- Саморегуляция — её виды и функции, эффективные методы
- Что такое саморегуляция
- В психологии
- В педагогике
- Теории психической саморегуляции
- Системно-деятельностная теория
- Системно-функциональная теория
- Функции
- Популярные методы саморегуляции
- Релаксация
- Медитация
- Десенсибилизация
- Аутогенная тренировка
- Механизм естественной саморегуляции
- О некоторых концепциях развития общества
Саморегуляция — её виды и функции, эффективные методы
Саморегуляция – это важная часть человеческой психики, и каждому человеку полезно ею владеть. Речь идет об управлении своим психическим и эмоциональным состоянием, и это, несомненно, очень полезное качество. Воздействуя на себя с помощью мыслительных образов, управляя дыханием или используя другие приемы, человек может довольно быстро «прийти в себя». Итак, как овладеть саморегуляцией?
Что такое саморегуляция
Рассмотрим подробнее понятие «саморегуляция» в психологии и педагогике.
В психологии
Под саморегуляцией подразумевается оценка ситуации и корректировка собственной активности непосредственно индивидом. Как следствие, происходит корректировка результатов действия. Существует произвольная и непроизвольная саморегуляция.
Произвольная форма характеризуется сознательным контролем поведения с целью достижения желаемого. С помощью осознанной саморегуляции человек развивает индивидуальность. Непроизвольная больше направлена на выживание и самосохранение – срабатывают подсознательные механизмы защиты.
Нормой считается положение, когда саморегуляция формируется и развивается параллельно с личностным взрослением. Если развитие личности отсутствует, человек не учится нести ответственность, то ситуация ухудшается. Развитие саморегуляции невозможно без личностного роста.
В зрелом возрасте саморегуляция помогает подчинять эмоции интеллекту, однако в пожилом возрасте баланс снова смещается в сторону эмоций.
Аспекты, влияющие на саморегуляцию:
- внешние условия среды;
- особенности личности;
- особенности взаимоотношений между личностью и окружением;
- цели деятельности.
Попросту говоря, саморегуляция – это социально приемлемые методы борьбы с чувствами и эмоциями, а также принятие норм поведения, уважение к окружающим, адекватные реакции.
В педагогике
Преподавателям нередко приходится пребывать в стрессовых ситуациях, связанными с детьми, их родителями, подачей нового материала и прочим. Для педагога особенно важно овладеть методами релаксации и психической саморегуляции. Одним из них можно назвать аутогенную тренировку – работа с самовнушением и самонастройкой психики, основанная на использовании процесса релаксации. Управлять эмоциями и восстанавливать работоспособность становится легче.
- научитесь самовнушению: фокусируйте внимание на отдельном объекте (весь свой организм или его отдельные составляющие);
- визуализируйте содержания формул самовнушения максимально четко («мои руки расслаблены, я спокоен» и т.д.);
- периодически достигайте полного расслабления рук, ног, туловища. Расслабление скелетных мышц и невысокий уровень бодрствования головного мозга имеют прямую связь с успокоением нервной системы и понижением эмоциональной напряженности.
Педагогам рекомендуется уделить особое внимание саморегуляции, и оказывать на себя влияние действенными формулировками. Существует немало методик аутотренинга, помогающие вырабатывать в себе необходимые умения. Некоторые учебные заведения включают в себя кабинеты психологической разгрузки, где педагог имеет возможность снять напряжение, вызванное неким раздражителем. Популярные способы педагогической саморегуляции: библиотерапия, музыкотерапия, трудотерапия, воспитание в себе оптимизма и так далее.
Теории психической саморегуляции
Рассмотрим популярные теории саморегуляции в психологии.
Системно-деятельностная теория
Автором теории является Л. Г. Дикая. Концепция предполагает, что психологическая саморегуляция рассматривается как система и как деятельность, связанная с профессиональной средой индивида и адаптацией.
В качестве системы саморегуляцию можно рассматривать в контексте перехода индивида от бессознательности к осознанным и доведенным до автоматизма формам.
Автором было выделено несколько уровней:
- Непроизвольный уровень. Основой регуляции являются процессы возбуждения и торможения, а также неспецифическая активность в психике. Эти реакции неподконтрольны, и их продолжительность коротка.
- Произвольный уровень. Потребность в регуляции происходит при сложных жизненных ситуациях, подключаются эмоции. Реакцией становятся полуосознаваемые способы: повышение речевой и двигательной активности, задержка дыхания, напряжение мышц. Обычно человек пытается автоматически себя пробудить и многие изменения не берет во внимание.
- Сознательная регуляция. Человеком осознается усталость, дискомфорт, напряжение. Также он может проанализировать уровень тяжести своего состояния. Он принимает решение изменить ситуацию, и здесь в дело вступают такие аспекты, как самоконтроль, воля, психофизические упражнения, аутотренинг.
- Целенаправленный осознаваемый уровень. Ясно осознавая, что больше так продолжаться не может, и пришло время выбрать между психологической саморегуляцией, индивид, желая устранить дискомфорт, начинает заново расставлять приоритеты и оценивать собственные потребности и мотивы. В результате принимается решение временно отказаться от деятельности и взяться за свое состояние. Если такой возможности не предоставляется, то принимается решение продолжить деятельность в дискомфорте либо сбалансировать деятельность и саморегуляцию. Далее идет черед таких аспектов: самоубеждение, самоанализ, самовнушение, самопрограммирование. Изменения происходят не только на когнитивном, но и на личностном уровне.
Системно-функциональная теория
Автором теории стал А. О. Прохоров, рассматривавший психологическую саморегуляцию, как переход от одного психического состояния к иному, связанному с представлениями о желаемом настроении. Осознанный образ помогает активизировать самоконтроль и соответствующие мотивы.
Прибегнув к сознательным методам для достижения желаемого, человек обычно применяет разные методы и проходит не одно промежуточное состояние. Впоследствии образовывается функциональная структура саморегуляции личности – осознанная реакция на конфликтные ситуации.
А. О. Прохоров отмечал, что саморегуляция – это переход из одного состояния в иное, которое достигается посредством связи психических свойств и внутреннего переключения работы.
Чем осознаннее сознание, тем успешнее регуляция. Также важна четкость формирования желаемого образа и реалистичность восприятий и ощущений. Текущее положение анализируется с помощью телесных ощущений, дыхания, восприятия времени и пространства.
Современная практическая психология успешно использует разные виды психической саморегуляции для нормализации внутреннего состояния личности.
К популярным видам относят:
аутогенная тренировка, основанная на применении специальных формул самовнушения, позволяющих влиять на процессы организма;
самовоспитание с помощью определенных упражнений;
биологическая обратная связь;
Осознанное использование тех или иных видов саморегуляции начинается примерно в трехлетнем возрасте.
- В 3-4 года преобладающими являются непроизвольные двигательные и речевые способы саморегуляции – на 7-8 непроизвольных приходится пока лишь одна произвольная.
- Дети 4-5 лет учатся эмоциональному контролю через игры. Непроизвольные способы все еще преобладают: четыре к одному.
- К 5-6 годам пропорции выравниваются один к одному, и теперь дети активно пользуются воображением, памятью, мышлением и речью.
- С возраста 6-7 лет уже можно рассуждать о самокоррекции и самоконтроле. Пропорции резко изменились: на 3-4 произвольных метода саморегуляции выпадает лишь один непроизвольный.
- С 8-ми лет и весь период взросления индивид совершенствует свои методы, перенимая их от окружающих.
- В возрасте 20-40 лет вид выбранной саморегуляции имеет прямую зависимость от деятельности человека. В основном применяются сознательные волевые методы.
- Человек 40-60 лет сохраняет манипуляции с вниманием, однако постепенно они вытесняются пассивным отдыхом, библиотерапией.
- После 60 лет преобладающей является пассивная разрядка, общение, размышление-осмысление.
Функции
Важно понимать основные функции саморегуляции в психологии, для осознания ее ценности. Она меняет психическую активность, что позволяет личности достигать равновесия состояний и гармонии.
В свою очередь это обеспечивает нас такими существенным преимуществами:
- Сдерживание первых негативных порывов в конфликтной ситуации. Человек, владеющий методами саморегуляции способен погасить конфликт в зародыше.
- Рациональный анализ ситуации в момент кризиса или стресса. Очень важное качество, улучшающее жизнь любого человека и его окружения.
- Накапливание сил. Впрочем, силы важно не только накопить, но и восстановить, и саморегуляция отлично справляется с этим.
- Противостояние невзгодам. От того, как мы противостоим проблемам, зависит последующее качество нашей жизни и гармония в отношениях с окружающими.
Популярные методы саморегуляции
Рассмотрим распространенные методы саморегуляции.
Релаксация
Каждый сам определяет, какой способ релаксации ему наиболее подходит в рамках саморегуляции. Главная цель этого метода в достижении внутренней гармонии, снятии мышечных зажимов и напряжения, овладении мышечным контролем.
Медитация
Благодаря медитации мы учимся концентрации, расслабляем внимание и повышаем его. Главная цель медитации – снятие эмоционального напряжения, отвлечение от гнетущих мыслей. Если необходимо собраться и успокоиться, зачатую применяется дыхательная техника. Можно применять прием отвлечения – думается о чем угодно, кроме раздражающего обстоятельства.
Десенсибилизация
При десенсибилизации эффективно: намеренная пассивность, представление успешного поведения, нейтральное отношение к вредящим факторам с помощью самовнушения.
Аутогенная тренировка
Любой аутотренинг базируется на механизме релаксации. Осваиваются приемы расслабления мышц, развиваются навыки ощущения холода и тепла в теле, повышается волевая установка и концентрация внимания на отслеживание состояния организма. Основной задачей аутотренинга является снятие эмоционального и мышечного напряжения, достижение полностью расслабленного состояния для развития произвольности.
Механизм естественной саморегуляции
Одними из наиболее доступных методов саморегуляции являются естественные приемы регуляции.
Их довольно много, перечислим самые простые и распространенные:
- классическая музыка;
- прогулка на природе;
- полноценный сон;
- юмор, смех, улыбки;
- вдыхание свежего воздуха;
- размышления о позитивных вещах;
- расслабленные мышцы;
- созерцания красивого пейзажа;
- созерцания фото с близким человеком, приятных памятных вещей;
- солнечные ванны;
- общение с приятной личностью.
Источник
О некоторых концепциях развития общества
Типология обществ.
О методах изучения общества.
Элементы, обеспечивающие целостность и стабильность общества.
Вопросы
Лекция 4. Общество как социальная система
Что такое общество? Почему одни общества прогрессируют, а другие стагнируют? Какие условия необходимы для его стабильности и устойчивости развития. Куда оно эволюционирует? Эти и другие вопросы находятся в центре внимания ученых, политиков и государственных деятелей.
Как это ни покажется странным, эти вопросы стали актуальными относительно недавно – не более 200 лет, тогда как истории около 40 тыс. лет. Но осознание того, что человек живет в обществе, которое развивается по особым законам и представляет собой систему, происходило в процессе длительного развития теоретической мысли. В современных условиях многократно возросла потребность в глубоком и всестороннем знании социальной природы общества, что невозможно без решения сложнейших общественных проблем.
1. Понятие «общество» и его основные признаки.
1. Понятие «общество» и его основные признаки
Категория «общество» прошла длительную эволюцию. В разные периоды истории под «обществом» подразумевались разные реалии. Главная причина такого положения заключается в сложности и противоречивости человеческого сообщества, в его изменчивости. Так, в античности сфера человеческого бытия отождествлялась не с обществом, а с государством, страной, народом. Для Аристотеля человек – это «политическое животное».
В философии Нового времени представления об обществе первоначально формировались в рамках теории общественного договора. Согласно ей переход человека из естественного в общественное состояние связывается с возникновением государства, хотя некоторые мыслители (например Д. Дидро) и полагали, что жизнь человека всегда была общественной.
Более полное разграничение гражданского общества и государства провел Г.Гегель. Под первым он понимал сферу частных (имущественных и других) интересов. Э. Дюркгейм был одним из первых (после О. Конта) среди социологов, кто сделал попытку интерпретации общества как особую самостоятельную реальность, стоящую над множеством воль и независимую от функционирования его членов. Такой подход получил название социологизма.
К. Маркс определял человеческое общество как совокупность отношений людей к природе и друг к другу.
Нет единства в понимании общества и среди современных исследователей.
Так, А.Турен, рассматривает общество так “… совокупности систем действия…”( Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. М., 1998.С.108 )
Сербский социолог Д. Ж. Маркович под обществом понимает: « … совокупность отношений людей к природе и друг к другу, или совокупность общественных явлений…» ( Маркович. Д. Ж. Общая социология: Учебник Изд.3е переработ. и допол. М, 1998. с. 314)
Э. Гидденс отмечает, что « несмотря на то, что термин «общество» постоянно фигурирует в рассуждениях социологов, он по большей мере остается неисследованным.» (Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии. Тезисы. М., 1993.с. 59). И далее: «То, что социология подразумевает под «обществом», является одновременно и государством». (Там же с.61)
Социология как наука о законах и формах социальной жизни изучает общество на всех уровнях его организации: социетальном, формационном, национально-государственном, общинно групповом, вплоть до малых социальных групп.
В соответствии с этим в социологии понятие «общество» имеет более широкое, универсальное значение. Социология в изучении общества предстает как интегрирующая наука.
Общество рассматривается как часть окружающего нас мира, особая реальность, отличная от природной сферы, как способ бытия человечества, исторически развивающаяся форма совместной жизнедеятельности людей. В более узком смысле слова под обществом понимается та или иная общность индивидов, группа людей, организовавшаяся в процессе совместной деятельности. Общество является сложным, системным, целостным и организованным социальным объектом.
Методологической основой при таком подходе выступает общая теория систем. В ней основное внимание уделяется проблемам целостности, организации и направленности развития сложных систем.
Существует множество определений системы. Наиболее часто под ней понимается целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом.
Существует иерархия систем: одна система может быть элементом системы более высокого порядка; элементы другой системы, в свою очередь, выступают как системы более низкого порядка. Претерпев длительную историческую эволюцию, понятие система с середины ХХ в. становится одним из ключевых философско-методологических и специальных научных понятий. Социология оперирует одной из важнейших разновидностей систем – социальной системой. Она определяется как «сложноорганизованное, упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.611).
Следовательно, основными элементами социальной системы являются люди, а также их общественные связи, отношения, взаимодействия. Часть социологов к элементам относит социальные институты и организации.
При этом важно особо подчеркнуть, что социальная система – это такое целое, которое не сводимо к сумме своих элементов. Она больше суммы образующих ее частей. Подобная взаимозависимость частей и целого проявляется в интегральных свойствах системы.
Отсюда следует важный теоретический вывод: общество обладает законами, не сводящимися к сумме отдельно взятых законов экономической, политической, правовой, эстетической жизни. Механически сложив все сведения, известные специальным общественным наукам, мы никогда не получим достаточных знаний об обществе.
Каждый системный элемент, свойство и отношение зависят от своего места внутри целого.
Система обладает особыми системными качествами. Ей присущ порядок; организация системы как целого выше, чем организация ее отдельных элементов; система структурирована. Последнее качество – структурность – позволяет описать систему через сеть связей и отношений.
Под социальной структурой в социологии понимают устойчивые социальные образования, связи и отношения*. Структура – это сеть связей и отношений.
Всеми названными качествами обладает человеческое общество. Оно является сложно организованной системой высшего «органического» типа; это суперсистема. Ее еще называют социетальной системой.
Социетальная система включает в себя все виды социальных систем. Общество как суперсистема представляет собой совокупность подсистем.
В отечественной социологии выделяют экономическую подсистему. Она обеспечивает производство товаров, духовно—культурнуюподсистему, позволяющую человеку реализовать свои духовные потребности; социальнуюподсистему, регламентирующую потребление и распределение всех благ; политическуюподсистему. Она осуществляет общее руководство и управление обществом.
По каким признакам можно судить об обществе?
Первое, что бросается в глаза при самом общем рассмотрении общества, это то, что оно – совокупность объединенных людей. Общество – это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут.
Социальный смысл понятия общества состоит в определении типа связей индивидов в единое целое.
Общество, состоящее из людей, должно иметь реальные границы, в которых существует их совокупность. Иначе трудно отличить общество от не общества, в также одно общество от другого. В связи с этим можно сделать вывод, что вторым важнейшим признаком общества является территория, на которой происходит консолидация социальных связей и взаимодействие индивидов. Территория – это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются и взаимодействуют отношения между индивидами.
Третьим признаком общества является его способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. Этот признак является основой развития социальной жизни общества.
Поскольку жизнь общества (поколений) ограничена во времени и пространстве, то возникает проблема осмысления пределов общества как целостности.
Четвертым отличительным признаком общества является его автономность и высокий уровень саморегуляции.
Автономность общества достигается его многофункциональностью, т.е. способностью создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей людей, в том числе для самоутверждения и самореализации.
Саморегуляция – это важное свойство общества, обеспечивающее его самостоятельность и стабильность независимо от размера.
Стабильность — состояние системы, при котором она способна функционировать и изменяться, сохраняя устойчивость своей структуры и функций к сильным воздействиям извне.
Пятый признак общества. Общество отличает большая интегрирующая сила. Она способствует социализации новых и новых поколений людей, подчиняет их общественным нормам, ценностям и правилам. Благодаря интегрирующей силе общество оказывается восприимчивым к нововведениям. Оно органично вбирает в себя новые социальные образования (институты, нормы, ценности). Тем самым обеспечивает преемственность развития.
В основе социальной системы лежит деятельность, направленная на воспроизводство самой системы.
Таковы основные признаки, присущие обществу. Но в их выделении нет единства даже среди известных социологов. Так, американский ученый Н. Смелзер наряду с территорией к числу признаков общества относит «общую законодательную базу», «национально-культурную идентичность», «социализацию», «девиацию и социальный контроль» и др. (см.: Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. М., 1994. С. 656). В соответствии с этим под обществом Смелзер понимает «…объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность» (там же).
В отечественной социологии также нет единства в определении понятия «общество». В целом ряде учебников и учебных пособий по социологии вообще отсутствует определение категории «общество», нет и соответствующих разделов (лекций), раскрывающих содержание понятий.
Опираясь на ранее выделенные нами признаки, можно дать следующее определение общества. Общество – это исторически сложившаяся социальная система, включающая объединение людей, имеющих закрепленную совместную территорию, способное поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей и обладающее высокой степенью автономности и саморегуляции. Общество — это человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг к другу; это продукт взаимодействия людей.
Источник