Руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся
В процессе обучения решаются разнообразные задачи. В одном случае надо добиться прочного усвоения учащимися учебного материала, в другом – сформировать определенные умения и навыки, в третьем – воспитать определенные качества личности. Классно-урочная система не позволяет максимально индивидуализировать процесс обучения, так как одни учащиеся впереди и работают без должной умственной нагрузки, а другие – испытывают затруднения в овладении учебным материалом. Поэтому педагог, учитывая это, должен регулировать и руководить учебно-познавательной деятельностью учащихся. Одним следует давать задания повышенной сложности, другим – дополнительные задания, направленные на ликвидацию пробелов в знаниях, а третьим – больше помогать в обучении, чтобы они лучше усваивали учебный материал.
Руководство учебно-познавательной деятельностью зачастую определяется стилем общения педагога с учащимися. Выделяют три основных стиля общения:
* авторитарный (императивный) стиль характеризуется тем, что преподаватель навязывает учащимся свою волю и не дает им возможности проявлять инициативу. В общении с ними он использует такие способы воспитательного воздействия, как приказ, выговор, угроза наказания, называет их, как правило, по фамилиям и очень часто повышает голос.
* демократический стиль характеризуется необходимой требовательностью и доброжелательными взаимоотношениями преподавателя и учащихся, его стремлением к сотрудничеству, использованием убеждения как метода педагогического воздействия и стимулирования их активности в учебной и различных видах внеучебной деятельности. Педагог с таким стилем общения отличается выдержкой и педагогическим тактом, высокой эмоциональной устойчивостью, очень редко называет учеников по фамилиям и повышает на них голос.
* либеральный стиль отличается тем, что педагог зачастую формально относиться к выполнению своих обязанностей, предоставляет учащимся полную свободу, не реагирует на нарушение ими дисциплины и таким образом старается создать доброжелательные отношения в коллективе.
Руководство и регулирование учебно-познавательной деятельности учащихся осуществляется также на основе контроля за результатами их обучением.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие познавательные действия должны совершить учащиеся, чтобы овладеть учебным материалом?
2. Как формируются у учащихся представления и понятия?
3. Какие способы активного запоминания учебного материала вы знаете?
4. Что формируется у учащихся в результате применения знаний на практике?
5. Почему в процессе обучения необходимо осуществлять повторение изученного материала?
6. Что составляет процессуальные основы обучения?
7. Дайте определения понятиям «методы обучения», методический прием», «средства организации обучения».
8. Назовите основные методы обучения и раскройте их функциональную направленность.
9. В какие группы можно объединить уроки? Каковы дидактические основы их построения.
10. Что такое экскурсия как форма организации обучения.
11. Какие требования необходимо учитывать при выполнении домашней работы?
12. На основе чего осуществляется руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся.
Литература для самостоятельного изучения
1. Бордовская К.В., Реан А.А. Педагогика. — СПб., 2000.
2. Выбор методов обучения/ Под ред. Ю.К.Бабанского. – М., 1981.
3. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. – М., 1960.
4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.
5. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1981.
6. Чэпікаў В.Ц. Дамашняя вучэбная праца малодшых школьнікаў// Пачатковая школа. – 2001. – №3,5.
7. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М., 1988.
8. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М., 1985.
Глава 8. Контроль за учебно-познавательной деятельностью
8.1. Понятие о контроле за учебной деятельностью
8.2. Функции контроля за учебно-познавательной деятельностью
8.3. Содержание и виды контроля за учебной деятельностью
8.4. Методы контроля за учебной деятельностью.
Понятие о контроле за учебной деятельностью
В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. Он является важной и необходимой составной частью обучения. От его правильной постановки во многом зависит эффективность учебно-познавательной деятельности обучающихся. С помощью контроля преподаватель осуществляет «обратную связь» в обучении, т.е. имеет возможность видеть результаты своей работы.
Планомерное осуществление контроля позволяет педагогу привести в систему усвоенный учащимися за определенный период времени материал, выявить пробелы в их знаниях, умениях и навыках, определить качество усвоения изученного. Контроль, осуществляемый педагогом, и самоконтроль позволяют каждому из учащихся увидеть результаты своей учебно-познавательной деятельности и устранить имеющиеся недостатки. В качестве приемов осуществления самоконтроля выступают: воспроизведение учебного материала вслух или про себя, ответы на вопросы учебника, составление краткого плана или тезисов прочитанного, решение задач и примеров, придумывание своих примеров и т.д.
Функции контроля за учебно-познавательной деятельностью
Контроль за учебно-познавательной деятельностью учащихся направлен на выполнение следующих основных функций: собственно контролирующей; обучающей; воспитывающей; развивающей.
Собственно контролирующая функция контроля заключается в том, что он позволяет выявить состояние знаний, умений и навыков учащихся и определить возможности дальнейшего продвижения в изучении программного материала.
Обучающая функция контроля состоит в том, что, отчитываясь в усвоенных знаниях, учащиеся еще раз повторяют учебный материал, выполняет упражнения, и таким образом закрепляют знания, умения и навыки. Кроме того, в процессе проверки и оценки они выслушивают дополнительные объяснения педагога, которые позволяют ликвидировать недостатки в усвоении учебного материала.
Воспитывающая функция контроля заключается в приучении учащиеся к систематической учебной работе, что способствует воспитанию у них таких качеств личности, как аккуратность, настойчивость, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.
Развивающая функция контроля связана с тем, что он способствует правильной организации учебной работы и усвоению социального опыта, заключенного в содержании образования, что обеспечивает личностное развитие обучающихся.
К организации контроля за учебной деятельностью учащихся предъявляются следующие требования:
* систематичность и регулярность осуществления;
* разнообразие методов проведения;
* дифференцированный подход в осуществлении;
* единство требований педагогов.
Содержание и виды контроля за учебной деятельностью
Содержание контроля за учебной деятельностью определяется задачами обучения, спецификой учебных предметов, уровнем подготовки и развития учащихся.
В процессе контроля педагог должен осуществляет комплексную проверку учебно-познавательной деятельности учащихся по следующим критериям:
* усвоение знаний по отдельным предметам;
* степень выработки специальных и учебных умений и навыков;
* динамика формирования и развития;
* формирование познавательных интересов и творческих способностей.
Однако следует отметить, что в практике обучения сложились четкие критерии оценки только усвоения обучающимися системы знаний и сформированности специальных умений и навыков. Остальные результаты учебно-познавательной деятельности учащихся, как правило, не контролируются, хотя они являются наиболее важными.
Выделяют три основных вида контроля: текущий, тематический, итоговый.
Текущий контроль осуществляется педагогом в ходе повседневной работы на уроках. Этот вид контроля имеет большое значение для стимулирования у учащихся стремления к систематической учебной работе, в повышении интереса к изучению отдельных предметов.
Тематический контроль осуществляется после изучения отдельной темы или раздела учебной программы. Его задача состоит в том, чтобы выяснить, как учащиеся усвоили сравнительно большой по объему учебный материал.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года, а также по окончании курса обучения в основной и средней школе.
Разнообразие видов контроля обуславливает необходимость применения различных методов контроля за учебно-познавательной деятельностью (методов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся).
Источник
Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке
статья на тему
«Идеальное управление – когда управления нет,
а его функции выполняются. Каждый знает,
что ему делать. И каждый делает,
потому что хочет этого сам»
А. Гин
Проблема управления познавательной деятельностью учащихся на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в современной школе. Если ученик знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить нужную информацию, чтобы решить ту или иную проблему и т. п., то ему легче будет повысить квалификацию, получить дополнительные знания, что и нужно в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_poznavatelnoy_deyatelnostyu_uchashchihsya_na_uroke.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Верхне — Ольшанская основная общеобразовательная школа»
Пристенского района Курской области
«Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке»
учителя немецкого языка
Зиновьевой Светланы Дмитриевны
«Идеальное управление – когда управления нет,
а его функции выполняются. Каждый знает,
что ему делать. И каждый делает,
потому что хочет этого сам»
Проблема управления познавательной деятельностью учащихся на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в современной школе. Если ученик знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить нужную информацию, чтобы решить ту или иную проблему и т. п., то ему легче будет повысить квалификацию, получить дополнительные знания, что и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить учащихся читать, писать, считать и усваивать сумму разнообразных знаний по различным предметам, что, как правило, с успехом делала традиционная школа.
Сегодня учитель приобретает иные роли и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать к осознанному «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.
Таким образом, наш ученик – выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать качествами личности:
· гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
· уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
· умело принимать их на практике для решения разнообразных проблем;
· самостоятельно критический мыслить;
· видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
· четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
· быть способным генерировать новые идеи, творческий мыслить;
· грамотно работать с информацией;
· быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях.
Что же такое управление? Управление — процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо, работа между участниками. Управление необходимо на любом этапе урока. Его основа- системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть – поэтапное вхождение ученика в учебную деятельность.
Чем же необходимо управлять? Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:
· мотивацией их деятельности;
· формированием умений учащихся;
· созданием обратных связей «учитель»- «ученик»;
· созданием проблемных ситуаций;
· комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.
Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находится в поле его зрения, под его управленческим воздействием. Сложность нашей педагогической деятельности заключается в том, что мы управляем учениками, которые являются живыми людьми, способными внести непредвиденные для педагога коррективы в ход урока.
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем.
Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности — познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса.
Современные инновационные технологии обучения ориентированны не на усвоение знаний, а на развитие познавательных способностей личности и познавательных процессов посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций.
Управление познавательной деятельности учащихся не может быть осуществлено вне форм организации познавательной деятельности учащихся.
Формы познавательной деятельности учащихся.
1 . Индивидуально – обособленная форма . Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий и систематическим контролем учителя за их выполнением. Эта форма учит индивидуальному труду, способствует воспитанию самостоятельности учащихся и служит подготовкой для занятий самообразованием.
2. Фронтальная форма познавательной деятельности. Она предполагает выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Для того, чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем создавать на уроке учебные ситуации, которые отвечают намеченным аспектам триединой цели. В самом начале – обеспечить контакт с классом, привлечь внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний. Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблемная ситуация и проверочные вопросы в конце урока, что создает на уроке и контрольную ситуацию. Возможно не только проблемное, но и информационное, а также объяснительно — иллюстративное изложение, но при условии организации взаимодействия с учениками, общения одновременно со всем составом класса, оказания на него идейно-эмоционального влияния. Для фронтальной работы обязательным является общая оценка ее результатов.
3. Групповая форма организации познавательной деятельности . Групповая форма познавательной деятельности является организация таких учебных занятий при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.
Успех осуществления этой формы познавательной деятельности, в первую очередь, зависит от тщательности её подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе.
4. Коллективная форма познавательной деятельности.Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого. Деятельность каждого участника занятий является общественно полезной. Налицо совпадение, полное единство коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам. «Как можно больше спрашивать, — писал Я.А. Коменский, — спрошенное- усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя.
Обучать – это значит все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему слушать».
Одной из важнейших задач, которую ставят перед собой многие школы, является попытка нивелировать расхождение между школьной программой и развитием ребенка. Поскольку государственный стандарт не позволяет менять программу, остается изменить условия усвоения ее учащимися. Для этого активно применяется индивидуальный подход в обучении. К сожалению, многие педагоги под индивидуальным подходом подразумевают только работу «один на один», не учитывая при этом личностных особенностей каждого учащегося, которые все сильнее проявляются в классах.Индивидуализация обучения должна начинаться уже с половых различий учащихся. Так, мальчики отличаются более замедленным восприятием материала, менее развитой ловкостью рук, замедленностью речи. Для того чтобы ответить на вопрос учителя мальчик затрачивает больше времени на обдумывание. Вместе с тем, мальчики более осведомлены, понятливы, лучше концентрируют свое внимание на предмете, умеют обобщенно и логически мыслить. Девочки же сильнее мальчиков в словарном запасе, адаптивности ума и кратковременной памяти. Поэтому и рекомендуется девочек опрашивать у доски, а мальчикам давать письменные задания
Рассмотрим такую особенность личности как темперамент – наиболее устойчивую характеристику личности, которая в процессе жизни претерпевает наименьшие изменения, и в значительной степени влияет на деятельность, взаимоотношения, самосознание человека. Всем и известны типы темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Но не всем известно, как работать с учащимися разных темпераментов в ходе урока.
Так, холерикам присущи быстрое понимание сути вопросов, отсутствие страха опасности, быстрота в нахождении правильного решения. Холерики быстро переходят от одного дела к другому. Им трудно совершать монотонную, спокойную, медленную работу.
Учащимся с этим типом темперамента можно предлагать нестандартные задания, требующие творческого подхода и проявления инициативы. Это могут быть задачи, имеющие не одно, а несколько решений.
Сангвиники — серьезны, уравновешенны. Они легко справляются с нетрудными заданиями, требующими сообразительности. Дело, требующее кропотливости и терпения, их долго не интересует, способны бросить его, не доделав. Они часто торопятся с принятием решения и мало над ним задумываются. Им не подходит медленный темп урока, задания, требующие шаблонных действий. Их необходимо включать в активную деятельность, ставить перед ними все новые задачи. При этом необходимо постоянно контролировать качество выполнения работы. Иначе они просто забудут, что должны сейчас делать. Также им можно предлагать многошаговые задачи, составленные так, чтобы на каждом шаге ученики могли самостоятельно контролировать результаты своей работы, а также задания, требующие использования двигательных возможностей.
Флегматики – невозмутимые, размеренные и инертные люди. Им трудно переключаться с одного на другое, перед принятием решения они долго и обстоятельно все обдумывают, стремятся к системе в работе, их трудно сбить с намеченного пути. Такие учащиеся легко справляются с работой, требующей длительного напряжения, усидчивости, внимания и терпения. Нуждаются в дополнительном времени для раскачки и сосредоточения. Поэтому учащимся с таким типом темперамента бывает трудно реагировать на вопрос учителя.
Флегматикам можно предлагать объемные теоретические задания, требующие высокого длительного напряжения, а также задания, где необходима аккуратность и точность выполнения.
Меланхолики тревожны, не уверены в себе. Они могут хорошо трудиться только в привычной обстановке. Быстро устают, много времени уделяют письменной работе – составлению черновика, его проверке и исправлению. Задания для них должны быть не слишком объемными и позволяющими легко выполнить самостоятельную проверку.
Итак, учет индивидуальных психологических особенностей в работе с учащимися позволяет педагогу выбирать правильное управленческие решения, которые приводят к совершенствованию учебно-воспитательного процесса и повышению качества образования школьников.
Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Демонстрируя наглядные пособия, а также показывая опыты, учитель мобилизует внимание учащихся и привлекает к восприятию изучаемого материала не только слух, но и зрение, а в некоторых случаях и обоняние, осязание. Должно стать непреложным правилом: нельзя объяснять словесно то, что может и должно быть усвоено практически и наглядно.
Существенные изменения, которые вносятся в содержание школьного образования, требуют всемерного совершенствования процесса обучения.
«Человек, почувствовавший ветер перемен, должен строить не щит, а ветряную мельницу» — Стивен Кинг.
Источник