Способ самоутверждения у подростков

Подростки и способы их самоутверждения

Подростковый период, связанный с определенными сложностями в воспитании, труден не только для родителей, но и для самого подростка. Он уже вышел из детского возраста, пытается самоутвердиться, но еще, не будучи сформировавшейся взрослой личностью, не имеет достаточно жизненного опыта для самореализации.

Частая смена настроения является характерной особенностью подросткового возраста, родителям нужно знать это и учитывать при общении с ребенком, начинающим себя чувствовать взрослым. Его желание проявить свою индивидуальность любым способом является совершенно нормальным и неизбежным периодом взросления.

Не редко у подростков появляются безумные, по мнению родителей, идеи изменить что-либо. Как минимум они оклеивают стены своей комнаты плакатами любимой рок-группы или популярного актера.

Практически все подростки создают себе кумира. Не имея пока другой возможности проявить себя, подростки начинают подражать взрослым, иногда весьма нелепым образом, изменяя внешний облик, манеру разговора, походку, посещая всевозможные «тусовки» у подъезда либо в молодежных клубах. В этот же период могут появиться и сигареты, и алкоголь, как неотъемлемые, по мнению подростков, признаки взрослости.

Подросткам свойственно и постоянное недовольство собственной внешностью, они могут часто менять цвет волос, стиль одежды, зачастую подражая моделям модных журналов.

Практически никто в подростковом возрасте не спешит прислушиваться к советам, доводам, нотациям, а тем более к требованиям родителей в ультимативной форме. Таким «бунтарским» методом ребенок старается отстоять право на самостоятельность и принятие собственных решений. Не нужно противостоять этому, но необходимо приучать подростка, что и нести ответственность за принятые решения и их последствия взрослый человек должен сам.

Родителям стоит проявить терпимость, постараться проникнуться интересами ребенка, понять, а возможно и принять в какой-то мере его позицию. Крики, упреки, назидательные беседы не приведут к желаемому результату. Подростки очень ценят дружбу, поэтому именно дружеские отношения помогут достигнуть компромисса и приемлемого для всех решения проблемы.

Источник

Самоутверждение в обществе среди подростков

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ.

Стремление к собственной значительности является одной из главных черт, отличающих человека от животного.

Трудно представить человека, который не мечтал бы о личном успехе, об исполнении желаний, о достижении каких-либо целей, об улучшении своей жизни, своего положения среди людей, в обществе. Перед старшим школьником, находящимся на пороге вступления в самостоятельную жизнь, встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Юношу и девушку должны волновать (волнуют ли?) многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, понять себя и свои возможности, занять определенное место в обществе, внутреннюю позицию взрослого человека и многие другие.

Шансы получить признание, занять должное место в обществе зависят от многих факторов:

наличия лидерских качеств;

Каждый человек имеет свои индивидуальные средства и способы самоутверждения, но общим для всех для них является стремление к признанию и положительной оценке окружающих.

При самоутверждении очень важна самооценка, то есть представление личности о самой себе, которое возникает на основе оценки окружающих. Переработанное человеком представление окружающих о нем позволяет сознательно оценивать себя. При этом очень важно, чтобы личность адекватно оценивала свои способности, потому что и завышенный, и заниженный уровень самооценки будут отрицательно влиять на самоутверждение.

Для того чтобы самоутвердиться в жизни, необходимо реализовать себя, как минимум, в следующих четырех сферах:

1) социальной (общественное положение, образование, профессия);

2) творческой (реализация способностей, таланта);

3) личностной (любовь, семья);

4) нравственно-духовной (нравственная основа, вера, смысл жизни).

Кроме вышеназванных, самоутверждение зависит также и от индивидуально-типологических (степень интраверсии-экстраверсии) и биографических (условия семейного воспитания, отношения со сверстниками, характер чтения) факторов.

Причины трудностей самоутверждения подростков множественны: трудно складывающиеся отношения с родителями и сверстниками, нелегко осваиваемый процесс учения в школе, сложные отношения с учителями, трудности, обусловленные развитием самосознания, формирования жизненных планов и личностных позиций.

Источник

Способ самоутверждения у подростков

Одной из значимых потребностей развивающейся личности является потребность в самоутверждении. Создателем психологической теории самоутверждения личности считается А. Адлер. По мнению А. Адлера, люди всегда стремятся к превосходству (самоутверждению). Такое стремление является врожденным, это закон человеческой жизни, это «нечто, без чего жизнь человека невозможно представить» [1, c. 13]. Это фундаментальный мотив, который присущ всем. При этом превосходство как цель может принимать как позитивное (конструктивное), так и негативное (деструктивное) направление. Негативное направление свойственно людям со слабой способностью к адаптации, они борются за свое превосходство за счет унижения других. Хорошо адаптирующиеся, наоборот, проявляют свое стремление к превосходству в позитиве, так что оно соотносится с благополучием других (социальный интерес) [1, c. 22].

Читайте также:  Пример графического способа кодирования информации

В своей книге «Невротическая личность нашего времени» Карен Хорни описывает неврозы личности, касающиеся самоутверждения. Под самоутверждением К. Хорни понимает акт утверждения собственного Я или своих притязаний [10, c. 24]. Согласно К. Хорни, в этой сфере невротики обнаруживают большую группу запретов: на выражение своих желаний, просьб, собственного мнения, критики в адрес другого человека, возможности установить контакт с человеком по своему выбору. Невротики не способны защитить себя от нападок или сказать «нет», если они не хотят уступить желаниям других людей, иметь собственное мнение, принимать самостоятельно решения [10, c. 25].

Многие отечественные психологи также обращались к проблеме самоутверждения личности. Согласно В.С. Мухиной, самоутверждение – это «стремление человека к высокой оценке со стороны окружающих и самооценке своей личности и обусловленное этим стремлением поведение» [6, c. 345]. По мнению Е.П. Никитина, Н.Е. Харламенковой, «самоутверждение – это стремление к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение» [7, c. 224]. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов считают, что «самоутверждение – стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность» [2, c. 382]. Н.В. Самоукина характеризует самоутверждение как стремление к реализации своего Эго, силы своего «Я», как ведущую потребность для одаренных и амбициозных людей в профессиональном и личностном развитии [8, c. 86]. Г.И. Корчагина рассматривает самоутверждение, как специфический вид деятельности по утверждению сущностных сил в различных сферах жизнедеятельности, переживаемый как потребность занять определенную позицию самоутверждения для дальнейшей самореализации личности [5, c. 35].

Анализ представленных определений позволяет выявить два доминирующих аспекта в характеристике самоутверждения: мотивационный (потребность в обеспечении своей ценности, подтверждении своей значимости, высокой оценке и самооценке) и поведенческий (в виде действий субъекта, направленных на достижение целей и соответствующего им результата, свидетельствующего о ценности, значимости их субъекта).

Причем в одних определениях акцент делается на мотивационном аспекте (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, 2006; Н.В. Самоукина, 2006); в других на поведенческом (Г.С. Абрамова, 2005; В.Г. Маралова, 2003; Н.Ф. Калугина, 2007); третьи – указывают на оба аспекта (В.С. Мухина, 2000; Н.Е. Харламенкова, 2000, 2004; А.А. Дергач, 2007).

В представленных определениях используются понятия «ценность Я», «самоценность», «реализация своего Я». Для того чтобы самоутвердиться, человек должен реализовать в своем поведении и деятельности имеющийся у него потенциал. В этой связи можно дать следующее определение: самоутверждение – это стремление субъекта к переживанию самоценности (ценности/значимости своего «Я») в процессе реализации им своего личностного потенциала.

Выделение типа самоутверждения должно, на наш взгляд, соотноситься с его сущностью, условиями проявления и методами диагностики. В этой связи считаем возможным выделение следующих типов самоутверждения: конструктивный, деструктивный, отказ от самоутверждения [3].

Конструктивное самоутверждение (КС) выражается в успешной созидательной, продуктивной, креативной деятельности на благо себя и общества, во взаимовыручке, взаимоподдержке, благодаря которым человек может получать подтверждение своей значимости, позитивную оценку окружающих.

Деструктивное самоутверждение (ДС) проявляется в форме негативизма, агрессии по отношению к окружающим, отрицания личностной ценности и значимости другого, подавления личности другого. Такое поведение также может вызывать у человека чувство удовлетворения, но, как правило, негативно оценивается окружающими, побуждая человека в целях поддержания собственной самооценки отстаивать право на заявленное им поведение.

Отказ от самоутверждения (ОС) может проявляться в форме игнорирования предъявляемых требований, депрессии, аутоагрессии, отказа от самореализации, саморазвития, самоотрицания, пассивно-безразличного поведения, потери смысла жизни.

В подростковом возрасте проблема самоутверждения приобретает особенное значение. Подростки становятся более самостоятельными; более многообразными и содержательными становятся их отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера их деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям. По мнению Д.И. Фельдштейна [9], данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Д.И. Фельдштейн рассматривает самоутверждение как один из компонентов особого психического состояния, которое является определяющим для подросткового возраста и способствует развитию социальной зрелости растущего человека.

Однако для подростков свойственны и негативные проявления: дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. В этот период подросток болезненно нетерпим к попыткам взрослых «вмешаться», «повлиять». Обостренное самолюбие заставляет его отстаивать право на самостоятельность любыми средствами, вплоть до резкости, до прямого противодействия взрослым [9, c. 303].

Читайте также:  Все способы манипуляции людьми

Данные явления свойственны подросткам независимо от образовательного учреждения и интеллектуального уровня. Вместо того чтобы самоутверждаться успехами в учебе, спортивными и творческими достижениями, социально значимыми поступками подростки бравируют престижными вещами (телефонами, планшетниками и пр.), местом отдыха на каникулах. Именно они являются предметом зависти у подростков по отношению друг к другу, вызывающей стремление к компенсации неудовлетворенности своим положением. В целях компенсации подростки проявляют злорадство, критиканство, ответное хвастовство и даже физическую агрессию как формы деструктивного самоутверждения.

Формирование конструктивного самоутверждения у подростков является важной задачей в деятельности практических психологов образования. Для этого необходимо знать, какие качества личности характерны для подростков с различными типами самоутверждения, учитывать полоролевые особенности самоутверждения. В этой связи нами было проведено исследование по выявлению доминирующих типов самоутверждения у мальчиков и девочек подросткового возраста.

В исследовании приняли участие 140 подростков (70 мальчиков и 70 девочек) 7–9 классов МАОУ «Гимназия № 1» г. Стерлитамак, Республика Башкортостан. Для диагностики различных типов самоутверждения у подростков использовалась «Методика диагностики самоутверждения» (Т.Д. Дубовицкая, Е.А. Киреева), включающая три шкалы: конструктивное самоутверждение (КС), деструктивное самоутверждение (ДС), отказ от самоутверждения (ОС) [4]. Также использовались: тест коммуникативных умений Л. Михельсон; 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла; тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев); тест для определения уровня субъективного контроля личности (УСК).

В ходе исследования выявлены следующие сходства и различия типов самоутверждения у подростков разного пола. У мальчиков по сравнению с девочками преобладает деструктивный тип самоутверждения (φ* = 5,394 при р ≤ 0,01). У девочек по сравнению с мальчиками чаще встречается отказ от самоутверждения (φ* = 2,400 при р ≤ 0,01) и конструктивный тип самоутверждения (φ* = 3,342 при р ≤ 0,01) (таблица).

Сравнительный анализ типов самоутверждения у подростков

Источник

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Подростки в последние 20-25 лет развиваются ускоренным темпом, они стали более крупными, высокими, сильными, чем их сверстники 30 лет назад. И половое созревание начинается теперь на полтора-два года раньше, чем несколько десятилетий назад. Это касается и психического развития, в частности возможностей интеллекта, некоторых особенностей памяти и т.д. Что было присуще более поздним возрастам, теперь свойственно более раннему возрасту. Поэтому нам представляется очень важным четкое выделение границ подросткового периода.

В переходном периоде, на стыке двух возрастов, возникают кризисы, знаменующие завершение предыдущего этапа развития и начало последующего. В психолого-педагогической литературе имеются разные точки зрения на проблему подросткового кризиса: от рассмотрения всего периода подростничества как одного непрерывно продолжающегося кризиса до взгляда на кризис как на точку, момент, очень непродолжительное время интенсивных изменений; от понимания кризиса лишь как результата неправильных воспитательных воздействий до оценки его как необходимого и закономерного этапа психического развития.

Разброс в этих представлениях базируется прежде всего на разнообразии эмпирических наблюдений, которые действительно говорят о том, что у одних подростков ярко проявляются основные симптомы кризиса (упрямство, негативизм, строптивость, бунт против взрослых, стремление к независимости), а у других развитие протекает без каких-либо экстраординарных внешних проявлений.

Исследователи кризисов развития выделяют в них, как правило, три этапа:

предкритическую, или негативную, фазу — период ломки, разрушения, распада привычных форм поведения, ранее сформировавшихся психологических структур;

собственно момент кризиса;

посткритическую фазу, т.е. период созидания, построения нового. Вопрос о том, какой из этих этапов сложен для воспитания и обучения не имеет однозначного ответа.

Стремясь занять значимое место среди людей, подросток выходит за рамки учебной деятельности, которая сохраняя свою актуальность в системе образования, в психологическом отношении уже не играет решающей роли в развитии личности. Ведущей для развития личности подростка оказывается общественно- полезная деятельность, включающая такие ее виды, как учебная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная, спортивная.

В различных формах эта деятельность присутствует и в младшем школьном возрасте, но там она недостаточно развернута. А у подростка его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и товарищами, и на самого себя выдвигает на первый план деятельность, обеспечивающую возможность применения себя в межличностном общении по поводу разнообразных значимых для них дел. Сюда входят физическая культура, совместный физический труд, направленный на изготовление рукотворных предметов, совместная интеллектуальная деятельность, направленная на обогащение себя рефлексивными способностями и новыми знаниями; общественно-политическая деятельность и др.

Самоутверждение являясь одной из главных, основополагающих потребностей подросткового детства, становится важным личностным мотивом учения в этом возрасте.

Внешнее (поверхностное) стремление к самоутверждению включает в себя потребность подростка чем-то выделиться, отличиться, стать замеченным, известным, заслужить признание. У него появляется устойчивая склонность к умственной работе и стремление овладеть новыми знаниями и умениями, стойкий интерес к определенным учебным предметам и соответствующим отраслям науки, техники, искусства.

Читайте также:  Способы осуществления познавательной деятельности

При оценке подросткового возраста многие исследователи основополагающими считают проявление в этом возрасте подсознательного стремления к самоутверждению]. Другие исследователи доказывают несостоятельность подобного стремления свести особенности личности подростка к проявлениям «подсознательных потребностей и влечений». Соглашаясь с тем, что у подростка, наблюдаются порой конфликты между его возможностями и уровнем его притязаний, характерна склонность к самоутверждению, возникновение интереса к собственному внутреннему миру, объясняют это следствием усложнения личного опыта подростка, изменения его положения в обществе и взаимоотношений с окружающими,его нравственного и интеллектуального развития.

То есть, возрастные психологические особенности подростка есть следствие не только и не столько биологического созревания и развития, сколько изменения социальных условий жизни и деятельности ребенка, появления в этом отношении новых социальных факторов.

Подростки, для которых характерно самоцельное самоутверждение имеют сильный импульс к самоутверждению (побуждения к нему) при отсутствии способности к удовлетворению этого импульса. Поэтому постановка четко определенной и ярко выраженной цели добиться самоутверждения в какой-либо области учебной деятельности, как правило, не связана со столь же мощно выраженной установкой на то, как (с помощью каких средств и какой собственной деятельностью) реализовать эту цель, а если и связана, то весьма непрочными узами, которые способны легко разрываться и заменяться другими, столь же непрочными.

Сегодня, Россия вслед за развитыми странами превращается в общество потребления и предлагает вниманию подростка выбор и регулярное обновление массы вещей, которые не могут принять участие в его развитии и вовсе не обязательно для его благополучия. Конечно, вещи -среда обитания, условия духовного и физического развития, желанная и необходимая собственность, однако, подросток, подпадая под внушающее воздействие побуждающей рекламы, порабощающей вещной потребности, воспринимает предметный мир как важнейшую жизненную ценность.

Процесс личностного самоутверждения чрезвычайно важен и интересен и, вместе с тем, столь же сложен как в плане реализации, так и плане исследования. Построение уникального человеческого микрокосма, безусловно, невозможно без использования индивидуальных средств и механизмов, и потому нельзя разрабатывать и применять какие-либо универсальные рецепты. Однако, принципиальные общие рекомендации вполне возможны и уместны.

Резюмируя результаты проведенного анализа сформулируем некоторые основные выводы:

Феномен самоутверждения личности долгое время рассматривался как философская проблема, и лишь в XX в., практически полностью перешло из ведения философии в введение конкретной науки прежде всего — психологии и оформилась как научно-теоретическая проблема. В педагогическом аспекте проблема самоутверждения недостаточно разработана как самостоятельная область исследования. Проблема самоутверждения личности учащегося в общеобразовательной школе рассматривалась лишь частично в ходе определения отдельных личностных качеств, причин девиантного поведения, но чаще всего в связи с исследованием самореализации, самосознания, самооценки и т.д.

Самоутверждение — это утверждение себя как личности в мире, утверждение собственного «Я» в отношениях к «не Я». Феномен самоутверждения включает эмоционально-потребностные, когнитивные, поведенческо-волевые аспекты, и в целом определяется как стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение.

Самоутверждение осуществляется всегда в определенной, конкретной деятельности (мы рассматриваем учебную деятельность), а для постановки задач самоутверждения наиболее сензитивен подростковый возраст, так как в этом возрасте происходит перелом в отношении к себе в связи с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других присущими качествами.

Самоутверждение подростков в процессе учебной деятельности можно классифицировать по целенаправленности: самоцельные,

целенаправленные и нецеленаправленные; средствам:внешние и внутренние; результатам: доличностные: инклюзивное и состязательные, и личностные; механизмам:самоутверждение путем отрицания другого (других) «Я» и самоутверждение путем самопреодоления.

5. Методологическое основание деятельности по моделированию и построению педагогических условий для самоутверждения подростка в учебном процессе, включает в себя несколько методологических подходов, взаимосвязанных друг с другом. Ведущим является личностно- ориентированный подход, рассматриваемый нами как развивающаяся динамично функционирующая целостная система, основанная на принципе индивидуализации, идеях сотрудничества и проблемно-развивающего обучения.

6. Одним из условий успешного самоутверждения подростка в учебной деятельности выступает индивидуальный стиль педагогической деятельности, понимаемый нами как неповторимое устойчивое сочетание педагогических приемов воздействия и взаимодействия, характеризующих в своей совокупности индивидуальную стратегию и тактику педагога.

7. Каждый отдельный человек входит в человеческое содружество через свою национальную индивидуальность, поэтому самоутверждение подростка в учебной деятельности возможно, если обучение, в какой бы форме ни осуществлялось, включает этнорегиональный компонент.

Источник

Оцените статью
Разные способы