- Конспект урока по литературе в 5-м классе по теме «Ритм. Рифма. Размер двусложный. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне».
- «Няне» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – эпитеты, рифма, лирический герой, идея
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
- Краткий анализ стихотворения «Няне» по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Художественное своеобразие произведения
- 15. Размер и рифма
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- Анализ стихотворения «Няне» Пушкина: стилистические и композиционные особенности
- История написания
- Размер и рифмовка
- Сюжет
- Художественные средства выразительности
Конспект урока по литературе в 5-м классе по теме «Ритм. Рифма. Размер двусложный. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне».
Конспект урока по литературе в 5-м классе по теме «Ритм. Рифма. Размер двусложный. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне».(2 часа)
учитель Пальченко Наталья Сергеевна ( МБОУ Одинцовская гимназия №13 го Одинцово Московская область)
Уроки литературы в 5 классе проводятся 3 раза в неделю, факультативы не предусмотрены.
Цель и задачи урока: продолжить знакомство с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма, размер; учить анализировать поэтический текст по предложенному учителем плану.
Оборудование: раздаточный материал (опорные таблицы, схема анализа поэтического текста на партах), презентация по теории литературы. «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила».
Тип урока: повторение изученного материала, обучение анализу поэтического текста.
2. Беседа с учениками
Экран: «В поэтической мастерской».
— Как вы понимаете его название?
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
(На экране высвечивается и комментируется тема и цель урока).
2. Речь прозаическая и стихотворная. Ритм.
— Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.
– Чем же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?
— Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?
— Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
— Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
— Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.
Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и есть проявление ритмичности.
В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.
Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, повторив статью в учебнике на стр.89 ( учебник литературы В.Я.Коровиной)
(Самостоятельное чтение статьи учебника).
— Что же такое ритм? Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести. Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм).
— Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм задает характер, темп.
Послушайте и попытайтесь запомнить ритм музыкального произведения.
(Звучит «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»).
— К какому жанру относится это произведение? (Марш)
— Воспроизведите ритм марш хлопками.
— А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?
Стихотворный ритм — это чередование ударных и безударных слогов в строке.
(Заучивание определения в парах).
Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.
Источник
«Няне» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – эпитеты, рифма, лирический герой, идея
Арина Родионовна была для А. С. Пушкина не просто няней, но и советчицей, верным другом. Ее образ поэт запечатлел в произведениях. Одно из самых известных – «Няне». Школьники изучают его в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Няне» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Няне.
История создания – было создано в1826 г., опубликовано посмертно в сборнике стихотворений поэта.
Тема стихотворения – воспоминания о няне.
Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к няне. Оно не делится на смысловые части, каждая его строка – деталь портрета пожилой женщины, на строфы произведение тоже не делится.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – написано четырехстопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь».
Эпитеты – «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь».
Сравнение – «горюешь, будто на часах».
История создания
А. С. Пушкин вырос в дворянской семье, поэтому его воспитанием занималась няня Яковлева Арина Родионовна. Женщина была крестьянкой. К Александру Сергеевичу относилась, как к родному ребенку. Няня стала для поэта настоящим другом, повлияла на его творчество. Арина Родионовна знала много сказок и преданий, с удовольствием рассказывала их своим воспитанникам. Позже эти рассказы вдохновили поэта на создание прекрасных строк.
В 1824 – 1826 гг. Александр Сергеевич пребывал в ссылке в имении Михайловское. Этот период был для поэта нелегким: друзья навещали его очень редко, а родной отец следил за ним и был готов донести властям о любом «неаккуратном» шаге сына. Единственным товарищем оставалась Арина Родионовна. В беседах с ней поэт находил душевное утешение и душевное спокойствие.
В 1826 г. А. Пушкин написал анализируемое стихотворение, которое было опубликовано посмертно. Оно вошло в сборник сочинений Александра Сергеевича, изданный в 1855 г. Следует отметить, что произведение незаконченное, а название ему дали издатели, а не автор.
В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространенную в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.
Уже первые строки показывают, какое место занимала няня в жизни мужчины: это подруга, которая переживала вместе с ним тяжелые времена. Лирический герой называет женщину «дряхлой голубкой», указывая, таким образом, на ее возраст.
Няня доживает свои годы среди леса в одиночестве. Ее воспитанник уверен, что женщина ждет его, не отходя от окна светлицы. Няня прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в ее руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлен в сторону дороги.
Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, мужчина заявляет, что все ей только чудится.
В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.
Композиция
Композиция стихотворения не отличается оригинальностью. Оно создано в форме монолога-обращения к няне. Произведение не делится на смысловые части, каждый его стих – деталь портрета пожилой женщины. На строфы оно тоже не делится.
Жанр произведения – послание, так как строки адресованы няне. Также в нем можно заметить признаки элегии. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Инструмент для создания образа няни и передачи чувств лирического героя – средства выразительности. В тексте есть метафоры – «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь», эпитеты – «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь» и сравнение – «горюешь, будто на часах».
Источник
Краткий анализ стихотворения «Няне» по плану
1. История создания
Пушкин написал одно из известнейших своих стихотворений «Няне», вспоминая о ссылке в Михайловском.
Поэт был общительной, увлекающейся, социально активной личностью, поэтому вынужденное двухлетнее заточение угнетало его.
И только няня, Арина Родионовна, помогающая воспитаннику в нелегкое время, приносила душевное спокойствие, утешение. Освободившись, поэт часто переписывался с ней, оставшейся в Михайловском.
Именно любимой няне Александр Сергеевич посвятил неоконченное произведение.
Стихотворение было опубликовано уже посмертно: только в 1855 году.
Оно так и не получило авторского названия. Известный заголовок «Няне» принадлежит не Пушкину, а издателям.
2. Литературное направление
Безусловно, это произведение относится к реализму.
3. Род
Род рассматриваемого стихотворения – лирика.
4. Жанр
Жанр – послание, потому что поэт обращается непосредственно к няне, которая одиноко ждет его в далеком Михайловском.
5. Проблематика
Произведение затрагивает проблемы материнской любви, преданности. Старушка осталась одна, но ни на минуту не забывает о своем воспитаннике, ожидая встречи с ним.
6. Тематика
В стихотворении Пушкин затрагивает тему нежных, родственных отношений между Ариной Родионовной и им.
Текст состоит из воспоминаний и предположений автора. Он наполнен душевностью, теплом и искренней любовью.
7. Идея
Идея пушкинского произведения проста и прозрачна: это своеобразное художественное признание в искренних чувствах, дань уважения доброй женщине, относящейся к воспитаннику, как к собственному ребенку.
И хотя во всем стихотворении нет ни одного слова о любви, но читатель чувствует трепетное отношение поэта, которое сквозит в каждой строчке.
8. Пафос
Эмоциональный фон насыщенный. Читателю передаются такие чувства, как любовь, уважение, некая ностальгическая грусть.
Одновременно ощущается глубокое одиночество покинутой старушки, ее тоска, ожидание встречи. Все это автор мастерски передал в своем коротеньком, неоконченном произведении.
9. Система образов
Центральный образ стихотворения – конечно же, няня. Поэт настолько точно, буквально филигранно рисует его, что читатель представляет старушку, как живую.
Вот она сидит у окна, медленно вяжет, постоянно поглядывая вдаль: не едет ли любимый воспитанник? Ждет, а сама переживает, волнуется за него. И тоска, печаль, смутные предчувствия не дают покоя старушке, разрывают ее многострадальное сердце.
10. Центральные персонажи
Центральными персонажами можно назвать саму няню и лирического героя, от лица которого идет повествование.
Все стихотворение пропитано искренней любовью к старушке. Воспитанник не может приехать, но тоже думает о ней, мысленным взором представляя такой знакомый и трогательный образ.
Няня бесконечно дорога лирическому герою, и возможно, где-то в глубине души он корит себя за то, что оставил ее одну.
11. Лирический герой
Лирическим героем произведения является художественная проекция Пушкина. Няня, к которой он обращается, – реальный человек, и чувства, испытываемые автором, тоже реальны.
Нельзя сказать, что поэт и лирический герой едины, но то, что в нем есть много от личности самого Пушкина, – бесспорно.
12. Сюжет
Как такового, сюжета в этом произведении нет. Автор просто представляет любимую няню и обращается к ней.
13. Композиция
Так как это классическое послание, четкой композиции оно не имеет.
По сути, произведение является одним воспоминанием, мысленным представлением дорогого человека, находящего далеко от автора.
Пушкин не имел возможности часто навещать няню, но не забывал о ней, и под таким ностальгическим, грустным настроение родились эти прекрасные строки.
14. Художественное своеобразие произведения
Создавая бессмертное творение, Пушкин, видимо, испытывал сильнейшие эмоции. Это ощущается в оформлении произведения: мысль льется потоком, разделения на строфы нет.
На писателя как будто нахлынуло воспоминание – и в одно мгновение родились трогательные строчки. По сути, все стихотворение является развернутым портретом няни и одновременно монологом, раскрывающим душу автора.
15. Размер и рифма
Стихотворение написано четырехстопным ямбом.
Рифмовка перекрестная по типу АБАБ.
16. Средства художественной выразительности
Автор использует бытовую, понятную лексику. В стихотворении много нежных, теплых слов.
Оно наполнено эпитетами: «наморщенные руки», «черный отдаленный путь».
Встречаются метафоры: «подруга дней моих суровых», «голубка дряхлая моя».
Кроме того, автор использует сравнение («горюешь, будто на часах»), инверсии: «дней моих суровых», «в глуши лесов сосновых».
Именно такие приемы приближают пушкинское произведение к фольклорным, которые так хорошо знала его любимая няня.
17. Значение произведения
Произведение имеет большое значение для понимания души его автора, чувств, двигающих творчество поэта.
Не только социальные изменения и общественная жизнь волновали Александра Сергеевича, но и близкие, родственные связи, которые он бережно хранил до трагической гибели.
18. Актуальность
Стихотворение остается актуальным до сих пор. Ведь у каждого читателя есть такие люди, которые его ждут и любят, несмотря ни на что.
19. Моё отношение
Мне очень нравится стихотворение «Няне» своей лиричностью и сентиментальностью. Оно вызывает ответные, очень теплые и душевные чувства.
20. Чему учит
Произведение учит ценить и беречь своих близких, и стараться находиться с ними как можно чаще, несмотря на перипетии непредсказуемой судьбы.
Источник
Анализ стихотворения «Няне» Пушкина: стилистические и композиционные особенности
А.С. Пушкин писал стихи не только на любовную тему или описания природы. Не меньшую популярность получили его знаменитые сказки, написанные в стихотворной форме. В их основу вошли сказочные истории, рассказанные поэту его няней Ариной Родионовной. Эта добрая женщина любила своего воспитанника Александра и заботилась о нем. Именно благодаря ей поэт открыл богатства русского народного творчества. Ниже представлен анализ стихотворения «Няне» Пушкина по плану.
История написания
В анализе стихотворения «Няне» Пушкина необходимо рассказать об Арине Родионовне, которой посвящено это произведение. Это была простая, добрая крепостная, воспитавшая не только великого поэта, но и его брата и сестру. Няня рассказывала Пушкину сказки, пословицы и поговорки, старинные предания, особенности жизни крестьян. В дальнейшем они служили источником вдохновения для поэта.
Арина Родионовна послужила прототипом для няни Татьяны Лариной, свои самые душевные и теплые стихотворения Александр Сергеевич посвятил ей. Она всегда поддерживала поэта в трудные минуты, она была его поддержкой во время ссылки в Михайловское. Данное стихотворение, написанное в 1826 году, стало известным под названием «Няне», хотя сам поэт его не озаглавил и не закончил. Арина Родионовна была лучшей подругой Пушкина.
Размер и рифмовка
В анализе стихотворения «Няне» Пушкина следующим пунктом является определение способа рифмовки. Оно написано любимым размером поэта — четырехстопным ямбом. Он дополняется чередованием мужской и женской рифмы перекрестным способом.
Длинные строки придают медленный ритм стихотворению. И это создает грустное настроение при прочтении. Частое употребление шипящих звуков придает некую мрачность, создают иллюзию звука шагов няни, звяканье спиц. Все это позволяет представить старушку, ожидающую своего воспитанника и готовую его выслушать.
Сюжет
Так же в анализе стихотворения «Няне» Пушкина можно рассказать о теме произведения и главных действующих лицах. Здесь рассказывается как няня, проживающая в домике, находящемся среди соснового леса, ожидает приезда воспитанника. Томительное ожидание, чувство тревоги, старушка все время приглядывается и прислушивается: не приехал ли ее гость?
Герой тоже стремится как можно быстрее встретиться с няней. Он хотел бы оградить свою верную наперсницу от всех переживаний и тревог, но не может часто приезжать в Михайловское. Поэт не говорит о том, что он чувствует напыщенными фразами. Но его теплое и нежное отношение читается в строках. В анализе стихотворения «Няне» Пушкина следует отметить, что это произведение проникнуто заботой и добротой.
Художественные средства выразительности
Следующим пунктом в анализе стихотворения Пушкина «Няне» является определение: какими литературными тропами пользовался поэт. Конечно, это эпитеты, которые придают стихотворению больше выразительности. Употребление метафоры, когда автор пишет о спицах, показывает читателю, что няня прерывала свою работу, прислушиваясь к звукам в ожидании приезда героя.
Употребление различных прилагательных смягчает то мрачное и тревожное настроение, которое возникает при прочтении. У читателя появляется уверенность в том, что герой непременно приедет и будет тепло встречен няней. Ощущение тепла появляется еще и благодаря тому, что комната, в которой находится старушка, светлая и дарит ощущение покоя.
Использование противопоставления светлицы и черного далекого пути усиливает чувство тревоги за воспитанника. Дом, в котором поэта ждала няня, олицетворяет собой покой и место, в котором он уверен, что его всегда выслушают и поймут. В анализе стихотворения Пушкина «Няне» можно отметить, что произведение написано с использованием фольклорных традиций.
Арину Родионовну уважали и друзья поэта, в письмах к которому они просили передавать приветы доброй старушке. Александр Сергеевич в этих строках выразил все свое уважение, любовь и благодарность за заботу о нем. Краткий анализ стихотворения «Няне» Пушкина показывает автора не только как талантливого поэта, но и как любящего воспитанника. Правильным будет сказать, что это послание относится не только к Арине Родионовне. Его можно посвятить всем мамам, бабушкам, няням, которые дарят свою любовь детям и посвящают жизнь их воспитанию.
Источник