Олимпийская система с выбыванием после двух поражений
Олимпийская система с выбыванием после двух поражений, жарг. «минуска», «двушка» (англ. Double Elimination ) — система проведения турниров, в которой участник выбывает из турнира после двух поражений. В этом и есть отличие от простой олимпийской системы, в которой к вылету приводит единственное поражение.
Содержание
Порядок проведения
Начальные условия
Число участников турнира должно быть степенью двойки (8, 16, 32, 64, 128 и так далее). Если число участников отличается от правильного, можно применять эту схему турнира с добавлением фиктивных («пустых») участников, до ближайшего правильного количества. Участник, которому выпадает игра с «пустым», получает в этом туре техническую победу. Практически применение данной схемы удобно при числе участников, равном в точности 8, 16, либо превышающем 20. При менее чем 8 участниках лучше играть турнир по круговой системе (число партий будет приемлемым), а при 9-15 или 17-19 игроках лучше использовать швейцарскую систему.
Турнир разделён на две сетки — верхнюю и нижнюю (сетку победителей и сетку проигравших). Все участники начинают турнир в верхней сетке. Участники разбиваются на пары, которые проводят в первом туре игры между собой. Порядок отбора пар может быть либо случайным (по жребию), либо по рейтингам (в этом случае обычно пары составляются по принципу «сильный против слабого», чтобы слабейшие участники отсеялись в первых турах, а сильнейшие играли между собой в конце турнира). При наличии «пустых» участников и отборе по рейтингам технические победы присуждаются наиболее сильным участникам.
Игры в верхней и нижней сетках
- Победители первого тура выходят во второй тур верхней сетки. Проигравшие переходят в нижнюю сетку.
- В нижней сетке турнир начинается со второго тура. Отбор пар второго и следующих туров может быть построен либо «по жёсткой сетке» (сетки турнира формируются заранее и однозначно задают формирование пар), либо отбором по игровым результатам в данном турнире (очкам, баллам, разнице забитых и пропущенных и так далее), либо снова по жребию, с обязательным ограничением: никто не должен играть с одним и тем же соперником дважды.
- Начиная со второго тура, игра проводится одновременно в обеих сетках:
- Выигравший в верхней сетке переходит в следующий тур в ней же.
- Проигравший в верхней сетке переходит в следующий тур в нижней сетке.
- Выигравший в нижней сетке переходит в следующий тур в ней же.
- Проигравший в нижней сетке выбывает из турнира.
- Игры в обеих сетках проводятся, в зависимости от регламента, до «правила 1-2» (когда в верхней сетке остаётся один участник, в нижней — два или более) или до «правила 2-2» (в верхней сетке — два игрока, в нижней — два или более). («правила» разработаны для лучшего запоминания судьями).
- «Правило 1-2». Победитель верхней сетки выходит в финал. В нижней сетке игроки играют на выбывание, победитель нижней сетки выходит в финал, проигравший последнюю партию в нижней сетке получает 3 место.
- «Правило 2-2». В нижней сетке играют на выбывание до 2 игроков. Затем пары в верхней и нижней сетке играют между собой. Победитель верхней сетки выходит в финал. Проигравший в нижней сетке получает 4 место. После этого проигравший в верхней сетке играет с победителем из нижней. Проигравший этот матч занимает третье место, выигравший — выходит в финал.
- Правило равенства — дополнительное, применяется при необходимости. В некоторых турах игры проводятся только в нижней сетке, до тех пор, пока число участников в ней не станет равно числу участников в верхней сетке (4-4, 8-8, 16-16…). Затем игры в обеих сетках продолжаются до правила «1-2» или «2-2». Используется при большом числе участников, чтобы избежать присуждения технических побед.
Игры в верхней и нижней сетках (вариант)
Существует ещё один вариант регламента. В нём первые три правила в точности соответствуют ранее приведённым, но организация игр во второй сетке принципиально отличается. На каждый тур в верхней сетке в нижней проводится два:
- Первый (из пары) тур нижней сетки проводится одновременно с туром верхней: играют между собой игроки, оставшиеся в сетке после предыдущего тура. Проигравшие в нижней сетке выбывают из турнира. Проигравшие в верхней сетке переходят в нижнюю. В результате в верхней сетке становится вдвое меньше игроков, а в нижней их число остаётся прежним (половина выбыла, половина перешла из верхней сетки).
- Составляются пары из тех, кто победил в предыдущем туре нижней сетки и тех, кто перешёл из верхней. Между ними проводится ещё один тур на выбывание. Верхняя сетка в это время не играет. В результате в нижней сетке остаётся столько же игроков, сколько в верхней.
По завершении каждого тура верхней сетки и соответствующей пары туров нижней в обеих сетках оказывается равное число игроков. После финальных туров в обеих сетках оказывается по одному игроку, они и играют между собой суперфинал. Преимущество данной системы в том, что она работает одинаково при любом количестве участников, недостаток — в бо́льшем числе партий, а также больша́я разница в числе партий, которые должен сыграть участник для достижения финала по нижней и верхней сетке.
Финал
Между двумя финалистами турнира проводится финальный тур, который может также называться «суперфиналом» (тогда последние матчи в каждой из сеток называются «финалами»). Финальный тур проводится в одну или две игры, его цель — добиться, чтобы у одного из финалистов число поражений в турнире достигло двух.
- Если победитель верхней сетки выигрывает первую игру, то он получает первое место, а его соперник — второе.
- Если победитель верхней сетки проигрывает первую игру, проводится вторая игра, победитель которой получает первое место, проигравший — второе. Такой вариант называют «Full Double Elimination».
Примеры
Вот как выглядит распределение числа участников по сеткам для некоторых вариантов числа участников (при использовании первого варианта регламента).
Число участников | 1 тур | 2 тур | 3 тур | 4 тур | 5 тур | 6 тур | 7 тур | 8 тур | 9 тур | 10 тур | 11 тур |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
16 | 16-0 | 8-8 | 4-8 | 2-6 | 1-4 (*) | 1-2 | |||||
32 | 32-0 | 16-16 | 8-16 | 4-12 | 2-8 (*) | 2-4 | 2-2 | ||||
64 | 64-0 | 32-32 | 16-32 | 8-24 | 4-16 (**) | 4-8 | 4-4 | 2-4 (*) | 2-2 | ||
128 | 128-0 | 64-64 | 32-64 (***) | 32-32 | 16-32 | 8-24 | 4-16 (**) | 4-8 | 4-4 | 2-4 (*) | 2-2 |
- (*) — достигнуто правило 1-2 или 2-2, эта и последующие игры, до финальных, проводятся только в нижней сетке.
- (**) — после этого тура, если следовать общему правилу, в нижней сетке через тур придётся присваивать технические победы. Поэтому здесь по правилу равенства проводится два тура только в нижней сетке — до положения 4-4.
- (***) — по правилу равенства следующим проводится один тур только в нижней сетке; после него оставшаяся часть турнира повторяет турнир для 64 игроков.
Особенности
В турнире до двух поражений общее число играемых партий минимум вдвое больше, а число туров — минимум на один больше, чем в системе плей-офф. По скорости проведения этот турнир существенно превосходит круговой и мало отстаёт от плей-офф. По объективности распределения призовых мест турнир double elimination лучше плей-офф: если в турнире с выбыванием участник, объективно второй по силе, может не попасть в число призёров, если встретится с сильнейшим в первых турах, то здесь в подобной ситуации он попадёт во вторую сетку и, пройдя её до финала, сможет занять второе-третье место и даже побороться за победу.
Можно заметить, что для достижения суперфинала по нижней сетке необходимо сыграть больше партий, чем в верхней (как показано в примерах выше, для турнира в 16 участников финалист нижней сетки должен сыграть на одну игру больше, при 32 участниках — уже на две, при 64 — на три, при 128 — на четыре). Однако верхней сетке играют те, кто никому не проигрывал, и можно считать, что более высокий уровень соперников компенсирует разницу в числе партий.
Применение
Система до двух поражений получило широкое распространение в следующих видах состязаний:
Наблюдается интерес к ней и в других индивидуальных видах спорта. Одна из компьютерных систем проведения соревнований может облегчить составление сеток при большом числе участников.
Источник
Double-elimination system
Краткий пост-обсуждение, касающийся системы проведения турниров по Доте 2. Как можно выиграть турнир, проиграв матч в плей-офф? Читаем, комментируем.
Поговорим о формате и системе проведения подавляющего большинства турниров по Доте. Надеюсь на Ваши комментарии и интересную дискуссию. Итак, начнем.
Ни для кого не является секретом, что в соревновательной Доте используется олимпийская система с выбыванием после двух поражений (double-elimination). В большинстве же традиционных видах спорта к вылету из турнира приводит единственное поражение.
Особенность данной системы состоит в том, что турнир разделен на 2 сетки – сетку победителей (winner bracket) и сетку проигравших (loser bracket). Проигравшая в сетке победителей команда опускается в нижнюю сетку . Проигравшая в нижней сетке команда покидает турнир. В конце концов в гранд-финале встречаются 2 команды – победитель сетки «виннеров» и победитель сетки «лузеров».
Для наглядности рассмотрим схему:
Это один из вариантов. Здесь все участники начинают турнир в верхней сетке. Победившие в 1-ом раунде (команды 1, 3, 5, 8) проходят дальше. Команды 2, 4, 6, 7 проиграли. Они падают в сетку лузеров и играют между собой. Проигравшие в сетке лузеров команды покидают турнир, а победившие — двигаются в следующий раунд.
В чем же преимущества данной системы? Вероятность того, что сильная команда вылетит из турнира на ранней стадии снижается. Проиграв фавориту в самом начале, команда попадёт в нижнюю сетку и может дойти даже до гранд-финала. Распределение призовых мест получается более объективным.
Однако число матчей турнира, проводимого по такой системе, будет вдвое больше. Представьте себе, что Чемпионат мира по футболу проводился бы по данной системе. Многократно возросли бы затраты на его проведение. Турнир бы сильно растянулся по времени и т.д и т.п. Для киберспорта – это не проблема. Вопрос остается лишь один – как следует проводить гранд-финал турнира? Организаторы турниров по Доте предлагают нам 2 варианта:
1) Победитель сетки «виннеров» имеет преимущество в одну выигранную карту.
2) Финал проводится в равных условиях, победитель верхней сетки не имеет никаких преимуществ.
Финал The International , в частности, проводится по второму варианту. Насколько это справедливо, по вашему мнению, по отношению к команде, которая еще ни разу не проигрывала на турнире? Нуждается ли регламент в доработке? Вопрос обсуждаем и вызывает много споров.
Источник
Способ с выбыванием
При проведении соревнований способом с выбыванием каждая команда выбывает после первого (второго) проигрыша.
Составляя расписание игр и таблицы соревнований, порядковый номер команды в таблице определяют жеребьевкой. Если число участвующих команд удваивается (4,8,16,32 и т.д.), то названия команд располагают в таблице сверху вниз в порядке, определенным жребием. Первая команда играет со второй, третья — с четвертой и т.д. В игру вступают все команды-участницы (рис. 7). Победители первого этапа играют между собой (также попарно) в порядке сверху вниз. Этап, в котором встречаются 8 команд, называют четвертьфи-
налом; этап встреч четырех команд — полуфиналом и, наконец, решающие матчи двух лучших команд — финалом. Команда, выигравшая финальную встречу, становится победительницей соревнований.
Если число участвующих команд не кратно двум, то часть из них (в зависимости от номеров, полученных в жеребьевке) вступает в игру со второго этапа. Число команд, играющих на первом этапе, определяют по формуле (п — 2 х ) 2, где п — число команд-участниц; л: — степень, дающая число, максимально приближенное к п. Например, если в соревнованиях участвуют 11 команд (рис. 8), то в первый день встречаются 6 команд: (11-8)2.
Количество игр при способе с выбыванием определяют по формуле х = (п — \)т, где х — количество игр, п — число участвующих команд, т — количество поражений, при котором команда выбывает из соревнований. Например, при 8 командах: с выбыванием после одного поражения будет 7 игр, после двух поражений — 14 и т.д.
Количество игровых дней определяется по формулам: первая х = и, где х — количество дней при способе выбывания после одного поражения, п — степень числа 2 из общего количества участвующих команд. Например, при 4 командах количество игровых дней будет 2 (вторая степень числа 2); вторая х = п +1, где х — количество дней при способе после одного поражения, и + 1 — степень числа 2 плюс единица, при 6 командах количество дней будет 2 + 1 = 3.
Для команд, вступающих в игру со второго этапа, отводят крайние верхние и нижние номера. Все номера распределяют, как и для играющих на первом этапе, поровну между командами из верхней и нижней половин таблицы. Если число участвующих команд нечетное, то команд, вступающих в игру со второго этапа, в нижней
|
|
|
|
|
|
половине таблицы будет на одну больше, чем в верхней. Пар, игра^ ющих на первом этапе, наоборот, будет на одну больше в верхней половине таблицы.
Число команд, вступающих в соревнование со второго этапа, их расстановка в верхней и нижней половинах таблицы, а также число команд, играющих в первом этапе, приведены в таблице 1.
При проведении жеребьевки применяют рассеивание наиболее сильных команд по верхней и нижней половинам сетки, чтобы они не встретились вначале соревнований (например, двум сильнейшим командам по жребию определяют первый и последний номера таблицы).
В первый день соревнований игры проводятся на поле с нечетными номерами, во второй на поле соперника или по жребию, если предыдущие игры они провели на своем или «чужом» поле. Место финальной игры определяется положением о соревновании.
Календарь игр по способу выбывания после второго положения состоит из основной и дополнительной сеток (рис. 9). Команды, получившие одно поражение, продолжают играть по дополнительной сетке до второго поражения. Количество игровых дней и игр увеличивается в два раза; если в финальной игре победит команда из дополнительной сетки, то финал проводится повторно.
Таблицей учета результатов при проведении соревнований по способу выбывания служат сетки с наименованием команд согласно жеребьевке и проставлением результата встреч (см. рис. 6 — 8).
Способ с выбыванием выявляет одного победителя, занявшего первое место, все остальные выбывают как проигравшие. С определенной долей условности можно определить и последующие места при помощи дополнительных игр, как это показано на рисунке 10.
|
|
|
|
|
Комбинированный (смешанный) способ розыгрыша
Этот способ основан на сочетании кругового способа и способа с выбыванием. При смешанном способе одна часть соревнования -предварительная или заключительная — проводится по круговому способу, другая по способу с выбыванием. Этот способ позволяет в относительно небольшой срок провести соревнования с участием большого количества команд.
Возможны несколько вариантов смешанного способа. Первый вариант: команды делятся на две подгруппы, в которых игры проводятся по круговому способу (предварительная часть), затем в заключительной части проводятся стыковые игры, где определяются 1-2, 3-4, 5-6 и 7-8-е места. Второй вариант: команды делятся на
4 подгруппы по 4 и более команд, предварительная часть проводится по способу выбывания, заключительная — по круговому способу для четырех команд, занявших первое место в подгруппах. Третий вариант: предварительная часть в четырех подгруппах проводится по круговому способу, заключительная часть для четырех победителей — по способу с выбыванием.
Контрольные вопросы и задания
1.Какова специфика соревновательной деятельности в спортивных играх?
2. Какова структура соревновательной деятельности в спортивных играх (основные компоненты)?
3. Назовите факторы, определяющие эффективность соревновательной деятельности в спортивных играх.
4. Каково положение о соревнованиях по спортивным играм?
5. Назовите способы проведения соревнования (розыгрыша).
6. Как составлять календарь игр для различного количества команд (круговой способ и с выбыванием после поражения)?
Глава 3. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ,
Источник