- Сухая кисть. Техника рисунка и живописи
- Особенности приёма сухая кисть
- Техника рисования «по сухому»: особенности итальянской акварели
- Содержание статьи:
- Происхождение техники
- Особенности и преимущества
- Однослойная акварель
- Многослойная акварель
- Основными достоинствами такого приема являются:
- Впечатляющая точность акварели
- Разносторонняя акварель
- Сухая кисть. Техника рисунка и живописи
- Особенности приёма сухая кисть
Сухая кисть. Техника рисунка и живописи
Многие заказчики, да и вообще люди, интересующиеся рисованием и живописью, просят меня разъяснить, в чём особенность живописи или рисунка, выполненного в технике сухая кисть.
Я, как художник, не только пишущий картины сухой кистью, но и непосредственно зарабатывающий себе на жизнь отчасти портретами в этой технике, конечно не заинтересован, в распространении и разглашении секретов изготовления картин. Безусловно, есть уличный вариант, который можно подсмотреть и что-то перенять или даже написать об этой технологии, но большинство настоящих «цветных сухотеров» хранят свои наработки в секрете, и я не исключение. Собственно говоря, это коммерческая тайна, поскольку профессиональные художники «выживают» благодаря своим секретам на пути к сердцу заказчиков. И до сих пор «искусствоведы» не желают признавать цветную сухую кисть уникальным техническим приёмом. Ну что ж, дождёмся её признания – потом расскажем о своих секретах. Когда-то я создал в Википедии статью о сухой кисти, но всякие там продвинутые редакторы и умники исковеркали всё так, что она сейчас не имеет никакой ценности (на 2019 год). Прежде всего, что такое техника сухая кисть? Это технический приём в живописи, в котором малонасыщенная связующими веществами краска наносится кистью на фактурную поверхность. В нем используются краски (акварельные, гуашевые, масляные, тушь и т. д.) и, что вполне понятно, кисти. По сути это классический художественный приём, который использовали художники на протяжении столетий, но получивший особую популярность благодаря рисованию блиц портретов в курортных городках черноморского побережья и на Арбате в Москве. Художники, давшие название портретам, нарисованными масляными красками на бумаге, особо не вникали в техническую составляющую термина «сухая кисть». Вообще, создаётся впечатление, что рисунки маслом на бумаге нужно было как — то эффектно назвать и «сухотёрка» стала ассоциироваться с техникой сухая кисть вообще. На самом деле это в корне неверно. Художникам, рисовавшим на улице, нужно было просто доучиться, а не бежать на Арбат продавать картинки. Хотя, это не совсем плохо. Я имею в виду изобретение велосипедов. «Сухотёрка» — это рисунок маслом на бумаге и всё.
Сухая кисть в акварельной живописи используется, но не так активно, как в живописи маслом. Обычно она используется для выявления отдельных деталей, когда нужна более строгая, контрастная линия. Возможно так же искусственно высушивать краски на бумаге, но это уже не приём сухая кисть. Современный итальянский художник-акварелист Ottorino De Lucchi полностью пишет свои картины акварелью в технике сухая кисть. Благодаря возможностям этого технического приёма, краски приобретают насыщенность, не свойственную обычно акварельной живописи. Не путайте этот приём с живописью акварелью по — сухому.
В живописи гуашью или темперой тоже используют приём сухой кисти. В основном пишут по рельефным (написанным пастозно) частям картины. В живописи гуашью, приёмом сухая кисть не удаётся добиться прозрачных слоёв, как акварельными красками. В этой технике живописи сухая кисть не получила широкого применения, поскольку работы были в основном этюдными и отсутствовала многослойность.
Особенности приёма сухая кисть
Сухая кисть масляными красками обычно делиться на классический прием в живописи маслом на холсте и живопись на негрунтованной поверхности (полотно или бумага). То есть в классической живописи она ещё называется сухой лессировкой. Прозрачность обычно сохраняется, но теряется некоторая насыщенность цвета в нижних слоях. Такая живопись может быть многослойной, и художники используют белила для составления цвета. Перекрытие слоёв происходит по просохшей краске и в конце покрывается лаком, так как краска немного жухнет. Второй способ рисования масляными красками на бумаге получил широкое применение художниками благодаря некоторому коммерческому успеху, который имела эта техника в блиц портретах. Рисунки на бумаге не требовали особого закрепления, так как масло проникало в не загрунтованную поверхность и быстро сохло. Кроме того, можно было делать поправки и часть работы ластиком, что придавало портретам в технике сухая кисть особенную стилизацию. Особую сложность имеет цветная сухая кисть на бумаге. Некоторые смеси красок и цвета ведут себя непредсказуемо, а при многослойном письме сложно избежать грязных оттенков. Характерной особенностью этого приёма вообще является то, что краски наносятся очень тонким прозрачным и полупрозрачным слоем, почти без связующих веществ, закрепляясь за основу благодаря фактуре поверхности.
Письмо сухой кистью китайской тушью применяется ещё с 14 века н. э. В Китае средних веков изображению человека уделялось мало внимания и художники изображали в основном пейзажи в чёрно-белой гамме. Стоит отметить, что они добились высокого мастерства, особенно в передаче воздушного пространства разных планов, не прибегая к использованию перспективы. Своеобразное письмо в этой технике достигалось так же благодаря своеобразной форме и длине кистей, используемых художниками. Но, как и положено, у каждого мастера был свой секрет.
Сухая кисть активно используется в современном декоративном оформлении, дизайне и моделировании. В популярном растровом редакторе Adobe Photoshop используется фильтр сухая кисть, имитирующий акварельное письмо.
В чём секрет популярности этого приёма? Ответить, что по какой-то одной причине эта техника стала популярной нельзя. За несколько десятилетий, что её открыто используют художники для рисования портретов с натуры и по фотографиям, интерес к ней то возрождался, то практически исчезал. Только на моей памяти, после выставленных мною видеороликов в интернете на русском языке, это её, можно сказать, третья «реинкарнация». Скорее всего это произошло сразу по нескольким причинам: 1) высокий уровень художников, которые являются лидерами в этой категории, 2) охват новой, более многочисленной аудитории, 3) интерес молодых и начинающих художников, прежде всего, как к способу заработать, особенно на портретах по фотографиям, 4) доступность материалов для работы. И, думаю, найдётся ещё несколько. Особенно в последнее десятилетие стала удобной работа по фотографиям в технике сухая кисть. Портреты с натуры отошли на второй план и у некоторых «учителей» не входят даже в процесс обучения. В начале нулевых годов в курортных городках в пик сезона в августе у меня была очередь на портрет с натуры на неделю вперёд. Сейчас такую ситуацию сложно представить. Многие предпочтут портрет по фото, долгому ожиданию.
Сколько стоит заказать в технике сухая кисть? Примерная стоимость указана на странице цены. Но более конкретно я могу сказать, получив фото или встретившись с вами лично.
Какие материалы используются и в чём особенности работы в этой технике? Для работы масляными красками на бумаге в технике сухая кисть нужно: фактурная акварельная бумага, масляная краска, кисти из свиной щетины или синтетики (кисти не должны быть слишком мягкими), ластик желательно мягкий, но чтобы не рассыпался при давлении (ластик является полноправным инструментом в технике сухая кисть). Краска сохнет примерно 2-3 часа, в это время работа ластиком эффективна, потом краска высыхает, и стереть её значительно трудней. Развести краску для работы довольно просто: выдавите краску на палитру, возьмите небольшой кусок акварельной бумаги. Сделайте на этом листке небольшой замес краски и масла (масло может быть любым: машинное, подсолнечное, льняное, оливковое). В общем, как простой замес краски в живописи, лишнее масло уйдёт в бумагу. На этом же листе кистью разотрите краску, чтобы не было мелких шариков и полос. От лишней краски на кисти можно так же избавиться, стерев её тряпкой или салфеткой. Не берите много кистей для работы для начала достаточно 4 — 5. После работы их необходимо мыть скипидаром или с мылом иначе краска высохнет, и кисть будет не рабочая.
Сухая кисть — это рисунок или живопись? Я сухую кисть считаю гибридным приёмом. Могу судить о своих работах, что использую одновременно приёмы живописи (особенно в цветной сухой кисти) и рисунка в портретах. Да и вообще современное искусство уже не имеет чёткой градации в стилях, направлениях, приёмах и техниках. Каждый художник выбирает свою специализацию и экспериментирует, а все эти классификации стилей, направлений и художественных приёмов удел «писателей статеек», которые не умеют картины ни писать ни их продать. Особенно меньше стоит доверять сайтам, подобным «Википедии», где информация не бог весть из каких источников.
Источник
Техника рисования «по сухому»: особенности итальянской акварели
Родиной акварельной техники считается Китай. Появление первых таких рисунков датируется 2 в. до н. э. В Европе акварель получила наибольшую популярность в Италии и Испании. Однако хрестоматийным образцом считается работа Альбрехта Дюрера под названием «Заяц». Используя различные способы рисования, можно добиться размытости или, наоборот, четкости контуров. Большими возможностями обладает техника «по сухому», с помощью которой можно создавать уникальные графические работы или шикарные полотна, будто написанные маслом.
Содержание статьи:
Происхождение техники
Техника рисования «по сухому» зародилась в Италии. Местные мастера наносили акварельные краски исключительно на сухую бумагу. В большей мере это связано с особенностями климата, ведь в условиях жаркого юга долго удержать влагу на бумаге не получится. В 19-20 веках такая акварель прочно вошла в обиход русских художников. Ранее она использовалась при изготовлении церковных книг, создания топографических зарисовок.
Особенности и преимущества
Краски наносятся только на полностью сухой лист бумаги. Аккуратными мазками тона накладываются один на другой с определенными интервалами (по мере высыхания). Градация цвета усиливается от светлого тона к более темному. Отличие итальянской акварели – пластичность, выразительность, многоцветие. Богатство ярких оттенков передает всю многогранность южного колорита и темперамента. Техника акварели сухой кистью позволяет создавать картины разных жанров: пейзажи, натюрморты, портреты.
Однослойная акварель
Внимание художника сконцентрировано на составлении цветовой гаммы. Любая ошибка будет сразу же заметна, а исправить ее сложно. Техника «сухая кисть» позволяет создавать прозрачные, воздушные изображения. Заранее необходимо нанести на бумагу контуры будущего рисунка, так как впоследствии их нельзя будет скорректировать с помощью краски.
Для смешения оттенков используют прием «мокрым по сухому». Новый мазок наносится рядом с предыдущим, захватывая часть его, не дожидаясь высыхания. Данный метод требует высокой скорости работы, отточенных навыков.
Многослойная акварель
Техника работы сухой кистью акцентирует внимание на уникальной игре света, передать максимальную реалистичность изображаемых объектов. Наиболее распространен метод лессировки. Прозрачные мазки светлых тонов накладываются на нижние, более темные. Готовые работы получаются фактурными, реалистичными и похожими на масляные картины.
Основными достоинствами такого приема являются:
- возможность писать картину с перерывами;
- объекты получаются объемными, с четкими контурами;
- можно играть с красками, добиваясь интересных, необычных переливов;
- каждый фрагмент картины передается с поразительной точностью и глубиной.
Впечатляющая точность акварели
Техника рисования сухой кистью предполагает практический опыт. Начинающим художникам она дается с трудом. Многослойная акварель позволяет добиться уникального визуального эффекта. Единственное условие – дать полностью высохнуть каждому слою краски.
В силу своей текстуры краска мягкими линиями растекается по листу. Отличием готового рисунка становится сатиновый блеск. Наложение изображений разных цветов один на другой получается четким, достаточно ярким. Готовая работа по эффектности практически не уступает рисунку, сделанному гуашью.
Разносторонняя акварель
Техника «по сухому» – красивая и многогранная. Родом из солнечной Италии, она приобрела широкую популярность во всем мире. Но мало, кто знает, что этот прием используется в дизайне. Он дает возможность получать изображения с четкими контурами, делая чертеж или набросок более живым, объемным. Она визуально делает проект более привлекательным для зрителей, позволяет увидеть технические детали, создать богатую фактуру рисунка, сделав его осязаемым.
Акварель – это сложная и многогранная художественная техника, которая таит много секретов и возможностей. Пигменты, растворенные в воде, становятся невесомыми. Они накладываются на белый лист бумаги, пропуская сквозь себя лучи света, от чего цвета становятся более интенсивными и живыми. Акварельные картины всегда в моде, вдохновляют и поражают, заставляя любоваться ими снова и снова.
Источник
Сухая кисть. Техника рисунка и живописи
Многие заказчики, да и вообще люди, интересующиеся рисованием и живописью, просят меня разъяснить, в чём особенность живописи или рисунка, выполненного в технике сухая кисть.
Я, как художник, не только пишущий картины сухой кистью, но и непосредственно зарабатывающий себе на жизнь отчасти портретами в этой технике, конечно не заинтересован, в распространении и разглашении секретов изготовления картин. Безусловно, есть уличный вариант, который можно подсмотреть и что-то перенять или даже написать об этой технологии, но большинство настоящих «цветных сухотеров» хранят свои наработки в секрете, и я не исключение. Собственно говоря, это коммерческая тайна, поскольку профессиональные художники «выживают» благодаря своим секретам на пути к сердцу заказчиков. И до сих пор «искусствоведы» не желают признавать цветную сухую кисть уникальным техническим приёмом. Ну что ж, дождёмся её признания – потом расскажем о своих секретах. Когда-то я создал в Википедии статью о сухой кисти, но всякие там продвинутые редакторы и умники исковеркали всё так, что она сейчас не имеет никакой ценности (на 2019 год). Прежде всего, что такое техника сухая кисть? Это технический приём в живописи, в котором малонасыщенная связующими веществами краска наносится кистью на фактурную поверхность. В нем используются краски (акварельные, гуашевые, масляные, тушь и т. д.) и, что вполне понятно, кисти. По сути это классический художественный приём, который использовали художники на протяжении столетий, но получивший особую популярность благодаря рисованию блиц портретов в курортных городках черноморского побережья и на Арбате в Москве. Художники, давшие название портретам, нарисованными масляными красками на бумаге, особо не вникали в техническую составляющую термина «сухая кисть». Вообще, создаётся впечатление, что рисунки маслом на бумаге нужно было как — то эффектно назвать и «сухотёрка» стала ассоциироваться с техникой сухая кисть вообще. На самом деле это в корне неверно. Художникам, рисовавшим на улице, нужно было просто доучиться, а не бежать на Арбат продавать картинки. Хотя, это не совсем плохо. Я имею в виду изобретение велосипедов. «Сухотёрка» — это рисунок маслом на бумаге и всё.
Сухая кисть в акварельной живописи используется, но не так активно, как в живописи маслом. Обычно она используется для выявления отдельных деталей, когда нужна более строгая, контрастная линия. Возможно так же искусственно высушивать краски на бумаге, но это уже не приём сухая кисть. Современный итальянский художник-акварелист Ottorino De Lucchi полностью пишет свои картины акварелью в технике сухая кисть. Благодаря возможностям этого технического приёма, краски приобретают насыщенность, не свойственную обычно акварельной живописи. Не путайте этот приём с живописью акварелью по — сухому.
В живописи гуашью или темперой тоже используют приём сухой кисти. В основном пишут по рельефным (написанным пастозно) частям картины. В живописи гуашью, приёмом сухая кисть не удаётся добиться прозрачных слоёв, как акварельными красками. В этой технике живописи сухая кисть не получила широкого применения, поскольку работы были в основном этюдными и отсутствовала многослойность.
Особенности приёма сухая кисть
Сухая кисть масляными красками обычно делиться на классический прием в живописи маслом на холсте и живопись на негрунтованной поверхности (полотно или бумага). То есть в классической живописи она ещё называется сухой лессировкой. Прозрачность обычно сохраняется, но теряется некоторая насыщенность цвета в нижних слоях. Такая живопись может быть многослойной, и художники используют белила для составления цвета. Перекрытие слоёв происходит по просохшей краске и в конце покрывается лаком, так как краска немного жухнет. Второй способ рисования масляными красками на бумаге получил широкое применение художниками благодаря некоторому коммерческому успеху, который имела эта техника в блиц портретах. Рисунки на бумаге не требовали особого закрепления, так как масло проникало в не загрунтованную поверхность и быстро сохло. Кроме того, можно было делать поправки и часть работы ластиком, что придавало портретам в технике сухая кисть особенную стилизацию. Особую сложность имеет цветная сухая кисть на бумаге. Некоторые смеси красок и цвета ведут себя непредсказуемо, а при многослойном письме сложно избежать грязных оттенков. Характерной особенностью этого приёма вообще является то, что краски наносятся очень тонким прозрачным и полупрозрачным слоем, почти без связующих веществ, закрепляясь за основу благодаря фактуре поверхности.
Письмо сухой кистью китайской тушью применяется ещё с 14 века н. э. В Китае средних веков изображению человека уделялось мало внимания и художники изображали в основном пейзажи в чёрно-белой гамме. Стоит отметить, что они добились высокого мастерства, особенно в передаче воздушного пространства разных планов, не прибегая к использованию перспективы. Своеобразное письмо в этой технике достигалось так же благодаря своеобразной форме и длине кистей, используемых художниками. Но, как и положено, у каждого мастера был свой секрет.
Сухая кисть активно используется в современном декоративном оформлении, дизайне и моделировании. В популярном растровом редакторе Adobe Photoshop используется фильтр сухая кисть, имитирующий акварельное письмо.
В чём секрет популярности этого приёма? Ответить, что по какой-то одной причине эта техника стала популярной нельзя. За несколько десятилетий, что её открыто используют художники для рисования портретов с натуры и по фотографиям, интерес к ней то возрождался, то практически исчезал. Только на моей памяти, после выставленных мною видеороликов в интернете на русском языке, это её, можно сказать, третья «реинкарнация». Скорее всего это произошло сразу по нескольким причинам: 1) высокий уровень художников, которые являются лидерами в этой категории, 2) охват новой, более многочисленной аудитории, 3) интерес молодых и начинающих художников, прежде всего, как к способу заработать, особенно на портретах по фотографиям, 4) доступность материалов для работы. И, думаю, найдётся ещё несколько. Особенно в последнее десятилетие стала удобной работа по фотографиям в технике сухая кисть. Портреты с натуры отошли на второй план и у некоторых «учителей» не входят даже в процесс обучения. В начале нулевых годов в курортных городках в пик сезона в августе у меня была очередь на портрет с натуры на неделю вперёд. Сейчас такую ситуацию сложно представить. Многие предпочтут портрет по фото, долгому ожиданию.
Сколько стоит заказать в технике сухая кисть? Примерная стоимость указана на странице цены. Но более конкретно я могу сказать, получив фото или встретившись с вами лично.
Какие материалы используются и в чём особенности работы в этой технике? Для работы масляными красками на бумаге в технике сухая кисть нужно: фактурная акварельная бумага, масляная краска, кисти из свиной щетины или синтетики (кисти не должны быть слишком мягкими), ластик желательно мягкий, но чтобы не рассыпался при давлении (ластик является полноправным инструментом в технике сухая кисть). Краска сохнет примерно 2-3 часа, в это время работа ластиком эффективна, потом краска высыхает, и стереть её значительно трудней. Развести краску для работы довольно просто: выдавите краску на палитру, возьмите небольшой кусок акварельной бумаги. Сделайте на этом листке небольшой замес краски и масла (масло может быть любым: машинное, подсолнечное, льняное, оливковое). В общем, как простой замес краски в живописи, лишнее масло уйдёт в бумагу. На этом же листе кистью разотрите краску, чтобы не было мелких шариков и полос. От лишней краски на кисти можно так же избавиться, стерев её тряпкой или салфеткой. Не берите много кистей для работы для начала достаточно 4 — 5. После работы их необходимо мыть скипидаром или с мылом иначе краска высохнет, и кисть будет не рабочая.
Сухая кисть — это рисунок или живопись? Я сухую кисть считаю гибридным приёмом. Могу судить о своих работах, что использую одновременно приёмы живописи (особенно в цветной сухой кисти) и рисунка в портретах. Да и вообще современное искусство уже не имеет чёткой градации в стилях, направлениях, приёмах и техниках. Каждый художник выбирает свою специализацию и экспериментирует, а все эти классификации стилей, направлений и художественных приёмов удел «писателей статеек», которые не умеют картины ни писать ни их продать. Особенно меньше стоит доверять сайтам, подобным «Википедии», где информация не бог весть из каких источников.
Источник