Способ самостоятельного достижения учебной цели студентом через детальную разработку проблемы это

Метод проектов как один современных методов достижения дидактической цели
статья по теме

Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Скачать:

Вложение Размер
metod_proektov_kak_odin_iz_sovremennykh_metodov_dostizheniya_didakticheskoy_tseli.docx 26 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов как один современных методов

достижения дидактической цели

Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: 1) правильного установления конечной цели всякого рода деятельности и 2) отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели. Аристотель

Метод проектов разработан в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи. Метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат .

Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. о суть ее остается прежней — стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления — вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.
  • метод проектов как педагогическая технология включает в себя:

Классификация исследовательских проектов:

Количество участников проекта

Информационный (задания на воспроизведение по образцу).

Эвристический (задания, направленные на поиск способа решения неизвестного для учащегося).

Творческий (задания, направленные на актуализацию межпредметных знаний).

Уровень самостоятельности выполнения

Выполняемый совместно с учителем.

Выполняемый совместно с другими учащимися под руководством учителя.

Выполняемый совместно с другими учащимися без руководства учителя.

Выполняемый в основном самостоятельно

Продолжительность выполнения проекта

Мини-проект (1-2 урока).

Краткосрочный (4-6 уроков).

Средней продолжительности (1-4 месяца).

При этом любой проект может быть одновременно, например, индивидуальным, творческим, монопроектом, выполняемым совместно с учителем, то есть представляет собой смешанный тип проекта.

Проекты, классифицированные по количеству участников, способствуют развитию коммуникабельности, умению работать сообща в различных ситуациях и различных социальных ролях.

Проекты, классифицированные по уровню сложности, являются средством дифференциации и индивидуализации обучения, способствуют формированию умения творчески подходить к решению поставленных проблем.

Проекты, классифицированные по содержанию, в рамках профильного обучения играют особую роль в реализации прикладной направленности начал анализа, позволяют учитывать при организации учебного процесса межпредметные связи, особенности того или иного профиля.

Проекты, классифицированные по уровню самостоятельности, способствуют формированию потребности самостоятельно приобретать необходимые знания, и умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, а также формированию умения самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения.

Проекты, классифицированные по продолжительности выполнения, способствуют более детальному, подробному изучению проблемы проекта, что в свою очередь, обеспечивает углубленное изучение предмета.

При этом в спроектированной модели деятельность учителя заключается в организации исследовательской работы учащихся, чтобы они самостоятельно «пришли» к решению основополагающего вопроса проекта, представив результаты в виде конечного продукта (презентация, буклет, бюллетень, газета, статья, задачник и т.п.).

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта. Совместно-распределенная деятельность учителя и учащихся при организации исследовательской деятельности в рамках метода проектов (с учетом выделенных этапов исследовательского проекта) включает в себя три основные этапа: мотивационный, операционно-познавательный, рефлексивно-оценочный .

  1. Мотивационный этап
  • Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
  • Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
  • Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  1. Операционно-познавательный этап
  • Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  • Выдвижение гипотез, проверка гипотез, доказательство или опровержение гипотез,
  • Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
  • Подготовка к презентации полученных результатов
  1. Рефлексивно — оценочный
  • Защита проектов, оппонирование.
  • Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
  • Рефлексия

На первом, мотивационном, этапе осуществляется создание учебно-проблемной ситуации – мотивирующая задача, совместное целеполагание, прогнозирование предполагаемого результата (продукта проекта), распределение учащихся по парам или группам (в случае парного или группового проекта), планирование исследовательской деятельности, а также актуализация знаний и умений, необходимых для выполнения проекта.

На втором, операционно-познавательном, этапе учащиеся осуществляют план проекта посредствам сбора, анализа и систематизации фактического материала, выдвижения, доказательства или опровержения гипотез, а также определяют форму продукта проекта и непосредственно готовят сам продукт.

На третьем, рефлексивно-оценочном, этапе в процессе презентации результатов исследовательских проектов (продуктов) осуществляется анализ и самоанализ планировавшихся и достигнутых результатов, анализируется собственная деятельность, определяется содержание корректирующей деятельности. Этап может завершаться постановкой задачи по окончательной доработке продукта проекта.

Проект означает самостоятельное доскональное изучение какой-либо проблемы и, как правило, является результатом коллективной работы, предусматривающей сотрудничество учащихся. Учащиеся получают задание, которые не являются обязательными для каждого, но заинтересованные ребята работают в паре, группе или индивидуально. Они качественно улучшают знания и повышают оценку за определенную тему.

Положительные стороны проектного образования:

  • Углубление знаний учащихся по предмету;
  • Помогает выявить способности ученика;
  • Развивают интерес к науке, умение работать с литературой;
  • Умение ставить эксперимент, проводить наблюдения, выступать с докладами.

Использование проектного образования позволяет:

  • Индивидуализировать обучение;
  • Актуализировать знания и умения, имеющиеся у школьников;
  • Позволит каждому ученику участвовать в учебном процессе;
  • Помогает выполнять работу в собственном ритме;
  • Использовать полученные знания в практическом применении;
  • Четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности;
  • Видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности;
  • Корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения. Он развивает содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и аутентичным способам представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий.

Проекты позволяют учащимся принимать на себя определенные роли, например:

  • решающий проблему;
  • принимающий решение;
  • исследователь;
  • документалист.

В целом современная педагогическая наука признает большое влияние метода проектов на учащихся как в учебно-познавательном, так и в воспитательном аспектах.

  1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В., Перелыгина Е.А. Метод проектов- технология компетентностно ориентированного образования.-М.:Учебная литература, 2006.
  2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты/В.Ф.Феоктистова.-Волгоград:Учитель, 2012.
  3. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2002.
  4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю.Новые информационные и педагогические технологии в системе образования.-М.: Академия, 2005..
  5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, 2007 Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов – один из путей реализации исследовательского обучения во внеклассной работе с младшими школьниками

Программа интегрированного курса «Ступени восхождения» предполагает привлечение младших школьников к исследовательской деятельности. В контексте программы был разработан проект «Удивительная кар.

Применение методов проектов для совершенствования учебного процесса современной школы

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманис.

Доклад «Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования»

Доклад «Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования».

Современные образовательные технологии: метод проектов в начальной школе (плюсы и минусы в реализации).

С 1сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современны.

Педагогический проект на тему «Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся»

В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы.

Обобщение опыта работы по теме «Метод проектов как один из способов формирования положительной мотивации учения младших школьников».

Выступление сопровождается презентацией.

«Нетрадиционный метод обучения основным умениям и навыкам, как один из методов здоворье сберегающих технологий»

laquo;Нетрадиционный метод обучения основным умениям и навыкам, как один из методов здоворье сберегающих технологий&raquo.

Источник

Читайте также:  Способ защиты прав человека определение
Оцените статью
Разные способы