- Методы и методики сбора фактического материала.
- Шпаргалка по курсу «Общая психология».
- 7. Методы сбора фактического материала.
- Методы сбора фактического материала.
- 7. Методы сбора фактического материала
- Читайте также
- Подбор материала
- Подбор материала для занятий
- Создание символического материала
- Продуцирование материала
- Анализ материала пациента
- ВЫБОР УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Обработка и систематизация материала
- Использование материала
- Второстепенный источник материала для историй
- ОБЗОР ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА
- 3. Методы получения материала
Методы и методики сбора фактического материала.
Изучение продуктов деятельности заключается в интерпретации содержания и техники выполнения материальных и духовных предметов, создаваемых человеком. Этими предметами могут быть письменные работы, сочинения, музыка, рисунки, изделия. По их содержанию и стилю исполнения исследователь может судить об уровне сенсомоторного, интеллектуального и личностного развития автора, о переживаемых им во время изготовления продукта психических состояниях, волнующих его жизненных проблемах. По результатам исследования продуктов деятельности учащихся можно сделать определенные выводы и об учителе: какие методические приемы он использует в преподавании предмета, какие требования предъявляет учащимся, какие критерии успешности их деятельности применяет.
Опрос используется в педагогической психологии в двух своих разновидностях: беседе и анкетировании. Беседа представляет собой устный свободный опрос, основные вопросы для которого исследователь готовит заранее, но в целом ход беседы определяется, скорее, ответами опрашиваемого. Они могут порождать у исследователя новые вопросы, задаваемые сразу же по ходу беседы. Анкетирование проводится в письменной форме, все входящие в текст анкеты вопросы готовятся заранее. Анкета считается наиболее оперативным видом опроса, позволяющим собрать большие массивы данных в короткие сроки. В начале анкеты должно содержаться обращение к опрашиваемым с разъяснением целей проводимого опроса. Основная часть анкеты содержит вопросы, отражающие интересующую исследователя информацию.
Наблюдение в педагогической психологии используется, как правило, для изучения стиля деятельности учащихся и педагогов. При сборе информации методом наблюдения важно соблюдать два главных условия: 1) испытуемый не должен знать, что за ним наблюдают; 2) наблюдатель не имеет права вмешиваться в деятельность испытуемого, т. е. вся активность последнего должна протекать максимально естественно. Необходимо вести наблюдение по заранее составленной программе и фиксировать те проявления активности испытуемых, которые соответствуют его целям и задачам.
Эксперимент выгодно отличается от наблюдения тем, что в его рамках исследователь сам создает условия, при которых возникает изучаемое явление. Выделяют два основных вида психологического эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент проводится в искусственной ситуации – в специально оборудованном помещении, с помощью приборов и других приспособлений. С его помощью обычно изучаются психофизические функции человека, особенности познавательных процессов. В педагогической психологии гораздо чаще используется естественный эксперимент, проводящийся в повседневных условиях жизни и деятельности испытуемых.
Тестирование продуцирует деятельность испытуемого в условиях искусственной ситуации: тест представляет собой организованную систему стимулов, на которые испытуемый должен определенным образом отреагировать. В строгом смысле слова тестирование есть психодиагностическая процедура. Все задания в тестах достижений либо имеют одинаковый уровень сложности и оцениваются одинаковым количеством баллов, либо расположены в порядке возрастания сложности, и тогда оценка выполнения каждого задания в баллах зависит от уровня его сложности.
Кроме того, в системе образования используются различные психодиагностические методики, направленные на изучение психологической готовности ребенка к школе, школьной мотивации, школьной зрелости, проблем адаптации ученика, его взаимоотношений с учителями и товарищами, профессиональной ориентации.
Дата добавления: 2015-08-20 ; просмотров: 1998 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Шпаргалка по курсу «Общая психология».
7. Методы сбора фактического материала.
Принципы психологического исследования реализуются в тех методах, которые используются для сбора фактического материала о психической деятельности человека. Выбор того или иного метода всегда определяется предметом и задачами конкретного исследования. Наиболее широко применяются следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности, анкета, тесты.
Метод наблюдения. Метод наблюдения – целенаправленное изучение на основе восприятия действий и поступков личности в различных естественных ситуациях.
Наблюдение ведется в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности человека. Очень важно, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не знали об этом, так как в противном случае может исчезнуть естественность их поведения. Важно, чтобы исследователь сам не стал причиной изменения в поведении испытуемых. Он не должен вмешиваться в деятельность испытуемых и как-либо воздействовать на изучаемое психическое явление. Чтобы обеспечить выполнение этого условия, исследователь часто сам включается в те виды деятельности, которыми заняты испытуемые, проводя так называемое включенное наблюдение.
Сохранение естественности психических проявлений – первое требование к наблюдению как к методу научного исследования.
Метод эксперимента. Основным методом психологии, как и других наук, является эксперимент. Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.
Создавая определенные условия, исследователь получает возможность, во-первых, очень четко знать те факторы, которые действовали вмомент возникновения и протекания изучаемого психического явления. Во-вторых, устанавливать причины психических явлений за счет раскрытия влияния того или иного из созданных условий. Это достигается путем последовательного изменения одного из условий при сохранении неизменными всех остальных. В-третьих, повторять опыт и таким образом накапливать количественные данные, на основе которых можно судить о типичности или случайности психических явлений.
Имеются два вида психологического эксперимента: лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент может проводиться как с использованием аппаратуры, так и без нее, но с применением специально разработанных экспериментальных материалов.
В естественном эксперименте в отличие от лабораторного сохраняется содержание обычной деятельности человека, но создаются условия, при которых обязательно вызывается изучаемое явление.
Источник
Методы сбора фактического материала.
Наблюдение
Наблюдение – это метод с помощью которого изучают внешние проявление чувств, действий, поступков и поведения людей и коллективов в различных условиях.
Требования к методу.
1. Естественность – Невнемательство исследователя в течение наблюдаемых процессов.
2. Целенаправленность – Наличие цели, гипотезы. Определение каким должно быть выборочным или сплошным.
3. Обьективная систематическая фиксация результатов (протоколирование, фото и киносьёмка, магнитофонные записи).
Достоинства
1. Явления и процессы изучаются, в естественных услових.
2. Возможность получения данных, не опирающихся на субъективные показатели людей.
Недостатки
1. Исследователь находится в позициии пассивного наблюдателя он ждёт пока появится изучаемое явление.
2. Не позволяет точно установить причину явления, т.к. нельзя учесть все условия и степень их значимости в проявлении наблюдаемого явления.
3. Длительность, громоздкость фиксации результатов, трудность охвата большого круга исследуемых объектов, трудность с возможностью применения колличественных методов обработки.
Эксперимент
Лабораторный Естественный
С использованием Без использования
Педагогический и другие в
Зависимости от области
психологии.
Лабораторный Э. – проводится в специальных лабораторных условиях. Исследователь может изменять условия. Одну переменную при неизменности других.
Естественный Э. – впервые был розработан А. Ф. Лазурским и применён для изучения личности школьника. Он строится так, что испытуемые не подозревают, что они подвергаются психологическому исследованию. Он сочетает в себе положительные стороны метода наблюдения и эксперимента. Например, два класса обучаются по двум разным программам. Изучаются изменения в развитии определённых психических качеств у школьников разных классов.
Эксперимент констатирующий и формирующий
Констатирующий – выявляет психологические свойства в момент исследования.
Формирующий – направлен на изучения психических явлений в процессе их активного формирования. (Пример тот же: два класса – в одном новая прграмма. Как изменяя воздействуют на развитии абстрактного мышления, например).
Требование: возможность повторения результатов другими исследователями.
Достоинства
1. Активная позиция исследователя. Он не ждёт случайного появления изучаемого явления, а сам создаёт условия для его возникновения.
2. Возможность количественного измерения психических функций.
3. Повторяемость исследования.
Недостатки
1. Возможное нарушение естественного протекания психических процессов.
2. Искажение получаемых фактов ввиду воздействия искуственной обстановки экспериментальных условий (волнение, страх, стремление показать себя с лучшей стороны.
Беседа ( интервью)
Беседа или интервью-Метод получения психологических фактов при помощи словесного общения.
Требования
1. Предварительно намечается цель и основные вопросы. Обдумываются варианты и дополнительных вопросов.
2. Вопросы должны быть чёткими и понятными испытуемым.
3. Непренуждённая дружиская обстановка.
4. Умение фиксировать результаты. Желательно после беседы. Навык фиксации внешних проявлений.
Интервью
| |
Формализованное Неформализованное
Осуществляется по заранее составленному Более гибкое, течение его более
вопросильных. Исследователь не отходит свободное. Допускаются
От относительно жёсткой схемы. встречные вопросы.
Достоинства
С помощью беседы можно наиболее доступно выяснить прошлое испытуемого и получить данные, которые можно использовать для объяснения настоящих поступков.
Недостатки
1. Большая субъективность метода, т.к. результаты основываются в основном, на суждениях самого испытуемого.
2. Длительность, ограничение возможностей и применение количественных методов обработки в фиксации материала.
Интервью
1) Пол и возраст.
а) между мужчинами быстрее возникают неофициальные взаимоотношения
б) мужчины предпочитабт интервьюировать мужчин, а женщины как мужчмн так и женщин
в)мужчины более критичны
г) большая разница в возрасте отрицательно. Сказывается на результатах
2) Внешний вид, личности качества имеют большое значение
3) Отбор и подготовка интервьюеров проводятся очень тщательно.
Английское бюро рыночных исследований имеет
25 – 30 интервьюеров 1 -5 разрядов.
Беседа чаще используется в основном как вспомогательный метод (начальный этап, уточнение и подтверждение сведений.
Источник
7. Методы сбора фактического материала
7. Методы сбора фактического материала
Принципы психологического исследования реализуются в тех методах, которые используются для сбора фактического материала о психической деятельности человека. Выбор того или иного метода всегда определяется предметом и задачами конкретного исследования. Наиболее широко применяются следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности, анкета, тесты.
Метод наблюдения. Метод наблюдения – целенаправленное изучение на основе восприятия действий и поступков личности в различных естественных ситуациях.
Наблюдение ведется в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности человека. Очень важно, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не знали об этом, так как в противном случае может исчезнуть естественность их поведения. Важно, чтобы исследователь сам не стал причиной изменения в поведении испытуемых. Он не должен вмешиваться в деятельность испытуемых и как-либо воздействовать на изучаемое психическое явление. Чтобы обеспечить выполнение этого условия, исследователь часто сам включается в те виды деятельности, которыми заняты испытуемые, проводя так называемое включенное наблюдение.
Сохранение естественности психических проявлений – первое требование к наблюдению как к методу научного исследования.
Метод эксперимента. Основным методом психологии, как и других наук, является эксперимент. Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.
Создавая определенные условия, исследователь получает возможность, во-первых, очень четко знать те факторы, которые действовали вмомент возникновения и протекания изучаемого психического явления. Во-вторых, устанавливать причины психических явлений за счет раскрытия влияния того или иного из созданных условий. Это достигается путем последовательного изменения одного из условий при сохранении неизменными всех остальных. В-третьих, повторять опыт и таким образом накапливать количественные данные, на основе которых можно судить о типичности или случайности психических явлений.
Имеются два вида психологического эксперимента: лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент может проводиться как с использованием аппаратуры, так и без нее, но с применением специально разработанных экспериментальных материалов.
В естественном эксперименте в отличие от лабораторного сохраняется содержание обычной деятельности человека, но создаются условия, при которых обязательно вызывается изучаемое явление.
Читайте также
Подбор материала
Подбор материала На индивидуальных и групповых занятиях используются следующие упражнения:Развивающие слуховое внимание. Здесь несколько вариантов. Детям показывают разные инструменты, предлагают послушать звучание каждого из них, затем дети отворачиваются или
Подбор материала для занятий
Подбор материала для занятий На занятиях исполняются разные хороводные танцы (желательно с пением при умеренном движении): «По малинку в сад пойдем», «Веселые гуси», «Заинька, попляши!» и т. п. Существенными чертами подобных танцев в контексте решаемой проблемы является
Создание символического материала
Создание символического материала Многие в классе неловко ерзали. Одна слушательница отважно призналась, что никогда не чувствовала себя способной символически мыслить, и все с облегчением закивали, выражая свое согласие. Поэтому Эрми придумал забавный метод обучения
Продуцирование материала
Продуцирование материала Основными способами продуцирования материала являются: свободная ассоциация, реакция переноса и сопротивление.Свободная ассоциацияФрейд все усилия направлял на создание процедуры, при которой сам пациент активно воспроизводил бы события из
Анализ материала пациента
Анализ материала пациента Техника анализа включает в себя четыре процедуры: конфронтацию, прояснение, интерпретацию и тщательную проработку.Анализируемое явление должно стать очевидным для пациента – конфронтация. Например, прежде чем анализировать сопротивление,
ВЫБОР УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ВЫБОР УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА На наш взгляд, обучение персональной безопасности следует вести согласно общепринятым рекомендациям по развитию детей. Оценивая учебный материал и момент начала обучения, вы должны руководствоваться возрастом вашего ребенка и уровнем его
Обработка и систематизация материала
Обработка и систематизация материала Умение обрабатывать и систематизировать информацию обеспечивает единство анализа и синтеза, то равновесие мыслительной деятельности, которое необходимо для принятия решения.Основной целью этого этапа является овладение умением
Использование материала
Использование материала Вы привлечете многих мужчин, используя стратегию замужества. Продолжайте ее использовать только с тем мужчиной, который вам понравится. Она не должна превратить вас в «роковую женщину», ее цель — свести к минимуму риск быть обманутой. Эти методы
Второстепенный источник материала для историй
Второстепенный источник материала для историй Иногда можно рассказывать истории о других людях; однако вы должны понимать, как сделать это эффективно.Если кто-то раньше уже слышал или читал историю, которую вы рассказываете, это отрицательно скажется на вашем
ОБЗОР ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА
ОБЗОР ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА Одним из интересных моментов в процессе учебного чтения является тот факт, что люди, взяв в руки учебник, почти всегда начинают читать его с первой страницы. Совсем не рекомендуется начинать чтение нового учебника с первой страницы. Следующая
3. Методы получения материала
3. Методы получения материала Хочу заранее предупредить, что объектом моих исследований являются люди нормальной сексуальной ориентации, без наследственной отягощенности, с интеллектом выше среднего в возрасте от 7 до 80 лет. Кроме собственного материала я использовал
Источник