- Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Родина» по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Художественное своеобразие произведения
- 15. Размер, рифма, строфика
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит произведение
- Анализ стихотворения Лермонтова «Родина»
- Тема и идея стихотворения
- Средства художественной выразительности стихотворения
- Композиция и построение стиха
- Стихотворение и анализ «Родина»
- Краткое содержание
- Анализ
- История создания
- Персонажи и образы
- Композиция
- Размер и средства художественной выразительности
- Проблематика и основная идея произведения
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Родина» по плану
1. История создания
Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта, ссылаясь на плохое здоровье, выхлопотала встречу с внуком, который в тот момент находился в действующей армии на Кавказе.
Лермонтов получил отпуск и пробыл в Петербурге и Москве три месяца – с середины января до середины апреля 1841 года. Именно тогда и было написано стихотворение «Родина» (в рукописи – «Отчизна»).
В апреле того же года оно было опубликовано в «Отечественных записках» (том 15, №4).
Стихотворение привело Белинского в восторг. 13 марта 1841 года в письме к В.П. Боткину он называет его не просто «пушкинским», а подчёркивает: «из лучших пушкинских».
2. Литературное направление
«Родина» относится к романтическому литературному направлению.
3. Род
Литературный род – лирика.
4. Жанр
По жанру – элегия, поскольку содержит эмоциональный элемент философских размышлений.
В то же время произведение можно отнести и к думе с элементами пейзажной лирики.
5. Проблематика
Что такое любовь к Родине, что такое истинный патриотизм? Каковы реальные ценности в жизни человека и страны? Что важнее – гордиться завоеваниями предков, заветными преданьями «тёмной старины» или радоваться тому, что у крестьян «полное гумно» и крепкая, крытая соломой изба, «с резными ставнями окно»?
В своём стихотворении поэт словно пытается разрешить все эти проблемы.
В чём-то ему это удаётся. Впервые в русской поэзии был явлен читателям не трескучий казённый патриотизм, а истинное, выраженное простыми словами чувство любви к своей стране. Хотя проблема неоднозначного, противоречивого отношения к отчизне осталась.
6. Тематика
Главная тема произведения – любовь к Родине.
Поэт пишет о том, что окружало его с раннего детства, о том, что ему дорого, что трогало его душу. В стихотворении ясно выражена глубокая привязанность к русской природе, чувство родства с взрастившей его землёй, связь со своим народом.
По словам Н.В. Добролюбова Лермонтов «понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно». И добавляет: «Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта».
7. Идея
Идея или главная мысль произведения заключается в том, что любви и уважения достойны не только «заветные преданья», «слава, купленная кровью», великие победы прошлого, но и простая повседневная жизнь народа, которую поэт воспел во многих своих произведениях.
Его «странная» любовь – это противопоставление чувства глубокой привязанности к русской природе и причастности к жизни народа парадному, салонному патриотизму.
8. Пафос
Эмоциональность стихотворения не оставляет читателя равнодушным. Живые и яркие картины российских просторов встают перед его глазами, когда поэт перечисляет то, что он любит – степи, леса, широкие реки, «дрожащие огни печальных деревень»…
9. Система образов
- образ лирического героя (автор);
- образ Родины, неразделимо связанный с образами сельского пейзажа и скромной красоты русской деревни.
10. Центральные персонажи
К главным персонажам можно отнести лирического героя — автора.
11. Лирический герой
В образе лирического героя произведения мы видим самого автора, от лица которого и ведётся повествование.
12. Сюжет
В основе сюжета – исповедь лирического героя, посредством которой он пытается понять двойственность, неоднозначность своего отношения к родине.
13. Композиция
В произведении две части.
Противоречивое начало, где лирический герой признаётся, что он любит отчизну, но «странною любовью». То, чем было принято гордиться в его кругу, не находит в его душе отклика, «отрадного мечтанья».
Во второй части он перечисляет то, что вызывает у него истинную любовь, необъяснимое, не «рассудочное» чувство.
14. Художественное своеобразие произведения
Стихотворение «Родина» было необычным для своего времени и поэтов его круга.
В салонах редко звучали такие стихи – лирические философские раздумья и признания в любви к бескрайним просторам родины, к её природе и к народной жизни.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение «Родина» написано – шести-, пяти- и четырёхстопным ямбом.
Преобладает перекрёстная рифмовка (АБАБ).
Используется, главным образом, женская рифма.
16. Средства художественной выразительности
- Эпитеты: “заветные”, “холодное”, “безбрежных”, “дрожащие”, “печальных”, “белеющих”, “резные”, “росистым”.
- Метафоры: “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”.
- Сравнение: “разливы рек, подобные морям”.
- Олицетворение: “степей холодное молчанье”.
В начале стихотворения используется возвышенный стиль с соответствующей лексикой и выражениями: “гордого доверия покой”, “заветные преданья”, “отрадного мечтанья”.
Во второй части торжественный стиль повествования меняется на более разговорный.
17. Значение произведения
Белинский подчёркивал значимость этого произведения, называя его одним из лучших в поэтическом багаже автора. Указывая на поэтические достоинства «Родины», он сравнивал это стихотворение с лучшими произведениями Пушкина.
18. Актуальность
Несомненна актуальность стихотворения и в сегодняшнем мире. Ценность произведения в том, что оно воспитывает в человеке чувство прекрасного и, – что ещё важнее, – способность ощущать себя частью великой русской культуры, умение видеть и любить родной край и родной язык, ценить своё прошлое, без которого невозможно будущее.
19. Моё отношение
В сжатой форме лирического стихотворения поэт сумел нарисовать яркое художественное полотно, наполненное глубоким философским смыслом.
20. Чему учит произведение
«Родина» воспитывает чувство патриотизма. Учит пониманию того, что нет лучше земли, где ты родился, учит видеть прекрасное в простом.
Источник
Анализ стихотворения Лермонтова «Родина»
Стихотворение было создано в 1841 году. Анализ стихотворения «Родина» показывает, что оно отличается от патриотически пафосной поэзии Радищева, декабристов, Пушкина лирической задумчивостью, размышлением поэта над отношением к родине. Критики признали это стихотворение одним из самых значительных литературных произведений своего времени.
Тема и идея стихотворения
Уже первые строки стихотворения
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
задают эмоциональный и в то же время лирический тон произведению. Темой стихотворения является не любовь к Родине, а странность этой любви, точнее раздумья о странности любви к отчизне. Эта странность становится идеей, движущей силой поэтической мысли.
Тема странной любви показывается на тесно связанных и в то же время противоположных картинах: с одной стороны равнодушие к славе, купленной кровью, с другой – простые картины русской деревни, картины природы. Утверждая о своей любви к деревенской России, поэт рисует ее без романтических преувеличений. Но в то же время он обращает внимание на приметы сельского достатка.
Стихотворение «Родина» принадлежит к жанру гражданской лирики. Главной мыслью в нем остается, конечно, Россия, отношение поэта к своей стране.
Средства художественной выразительности стихотворения
В стихотворении «Родина» поэт акцентирует внимание на природе и народной жизни – то есть, на предметах, составляющих образ России. В отличие от других произведений поэта, где он не скупиться на цветовые эпитеты, здесь он словно экономит на красках, при довольно богатой палитре средств художественной выразительности. Из цветовых встречается только желтая нива и чета белеющих берез. «Родина» Лермонтова сыграла «исключительно важную роль в становлении художественного образа русской природы» считал советский литературовед, критик Кирилл Пигарев.
Лермонтов активно использует в этом произведении анафоры (повторы). В начале стихотворения использованы частицы не и ни. Причем частицы «не» являются замыкающими в этих строчках:
Из средств художественной выразительности использованы также:
- эпитеты: странный, полный, заветные, отрадного, безбрежных, проселочным, медленным, спаленной, ночующий, желтой, белеющих, полное, резные, пьяных;
- метафоры: купленная (кровью); темной (старины); холодное (молчанье) росистый (вечер);
- олицетворения печальных (деревень); ночующий (обоз);
- гипербола: разливы рек, подобные морям.
Композиция и построение стиха
Тема России развивается от широкого, обобщенного плана к более узкому, образуя эффект перевернутой пирамиды. Композиционно стихотворение делится на 3 части:
- 1 часть занимает 6 строк. Поэт говорит о странности любви. Его не волнует патриотизм в общепринятом смысле слова.
- 2 часть – 8 строк занимает описание природы. Правда, последние 2 строки являются переходными. Они предваряют переход к следующей части.
- 3 часть – последние 12 строк посвящены деревенскому быту. Лермонтов говорит, что любит деревенские праздники. С отрадой встречает полное гумно.
Стихотворение записано одной строфой в 26 строк. По мере развития композиции, а точнее, по мере сужения пирамиды, изменяется стихотворный размер. Начинается это произведение шестистопным ямбом, затем переходит в пятистопный и заканчивается четырехстопным ямбом. Рифма на протяжении всего стихотворения перекрестная, и только в первой части встречаются параллельная и кольцевая рифма. Она была нужна Лермонтову для создания эпифоры – повторения последних слогов:
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» отличается цельной завершенностью, оно располагает к созерцательному пониманию, что свидетельствует об идейно-художественной целостности этого произведения.
Источник
Стихотворение и анализ «Родина»
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Краткое содержание
Н. Сергеев. Сенокос. 1887
Русские литераторы первой половины 19 века по-разному понимали понятие патриотизма. Для одних он был связан с любовью к родине без обличения ее недостатков, таких как абсолютная монархия и крепостное право. Другие же все свои силы направляли на то, чтобы заклеймить эти изъяны российского общества, и это находило отражение в содержании их произведений. Михаил Юрьевич Лермонтов не имел отношения ни к одной из этих категорий. Стихотворение «Родина», написанное в 1841 году, – это собственные размышления автора об отношении к России того времени.
«Люблю отчизну я, но странною любовью» – такими словами начинается стихотворение. В это понятие поэт вкладывает определенный смысл: он любит Россию не за победы и не за славу, купленную кровью, а за неповторимую природу, богатую историю, разнообразие традиций, за особый дух, которым наполнена русская земля.
Лермонтов создает живой образ родины, содержание которого составляет жизнь народа и красота русской природы. Деревня, описанная автором, была бесконечно дорога его сердцу и, в то же время, лишена того романтизма, который можно было наблюдать в его ранних работах. В ней автор воплощает свою любовь к родине в целом, сосредоточивает на ней чувство своего патриотизма, видит ее символом всей России.
Обращают на себя внимание детали, имеющие отношение к сельскому быту – гумно, изба, резные ставни. Завершает стихотворение картина деревенского праздника с пляшущими мужиками, которой автор готов любоваться до полуночи. Таким образом, Лермонтов в этом стихотворении создает свою собственную систему ценностей. Для него полное гумно рядового крестьянина важнее государственной казны, полной золота. Он доволен тем, что урожай выдался богатым, и народ радостно отмечает это событие.
Анализ
История создания
Стихотворение «Родина» Лермонтов написал в последний год своей жизни. Весной он навсегда покинул Кавказ и планировал уйти в отставку, посвятив себя творчеству. Стихотворение стало его признанием в любви к России и одновременно прощанием с ней. Будучи долгое время оторванным от родной земли, всю радость от встречи с ней он выразил в строках этого произведения.
Также в тексте можно найти намек на причину отставки. Поэт пишет, что ему чужды мечты о славе, купленной кровью, и он не собирается участвовать в подобных мероприятиях для ее преумножения. Стихотворение увидело свет в том же, 1841 году, его напечатали в журнале «Современник» под первоначальным названием «Отчизна».
Персонажи и образы
Под образом лирического героя подразумевается сам Лермонтов, для которого родина – это, прежде всего, страна, но не государство. Ее образ запечатлен в виде первозданной красоты и безграничной свободы. Герою нравится путешествовать по проселочным дорогам, вместе с народом принимать участие в гуляньях, ночевать в степи под открытым небом. Эти чувства он не может объяснить самому себе, потому что они идут из самой глубины его души.
Образ родины в стихотворении двойственный, ему присущи черты и романтизма, и реализма. Заслуги ее в многочисленных сражениях, ее великий исторический путь Лермонтовым не отрицаются. Но он считает, что это лишь внешний блеск, когда не меньшего внимания заслуживает и внутреннее содержание, ценностью которого является народ.
«И на холме средь желтой нивы чету белеющих берез…» – Лермонтова можно назвать одним из первых, кто образ родины связал с образом березы, сделав ее символом России. Эта символика найдет свое продолжение в литературе двадцатого столетия, в частности, в произведениях Сергея Есенина.
Композиция
Стихотворение выстроено в виде перевернутой пирамиды: от общего плана автор постепенно переходит к детальному описанию. Композиционно оно состоит их двух неравных строф, которые включают 26 строчек. Тематически его можно разделить на три части.
В первой части из шести строк, поэт рассуждает о своей странной любви к России. Он далек от патриотизма в общепринятом смысле этого слова. В восьми строках второй части следует описание природы, в которую он влюблен, вопреки рассудку. Третья часть, состоящая из двенадцати строчек, посвящена сельскому быту, собранному урожаю, народному празднику.
Литературное направление этого произведения – романтизм. По роду литературы оно относится к лирическим стихотворениям, по жанру – это элегия.
Размер и средства художественной выразительности
В стихотворении использован четырехстопный ямб с переходом на шестистопный, и два вида рифмы – кольцевая и перекрестная с преобладанием женских слогов.
Лермонтов прибегает к следующим средствам художественной выразительности: эпитетам – «безбрежные леса», «заветные преданья», «темная старина», «вечером росистым»; метафорам – «слава, купленная кровью», «полный гордого доверия покой»; олицетворениям – «степей холодное молчанье», «печальных деревень», «чета белеющих берез» и сравнению: «разливы рек ее, подобные морям».
Проблематика и основная идея произведения
Одной из проблем стихотворения является мнимая любовь к России. Автора не могут радовать «ни темной старины заветные преданья, ни слава, купленная кровью». Во время царствования Николая I восхваление воинских побед было возведено едва ли не в рамки закона. К сожалению, никто не вспоминал о том, какой кровью доставались эти победы. Восхваление лишь светлых сторон российской истории способствовало оправданию самодержавного строя в государстве.
Следующая проблема – абсолютная власть императора. Именно против него направлены смелые слова Лермонтова: «Ни полный гордого доверия покой». Имеется в виду то, что в каждом царском манифесте звучало утверждение, что именно государю Россия обязана своим покоем.
Основными темами произведения стали красота пейзажа и обычные люди. Стихотворение «Родина» можно назвать высокохудожественным гимном русской природе. Любовь к родине проявляется и в том, что ее населяет прекрасный народ. «С отрадой, многим незнакомой», герой видит «полное гумно», которое означает сытую и благополучную жизнь крестьян. Непреодолимое желание смотреть, как пляшут простые мужики, говорит о единстве поэта с народом, об уважительном отношении к его тяжелому труду и быту.
Источник