию и сам подвергается влиянию.

3. По степени стандартизации:

  • структурированное наблюдение – исследуется четко определенные аспекты процесса, остальные аспекты игнорируются (например аудитор, проводящий инвентаризацию запасов в магазине). Это сокращает возможность искажения результатов наблюдения и повышает надежность информации. Структурированное наблюдение уместно в случае, когда предмет маркетингового исследования и содержание необходимой информации четко определены.
  • неструктурированное наблюдение – исследуется все аспекты процесса без заранее заданной схемы (например наблюдение за детьми, играющими новыми игрушками). Этот метод наблюдения уместен, когда проблема исследования только формулируется и необходима определенная гибкость наблюдения для выяснения всех ключевых компонентов проблемы и разработки гипотезы.

4. По характеру окружающей обстановки:

  • полевое наблюдение – проводится в естественных условиях, в реальной жизненной ситуации;
  • лабораторное наблюдение – проводится в искусственно созданных условиях.

5. По способу восприятия:

  • персональное наблюдение – события воспринимаются и фиксируются непосредственно исследователем;
  • неперсональное наблюдение – события фиксируются с помощью специальных приборов.

6. По регулярности проведения:

  • систематическое наблюдение – проводится регулярно;
  • эпизодическое наблюдение – проводится время от времени, не имеет четкого графика;
  • однократное наблюдение.

Этапы проведения наблюдения:

1. Подготовительный этап:

— Осуществление постановки целей и задач наблюдения;

— Определение объекта и предмета исследования.

Объектом может быть индивид, организация, процесс.

Предмет – одна или несколько сторон поведения объекта;

— Определение времени и места наблюдения – обеспечение доступа к месту наблюдения;

— Определение формы наблюдения;

— Разработка рабочих документов наблюдения.

Лист наблюдения (служит для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений и объектов; обязательно предусматривается проставление времени, даты, места наблюдения и фамилии наблюдателя);

— Подготовка оборудования, тиражирование рабочих документов;

— Подготовка инструкций для исполнителя;

— Подбор кадров и инструктаж.

— Контроль над работой наблюдателей.

3. Аналитический этап:

— Обработка результатов наблюдения;

Таинственный покупатель (mystery shopping): вид маркетингового исследования, направленного на оценку процесса обслуживания клиента с использованием специально обученных людей (таинственных покупателей), осуществляющих проверки от лица потенциальных клиентов, и детально и объективно докладывающих о результатах проверок.

Таинственные покупатели посещают магазины, отделения банков, офисы продаж, по окончании визита заполняют отчетную форму и представляют свои комментарии относительно изучаемых вопросов.

Метод таинственный покупатель применяется для изучения соответствия условий торговли — цен, уровня сервиса, ассортимента, качества товаров, культуры обслуживания, оформления торговых площадей и т.п. — корпоративным стандартам, а также для сравнения этих аспектов в конкурентной среде.

В рамках проверок как правило оцениваются следующие параметры:

  • Выполнение сотрудниками норм этикета (Приветливость, доброжелательность и т. п.);
  • Речь сотрудников (грамотность, вежливость, понятность);
  • Внешний вид сотрудников с точки зрения опрятности и соответствия фирменному стилю компании;
  • Выполнение сотрудниками принятых стандартов компании;
  • Чистота и порядок в помещении и на рабочих местах сотрудников,
  • Мерчендайзинг.

Проверки «Тайный покупатель» могут осуществляться не только посредством визитов в проверяемые объекты, но и посредством телефонных звонков, обращений по электронной почте и т. д. в зависимости от проверяемых процедур обслуживания.

Рекомендуется использование диктофонной записи общения с проверяемым сотрудником. Это позволяет контролировать работу самих тайных покупателей. А также сотрудник, в отношении которого совершалась проверка, может быть ознакомлен с подобными записями, что помогает сделать данный инструмент оценки прозрачным и эффективным.

В соответствии с международными стандартами этики проведения маркетинговых исследований сотрудники проверяемых объектов должны быть заранее предупреждены о том, в течение определенного периода их будут периодически проверять тайные покупатели. В РФ деятельность провайдеров услуги «Тайный покупатель» фактически ничем не регламентирована.

Читайте также:  Основные способы эксплуатации скважины

Заказчиками данного исследования выступают:

  • предприятия розничной торговли и общественного питания,
  • банки,
  • телекоммуникационные компании,
  • сотовые операторы,
  • автодилеры,
  • АЗС,
  • страховые компании,
  • авиакомпании,
  • сервисные компании.

Возможности. Метод наблюдения позволяет проверить деятельность торговой организации без ведома ее сотрудников. Это наиболее эффективный метод сбора достоверной информации о ценах, качестве, сервисе, культуре обслуживания и т.п.

Ограничения. Оценки таинственных покупателей имеют субъективный характер и не соответствуют единой шкале. Наблюдателями являются люди разного склада, у которых представления об изучаемых темах могут сильно различаться.

Пример Mystery Shopping

Заказчик: Компания — производитель автомобилей

1. Одна из представленных на рынке моделей не пользуется спросом

2. Не пользуются спросом дизельные двигатели

1. Выявить или опровергнуть факт пониженного внимания к определенной модели со стороны консультантов

2. Выявить умение консультантов убедительно и понятно рассказать о достоинствах дизельного двигателя

Способы и инструменты:

1. Телефонное обращение

2. Посещение автосалона таинственными покупателями

Таинственные покупатели разных целевых групп

1. 2 женщины 25-35 лет

2. 1 мужчина 35-50 лет

3. 3 мужчины 25-35 лет

4. 1 супружеская пара

Все таинственные покупатели владеют автомобилями не старше 3-5 лет, и, минимум один раз, приобретали новый автомобиль в салоне.

1. Таинственные покупатели звонили и посещали автосалон в разные дни и разное время.

2. По завершению телефонного звонка или посещения автосалона все таинственные покупатели заполняли анкеты. При сдаче анкеты в офисе Агентства, каждая анкета была проверена на правильность заполнения, разборчивость почерка, а также каждый покупатель был тщательно опрошен менеджером проекта на предмет субъективных оценок.

  1. Факт пониженного внимания консультантов к определенной модели не выявлен
  2. Умение консультантов убедительно и понятно рассказать о дизельных двигателях не подтверждено
  3. Выявлен низкий уровень работы консультантов по телефону
  4. Выявлено отсутствие требуемых презентационных материалов для работы с покупателями
  5. Выявлены недоработки в схеме встречи посетителей салона

Источник

Реферат: Наблюдение, как метод сбора социологической информации

Реферат по дисциплине «Социология»

Тема: «Наблюдение, как метод сбора социологической информации»

В области социологии наибольший интерес для меня всегда являлся сбор социологической информации, и в тот момент, когда наш взвод выбирал соответствующие темы для подготовки, для меня выбор существовал лишь между тремя темами, которые являются методами сбора первичной социологической информации. Это были: метод наблюдения, метод анализа документов и метод опроса. В связи с тем, что по ходу своей жизни, метод анализа документов и метод опроса встречается в обиходе значительно реже, нежели метод наблюдения, мой выбор был очевиден. К тому же наблюдение имеет свою связь со многими другими отраслями науки. Наблюдение считается старейшим психологическим методом.

Как человек, который ежедневно тратит около часа на поездки до института, у меня уходит много времени на наблюдение за другими людьми. Объектами моего наблюдения являются самые разные люди, которые отличаются друг от друга по множеству показателей, от социального положения в обществе до возраста. И с этим среднестатистический человек встречается каждый день и не по разу.

Если немного отвлечься от незамысловатого ловли чужих взглядов, и поговорить о профессиональном методе наблюдения, то можно сделать вывод, что и подобные подходы к наблюдению встречаются довольно часто. К таким событиям мы можем отнести комментирование боксёрского поединка, когда комментатор не только даёт необходимую информацию об участниках данного мероприятия, но и путём наблюдения анализирует обстановку и делает соответствующие выводы.

В повседневной профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел процесс наблюдения также встречается достаточно часто, поскольку благодаря методу наблюдения, они определяют подозреваемых, которые впоследствии могут оказаться обвиняемыми. А что касается патрульно-постовой службы милиции, так она и вовсе осуществляет свою деятельность, руководствуюсь лишь наблюдением, благодаря чему предотвращает многие дорожно-транспортные правонарушения.

Таким образом, вопрос о том, нужен ли вообще метод наблюдения для получения первичной социологической информации, отпадает сам собой, однако возникает ряд других вопросов, на которые я и попытаюсь ответить в процессе написания данной работы. Первичной задачей в данной работе для меня является определение степени полезности данного метода, как такового, так и по сравнению с двумя другими методами сбора социологической информации, и в процессе ещё и провести анализ данного метода. Итак, я приступаю…

1 . Сущность процесса наблюдения, как способа получения социологической информации

Исследуя подобный вопрос крайне важно различать обычное наблюдение, которое встречается в жизни каждого человека, даже с применением каких-либо анализирующих приемов, и наблюдения, как способа получения социологической информации. Я, в свою очередь, рассматриваю наблюдение в качестве второго понятия и вынужден учитывать определённые правила последовательности, чтобы проведение процесса наблюдения проходила плодотворно, целесообразно и практически правильно.

В первую очередь необходимо определить проблему социологического исследования, на которую и будет направлено всё моё внимание. Когда проблема становится чётко видна, необходимо вычислить объект наблюдения, который зачастую представляет собой определённую группу людей, однако критерии, согласно которым определяется эта группа, обычно неограниченна. Ими могут быть, как строго определённый круг лиц (например, только студенты, или только пенсионеры), так и всё население города или выборочное, без определённого признака, население страны.

Затем наступает наиболее важная часть на стадии предварительного приготовления к наблюдению – это определение задач, к которым идут все процессы, задействованные в процессе наблюдения. В соответствии с задачей исследования различают гносеологические и предметные проблемы[1] . Эти три фактора я считаю наиболее важными в процессе наблюдения, однако социологи выделяют ряд других факторов, которые также способствуют разрешению одной из социологических проблем. Иногда они даже могут заменять собой три фактора, которые выделяю я. К таковым факторам относится предмет наблюдения, то есть совокупность определённых свойств объекта наблюдения, однако это не имеет принципиального значения. Особенно если учитывать, что при выборе объекта мы зачастую уже руководствуем его свойствами и признаками.

Большое количество социологов выделяет такой фактор, как условия наблюдения-то есть совокупность факторов, при который наблюдение либо возможно, либо нет. Однако, если проблема социологического исследования уже установлена, то факторы, которые способствуют её разрешению становятся куда более очевидней, нежели если её нет. Поэтому и этот фактор в приготовлении мы можем опустить.

Когда все три метода в процессе предварительной подготовке соблюдены, мы можем приступить к процессу приготовления инструментов наблюдения. В большинстве случаев главным инструментом в данной части является дневник наблюдения, в который заносятся результаты наблюдения и делаются соответствующие выводы. Однако при более детальном процессе наблюдения инструментами могут быть различные визуальные и звуковые приборы, документирующие сам процесс, такие как видеокамеры и диктофоны. Сюда же входит и проверка соответствующих средств и приборов на предмет пригодности, поэтому не стоит выделять данный этап в отдельную стадию.

Однако наблюдение ещё должен кто-то проводить. В практике не редки случаи, когда для плодотворности процесса наблюдения достаточно лишь одного человека, которые не только всё скоординирует, но и сам совершит большую часть всех элементов наблюдения. Но, когда процесс наблюдения представляет собой более сложный и трудоёмкий процесс, для его выполнения требуется несколько человек, или даже группа лиц. Для такой группы необходимо провести инструктаж, в деталях объяснить всю суть проводимых исследований и ответить на все появившиеся вопросы. В идеале, необходимо, чтобы данная группа лиц прониклась самоё идеей исследований, однако если достижение данной задачи не является возможным, и люди не проявляют и малейшей степени энтузиазма, можно ограничится и простым инструктажем.

Когда всё вышеперечисленное можно расценивать, как выполнение поставленных задач, необходимо перейти к выполнению процедуры наблюдения. В процессе осуществления данных задач, необходимо не забывать цели и принципы, которые были поставлены перед вами ещё до начала всех действий, и, руководствуясь этим, сделать свою работу максимально продуктивной и профессиональной.

Даже выполнив все поставленные задачи, мы, тем не менее, можем повысить качество нашей работы, соблюдая ряд других факторов. Во-первых, необходимо до начала исследований, провести ряд пробных опытов, которые позволят сделать соответствующие выводы относительно будущего вашей работы. Также при наблюдении необходимо максимально точно и качественно вести документацию и классификацию поставленных перед вами задач, ничего не упуская из виду. Имеет смысл ведение наблюдения одного и того же лица несколькими наблюдателями для того, чтобы рассмотреть объект наблюдения с разных точек зрения и сделать правильные выводы, основываясь не только на своём мнении, но и на мнении вторых лиц.

Исходя из всего выше перечисленного, мы можем сделать ряд выводов: во-первых, главное для метода наблюдения – это достоверность, поскольку из достоверности вытекает точность и качество сведений, которые мы собираем. Во-вторых, наблюдение подчинено ясным целям и задачам, которые мы пытаемся реализовать, проведя соответствующее исследование, таким образом, напрашивается и третий вывод – мы не можем делать те исследования, которые не можем контролировать. Контроль – это то, что отличает научный процесс наблюдения от любительского, который происходит с каждым из нас при любом удобном поводе.

Отвечая на вопрос, для чего вообще нужно наблюдение, наиболее правильным ответом я бы назвал слова российского социолога В.И. Ильина, который цитирует слова Огюста Конта: «Познать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы мочь»[2] . Таким образом, наблюдение необходимо для целостности и стабильности всех сторон жизни общества, которая иногда имеет излишне хрупкий характер.

2. Классификация процесса наблюдения

Процесс наблюдения в социологии имеет далеко не последнее место, как один способов сбора социологической информации, и имеет определённые схожие черты с остальными видами, одной из которых является тот факт, что метод наблюдения также имеет определённую классификацию по различным признакам. Наиболее чётко выделяются четыре различных классификации, которыми пользуются социологи в процессе сбора информации.

В первую очередь, наблюдение классифицируется по степени участия в нём наблюдателя. Существует непосредственное участие наблюдателя в ситуации, когда он своими действиями имитирует именно ту ситуацию, на которую и направлена цель исследования. В таком способе исследования существует один положительный момент – исследователь рассматривает ситуацию изнутри, благодаря чему выводы и анализы получаются более точными. Непосредственно от данного метода существует простое наблюдение, т.е. то, в котором наблюдатель непосредственного участия не принимает, лишь документируя те данные, которые предстали его глазам со стороны. Однако и в таком виде наблюдения существуют свои плюсы. Не зная о том, что среди них существуют исследователи, объекты исследования не могут помешать субъектам в проведении тех или иных наблюдениях. В результате, объекты будут искренны в своих действиях.

Также в социологии выделяется степень формализованности, которая в свою очередь делится на два типа наблюдения: это бесструктурное и структурное наблюдение. Существует и другое название данных терминов: формализованные и неформализованные. И формализованные, и неформализованные методы обладают определенными свойствами, или возможностями, которые являются их достоинствами, но одновременно и их недостатками[3] .

Разница этих двух понятий в степени контроля, который оказывает наблюдатель на объекты своего исследования. Бесструктурное наблюдение характеризуется тем, что процесс всех действий, оказываемых на объекты заранее неизвестна, даже для самого автора исследования. Контроль в данном исследовании имеет посредственное значение, он резко отходит на второй план, оставляя свободу действиям. Однако при таком виде наблюдения наибольшее значение имеет теоретическая часть исследования. Исследователю необходимо заранее просчитать те или иные действия участников, чтобы эксперимент не вышел из-под контроля.

В противоположность данному виду выступает структурное или стандартизированное наблюдение, которое чётко определяет не только все организационные моменты, но и весь процесс наблюдения. План такого исследования является наиболее полным из всех типов исследования и содержит такие признаки, как точность, пунктуальность и исполнительность, что обеспечивает чёткость определения поставленной задачи.

В отдельную категорию выделяют наблюдение по условиям организации. Здесь также существует два основных вывода: проведение наблюдения в естественной среде, примерами которыми могут быть любое немотивированное скопление людей и проведение наблюдения в лабораторных условиях, что зачастую предполагает закрытое помещение и изоляция от факторов внешней среды.

Наблюдение в естественных или полевых условиях обычно осуществляется в обычных условиях социума, в нашей повседневной жизни, поэтому исследователю необходимо применить весь накопленный опыт, чтобы провести эксперимент не только незаметно для его объектов, но на основе этого сделать соответствующие выводы. Наблюдение в лабораторных условиях не имеет столь же интересной работы, как и у наблюдения в полевых, поскольку полностью устраняется любая импровизация и всё подчинено строгому контролю.

В последнюю категорию входят типы наблюдения, которые различаются регулярностью проведения исследования. Социологи выделяют три наиболее крупные виды в данной категории:

1. Систематическое наблюдение – структурное поэтапное наблюдение, наиболее контролируемое, сроки которого могут быть неограниченными.

2. Эпизодическое наблюдение – кратковременное наблюдение, которое может выступать и в качестве одной из стадий систематического наблюдения, что бывает довольно часто.

3. Случайное наблюдение относится к такому типу наблюдения, когда процесс уже вышел из-под контроля и не является частью исследовательской программы.

3. Достоинства и недостатки метода наблюдения

Будучи одним из самых действенных методов по добыче социологической информации, метод наблюдения содержит в себе различные достоинства и недостатки, которые как нельзя лучше характеризуют саму сущность метода.

Важно учитывать, что при рассмотрении достоинств и недостатков, мы рассматриваем данный метод, практически не опираясь на классификацию видов наблюдения. Главным положительным момент в проведении исследований в процессе наблюдения является тот факт, что субъект исследования имеет довольно тесный контакт с наблюдаемыми им объектами. Наблюдатель постоянно контролирует ситуацию, причём делает это напрямую, без посредников, за счёт чего картина событий выглядит более точно и многогранно. В условиях финансового кризиса нельзя не упомянуть, что данный метод ещё и является наиболее дешёвым из имеющихся. Для проведения социологического исследования при помощи наблюдения не нужно применение специальных средств и приборов. В большинстве случаев, всё что нужно для получения достоверной информации – это глаза.

Одним из наиболее важных плюсов, которые выделяют в социологической науке, является тем, что впечатления и анализы, полученные путём наблюдения имеют наиболее яркий характер, по сравнению с остальными методами. Однако здесь кроется и один существенный недостаток. Дело в том, что каждый человек обладает определённым набором эмоций, который может помешать его работе в процессе исследования. У каждого человека своё отношение к тем или иным явлениям, событиям или людям. Поэтому, в процессе сбора социологической информации, человек может потерять то, что должно руководить его работой, как одного из принципов – это объективность. Человек далеко не всегда может принять объективное решение, тем самым обрекая себя на создание неправильных выводов и анализов.

Иногда в процессе наблюдения страдает такое понятие человеческой природы, как нравственность. Задача человека, особенно в роли социолога, стараться помочь обществу, а не нарушать хрупкую цепь, которая держит социум в мире. Поэтому главной задачей для исследователя при исполнении нравственного долга, это занять правильную позицию и придерживаться её, независимо от обстоятельств.

Существуют также недостатки, которые нельзя отнести только к методу наблюдения, и который присущ ко всем видам сбора социологической информации – это неточность, а иногда и недостоверность тех или иных наблюдений. Однако существует ряд методов, которые позволяют максимально точно зафиксировать исследуемые события и ситуации.

В первую очередь – это продуманность всей операции, её необходимость и пунктуальность. Важно учитывать все возможные последствия до того, как эксперимент вступит в силу. Необходимо, чтобы наблюдатель соответствовал той работе, которую он собирается делать. Ему следует доверять лишь ту работу, которая ему по силам и не стоит требовать невозможного от лиц, которые не обучены тем или иным исследованиям. Имеет смысл при проведении исследовании избавиться от бессмысленных и ненужных эмоций, которые мешают работе социолога, оставив лишь холодный расчёт. И в последнюю очередь к способам максимальной точности мы можем отнести несоответствие оборудования для той работы, которую будет необходимо сделать.

Но вернёмся к положительным сторонам наблюдения, одной из которых является массовость процесса наблюдения. Количество лиц, задействованных для исследований, может быть неограниченно, возможно проведение экспериментов, связанных с поведением толпы. Однако существует минус, связанный с этой положительной стороной, постольку с учетом того, что количество участников неограниченно, нельзя не учитывать, что средства исследования всё-таки имеют ограниченный характер. Отсюда вытекает неспособность охватить все объекты изучения, вследствие чего наступает то самое понятие недостоверности, о котором я веду речь, начиная с введения.

Заключение

В процессе изучения данной темы я сделал ряд выводов, о которые не могу не упомянуть. В первую очередь, процесс наблюдения является одним из самых полезный видов сбора социологической информации. В процессе получения информации данный вид встречает множество проблем, решение некоторых из них можно считать невозможным. Несмотря на это, не существует реальных оснований того, что метод наблюдения является способом недостоверным или не многогранным, поскольку это не так.

Метод наблюдения напрямую направлен на решение поставленных задач путём прямого проведения исследований, благодаря чему обеспечивается та самая яркость, которой отчаянно не хватает другим методам сбора социологической информации.

Наибольшую пользу данный метод доставляет в тех случаях, когда необходимо изучить индивидуальную и быструю ситуацию, поскольку ключевым словом для наблюдения является реальность, которая сама по себе подразумевается как правдивость.

В процессе изучения данного метода я изучил те вопросы, которые ставил для себя, начиная написание данной работе. Для меня крайне важным было понять главные отличия между методом наблюдения, в качестве простого обзора окружающих и того же метода, но уже в качестве социологического понятия, что и было мною проделано при написании первого вопроса.

Далее было необходимо классифицировать виды наблюдения, поскольку наблюдение обладает объёмным перечнем, связанных с ним терминов, которые важно различать. На это был направлен второй вопрос, где я со всей подробностью изложил все имеющиеся в практике типы наблюдения и описал их характерные отличия друг от друга.

И наконец, я провёл сравнительный анализ наблюдения, по сравнению с другими видами сбора социологической информации, благодаря чему сделал ряд важных выводов и анализов.

Для меня же наблюдение так и осталось главным способом получения социологической информации, поскольку наибольшая достоверность достигается именно в нём. Несмотря на то, что я выносил к недостаткам определённую долю отсутствия объективности и достоверности, важно понять, что из имеющихся методов сбора информации, идеальнее данного метода – метода наблюдения не существует.

Книги, монографии, учебники, учебные пособия, публикации

1.Добреньков, В.И., Кравченко А.П. Социология: учебник. – М.: Инфра-М, 2007 – 153 с.

2.Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. – СПб.: Интерсоцис, 2006. – 3 с.

1. Белановский С. Метод интервью в исследованиях экономических процессов. / С. Белановский / Электронные данные – Режим доступа: http://socioline.ru/_seminar/library/metod/bel_interv_11.php

[1] В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. М., 2007. С. 153.

[2] В.И. Ильин. Драматургия качественного полевого исследования. – СПб.: Интерсоцис,2006. – С.3.

Источник

Читайте также:  Бессуффиксный способ образования определение
Оцените статью
Разные способы
Название: Наблюдение, как метод сбора социологической информации
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат Добавлен 18:32:20 22 ноября 2009 Похожие работы
Просмотров: 1091 Комментариев: 21 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать